Раннее развитие ребенка с ограниченными возможностями

Раннее развитие ребенка с ограниченными возможностями thumbnail

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В.А. Сухомлинский)

Ранее развитие — это хорошо или плохо? Стоит ли заниматься со своим ребенком, стоит ли уделять ему время, стоит ли с ним играть, стоит ли ему что-то объяснять? Глупые вопросы, согласитесь! Занятия с малышом, которые предполагают игры, познавательную деятельность, совместное времяпрепровождение, изучение чего-то нового и интересного не могут приносить вред. Что Вам было бы интересней, сидеть в замкнутом пространстве с парой-тройкой, десятком или пусть даже сотней поднадоевших игрушек, или знакомство с новыми предметами, новым пространством, новыми материалами. И абсолютно не важно, дома Вы занимаетесь с малышом или в каком-нибудь детском Центре. Важно, что ребенок готов и ждет новой информации, у него есть в этом потребность, он познает мир.

Термин “раннее развитие” знаком, наверное, всем, кто имеет хоть какое- то отношение к педагогике. Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления пред­метов. Взрослый становится для ребёнка не только источ­ником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Та­кое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к де­монстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполне­ние одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное — новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.

Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребёнка – предметная деятельность.

Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Прежде всего нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.

Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлечённости в такое экспериментирование, в настойчивости и в удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия.

Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. И только ситуация предметного сотрудни­чества ребёнка со взрослым создаёт необходимость назвать пред­мет и значит произнести своё слово.

Действия маленького ребёнка с предметами — это ещё не игра. Около 3-х лет, благодаря развитию предметных действий и речи, в игре детей появляются иг­ровые замещения, когда новое название знакомых предметов опре­деляет способ их игрового использования (палочка становится ложкой или расчёской или градусником и пр.). Однако становление игровых замещений возникает не сразу и не само по себе. Оно требует специального приобщения к игре, которое возможно только в совместной деятельности с теми, кто уже владеет игрой и может строить воображаемую ситуацию.

Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-­практическим взаимодействием. Главными характеристиками такого взаимодействия являются: непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщен­ность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра. Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоцио­нально-окрашенные игровые действия. Они бегают, визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные звукосочетания и пр. Общность действий и эмоци­ональных экспрессий даёт им уверенность в себе и приносит яр­кие эмоциональные переживания.

Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос умным, общительным и активным. Во многом это зависит от того, как они будут участвовать в его развитии, обучении, воспитании, особенно впервые годы жизни.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уро­вень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педа­гогических и медицинских проблем способствует увеличе­нию числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья.

Дети с нарушениями в развитии — это дети, имею­щие отставание (искажение) в психофизическом разви­тии вследствие нарушения деятельности одного или не­скольких анализаторов (зрительного, слухового, двига­тельного, речевого) или обусловленное органическим по­ражением центральной нервной системы (ЦНС). Среди детей с нарушениями в развитии отмечается большое количество детей с органическим поражением ЦНС. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь).

Практика последних лет показывает, что увеличива­ется число семей, где рождаются дети с ограниченны­ми возможностями. С усилением этой тенденции острее встает вопрос о создании эффектив­ной квалифицированной помощи данной категории семей, т.к. именно семья является основопо­лагающим фактором успешного воспитания детей с отклоне­ниями в развитии. Многие родители начинают заниматься с малышом дома, но далеко не у каждой мамы хватает терпения, а зачастую и знаний, таланта на регулярные, грамотно построенные, но при этом увлекательные занятия.

Занятия по раннему развитию предполагают совместную работу специалистов Центра с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

На занятия в Центр дети приходят вместе с родителями, которые с первых минут становятся активными участниками реабилитационного процесса. Активное участие взрослых (когда ребенок видит, что мама или другой близкий человек с увлечением выполняет задания, он сам стремится ей подражать). Этот курс раннего развития ребенка с ограниченными возможностями предлагается и в качестве помощи родителям: на занятиях они могут познакомиться с методами и способами обучения, узнают, чем можно и нужно заниматься с ребенком самостоятельно.

Мастерство специалиста, работающего с детьми с ограниченными возможностями раннего возраста, заключается в умении достичь нужного результата, сохраняя индивидуальность, самобытность каждого ребёнка (всё, что малыш может делать сам, он должен делать самостоятельно). Успех работы с детьми определяется продуманной системой, суть которой заключается в интегрированном подходе к педагогическому процессу. Актуальным на сегодняшний день является создание такой системы в условиях нашего Центра для детей с ограниченными возможностями раннего возраста, которая позволит сформировать интерес малыша к выполнению заданий, получать удовольствие от полученных результатов, оказать психологическую помощь родителям.

