Раннее развитие ребенка до года это
Если зернышко посадить в сухую неплодородную почву, не поливать и не удобрять, то растение, возможно, и вырастет, но будет хилым и неприглядным. Если же за зернышком ухаживать, поливать, удобрять, защищать от сорняков и холодов, то потом у вас вырастет прекрасное сильное растение, которое даст богатый урожай.
Решила собрать все найденные в интернете способы развития детей. Надеюсь ничего не забыла.
Основные принципы развития детей:
-» все что можно потрогать — надо потрогать. Все что можно увидеть — надо увидеть. Все что можно услышать- надо услышать.»
-использовать в играх как можно больше подручных материалов — палочки, тряпочки, перышки, проволока, коробочки, баночки, пуговицы, молнии, крупы, макароны. И как можно меньше готовых игрушек. Это касается наверное всех возрастные, а не только детей до года.
-не занимайтесь тем, чего опасаетесь. Например: динамической гимнастикой и грудничковым плаванием (нырянием). Ребенок будет чувствовать вашу неуверенность.
— по мнению педагогов и детских психологов, для малышей в возрасте от рождения до трех лет, для гармоничного развития и поддержания здоровья крайне необходим режим дня. Конечно, у каждого малыша он индивидуальный и устанавливается в течение первого года жизни, но впоследствии его желательно поддерживать.
-поставьте на первое место физическое развитие ребенка. Доказано, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько он развит физически.
Физическое развитие:
-большую часть времени держать ребенка голым
-высаживать с рождения (это конечно не совсем физическое развитие, но ближе всего к этой категории)
-обливать или протирать холодной водой
-устраивать солнечные ванны
-зарядка. Вот некоторые упражнения, которые мама может проделать с малышом.
1. Начните с легких поглаживаний ручек от кисти к плечику по наружной стороне, и от
подмышки к пальчикам по внутренней стороне.
2. Помассируйте животик.
3. Помассируйте стопы от пяточки к кончикам пальцев и уделите внимание каждому
пальчику. Затем поглаживайте ножки от стопы к тазобедренному суставу.
4. Поглаживайте грудь.
5. Ручками поиграйте в обнимашки.
6. Сгибайте к животику обе ножки вместе. Затем сбивайте и разгибайте ножки поочередно.
7. Перевернув кроху на животик поглаживайте спинку по направлению от попы к шеи (не
задевая позвоночник).
8. Затем слегка погладьте ножки от стопы к ягодицам.
Нельзя массировать суставы, пупок, паховые области, соски, внутреннюю поверхность бедра. ванна
-бассейн (грудничковое плавание)
-ношение на руках
-фитнес вместе с мамой он же совместная зарядка
-динамическая гимнастика
-выкладывание на живот (чтобы ребенок научился держать голову, необходимо выкладывать -его на ровную твердую поверхность. Любой матрас и даже одеяло для этой цели не подходят.)
-нахождение на полу
-танцы с ребенком на руках
-трэк Домана
-фитбол
-всегда поднимать ребенка, держа за руки, вложив свой большой палец в ладошку
-провоцировать ползанье держа игрушку в не зоне досягания руки ребенка, но не очень далеко
-прогулки при любой погоде
-давать по висеть на пальцах (палочке,кольцах)
-упражнения для спины (мама прижимает к себе за ножки и чуть наклоняет сыночка вперед).
-упражнения на ползание
Слух:
-пойте побольше — песенки, потешки, прибаутки. Даже если мама уверена что у нее нет голоса или слуха, для малыша это будет лучшей музыкой и лучшим музыкальным и эмоциональным развитием.
-включать классику, детские песни, потешки на русском и английском, звуки природы, танцевальные мелодии и т.д.
-звенеть колокольчиком, погремушкой, флакончиками с крупой и т.п. с разных сторон
-играть на музыкальных инструментах самой и рукой ребенка, называть звуки (высокий-низкий) и ноты.
-на высокий звук мелодии поднимать ребенка, а на низкий опускать.
