Раннее развитие ребенка мнение психолог
В последнее время вокруг раннего развития детей ведутся бурные обсуждения, вплоть до споров. Нужно ли оно? Не вредят ли занятия детям? К чему может привести усиленная учеба в дошкольном возрасте? На все эти вопросы журналисту Mamochki.by ответила Анна Александровна Давидович, кандидат психологических наук, доцент.
— Анна, давайте сразу расскажем читателям, какое отношение вы имеете к детской психологии?
— Я клинический психолог, имею большой опыт консультативной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Тема моего диссертационного исследования была связана с нейропсихологическими аспектами обучения детей школьным навыкам, в частности математике.
— Сегодня большинство родителей водит детей в школы раннего развития. Скажите, нужно ли развивать дошкольника?
— Учить и развивать детей надо! Вопрос только – чему учить и что развивать? В развитии психики человека есть определенные критические моменты — сензитивные периоды. Научным языком, сензитивный период – период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается готов к усвоению новых форм поведения и знаний как физиологически, так и психологически. Говоря проще, психика ребенка чувствительна к тем или иным воздействиям извне в конкретный момент жизни. К примеру, рассмотрим популярную сейчас идею «беспамперсного детства», когда мама с рождения начинает практиковать «высаживание» ребенка над тазиком. Хотя уже давно известно, что если приучать ребенка к горшку от года до полутора, то все пройдет безболезненно, быстро и комфортно для обоих участников процесса. И был ли смысл тратить собственные душевные и физические ресурсы? То же самое и с развитием. Можно и обезьяну научить распознавать буквы и цифры как графические символы. Тому же мы можем научить и годовалого ребенка. Вопрос в целесообразности.
— Как же тогда определить, что пришло время обучать ребенка?
— Когда у ребенка появляется мотив к этой деятельности. Нельзя реализовывать обучение по принципу: деятельность, а потом мотив. Мы учим, а только потом ребенок понимает, для чего нужны знания. Я сомневаюсь, что ребенок в год понимает, для чего он учит буквы или цифры. Согласитесь, что мотив к чтению – это прочитать. Это любознательность. Это интерес к книге и информации, которую можно получить через нее.
Я знаю, что в России деятельность школ раннего развития очень жестко лицензируется. До пяти лет там не обучают ребенка школьным навыкам: чтению, письму и счету. Эстетическое развитие, двигательные навыки, пожалуйста. Это неспроста. Есть ряд исследований, которые доказывают вредоносность такого обучения.
— Расскажите про вредность поподробнее, пожалуйста.
Есть несколько аспектов. Сразу отмечу, что школьные программы не меняются. И получается, что малыш опять реализует деятельность в безмотивной среде: сначала он учился зачем-то писать и читать, когда он был маленький и у него не было мотива, а потом он приходит в школу, и там опять «Здравствуйте, это буква А». То есть мотив открытия нового — любознательность к новому у него отсутствует. Он уже все это очень хорошо знает.
По большому счету, мы (психологи и педагоги) сами создали такую ситуацию. К сожалению, мы тестируем детей на готовность к школе, делая акцент именно на сформированности школьных навыков. Иногда это доходит до абсурда, когда проверяют скорость чтения. Кроме того, в первом классе нет оценок, и вся мотивация ребенка сводится к хорошему учителю, который грамотно может похвалить его. Если с учителем не повезло, то ребенок попадает в категорию детей, а сейчас это большинство, про которых говорят — может учиться, но не хочет. И, как правило, мотивационная слабость обнаруживается не в начальной школе, когда еще сильно давление родителей, авторитет взрослого, желание «быть хорошим», а в классе шестом, когда учебного мотива как не было, так и нет, а мотив похвалы со стороны взрослого уже теряет свою значимость. Внешняя мотивация не станет внутренней просто так, любознательность не появится на ровном месте.
— К чему еще может привести неправильный подход к раннему развитию детей?
