Раннее развитие ребенка это нормально

Содержание:
- Когда начинаются развивающие игры?
- Во что и как играть с ребенком?
Человек, подобно многим другим млекопитающим, начинает обучать своих детей с самого момента их появления на свет. Разница лишь в том, что животные передают своим детенышам навыки, необходимые для выживания в природе, а человек развивает у своего ребенка интеллект — необходимое качество для полноценной и успешной жизни в обществе людей.
Перед животными не стоит вопрос «как обучать своих детенышей». Им это подсказывает инстинкт. Человеку же недостаточно обучать детей только с помощью традиционно сложившихся способов. Прогресс в развитии человеческого общества происходит неизмеримо быстрей, чем эволюция в мире животных.
Если мы будем учить своих детей только «так, как нас учили, как наших дедов и прадедов учили», если не станем стимулировать умственную деятельность ребенка с самых первых дней, когда начинается физиологическое формирование мозга человека, прогресс будет невозможным.
Традиционный аргумент противников раннего развития детей (я называю их сторонниками позднего развития): «Зачем отнимать у ребенка детство? Вот нас ничему такому до школы не учили, но, слава богу, жизнь мы прожили неплохо». Заметьте, они еще живы, а зачастую уже говорят о себе в прошедшем совершенном времени: «прожили», списывают себя досрочно.
А между тем, согласны они с этим или нет, интеллектуальное развитие ребенка начинается уже с момента его рождения. И то, что принято называть ранним развитием ребенка, — на самом деле просто нормальное развитие.
То, что принято называть ранним развитием ребенка, — на самом деле просто нормальное развитие.
Когда начинаются развивающие игры?
Даже с новорожденным ребенком можно играть, задействуя все его органы чувств. Мамины прикосновения уже доставляют ему удовольствие; его пока еще не сформировавшееся зрение уже позволяет различать мамино лицо, когда мама кормит его грудью или когда наклоняется над ним; его обоняние помогает ему находить грудь; он привыкает к свету и к шумам, а вскоре начинает реагировать на мамин голос.
Потому очень важно разговаривать с ребенком задолго до того, как он начинает лепетать. Если вам трудно найти темы для постоянных разговоров, просто комментируйте все свои действия, рассказывайте ребенку обо всем, что вы делаете в его присутствии. При этом ваш малыш учится слушать, начинает узнавать слова, которые он часто слышит, задолго до того, как сам может их произнести.
Чем старше становится ребенок, тем разнообразней должен быть набор игр с ним. Ведь оставленный без внимания ребенок начинает отставать в своем развитии. Хорошо, когда он в семье не один. Посмотрите, как играют котята, щенки, как бодаются козлята, у которых еще не выросли рога.
Но если ребенок в семье один или это первый ребенок, основные партнеры в играх — его родители. В любом случае родителям нужно учиться играть со своим малышом. Игры должны доставлять ребенку удовольствие и, в то же время, помогать ему осваивать окружающий мир, способствовать его интеллектуальному и физическому развитию. Все, что радует ребенка, его к тому же и развивает: и когда мама перебирает ему пальчики, и когда делает ему массаж, и когда раз за разом поднимает брошенную им игрушку, и когда братик возит его по полу в коробке от обуви, и когда папа подбрасывает его или носит на плечах. Но играть с ребенком — не значит просто щекотать его и с восторгом наблюдать, как он захлебывается от смеха. Не делайте из ребенка игрушку для себя!
Во что и как играть с ребенком?
Сейчас существует великое множество развивающих игр, охватить их все невозможно. Родителям нужно потрудиться, чтобы отыскать в литературе, в Интернете, в детских магазинах то, что понравится им и что будет способствовать всестороннему развитию их ребенка. В этом им смогут помочь в детских консультациях, в хороших школах раннего развития. Если нужно, специалисты помогут подобрать соответствующие игры для каждого месяца, для каждой недели развития ребенка, подскажут, когда повесить над ним погремушку, когда запустить уточку в ванночку, когда начать показывать яркие картинки, а когда начать читать ему стишки и сказки, когда начать рисовать пальчиками, а когда — фломастерами, когда сортировать игрушки по форме и по цвету, когда строить из кубиков башни. Это не только игры, но и создание развивающей среды.
