Раннее развитие ребенка с расщелинами
При попытках грудного вскармливания ребенка с неполной расщелиной неба молоко попадает в дыхательные пути, ребенок захлебывается, и приходится переводить детей на капельное вскармливание с ложечки или из пипетки. Даже во время такого приема пищи эти дети поперхиваются, у них появляется кашель, срыгивание, рвота. Во время кормления пища попадает в складки недоразвившегося неба, в носовую полость, евстахиевы трубы, носоглотку и дыхательные пути; пища застаивается там, вызывает раздражение и воспалительные процессы слизистых оболочек.
Неправильное развитие верхней челюсти ведет к искривлению зубного ряда, появлению двойного ряда зубов, сужению небного свода. Часто резцы вгибаются внутрь или передвигаются по небу вглубь, и зубы растут в середине неба. Вследствие плохого питания молочные зубы у ринолалика быстро разрушаются.
У ребенка с врожденной расщелиной даже после операции губы (хейлопластики) мышечное развитие лицевой мускулатуры протекает своеобразно. Это обусловливается тем, что движения мышц верхней губы отсутствуют или значительно осложнены.
В результате обедняется мимика ребенка, и мышцы лица включаются в артикуляцию.
Часто при ринолалии отмечается снижение слуха.(см.вопрос 7)
Общие подходы и система коррекционной работы по устранению ринолалии.
Основные направления коррекционной работы при ринолалии
Поэтапная реабилитация детей с врожденными расщелинами губы и неба основывается на сочетании лечебных, логопедических и психолого-педагогических мероприятий, которые проводятся в течение роста ребенка до 14-15 лет. Эта работа осуществляется хирургом-стоматологом, ортодонтом, логопедом, отоларингологом, специалистом по лечебной гимнастике, психологом и при необходимости другими специалистами.
Основные задачи комплексного воздействия на дефект:
Устранение хирургическим путем анатомических нарушений;
Ортодонтическое исправление деформации верхней челюсти и постоянный контроль за предотвращением вторичных деформаций;
Общеукрепляющее лечение;
Своевременна отоларингологическая санация (профилактика нарушений слуха у детей);
Психотерапевтическое воздействие на ребенка и его микросоциальное окружение;
Ранняя логопедическая помощь, основные направления которой следующие: а) развитие нормального физиологического и речевого дыхания, б) полноценного небно-глоточного смыкания, в) формирование артикуляционных укладов и правильных артикуляционных движений, г) коррекция нарушений звукопроизношения, д) устранение носового (назального) оттенка голоса, е) автоматизация сформированных навыков в свободном речевом общении, ж) нормализация просодической стороны речи, з) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза с целью предупреждения возможного последующего возникновения нарушения письменной речи — дисграфии, и) своевременное устранение отставания в развитии фразовой речи, лексико-грамматического строя речи, к) контроль за общим речевым развитием ребенка.
Коррекционно-педагогическое воздействие должно опираться на ряд теоретических положений (принципов) с учетом особенностей структуры дефекта у детей с ринолалией: 1) принцип комплексного (медико-психолого-педагогического) подхода к устранению речевого дефекта, 2) этиопатогенетический принцип, 3) принцип опоры на сохранные звенья, 4) онтогенетический принцип, 5) принцип деятельности, 6) принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, 7) принцип учета особенностей микросоциального окружения ребенка.
Наряду с логопедическими принципами в коррекционной работе следует опираться на общие дидактические принципы: систематичность и последовательность обучения, наглядность и доступность предлагаемого материала, сознательность и активность, прочность приобретенных навыков.
При осуществлении коррекционной работы требуется особый психологический и педагогический подход к детям, а также образование единого коррекционно-образовательного пространства вокруг каждого ребенка с ринолалией.
Эффективность коррекционной работы в большой степени зависит от четкой организации совместной работы многих специалистов, врачей и педагогов.
