Раннее развитие ребенка хорошо или плохо

Раннее развитие ребенка хорошо или плохо thumbnail

Раннее развитие ребенка хорошо или плохоМетодики раннего развития детей заполонили умы и помыслы молодых мам. Сегодня все стремятся сделать из своего ребенка гения. Заставить говорить с пеленок, ходить с четырех месяцев, читать с десяти, выучить английский алфавит к полутора годам.

В этой погоне за гениальностью и ощущением «мы лучше других» родители совершенно забывают о важных аспектах раннего развития. Точнее об особенностях развития детей раннего возраста.

Поговорим открыто о плюсах и минусах погони за совершенством.

Методики раннего развития детей: обзор

Каждый родитель, озабоченный будущим своего чада, изучает этот вопрос. Сегодня существует множество комплексных упражнений для самостоятельных занятий с малышом и еще несколько сотен кружков и дополнительных занятий для детей от года. Для начала рассмотрим основные системы раннего развития, разработанные психологами и педагогами прошлых поколений.

Методика Марии Монтессори

Ребенок Монтессори – это свободная от ограничений личность. Развитие детей по данной методике предполагает самостоятельный выбор занятий. Здесь нет определенного времени для игр и нет обязательных заданий. Рабочая площадь делится на несколько зон, каждая из которых развивает определенные навыки. Ребенок сам находит для себя интересное. Философия метода: «помоги мне сделать самому».

Для этого требуется оборудование комнату монтессори-материалами. Обычно это красочные обучающие игрушки из дерева и других приятных на ощупь материалов. Все они находятся в свободном доступе для малыша.

Занятия по системе Монтессори можно начинать с 1 года. До трех лет дети обучаются вместе с родителями. С трех до шести лет – самостоятельно.

Интересный факт! Именно Мария Монтессори ввела понятие «сенситивный возраст». Это возраст, когда ребенок наиболее расположен к освоению определенного навыка. Если пропустить момент, ребенок все равно научиться, но с большими затратами.

Преимущества: большой выбор материалов  для познания окружающего мира, освоения понятий формы, цвета, структуры.

Недостатки: подходит только вдумчивым детям, способным подолгу изучать один предмет. В методике отсутствует спонтанность, нет места ролевым играм.

Кубики Зайцева

Метод обучения чтению с двух лет. Используются кубики, таблицы и музыкальные материалы, под которые ребенок пропевает слоги. Метод Зайцева также позволяет освоить числа, сложные математические действия, в том числе работу с дробями, дородные знаки и каллиграфию. Занятия в группе начинают с 4-5 лет. Для самостоятельного обучения нет ограничений.

Преимущества: помогает детям с аутизмом и психоневрологическими нарушениями освоить чтение. Музыкальные упражнения улучшают речь здоровых ребят и расширяют их словарный запас.

Недостатки: по мнению специалистов, оптимальный возраст для обучения чтению – 5-6 лет. Дети, наученные читать по Зайцеву, не могут разобрать слово по составу, плохо справляются с фонетическим разбором в школе.

Еще один интересный факт (на основе статистики и данных филологических исследований).  Сегодня все чаще встречается проблема «не читающих» детей. Специалисты в области филологии уверены, что это прямое следствие раннего обучения. В возрасте до шести лет у ребенка отсутствует понятийно-смысловой аппарат. Обучение чтению несет исключительно механический характер. Таким образом, дети учатся повторять слова, не понимая их значения. В будущем это приводит к отсутствию интереса к книгам и литературе. Может также стать причиной отставания в школе.

Вальдорфская школа

Этот метод радикально отличается от всех систем раннего обучения детей. Здесь упор делают на развитие личности. Вальдорфская школа – это занятия музыкой, рисованием, гончарным делом, вышиванием и прочим рукоделием. Часто в садах есть живой уголок, где дети учатся ухаживать за братьями меньшими. В таких группах основное внимание уделяют психологическому состоянию ребенка и не допускают интеллектуального развития до крайне позднего возраста. Ребят не «расселяют» по возрасту. Практикуется смешанное обучение.

Метод раннего развития Глена Домана

Нашумевшая система раннего развития детей от известного нейрохирурга Глена Домана подразумевает использование карточек с названием предметов. Изначально метод был рассчитан на детей с поражением центральной нервной системы. Позже врач предложил развивать здоровых малышей. Глен Доман написал не одну книгу по теме. Его метод предполагает последовательное обучение раннему ползанию, ходьбе, физическое совершенствование, затем интеллектуальные занятия.

