Раннее развитие ребенка рекомендации для родителей
Лариса Ермензина
Правила успешного общения с ребенком раннего возраста. Рекомендации для родителей
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает; какой речевой фон привычен для ребенка, а какой необычен (например, малыш привык к громкому голосу, к постоянным окрикам и одергиваниям, а вот тихий голос ему не знаком).
Нами предлагаются выработанные в процессе практической работы правила для родителей, которые намерены изменить или грамотно выстроить эффективное общение с собственным ребенком.
Развитие умения вступать в диалог
• Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.
• Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.
• Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.
• Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное.
• Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки — это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.
• Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией — это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.
Развитие умения соблюдать очередность
• Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка, как бы предлагая вступить в разговор (или сымитировать вас).
• Направляйте умения очередности ребенка в играх типа: «ку-ку!», «телефон», «мне—тебе»,строительство башни и т. п. Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство: «Это — мне, а это — тебе. Я говорю «алло!», теперь ты говори. Ку-ку — где малыш? Ку-ку — вот он! Ку-ку — где мама? Ку-ку — вот она» и пр.
• Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т. д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно!
• Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить.
• Копируйте вашего ребенка, проводя упражнения в игровой форме.
• Давайте ребенку время на ответ. Иногда ребенок подражает в особой ситуации непроизвольно: засыпая, в игре, на прогулке и т. д.
• При необходимости помогайте ребенку, дополнительно может понадобиться и физическая помощь: сделать движение совместно с ребенком, его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук.
• Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.
• Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями.
Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к другому.
Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни
Умение требовать:
• Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли.
• Делая для малыша то, что он любит, попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос: «Хочешь еще?» Дождитесь знака или звука с его стороны.
• Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку поуправлять своим криком. Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения.
Умение отказываться:
• Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет», «не надо».
• Важно предоставить ребенку возможность не согласиться с вашими словами.
V • Попробуйте неправильно назвать игрушку или предмет. Если ребенок не заметил вашу ошибку, исправьте ее сами, сопровождая словом-отрицанием «нет».
Умение здороваться и прощаться:
11 • День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания. Дожидайтесь от ребенка ответной реакции, хотя бы взглядом.
Умение делиться информацией:
• Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется
к какому-либо предмету — назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку.
• Вопросы «Что это?», «Что случилось?» не только позволят ребенку что-то сказать вам в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом.
Умение давать:
• Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.
• Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы.
У • Научить ребенка делать что-либо для других помогут ролевые игры: предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам.
Игра со звуками:
• Покажите ребенку, какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни:
— ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком, движением механизмов: «бах», «бум», «хлоп» и пр.
— звукоподражание: голоса зверей, природных явлений и шумов (капли дождя, шум грома, вой ветра, шелест листьев и пр.).
Несколько правил, важных для успешного развития навыков общения у ребенка
• Давайте малышу время на ответ — это его шанс проявить самостоятельность, быть довольным собой.
• Слушайте. и ждите.
• Сделайте интересы ребенка отправной точкой обучения: интересы и потребности ребенка стимулируют его развитие.
• По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимические движения, произносите доступные малышу звуки. Сделайте ребенка полноправным партнером в игре и общении.
• Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас.
• Не стремитесь предугадывать и немедленно выполнять все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения.
• Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами как с практической точки зрения (достижение желаемого через речевые сигналы, так и в эмоциональном плане (получение удовольствия, удовлетворения от того факта, что его поняли, приняли).
Как известно, движущей силой развития ребенка до трех лет являются социально-эмоциональное общение с взрослым и игровая деятельность.
Если в общении с взрослым окружением ребенок получает необходимый социальный опыт в виде нерефлексивно усваиваемых норм, правил, клише и шаблонов деятельности, то в игре малыш проявляет интерес, любопытство через манипуляцию и предметные действия и, главное, с удовольствием познает качества, свойства, различные характеристики окружающего его мира.
Нередко приходится выслушивать жалобы родителей на то, что ребенок не умеет, не хочет и даже не любит играть. Что ж, возможно у малыша имеются проблемы с игровой деятельностью. В таком случае взрослый должен взять на себя инициативу и по возможности передать малышу (в виде образцов, примеров, клише и т. п.) все прелести игровой деятельности — от замысла до желаемого результата, от нетерпения созидания до азарта разрушения. Стоит только вспомнить это волшебное, манящее и затягивающее чувство игры и донести его до малыша.
Однако следует напомнить некоторые «взрослые» правила детской игры, которые регламентируют вмешательство взрослых и способствуют поддержанию свободы ребенка.
Уважаемые взрослые! Не мешайте детям играть!
Для полноценного развития ребенку не требуется как можно раньше
научиться читать — ему нужно вовремя и с удовольствием начать играть!
Простые правила для совместной игры:
• Ваши чувства по отношению к ребенку гораздо важнее, чем «правильная» игра — не ограничивайте ребенка в выражении различных чувств, пусть даже очень шумных или агрессивных.
• Игрушки для игры отбирает сам ребенок. Не навязывайте свой выбор — это ведь только ваш выбор.
• Не бойтесь шумной игры — шум останется в игре, когда вы об этом скажете ребенку.
