Раннее развитие ребенка до родов

Раннее развитие ребенка до родов thumbnail

Развитие плода – это физиологический процесс, протекающий от момента оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом до родов. Он включает ряд этапов, условно разделенных на раннее и позднее развитие плода. Такое разделение связано с особенностями становления, закладки органов и систем будущего ребенка.

Этапы раннего развития плода

Раннее развитие плода начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и продолжается весь первый триместр беременности. Этот период включает несколько этапов, которые являются очень важными, так как происходит первичная закладка и начало развития всех органов и систем. К ним относятся:

  • Оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом – самый первый этап, когда происходит образование диплоидного (двойного) набора хромосом вследствие слияния генетического материала яйцеклетки и сперматозоида. После оплодотворения из яйцеклетки формируется зигота и с этого момента начинается раннее развитие плода. Оплодотворение и формирование зиготы, ее деление происходит в маточной трубе, длится около суток.
  • Этап имплантации – характеризуется прикреплением зиготы к слизистой оболочке дна матки. На этом этапе образуется морула – скопление клеток вследствие деления зиготы. В последующем морула превращается в полость, содержащую жидкость и окруженную клетками, которая дает начало эмбриону (зародышу) и трофобласту (предшественник плаценты). Длительность этапа имплантации составляет 7-10 дней после оплодотворения.
  • Этап плацентации – характеризуется активным развитием хориона из трофобласта, который представляет собой ворсинки, внедряющиеся в слизистую оболочку матки. Их основная физиологическая функция заключается в питании эмбриональной части зародыша и гормональной регуляции его развития. В дальнейшем из хориона развивается плацента.
  • Эмбриональный этап – критический период в раннем развитии плода, когда происходит закладка всех органов и систем. Эмбриобласт состоит из нескольких листков: эктодерма (из нее формируется кожа, нервная система человека), мезодерма (дает начало формированию соединительной ткани, скелета и мышц) и эндодерма (предшественник всех внутренних органов, пищеварительной, дыхательной и мочеполовой системы). Этот этап начинается с 3-й недели беременности и продолжается до позднего (плодового) этапа развития плода (12-я неделя).

Раннее развитие плода на этих этапах является периодом, когда любое негативное воздействие на организм матери может привести к серьезным врожденным порокам развития ребенка, часто несовместимым с жизнью.

Особенности течения этапов раннего развития плода

Каждый этап имеет свои ключевые особенности, которые влияют на нормальное развитие плода. Первый триместр беременности – это критический период, поэтому знание особенностей его течения позволит женщине выполнять ряд рекомендаций, сводящих к минимуму влияние негативных факторов на ее организм. Об этом – подробнее:

  • Оплодотворение яйцеклетки происходит в средней (ампулярной) части маточной трубы, затем зигота за счет движений стенок трубы смещается в направлении полости матки. Любые патологические состояния в маточной трубе могут снизить ее двигательную активность, что приведет к имплантации зиготы в самой трубе и развитию внематочной (трубной) беременности.
  • Имплантация (прикрепление) зародыша возможна только к подготовленной слизистой оболочке дна матки, ее толщина при этом составляет около 13 мм. Истончение слизистой, недостаточное ее кровоснабжение и поступление питательных веществ могут спровоцировать прерывание беременности на этом этапе вследствие невозможности процесса имплантации.
  • Нарушение этапа плацентации в последующем может вызвать нарушение питания плода и задержку его внутриутробного развития.
  • Эмбриональное развитие плода в первом триместре беременности характеризуется закладкой всех органов и систем организма будущего ребенка. Любой сбой на этом этапе вследствие воздействия инфекций, токсического влияния алкоголя, никотина и некоторых медикаментов может вызвать серьезные пороки развития. Они могут быть несовместимыми с жизнью плода (происходит выкидыш) или проявляться на его поздних этапах развития или после рождения (микроцефалия, пороки развития клапанов сердца).

Беременность имеет определенные клинические проявления, указывающие на то, что началось развитие плода. Первый триместр беременности характеризуется возможным появлением таких симптомов:

  • Небольшая тошнота, неприятный привкус во рту, изменение пищевых предпочтений.
  • Периодические тянущие боли внизу живота в области матки.
  • Незначительные выделения из влагалища коричневого цвета – свидетельствуют о начале имплантации.
  • Частое изменение эмоционального состояния женщины – хорошее настроение может резко смениться раздражительностью (результат изменения гормонального фона).