-отбивать ритм ручками, ножками, ложками, маракасами или погремушкой
-пропевание складов по Зайцеву
Речь и энциклопедические знания:
-много разговаривать с ребенком: «что вижу, то и пою», но не быть радио. Если знаете второй язык, то иногда разговаривать и на нем. Говорить нужно правильно и четко: не коверкать слова; располагаясь так, чтобы малыш видел ваше лицо и мог проследить за движением губ и языка
-озвучивайте животных на картинках или фигурки, показывая, как рычит медведь или тигр или воет волк.
-читать книги, стихи — детские и классические. Ребенок конечно не поймет смысла стихов Пушкина или Лермонтова, но у каждого классика свой слог и свой ритм. Дети даже новорожденные слышат эту мелодию языка, улавливают ритмичность, вот ради этого и стоит их читать.
-презентации (в том числе «говорим с пеленок» и т.п.) и развивающие мультики (Baby Einstein)
-карточки (по Доману или Лупан) картинки, слова(чтение), кружочки(математика)
-плакаты и репродукции на стенах*
-кубики зайцева
-логопедические массаж
-пропевать слоговые цепочки
-повторять за ребенком его звуки
-записывать звуки ребенка на диктофон и включать ему
-показывать малышу, как щелкать языком, высовывать его, надувать и втягивать щеки, растягивать и собирать в трубочку губы.
-сопровождать жестами свои слова, это дает возможность малышам, которые еще не умеют говорить, как-то общаться с вами.
-артикуляционная гимнастика
-пальчиковые игры
-показывайте мини-спектакли с игрушкой:
Раз,два,три,четыре,пять (взять игрушку потрясти)
Вышел зайчик поскакать (вверх-вниз)
Огляделся (вертим головой)
Повертелся
Посмотрел наверх и вниз
Пробежался
Испугался (прячем за спину)
Где ты,зайка, отзовись! (показываем)
-развесить на предметах карточки с их названием
-тематические альбомы
Моторика и сенсорика:
-пальчиковая гимнастика и массаж.Уже всем известно, что речевые центры находятся рядом с отделом головного мозга отвечающими за мелкую и крупную моторику. Поэтому массаж пальчиков, перебирание мелких предметов, массажные мячики — все это очень полезно.
-мешочки из различных материалов и с разными наполнителями
-воздушные шарики с разными наполнителями
-шарики «Су-джок». Они продаются с парой пружинок внутри. Шарики можно катать между ладошек, как бы «катая колобок», катать по каждому пальчику отдельно. Пружинки мы прокатываем по каждому пальчику, надевая как колечко.
-различные тряпочки или шкаф с одеждой =)
-опускать ручки ребенка в крупу ( например во время готовки, насыпали в кастрюлю рис, замесили тесто, накрутили фарш — дали потрогать, руки потом сразу помыли)
-обмотать ребенку пальцы шерстяной ниткой, он будет ими шевелить, пытаясь выпутаться
-дать в руки толстую кисточку для макияжа, чтоб перебирал ворсинки
-с помощью кисточки, разукрасить ладонь ребенка краской или выдавить краски на тарелочку и обмакивать туда пальцы ребенка и ставить отпечатки
-рисовать карандашом, держа ручку ребенка
-давать потрогать кору деревьев, листики, мягкие игрушки, домашних животных, теплую-холодную воду, лед и снег, мячики и кубики, тяжелое и легкое, колючее и пушистое, шершавое и гладкое. Проговаривать свойства предметов: «Потрогай какая холодная твердая ложка, а мишка какой теплый и пушистый»
-выкладываем голого ребенка на различные поверхности
-различные бусы в том числе и самодельные: из пуговиц , макарон и т.п.
