Раннее развитие ребенка от 0 игры
У здорового младенца есть множество врожденных рефлексов, которые помогают ему выжить. На основе этих рефлексов строятся массаж и специальная гимнастика, которая заслуживает отдельного разговора. Пока же можно поупражняться в рефлекторной ходьбе и ползании.
Если крохотному младенцу, лежащему на животе, подставить под пятки свою ладонь ребром, он упрется в нее ступнями и, разгибая ножки, чуть-чуть проползет вперед.
Наблюдаем
Какие игрушки могут понадобиться в этом возрасте? Практика показывает, что неизменным успехом у детишек многих поколений пользуется большая кукла-неваляшка. Их привлекает ее яркий, насыщенный цвет, выразительное лицо и нежный, мелодичный звон. Поставьте неваляшку в кроватку и покажите малышу, как можно двигать игрушку, чтобы та зазвучала. Потом, когда вашему младенцу исполнится 3-4 месяца, привяжите к неваляшке ленту и научите его управлять игрушкой с помощью ленты. Между прочим, это не просто забава – таким образом малыш учится прослеживать причинно-следственные связи между действием и результатом.
«Совершенно случайно я изобрела потрясающую игрушку для своего двухмесячного Саньки. Однажды нам подарили блестящий воздушный шарик, надутый гелием. Сначала шарик просто летал под потолком, а Саня, забыв обо всем на свете, пристально следил за ним. Потом я привязала ленточку от шарика к ручке малыша, и восторгу просто не было предела, ведь за ленточку можно было дергать – и шарик мгновенно «откликался» и прыгал под потолком. Потом точно так же мы привязывали шарик и к ножке. «Волшебный шарик» не раз выручал нас, когда Саню нужно было отвлечь и дать, например, ему лекарство или просто занять его на довольно продолжительное время».
Вообще старайтесь, чтобы в этом возрасте ребенка окружали яркие одноцветные игрушки, однако они не должны загромождать собою все пространство. Показывайте предметы по одному, чтобы внимание малыша не рассеивалось, и не забывайте четко называть их.
Любят младенцы и мобили, очень популярные у нас в последнее время. Мобили – это легкие подвесные конструкции, тщательно сбалансированные и движущиеся от малейшего дуновения ветерка. А стоит ли, скажете вы, конструировать мобили, если сейчас в продаже полно всяческих музыкальных каруселей с клоунами, рыбками и всем, что душе угодно? Во-первых, карусели нужно постоянно заводить, а мобиль – этакий вечный двигатель, не требующий вашего постоянного присутствия. Во-вторых, фигурки на мобилях можно легко менять. И разнообразию мобилей поистине нет предела! Они делаются из бумаги, картона, ткани, кусочков проволоки, пластика, фетра, природных материалов и пр. Кстати, в их изготовлении могут принять участие и старшие дети.
Подобные игрушки развивают зрение малыша, помогают ему фокусировать взгляд, следить за движущимися предметами, различать цвета.
«Хорошую службу в этом возрасте нам сослужило кресло-шезлонг (оно подходит для малышей с рождения). Кресло за ручки можно было носить по всей квартире, но кухня была у нас вне конкуренции – там столько всего интересного и маму всегда хорошо видно!»
«Нам очень нравится развивающий коврик с турничком, на котором крепятся игрушки (турничок от коврика отстегивается), иногда мы кладем чадо на коврик – тогда оно стучит ножкой или ручкой по разным «шуршалкам» и веселится (нам 3 мес)».
Очень привлекательно для малыша в этом возрасте человеческое лицо. Над кроваткой можно повесить какую-нибудь забавную рожицу или укрепить фотографии членов семьи. Когда вы держите кроху на руках лицом к себе, попробуйте погримасничать (показывайте язык, открывайте и закрывайте глаза, стройте смешные рожи). Малыш очень оценит ваши актерские способности, а когда пройдет совсем немного времени, он будет пытаться вам подражать.
Развиваем осязание
Старайтесь развивать тактильную чувствительность ребенка – это очень полезно для развития мелкой моторики. Давайте ребенку прикоснуться к самым разнообразным материалам, четко называя их – это мамина шелковая блузка, а это – шершавая кирпичная стена. Пусть вашему малышу в руки попадают не только стандартные пластмассовые погремушки! Можно трогать (кстати, не только ручками, но и ножками!) ствол дерева, полированный письменный стол, различные ткани – от нежного шифона или гладкого атласа до грубоватой рогожки, бархатистого велюра. Из тканей различной фактуры можно сшить целое лоскутное одеяльце или мягкий кубик. Для разнообразия тактильных ощущений на него можно пришить пуговицы, бусины, сделать объемные аппликации из других тканей.