Принято выделять 4 этапа кор работы:
1. Дооперационный
2. Послеоперационный
3. Послеоперационный коррекционный
4. Этап автоматизации новых навыков
Основное значение дооперационного периода — развития базы для формирования правильной речи. Данный период очень важен в логопедической работе. При осуществлении дооперационной работы после операции значительно быстрее восстанавливаются все приобретенные до нее навыки и быстрее заживают послеоперационные рубцы.
В послеоперационный период успешность логопедической работы в немалой степени определяется тем, как она проводилась в дооперационный период. Эффективность зависит от качества хирургической операции и от анатомического и функционального состояния речевого аппарата.
Основные направления работы | Дооперационный период | Послеоперационный период |
Формирование небно-глоточного смыкания | Активизация мышц глоточного кольца, подготовка сегментов мягкого неба к вело-фарингеальному (небно-глоточному) смыканию | Формирование полноценного небно-глоточного смыкания, развитие подвижности мягкого неба, массаж рубцов твердого и мягкого неба |
Работа над физиологическим дыханием | Постановка физиологического дыхания (диафрагмально-реберного) | Коррекция и автоматизация физиологического дыхания |
Формирование ротового выдоха | Постановка ротового выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха | Овладение направленной воздушной струей для выработки навыков фонационного дыхания |
Совершенствование артикуляционной моторики | Активизация артикуляционного аппарата, придание языку правильного положения | Совершенствование подвижности артикуляционного аппарата |
Борьба с патологическими компенсаторными привычками | Устранение патологических компенсаторных привычек, борьба с излишними движениями лицевых мышц | — |
Развитие фонематического слуха | Развитие слухового внимания и фонематического слуха | Совершенствование фонематического слуха и дифференциация смешиваемых правильно произносимых звуков (развитие речеслуховых дифференцировок) |
Исправление неправильного звукопроизношения | Постановка и автоматизация доступных звуков | Освоение произношения гласных без носового оттенка, постановка правильного произношения согласных, полная автоматизация новых навыков |
Работа над голосом | Развитие модуляции голоса | Устранение ринофонии (назальности), нарушений силы и высоты голоса |
С детьми с фонетико-фонематическими нарушениями проводится дополнительная работа по развитию фонематического восприятия, формированию навыка звукового анализа и синтеза.
Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, помимо вышеперечисленного включает развитие лексико-грамматического строя речи.
Источник
Соломатина Г. Н., канд. пед. наук, доцент СГПИ, г. Ставрополь
С самого рождения детям с расщелинами нёба приходится жить в особых анатомо-физиологических условиях, инстинктивно приспосабливаясь к своему дефекту: они рефлекторно сдвигают тело языка назад, как бы за-
крывая расщелину его корнем. Своеобразное положение языка постепенно закрепляется, у детей формируются атипичные компенсаторные изменения артикуляционного уклада: высокий подъем корня языка и смещение его в глубь ротовой полости; недостаточное участие губ и кончика языка в произнесении многих звуков; чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении; излишнее напряжение мимической мускулатуры (Т.Н.Воронцова, Л.И.Вансовская, Г.В.Чиркина и др.).
У многих детей с расщелинами нёба наблюдается нарушение необходимого для произнесения всех ротовых звуков нёбно-глоточного смыкания между ротовой и носовой полостями. В результате все звуки у них приобретают неприятный назальный оттенок (Е.С. Алмазова, И.И. Пружан, Ю.И. Кузьмин и др.).
Расщелина вызывает и резкое ухудшение условий физиологиче-
ского дыхания ребенка. Попытки исключить утечку воздуха через нос приводят к появлению носовых ужимок, гримас (Т.Н. Воронцова, А.А. Мамедов и др.).
Таким образом, наличие нёбной расщелины тяжело отражается на общем речевом развитии ребенка. В подобной ситуации полноценное спонтанное овладение речью невозможно. У ребенка происходит дефектное формирование почти всех звуков, нарушается функция дыхания и голоса. В целом речь таких детей малопонятна для окружающих (Л.И. Вансовская, З.А. Репина, Г.В. Чиркина и др.).
