Раннее развитие ребенка в адаптационных группах
Ольга Крашенинникова
Адаптационная группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста «Малышок»
Проблема адаптации детей к дошкольному учреждению является актуальной для нашего педагогического коллектива, т. к. ежегодно в наше образовательное учреждение поступает до 40 малышей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Молодые мамы стремятся, как можно раньше выйти на работу. А также они хотят, чтобы с ребенком занимались профессиональные педагоги. Общение с одногодками полезно для детей раннего возраста.
Многолетние исследования показывают: положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и ранняя социализация ребенка.
Коллектив нашего учреждения делает все возможное для того, чтобы жизнь наших самых маленьких воспитанников с первых шагов была счастливой, а дом, где мы встречаем их – радостным, светлым и теплым.
Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.
Педагогический коллектив ДОУ поставил перед собой цель – выработать единую педагогическую позицию, от которой зависят перспективы нахождения каждого ребенка в детском саду, профилактика его возможных заболеваний и трудностей в развитии.
Для того чтобы адаптация прошла более успешно, мы пришли к тому, что необходимо создать условия для согласованности действий родителей и воспитателей по сближению подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, т. е. осуществить комплексный подход к решению проблемы адаптации детей в группе раннего возраста.
Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь и взрослых и детей значительно меняется. Требуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам.
Самые серьезные трудности ожидают семью в начальный период посещения дошкольного учреждения. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенка, так и его родителей. Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.
Для смягчения адаптационного периода в нашем ДОУ с апреля 2014г. начала функционировать адаптационная группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста «Малышок».
«Малышок» — это адаптационная группа для детей 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад. Основная идея создания группы – создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду, повысить и закрепить престиж МКДОУ д/с № 10 «Солнышко» г. Приволжска, сделать его привлекательным для семей, имеющих детей дошкольного возраста.
Цель: Адаптация детей к условиям ДОУ, обеспечение ранней социализации, психического, личностного и интеллектуального развития детей до трёх лет через объединение усилий педагогов ДОУ и семей.
Задачи:
• Помощь в адаптации к условиям ДОУ детям раннего возраста.
• Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение.
• Формирование умений общения со сверстниками.
• Развитие видов деятельности
Для организации работы адаптационной группы было оборудовано специальное помещение – группа. Подготовлена предметная развивающая среда, которая стимулирует развитие познавательной активности ребенка и способствует появлению различных ситуаций общения между детьми и взрослыми.
В марте месяце для родителей вновь поступающих в дошкольное учреждение проводится организационное собрание, на котором родители знакомятся с особенностями адаптации детей к дошкольному учреждению и целями и задачами работы адаптационной группы «Малышок», проводится экскурсия по дошкольному учреждению.
Для приема ребенка в адаптационную группу родители заключают договор с ДОУ, проводят медицинское обследование ребенка (справка от участкового врача)
Программа работы адаптационной группы рассчитана на 4 месяца с апреля по июль месяц. Проводится 8 занятий в месяц, (2 занятия в неделю). Каждая встреча длится 1 час.
Деятельность группы проводится в 2 направлениях.
1. Развитие детей: игры, игровые упражнения, развлекательные мероприятия, организация различных видов детской деятельности.
2. Консультирование родителей: беседы, консультации, анкетирование, ответы на вопросы, интересующие родителей, индивидуальные беседы.
Родители являются активными участниками работы группы.
Все встречи проходят по определенному плану:
1 часть Развивающие игры под руководством педагога…
Задача педагога не только в развитии малышей, но и в обучении родителей эффективным способам игрового взаимодействия с детьми.
В процессе развивающих игр дети учатся вместе со сверстниками в разных видах деятельности, а в результате – заниматься самостоятельно без участия родителей. Взрослые учатся правильно создавать развивающую среду дома, узнают приемы, стимулирующие развитие ребенка.
2 часть Свободная игра (группа социализации)
Ребенок постепенно, в индивидуальном темпе приобретает первые социальные навыки и «отделяется» от родителей, адаптируется к новой ситуации, впоследствии легче переживает разлуку.