Очень любят малыши и самодельные погремушки. Принцип их изготовления очень прост. Сначала нужно найти подходящий полый пластмассовый корпус небольшого размера (это может быть колпачок от фломастера, коробочка от киндер-сюрприза, маленькие пузырьки из-под лекарств или баночки из-под крема, футляры от фотопленки и пр.). Заполняем наш контейнер каким-нибудь гремящим или шуршащим наполнителем (подойдут различные крупы, бисер, пластмассовые шарики и пр.), а теперь обтягиваем будущую погремушку кусочком ткани и крепко-накрепко зашиваем.
Другой вариант – не обтягивать контейнер тканью, а обвязать крючком, используя пряжу разных цветов и фактуры. Желательно, чтобы цвет и звук находились в некотором соответствии друг с другом: например, если контейнер заполнен звонкими монетками или металлическими скрепками, обшивка пусть будет яркой, а если погремушка негромко шуршит рисом, к ней больше подойдет «одежка» бледных, пастельных тонов. К погремушке можно пришить ленточки или петельки для подвешивания.
Тактильная чувствительность развивается и во время массажа, особенно если не ограничиваться традиционным поглаживанием и растиранием, а использовать для массажа различные материалы – легко погладить нежное тельце перышком или пушистым мехом, похлопать по нему плотной губкой, покатать массажным резиновым ежиком с «иголками». Для ребенка это будут новые ощущения от прикосновения к вещам, что в свою очередь развивает активность и стремление к новым впечатлениям.
А весной можно выходить на улицу и смотреть, как распускаются почки. Малыш погладит их своими крошечными пальчиками и потеребит только что появившиеся клейкие листочки. Наверное, это не только развитие мелкой моторики, это еще и прикосновение к новой жизни.
Слушаем
Сейчас ни для кого не секрет, что слух развивается у малыша, когда тот находится еще в животе у мамы. Чтобы стимулировать дальнейшее развитие слуха, приучайте ребенка к различным звуковым контрастам. Например, можно сначала позвенеть маленьким бубенчиком, а потом колокольчиком побольше. На кухне покажите, какой звук получится, если постучать ложкой по хрустальному бокалу (только не очень сильно), по большой кастрюле, по столу и пр. (изобретательный родитель всегда найдет, по чему бы еще постучать). Попробуйте поиграть с разными звуками так, чтобы малыш не видел, откуда они исходят. Он прислушается и попытается найти источник звука.
Изображайте различные звуки голосом, пойте песни (и не только нежные колыбельные, но и громкие, веселые).
На улице можно обратить внимание малыша на голоса птиц, на глухое урчание машин или на пронзительный звук сирены – все это обогатит его багаж слуховых впечатлений. Прекрасно, если есть возможность послушать живые голоса животных или птиц. Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник. Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач. Если же вы по каким-то причинам не желаете кудахтать над своим чадом, можно попробовать послушать вместе с ним какой-нибудь не очень громкий монотонный звук (например, шум работающего пылесоса или стиральной машины).
Не стоит забывать и о музыке, и пусть она тоже будет достаточно разнообразной. Большинство младенцев любит классическую музыку (Моцарт, Бетховен, Верди, Вивальди, Чайковский). Можно послушать мужские и женские голоса в отрывках из опер (желательно, без накала страстей, чтобы малыш не испугался).
Удивительно, но ребенок в возрасте уже одного месяца по-разному реагирует на звуки веселой и грустной мелодии: при грустной он затихает, а при веселой оживляется, начиная радостно махать руками и ногами – «танцевать». Таким образом развивается слуховая и двигательная активность, малыш учится координировать движения своего тела.
Ребенок в первые три месяца жизни гораздо интенсивней воспринимает окружающую действительность, чем принято считать. И поэтому пусть его первые впечатления будут самыми разнообразными и интересными!
Инесса Смык
Источник
Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий. Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее. Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.
В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года — 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.