Ребенок в этом возрасте не должен быть предоставлен самому себе, он должен играть под руководством взрослых. До полутора-двух лет не обязательно водить ребенка на занятия в школы раннего развития. Мама может посещать их и без ребенка, если сама хочет научиться, как играть с ним дома. А после двух лет детей желательно водить в одну из таких школ, а затем и в хороший детский садик. Ведь ребенку с малых лет нужна социализация в коллективе. Он будет там учиться общаться, дружить, отстаивать свои интересы или уступать, участвовать в коллективных играх с элементами состязательности. Он не должен вырасти, как писал Сергей Михалков, «у папы с мамой на виду, как растение мимоза в ботаническом саду».
Родителям нужно учиться играть со своим малышом. Но не делайте из ребенка игрушку для себя!
А домашние занятия с малышами (если это можно назвать занятиями) представляют собой разнообразные игры ребенка с мамой по несколько минут время от времени в течение дня. Это и переливание водички, и пересыпание песочка, и складывание пирамидок и рамок Монтессори, и составление узоров из кубиков Никитина, и разглядывание картинок в книжках, и поначалу даже разрывание этих книжек, и заучивание стишков, и мамино чтение сказок, и многое, многое другое. Одним словом, ребенка нужно развивать с самого рождения.
Такие дети не только более развиты (а это фундамент на всю жизнь), но и воспитаны: к трем годам у них уже выработано умение сосредоточиваться на каком-нибудь занятии или игре. Развитый ребенок сознательно воспринимает нормы поведения и к четырем годам уже слушается взрослых, что для этого возраста является обязательным. Ведь он пока не может предвидеть последствия своих поступков и по собственной воле всегда выберет получение наибольшего удовольствия при наименьшей затрате сил. Это естественно. И как следствие, ребенок, который командует старшими членами семьи, будет постепенно отставать в развитии.
В то же время нужно предостеречь чрезмерно увлекающихся родителей: не переусердствуйте в своей одержимости детьми. Родители не должны посвящать детям все свое время, они должны заниматься своими делами, жить своей жизнью, а детям предоставлять возможность пошалить, порезвиться, поиграть самим. Когда мать или отец с головой погружаются в родительские заботы, у детей возникает и прочно закрепляется ошибочное представление о собственной значимости, о том, что их мнение должно быть законом. А так как это воспитывает в детях еще и беспомощность, то со временем переходит в постоянную родительскую опеку и приставание с ненужными советами к уже выросшим дочкам и сыновьям.
Поближе к третьему дню рождения многих родителей начинает волновать вопрос: «А не упускаем ли мы время, не пора ли учить его читать, считать, писать?» От них можно часто услышать: «Ведь по методике Глена Домана детей учат читать с пеленок. Да и Масара Ибуку писал: «После 3-х уже поздно»
Надо понимать, что методика Глена Домана ценна не тем, что позволяет научить ребенка читать в младенческом возрасте (читать осмысленно он все равно начнет только к четырем годам, даже и по этой методике), а тем, что с первых месяцев жизни развивает его память, создает основу интеллекта.
А как же быть тогда с предостережением Масара Ибуку? Почитайте внимательней его книгу. Масара Ибуку вовсе не считал, что к трем годам ребенок должен уметь читать. Он говорил о необходимости всестороннего развития детей в раннем возрасте.
Источник
Родители, руководствуясь исключительно благими намерениями, стремятся как можно раньше отдать своих детей во всевозможные кружки и секции. Понятие «раннее развитие» уже стало привычным, и сегодня двухлетние малыши учатся по программе первого класса школы. The Village узнал у специалистов, всегда ли это идёт на пользу.