В процессе посещения группы «Малышок» у детей происходит постепенная адаптация, которая включает несколько периодов:
Первый период: «Мы играем только вместе».
На данном этапе родители и ребенок представляют собой единое целое. Родитель является проводником и защитником ребенка. Родитель, под руководством педагога, побуждает ребенка включаться в новые виды деятельности и активно играет с ребенком во все предложенные игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от родителя.
Второй период: «Я играю, но ты будешь рядом»
Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры, игрушки и само занятие вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают ребенка оторваться от родителя на безопасное расстояние. Но родитель все ещё является опорой и защитой. Ребенок уже может спокойно себя чувствовать на занятии, подходить к детям, играть и заниматься рядом с ними. В случае необходимости родитель или педагог приходят ему на помощь.
Третий период: «Иди, я немножко поиграю один»
Наступает такой момент, когда ребенок сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре и принимает педагога как своего друга. Когда наступает такой момент, родитель может ненадолго отлучиться.
Четвертый период: «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя»
И, наконец, наступает такой день, когда малыш остается на занятии один и спокойно отпускает родителей.
Сначала занятия с детьми проходят в специально подготовленном помещении. По мере того как дети привыкают к дошкольному учреждению мы начинаем путешествовать по детскому саду и ходим играть на группу, которую будут посещать дети с августа месяца при устройстве ребенка на полный день.
В ходе работы с детьми мы используем разные виды игр и игровых упражнений на развитие музыкальных способностей (методика Железновых, развитие движений детей (подвижные игры, игры с мячом, обручем, хопом); развитие сенсорных способностей, рассказывание сказок, игры со строительным материалом, пальчиковые игры и др.
Мастер-класс
«Игры на Коленях»
Когда ребенок сидит у мамы на коленях то его хочется его развлечь, покачать. Для этого существуют множество потешек и пальчиковых игр. С помощью таких игр у малыша будет прекрасно развиваться мышление, память, речь и воображение.
Для игр на коленочках характерны три стадии:
1. На коленях у мамы, все движения она выполняет руками ребенка.
2. Малыш сидит напротив, мама корректирует.
3. Ребенок выполняет движения самостоятельно.
Ехал мальчик маленький
На лошадке серенькой –
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму – бух!
Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят? Гав-гав!
(Повторять, изменяя зверей у порога,
пока ребенку не надоест:
(Два котенка – мяу-мяу!
Две собачки – гав-гав!
Два утенка – кря-кря!
Два цыпленка – пи-пи-пи!
Два теленка – Му! Му!
Две овечки – Бее! Бее!
Два козленка – Мее! Мее!
Две лягушки – ква-ква)
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем — семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова — очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата — втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
Паучок-паучок
паутинку вил
вдруг закапал дождик
паутинку смыл
солнышко всходит,
стало припекать
паучок-паучок
трудится опять
Адаптационную группу посещают от 13 до 25 детей. Посещаемость:
Год Количество групп Количество детей посещающих адаптационную группу
2014 2 17
2015 2 25
2016 1 13
Анализируя результаты работы группы «Малышок» мы сделали следующие выводы:
Адаптационная группа «Малышок» пользуется спросом у родителей.
Опыт работы показывает, что после посещения таких занятий ребенок, впервые приходящий в обычную группу без родителей, эмоционально благополучен, а сам процесс адаптации значительно укорачивается по сравнению с адаптацией других детей. И комплектование группы детей происходит быстрее.
Все дети адаптационной группы имеют легкую степень адаптации. Заболеваемость в адаптационный период снижается: заболеваемость в адаптационный период у детей, не посещающих адаптационную группу составляет 3,1-4,2 дня на одного ребенка, а у детей посещающих адаптационную группу 1,9-2,1 дня на одного ребенка.
Родителям участие в группе помогает научиться замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, уважать желания и потребности малыша, быть активными соучастниками ребенка в его деятельность.