Подробные планы на другие возраста вы можете найти здесь:
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Итак, как развивать ребенка в 1 год (Чтобы прочитать подробнее о каждой игре и о ее различных вариациях, нажимайте на ссылку-название):
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
- Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
- Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);
Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)
- Играем с колпачками (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
- Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- Рвем бумагу / вату;
- Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
- Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);
- Играем с развивающей игрушкой шнуровкой;
Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
- Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
- Возим каталку;
- Чистим вареное яичко;
- Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
- Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
- Учимся расстегивать липучки, молнии;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Развивающий коврик своими руками
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
- Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;
- Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;
Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
Уже знакомые игры:
- Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки;
- Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;
- Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;
- Составляем кубики друг на друга;
- Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);
- Играем с сенсорными коробками;
2. Лепка
- Развивающие игры с тестом;
- Лепка из пластилина.
3. Рисование
4.Развитие речи
- Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;
- Выполняем первые ариткуляционные упражнения (учимся дуть);
- Игра «Кто в домике живет?»;
- Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
- Используем в речи простые звукоподражательные слова (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))
5.Чтение книг
Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ — ЧИТАТЬ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА — ЧИТАТЬ
6. Первые уроки
- Знакомимся с понятиями: большой-маленький, много-мало, одинаковый, холодный-горячий;
- Изучаем цвета;
- Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
- Изучаем геометрические фигуры;
- Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша
7.Первые сюжетные игры
8.Прослушивание классической музыки
9.Двигательная активность
- Если малыш еще не ходит, активно учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
- Если малыш уже научился ходить, играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
- Катаем/бросаем мяч.
10.Развитие навыков самообслуживания
- учимся пить из кружки,
- учимся мыть руки,
- учимся есть ложкой.
На первый взгляд может показаться, что очень много тут всего написано и опробовать все эти развивающие игры нереально, но это впечатление обманчивое:) Стоит только начать заниматься, и мысли «Какую бы еще интересную игру нам попробовать?» сами будут атаковать вас. Поэтому желаю вам творческих успехов!
Конспекты занятий и на другие периоды развития ребенка вы можете найти в этом разделе.
Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.
Искренне ваша, Яна Разначенко
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ (ПЛАН — КОНСПЕКТ)
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2
ЛЕПКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ
Источник
Да да вы не ошиблись, заниматься с ребенком можно с первых дней жизни. А о том, как систематизировать ваши занятия вы можете посмотреть здесь.Раннее развитие ребенка. Как систематизировать развивающие занятия с малышом.
Данные занятия я решила объеденить в один блок, так как в этом возрасте для ребенка развивать зрение, слух и физическую форму будет достаточно. Чем малыш будет становиться старше, тем и ваши занятия будут все сложнее и сложнее, они станут еще более интересными. А пока я приведу пример самых простых игр, но уже сейчас с помощью них вы сможете заложить прочную основу для гармоничного и быстрого развития ребенка.
1.Интеллект на кончиках пальцев. Учеными и педагогами уже давно доказали, что развитие мелкой моторики и стимулирование особых точек на ручках детей играет колоссальную роль в развитие речи и интеллекта. Тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. Так же они помогут быстрее раскрыть ладошку малыша.
В пальчиковые игры можно и играть с самого раннего детства, они не требуют сложного дидактического материала или специально отведенного места. Все что вам нужно это ваши руки и ручки вашего малыша. Для того что бы игры проходили еще более интересно и продуктивно можно выучить парочку веселых стихов. Любые пальчиковые игры или массаж, начинайте с легкого поглаживания ладошки.
А вот и примеры в вашу копилочку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять. (Пересчитываем и массируем пальчики.)
Этот пальчик гриб нашел. (Загибаем пальчики.)
Этот пальчик чистить стал.
Этот — резал. Этот — ел.
Ну, а этот —лишь глядел!
Пальчик-мальчик, где ты был? (Массируем большой палец.)
С этим братцем в лес ходил. (Загибаем по очереди.)
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел!
Этот пальчик —дедушка,
(Сжали пальчики в кулачок и разгибаем по очереди.)
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик —мама,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья! (Растопырили пальчики сильнее.)<o:p></o:p>
Пока этих двух игр будет достаточно. Не стремитесь охватить все и сразу, главное не количество а качество, ну и конечно же регулярность ваших занятий. Постепенно вы сможете усложнить ваши пальчиковые игры и пополнить новыми.
