Раннее развитие ребенка в израиле

Раннее развитие ребенка в израиле thumbnail

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение.

Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия. 
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет. 

Читайте также:  Социальная среда развития ребенка это условие

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Источник

Источник

 Óëüÿíîâñêå ó÷åíèê ïûðíóë íîæîì â æèâîò êëàññíîãî ðóêîâîäèòåëÿ, â Åêàòåðèíáóðãå ïîäðîñòîê óäàðèë ïåäàãîãà ìîëîòêîì ïî ãîëîâå — øêîëüíûå áóäíè ðåãóëÿðíî ïîïàäàþò â êðèìèíàëüíûå ñâîäêè. Áîëåå òîãî, ñåãîäíÿ ó÷èòåëÿ ðèñêóþò îñòàòüñÿ áåç ðàáîòû èç-çà ìàëåéøåãî êîíôëèêòà ñ ïîäîïå÷íûìè, âåäü ëþáîå çàìå÷àíèå âîñïðèíèìàåòñÿ â øòûêè êàê ðåáåíêîì, òàê è åãî ðîäèòåëÿìè. Ýêñïåðòû â îäèí ãîëîñ òâåðäÿò: âñå èç-çà òîãî, ÷òî ñðåäíåå îáðàçîâàíèå ïðåâðàòèëîñü â ñôåðó îáñëóæèâàíèÿ. ×òîáû êàê-òî ïîâëèÿòü íà ñèòóàöèþ, âûñîêèé ñòàòóñ ïåäàãîãà ïðåäëàãàþò çàêðåïèòü çàêîíîäàòåëüíî. Ïîìîæåò ëè ýòî è ÷òî âîîáùå äåëàòü — â ìàòåðèàëå ÐÈÀ Íîâîñòè.

Çàõîòåë — è íàïàë

Àãðåññèÿ ó÷åíèêîâ â àäðåñ øêîëüíûõ íàñòàâíèêî⠗ óæå äàâíî íå ÷òî-òî èç ðÿäà âîí âûõîäÿùåå. Íà ïðîøëîé íåäåëå ÑÌÈ îáëåòåëà î÷åðåäíàÿ èñòîðèÿ. Ïÿòíàäöàòèëåòíèé ïîäðîñòîê èç Óëüÿíîâñêà óäàðèë êóõîííûì íîæîì â æèâîò ó÷èòåëüíèöó ìàòåìàòèêè ïðÿìî ïåðåä óðîêîì. Áåç âñÿêîé ïðè÷èíû. Ïîñòðàäàâøóþ äîñòàâèëè â ðåàíèìàöèþ è ïðîîïåðèðîâàëè. Íàïàäàâøåãî àðåñòîâàëè íà äâà ìåñÿöà.

À â äåêàáðå ïðîøëîãî ãîäà â Åêàòåðèíáóðãå 15-ëåòíèé øêîëüíèê íàáðîñèëñÿ ñ ìîëîòêîì íà ïåäàãîãà ïî ðóññêîìó ÿçûêó — ïîäêàðàóëèë ó ãàðàæåé, êîãäà òà øëà íà ðàáîòó. Ó÷èòåëüíèöó ãîñïèòàëèçèðîâàëè ñ ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìîé è óøèáàìè, îäíàêî îíà íå ñòàëà îáðàùàòüñÿ â ïîëèöèþ.  ãîðîäñêîì äåïàðòàìåíòå îáðàçîâàíèÿ ÐÈÀ Íîâîñòè ñîîáùèëè, ÷òî ïîäðîñòîê ñåé÷àñ íàõîäèòñÿ ïîä íàáëþäåíèåì âðà÷åé, à ïåäàãîã âåðíóëàñü ê ðàáîòå.

Îáà ýòèõ ñëó÷àÿ íà êîíòðîëå ó ñëåäîâàòåëåé — øêîëüíèêîâ ïîäîçðåâàþò â ïîêóøåíèè íà óáèéñòâî. Âîçðàñò óãîëîâíîé è àäìèíèñòðàòèâíîé îòâåòñòâåííîñòè íàñòóïàåò ñ 16 ëåò, îäíàêî ïî îïðåäåëåííûì ñòàòüÿì ÓÊ — ñ 14. Åñëè ïîäðîñòêîâ ïðèçíàþò âèíîâíûìè, èì ãðîçÿò èñïðàâèòåëüíûå ðàáîòû èëè ëèøåíèå ñâîáîäû ñðîêîì äî øåñòè ëåò.