Источник
Наталья Брагина
«Адаптация детей в группе раннего возраста»
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду.
Поступление ребёнка в сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Поступление ребёнка в сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Перед тем, как начать приём детей, мы провели родительское собрание по тему: «Адаптация детей в группе раннего возраста».
Это была небольшая консультация для родителей. Мы посоветовали подвести детей постепенно к режиму детского сада, хотя бы приблизительно. У ребёнка должен быть один сон, вставать он должен примерно в 7.00, необходимо учить самостоятельно одеваться, проситься на горшок, и держать ложку. У нас была большая просьба к родителям, что бы ребёнок уже не знал, что такое памперс. Затем родителям были предложены анкеты (анкеты прилагаются): Первая называлась «Семья», в ней родители должны были указать сведения о семье, кто будет забирать ребёнка и какой результат родители ожидают от посещения в детский сад. А вторая называлась «Ребёнок», в ней родители должны были указать некоторые сведения о ребёнке: о его здоровье, сне, аппетите, навыках и умениях, двигательная активность, что любит, а что не очень, как ласково называют дома и ведущая рука. В процессе работы мы поняли, насколько легко нам было работать с помощью этих анкет. Можно даже сказать, что увидев того или иного ребёнка мы уже многое о нём знали. Так же нами были оформлены папки передвижки консультации для родителей на тему: «Я иду в детский сад» и «Адаптация ребёнка в детском саду».В течение недели мы приняли 4 детей. Из них 1 ребёнка в острой фазе, а три в фазе собственно адаптации. После того, как прошло 3 – 4 недели в группу уже ходило 10 детей, 4 ребёнка находились в острой фазе – это вновь прибывшие дети, 2 в фазе собственно адаптации, а 4 – в фазе компенсации. Примерно через месяц, полтора в группе было уже 12 детей из них в 1 и 2 фазе по одному ребёнку – это прибывшие дети, а остальные 10 детей уже в фазе компенсации. Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Наши дети адаптировались в течение 2 месяцев уже все. Заходя в группу, они все здороваются, не только с воспитателями, но и со всеми ребятами, уходя, говорят до свидания. Ребята знают где лежит какая игрушка, и по просьбе взрослых навести порядок, дружно убираются, расставляя всё по своим местам. Если на книжную полку поставить несколько новых книг, то в течении дня кто-нибудь обязательно заметит, что появились новые книжки. Для того, чтобы успокоить ребёнка, если он вдруг вспомнил о маме, мы старались его как-нибудь отвлечь. Очень часто читали книжки, давали рассматривать иллюстрации. С первых дней пребывания детей в группе старались организовывать подвижные игры, учили вставать в круг. Наши дети в течение месяца научились самостоятельно раздеваться перед сном и одеваться после сна. А также они любят рисовать, может ещё не совсем всё получается, но они очень стараются. Дети нашей группы принимали участие в «Осеннем развлечении». Ребята пели песню, выполняя движения, танцевали танец с листочками и играли в подвижную игру «Солнышко и дождик». Очень часто в группе мы включаем музыку, и дети любят танцевать, но ещё они одевают юбки. У многих самое любимое занятие строить, из различных кубиков они строят замки, башни. Если детей научить играть, и часто самим организовывать игры, то они в дальнейшем сами будут их организовывать. Благодаря всем этим методам и приёмам, мы считаем, что наши дети адаптировались очень быстро и легко. Всё чему они научились и умеют – это заслуга нас воспитателей и помощника воспитателя, а также родителей, которые всегда идут на контакт, и делают всё, что мы их попросим и следуют нашим советам.
Источник
валентина заминева
Создание условий для адаптации детей в группе раннего возраста
Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее, прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Условия, созданные в ДОУ, для успешной адаптации детей раннего возраста являются неотъемлемой частью всего процесса.