2.Волшебная коробочка. Продолжаем познавать мир через тактильные ощущения. Тактильные ощущения очень важны для ребенка, они благоприятно действую на нервную систему, а многие ученые считают что они способны даже повысить иммунитет ребенка. Итак для этого вам нужно лоскутки различных тканей: лен, сатин, шелк, хлопок, вельвет и т.д Примерный размер 8х8 см. Для хранения лоскутков вы можете завести небольшую коробочку, которую неплохо бы красиво украсить. Так вы всегда сможете содержать лоскутки в порядке, они не потеряются и не станут занимать много места. Это наш первый дидактический материал, который сможет пригодиться и тогда, когда малыш подрастет. Достаем ткань и поочередно вкладываем в ручки ребенка, при этом говорим, что мы делаем, что ребенок чувствует, как называется ткань.
Например: Это шелк. Чувствуешь малыш, какой он приятный на ощупь. Шелк очень нежный и гладкий, его так здорово трогать и перебирать в ручках. А это хлопок, хлопок грубее шелка, чувствуешь какой он шершавый и плотный.
И так далее, уверена, что для каждого материала у вас найдутся свои ощущения.
3.Хваталки. Вкладываем в ручку различные предметы, например погримушки. Это упражнение поможет в развитие координации и хватательных способностей малыша. Данное упражнение подойдет не только малышу 3 месяцев, но и ребенку в возрасте 1 месяц. Месячному ребенку можно давать легкие, простые предметы, например карандаш. Чем раньше начнете вкладывать в ручку предметы, тем быстрее малыш сам научится хватать и играть игрушками.
4.Развитие восприятия ребенка
Предлагаем ребенку проследить за яркой погремушкой. Медленно передвигай ее в разных направлениях. Помни о том, что расстояние до глаз ребенка должно составлять не менее 30 см.
Попробуй также взять маленький колокольчик с нежным мелодичным звучанием. Позвони в него недалеко от левого уха малыша, потом от правого, потом прямо перед глазами крошки. Обрати внимание — ребенок следит взглядом и пытается найти источник звука. Это развивает его зрение и слух.
5.Укрепляем мышцы малыша. Известно, что на первом году жизни ребенка его интеллектуальное развитие напрямую связано с физическим развитием. Поэтому очень важно укреплять мышцы ребенка, стимулировать его двигательную активность. Старайтесь как можно чаще выкладывать малыша на животик. Время проведенное на животе постепенно увеличивайте с 10 сек и до того момента пока ребенку будет комфортно.
С 2 месяцев вы уже можете учить переворачиваться. Так как мышцы которые задействованы при перевороте помогают и при ползанье, то можно с уверенностью сказать чем быстрее ребенок научится переворачиваться тем он быстрее и поползет. Вложите ваш палец малышу в руку и потихоньку потяните за собой, вы сразу же увидите, что малыш начал прилагать усилие. По началу это будут повороты на бочек, постепенно за вашим пальцем малыш перевернется на животик, а вскоре и сам начнет переворачиваться без посторонней помощи.
6.Наши первые творческие занятия. Своему ребенку я впервые показала пальчиковые краски в 2.5 месяца, а в 3 месяца она уже сама во всю размазывала их по бумаге. Положите ребенка на животик а перед ним лист бумаги. Капните 2 цвета и начинайте медленно водить пальцем по бумаге, показывая, как цвета смешиваются между собой. Первые творческие занятия должны продолжаться не больше 2-3 минут, и как всегда они должны быть регулярны. Пока еще ребенок будет принимать пассивное участие, но вскоре вы заметите его интерес к так сказать самостоятельному творчеству. Отводите каждый день время для рисования. Во время этих занятий малыш не только развивает восприятие цвета, но так же укрепляет мышцы спины и шеи. Здесь вы сможете прочитать рецепт пальчиковых красок. Мой юный художник
Для возраста от 0-3 месяцев этих развивающих игр будет достаточно. Остальное время уделяйте на общение с малышом, читайте книги. Сейчас такое благодарное время, ребенок еще мало двигается, он с интересом прислушивается к вашему голосу. Для него не важно, что вы читаете или говорите, для него главное вас слышать. И еще при занятие с ребенком очень важно не оценивать результат, а наслаждаться процессом. Порой вам будет казаться, что ничего не меняется, ничего не происходит, но уверяю вас от любых ваших совместных игр будет результат. Ребенок постоянно учится, совершенствуется, порой для нас совсем не заметно.Удачи вам, надеюсь информация была полезной!!!
Алена Рябина
Источник