Раннее развитие ребенка в доу
Начиная с 2 лет для развития навыков мышления, грамотной речи, внимания, усидчивости потребуются комплексные занятия и упражнения.
Посмотреть на примере…
Пока бабушка хватается за голову от количества занятий, на которые еще до школы ей приходится «таскать» внучка или внученьку, родители ищут возможности оптимизации расходов на дошкольное образование. А так ли на самом деле нужны в таком нежном возрасте развивающие занятия, детский центр и самые разные методики развития детей дошкольного возраста? Давайте попробуем разобраться.
Раннее развитие ребенка дошкольного возраста
Все детские психологи в один голос твердят: самое важное для развития ребенка младшего дошкольного возраста – это ролевая игра. Особенность ролевой игры в этом возрасте заключается в том, что дети очень подробно и старательно воссоздают быт и модели поведения взрослых членов семьи. Малыши в этом возрасте открывают для себя человеческие отношения, разные виды деятельности и общественные функции людей.
Еще характерные особенности развития детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, что мышление ребенка становится «отвлеченным» от непосредственно увиденного или услышанного им. Ребенок развивается таким образом, что примерно в четыре года он совершает переход от наглядно-действенному к наглядно-образному мышлению. Эта метаморфоза обычно происходит к концу младшего дошкольного возраста, то есть примерно года в 4.
Ребенок задает вопросы, рассказывает версии событий, произошедших с ним или с кем-то из близких, рассуждает, фантазирует, пересказывает – все это устное творчество очень полезно для речевого развития детей дошкольного возраста, поэтому наш вам совет: больше общайтесь с собственным ребенком.
Начиная с четырех лет дети могут произвольно запоминать. Однако большая масса фактов и понятий запоминается непроизвольно.
К пяти годам появляется «сознательное запоминание» – ребенок может выучить по просьбе взрослого стихотворение к празднику, при этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивалась еще и смысловая память.
Однако, развитие способностей детей дошкольного возраста заключается вовсе не в том, что они получают готовые решения, знания, умения, а в том, что у ребенка вырабатывается потребность в новых знаниях, самостоятельного определения путей их получения, обучение думать, размышлять, делать выводы.
Познавательный опыт ребенок приобретает, прежде всего, в предметной деятельности – от того, насколько она будет разнообразной зависит творческое развитие детей. Часто дети приносят с улицы «посторонние» нежелательные, с точки зрения взрослого, предметы – палки, металлические детали и прочие находки. Не спешите их выкидывать, лучше спросите ребенка, зачем ему все эти «богатства».
Дело в том, что овладение предметной деятельностью – первый шаг в освоении материальной культуры. Для начала ребенок просто оперирует предметами, подражая реальным действиям, затем он оторвется от предмета подражания, научится действовать самостоятельно, разыгрывать сюжеты. Основная цель таких «сценок» — отражение отношений между другими людьми так, как их видит ребенок. Дальнейшее развитие игры получают, когда действия становятся символическими, реальные предметы заменяются другими (чаще всего внешне похожими на настоящие: например, градусник становится палочкой, кусок мыла – кубиком). Только пройдя весь этот эволюционный путь, игра способствует развитию мышления и воображения.
Родителям на заметку:
Сын катает машинку. Спросите его: «Куда машинка едет?» — «На стройку? А что на этой стройке строят?». Если ребенок совсем маленький и еще не разговаривает, то специалисты по речевому развитию советуют все равно поговорить с ребенком о том, чем он в данный момент занимается.
Занятия с детьми
Правильно организованные занятия с детьми могут принести как ребенку, так и родителю массу удовольствия. Первые виды продуктивной деятельности (это та деятельность, в которой создается что-то новое) ребенка дошкольного возраста – это изобразительная и конструктивная. Изобразительная деятельность, – это при которой ребенок что-то рисует.