Рекомендации для нормального течения раннего этапа развития плода

Нормальное развитие плода возможно при выполнении женщиной несложных рекомендаций на всех его этапах, к ним относятся:

  • Планирование беременности с тщательным обследованием для исключения хронической инфекционной патологии внутренних органов, что позволит избежать осложнений на этапе оплодотворения и имплантации.
  • Правильное рациональное питание на всех этапах раннего развития плода с достаточным поступлением в организм женщины витаминов. Предпочтение необходимо отдавать постному мясу, овощам и свежим фруктам (исключением являются цитрусовые).
  • Организация режима труда и отдыха, достаточный сон не менее 8 часов в сутки позволят избежать нарушения кровоснабжения слизистой матки на этапе имплантации и плацентации.
  • Отказ от приема алкоголя и никотина – важнейшее условие, обеспечивающее нормальное развитие плода в первом триместре беременности.
  • На этапе эмбрионального развития рекомендуется прием витаминов группы В, которые способствуют нормальному развитию нервной системы плода.
  • Прием любых лекарственных препаратов возможен только по назначению врача.
  • Простудные заболевания и ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция) на раннем этапе развития плода желательно лечить народными средствами, с использованием травяных сборов и обильного питья.
  • После постановки на учет к гинекологу нужно дисциплинированно выполнять все назначенные им лабораторные и инструментальные исследования (УЗИ, общие анализы крови и мочи, измерение окружности живота и высоты стояния дна матки), которые важны для контроля за ходом развития плода в первом триместре беременности.

Беременность – это один из самых важных и ответственных периодов в жизни женщины. Правильная подготовка во время планирования беременности и выполнение всех рекомендаций на ранних этапах развития плода позволят избежать осложнений и нарушений во время родов и после рождения ребенка.

Источник

https://www.babyroom.narod.ru/rr.html

Раннее развитие: ошибки и заблуждения

Раннее развитие…. Какую картинку рисует ваше воображение при этих словах? Наверное, несчастный, бледный младенец в комнате, увешанной географическими картами, азбуками, периодической системой элементов Менделеева, и мама, рассказывающая ему перед сном таблицу умножения вместо колыбельной песенки? Похоже, этому крохе действительно не повезло. Я же вижу совсем иное: трехлетняя девчушка, крепенькая и загорелая, хохотушка и всеобщая любимица, вместе с мамой склонилась над божьей коровкой на травинке и считает точечки у нее на крылышках…

Что это такое?

Тема раннего развития малышей неоднократно освещалась на страницах прессы, об этом сняты телепрограммы, за круглыми столами спорят специалисты, родители доказывают друг другу нужность-ненужность ранних занятий с детьми… В чем причина таких жарких дебатов, почему диапазон мнений разнится от восторженных отзывов до полного неприятия? Основная проблема заключается в том, что многие оппоненты плохо ориентируются в предмете, о котором спорят: в словосочетание “раннее развитие” каждый из них вкладывает свой смысл, который часто отличается от реальности. И для того, что бы в дальнейшем у нас с вами не возникало разночтений одного и того же термина, необходимо сразу расставить все точки над “i”.

Давайте определимся

Формально под ранним развитием понимают обучение малыша чему-либо от рождения до трех лет. На практике все несколько иначе. Обучение у многих из нас ассоциируется со школьной партой, “вбиванием” знаний, зубрежкой и прочими неприятными моментами классической общеобразовательной школы. Часто именно этим мотивируют вред раннего развития. Дескать, сажают малышей за парты, навязывают им знания, а в будущем у них развивается стойкое отвращение к школе в частности и любой учебе вообще. Все верно: от такого обучения больше вреда, чем пользы. Однако мы забыли, что говорим о раннем РАЗВИТИИ, а не об ОБУЧЕНИИ. Проблема в том, что мы часто отождествляем эти понятия. Но на самом деле они несут совершенно разную смысловую нагрузку. Раннее развитие – это не только раннее чтение и счет, как думают многие. Прежде всего, это развитие основных психических функций: внимания, воображения, памяти, логического и пространственного мышления, умения анализировать и обобщать. Это не заполнение крошечной ребячьей головки ненужной информацией, а создание некой интеллектуальной базы, которая станет прочным фундаментом для дальнейшего успешного обучения, сделает психику ребенка более устойчивой к школьным стрессам. Однако нельзя забывать и об эмоциональном, социальном и физическом развитии. В идеале малыш должен развиваться всесторонне.

А что значит ранее развитие для меня? Это ежедневные маленькие и большие открытия, это удивление и восхищение способностями крошечного человечка, это огромный мир детства — такой забытый и близкий одновременно. Это доброта, чуткость, внимание и понимание. Это букашки на цветах, которые становятся большими, как когда-то в детстве, если лечь на траву и рассматривать их вместе с малышом. Это альбомы гербариев и звонкий голосок: “Папа, это же цикорий! Разве ты не знаешь?” Это звездное небо с огромной, таинственной луной и сказки о созвездиях. Это неумелые рисунки гуашью и акварелью, мелками и темперой. Это старые выгоревшие диафильмы в луче проектора и завораживающая темнота вокруг. Это первые опыты с водой и “вулкан” из соды и уксуса. Это походы в музеи и планетарий, прогулки по городу с рассказами о том, как жили люди раньше. Это то, что сближает родителей и детей, помогает им учиться друг у друга, делает их лучше и духовнее…

Мифы

А вот те заблуждения, которые часто отпугивают родителей от ранних занятий с малышами. Нет ли среди них и ваших?

