Раннее развитие умственно отсталого ребенка

У
детей не сформированы навыки учебной
деятельности. Недоразвита целенаправленная
деятельность, имеются трудности
самостоятельного планирования собственной
деятельности.
Мотивация
характеризуется неустойчивостью,
скудостью, ситуативностью. Умственно
отсталые дети приступают к работе без
предшествующей ориентировки в ней, не
руководствуются конечной целью; в
результате в ходе работы часто уходят
от правильно начатого выполнения
действий. При этом они соскальзывают
на действия, производимые раньше, причем
переносят их в неизменном виде, не
учитывая того, что имеют дело с иным
заданием. Этот уход от поставленной
цели наблюдается при возникновении
трудностей, а также в случаях, когда
ведущими являются ближайшие мотивы
деятельности.
Дети
не соотносят получаемый результат с
задачей, которая была перед ними
поставлена, а потому не могут правильно
оценить ее решение. Они не критичны к
своей работе. Навыки простого чтения,
письма усваиваются очень медленно, и
для полного усвоения задание нужно
повторять многократно на протяжении
10-20 дней, хотя механическая память при
дебильности обычно не страдает.
10. Личность.
Интересы,
потребности и мотивы поведения примитивны,
преобладающими среди них являются
элементарные органические потребности
(сон, еда, сексуальные потребности); в
связи со сниженной контролирующей
функцией головного мозга с годами их
побудительная сила увеличивается.
Общая
активность снижена. Затруднено
формирование правильных отношений со
сверстниками и взрослыми. Отсутствует
гибкость, поведение стереотипное,
шаблонное.
С
трудом формируются абстрактные понятия
добра и зла, чувство долга, способность
к самоконтролю и прогнозированию
последствий своих поступков.
Развитие
способностей и компенсирующих возможностей
ограничено. Самосознание характеризуется
некритичностью к своим и чужим поступкам,
неадекватной самооценкой и неадекватным
уровнем притязаний.
5. Психическое развитие умственно отсталых детей в соответствии с возрастными этапами.
1. Младенчество и раннее детство.
У
многих детей задерживается развитие
прямостояния: начинают значительно
позже, чем нормальные дети, держать
голову, сидеть, стоять, ходить.
Задержка
может захватывать не только первый, но
и второй год жизни. Эти дети неловки,
физически слабы, часто болеют.
Наблюдается
отсутствие или значительное снижение
интереса к окружающему, общая патологическая
инертность. Это не исключает крикливости,
беспокойства, раздражительности,
двигательной расторможенности.
Не возникает
интерес к игрушкам, находящимся над
кроваткой или в руках взрослых.
Не происходит
своевременного перехода к общению с
взрослыми на основе совместных действий
с игрушками.
Не
возникает жестовая форма общения (н-р,
указательные жесты).
Не исследуют
предметы, не стремятся узнать о них у
взрослых, равнодушны к процессам и
явлениям, происходящим в природе и
социальной жизни.
Отсутствуют
и предпосылки развития речи: предметное
восприятие, предметные действия, общение
с взрослыми, в частности доречевые формы
общения.
Недоразвит
артикуляционный аппарат и фонематический
слух. В результате своевременно не
возникает лепет, который должен появиться
с 6 месяцев и зависит не от влияния
взрослых, а от состояния нервной системы.
2.
Дошкольный возраст.
Начинают
формироваться перцептивные действия,
которые в норме развиваются в раннем
детстве.
Появляется
интерес к предметам, игрушкам. Возникают
простейшие представления об их свойствах
и отношениях.
В 5 лет дети могут
делать выбор по образцу: цвету, форме,
величине.
К
концу дошкольного возраста немногим
более 50 % умственно отсталых детей
достигает уровня развития восприятия
характерного для начала дошкольного
возраста нормальных детей.
Отстает
развитие наглядно-действенного мышления.