Интересная возрастная особенность прослеживается у большинства детей: в младшем дошкольном возрасте их собственный рисунок для них не представляет ценности, и только с взрослением, в старшем дошкольном возрасте – то есть в последний год перед школой, дети начинают ценить свои «шедевры» (хранят их и не разрешают выбросить).
Следите, чтобы раскрашивание не было «произвольным». Произвольное раскрашивание – это такой тип раскрашивания ребенком своей «картины», при котором у человечка могут оказаться зеленые губы и красные глаза. В противоположность произвольному психологи выделяют целенаправленный тип раскрашивания, при котором такие неправильности не допустимы. Однако, не стоит подсказывать ребенку, какой именно цвет выбрать для раскрашивания того или другого предмета в изображении. В выборе подходящего цвета ребенок пытается самовыразиться.
Родителям на заметку:
Дочка нарисовала девочку. Попросите рассказать об этой девочке: «Как ее зовут?», «Где и с кем она живет?». А впоследствии можно попробовать вместе с ребенком придумать рассказ об этой девочке.
Под конструктивной деятельностью понимают лепку из пластилина или глины, постройки из кубиков или строительных блоков, сбор конструктора по инструкции.
Музыкальное восприятие ребенка дошкольного возраста часто бывает недооценено родителями при домашнем воспитании. Особенно, если родители не музыкальны от природы, то им бывает сложно подобрать для ребенка программу музыкальных занятий, не говоря уже о том, что заниматься с ребенком родитель без музыкального слуха не сможет.
Родителям на заметку:
Можно отбирать подходящие фрагменты музыкальных произведений и слушать вместе с ребенком. Потом можно обсудить прослушанное, однако настолько образное мышление доступно только детям после 5-6 лет и раньше не стоит задавать вопросы типа: «А помнишь, там сначала как будто птичка пела, а потом медведь прошел, да?» — ребенок вас просто не сможет понять.
У детей старшего дошкольного возраста стремительно развивается практическое мышление: они стремятся занять себя не только интересно, но и полезно. Мальчики учатся пилить, пользоваться молотком, шуруповертом и прочими «мужскими» инструментами, девочки – мыть посуду или полоть грядки на приусадебном участке.
Развитие ребенка в домашних условиях
Понимая всю сложность устройства ребенка в муниципальный (бесплатный) детский сад, многие мамы откладывают выход на работу, жертвуют карьерой ради воспитания детей. Но их жертва не всегда бывает оценена по достоинству: имея минимальный опыт воспитания ребенка мамы делают ошибки, исправить которые бывает непросто.
Сейчас редко встретишь родителей, которые считают, что любовь и душевное тепло – это все, что нужно ребенку до школы. Большинство считает, что ребенок не может расти, как сорная трава, ему нужно чем-то заниматься помимо прогулок и хорошего 4-5 разового питания. Но часто мама, запертая в четырех стенах с ребенком, может «сорваться» на ребенке, особенно, если он не подчиняется ее требованиям. Что, вообще говоря, никаких целей, кроме эмоциональной разрядки для мамы, не преследует и преследовать не может. А ребенком дошкольного возраста грубость со стороны близкого человека воспринимается как телесное наказание! И даже если этого не происходит, то мамы совершают другие педагогические ошибки, которые могут привести даже к деформации личности ребенка.
К таким ошибкам относятся:
- запугивание,
- подавление самостоятельности,
- злоупотребление наказаниями.
Знайте, что лучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. В этом случае поведение ребенка направляется последовательно, но вместе с тем гибко:
- всегда объяснять мотивы своих требований к ребенку;
- в ребенке ценится как самостоятельность, так и послушание;
- прислушиваться к мнению ребенка, однако не ориентироваться исключительно на его желания.
Однако, специалисты: профессиональные воспитатели, детские психологи и педагоги считают, что успех в семейном воспитании гарантирован, если конкретно знаешь, что надо воспитывать у детей, и умеешь применять это знание.