1. Раннее развитие – модное новшество поэтому, как все новое, имеет множество неизученных негативных последствий.
Идеи раннего развития отнюдь не новы — некоторым методикам уже более 100 лет. Ученые из многих стран (Япония, США, Россия, Италия, Германия, Франция и др.) постоянно изучают это явление. Детское раннее развитие уже давно существует в Кении и Перу. А, например, в Ливане и других арабских странах, школьное обучение начинается с трех лет и никого это не удивляет.

2. Малыши, с которыми занимаются ранним развитием, развиваются быстрее своих сверстников-“неучей”.
Нет, такие дети развиваются быстрее, чем могли бы, если бы с ними не занимались! Для каждого конкретного ребенка свои сроки развития. Кто-то без всякого обучения начал бы читать в 3 года, кто-то в — 7. Так что и темпы раннего развития для этих малышей различны.

3. Я не хочу иметь ребенка-вундеркинда. Таким детям тяжело в обществе, они редко находят свое место в жизни.
При помощи раннего развития этого и не получится. Раннее развитие – не метод выращивания гениев. Вундеркинды (“чудо-дети”) имеют врожденные особенности строения мозга. Как правило, они проявляют свои таланты и без специального обучения.

4. Раннее развитие может перегрузить мозг ребенка и в дальнейшем привести к серьезным проблемам со здоровьем.
Мозг маленького непоседы надежно защищен от перегрузок. Еще бы, ежедневно кроха получает из разных источников такое огромное количество информации, что, не будь этой естественной защиты, и впрямь не далеко до беды. А так, только устал малыш – сразу начинает капризничать, отвлекаться, зевать. Это верный признак того, что пора отдыхать.

5. Раннее развитие – это обычные программы обучения, которые предлагают детям более раннего возраста.
Основа раннего развития – стимулирование познавательной деятельности малыша. Эта методика не имеет ничего общего с классическими системами обучения. Вокруг ребенка создают особую развивающую среду, наполненную интересными объектами для изучения, стимулирующую все органы чувств. В такой среде кроха имеет возможность интенсивно изучать окружающий мир, удовлетворять свой исследовательский интерес. Любое обучение проводят посредством игр. Основное условие — заинтересованность самого ребенка.

6. Мамы, занимающиеся с малышом ранним развитием – фанатки, полностью посвятившие себя ребенку.
Отнюдь, если речь идет об истинном раннем развитии. Как правило, это образованные женщины, с интересами, выходящими далеко за рамки одних лишь занятий с ребенком. Они много читают, увлеченно учатся, имеют широкий кругозор. Таким мамам приходится освежать в памяти весь школьный курс: вместе с малышом они заново проходят зоологию и ботанику, географию и историю. В результате они становятся более интересными людьми как для себя, так и для окружающих. В их действиях присутствует не фанатизм, а увлеченность, способствующая творческому и духовному росту. Иногда такие мамы свою дальнейшую трудовую деятельность так или иначе связывают с детьми.

7. Раннее развитие “крадет” у ребенка беззаботное детство.
Конечно, куда лучше, когда ребенок до 5 лет только и делает, что ковыряет совком в песочнице. Вот оно, счастливое,безоблачное детство! А если не утрировать? Для малыша желание учиться, познавать что-то новое необходимо, как воздух. Это, если хотите, его главная цель в первые годы жизни. Без этой врожденной способности он никогда не станет полноценным членом общества. Так почему же не поддержать и не развить естественное стремление, почему не дать крохе интересную информацию? А он пусть возьмет то, что в данный момент ему важнее всего. Если занятия с ребенком проводятся без принуждения в виде увлекательной игры, если они приносят радость и пользу малышу и родителям, какое же тут украденное детство? А вот отсутствие внимания как раз и делает ребенка глубоко несчастным.

8. Зачем учить чему-то с рождения, если можно в 5 лет научить ребенка читать и подготовить к школе.
Раннее развитие – не способ подготовки к школе. Повторюсь: чтение и математика – не первостепенная задача раннего развития. Цель — воспитание всесторонне развитой личности. А если мы начнем воспитывать ребенка в 5 лет, значит, мы опоздаем на 5 лет!