Преимущества: идеально подходит детям с поражением ЦНС.

Недостатки: большой объем материала может привести к нервному срыву у ребенка. И снова возникает отсутствие понятийно-смыслового набора. Дети не получают знаний об объектах, а лишь заучивают слова. При этом встречаются случаи, когда ребенок не узнает аналогичный предмет/животное в быту.

Система развития Никитиных

Набор спортивных и развивающих упражнений. Их порядок и способ выполнения объяснять ребенку нельзя. Если он не может что-то сделать, предлагается подождать, пока он подрастет.

Метод способствует физическому развитию и закаливанию, однако совершенно не включает интеллектуальной составляющей. Нет упражнений для развития речи.

Почему раннее развитие детей нам нравится?

  • Мы готовим свое чадо к такому сложному взрослому миру. Нам кажется, что чем больше мы сможем поместить в его маленькую головку, тем проще ему будет дальше.
  • Раннее обучение позволяет нам блеснуть перед знакомыми удивительными навыками ребенка, показать насколько он развит и умен. К тому же, нам льстит слоган любого кружка «мы сделаем из вашего ребенка гения».
  • Мы искренне верим, что поступаем правильно. Мы считаем, что нашему ребенку будет лучше, если он проведет за домашними занятиями больше времени.
  • Отдавая малыша в кружок, мы считаем, что социализация ему на пользу. Чем больше кружков, тем лучше. Ребенок должен быть занят!

Раннее развитие ребенка хорошо или плохо

Чем опасно раннее развитие детей до трех лет?

Сегодня педагоги и психологи в один голос выступают против раннего обучения детей. Во многом, такие системы рассчитаны на ребят с определенными заболеваниями. Частой проблемой «через чур развитых детей» становятся нервные срывы и вытекающие их них психосоматические расстройства.

Нужно ли раннее развитие вашему ребенку, если:

  • оптимальной «компанией» для малышей до трех лет являются родители. Социализация детям младшего возраста не нужна;
  • только последовательное освоение определенных навыков является путем к гармоничному развитию ребенка;
  • познание мира через карточки и другие наглядные пособия не заменяет активное изучение окружающих предметов. Вместо того чтобы показывать ребенку собаку на картинке, заведите щенка и научите малыша заботиться о нем, как о своем друге.

Никакое обучение не должно быть в ущерб потребности в свежем воздухе и активности. Занятия с карточками могут подождать, пока вы вернетесь с прогулки.

Раннее развитие ребенка хорошо или плохо

Что говорят специалисты?

  • Лучшее времяпрепровождение для ребенка – это занятия с мамой. Никакие кружки этого не заменят. Не обязательно каждый день выдумывать что-то новое, главное, чтобы вам было интересно.
  • Любые занятия должны проходить в игровой форме. При этом не допускается опережение «возрастных» ступеней.
  • Главным и единственным критерием рационального развития ребенка является его умение играть в ролевые игры самостоятельно. Чем сложнее и продолжительнее такая игра, тем лучше развит малыш;
  • Любое развитие должно быть своевременным. Это значит, что родители должны ориентироваться на состояние своего малыша, а не на среднестатистические данные. При этом вы можете выбирать метод раннего обучения, подходящий вам.
  • Ребенку дошкольного возраста НЕ НУЖНО быть все время занятым. Современные родители считают, что количество кружков должно полностью покрывать свободное время их чада. Такой подход является прямой дорогой к нервным срывам и проблемам с психикой.
  • До трех лет ребенку нужно показывать, как играть. В дальнейшем он должен сам научиться проводить время с интересом без вмешательства посторонних. Запомните! У каждого малыша должно быть свое место для игр, где он сможет заниматься, чем хочет и сколько хочет.
  • После трех лет наступает потребность в социализации. Поэтому, если вы не водите ребенка в детский сад, подыщите интересный кружок.
  • Подготовка к школе с раннего возраста вряд ли даст вашему малышу преимущество в первых классах. К сожалению, дети, прошедшие курс обучения по методикам раннего развития практически сразу теряют интерес к обучению. Ведь они опережают сверстников во нескольким пунктам. Однако, как мы уже видели, полученные знания скорее поверхностные. Если же ребенку не будет интересно учиться в начальной школе, он не станет этого делать и в старшей.

В любом занятии должна быть мера. Развивать ребенка необходимо, но делать это нужно с умом и пониманием его возможностей и потребностей. Например, изучение букв с рождения ничего не даст, кроме лищней информации. Почему? Потому что понятия «буквы» и «цифры» — абстрактные. А малыши готовы только к изучению окружающего мира. То есть, им необходимы прикладные знания о простых вещах, которые можно потрогать и попробовать на вкус.