— Есть определенные этапы становления центральной нервной системы у ребенка. К моменту появления ребенка на свет готовы только некоторые образования. Так называемый первый функциональный блок мозга – образования центральной нервной системы, которые ответственны за работу вегетативной нервной системы, ритм сна и бодрствования, рефлекторные функции и т.д. Все остальное будет развиваться очень долго, вплоть до 18 лет. Для того, чтобы все адекватно развивалось, должны быть соответствующие внешние запросы. К примеру, если поместить ребенка, родившегося зрячим в темное помещение, и он будет там находиться в течение первого года жизни, то он не будет обладать способностью к зрительному восприятию в дальнейшем. Потому что нейроны, которые отвечают за работу зрительного анализатора, не получая соответствующих запросов извне, стимуляции, погибнут. Во всей этой сложной системе развития есть жесткая логика, ее не перепрыгнешь: все развивается в определенной последовательности. Когда мы не по возрасту начинаем обучать ребенка, мы создаем запрос к тем мозговым системам, которые еще не созрели. Да, ребенок что-то делает. Но при этом он реализует это с огромными энергетическими затратами для его центральной нервной системы (ЦНС). И потом многие мамы удивляются, что ребенок учится читать и считать, а одновременно с этим у него появляются хронические соматические заболевания (тонзиллит, ларингит, отит, атопический дерматит и т.д.). Российские коллеги выяснили, что все это напрямую связано. Если к ЦНС есть запросы, то она любой ценой пытается выполнить их, и один из таких ресурсов – первый функциональный блок мозга. У ребенка сбивается цикл сон-бодрствование, сбивается режим физиологических отправлений, режим кормления, сбивается работа эндокринной нервной системы, нарушается иммунный статус… Сегодня найти ребенка с первой группой здоровья практически невозможно.
— Когда же родителям приступать к подготовке к школе?
— Необходимо сначала создать у ребенка мотивационную готовность. Надо не просто учить его тому, как выглядят буковки и как складывать их в слова — ребенку должна быть привита культура книги. Когда ребенок скажет: «Мама, я хочу прочитать эту книгу сам», тогда и стоит приступать. Ваши усилия должны быть направлены не на обучение чтению, а на то, чтобы ребенок захотел сам прочитать книгу. В таком случае процесс обучения будет приятен обеим сторонам, и, что немаловажно, ребенок научится читать очень быстро. То же самое касается счета. Создайте мотивацию, и ребенок с удовольствием окунется в мир чисел. Но! Все это необходимо делать не раньше 4,5 лет.
А еще я всем рекомендую прочитать книгу Венгера Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». Там написано, что совершенно не важно, умеет ли к школе ребенок считать, писать или читать, а важно, умеет ли он играть. Если ваш ребенок к школе не умеет играть, не владеет сюжетно-ролевой игрой достаточно высокого уровня, ему будет очень сложно учиться. Потому что в сюжетно-ролевой игре рождается действие с предметом-заместителем (с цифрой, числом), формируется способность к децентрации, когда можно стать на позицию другого (к примеру, учителя), формируются самые главные вещи для дошкольника – произвольность психической деятельности (способность к целеполаганию, программированию и контролю). А не тогда, когда мама собирает портфель ребенка, учит вместе с ним уроки, контролирует все этапы — такие семьи у нас сейчас в большинстве.
Беседовала Анна Копач
Источник
Вот уже много лет трендом в образовании выступает » гармоничное развитие ребенка», под которым понимают, что малыш должен уметь практически все: и танцевать, и в шахматы играть, и на коньках бегать и, конечно же, иметь успехи по всем школьным предметам и читать с пеленок. Т.е. это успешное интеллектуальное и физическое раннее развитие ребенка. Возможно ли это в реальности? Много ли мы знаем таких детей? И если да, то какой ценой?
Большинство родителей где-то в глубине души понимают, что задача практически не выполнима, или, мягко говоря, не из легких. Но упорно ведут свое чадо «в драм кружок, кружок по танцам…» и т.д. и т.п. Автор статьи кандидат психологических наук, детский психотерапевт предлагает посмотреть на этот процесс с точки зрения науки, а именно детской психологии и нейропсихологии.