Оксана Орлова
детский психолог
В психологии действительно существует понятие раннего развития — когда усилия родителей направлены на то, чтобы как можно раньше научить ребёнка читать, писать, классифицировать предметы и так далее. У этого процесса есть как свои плюсы, так и минусы. Бывает, что ребёнок, с которым усиленно занимались, может рано пойти в школу, но его психологическое развитие, в отличие от интеллектуального, будет запаздывать. Такие дети часто легко общаются со взрослыми, но с трудом выстраивают отношения со сверстниками, потому что им вроде как не о чем говорить. И поэтому они пропускают такие важные этапы становления, как социализация, выдерживание конкуренции, презентация себя.
Конечно, есть одарённые дети, которые начинают читать, писать и играть на инструментах в раннем возрасте. Но развивая их способности, не стоит забывать, что дети также должны уметь играть, выстраивать отношения с ровесниками, слушаться старших. Иначе получается, что ребёнок быстро встраивается в работу, узнаёт много полезного, но, к примеру, не умеет жить в условиях неструктурированного времени, не способен сам себя занять. Нередко, когда ребёнок не совсем дозрел, а его изо всех сил втягивают в учёбу, ситуация оборачивается неврозами. Если проводить аналогию: детям, как и растениям, нужно давать удобрения, чтобы они росли. Когда один цветок расцветает раньше других, это красиво и здорово, но переживёт ли он заморозки? Ведь одновременно у ребёнка развивается нервная и гормональная системы, и при высокой нагрузке молодой организм может просто сломаться.
Сейчас считается нормой, если дети начинают читать к пяти годам, но единого правила для всех нет, всё очень индивидуально. Ребёнок, к примеру, может быть хорош в спорте, но запаздывать в чтении. При этом абсолютно неправильно сравнивать своих детей с другими: это может развить у них чувство неуверенности, подавить волю.
Раннее развитие стало модным, и родители повально им увлекаются. Возникает интересный вопрос: зачем взрослым это нужно? Есть мнение, что дети — это нарциссическое расширение родителей, их визитная карточка. То есть посмотрев на ребёнка, можно сказать, какие у него мама и папа.
Евгения Бердичевская
врач-невролог, заместитель гендиректора по медицинской деятельности компании «Док 24»
Младенец рождается с максимальным количеством клеток мозга, которые формируют нейронные связи в течение первых двух-пяти лет его жизни. У детей в возрасте до двух лет в головном мозге наибольшее количество нейронных связей, необходимых для развития интеллекта. Далее в процессе взросления их количество только уменьшается. В США проведены исследования, которые подтверждают, что чем больше заниматься с ребёнком в раннем возрасте, тем больше будет отдача. Специалисты сравнивали две группы малышей: из социально благополучных и неблагополучных семей. У первых уровень развития при прочих равных оказался выше как раз потому, что ими занимались. При этом я не призываю родителей с грудного возраста отдавать детей в школы и учить трём языкам — во всём должен быть адекватный подход.
Часто взрослые перегибают палку, пытаясь напичкать ребёнка всевозможными знаниями. Однажды ко мне обратились родители, которые пожаловались на проблемы с поведением у своего сына. Когда я узнала расписание этого несчастного ребёнка, то поняла, что у меня с моими четырьмя работами и то больше свободного времени. В его графике значились занятия по английскому, ивриту и музыке, ещё он ходил на теннис и лечебную физкультуру. Конечно, этот ребёнок в какой-то момент устал. При этом развивающие занятия в умеренном количестве идут только на пользу в раннем возрасте.