К концу дошкольного детства не всем
доступно решение практических задач –
перемещение предмета, его использование.
До конца дошкольного
возраста фактически отсутствует
возможность решения наглядно-образных
задач.
Для
большинства умственно отсталых детей
развитие речи в дошкольном возрасте
только начинается. Они начинают говорить
с 4-5 лет. Первые слова появляются после
3 лет, фразы – к концу дошкольного
возраста. Активный словарь беден, фразы
односложны. Дети не могут передать
элементарное связное содержание. Их
пассивный словарь также значительно
меньше по объему, чем в норме. Они не
понимают конструкций с отрицанием,
инструкций, состоящих из 2-х-3-х слов,
даже в школьном возрасте им трудно
поддерживать беседу, т.к. они не всегда
достаточно хорошо понимают вопросы
собеседника.
В
отличие от детей с нарушенным слухом,
у умственно отсталых недоразвитие
коммуникативной функции речи не
компенсируется другими средствами
общения – мимикой, жестами.
Медленно
развивается словарный запас и обобщаются
понятия. Дети с трудом абстрагируются
от конкретной ситуации. Речевая продукция
сводится к использованию заученных
речевых шаблонов. Ребенок долго общается
в вопросно-ответной форме, контекстная
речь формируется с трудом.
Самостоятельный
рассказ сводится к простому перечислению
отдельных предметов и действий,
изображенных на картинке.
Внимание
к речи окружающих и контроль за своей
речью снижен. Отсутствуют вопросы
«почему?».
Отстают
от сверстников во всех видах продуктивной
деятельности: рисовании, лепке,
конструировании.
Рисунки
примитивны, фрагментарны; формы и
пропорции предметов искажены. Умственно
отсталые дети не используют в своих
рисунках цвет.
Элементы
трудовой деятельности начинают
формироваться под влиянием требований
окружающих. Сами умственно отсталые
дети не хотят овладевать навыками
самообслуживания. Нет понимания
последовательности и логики всех
действий, входящих в навык.
При
наличии правильного воспитания умеют
обслужить себя в быту, приобретают
гигиенические навыки, проявляют
инициативу в повседневных домашних
делах.
Игры
носят элементарный подражательный
характер, изобилуют стереотипными
действиями, отсутствует творчество,
замысел в игре. Дети плохо усваивают
правила игры, отсутствует символическая
функция. Игровые действия не сопровождаются
эмоциональными реакциями и речью.
Сюжетно-ролевая игра самостоятельно,
без специального коррекционного обучения
у умственно отсталых детей не формируется.
Дебильные дети могут поддержать
коллективную игру своих нормально
развивающихся сверстников.
К
школьному возрасту фактически не
возникает предметная деятельность:
действия с предметами остаются на уровне
манипуляций. Интерес к предметам и
игрушкам оказывается кратковременным,
т.к. побуждается их внешним видом.
Первые
проявления самосознания (отделение
своего «Я») происходят после 4-х лет.
Проявляются в негативных реакциях на
замечания, порицания. Систематическое
переживание неуспеха ведет к формированию
патологических черт личности – отказу
от всякой деятельности, пассивности,
замкнутости, агрессивности или, наоборот,
к заискиванию перед взрослыми и более
сильными, угодливости, негативизму,
озлобленности. Желание самоутвердиться
приобретает патологические формы:
озлобленность, жестокость к более
слабому.
Ограниченность
средств общения (речевых и неречевых),
непонимание игровой ситуации ведут к
отверженности умственно отсталых детей
в коллективе сверстников. В поведении
превалируют сиюминутные желания и
импульсивные действия.
Диагностика
негрубых форм умственной отсталости
(дебильности) у дошкольников часто
затруднена: в поведении от нормальных
сверстников они отличаются незначительно,
а несформированность навыков
самообслуживания может быть расценена
как результат неправильного воспитания.