Хотите поместить в маленькую головку бесполезные на этом этапе изображения цифр и букв? Пожалуйста. Но для чего?

Кто-то говорит, что трехлетнего ребенка можно научить читать. Можно. Но снова возникает проблема понятийно-смыслового пробела. Что лучше сделать, если вы хотите вырастить грамотного человека? (Известно, что читающие люди, легче учатся правильно писать). Читайте своему ребенку сказки на ночь. Читайте днем, вечером, читайте сами. Рано или поздно он заинтересуется книгами. А понятие «буква» и «слово» уже будет отпечатано в мозгу за счет практического примера. Ведь пока вы читаете, малыш заглядывает на страницы.

Нормы развития детей дошкольного возраста

Когда оптимально начинать занятия с малышом? Для каждого возраста есть свои нормы развития:

  • 6 месяцев – самое время для чтения книжек с цветными картинками. В этом возрасте нужны игрушки с разными фактурами, звучанием и цветом. Это время активного познания окружающего мира;
  • 1 год – пора активно разговаривать с ребенком. Он начинает изучать речь;
  • 2 года – формирование устной речи. Нужно знакомить ребенка с другими детьми;
  • 3 года – работа над произношением, расширение словарного запаса. Наступила пора групповых занятий. Это может быть творчество, физические упражнения, развивающие курсы для детей;
  • 4 года – оптимальный возраст для изучения иностранных языков (буквы и слова). Нужны упражнения на развитие мелкой моторики – конструкторы, мозаики.
  • 5 лет – начало обучения чтению и самостоятельности. Играйте в ролевые игры – обуть, одеть куклу, собрать игрушки и так далее.
  • 6 лет – занятия арифметикой, иностранными языками, посещение спортивных секций. Специалисты рекомендуют посещать подготовительные курсы при школах.

Самое важное! С ребенком нужно разговаривать. Ребенку нужно обязательно читать! 

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Всем добра и счастливых детей!

Источник

Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм — @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы «Дети и нервы» или наберите в поиске мессенджера Телеграм — @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА — ЭТО ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО? (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)

часть вторая>>>                                                               Статейка не клиповая, много слов, — кому необходимо, придется читать вдумчиво.
Кто много читать не умеет, или не любит, или достаточным временем не обладает,
— внизу абстракт.


Раннее развитие ребенка (РДР) – это хорошо или плохо?

      Вы, лично «за», или «против»? Нужно ли заниматься ранним развитием ребенка (РДР), и как это делать?

Любой детский врач на приеме обязательно  получает пулеметную очередь вопросов  такого типа  с пугающей частотой, и каждый детский невролог во время консультаций касается этой темы несколько раз в час. В нашей стране, особенно в 21 век, у родителей это стало сверхценной идеей. Три малышковых кита, три проблемы, которые, практически всегда, всегда обсуждаются на приеме детского невролога: сон, поведение и, конечно же, на первом месте! – та-дам…Раннее развитие!