«Ìàò — îáû÷íîå äåëî»

Âïðî÷åì, çà÷àñòóþ ó÷èòåëÿ íå âûäåðæèâàþò îòâÿçíîãî ïîâåäåíèÿ è ïåðâûìè ñðûâàþòñÿ íà ìàëîëåòíèõ îáèä÷èêîâ.  îêòÿáðå â Òþìåíñêîé îáëàñòè ó÷èòåëü ÎÁÆ íåöåíçóðíî âûðóãàëñÿ íà øêîëüíèêîâ è ïðèãðîçèë ðàñïðàâîé. Âñå èç-çà òîãî, ÷òî íàñòàâíèêà ìåòîäè÷íî äîâîäèëè, ñðûâàÿ óðîêè: äåòè ìàòåðèëèñü, âêëþ÷àëè ìóçûêó ïðÿìî íà çàíÿòèÿõ, ïîëíîñòüþ èãíîðèðîâàëè çàìå÷àíèÿ. Ïîñëå èíöèäåíòà ïåäàãîãà óâîëèëè ïî ñòàòüå 336 ÒÊ çà «ïðèìåíåíèå íàñèëüñòâåííûõ ìåòîäîâ âîñïèòàíèÿ», ñàìè æå õóëèãàíû îòäåëàëèñü ïðåäóïðåæäåíèåì. Îäíàêî ìíîãèå âñòàëè íà ñòîðîíó ó÷èòåëÿ: â ïåðâóþ î÷åðåäü øêîëüíèêè è èõ ðîäèòåëè. Äîøëî äî ìèðîâîãî ñóäà — óâîëüíåíèå ïî ñòàòüå çàìåíèëè íà óõîä ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ. Òåïåðü ó÷èòåëü ñìîæåò ïðîäîëæèòü ïðîôåññèîíàëüíóþ êàðüåðó â äðóãîì ìåñòå.

Читайте также:  Развитие ребенка до года по месяцам бебиблог

Ïåäàãîãè ïðèçíàþòñÿ: èì íåðåäêî ïðèõîäèòñÿ ðèñêîâàòü ðàáîòîé èç-çà íåðâíûõ ñðûâîâ. «Ìàò âî âðåìÿ çàíÿòèé — îáû÷íîå äåëî. Ñòàðàåìñÿ ïðîñòî íå çàîñòðÿòü âíèìàíèÿ. Ìåð ê òàêèì ïîäðîñòêàì îñîáî íå ïðèìåíÿþò. Ïîæóðÿò — è âñå íà ýòîì, — æàëóåòñÿ â áåñåäå ñ ÐÈÀ Íîâîñòè ïðåïîäàâàòåëü îäíîãî èç êîëëåäæåé â Òàìáîâñêîé îáëàñòè, ÷ëåí ïðîôñîþçà «Ó÷èòåëü» Èðèíà È. — Âîò îäèí èç íåäàâíèõ ñëó÷àåâ: èäåò óðîê, ñëûøó â ñîñåäíåì êàáèíåòå êðèêè, áðîñàþñü òóäà. Ó÷åíèê âçÿë ñòóë è çàìàõíóëñÿ íà ïðåïîäàâàòåëÿ. Õîðîøî, ÷òî òà óâåðíóëàñü! ß íà íåãî ñ êðèêàìè, ÷òîáû ïðåêðàòèë âñå ýòî áåçîáðàçèå. À îí â îòâåò: «Âû íå èìååòå ïðàâà íè÷åãî ìíå ãîâîðèòü!»