Иногда
выраженное речевое недоразвитие является
единственным симптомом, настораживающим
окружающих. Не привлекают внимания
родителей и воспитателей замедление
психического развития, недостаток
фантазии и любознательности, низкая
популярность среди детей.
3.
Младший школьный возраст.
Умственный
дефект проявляет себя с началом школьного
обучения. Проявляется неспособность к
образованию отвлеченных понятий при
относительной сохранности наглядно-образного
мышления. Дети плохо понимают связи
между звуком и буквой, множеством и его
численным выражением, плохо осмысливают
даваемые учителем задания. Для понимания
задания требуется, чтобы оно было
изложено в виде кратких предложений
без вводных слов, причастных оборотов
и т.п. Подсказка помогает мало: необходимо
растолковать задание полностью, во всех
деталях.
Навыки чтения и
письма усваиваются медленно: для полного
усвоения задание нужно повторять
многократно на протяжении 10-20 дней.
Правила правописания
усваиваются с трудом. Умственно отсталые
дети фразы строят примитивно, их речь
страдает аграмматизмами, косноязычием.
Плохо
распознают отношения событий и предметов
во времени и пространстве («раньше»,
«позже», «правее», «левее»).
Сравнивать
сходные предметы по величине, объему,
весу могут только в наглядно-действенном
плане, взяв их в руки и приложив друг к
другу.
Чтобы
перейти к наглядно-образному обучению,
оперированию образами предметов,
требуется несколько лет. Различия между
сходными предметами обнаруживают с
большей легкостью, но при этом могут
работать одновременно не более чем с
2-3 предметами.
При
обучении счету плохо усваивают понятие
количественного содержания числа, смысл
условных арифметических знаков, не
улавливают условия несложной задачи
без предварительного разъяснения.
Отсутствует
умение устанавливать причинно-следственные
зависимости, что влечет за собой
непонимание математических задач.
Воображение не развито: дети не могут
придумать окончание незаконченного
рассказа, не умеют включиться в чужую
роль.
Любят
слушать музыку, пытаются танцевать, но
движения неловки, размашисты, не
согласуются между собой.
Несмотря
на трудности формирования представлений
и усвоения знаний и навыков, задержку
в развитии разных видов деятельности,
дети с незначительной умственной
отсталостью все же имеют возможности
для развития.
У
них в основном сохранно конкретное
мышление, они способны ориентироваться
в практических ситуациях, ориентированы
на взрослого, у большинства из них
эмоционально-волевая сфера более
сохранна, чем познавательная, они охотно
включаются в трудовую деятельность.
В
младших классах вспомогательной школы
у детей формируют правильное произношение,
фонематическое восприятие, умение
выслушивать и задавать вопрос, правильно
рассказать о своей работе, выполнить
задание по словесной инструкции.
Формируются
первоначальные пространственные
представления, первоначальные
представления о числе, представления
о природе, людях, вещах.
Прививаются
основные навыки чтения и письма,
исправляются некоторые недостатки
моторики, формируются навыки
целенаправленных, организованных
движений.
В
старших классах продолжается работа
по обучению детей чтению, грамотному
письму, развитию устной речи, элементарной
арифметике. Сообщаются элементарные
сведения из истории и географии Родины.
Средствами естествознания формируются
навыки ухода за растениями и животными.
В
этот же период детей начинают обучать
специальности – дерево- и металлообработке,
швейному или картонажно-переплетному
делу, отдельным видам сельскохозяйственных
специальностей.
Средствами
наглядности и трудового обучения удается
к среднему и старшему возрасту несколько
сгладить недостатки мышления. Достигаются
значительные успехи в развитии
наглядно-образного мышления, практической
деятельности, в речи и словесно-логическом
мышлении: дети постепенно овладевают
системой понятий, научаются черпать
некоторые знания из книг, газет,
телепередач.
Развивающееся
мышление способствует совершенствованию
восприятию, памяти, чувств, содействует
подготовке к самостоятельной жизни,
формированию убеждений и мировоззрения.