      Вот самые типичные (реальные!) вопросы мам с идефикс «ранние развитие»:
      — Как сделать, чтобы мой ребенок вырос самым умным и самым спортивным?
      — В каком возрасте начинать посещать гимназию моей восьмимесячной Кристине?
      — Не очень опоздали ли мы с моим годовалым Ванечкой с поступлением в гимназию?
      — Мне кажется, 25-30 часов занятий в неделю по методикам Масару Ибука и Макото Шичида будет маловато для моего Руслана, ему уже скоро три года!
      — А может Вы приверженец методики Монтессори-Домана, или вам больше нравиться система развития Зайцева-Никитина?
      — Возможно, вы сторонник Вальдорфской школы, и вас привлекают палочки Кюизенера и блоки Дьенеша?
      — И наконец, самый важный, — контрольный вопрос в голову!
      — Моему Васе в июле исполняется пять лет, посоветуйте лучшую спецшколу, недалеко от нашего дома?
      Отвечу честно: совсем не привлекают меня эти палочки и блоки, и даже, какое «кощунство», я не являюсь «сторонником» системы Зайцева. Внимание! Никто не против развития ребенка, никто не пытается бороться с ранним развитием.
      Действительно, согласно современной науке, основные нейронные ансамбли головного мозга на 3/4 созревают и развиваются к трем-четырем годам, и к концу дошкольного возраста на 90%!  Кажется, какой ужас, мы теряем столько драгоценного времени! «Учиться! Учиться! Учиться!» – как завещал великий вождь! Как только вышли из роддома! Это гарантирует нашему ребенку успех в жизни, поступление в престижный институт, получение прекрасной работы и т.д. И в этом есть большая доля истины, но, не вся!
      Итак, несколько любопытных фактов. Еще в 1975 году было определено понятие информационного взрыва, — планетарное, обвальное нарастание скоростей потоков информации в человеческом мире. Вдумайтесь, в начале 21 века в течение пяти лет люди на земле принесли в мир информации немногим более, чем за всю предшествующую историю человечества! Сейчас, по разным оценка, каждый год, общее количество человеческой информации увеличивается на 40-50%. И сейчас, за один-два месяца обычный, взрослый человек принимает и «переваривает» в среднем столько же информации, сколько в течение все жизни обрабатывал информации человек семнадцатого — восемнадцатого века.
    Таким образом, обработка ребенком многочисленных, мощных потоков разнообразной информации в современном обществе, вероятно, жесткая, но реальная необходимость.
      Теперь, давайте уточним, что наука понимает под термином «Раннее развитие ребенка». Оказывается, речь идет в первую очередь о гармоничном и активном формировании физических и умственных способностей ребенка в первые три-четыре года. Таким образом,  раннее детское развитие есть, всего лишь, физиологический, оптимальный, всесторонне согласованный метаморфоз организма ребенка (глубокое преобразование всех  его систем и органов). К несчастью, большинство родителей вкладывают в понятие раннего развития РДР только иформационную составляющую, развитие высокого интеллекта
      Повторюсь, ранее развитие ребенка – это изобретение полезное и нужное, если
      — это процесс физиологический, оптимальный и гармоничный!
      — ребенок абсолютно здоров
      — программы РДР согласованы с детскими специалистами      Естественно, у  медали под названием «Раннее развитие ребенка», как и у любой другой, есть две стороны, и мы на них сейчас посмотрим более внимательно…

Сначала, поговорим о плюсах… В защиту РДР!

      Каждый современный родитель много раз слышал, к примеру, от своих собственных родителей или бабушек с дедушками, — раньше так с детьми не занимались, нам было некогда, и ничего, вон какие замечательные люди получились, ничуть не хуже, а точнее, намного лучше среднего большинства…
      Эта ситуация ничего не напоминает?
       — А мой дедушка не занимался спортом, всю жизнь курил и пил, и благополучно дожил до 99 лет. — А если бы занимался спортом,  и не пил и не курил? — Сколько бы прожил?
      — А если ваша мама занималась бы с вами наилучшим образом? — Кем бы вы были сейчас?
      — Уточните, каковы основные объемы информации, который обрабатывает обычный ребенок начала 21 века? Как вы считаете, они больше или меньше информационных потоков, которые были 10 лет назад? 30 лет назад? (ответ см. выше)      Как видим, развитие ребенком способностей оптимального анализа и конверсии информационного изобилия в нашей настоящей жизни  есть насущная, современная потребность. Использование методологии раннего детского развития это не сверхцель достижения будущей успешности ребенка, а не более чем, один из активов наилучшего личностного формирования, получение знаний и способностей правильной обработки окружающей информации, достижение интеллектуально-коммуникативной и эмоционально-волевой зрелости, умение решать сложные жизненные задачи и самостоятельно делать оптимальные выводы.

Еще о  плюсах раннего детского развития. Стандартные вопросы, возражения и ответы:

      — Может быть, мамой, которая использует методы РДР, двигают подсознательно другие, тщеславные цели? Вдруг, она за счет ребенка, лишая его счастливого детства, на самом деле, пытается претворить в жизнь свои собственные, порой ошибочные и  болезненные, жизненные идеалы и представления об успешности? Или это обычные амбиции, и ординарное честолюбивое желание «вырастить супермена, взысканного судьбою»?
      — Принимаем за аксиому следующую элементарную мысль: мама, которая занимается ранним развитием ребенка, желает счастья собственному дитя, проводит занятия исключительно в интересах ребенка, и только на основе его желаний и мотиваций, с обязательным, жестким наблюдением за работоспособностью и самочувствием ребенка, контролем объемов и переносимости занятий.      — Раньше так с детьми не занимались, и ничего, посмотрите какие прекрасные личности выросли, многие лучше среднего большинства…
     — Здесь ответ простой, в жанре сослагательного наклонения: если бы у тех родителей были сегодняшние возможности и мотивы, и если бы, с теми детьми, занимались так, как занимаются многие родители сейчас, — мы бы, в самом деле, жили бы в другой стране.