Ïîäîáíîå, çàâåðÿåò Èðèíà, â êîëëåäæå íå ðåäêîñòü. «Íà äíÿõ ïåäàãîã ïî ðóññêîìó ÿçûêó áûëà âñÿ â ñëåçàõ: ó÷åíèê îáëîæèë åå òðåõýòàæíûì ìàòîì. Óñïîêàèâàëà, êàê ìîãëà. À âîò åùå ïðèìåð: îäèí èç ïðåïîäàâàòåëåé øåë ïî äëèííîìó êîðèäîðó íà óðîê. ß ñâîèìè ãëàçàìè ñèòóàöèþ íå âèäåëà, íî, ïî ñëîâàì êîëëåãè, ïîäðîñòêè îêðóæèëè åãî è ãðîçèëèñü óäàðèòü. Èòî㠗 äîêëàäíàÿ íà âñþ ãðóïïó. Äàæå ïîëèöèþ âûçûâàëè. Äåòè â îäèí ãîëîñ óòâåðæäàëè, ÷òî ñèòóàöèÿ ïðåóâåëè÷åíà, — îòäåëàëèñü îáúÿñíèòåëüíûìè. Òåïåðü ó Èãîðÿ Àôàíàñüåâè÷à (èìÿ èçìåíåíî. — Ïðèì. ðåä.) íà ïîäîáíûé ñëó÷àé ïðèïàñåíà äåðåâÿííàÿ ïàëêà. Õîäèò ïðÿìî ñ íåé âî âðåìÿ äåæóðñòâà».

Ñîáåñåäíèöà ãîâîðèò, ÷òî «âîëåé-íåâîëåé ïðèõîäèòñÿ áûòü ñòîéêîé». «Êàê-òî ðàç ñäåëàëà çàìå÷àíèå, à ìíå íà ýìîöèÿõ ìàëü÷èøêà íà÷àë ãîâîðèòü âñÿêîå… ß â îòâåò: «À íó-êà, óïàë — îòæàëñÿ! Äâàäöàòü ïÿòü ðàç. Âïåðåä!» Íàäî ñêàçàòü, èñïóãàëñÿ è âûïîëíèë áåñïðåêîñëîâíî. Òåïåðü ýòà ôèçêóëüòìèíóòêà íà óðîêàõ — äåëî ïðèâû÷íîå, — ãîðüêî èðîíèçèðóåò Èðèíà. — Áûâàåò, è â óãîë ñòàâëþ. Ó ìåíÿ âåäü îäíè ïàðíè, âñåãî îêîëî òðåõñîò ÷åëîâåê. Äåðæóñü, ÷åñòíî ãîâîðÿ, êàê ìîãó!»

 ñåðåäèíå ÿíâàðÿ â ìîñêîâñêîé øêîëå ¹ 113 ïðîèçîøåë êîíôëèêò íà óðîêå ôèçèêè. «Åãîð (èìÿ èçìåíåíî. — Ïðèì. ðåä.) âñåì ñâîèì âèäîì ïîêàçûâàë, ÷òî åìó íåò íèêàêîãî äåëà äî óðîêà. Ñëóøàë ìóçûêó â íàóøíèêàõ, óòêíóâøèñü â òåëåôîí. Íà ïðîñüáû óáðàòü ãàäæåò — íóëåâàÿ ðåàêöèÿ. Ó÷èòåëü ïîäîøëà ê íåìó è äåðíóëà çà ïðîâîä, — ðàññêàçûâàåò êîððåñïîíäåíòó àãåíòñòâà Äàâîð Òóáà, òåïåðü óæå áûâøèé äèðåêòîð 113-é øêîëû, à òàêæå åå âûïóñêíèê. — Îí â îòâåò ñõâàòèë åå çà ðóêó, çàòåì íàíåñ óäàð êóëàêîì â îáëàñòü ÷åëþñòè, âòîðîé — â ëîá».

Î÷êè ó÷èòåëüíèöû ñëîìàëèñü, ñòåêëà ÷óäîì íå çàäåëè ãëàçà. Ïóëüò óïðàâëåíèÿ îò èíòåðàêòèâíîé äîñêè, êîòîðûé áûë ó ïåäàãîãà â ðóêàõ, âûëåòåë è ðàññåê ëîá, äà òàê, ÷òî íàëîæèëè øâû. Ïîñëå ÷åãî ïîäðîñòîê ñòàë êðóøèòü êàáèíåò: óäàðîì íîãè è ëîêòåì ðàçáèë ñòåêëî øêàôà.