К тому же современные дети приобретают базовые знания раньше, чем те, кто рос, например, несколько десятилетий назад. Для этого сейчас есть все предпосылки: это и эволюция (а психика и эволюция находятся в тесной связи друг с другом), и быстрое развитие технологий, и распространение методик раннего развития. И если ребёнок смог научиться читать или играть на музыкальном инструменте в три-четыре года, значит, его психика позволяет это делать. Нередко посыл, связанный с получением ранних знаний, исходит от самих детей. Среди моих пациентов был мальчик, родители которого говорили: «Мы не знаем, что делать. Он не расстаётся с книгами, целыми днями сидит и сам всё изучает, а потом приходит в детский сад и пытается делиться с друзьями своими энциклопедическими знаниями. Но сверстники не реагируют на него, потому что играют в трансформеров». Однажды этот ребёнок пришёл из сада обиженный, забросил все книги, сказал, что вообще больше не будет читать, и попросил купить ему трансформера. В итоге мы плавно адаптировали его и к энциклопедиям, и к игрушкам. Занимаясь развитием интеллекта ребёнка, нельзя забывать о том, что психика у него детская.
Но, если, к примеру, получилось так, что ранним развитием ребёнка вообще не занимались и он пошёл в школу, не зная букв и счёта, это вовсе не означает, что малыш будет отставать по учёбе. Здесь всё зависит от того, в какой среде растут дети. Бывает, родители принципиально хотят, чтобы у ребёнка было детство, и до школы они не насилуют его занятиями. С таким подходом тоже можно согласиться. Главное, чтобы у ребёнка сформировалась правильная мотивация, интерес к жизни и познанию.
Иллюстрация: Настя Григорьева
Источник
Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос самым умным и стал успешным человеком. Вот только успех все понимают по-разному. Для одних — это хорошее образование и большая должность, а для других – самостоятельная самодостаточная личность с интересами в жизни. Задаваясь вопросом, что дает раннее развитие ребенка, родители дают ответ в зависимости от собственного целеполагания. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с занятиями малыша с самого раннего возраста.
Что включает понятие?
Под этим термином понимается отнюдь не обучение чтению и счету с года. Развитие – это гармоничное поэтапное формирование таких качеств как:
- стремление к познанию;
- умение получать информацию разными способами: визуально, на слух, тактильно;
- способность анализировать полученные сведения;
- умение рассказать о сделанных выводах.
Звучит «по-взрослому», но на самом деле это не так. Развитый малыш не только смотрит вокруг – он стремится потрогать вещь, которая его заинтересовала, задать вопрос. Помните вечные жалобы на «почемучек» и «он везде лезет»? Не отвечайте, не пускайте, запрещайте – и через пару лет ваше чадо станет послушным и равнодушным. Развитие остановится.
К этому же термину относится и спорт. Гимнастика, массаж, подвижные игры необходимы растущему организму как воздух. Без физической активности не будет развиваться и интеллект, испортится осанка, мышцы станут слабыми, а дитя вялым.
Итак, раннее развитие – это комплекс, включающий направляющее к жажде познаний влияние взрослого и гармоничное спортивное воспитание.
Польза или вред?
Зависит от поведения родителей. Амбициозные мамочки, чьи действия направлены исключительно на создание образа «самого-самого-самого», несомненно «перегнут палку» и достигнут обратного эффекта. Заставляя и принуждая, вы ничего не достигнете. У ребенка появится отвращение к процессу обучения, инертность и отторжение самого процесса получения знаний. Дети растут играя, поэтому обучение должно быть непринужденным. То есть превратиться в развитие.
Известно, что если родители не обращают внимания на малыша, не читают и не разговаривают с ним, то процесс интеллектуального роста останавливается в самом раннем возрасте. Это пагубно влияет на формирование нейронных связей в мозгу – для них просто нет питательной среды в виде новой информации. Ведь мозг еще не способен самостоятельно осознать полученные образы.