К
старшему школьному возрасту значительно
обогащается не только пассивный, но и
активный словарь, расхождение между
ними несколько сглаживается. В устной,
иногда и письменной речи появляются
сложные грамматические конструкции.
Развивается и разговорная речь, становясь
более последовательной, связной, понятной
для собеседников. Формирующаяся
внутренняя речь способствует развитию
осмысленного запоминания, благодаря
чему умственно отсталые дети научаются
понимать и воспроизводить прочитанные
тексты.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Нарушение умственного развития — достаточно сложная и одновременно недостаточно раскрытая на сегодня особенность течения развития ребенка.
Умственная отсталость определяется как особенность развития психики ребенка при органическом повреждении центральной нервной системы во внутриутробный период или в период от 1 до 3 лет. У умственно отсталого ребенка нет достаточно развитых способностей к контролю и самоконтролю собственного поведения, что является следствием нарушения взаимосвязи между познавательными и эмоциональными процессами или мышлением и эмоциями. У ребенка наблюдается низкий уровень активности и познания, ее непосредственные потребности и эмоциональные проявления не подчинены мышлению и, следовательно, не осознаются и не регулируются самим ребенком.
Оксана Гаяш — кан. пед. наук, методист кабинета дошкольного, начального и инклюзивного образования ЗИППО
Ребенок с умственной отсталостью учится и развивается в пределах своих возможностей. Умственная отсталость, к сожалению, не лечится. Если нет противопоказаний, по назначению врача ребенок может пройти специальную терапию, которая будет стимулировать его развитие, но, опять же, в пределах возможностей организма ребенка. Развитие и социальная адаптация ребенка с умственной отсталостью зачастую зависит от воспитания и обучения.
У умственно отсталых детей нарушается нормальное развитие познавательных и психических процессов, у них ухудшается восприятие, память, словесно-логическое мышление, и так далее. Для таких детей характерны трудности в социальной адаптации, формировании интересов. У многих из них нарушается физическое развитие, возникают трудности артикуляции, двигательной моторики, могут произойти некоторые внешние изменения, например, может несколько измениться форма черепа, размер конечностей.
Как положительные, так и отрицательные эмоции у такого ребенка характеризуются непосредственным активным проявлением в поведении. Познавательные потребности, а также те потребности, которые вызывают интерес ребенка к деятельности, ограничены.
Дети с нарушением умственного развития овладевают практическими действиями (особенно трудовыми) вследствие целенаправленного обучения и воспитания. Они специфически воспринимают социум и выражают эмоциональное отношение к нему. Постоянное активное привлечение взрослого к развитию ребенка будет способствовать его вхождению в социум, развитию у него необходимых социально значимых качеств и волевых характеристик, которые обеспечат ему активную осознанную позицию.
Формирования умственных действий осуществляется благодаря специально организованному обучению и воспитанию, а также коррекционной работе. Чем раньше к развитию малыша будут привлечены специалисты, тем лучше будет его развитие.
Что нужно делать родителям для развития умственно-отсталого ребенка? Когда начинать?
В семье, в которой есть ребенок с интеллектуальной недостаточностью, проблемы возникают, прежде всего, не из-за низкого уровня его умственного развития, а из-за ложных методов обращения с ним. Если родители стесняются своего ребенка, им будет трудно относиться к нему так, чтобы он чувствовал себя спокойно и безопасно. Родители иногда настаивают на методах лечения, которые еще больше нервируют ребенка и не приносят ему никакой пользы.
Каждый шаг родителей должен быть направлен на развитие и воспитание вашего ребенка. Целесообразно, начиная с раннего возраста, общаться с ребенком, разговаривать с ним, предоставлять различную информацию в зависимости от возраста и состояния познавательных (интеллектуальных) процессов, с помощью которых человек познает окружающий мир (восприятие, память, мышление речи и др.)..