Чтение и счет с пеленок
Эта тема очень болезненна для психологов, педагогов и нейропсихологов, т.к. в последнее время укоренилось мнение среди родителей и даже среди некоторых горе-педагогов, что чем раньше, тем лучше. Но это глубокое заблуждение!!!!!
В вопросах обучения – всему свое время, особенно в вопросах чтения и счета.
- Во-первых, к 2–3-м годам у ребенка еще не сформированы соответствующие отделы головного мозга. Можно, конечно же, форсировать события, обучая ребенка буквам и цифрам, но это приведет к диспропорции в развитии структур головного мозга – будут усиленно развиваться отделы, отвечающие за чтение и счет, а отделы, которым положено развиваться в этом возрасте, останутся недоразвитыми.
Как это скажется на ребенке в последующем? В ближайшем будущем могут появиться тики, логоневрозы, нарушении координации и т.д. Если отделам мозга удастся компенсироваться, и Вы получите внешне гения, то к 9-ти годам такой ребенок начнет испытывать серьезные проблемы в школе, т.к. начнутся очередные возрастные перестройки в структуре головного мозга, а каждый этап развития мозга и его структур базируется на предыдущих этапах и структурах. Возникнет дисбаланс, который обязательно скажется на психическом состоянии и развитии ребенка.
Поэтому нейропсихологи не рекомендуют обучать ребенка чтению до 4–5 лет.
- Во-вторых, с психологической точки зрения, письменная речь и счет формируются в игровой и изобразительной деятельности, которые, в свою очередь, достигнут адекватного развития приблизительно к 5 годам.
В настоящее время из-за перегрузок детей в детских садах и центрах, навязывании им ранней учебной деятельности, игровая деятельность сильно отстает в своем развитии, что сказывается на психическом развитии дошкольников в целом.
В последующем такие дошкольники – это плохо обучаемые студенты, не говоря о том, что у них совершенно не сформированы навыки самообучения.
Но большинство родителей и педагогов, к сожалению, не смотрят на перспективу, ставят в приоритет внешнее благополучие ребенка на сегодняшний день, стремясь при любом удобном случае похвастаться перед родственниками и соседями: «А мой-то в три уже книги читает!»
- В-третьих, этот процесс весьма условно можно назвать «чтением», т.к. ребенок не понимает содержания прочитанного, этот способ получения информации в раннем возрасте не является для него актуальным!!!
Чрезмерные физические нагрузки
Знания о физических и психологических особенностях развития ребенка помогут родителям избежать многих проблем, которые возникают в процессе воспитания ребенка. Далее остановимся на физическом развитие детей. Хочу особо подчеркнуть, что речь идет именно о чрезмерных физических нагрузках, которые чаще всего относятся к профессиональному спорту.
- Во-первых, известен один из законов развития, который гласит, что развитие, как психическое, так и физическое неравномерно! Что это означает для ребенка?
Одномоментно не могут быть развиты все функции, т.е. одни активно угасают, другие развиваются, третьи еще не начали своего развития и находятся в зачаточном состоянии. При этом энергия развития будет направляться именно на активно развивающиеся функции. Поэтому очень важно подбирать ребенку именно ту деятельность, которая соответствует его психо-возрастнымзадачам.
- Во-вторых, если рассматривать процесс развития с точки зрения нейропсихологии, то интересным является следующий факт, описанный в статьях Джона Скойлса (невролога и психолога эволюциониста из Лондона):
В возрасте от 4-х до 12–13 лет (начало пубертатного периода) рост скелетных мышц ребенка замедляется. Это связанно с тем, большая часть глюкозы, вырабатываемой в организме, питает головной мозг, который активно растет и развивается. Остальные органы в качестве «топлива» для своей работы используют жирные кислоты, что позволяет экономить глюкозу исключительно для роста и работы головного мозга. Единственными конкурентами головному мозгу остаются скелетные мышца, которые при интенсивных физических нагрузках забирают ее у мозга.