«Ó÷èòåëü ïûòàëàñü óñìèðèòü õóëèãàíà. Íî îí ïðîñòî âûáåæàë èç êëàññà», — äîáàâëÿåò äèðåêòîð. Ìàëü÷èêà â êîðèäîðå ïåðåõâàòèëè îõðàííèêè. Òóáà, óçíàâ î ïðîèçîøåäøåì, òóò æå âûçâàë ñêîðóþ è ïîëèöèþ. «Åãîð ïîðàíèëñÿ. Íà ðóêå — ïîðåç îò ñòåêëà, øâû è åìó íàëîæèëè, — óòî÷íÿåò ñîáåñåäíèê. —  êëàññå áûëà êàìåðà. ß ïåðåäàë âñå ìàòåðèàëû ñëåäîâàòåëÿì — èäåò ïðîâåðêà».

 ïðåññ-ñëóæáå äåïàðòàìåíòà îáðàçîâàíèÿ Ìîñêâû ïðîêîììåíòèðîâàëè, ÷òî äèðåêòîð, íå ñíèìàÿ ñ ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòè, óâîëèëñÿ «ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ», à ó÷èòåëü ôèçèêè «ïîâåëà ñåáÿ íåïðîôåññèîíàëüíî». Òóáà, â ñâîþ î÷åðåäü, çàÿâèë, ÷òî óâîëèòüñÿ «ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ» åãî âûíóäèëè: «Ìíå äàæå íå äàëè îòðàáîòàòü ïîëîæåííûå ïî òðóäîâîìó çàêîíîäàòåëüñòâó äâå íåäåëè!»

Íà åãî çàùèòó âñòàëè òûñÿ÷è: ó÷åíèêè ñ ðîäèòåëÿìè, âûïóñêíèêè è äàæå íåçíàêîìûå ëþäè. Áûëè ïèêåòû, ñáîðû ïîäïèñåé, ïîñòû â ñîöñåòÿõ. ÐÈÀ Íîâîñòè çàïðîñèëî ó ïðîôèëüíîãî äåïàðòàìåíòà àêòóàëüíóþ èíôîðìàöèþ ïî èíöèäåíòó â 113-é øêîëå, îäíàêî â âåäîìñòâå íå ñìîãëè ïðåäîñòàâèòü îïåðàòèâíûé êîììåíòàðèé.

Òðóäíûé ìàëü÷èê

«Íåñêîëüêî ñëîâ î ñàìîì ïîäðîñòêå: îí èç íåáëàãîïîëó÷íîé ñåìüè. Ìàëü÷èê îêîí÷èë ó íàñ ïåðâûé êëàññ. Ïîñëå ÷åãî ðîäèòåëè âûäâèíóëè óëüòèìàòóì: «Íàøè äåòè ñ íèì ó÷èòüñÿ íå áóäóò», — âñïîìèíàåò Äàâîð. — Òîãäà Åãîð ñìåíèë øêîëó». Íå âûòåðïåëè åãî è â äðóãîì ó÷åáíîì çàâåäåíèè. «Ïðèøëîñü âçÿòü îáðàòíî, — ïðîäîëæàåò ýêñ-äèðåêòîð. — Ñ ïîäðîñòêîì ðàáîòàëè ïñèõîëîãè — íèêàêèõ èçìåíåíèé. Òîãäà ïåðåâåëè íà äîìàøíåå îáó÷åíèå. Îäíàêî â ïðîøëîì ñåíòÿáðå Åãîð ïåðåøåë â øêîëüíûé êëàññ. È âîò âî ÷òî âñå âûëèëîñü».

Ó÷èòåëü ôèçèêè âåðíóëàñü ê ðàáîòå, òðóäíîãî ïîäðîñòêà îïÿòü îòïðàâèëè íà äîìàøíåå îáó÷åíèå. «Èðîíèÿ â òîì, ÷òî òåïåðü íàøè æå ó÷èòåëÿ õîäÿò ê íåìó äîìîé! Êîíå÷íî, âñå, êðîìå ïîñòðàäàâøåé. Áîëüøå âñåãî ìåíÿ áåñïîêîèò âîò ÷òî: à âäðóã ó íåãî ïñèõè÷åñêèå îòêëîíåíèÿ? Îí æå ñíîâà ìîæåò ñîðâàòüñÿ â ëþáîé ìîìåíò! Íàì æäàòü, ïîêà êòî-òî áåç ãëàçà îñòàíåòñÿ?»