Дошкольный период — важный этап коррекционно-развивающей работы с ребенком, от эффективности которого зависят дальнейшие успехи его обучения и развития.
Если пустить развитие умственно отсталого ребенка-дошкольника на самотек, то он упустит навык общения с людьми, навык предметного действия. Если ребенок не будет достаточно контактировать со своими сверстниками и со взрослыми, не будет играть с детьми в игры или участвовать в какой-либо деятельности, то это негативно отразится на социальной адаптации, на развитии мышления, памяти, самосознания, воображения , речи, воли и так далее. При правильном подходе к организации воспитания и обучения, можно корректировать нарушения развития познавательных процессов и речи.
Поэтому Мерсиянова Г. М., Макарчук Н.А. предлагают придерживаться следующих рекомендаций:
Нужно называть предметы, окружающие ребенка в вашем доме, которыми пользуетесь вы и ребенок во время питания (посуда), одевания (названия одежды), отдыха (кровать, стул, стол и др.), организации досуга, игровой деятельности (названия игрушек), прогулок. По мере взросления добавлять названия различных заведений (поликлиника, зоопарк, магазин, цирк и т.д.) и всех предметов и объектов, которые там встречаются.
Также следует называть действия, которые выполняются («будем есть, одеваться», «берем ложку, тарелку, хлеб», «одеваем штанишки, рубашку и др..», «Моем руки» и т.д.).
Ежедневно называть основные цвета предметов, с которыми непосредственно сталкивается ребенок (мячик красный, огурец зеленый, кубик зеленый, красный, желтый и т.д.). Во время прогулки называть животных, которые встречаются во дворе и на улице, растения (это дерево, это цветок, это травка), здания (это дом, детская площадка), средства передвижения (машина, автобус, самолет, велосипед и др. .).
Ребенок должен знать и видеть, что каждый член семьи имеет определенные обязанности перед семьей, выполняет временные или постоянные поручения. Об этом нужно рассказывать ребенку и привлекать его к выполнению элементарных поручений: сначала под руководством взрослого класть игрушки на место, поливать комнатные растения, кормить домашних животных (кошку, рыбок и др.), убирать посуду со стола после еды, раскладывать ложки, ставить чашки . Ребенок должен принимать посильное участие в уборке помещения, наблюдать за подготовительными работами к приготовлению завтрака, обеда, ужина. Необходимо давать информацию ребенку о продуктах питания, как они называются, кто, как и что производит, откуда что берется: овощи выращивают, фрукты — яблоки, груши и др.. растут на деревьях, можно приобрести в магазине (хлеб, колбасы, сыр, конфеты и др.). Иногда уместно привлекать ребенка, особенно старшего дошкольного возраста, к приобретению продуктов питания, игрушек, одежды.
Целесообразно по возможности привлекать ребенка к разнообразному посильному труду в саду, на огороде, а также привлекать его выращивать рассаду овощей, цветов и др.. В период всего весенне-летнего периода дети должны принимать участие во всех работах на огороде, под руководством родителей обрабатывать землю, поливать грядки, цветы, помогать собирать урожай (например, взрослый собирает огурцы или помидоры на грядке, передает их ребенку для складывания в корзину). При этом необходимо сообщать ребенку, куда пойдете с ним, почему, что там будете делать («Мы с тобой пойдем в магазин купить хлеб», «Пойдем выбирать спелые огурцы на грядке» и т.д.).
В процессе деятельности следует обращать внимание ребенка на то, кто что делает («Что я сейчас делаю?», «А ты, что сейчас делаешь?»). После завершения работы нужно учить ребенка рассказывать кому-то из членов семьи, где он был, что делал, что видел («Мы с мамой собирали на грядке огурцы», «Мы ходили в магазин, там купили хлеб» и т.д.). Важно научить ребенка задавать вопросы, чтобы получать информацию о предметах («Что это?», «Как называется?», «Где можно использовать?»), о животных, растениях, действиях взрослых или детей и др.