До 80-х гг. ХХ в. в литературе уделялось недостаточное внимание раннему речевому развитию детей с расщелинами нёба. В ряде исследований 80-90-х гг. (O’Gara and Logemann, 1988; Grunwell, 1993) был проведен анализ предречевых вокализаций детей данной категории. Авторы отметили у них задержку речевого развития и преобладание уже в предречевых моделях «задней» артикуляции с использованием глоточных и фарингеальных звуков. Было также указано на то, что отклонения в предречевых вокализациях сохраняются в речевых моделях более позднего периода развития. Таким образом, между фонетическим репертуаром предречевых вокализаций и базовой системой языка детей с нёбными патологиями существует тесная связь.
Немаловажное значение в речевом развитии таких детей имеет вопрос о сроках начала логопедического воздействия. Отечественные и зарубежные исследователи полагают, что отклонения в уже установившихся речевых моделях детей с трудом поддаются коррекции, поэтому ее надо проводить как можно раньше. Конечно, в предречевой стадии нельзя определить механизм нарушения речевого развития, но очень важно выявить детей, входящих в потенциальную группу риска. Они должны находиться под контролем специалистов и получать своевременную логопедическую помощь вплоть до полной нормализации речи.
Мы предлагаем комплекс мероприятий по предупреждению речевых нарушений у детей с расщелинами нёба, разработанный с учетом опыта сотрудников Института коррекционной педагогики РАО по стимуляции речевого развития детей раннего возраста с нормальным онтогенезом (Ю.А. Разенкова, 2000). Предлагаемые игры и упражнения родители могут проводить самостоятельно под контролем специалиста в области логопедии, что позволит предупредить или смягчить возможные нарушения речи. Эта работа основывается на закономерностях нормального хода развития речи.
Доречевой этап становления речи
Ученые называют его «психологически-предпосылочным» и наиболее важным этапом формирования речи. В это время у ребенка происходит становление эмоционально-положительного общения со взрослыми, развитие ощущения, внимания, восприятия (зрительного, слухового, тактильного), на базе которых у него появляются первые речевые реакции.
Исследователи детской речи подразделяют этот этап на стадии крика (от 0 до 2 мес.); гуления (2-3 мес.); лепета (6 мес.). Переход от доречевого развития к первым словам случается около года.
Крик
Эта стадия имеет большое значение для установления координации дыхательного и голосового аппаратов, она готовит почву для последующего развития интонации, активизации артикуляционного аппарата. На первом году жизни речевой механизм еще формируется. Легкие, дыхательный аппарат и голосовые складки интенсивно развиваются именно в первые месяцы жизни. Этот процесс необходимо стимулировать. Поэтому, если ребенок не испытывает физического дискомфорта (он не мокрый, не голоден и не болеет), то следует положительно относиться к его покрикиваниям, покряхтываниям, плачу и другим вокализациям.
Уже в первые дни жизни ребенка родители могут проводить стимуляцию нёба, губ, упражнения на развитие дыхания.
1. Расположить указательный палец с внутренней стороны верхней десны, двигать им по направлению к мягкому нёбу, приподнимая его. Стимуляцию нужно проводить осторожно, поочередно придавливая нёбо с правой, затем с левой стороны. Делать 3-5 раз в день.
2. Для стимуляции губ можно рекомендовать игры с соской. Взрослый «забирает» ее у ребенка, чтобы малыш тянулся следом губами.
3. Расположить указательный палец на верхней губе, совершать поглаживающие движения по направлению к ней от носа.
4. Исходное положение (см. упражнение 3). Палец должен двигаться более интенсивно, с надавливанием.
5. Указательным, средним и большим пальцами обхватить губы ребенка, производить плавные надавливающие движения, оттягивая губы вперед. Поднимать верхнюю губу к носику, нижнюю — к подбородку.
6. Указательным и большим пальцами собрать губки ребенка в трубочку и пропеть: «У-у-у». Округлить губки и пропеть: «О-о-о».
7. После стимуляции нёба и губ необходимо проводить первые упражнения на дыхание: зажимать поочередно левую, затем правую ноздрю, сразу обе ноздри. Это поможет ребенку научиться чувствовать воздушную струю.