Áûâøèé äèðåêòîð íàìåðåí áîðîòüñÿ çà ñâîþ ðåïóòàöèþ: «ß 22 ãîäà ðàáîòàë â ýòîé øêîëå. Åùå è ó÷èëñÿ çäåñü. Ðåøèë îáðàòèòüñÿ â ñóä. Äâàäöàòü ñåäüìîãî ôåâðàëÿ ñîñòîÿëàñü áåñåäà. Ê êîíñåíñóñó ìû íå ïðèøëè. Ïåðâîå çàñåäàíèå ñóäà íàçíà÷åíî íà 19 ìàðòà».

Êîìïëåêñíàÿ ïðîáëåìà

Èç-çà ÷åãî ïåäàãîãè òåðÿþò êîíòðîëü íàä ñëîæíûìè ó÷åíèêàìè? Çàñëóæåííûé ó÷èòåëü Ðîññèè, äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê, ÷ëåí-êîððåñïîíäåíò ÐÀÎ Åâãåíèé ßìáóðã âûñêàçàë òàêîå ìíåíèå â êîììåíòàðèè àãåíòñòâó: âñåìó âèíîé ðåôîðìèðîâàíèå ñèñòåìû îáðàçîâàíèÿ, êîòîðîå ñåãîäíÿ ôàêòè÷åñêè ïðåâðàòèëîñü â ñåêòîð ñôåðû îáñëóæèâàíèÿ: «øêîëû òåðÿþò âîñïèòàòåëüíóþ ôóíêöèþ». «Íàøà ïðîôåññèÿ ñòàëà òàêîé æå îïàñíîé, êàê è ó âðà÷à ñêîðîé. Íåäîïóñòèìî, ÷òîáû ïåäàãîãà ìîã îáèäåòü êàæäûé: ðàñïîÿñàâøèéñÿ ïîäðîñòîê, óòêíóâøèéñÿ âî âðåìÿ óðîêà â ãàäæåò, èëè ÷åðåñ÷óð áäèòåëüíûé ðîäèòåëü, êîòîðûé çàìåòèë ó÷èòåëÿ â ìàãàçèíå çà ïîêóïêîé íèæíåãî áåëüÿ!» — îòìå÷àåò ßìáóðã.

Читайте также:  Характеристика условий музыкального развития ребенка в семье

 ñâîþ î÷åðåäü, áûâøèé ñîòðóäíèê óãîëîâíîãî ðîçûñêà è ñòàðøèé îïåðóïîëíîìî÷åííûé ïî äåëàì íåñîâåðøåííîëåòíèõ ïîäïîëêîâíèê â îòñòàâêå Ïàâåë Ñàìîéëîâ â áåñåäå ñ êîððåñïîíäåíòîì îáîçíà÷èë è äðóãèå ïðè÷èíû áåçîáðàçèÿ â øêîëàõ.

«Ñåé÷àñ ïîëîæåíèå õóæå, ÷åì áûëî ðàíüøå. Âîçüìåì ñîâåòñêóþ ðåòðîñïåêòèâó: ëþáàÿ ïîïûòêà íàïàäåíèÿ íà ó÷èòåëÿ âëåêëà çà ñîáîé èìåííî íàêàçàíèå ïî ÓÊ. Òåõ, êòî íå äîñòèã âîçðàñòà óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè, îòïðàâëÿëè â ñïåöøêîëû, ñòàâèëè íà ó÷åò â äåòñêîé êîìíàòå ìèëèöèè. Åå ñîòðóäíèêè âìåñòå ñ ïðåäñòàâèòåëÿìè óãîëîâíîãî ðîçûñêà ïîñåùàëè ñåìüè ñ ïðîâåðêàìè, îíè áûëè ïîñòîÿííî ïîä íàäçîðîì. Òðóäíûå ïîäðîñòêè çíàëè, ÷òî íàêàçàíèå íåîòâðàòèìî, — âñå äåëàëè îïåðàòèâíî, — ïåðå÷èñëÿåò Ñàìîéëîâ. — Òåïåðü æå â ïîäðàçäåëåíèÿõ îðãàíîâ âíóòðåííèõ äåë ñëèøêîì âûñîêàÿ íàãðóçêà, òàì íå óñïåâàþò îòðàáàòûâàòü òàê, êàê ðàíüøå, — ðóê íå õâàòàåò. Äà åùå è â øêîëàõ íå õîòÿò âûíîñèòü ñîð èç èçáû, ìíîãîå îñòàåòñÿ «çà êàäðîì». À îòñóòñòâèå íàêàçàíèÿ è îïåðàòèâíîãî ðåàãèðîâàíèÿ ïîðîæäàåò âñåäîçâîëåííîñòü».