Следует помнить, что особенности умственного развития ребенка проявляются в том, что ему сложно овладеть игровой деятельностью, понять роли, правила и нормы, диктуемые игровой ситуацией.
Ребенок с нарушениями умственного развития больше фиксируется на самой игре (на манипуляции с предметами) и не всегда проявляет инициативу в восприятии ролей, правил и норм. Родители должны знать: что в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ребенок должен быть постоянно вовлечен в общение с близкими и окружающими людьми. Сосредоточенность детской игры в этом возрасте на предметах, а не на взаимодействии в игре с другими людьми, может негативно сказаться на развитии ребенка в дальнейшем. Игнорирование взрослыми того факта, что в игре ребенок не усваивает ролевых параметров («мама — ухаживает за ребенком», «папа — это тот, кого слушают»), может привести в дальнейшем к фиксации ребенка в игре с предметами. Одновременно игра с предметами не обеспечивает развития у ребенка необходимых способностей (понимание, восприятие, произвольности в деятельности и др.) и навыков (повторение, принятие ролевых позиций, техническое исполнение ролевых позиций и др..), от которых зависит успешное овладение учебной деятельностью в школе .
Именно поэтому целесообразно постоянно в ненавязчивой форме, учитывая возможности ребенка, объяснять правила и нормы сюжетно-ролевой игры и обязательно получать обратную связь от ребенка (уточнение, как он их воспринимает и понимает). Игра обеспечивает формирование самооценки ребенка.
Период дошкольного детства принято рассматривать, как возраст познавательных эмоций, доминирующими из которых являются удивление, любопытство, заинтересованность. Ребенку с нарушением умственного развития присущ замедленный темп формирования познавательных эмоций.
Умственно-отсталому ребенку присуща аффективность, которая может проявляться в бурных эмоциях; они неустойчивы, кратковременные и быстро меняются (от положительных до отрицательных и наоборот). Ребенка достаточно легко напугать замечаниями, но с такой же легкостью, в форме позитивного обращения, можно заинтересовать и вызвать удовольствие и радость.
Ребенку с нарушением умственного развития присуще выражение таких эмоций, как агрессивность, тревожность, беспокойство, взволнованность, радость, как в прямой форме, так и непосредственно в поведении. Поведенческие действия могут иметь характер капризов, несоблюдение требований взрослого, агрессивных, иногда вредоносных действий. Следует помнить: такие проявления в поведении не являются осознанными и осмысленными ребенком, поэтому они и выражают непосредственные ее чувства. Взрослый должен знать, что относиться к таким проявлениям поведения надо с пониманием и уступчивостью. Особое значение имеет телесный контакт. Так, ребенка можно прижать, обнять, погладить. Голос в выражении требований к ребенку должен быть спокойным, ласковым, уравновешенным. Следует задавать такие вопросы ребенку, чтобы он пытался проговаривать каждое свое действие или эмоцию.
Именно поэтому взрослый должен развивать любознательность ребенка, его заинтересованность и интерес к самому себе и предметам, которые его окружают. В непосредственном взаимодействии с ребенком особый упор нужно делать на формировании познавательных эмоций, применяя элементы игры. Игровые ситуации, позволяющие развивать познавательные эмоции ребенка, имеют четкие правила, с которыми взрослый обязательно знакомит ребенка. Особое значение приобретает постоянный речевой контакт в игре ребенка со взрослым. Взрослый должен выполнять роль положительно настроенного, понимающего «контролера» эмоций и поведения ребенка, направлять его, помогать ему выражать эмоции и действия, но не оценивая ребенка в процессе. Это будет способствовать формированию навыков сознательного и осмысленного овладения собственными эмоциями и поведением в будущем. Следует помнить, что именно такое отношение взрослого к эмоциональным проявлениям ребенка будет способствовать развитию его самокритичности и самоконтроля.