О чем это говорит? О том, что большая часть энергии тратиться организмом растущего человека на интеллектуальное развитие. И усиленная физическая нагрузка приводит к замедлению его развития. Не случайно, многие дети интуитивно в этом возрасте двигаются медленнее, чем дети более раннего или более старшего возрастов. При этом детям очень важно много гулять, т.к. это дает возможность для получения дополнительного кислорода, активно участвующего в обменных процессах.
Именно по этой причине многие дети данного возраста очень любят сладкое – как источник глюкозы.
Высокий IQ ничто без самодисциплины
Многие родители стремятся к тому, чтобы их чадо обладало большим багажом знаний и в конечном итоге имело высокие интеллектуальные показатели.
Только вот это, казалось бы, замечательное стремление имеет массу минусов.
- Во-первых, пассивный набор знаний, которые ребенок не может применить в реальной действительности, становятся для него мертвым грузом. Он может стать ходячей энциклопедией, но при этом, окажись он в критической ситуации, он не будет знать, что ему делать, хотя вся необходимая информация находится у него в голове.
- Во-вторых, для реализации любого интеллектуального или творческого потенциала необходим высокий уровень самодисциплины. Коэффициент умственного развития немногого стоит без самодисциплины.
Что же делать?
Множество современных исследований показывает, что высокий уровень саморегуляции – это одна из важнейших характеристик личности, обеспечивающая ей успешность и самореализацию. Люди, обладающие большей силой воли, получают более высокие результаты в профессиональной сфере, чем те, кто имеет низкие показатели саморегуляции и воли. Например, «подростки с высоким уровнем самодисциплины превзошли своих более импульсивных сверстников по всем показателям в учебе», — пишут исследователи. — Самодисциплина важнее для показателей в учебе, нежели коэффициент умственного развития. Самодисциплина также указывает на то, какие ученики улучшат свою успеваемость во время учебного года, в то время как коэффициент умственного развития этого сделать не может… Самодисциплина оказывает большее воздействие на результаты учебы, нежели интеллект».
Ответственность коррелирует с самодисциплиной. Ответственность и добросовестное отношение к работе – это те черты, которые в наибольшей степени гарантирует успех на работе. Особенно любопытно то, что добросовестность может указывать на будущие успехи человека отнюдь не только на рабочем месте. Люди добросовестные получают более высокие результаты в учебе; они реже совершают преступления; и дольше сохраняют свой брак. Они дольше живут — и не только из-за того, что меньше курят и пьют, но и в целом из-за отношения к своей жизни и жизни окружающих.
Итак, кто добивается наибольших успехов в жизни? Настойчивые и упорные дети, обладающие высоким уровнем самодисциплины и ответственности.
Как выяснили исследователи, лучшим прогностическим фактором успеха является такая черта, как настойчивость, не имеющая ни познавательного, ни физического характера. Настойчивость определяется как упорство и стремление достичь поставленных долгосрочных целей.
Одна из главных задач для родителей в процессе обучения ребенка – это формирование у ребенка самодисциплины, которая становится его внутренним качеством и не зависит от внешних условий. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок учился и выполнял какую-то работу не потому, что его заставляют, а потому что у него есть к этому устойчивая внутренняя потребность.
Автор: кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, детский психолог-консультант, семейный психотерапевт, Монтессори-педагог AMI диплом (Association Montessori International) 2,5–6+, руководитель Детского Монтессори-центра «Алиса» Могилева В.Н.
Источник
Мода на раннее развитие, к сожалению, не покидает умы родителей, считающих себя прогрессивной частью человечества. Однако вред, наносимый таким «развитием», часто намного больше предполагаемой пользы.
Развитие ребенка складывается из естественного созревания мозговых структур в условиях взаимодействия с другими людьми и овладения новым опытом и действиями.
Различные участки мозга созревают неравномерно. Это происходит поэтапно, аналогично тому, как младенец рос в материнской утробе. И идея «перескочить» в этом процессе на следующий этап, минуя предыдущие, базируется на незнании психофизиологии.