«Ê ïðèìåðó, ðàíüøå çà óïîòðåáëåíèå îäóðìàíèâàþùèõ âåùåñòâ, çà äðàêè êîìèññèÿ ïî äåëàì íåñîâåðøåííîëåòíèõ ñðàçó æå áðàëà ïîäðîñòêà íà êîíòðîëü, — ïðîäîëæàåò ñîáåñåäíèê. — À ñåé÷àñ ìíîãèå óõîäÿò îò íàêàçàíèÿ. Êðîìå òîãî, îñòðî íå õâàòàåò øòàòíûõ ïñèõîëîãîâ â øêîëàõ».

Ïðîáëåìó Ñàìîéëîâ âèäèò è â òåëåâèçèîííîì êîíòåíòå. «Â ýôèðå åæåäíåâíî òðàíñëèðóþò ÷ðåçâû÷àéíûå ïðîèñøåñòâèÿ. Îòðèöàòåëüíûå ãåðîè â ñåðèàëàõ è ôèëüìàõ — îáÿçàòåëüíî õîðîøèå è îáàÿòåëüíûå. Ïîäðîñòêè áåðóò ñ íèõ ïðèìåð è ñ÷èòàþò, ÷òî áûòü íåãîäÿåì — ýòî êðóòî».

Çàêðåïèòü ñòàòóñ

Íåêîòîðûå ýêñïåðòû îòðàñëè ñ÷èòàþò, ÷òî êîðåíü çëà — â ôîðìóëèðîâêàõ çàêîíà «Îá îáðàçîâàíèè» â ðåäàêöèè 2012 ãîäà. Äåëî â òîì, ÷òî, ñîãëàñíî òåêñòó, ó÷åáíûå çàâåäåíèÿ îêàçûâàþò çà ñ÷åò áþäæåòíûõ ñðåäñòâ èìåííî «óñëóãè â ñôåðå îáðàçîâàíèÿ». À, ê ïðèìåðó, â áîëåå ðàííåé ðåäàêöèè 1992 ãîäà ðàáîòó â ýòîé ñôåðå «óñëóãîé» íå íàçûâàëè. ×òî êàñàåòñÿ âîñïèòàòåëüíîé ôóíêöèè, îíà ïî-ïðåæíåìó çàêðåïëåíà çàêîíîäàòåëüíî: ðîäèòåëè íåñóò îòâåòñòâåííîñòü çà âîñïèòàíèå äåòåé, à øêîëû ïîìîãàþò èì â ýòîì.

Íà ôîíå íåïðåêðàùàþùèõñÿ ñêàíäàëîâ ýêñïåðòíîå ñîîáùåñòâî ïðèçûâàåò ïðèíÿòü ìåðû. Òàê, â êîíöå ÿíâàðÿ ãëàâíûé ðåäàêòîð «Ó÷èòåëüñêîé ãàçåòû» Àðñëàí Õàñàâîâ îáðàòèëñÿ â äóìñêèé êîìèòåò ïî îáðàçîâàíèþ è íàóêå ñ èíèöèàòèâîé çàêðåïèòü âûñîêèé ñòàòóñ ïåäàãîãà íà çàêîíîäàòåëüíîì óðîâíå. «Íàïàäåíèé íà ó÷èòåëåé âñå áîëüøå. À îñêîðáëåíèÿ ñòàëè íîðìîé. Ïðèøåë ìîìåíò äëÿ ðàçðàáîòêè ôåäåðàëüíîãî çàêîíà «Î ñòàòóñå ïåäàãîãà», êîòîðûé çàùèòèò èõ ïðàâà, — îáúÿñíÿåò ÐÈÀ Íîâîñòè Õàñàâîâ. — Øòðàôû çà îñêîðáëåíèÿ, ìîæåò, è óäàðÿò ïî êîøåëüêó ñåìüè, íî çàòî çàñòàâÿò çàäóìàòüñÿ ïîäðîñòêîâ îá èõ äåéñòâèÿõ».