Следует помнить, что ребенок, находясь длительное время в домашних условиях, имеет тенденцию к недостаточно интенсивному и позитивному развитию поведения, как на уровне моторных умений и физической активности, так и в формировании социального поведения. Именно поэтому, родители должны постоянно расширять сферы контактов ребенка со сверстниками, а также не сдерживать его желание к занятиям, которые будут способствовать формированию навыков моторики поведения.
В дошкольном возрасте, чтобы подготовить ребенка к школе, нужно учить его рассматривать предметы, анализировать их, сравнивать по размеру, величине (большой, маленький, одинаковые), по форме (кружочек, треугольник, квадратик), ориентироваться в пространстве (вверху-внизу, вправо-влево, длиннее — короче, труднее — легче, под, над, между, посередине) на примере расположения предметов.
Обращать внимание ребенка на характерные признаки каждого времени года, на суточные изменения (утро, день, вечер, ночь), погоду (тепло, прохладно, дождь, снег, ветер, солнце светит и т.д.), одежду нужно надевать в зависимости от погоды и времени года, называть дни недели, месяцы. Учить определять времена года и погоду на соответствующих рисунках в детских книгах.
Следует рассказать ребенку о семье: кто старше по возрасту (папа, мама, бабушка, дедушка), кто младший (сестрица, братец), кто из них работает, кто учится, а кто ведет домашнее хозяйство.
Полезно рассматривать вместе с ребенком детские книги, анализировать рисунки, определять на них объекты, место их расположения, форму, цвет и прочее.
Следует также развивать у ребенка элементарные ручные умения, пользоваться карандашом, ножницами; учить его изготавливать различные изделия; вместе с ним изготавливать изделия из бумаги, пластилина, из природных материалов. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от проделанной работы, радовался результатам своего труда. При этом важно дозировать соотношение между помощью ребенку и степенью его самостоятельности: вы всегда должны предоставлять ему посильные задания для самостоятельного выполнения.
Целесообразно устраивать домашние выставки из сделанных ребенком изделий из бумаги, пластилина, соленого теста и т.д..
Полезно также научить ребенка понимать и выполнять практические задания по словесной инструкции, содержащей просьбу, распоряжение или установку.
Очень опасно, когда родители пытаются не замечать признаков умственной недостаточности и начинают доказывать всем, что у ребенка нет проблем с интеллектуальным развитием. В таких случаях родители пытаются научить ребенка таким видам деятельности и навыкам, которые он не в состоянии выполнять. Постоянное давление на ребенка может сделать его раздраженным, упрямым и даже агрессивным.
Однако некоторые матери, в силу особенностей характера, достаточно уравновешенные и им нетрудно ухаживать за ребенком, который имеет значительные отклонения в умственном развитии. Они способны ухаживать за ребенком так, что это их не утомляет; не отчаиваются и могут получать удовольствие от обязанностей. Такое отношение к больному ребенку передается и другим членам семьи, включая братьев и сестер.
Где должен учиться ребенок с нарушением умственного развития?
Рекомендацию об оптимальных условиях обучения вашего ребенка должна дать региональная психолого-медико-педагогическая консультация на основе диагностического обследования соответствующими специалистами (психологом, врачами, педагогом, логопедом), ознакомления с документами ребенка, которые подают родители в зависимости от его возраста и условий воспитания (дошкольное учреждение, воспитание дома, занятия в реабилитационном центре и т.д.). Обследование ребенка осуществляется в присутствии родителей, которые лично обращаются в это учреждение на основании полученных ими материалов, свидетельствующих об особенностях психического развития ребенка.
По закону дети с умственной отсталостью должны пройти обследование медико-педагогической комиссии, которая и решит, способен ли он учиться в обычной школе, детском саду. К сожалению, в настоящее время детей с умственной отсталостью часто учат в специальных коррекционных школах, так как на данный момент достойной замены таким школам нет.
Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социально развит и адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрировался на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Источник