• Не возлагайте на ребенка ответственность за беспорядок — в этом виноват не ребенок, а игра. Научите ребенка «складывать» игру на место.
• Не перебивайте игру взрослыми «умничаниями», не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали.
• Ограничения в игре не нужны до тех пор, пока они не нужны. Ограничивайте ребенка спокойно, но твердо. Нарушение ограничений — конец игре!
• Не задавайте вопросов, ответы на которые вы уже знаете. Высказывайте утверждения — это поощряет ребенка на творчество и совместную с вами игру.
Пример: «Это домик?» (Ну, конечно же, домик/). Лучше: «Вот так домик получился! Мне нравится! Научи меня!».
• «Бегательную» и «прыгательную» игру лучше всего для ребенка заканчивать на коленях у взрослого под мерное качание и убаюкивание.
Развитие игровых навыков
Если малыш пассивен в игре и предпочитает простые действия (манипуляции, беготню или тихое сидение в уголке, придется приложить усилия:
• Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите его своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие.
• Выбирайте такие игрушки, в которые можно играть вместе: мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и пр.
• Уделяйте ребенку позитивное внимание — поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями.
• Не укоряйте ребенка за неумение играть! Поделитесь опытом игры! Покажите, как играют с различными игрушками: возня и валяние в обнимку с игрушками — это игра, перебирание, раскладывание и пересыпание — это игра, катание и перетаскивание — это игра, прятанье и искание — это игра, даже забрасывание и сбивание (например кеглей) — это тоже игра.
Помогите ребенку получить как можно больше стимулирующих ощущений! Перечислим несколько приемов развития чувственной сферы ребенка.
Как воспитывать зрительное восприятие:
• привлекать внимание ребенка к красивым, эстетичным предметам, картинам природы;
• рассматривать эти предметы или явления, эмоционально описывая их, восторгаясь и любуясь ими;
• находить вместе с ребенком подобные предметы на картинках или в действительности, обязательно сопровождать речью свои впечатления: «Ах, как красиво! Какая прелесть!»‘,
• поощрять сосредоточение внимания ребенка на рассматривании окружающего;
• окружать малыша приятными глазу вещами: игрушками и интерьером, гармоничными со средой.
Как воспитывать слуховое восприятие:
• привлекать внимание ребенка к звучащим игрушкам, имитируя их звучание;
• учить малыша в игре распознаванию звуков, издаваемых соответствующими игрушками или предметами;
• читая сказки или потешки, использовать интонацию, тембр голоса и звукоподражание для каждого персонажа;
• создавать приятный музыкальный фон для малыша в определенные режимные моменты (при засыпании, игре, купании и др.);
• разговаривая с малышом, использовать спокойные, ласковые интонации без излишне высоких или низких звуков, вскрикиваний, иногда переходить на шепот, привлекая ребенка к прислушиванию.
Как воспитывать тактильное восприятие:
• привлекать внимание ребенка к получению приятных ощущений от соприкосновений с меховыми, шелковыми, атласными или шерстяными материалами;
• ощупывать вместе с ребенком поверхности различных предметов и описывать их качества (гладкое, шершавое, колючее, мягкое и пр.);
• играть в игры-«шуршалки» с мелкими или сыпучими предметами и материалами: фасолью или бобами, пуговицами или большими бусинками в коробке, крупным песком и пр. (Играть в «шуршащие» игры нужно обязательно вместе с малышом во избежание неприятностей в виде проглоченной пуговицы или попадания песка в глаза ребенка. Кроме того, познание свойств сыпучих и шуршащих материалов, а также воды может при бесконтрольности процесса эмоционально растормозить ребенка, ввести его в состояние, близкое к азарту разрушения. Напротив, совместное с взрослым и в диктуемом им медленном темпе манипулирование веществами дает замечательный тонизирующий и расслабляющий малыша эффект.)
Все перечисленные направления и приемы чувственного развития не исчерпываются приведенным списком и, как правило, пополняются самими родителями по мере их воплощения в повседневную жизнь.
Источник
В первые годы жизни ребенок накапливает огромный чувственный опыт. Действуя с предметами, он учится смотреть, ощупывать, слушать, тем самым развивая восприятие предметного мира. Воспринимая форму, размер и цвет предмета, ребёнок осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность, что служит базой для дальнейшего развития его речи и мышления. Наши рекомендации помогут родителям способствовать гармоничному развитию ребёнка раннего возраста. 1. Развитие восприятия величины. Игра «По дороге едут машины» 2. Развитие восприятия цвета. 3. Развитие восприятия формы и осязания. Игра «Волшебный мешочек» 4. Развитие слухового восприятия. Игра «Что выбрал медвежонок?» Научите ребенка самостоятельно извлекать из «музыкальных» предметов звуки и прислушиваться к ним. В зависимости от наполнителя банка или коробка могут шуршать, звенеть, греметь, дребезжать. Звуки могут быть громкими, тихими, резкими, звенящими. Обращайте на это внимание малыша. Развивающие игры и игрушки для ребёнка 1-3 лет.
В отделе информации по проблемам детства вы найдёте много интересной и полезной литературы о развитии вашего малыша. Вот лишь некоторые источники:
Возврат к списку |
Источник