Уже на стадии крика необходимо проводить игры для развития первых речевых реакций ребенка — гуканья.
Игра «Ой, люли, люли …»
Взять на руки малыша так, чтобы он видел лицо взрослого. Нужно покачивать ребенка, поглаживая его ручки, ножки, животик. Улыбаясь ему, пропеть песенку:
Ой, люли, люли, люли,
Прилетели журавли.
Как они летели —
Все на них глядели.
Журавли курлыкали,
Киски все мурлыкали.
Потом ребенка можно положить в кроватку или на пеленальный столик. Улыбаясь ему, повторно почитать потешку, попеременно наклоняясь и удаляясь от него, ласково тормоша за грудку. Через некоторое время малыш включится в звуковое взаимодействие со взрослым.
Игра «Вот проснулись»
Взять ребенка на руки, чтобы он видел лицо взрослого. Производить покачивающие движения, приближая и удаляя от него лицо. При этом читать ему стишок:
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка погреми,
Нашу детку подними!
Г. Лагздынь
Вслед за словами: «Где игрушечки, погремушечки?» — взять одну из звучащих игрушек (погремушку, колокольчик, дудочку). Потряхивая, перемещать ее вправо — влево, вверх — вниз, дожидаясь от него ответной реакции — движения глаз и появления звуков.
Эти простые игры будут способствовать развитию комплекса оживления ребенка, стимулировать его речевые вокализации.
Гуление
В 2-3 месяца начинается качественное изменение крика, и на смену ему приходит гуление. В этот пе риод ребенок произносит звуки всех языков мира. При гулении он издает хотя и несложные, но довольно разнообразные комплексы звуков («агу», «убу», «эгн», «экхе» и т.д.). В подобных вокализациях ребенка уже можно различить гласноподобные и согласноподобные звуки. К концу стадии гуления у него должен появиться устойчивый слог.
Гуление — это один из компонентов комплекса оживления, представляющий собой ответную реакцию ребенка на обращения взрослого, первую форму его социального контакта. Постепенно малыш становится инициатором общения, которое направлено на эмоциональное познание окружающих. Для этого во время кормления, купания, одевания взрослый должен рассказывать ребенку как можно больше потешек, стихов.
Игра «Ненаглядный мой»
Играя с ребенком, необходимо напевно приговаривать:
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький.
Мальчику можно прочитать:
Ой, ты мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек!
Девочке можно прочитать:
Ах, ты моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!
Постепенно малыш будет проявлять инициативу в общении.
Во время гуления у ребенка устанавливается связь между работой речевых органов и соответственными слуховыми раздражителями. Ребенок как бы забавляется производимыми звуками. Он становится очень внимательным к артикуляции взрослого. Так начинается формирование взаимосвязи между звукопроизносительным и слуховым аппаратами, что упрочивает тенденцию к самоподражанию. Оно способствует расширению фонетического репертуара малыша.
В этот период необходимо привлекать внимание ребенка к работе органов артикуляции — собственных и взрослого. Нужно взять малыша на руки, чтобы он хорошо видел лицо взрослого, высунуть язык и сделать им «болтушку». Потом следует пропеть гласные звуки «а… о…», «у… у…», «а… у…», «у… а…» Надувая губы, можно фыркать, цокать, производить любые действия ртом. Через некоторое время ребенок начнет подражать и сам будет выполнять нечто подобное.
Помимо игр с языком необходимо продолжать проводить работу по стимуляции мягкого нёба, губ, по развитию дыхания, постепенно добавляя новые упражнения: нажать на подбородок, опустить нижнюю челюсть, возвратить ее в исходное положение. При этом должен получаться легкий хлопок губами. Закончить нужно пропеванием слогов: «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба». Вскоре ребенок самостоятельно будет произносить слоговой ряд.
Лепет
Около полугода (в 5-6 месяцев) у ребенка появляется лепет. У малыша возникает тенденция к повторению однородных слогов, что приводит к развитию лепетной цепи. Ее длина в 7-8 месяцев (расцвет лепета) составляет от 3 до 5 слогов. Такие цепочки образуются многократным повторением однородных по звуковому составу и структуре слогов.