Нужно понимать, что в развитии мозга есть периоды, наиболее благоприятные для развития различных психических процессов: речи, восприятия, произвольной памяти и внимания, понятийного мышления и самосознания. Зная это, можно максимально воспользоваться такими периодами.
Помимо физиологии, следует учитывать необходимые этапы социализации — встраивания в общество. Важно не упустить моменты формирования у ребенка самостоятельности и тяги к общению, чтобы вовремя привить навыки эмпатии, адаптивности и управления ситуацией.
Чем мешает раннее развитие?
Теперь давайте более предметно разберем, как вклиниваются в систему «физиология — социализация» попытки раннего развития.
Начнем с того, что у ребенка в любом случае в сутках есть всего 24 часа. Энергия, получаемая во время отдыха, сна и пищеварения, расходуется на рост и формирование всех систем организма, на движения, на естественную познавательную активность и на общение.
Обратная связь, получаемая нервной системой от всей этой активности, стимулирует формирование новых нейронных связей. То есть происходят обработка «входящих» сигналов и преобразование внешнего опыта во внутренний. В этом и состоит развитие.
Что же происходит, когда у малыша отнимают время для слишком раннего обучения чтению, географии, заучиванию каких-то фактов и т.п.?
Ребенок, конечно, будет усваивать то, что предназначено для изучения в более старшем возрасте. Но ценой чрезмерных энергозатрат. Становление психических функций и коммуникативных навыков окажется, образно выражаясь, обворовано. Потому что силы и время будут потрачены не туда и не на то.
Иными словами, дошкольник, у которого часы сюжетно-ролевой игры украдены в пользу раннего развития, недополучает необходимое ему в этом возрасте развитие через деятельность и творчество. Навыки прогнозирования, планирования ролей, умение общаться и договариваться тоже остаются за бортом.
Потом это закономерно повлияет уже на взрослую жизнь, в которой по факту больше всего выигрывают люди с развитыми коммуникативными и лидерскими навыками. Те, кто умеет работать в команде и обладает хорошим эмоциональным интеллектом.
Но «вундеркинду поневоле» это совершенно не грозит, потому что в то время, когда другие дети в играх учились общаться, сотрудничать и отстаивать свои границы, беднягу заставляли заучивать малоинтересные факты или заниматься чтением какой-нибудь наукообразной ерунды.
В итоге ребенок становится неуспешным в социуме. Из-за неумения общаться его будут отвергать окружающие, и в итоге он рискует вырасти не крупным руководителем или крутым предпринимателем, а в каком-то смысле изгоем. Плюс к этому вероятны семейные проблемы, так как в нужном возрасте нужный опыт он не получил.
Родителям всегда следует задавать себе вопрос: вместо чего я заставляю ребенка изучать этот предмет сейчас?
Вредно и для матери
Стоит учесть еще один важный фактор. Если мать увлекается ранним развитием сама, не используя услуги нянь и педагогов, она делает это вместо собственной профессиональной реализации.
А когда ребенок становится школьником, подростком и мать ему, по сути, уже не нужна, он начинает ее презирать. Потому что видит, что сама-то она толком ничего и не добилась в жизни. Нет у нее никаких значимых социальных или профессиональных достижений, за которые ею можно гордиться. Не исключено, что подросток начнет ее даже стыдиться.
Поэтому вторая часть негативных последствий раннего развития состоит в том, что по факту мать деградирует. И из-за попыток самоутвердиться через достижения ребенка она вредит не только его успешному будущему, но и своему положению в социуме. У нас очень много таких нереализовавшихся женщин за сорок, брошенных мужьями и выживающих на грани нищеты, работая за стыдную зарплату, — только потому, что в декрете она вдалбливала в ребенка карточки Гленна Домана вместо чтения литературы по своей профессии.
Попытки опередить сверстников лишат вашего ребенка возможности своевременного развития важных навыков, и с возрастом это достаточно редко кому-то удается компенсировать.
При обучении любому навыку следует учитывать два параметра: количество часов при правильно вложенных усилиях и степень готовности мозга все это воспринимать.
Проиллюстрирую эту мысль на своем примере.