Иными словами, важно относится к воспитанию как к своего рода профессиональной, а не любительской деятельности, и овладевать соответствующей квалификацией.
Если вы лично не готовы снова садиться на ученическую скамью (из-за недостатка времени или нежелания), то есть и другой вариант, как не упустить ничего важного в воспитании собственного чада, не навредить ему своим усердием: центр раннего развития.
Дошкольные центры развития ребенка
Сегодня существует очень большое количество развивающих центров дошкольного развития ребенка. Как из всего многообразия выбрать тот самый, которому доверишь самое дорогое – своего ребенка? Надо знать основные принципы различных развивающих методик, которые используют подобные центры.
Например, если вы выберете Монтессори-центр, то ребенок по всей видимости там сможет получить следующие качества и навыки:
- мотивацию к обучению,
- способность концентрироваться,
- самостоятельность,
- ответственность,
- организованность,
- дисциплинированность.
Все это достигается правильной организацией среды, где в свободном доступе лежат материалы, рассортированные по зонам:
- зона развития двигательной активности;
- зона развития мелкой и крупной моторики;
- зона сенсорных ощущений;
- зона речевого развития;
- творческая зона;
- зона приобретения практических навыков самостоятельности.
Все это стимулирует ребенка к саморазвитию. Исключается какое-либо авторитарное давление на формирующуюся личность, приветствуется свободное, самостоятельное, активное самовыражение.
А если вы отдадите предпочтение Вальдорфской системе воспитания подрастающего поколения, то от ребенка можно будет ожидать, что он будет в себе сочетать как интерес к академическим предметам, так и получит художественно-практические навыки.
Методика Никитиных — классика отечественной системы воспитания. Если вы сумеете найти детский сад, работающий по этой методике, то от ребенка вы сможете ожидать:
- решительности,
- логике выводов (в программе много логических игр и головоломок),
- закалки (в программу включены физические упражнения на подготовку организма к экстремальному холоду).
Источник
Маргарита Иванова
Опыт работы «Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет»
«Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей раннего возраста»
В настоящее время совершенствуется механизм обеспечения государственных гарантий по вопросам семьи и детства. Перед дошкольной организацией ставятся задачи поиска внутренних источников своего развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг и доступности дошкольного образования в целом.
В целях увеличения охвата детей дошкольным образованием получили развитие новые формы работы, в том числе и группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.
Ранний возраст – один из важнейших этапов развитие ребенка. В данный период развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивные становление и формирование всех особенностей, свойственных человеку, осваиваются основные движения и действий с предметами, закладывается основы для развития психических процессов и личности. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Учитывая специфику развития детей раннего возраста к условиям ДОУ, мы направляем свое внимание на использование методов, ориентированных на взаимодействие со взрослыми, обеспечение эмоционального комфорта каждого ребенка в группе детского сада.
Ребёнок должен с желанием идти в детский сад, и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация и в дальнейшем социализация детей раннего возраста.
Согласно ФГОС были созданы условия для раннего развития детей.
• Кадровые (1. Укомплектованность педагогическими кадрами. 2. Образовательный ценз педагогических работников. 3. Уровень квалификации педагогических кадров 4. Непрерывность профессионального образования, участие в конкурсах различного уровня (муниципальный уровень) 5. Удовлетворенность родителей присмотром и уходом за детьми.)
• Материально – технические (1. Состояние и содержание территории, зданий и помещений 2. Пожарная безопасность 3. Создание условий для успешного перехода ребенка на следующий этап детства (развивающая предметно – пространственная среда — РППС) в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями 4. Контроль организации питания)
• Психолого-педагогические (1. Психолого-педагогическое сопровождение. 2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей, учет индивидуальных особенностей воспитанников. 3. Работа с родителями. Удовлетворенность родителей наличием в образовательной организации условий для комфортного пребывания детей в ДОУ)
На период адаптации нами разработан проект «В детский сад без слез» с элементами песочной арт-терапии (использование кинетического песка). План реализации проекта учитывает особенности детей раннего возраста и включает игры с воздушными шарами, мячами, мыльными пузырями, игры с песком и водой,и другие. При построении развивающей среды для детей от двух до трех лет мы учитывали возрастные, физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.