Работа по раннему развитию строится на основе системы дидактических принципов:

  • психологическая комфортность;

  • индивидуальный подход;

  • игровая форма обучения;

  • приобретение собственного опыта при обучении;

  • продвижение каждого ребенка своим темпом.

В программе занятий акцентом является комплексный подход к всестороннему развитию ребенка, с ориентацией на зону ближайшего развития и ориентирован на детей с ограниченными возможностями в возрасте от 2 до 3 лет, воспитывающихся дома.

Целью занятий является создание условий для сохранения активного познавательного интереса ребенка, развития основ произвольного поведения, необходимого для развития ведущих психологических новообразований этого возраста, повышение социального статуса семьи.

Задачи, которые решаются в ходе курса раннего развития:

  • развитие познавательных способностей (восприятие, внимание, мышление);

  • знакомство со свойствами предметов (цвет, форма, величина, количество);

  • развитие пространственной ориентации;

  • развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, группировки);

  • развитие памяти;

  • развитие мелкой и крупной моторики координации движения;

  • развитие речи;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие коммуникативных способностей (умение работать в группе);

  • знакомство с окружающим миром.

В раннем возрасте процесс образования дается малышу легко, приносит удовольствие и не требует дополнительной мотивации. Посещая занятия в группе раннего развития, ребенок приобретает новые знания. Ребенок не просто получает новые знания, он учится учиться. Малыш учится ставить перед собой задачи — пусть маленькие, но такие необходимые (например, самостоятельно поставить еще один кубик, нарисовать круг или просто убрать за собой краски), логически мыслить и делать свои первые выводы. Он тренирует память, развивает мелкую и крупную моторику, у него постепенно, день за днем, повышается концентрация внимания. И еще очень важный момент: ребенок учится быть самостоятельным.

В программу занятий по раннему развитию входит:

  • Сенсомоторное развитие. Это, прежде всего, помощь ребёнку в раскрытии и развитии всех каналов восприятия. В игровой форме проводится знакомство детей со всеми сенсорными эталонами, развиваются тактильные, визуальные, вербальные, кинестетические возможности детей, совершенствуются сенсорные навыки и взаимодействие между ними.

  • Речевое развитие. Предлагаемые задания способствуют развитию речевого аппарата, дыхательных и голосовых возможностей детей, правильного произношения.

  • Музыка. Разнообразные музыкальные произведения, лежащие в основе игровых упражнений, приобщают детей к музыкальной культуре, развивают их музыкальность, ритмичность, музыкально-мышечную память, формируют их вкус. Занятия проводятся под живое звучание фортепьяно.

  • Развитие творческих способностей (лепка, рисование). Эта деятельность направлена на развитие мелкой моторики, творческого мышления и способности к эстетическому восприятию.

  • Развитие движений. Игры и упражнения на движение расширяют физические возможности детей, развивают их ловкость, гибкость, прыгучесть, умение управлять своим телом.

  • Интеллектуальное развитие. Данное направление способствует развитию различных сторон психики ребёнка, как познавательной, так и эмоционально-личностной. Во время занятий определяется «зона ближайшего развития» каждого ребёнка, оказывается коррекционная помощь.

  • Учимся общаться. Умение общаться, понимать другого человека, соотносить свои желания с желаниями ближнего – необходимые качества, способствуют дальнейшей успешной жизни ребенка.

Занятия адаптированы специально для детей с ограниченными возможностями раннего возраста. Большая часть проходит в игровой форме. Ведь дети новые знания лучше всего воспринимают через игру. Самым лучшим вариантом является чередование упражнений, требующих усидчивости и внимания, с активными движениями. Важным элементом занятий является двигательная активность ребёнка, как спонтанная (ребёнок сам чувствует, когда ему необходимо прервать интеллектуальный труд и размяться), так и организованная в виде словесно-ритмических игр, элементарных танцев и хороводов.

Ведущую роль на занятии выполняет специалист, который поочерёдно предлагает различные виды деятельности, мамы детей (или другие родственники) активно участвуют в занятии, помогают малышам, наблюдают за их действиями, запоминают слова и движения подвижных игр для использования их в домашних условиях. Родители приобретают знания, умения и навыки в различных видах деятельности с детьми, учатся продуктивному построению совместных игр, с учётом индивидуальных особенностей своего ребёнка, области его актуального и ближайшего развития. Мамы обмениваются опытом в воспитании и развитии детей, анализируют собственные родительские позиции.