В этот период целесообразно стимулировать произнесение за взрослым простых слогов. Рекомендуется распевать простые слоги и слова:
Ма-ма-ма-ма, мамочка!
Па-па-па-па, папочка!
Ба-ба-ба-ба, бабушка!
Му-му-му-му, мурочка!
Ки-ки-ки-ки, кисонька!
Во время игр с ребенком, подбрасывая его, подпрыгивая, в ритм движений необходимо произносить разнообразные слоги: «Та-та-та! Ма-ма-ма! Вот-вот-вот! Топ-топ-топ! Хлоп-хлоп-хлоп!..» Желательно периодически делать паузы, чтобы малыш начал повторять за взрослым.
Для стимуляции развития лепетной цепи можно рекомендовать следующую игру. Нужно взять малыша за ручки и двигать их из стороны в сторону, читая потешку:
Ай, та-та, та-та, та-та,
Пожалуйте, решета —
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
Ай, да-да, да-да, да-да,
Пирожки затеять!
А для нашей лапушки
Затеем оладушки!
Произнося слоги, необходимо покачивать ребенка, делая паузы и ожидая ответной реакции.
К году число лепетных сегментов сокращается до двух-трех, что составляет среднее количество слогов в русской речи. Цепочки приобретают характер «целостных псевдослов». В этот период ребенок с удовольствием повторяет забавные звукосочетания, издаваемые взрослым. Уже целесообразно использовать зеркало, чтобы он наблюдал за взрослым, подражал ему. Рекомендуется сесть с малышом перед зеркалом и, глядя в него, высовывать язык, двигать им в разные стороны, фыркать, надувать щеки. По сути, такие игры уже служат первой гимнастикой органов артикуляции.
Появление первых слов
В этот период (10-12 мес.) необходимо продолжать стимулировать произнесение ребенком слогов и простых слов. Например, играя с ним в мячик, можно произность потешку:
Бросаю мой мяч,
Бросаю опять,
Ловлю, не роняю,
И снова бросаю.
Катая мячик, побуждать ребенка делать ответное действие: «Кати мячик — кати!»
Катаю мой мяч,
Катаю опять,
Катаю туда,
Катаю сюда.
Мой мячик, катись,
Обратно вернись,
Смотри, не зевай,
Мне мячик отдай!
Когда ребенок начнет ходить, можно использовать прием выполнения поручений: просить его принести кому-то из членов семьи игрушку. Таким способом ребенок учится вслушиваться в обращенную речь, быть внимательным.
В этот период полезно рассматривать семейные фотографии: «Вот мама. Вот папа. Вот баба. Вот деда. Покажи маму. Покажи папу» и т.д. Чуть позже можно задавать вопрос: «Кто это?»
Вскоре малыш сам начнет отвечать и произносить первые слова: мама, папа, баба, деда.
После года необходимо начинать учить ребенка произносить звуки, связывая их с конкретной ситуацией. Например, изображать дыхание собаки, когда ей жарко. Малышу показывается шепотное произнесение утрированного «а-а-а-а» с высунутым языком. Без напряжения артикуляторного аппарата повторяют те звуки, которые имеются в речи ребенка: гласные («а», «э», «у», «о», «и»), губно-зубные («ф», «в»), губно-губные («м», «п», «б») и др., облекая их в игровую форму.
Как мы греем руки? (Показывается выдох на руки «Х-х-х».)
Как воет волк? («У-у-у».)
Как плачет девочка? («А-а-а».)
Как вздыхает бабушка? («Ох».)
Как гасят огонек? («Ф…»)
Как гудит паровоз? («У-у-у».)
Какой ты большой? («О-о-о».)
Как кашляет дедушка? («Кха-кха».)