Где же золотая середина? В общении. Коммуникации в семье, на детской площадке, с друзьями – все это является частью естественного развития. Если вы хотите идти дальше – занимайтесь. Главное, расширить познавательный круг. Мы живем в статичной однообразной среде – одна и та же квартира/дом, площадка, дорога до магазина, редкие путешествия. Как раз на этот случай и были разработаны лучшие методики и развивающие игры. Разноцветные карточки, яркие книжки, настольные игры для самых маленьких – все это раздвигает рамки и рождает познавательный интерес. В том, чтобы учить читать с младенчества нет ничего плохого. Просто нужно знать меру и не упираться, если буквы никак не складываются в слова. Помните, что рождается личность со своими индивидуальными способностями. У одних и тех же родителей старший сын склонен к иностранным языкам и уже в три года знает наизусть массу английских песен и способен сочинить целую повесть, а младшая дочка никак не научится читать, зато с легкостью считает, а закон всемирного притяжения для нее является чем-то естественным, как зеленые листья и синее небо.
Находите в детях то, что дается им легче и развивайте это направление. Не забывайте понемногу внедрять и то, что дается с трудом. Но без агрессии и принуждения.
Как реализовать?
Пока младенец совсем маленький, мама постоянно с ним разговаривает. Можно читать книжки, показывать игрушки. Важен тактильный контакт. По мере роста ребенок вырастает из круга семьи и стремится выбраться во вне. Наступает момент, когда родители затрудняются дать ответы на все многочисленные «почему». Это значит, что пора выводить малыша в большой мир – в детские развивающие центры. Что в них хорошего?
- Программа, рассчитанная определенный возраст. Интеллектуальное развитие напрямую связано с физиологическими особенностями роста мозга, поэтому начав обучение не вовремя вы рискуете навредить: не сформируются лобные отделы, снизится «пластичность», произойдет перегрузка ЦНС.
- Профессиональные педагоги сумеют организовать индивидуальное и групповое занятие с любым непоседой. Вам могут дать корректную рекомендацию о занятиях, которые будут полезны именно вашему чаду.
- Дети проходят мягкую адаптивную социализацию. Это не стресс, который они получают, оставаясь в детском саду. В развивающих центрах происходит именно общение между воспитанниками. Их учат коммуникации, пониманию, показывают, как разрешать конфликты мирным путем.
- Занятия проводятся согласно нормам развития – интеллектуальная деятельность сопровождается физическими упражнениями. Никаких «пока не допишешь – не встанешь».
- Педагоги не учат, они играют вместе с детьми – это очень важно. Большинство родителей утрачивают этот навык и им тяжело погрузиться в мир детства.
- Разнообразие занятий, которые предлагает детский центр может удовлетворить даже самых придирчивых взрослых. При этом, даже посещая три или четыре группы, ваше чадо не переутомится и не «переучится», так как собственно процесса школьного обучения еще нет. Но постепенно, с взрослением ребят, вводятся его элементы.
- Еще один плюс – наличие психолога. Он поможет разобраться во внутреннем мире ребенка и подскажет лучшие пути развития. Кому-то нужен лишний урок творчества, чтобы сформировать усидчивость и терпеливость, а другому лучше сделать упор на спортивные занятия. Не бойтесь обращаться за советами, специалисты для того и существуют.
Заключение
Чем раньше вы начинаете развивать своего ребенка, тем лучше. После 6-ти лет сформировать стремление к познанию уже сложно. А именно оно лежит в основе желания учиться. Получать пятерки и быть отличником – это неправильные установки для современного мира. Здесь выше ценится тот, кто способен искать информацию, моментально ее воспринимать, анализировать и использовать. Для этого нужны не пятерки, а гибкость мышления и желание «напрягаться».
Современная система образования с ОГЭ и ЕГЭ не рассчитана на зубрил. В основе успеха лежит умение учиться. Ведь подготовиться к этим экзаменам за три дня, как 30 лет назад, нельзя. Это занимает годы. Поэтому если в базе мировоззрения вашего ребенка лежит установка «учиться – естественно, как дышать», то проблем в средней и старшей школе у него не будет. А формируется это именно в раннем возрасте.
Источник