9. А как же сказки, обычные игрушки и игры? Может, для малыша это важнее, чем карточки с цифрами и буквами?
А разве это взаимоисключающие вещи? И сказки, и колыбельные, и нежные мамины руки, и ролевые игры со сверстниками, и куклы-машинки и все то, что необходимо любому малышу…

Здоровые принципы

Если вы сделали выбор в пользу раннего развития, помните об основных его правилах:

♦ Самый главный принцип – никакого насилия над ребенком. Любые занятия должны проводиться в игровой, интересной форме и только тогда, когда малыш в них заинтересован.
♦ Важно научиться определять момент, когда малышу стало не интересно и прекращать занятия за минуту до этого.
♦ Прежде, чем отдать предпочтение той или иной методике, внимательно прочитайте книги самих авторов, а не отрывочные статьи в журналах. Проанализируйте методику и подумайте, подойдет ли она вам и вашему малышу.
♦ Не бывает раннего развития вообще, бывает раннее развитие конкретного ребенка. Поэтому, методика, подошедшая, например, соседскому Саше, может “не сработать” с вашим малышом.
♦ Совсем необязательно следовать одной-единственной методике от корки до корки. Можно взять у нескольких авторов лучшее — то, что будет интересно вам и крохе. В результате у вас получится своя, совершенно оригинальная система.
♦ Не составляйте графиков занятий, не ставьте перед собой и ребенком никаких целей.
♦ Уделяйте больше внимания тому, что особенно понравилось малышу. Старайтесь подавать материал комплексно: картинки посмотрели, книжку почитали, в музей сходили, просмотрели фильм или мультик по теме, слепили из пластилина, нарисовали, сочинили историю…
♦ Старайтесь, что бы ваши занятия были разносторонними. Не злоупотребляйте интеллектуальным развитием в ущерб эмоциональному.
♦ Искренне радуйтесь даже самой маленькой победе малыша.
♦ Не стремитесь вырастить из ребенка банкира или президента.Постарайтесь просто воспитать настоящего ЧЕЛОВЕКА.

Так в чем проблема?

А проблема, в первую очередь, в нас с вами, дорогие родители. В наших неуемных амбициях, в нашем родительском тщеславии, в желании доказать всем и вся, что наш ребенок самый лучший, а, следовательно, мы – хорошие родители. Мы пытаемся самореализоваться за счет ребенка, воплотить в крохе то, чего не удалось когда-то нам самим. Хотим вырастить гения, стремимся к каким-то немыслимым планкам и результатам, взваливаем на хрупкие детские плечики непосильный груз. Бездумно следуем методикам, даже не прочитав внимательно первоисточник, и искажаем главный девиз раннего развития, который гласит: “Чудо — в самом ребенке”.

И если все это сказано не о вас – прекрасно! Значит, вы на верном пути. Для вас и малыша раннее развитие станет тем, чем оно и должно быть: радостью познания огромного и прекрасного мира, восторгом от взаимного общения, жаждой новых открытий.

К счастью, я вовремя поняла все это. И мои амбиции рассыпались, едва зародившись. Каюсь, покупая 6-месячной дочке кубики Зайцева, я представляла, как к двум годам она будет читать вывески на улицах, удивляя и умиляя прохожих. Но Машка категорически отказывалась даже слышать о буквах. Она с удовольствием слушала чтение любых книг, кроме… азбук в стихах. Не помогали никакие ухищрения. Плакаты сиротливо висели на стенах, холодильник пестрел невостребованной магнитной азбукой, под кроватью пылились буквы-паззлы и кубики Зайцева…

Но вот мы отпраздновали трехлетие, и ситуация в корне изменилась: чтение осваивается семимильными шагами, и Маша уже с удовольствием читает названия журналов и книг… И страшно даже представить, каких дров я могла наломать в стремлении доказать, что мой ребенок самый умный. Наверное, Маша зачитала бы в 2 года, но ценою чего? И, возможно, никогда не было бы сказки, рассказанной мне доверительно на ушко: “Жила была коза с козлятами. Но волка там не было… Просто мама очень любила своих козлят…”

На мой взгляд, существует лишь одна реальная проблема – дальнейшее школьное обучение. Поэтому подойти к выбору школы для маленького умницы нужно со всей ответственностью. К счастью, сейчас существуют специализированные школы с углубленным изучением того или иного предмета, нестандартным подходом к обучению, где развитому малышу скучать не придется. Кроме того, родители хорошо знают, как сложно школьникам выкроить время для занятий спортом, танцами, да просто для прогулок и игр со сверстниками. А вот ребенок, которому учиться легко и интересно здесь в явном выигрыше. Без проблем справляясь со школьной программой, он имеет возможность уделять больше времени дополнительному образованию, посещать интересные кружки и секции, рисовать, моделировать, творить…

И напоследок самое важное: только искренняя любовь к ребенку должна быть главным двигателем в любых ваших начинаниях и тогда все подводные камни раннего развития будут вам не страшны.

Юлия Каспарова
«Мир семьи»
октябрь 2004

Источник