Ïîêà èíèöèàòèâó îáñóæäàþò â ðàìêàõ êðóãëûõ ñòîëî⠗ íà îäíîì èç íèõ âûñêàçàëè ïðåäëîæåíèå óñòàíîâèòü â êàæäîì êëàññå âèäåîðåãèñòðàòîðû. «Ñ÷èòàþ, ÷òî ôèêñàöèÿ âñåãî, ÷òî ïðîèñõîäèò, ñêîðåå, ðàçðóøèò äóõ çíàíèé è ñòàíåò ëèøü î÷åðåäíûì èíñòðóìåíòîì êîíòðîëÿ. Ñïîðíîå ïðåäëîæåíèå», — êîììåíòèðóåò Õàñàâîâ.

Çà òî, ÷òîáû ïîääåðæàòü ïåäàãîãîâ, âûñòóïèëè è â Îáùåðîññèéñêîì ïðîôñîþçå îáðàçîâàíèÿ, ñôîðìóëèðîâàâ ðÿä âåñîìûõ ïîïðàâîê â çàêîíîäàòåëüñòâî.

 ïðîôñîþçå ïîëàãàþò, ÷òî íåîáõîäèìî ïîâûñèòü øòðàô ðîäèòåëÿì, êîòîðûå íåïîäîáàþùèì îáðàçîì èñïîëíÿþò ñâîè îáÿçàííîñòè: âìåñòî ïÿòèñîò ðóáëåé — îò äâóõ äî òðåõ òûñÿ÷. Êðîìå òîãî, ïðåäóñìîòðåòü â Àäìèíèñòðàòèâíîì êîäåêñå øòðàô çà «îñêîðáëåíèå, óíèæåíèå ÷åñòè è äîñòîèíñòâà» ïåäàãîãî⠗ ïÿòü òûñÿ÷ ðóáëåé. À â ÓÊ ââåñòè îòäåëüíóþ ñòàòüþ çà «íàñèëüñòâåííûå äåéñòâèÿ â îòíîøåíèè ïåäàãîãè÷åñêîãî ðàáîòíèêà» ñ íàêàçàíèåì äî òðåõ ëåò ëèøåíèÿ ñâîáîäû.

Çàìåñòèòåëü ïðåäñåäàòåëÿ Îáùåðîññèéñêîãî ïðîôñîþçà îáðàçîâàíèÿ Ìèõàèë Àâäååíêî àðãóìåíòèðóåò â ðàçãîâîðå ñ ÐÈÀ Íîâîñòè: «Â ïîñëåäíåå âðåìÿ ìû ñòàëè ñâèäåòåëÿìè ðåçîíàíñíûõ ñîáûòèé. Ïîðà èçìåíèòü îáñòàíîâêó. ×òî êàñàåòñÿ øòðàôî⠗ ïÿòèñîò ðóáëåé íèêòî íå áîèòñÿ. Êîíå÷íî, ìû ïîíèìàåì, ÷òî øòðàôû è óãîëîâíîå íàêàçàíèå ïîëíîñòüþ ïðîáëåìó íå ðåøàò. Íî âñå ýòî ìîæíî èñïîëüçîâàòü â êà÷åñòâå äîïîëíèòåëüíîãî ïðàâîâîãî ìåõàíèçìà».

Âïðî÷åì, ïðåäëîæåíèÿ ïðîôñîþçà óæå âîñïðèíÿëè â øòûêè ðîäèòåëè. «Ìíå ñîâåðøåííî íåïîíÿòíî, äëÿ ÷åãî íóæíî òàêîå çàêðó÷èâàíèå ãàåê», — âîçìóòèëàñü ïðåäñåäàòåëü Öåíòðàëüíîãî ñîâåòà Âñåðîññèéñêîãî îáùåñòâåííîãî äâèæåíèÿ «Íàöèîíàëüíûé ðîäèòåëüñêèé êîìèòåò» Èðèíà Âîëûíåö. Ïî åå ìíåíèþ, äåíåæíûå ñàíêöèè òîëüêî óõóäøàò ïîëîæåíèå. «Äåòÿì èç ñåìåé ñ äîñòàòêîì, ïî ñóòè, áóäóò ïîêóïàòü ïðàâî íà îñêîðáëåíèå. À äëÿ ìàëîèìóùèõ ïÿòü òûñÿ÷ — íåïîäúåìíàÿ ñóììà. Ïîëó÷àåòñÿ, ðîäèòåëè íà÷íóò âëåçàòü â äîëãè, èç-çà ÷åãî ñíèçèòñÿ è áëàãîñîñòîÿíèå ñåìüè, è êà÷åñòâî æèçíè ðåáåíêà».