В групповой комнате размещается центр сенсорики и развития мелкой моторики. Особое предпочтение дети раннего возраста отдают сенсорным играм и упражнениям. В непринужденной форме они выполняют различные игровые действия и получают удовольствие от достигнутого результата. Пространство центра художественного чтения и театрализованной деятельности, специально оборудовано для ознакомления детей с художественной литературой и совместных игр, развивающих предпосылки к театрализованной деятельности.
Свобода выбора для детей присутствует и в процессе развития у них предпосылок к сюжетно-ролевым играм. Также предпочтения детей отдается играм со строительным материалом. Различные виды наборов строительного материала делают развивающую среду особенно привлекательной. Знакомство с транспортом и ПДД проходит в центре «Юного пешехода». Рисуют, лепят малыши в центре ИЗО. Несмотря на то что в здании детского сада находится только один зал, в нем грамотно организованы центры двигательной активности и музыкального развития. Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка. Среда яркая, красочная, привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А так же обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.
Целью работы с семьёв нашем Доу является:
— Создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями
— Установление доверительных, партнерских отношений с родителями
— Вовлечение семьи в единое образовательное пространство
В век новых технологий мы как и все образовательные учреждения ведем работу на сайте нашего ДОУ, где родители наших воспитанников могут ознакомится с интересующей их информацией и узнать новости детского сада, получить онлайн консультацию. Также проводятся родительские собрания, мастер-классы, консультации, выставки и конкурсы, дни открытых дверей, недели здоровья и другие формы работы.
Таким образом, развивающая среда МДОУ может служить примером того как грамотно организованная окружающая обстановка способствует своевременному развитию у детей раннего возраста необходимых умений и навыков, а также способствует эффективному взаимодействию педагогов с членами семей воспитанников.
Источник
Не существует волшебного решения, которое обеспечит успешный личный и карьерный рост на протяжении всей жизни, но тщательные исследования показывают, что раннее развитие детей и получение ими качественного образования в дошкольном возрасте — это большое подспорье в школьном обучении, в профессиональной деятельности, в личной и социальной сфере.
«Чем раньше, тем лучше» — идеальный ответ на вопрос о том, когда начинать обучать ребёнка. Об этом пишут Томас Эрлич и Эрнестина Фу в статье для портала Forbes. Может показаться удивительным, но особенность развития детей дошкольного возраста в том, что влияние жизненного опыта, который они получают в эти годы, непропорционально велико по сравнению с более поздним возрастом.
Если ребёнок отстанет в образовании в ранние годы, есть шанс, что он не сможет догнать позже. Сложнее и дороже будет исправлять упущенное, чем обучать в малом возрасте. Хорошая новость в том, что качественные и эффективные образовательные программы для дошкольников могут иметь сильный долгосрочный эффект независимо от принадлежности к определённой экономической или национальной группе.
Научные исследования
Вероятно, самое цитируемое исследование на данную тему — это американский HighScope Perry Preschool Experiment, в котором были выбраны случайным образом 123 ребёнка группы риска из бедных чернокожих семей и разделены на контрольную группу и группу, которую обучали по высококачественной методике раннего развития детей. За участниками эксперимента наблюдали с трёхлетнего возраста до 50 лет.
Влияние обучения оказалось очень заметным:
- 65% детей, которые прошли образовательную программу, закончили школу, по сравнению с 45 % из контрольной группы.
- К сорокалетнему возрасту средний годовой доход прошедших обучение составлял $20800, а в контрольной группе — $15 300.
- Исследователи отметили, что люди, которые прошли программу, с большим шансом находили работу, создавали семью, растили детей, владели собственным домом и автомобилем, реже подвергались аресту и реже имели проблемы с наркотиками.