-тактильные книжки, пано, коврик
Вкус:
-давать ребенку попробовать по чуть-чуть различные продукты
Зрение:
-черно-белые картинки
-нарисованное на картонном круге или бумажной тарелке лицо
-фигуры 4х основных цветов (красный, желтый,синий,зеленый)
-петь потешки то приближаясь до удаляясь от ребенка
-провоцировать повороты головы и глаз вслед за игрушкой
-даем возможность смотреть на мир с различного местоположения
-показываем игрушку потом заводим ее за экран (например лист бумаги) и выводим с другой стороны. (развитие памяти)
-рассматривать картинки в книжках. Тут и говорить нечего, смотреть картинки можно с рождения. Для новорожденных и детей первого года жизни важно чтобы на странице был один большой узнаваемый предмет. Никуда не годятся книжки, где по 5 разных предметов на странице не объединенных сюжетом (так называемые «энциклопедии для малышей» или «мои первые слова«). И конечно, следите за качеством иллюстраций.
Обоняние:
-давать понюхать различные приправы, еду, цветы, арома масла и т.д.
Эмоциональное развитие:
-обнимашки
-щекотки
-ношение на руках
-эмоциональные игры («идет коза рогатая», «по кочкам,по кочкам», «ку-ку» и т.п.)
-вешаем в кроватку (ставим на пол или просто подносим на руках) зеркало
-летаем самолетиком по квартире (заодно все проговариваем, даем потрогать и понюхать-развитие всего чего можно получается)
-подходим к ребенку, как только он заплакал
-флиртуйте со своим малышом. Танцуйте держа за талию и за руку, щекотите шейку, стройте глазки.
-совместный сон
-раз в месяц ходите с ребенком в какое-нибудь интересное место (музей, зоопарк, лес). Новые впечатления лучший стимул к скачку в развитии.
-читать стихи, потешки книжки разными голосами и с разной интонацией. Сердито,весело, удивленно и т .д. Детям это очень нравится и даже обычный массаж можно превратить в веселую игру.
-целительные слова по методике доктора Драпкина.
Не со всеми пунктами вы можете согласиться, далеко не все использовать. В этой статье просто собраны все найденные мной методы, может и Вы найдете что-то полезное и будете использовать в общении с вашим Чудом.
*Что же может висеть на ваших стенах?
Яркие красивые картинки с понятными изображениями на простые темы, например:
— животные (домашние и дикие), обитающие в вашей полосе, птицы;
— при желании — самые простые, распространенные насекомые (пока лучше обойтись без
паукообразных, земноводных и пресмыкающихся — они довольно похожи друг на друга, и малыш
будет скучать);
— садовые цветы, дикорастущие растения, имеющие очень характерный внешний вид, не похожий
на другие; совсем не желательно в этом возрасте показывать грибы, так как они тоже довольно
однообразны;
— мебель;
— посуда, предметы домашнего обихода;
— портреты близких людей;
— изображение детей в действии;
— геометрические фигуры (желательно крупные, нарисованные толстым фломастером);
— на кухне уместными будут овощи, фрукты, различные блюда (можно вырезать из старых
поваренных книг и дамских журналов);
— виды транспорта (но не марки машин!);
— виды природы в разное время года;
— изображения городского и сельского ландшафта (комментарии к таким картинкам — лес, поле,
сад, улица, дом, дворик и пр.);
— другие простые и понятные с вашей точки зрения предметы и изображения.
Буду рада, если вы поможете мне дополнить этот список.
Источник
Раннее развитие сегодня является одним из самых популярных словосочетаний в обсуждении детей и их достижений к определенному возрасту. Каждой мамочке хочется, чтобы ее ребенок был самым умным, развитым и выделялся на фоне сверстников. Как этого добиться? Как раскрыть природный интеллектуальный потенциал крохи и не навредить ему чрезмерными нагрузками? Как правильно и по какой методике организовать занятия по раннему развитию у деток до года?
Что такое «раннее развитие»
Многие знакомы со словосочетанием «раннее развитие», но не все четко представляют, что же это такое. Вокруг множества методик витает огромное количество мифов. У воспитания ребенка в таком ключе существуют как поклонники, так и те, кто настроен резко негативно. На самом деле все не так сложно и страшно, как кажется на первый взгляд.