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения сотрудников ДОУ создавать атмосферу уюта и любви в группе детей раннего возраста. Ребёнок должен с желанием идти в детский сад и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. При построении развивающей среды для детей от года до трех лет учитываются возрастные физиологические и психические особенности ребенка, двигательная активность и ярко выраженная познавательная деятельность, которая проявляется в стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша. Материалы и оборудование в группе создают оптимальную целостную среду для развития и успешной адаптации детей. Организация пространства имеет свои определенные «правила». Все материалы и пособия, маркеры игрового пространства имеют постоянное место (т. к. дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность). Игровой и дидактический материал должны быть расположены в поле зрения ребенка. Среда яркая, красочная, привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А так же обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.
Дети раннего возраста играют не вместе, а рядом, поэтому игровые и учебные зоны не пересекаются. Групповые помещения условно подразделяются на три зоны, оборудованные различными центрами:
Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».
Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности».
Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».
Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности, в том числе и игровой. Игры с ребёнком организуются с первой минуты появления его в детском саду. Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если с ними играют и переключают их внимание на активную двигательную деятельность, да ещё с игрушкой. Совместные движения приносят детям много радости. Общение и процесс адаптации в процессе выполнения различных игр складывается значительно быстрее. Чтобы ребенок не перевозбуждался, необходимо своевременно переключать его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой и игровой ситуацией. Предметно-развивающая среда в группе служит интересам и потребностям детей раннего возраста и их родителям, а ее элементы — оборудование, игрушки, игры, дидактический материал — развитию ребенка. Все элементы связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Все это способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности. Организация пространственно-предметной среды дошкольного учреждения как условия адаптации детей раннего возраста доказана учеными уже давно.
Мы обсудили, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в которой он находится большую часть времени. Социальный опыт и новые сведения об окружающем маленький ребенок получает от других людей, в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Источником знаний, социального опыта и развития ребенка является так же среда пребывания ребенка. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей. В раннем возрасте интенсивно развивается центральная нервная система малышей, формируется мозг («учится» отражать окружающий мир, психика — как отражательная способность мозга. Иными словами, чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий, насыщенный впечатлениями мир, вызывающий у маленького ребенка эмоциональный отклик, а так же активизирующий слух, зрение, тактильную чувствительность, т. е. все виды восприятий. Хотя ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, однако именно в это период зарождается сюжетно-ролевая игра. Игрушки используются среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать развернутые и содержательные сюжеты.
Центр «Песок-вода»
В центре «Песок-вода» дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, дети знакомятся со свойствами различных предметов и материалов и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их. Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый — холодный, сухой — мокрый, тонет — не тонет, пустой — полный и многое другое. В уголке природы подбираются растения в соответствии с возрастом детей, которые размещены на уровне роста детей. Это позволяет детям наблюдать за тем, как ухаживают за цветами взрослые. Так как развитие активной речи является основной задачей раннего возраста, то в книжном уголке подобраны предметные и сюжетные картинки, наборы сюжетных картинок, игры по познавательному и речевому развитию, картотека потешек, стихов, загадок.
Уголок ИЗО.
Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Дидактический стол используем для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняется. Всё это способствует обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов. Пространственная среда в группе как уже сказано раннее должны распределиться на зоны, что обеспечивает индивидуальный подход к благоприятному прохождению адаптационного периода детей раннего возраста. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Центр развивающих игр.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор цветных палочек, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры, настенное панно с геометрическими фигурами.
Театральный уголок.
Развивающая среда создает благоприятные условия для развития: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д. ; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.
Делая выводы по освещенному вопросу, хочется еще раз подчеркнуть необходимость организации пространственно-предметной среды дошкольного учреждения как одного из важнейших условий адаптации детей раннего возраста. Поэтому немаловажно организовывать среду с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Так же необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей воспитанников. Для успешной организации процесса адаптации детей раннего возраста, вся работа ведется по плану воспитательно — образовательной деятельности, включающей в себя использование различных методов, приемов и форм организации детей, как в групповой комнате, спортивном зале, так и на свежем воздухе. Таким образом, деятельность специалистов ДОУ в рамках мероприятий по адаптации детей раннего возраста, является залогом успешного привыкания ребенка к новым условиям.
Источник