    — З

ачем тратить столько сил и времени на то, чему и так будут учить в садике и школе специалисты? Качество моей работы будет крайне низкое, у меня точно не выйдет так здорово, как у педагога? Смогу ли я найти столько времени и сил?

     — Общение только со специалистами (даже с самыми лучшими! пусть даже в индивидуальных занятиях!) не может быть предпочтительным вариантом нормального развития, правильное семейное воспитание и развитие являются обязательным и необходимым условием формирования гармоничного человека. Кроме того, тактично не будем уточнять особую сложность в нахождении наилучших специалистов, и стоимость их услуг в нашей стране. У мамы, которая захочет, точно все получится, и тогда ее занятия с ребенком заменить будет невозможно! Время и силы, точнее родительские возможности, у всех разные, — наверное, все будет зависеть от поставленных целей и мотивов. Кроме того, давно доказано, КПД родительских занятий с ребенком зависит не только, и даже не столько от количества использованных минут, сколько от детского и родительского удовольствия во время занятий, букета совместных эмоций и душевных напряжений. Скорее будет больше толку от получасового жизнерадостного занятия, чем от целого дня раздражительных и муторных  попыток «позаниматься».

Еще одно важное «ЗА» РДР! К сожалению, до сих пор в нашем обществе существует огромное количество детей с ограниченными возможностями. Если показатели ребенка достоверно отстают от общепринятых, психобиологических, возрастных стандартов данного общества, в частности, в чувствительно-двигательной области, эмоционально-комуникативной и волевой сферах, когнитивно-речевом и социальном развитии, специалисты предполагают у такого ребенка задержку (ретардацию) развития.
      Убийственный аргумент за раннее развитие — дети с любой, доказанной (реальной!) задержкой психического, речевого и двигательного развития безальтернативно, при любых обстоятельствах, нуждаются в обязательном применении программ РДР. В зависимости  от степени задержки (легкая, средняя или тяжелая) и ее формы (частичная, изолированная, мозаичная, глобальная) выбирается программа развития ребенка.
    В этом случае, при наличие прямых показаний и врачебных рекомендаций по использованию программ раннего детского развития,  желательно соблюдать следующие простые правила:      1.    Постоянно сохранять и поддерживать сильные мотивы в занятиях РДР. Быть упорным и сильным, выдержанным и непробиваемым (аки «танк или бульдозер на боевом или трудовом пути»), не ожидать всегда, безусловно скорых успехов  вашей работы
      2.    Иметь твердость в отстаивании своих взглядов, решимость в реализации своих планов, уметь общаться и договариваться с детскими спецалистами, и другими членами семьи (иногда, это очень трудно или почти невозможно!)
      3.    Обсудить с детскими специалистами и выбрать оптимальную тактику занятий по РДР (продолжительность занятий, частота, интенсивность, формы работы и т.д.) Одному ребенку на ближайший год нужна схема занятий с целой командой педагогов «примерно 24*7*365», другому достаточно 1-2 часов в неделю дополнительных занятий с любимой бабушкой).
      4.    Самостоятельно изучить, и постараться максимально понять основные идеи и принципы выбранных методик РДР, почитать в интернете отзывы, педантично оценить соотношение цены-качество предлагаемых программ (крайне актуальная задача в наше сложное время)
      5.    В любой момент времени помнить, что занятия РДР проводятся специально для ребенка, с целью реализации его интересов, соблюдая его желания и свободы. Обязателен постоянный контроль интенсивности и переносимости занятий, мониторинг самочувствия, настроения и трудоспосбности ученика.
      6.    Всегда учитывать интересы родителей и других членов семьи: душевные, энергетические, эмоциональные и материальные убытки в реализации программ РДР присутствуют очень часто. К сожалению, без качественного учета таких специфических  «плюсов и минусов» РДР, в итоге семья и ее отдельные члены несут значительные моральные и материальные потери. Важно помнить, если интенсивные занятия РДР приводят к дикой усталости и замученности мамы, если вследствии этого, она находится в постоянной тревоге, раздражении и депрессии, — терпят поражения практически все, ребенок и остальные части семьи. Нередко, такие семьи деформируются и ломаются. Еще раз, соблюдайте осторожность в практическом применении методик РДР! Пожалуйста, без фанатизма! Могут проиграть все!


Источник