Старшую дочь я учила плавать с полутора лет, и обучение заняло полтора года. Среднюю стала обучать плаванию в три года, и результат был достигнут через месяц. А младший сын в четыре года научился плавать за две недели. В итоге все трое плавают как рыбы. Однако не было никакого смысла убивать в течение полутора лет столько времени и усилий на обучение старшей — нужно было просто немного подождать.
В опыте хоумскулеров есть примеры, когда детей вообще не отдавали в начальную школу. А в конце четвертого класса ребенок приходил сдавать экзамены за все четыре года сразу. При этом дома его ни писать, ни читать не заставляли. Перед экзаменами в течение буквально пары месяцев он очень быстро освоил все нужные навыки и четырехлетнюю школьную программу. Просто потому, что структуры мозга стали более зрелыми, все необходимые навыки десятилетнему ребенку дались в разы легче и быстрее, чем обычному первоклашке.
Так что меньшее количество часов предмета при грамотном преподавании в более старшем возрасте, скорее всего, принесет лучший результат, чем стандартная схема школьного обучения.
Что касается детей, обучавшихся по различным системам раннего развития, например карточкам Гленна Домана, то в результате длительного исследовательского наблюдения за их школьными успехами выяснились следующие моменты.
Во-первых, детям было неинтересно на обычных уроках и они теряли мотивацию к обучению уже в младших классах.
Во-вторых, к подростковому возрасту их интеллектуальное превосходство сглаживалось и они ничем не выделялись среди ровесников. Кроме того, в старших классах эти дети испытывали трудности в обучении и общении со сверстниками, что негативно сказывалось на их самооценке.
В-третьих, их результаты во взрослом возрасте, такие как карьерный рост и уровень зарплаты, оказались хуже, чем у многих обычных детей.
Таким образом, ничего, кроме вреда для ребенка и мамы, в раннем развитии я не усматриваю. Нет никакого смысла в детские годы часами зубрить то, что элементарно находится поисковиком и практически никогда не пригождается в реальной жизни.
Для формирования высших психических функций в раннем детстве и дошкольном возрасте прежде всего необходимы необедненная сенсорная среда, общение с родителями и новый опыт, приобретаемый через деятельность и эмоциональные впечатления.
Созревание мозга заканчивается примерно к 20 годам. Весь этот период благоприятен для развития разнообразных адаптационных навыков и научения преобразованию окружающего мира.
Раннее развитие не ускоряет развитие мозговых структур. Не влияет позитивно на адаптацию в социуме. Не дает ровным счетом ничего, кроме бессмысленной траты сил и времени.
Намного больше пользы ребенку принесут полноценный сон, разнообразные игры, новые впечатления и любящие родители рядом.
Статья опубликована в июньском номере «Психологии эффективной жизни».
Ольга Юрковская на Фейсбук:
https://www.facebook.com/olgayurkovskaya
От редакции
Порой уверенность в необходимости раннего развития накладывает на и без того уставшую в декрете маму дополнительные обязанности. Менеджер в ИТ и дважды мама Ксения Лещенко предлагает отнестись к декрету как к перспективному стартапу. Как применить бизнес-мышление к материнству, читайте в статье: https://psy.systems/post/mama-kak-startaper-rebenok-kak-startap.
Многие родители, одержимые идей раннего развития, мечтают о том, что их чадо будет с первых лет жизни совершенно свободно болтать хотя бы на двух языках — родном и каком-нибудь иностранном. Как учить язык с удовольствием, без лишних энергозатрат и не в ущерб развитию других навыков, знает преподаватель Тата Кононова: https://psy.systems/post/deti-i-inostrannyj-yazyk-kak-uchit-s-udovolstviem.
«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Некоторые матери так боятся вырастить своего ребенка капризным, что готовы бежать к нему по первому писку. Почему такой способ воспитания чаще имеет обратный эффект, рассуждает консультант асс.ЕАС, аналитический психолог Анна Болсуновская: https://psy.systems/post/ona-vyrastet-kapriznoj-ili-kak-borotsya-s-isterikami.
Источник