В соответствии с основной темой встречи оформляется среда игровой, подбирается стимулирующий материал для занятий, консультативный материал для родителей.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу в первую половину дня. Смена деятельности в течении занятия четко регламентируется согласно гигиеническим требованиям и предотвращения перегрузки.

Данный курс раннего развития содействует семьям детей раннего возраста быть вовлеченными в процесс развития детей с ограниченными возможностями. Что в свою очередь активизирует партнерские отношения между специалистами Центра и родителями и расширяет спектр форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в плане консультаций.

Ожидаемым результатом является повышение уровня интеллектуального развития, положительные изменения в развитии психомоторных качеств, коммуникативных и игровых навыков у детей раннего возраста.

Источник

Марина Мачехина
Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России

Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом. Особенности и проблемы данной семьи определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

Ранняя комплексная помощь — это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы, специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.

Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения,образования и социальной защиты населения:

1. Обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи.

2. Определение уровня развития ребенка’ и проектирование индивидуальных программ раннего образования.

3. Обучение и консультирование семьи.

4. Оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития).

5. Целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка.

6. Психологическая и правовая поддержка семьи.

7. Ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.

8. Координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития.

Создание системы профилактики, ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.

Важность предоставление качественных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями на сегодняшний день не оставляет сомнения и является неотъемлемым правом детей, а тех семей, в которых они воспитываются. Это право закреплено как в международных конвенциях, так и в национальных законах уже в целом ряде стран. Как подчеркивают рассмотренные страны, реализация этого права и создание системы Раннего вмешательства стало возможным не только благодаря усилиям профессионалов и специалистов, непосредственно предоставляющих услуги Раннего вмешательства, но и государственных и общественных деятелей, представителей различных ведомств как на местном, так и на региональном и национальном уровнях. Важно отметить, что не смотря на различный исторический, культурный и экономический контекст, формирование и развитие систем Раннего вмешательства имеет в рассмотренных странах ряд общих черт,а именно:

— переход от медицинской к социальной модели инвалидности;

— создание общих концептуальных рамок Раннего вмешательства на стыке различных дисциплин;

— налаживание взаимодействия между различными ведомствами, создание межведомственных комиссий на различных уровнях для развития и координации услуг Раннего вмешательства;

— создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность служб раннего вмешательства, а также принятие соответствующих законов на национальном или федеральном уровнях (хотя в Российской Федерации закон о Раннем вмешательстве еще не принят, в настоящее время идет его обсуждение);

— обеспечение механизмов финансирования Раннего вмешательства, как правило из различных источников, с вовлечением различных министерств;

— широкое информирование общественности, политических деятелей и специалистов о важности Раннего вмешательства и основных механизмах функционирования системы Раннего вмешательства;

— внедрение протоколов раннего выявления и диагностики с максимальным использованием уже существующих ресурсов;

— создание сети служб Раннего вмешательства, отвечающих принципам доступности (финансовой и географической, междисциплинарности, семейно-центрированности, работы в естественной среде развития ребенка, а также научности и доказательности;

— создание профессиональных ассоциаций, определение критериев и стандартов качества услуг Раннего вмешательства;

— развитие системы подготовки кадров как в высших учебных заведениях так и на рабочих местах, разработка тренингов и курсов повышения квалификации.

Рассмотренные нами примеры развития и организации системы Раннего вмешательства в различных странах подтверждают, что на сегодняшний день Раннее вмешательство в силу своих значительных преимуществ является важной социально- экономической стратегией развития общества и таким образом неотъемлемой частью государственной политики.

Литература

1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). —Уфа: Лето, 2012.

2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.

5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 — 57.

6. Назарова Н. М. — Том 3. Педагогические системы специального образования — файл n1.doc

7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.

8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи: проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.

Интернет ресурсы:

1.https://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/n4_website.pdfhttp:

2. https://www.autism.ru/read.asp?id=24&vol=0 Чистович Л. А., Кожевникова Е. В. Возможный российский вариант программ раннего вмешательства

3. https://gigabaza.ru/doc/69754-p13.html

4. https://www.studfiles.ru/preview/1722967/

5. https://studopedia.ru/8_113636_programmi-ranney-pomoshchi.html

6. ttps://www.unicef.org/ukraine/ukr/Early_Intervention_Concept_RUS.pdf

Источник