Âîëûíåö ñ÷èòàåò, ÷òî ïîäðîñòîê èç áåäíîé ñåìüè âðÿä ëè çàäóìàåòñÿ î ïîñëåäñòâèÿõ ñâîåãî ïîâåäåíèÿ: «Ñêîðåå, îí îçëîáèòñÿ, ïîòîìó ÷òî ó åãî ñåìüè äîõîä íèæå, ÷åì ó ñâåðñòíèêîâ. Âîò âàì åùå îäíà ïðè÷èíà äëÿ àãðåññèè. Íàñ÷åò ïåäàãîãî⠗ èì, ÷òîáû äîêàçàòü, ÷òî ðåáåíîê ñîâåðøèë ïðàâîíàðóøåíèå, íóæíî êàê-òî âñå çàôèêñèðîâàòü. Òî åñòü ó÷èòåëÿ ïðåâðàòÿòñÿ â äîíîñ÷èêîâ. À ýòî èñòî÷íèê íîâûõ ïðîáëåì».

×ëåí «Íàöèîíàëüíîãî ðîäèòåëüñêîãî êîìèòåòà» ïðåäëàãàåò â êà÷åñòâå ñòàðòîâîé ìåðû ïîâûñèòü çàðïëàòó ïåäàãîãàì. «Ó÷èòåëü — áåäíûé è áåñïðàâíûé ÷åëîâåê! Îáñëóæèâàþùèé ïåðñîíàë, îêàçûâàþùèé «îáðàçîâàòåëüíûå óñëóãè». Âîñïèòàíèå — ñîâîêóïíàÿ îòâåòñòâåííîñòü êàê ó÷èòåëåé, òàê è ðîäèòåëåé. Ïîñëåäíèå äîëæíû ýòî ÷åòêî ïîíèìàòü. Íà äåëå æå ìû âèäèì, ÷òî ìàìû è ïàïû íå ãîòîâû ñëûøàòü êîíñòðóêòèâíóþ êðèòèêó».

Âûëüåòñÿ ëè â èòîãå âñå ýòî â ðåàëüíûå çàêîíîäàòåëüíûå ìåðû, ïîêà ãîâîðèòü ðàíî. Ïðåäñòîÿò åùå äîëãèå ÷àñû ãîðÿ÷èõ äèñêóññèé. Íî ðåøàòü ñëîæíóþ ïðîáëåìó íóæíî óæå ñåãîäíÿ, ïðè÷åì âíóòðè ñåìüè, íå ñîìíåâàåòñÿ ïñèõîëîã Àíäðåé Çáåðîâñêèé. Åãî ãëàâíàÿ ðåêîìåíäàöèÿ ðîäèòåëÿì — êàê ìîæíî áîëüøå âðåìåíè óäåëÿòü äåòÿì. «Ê ñîæàëåíèþ, êàðòèíà òàêîâà: ðîäèòåëè öåëûé äåíü ðàáîòàþò, áàáóøêè ñ äåäóøêàìè âûïàäàþò èç âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà, ïîñêîëüêó, êàê ïðàâèëî, æèâóò â äðóãèõ ðåãèîíàõ. À øêîëà âîîáùå íè íà ÷òî ïðàâ íå èìååò.  èòîãå ðåáåíîê ïðåäîñòàâëåí ñàì ñåáå». Ïî ìíåíèþ ñïåöèàëèñòà, ïîêà øêîëà âíîâü íå ñòàíåò ïîëíîöåííî ó÷àñòâîâàòü â âîñïèòàíèè ó÷àùèõñÿ, à ðîäèòåëè íå ïðåêðàòÿò âñÿ÷åñêè ýòîìó ïðåïÿòñòâîâàòü, ñèòóàöèÿ áóäåò òîëüêî óõóäøàòüñÿ.

https://ria.ru/20200303/1566994117.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https://yandex.ru/news

Источник