Другое исследование изучало результаты контрольных работ в детских садах, пытаясь предсказать, получит ли ребёнок в будущем высшее образование и насколько оно будет престижным, помимо прочих показателей успешности взрослого человека. Его результаты тоже показали, что образовательные программы для раннего развития детей дошкольного возраста дают увеличение в доходах от 0,33 % до 3,5 %. Это может показаться незначительным, но в сумме это означает увеличение общего дохода на сумму от $9 000 до $30 000. И это после вычета стоимости обучения.
Рассматривая такое обучение на национальном уровне в США, если все дети будут принимать участие в программах раннего развития детей при подготовке к школе в такой же степени, как дети из богатых семей, то число тех, кто поступит в вузы увеличится на 13 %. Это будет равносильно от 4,8 до 16,1 миллиардам долларов суммарных доходов за всю жизнь, с учётом стоимости обучения. Это говорит о том, что обучающие программы раннего развития детей имеют долгосрочные преимущества, которые значительно перевешивают стоимость. Но это ещё не всё.
Исследования также показали, что если дети принимают участие в таких программах, то это увеличит количество квалифицированных профессионалов и работников с большими доходами. Если все люди будут иметь такой «образовательный толчок» в детстве, в выигрыше будет всё общество. Меньше нужна будет соцпомощь, снизится уровень преступности, а население будет здоровее.
Конечно, программы раннего развития дошкольников в ДОУ не являются волшебной палочкой, с помощью которой, всех детей в будущем будет ждать успех в обучении, карьере и жизни. Много других факторов имеют значение. Но результаты многочисленных исследований говорят, что экономические и социальные преимущества раннего обучения значительны и долгосрочны. Они влияют не только на отдельных дошкольников, но и на общество в целом.
Неудивительно, что в США возникают движения, которые продвигают идею качественного образования для дошкольников. Они понимают, что зачастую такое образование доступно только обеспеченным семьям, в то время как бедные просто игнорируются. Только треть американских детей в возрасте четырёх лет имеют доступ к программам раннего обучения, несмотря на то, что существуют они в 40 штатах.
Выводы для российского дошкольного образования
Понятно, что система образования в России отличается от американской. В нашей стране высокая доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, она составляет 99 % (об этом заявляла вице-премьер Татьяна Голикова в октябре 2018 года), а программа обучения и воспитания регламентируется госстандартами.
Но разрабатывает и реализует образовательную программу ДОУ каждое учреждение самостоятельно, пусть и по технологии развивающего обучения в ДОУ по ФГОС. Получается, что последнее слово о том, как хорошо ребёнок будет подготовлен к дальнейшему обучению и жизни в целом, остаётся за педагогами и руководителем детского сада.
Поэтому в развитии детей раннего возраста важно придерживаться определённых принципов, которые приводит портал podrastu.ru.
- Принцип научности. Ребёнок должен получать только реальные знания, если упрощать их до схематичности или коверкать — это может неправильно сформировать базу и исказить представления дошкольника об окружающем мире.
- Принцип наглядности. Чтобы лучше познать новое — лучше видеть изображение, трогать предмет, считать игрушки, а не представлять в уме.
- Принцип доступности. Ребёнок должен понимать материал, он должен соответствовать его возрасту и развитию. Чтобы это проконтролировать, педагогу нужно проводить диагностику уровня знаний.
- Принцип активного участия. Дошкольник усваивает только те знания, которые были ему интересны, в получении которых он сам принимал участие.
- Принцип последовательности. От простого — к сложному, все знания должны основываться на предыдущем опыте.
- Принцип индивидуального подхода. Дети должны обучаться по-разному не только в зависимости от возраста, но и скорости восприятия, быстроты мышления, усидчивости, поведения в целом.
- Принцип взаимосвязи обучения и развития. Нужно быть терпеливым, если что-то не даётся дошкольнику прямо сейчас.
Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.
Источник