Такие упражнения могут приучить ребенка дышать ртом, перемещая кончик языка вперед. Очень важно обращать его внимание на то, что при произнесении звуков и слов рот достаточно широко раскрывается, поскольку у детей с расщелинами нёба имеется тенденция говорить со сжатыми челюстями, почти не размыкая губ.
Правильность произнесения звуков необходимо контролировать поднесенным ко рту кусочком ватки, полоски бумаги и т.д.
При проведении работы по стимуляции речевого развития ребенка с расщелиной нёба взрослым важно помнить: игры-упражнения должны доставлять ему удовольствие. Постепенно он приучится к логопедическим занятиям.
Предупреждение нарушений речи в предречевом периоде позитивно влияет на общий ход речевого развития ребенка с нёбной патологией.
Особенно результативно это происходит в тех случаях, когда родители с первых дней и месяцев жизни малыша не только понимают все трудности и принимают его таким, каков он есть, но и активно включаются в логопедическую коррекцию. Ведь не секрет, что очень часто после рождения ребенка с врожденной расщелиной губы и нёба родители испытывают шок, горе, стыд, отчаяние, угрызения совести: «Почему это произошло с нами?», «Почему именно у нас родился такой ребенок?», «За что?» Именно в это время родителям и родственникам такого ребенка особенно нужна грамотная поддержка специалистов.
В первые же дни жизни ребенка необходима консультация педиатра, который должен объяснить матери особенности кормления ребенка с врожденной расщелиной нёба. У таких детей кормление естественным путем практически невозможно. Поэтому кормить ребенка необходимо сцеженным грудным молоком из соски или из ложечки. При кормлении ребенка необходимо держать в положении, близком к вертикальному. Это положение поможет избежать попадания пищи в носовую полость через расщелину. На искусственное кормление ребенок переводится в исключительных случаях.
Педиатр обязательно проводит провести комплексное обследование ребенка с привлечением других специалистов с целью выявления сопутствующих пороков развития (сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, эндокринной системы). После выписки ребенка домой наблюдение осуществляют специалисты районной поликлиники.
Логопед должен обязательно убедиться в том, что родителям предоставлена вся необходимая информация для постановки на учет в организационно-методический центр для детей с врожденной патологией лица. Информацию им должны предоставить в роддоме, в районной поликлинике или в районной стоматологической поликлинике. Обычно такие центры располагаются в областных или краевых городах. Своевременное обращение в Центр позволит правильно спланировать строго индивидуальное хирургическое и ортодонтическое лечение. Беседу о прогнозах лечения и дальнейшем сотрудничестве может провести логопед поликлиники.
В ходе беседы с родителями логопед должен обязательно продемонстрировать им свою готовность к сотрудничеству, заинтересованность в успехе, уверенность в эффективности коррекционной работы и в том, что это не является приговором, наказанием, проклятием ребенку и его семье.
Основными советами родителям могут быть следующие:
1. Создайте дома атмосферу уюта и комфорта для ребенка. Окружающая его обстановка должна быть яркой: яркие обои, пестрые одеяла. У ребенка должны быть яркие игрушки в достаточном количестве. Такая обстановка будет способствовать накоплению чувственного опыта ребенка и благотворно скажется на его общем и речевом развитии.
2. Постоянно разговаривайте с ребенком спокойным негромким голосом, воздействуя на него мелодикой голоса, мимикой и движениями. Спокойный голос приучит ребенка вслушиваться в речь окружающих.
3. Проявляйте терпение в ожидании звуковых и словесных реакций ребенка. Старайтесь хвалить его даже за незначительные успехи. Похвала создает мотивацию общения.
4. Постоянно с первых месяцев жизни ребенка консультируйтесь с логопедом. Он поможет предупредить или смягчить последующие тяжелые речевые нарушения. В дальнейшем логопед составит реабилитационную программу по коррекции недостатков в развитии и окажет логопедическую помощь вашему ребенку.
5. Родителям и ребенку с врожденной расщелиной неба требуются и консультации психолога. Родителям психолог поможет правильно организовать воспитание ребенка, избежать гиперопеки. Ребенку психолог поможет поверить в успех, избежать эмоциональных нарушений.
Источник