Раннее развитие – это комплексный подход к воспитанию ребенка, когда игры, занятия и общение в семье направлены на максимальное раскрытие умственного и физического потенциала малыша. Причем начинать эти занятия следует не с 3-4 лет, как это было принято раньше, а прямо с первых месяцев жизни.
Мифы о раннем развитии малышей до года
- Деткам до года сложно донести какую-либо информацию, поэтому какие-то занятия и методики просто бессмысленны.
- Это в корне неверно! Да, дети первого года жизни больше основываются на чувствах, а не на разуме, но их вполне можно научить многим вещам. Занятия будут отлично способствовать психомоторному развитию, что, в свою очередь, прекрасно скажется на физических и интеллектуальных навыках ребенка.
- Раннее развитие опасно для детей, не достигших полуторагодовалого-двухлетнего возраста.
- Это опять же не совсем верно. Любая опасность может быть связана с фанатичным желанием мамочки любыми средствами развить своего ребенка и дать ему энциклопедические знания. Перегрузки, действительно, могут быть опасны для крохи. Но если занятия не навязываются малышу силой и не занимают много времени, то ничего, кроме пользы, они не принесут.
- Раннее развитие – это очень сложно.
Ничего сложного нет! С детьми нужно просто играть, как это делают мамы каждый день. Только игры и занятия выбирать такие, чтобы они не только позволяли весело провести время, но и учили чему-то кроху, а также развивали его психику, моторику, сенсорику, позволяли познавать окружающий мир.
Какую методику раннего развития выбрать для новорожденного
Методики раннего развития весьма разнообразны, среди них непросто выбрать какую-то одну. Но этого и не требуется. Можно ознакомиться со всеми и выбрать то, что наиболее интересно и комфортно и ребенку, и родителям.
Развивать своего малыша можно по какой-то одной методе или сделать «сборную солянку» из нескольких. Некоторые мамочки предпочитают самостоятельно подобрать занятия и игры для крохи на основе изученных материалов. Главное, ориентироваться на то, как ребенок реагирует на занятия.
Если малышу нравится и он с удовольствием принимает участие в развивающих играх, то все в порядке и можно продолжать обучение. Но в случае, когда мама видит, что ребенку тяжело, он не может понять смысл занятия или скучает, что ему не интересно, то следует более тщательно подбирать методики развития.
Когда речь идет о развитии новорожденных деток, то тут можно выделить несколько основных методик:
Раннее развитие по Монтессори
Девиз этой методики «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Но в случае с грудничками подход немного иной. Для детей первого года жизни важно развитие сенсорики – развитие органов чувств, которое помогает человеку воспринимать и оценивать окружающий мир. Во многом именно на это направлены занятия по Монтессори для малышей в возрасте до года.
Совсем не обязательно искать и покупать специальные материалы Монтессори и обучающие методички, которые помогут организовать занятия с малышом. Все вспомогательные развивающие «игрушки» можно сделать самостоятельно или приобрести в обычном детском супермаркете
Занятия по данной системе могут быть следующие:
«Буквы и цифры»
Понадобятся крупные (с ладонь взрослого человека) буквы и цифры из фактурной и яркой ткани (фетр, махровая ткань, бархат). Их нужно сшить в виде подушечек и наполнить разными наполнителями – синтепон, крупа, бумага, опилки, пенопластовые шарики, мех и т.д. Нужно давать ребенку эти подушечки и каждый раз четко проговаривать название букв и цифр.
Ощупывая их, малыш будет развивать мелкую моторику, цветовосприятие, а также в будущем у него гораздо легче будут обстоять дела с разучиванием алфавита, чтением и счетом, ведь буквы и цифры будут уже знакомы ребенку.
Такие занятия с новорожденным можно начинать уже с первого-второго месяца жизни. Просто вкладывать буковку или цифру в ручку малыша. Делать это можно несколько раз на протяжении дня. Далее, когда ребенок будет сам тянуться к предметам и брать их в руки, можно класть его на животик и раскладывать вокруг него обучающий материал.
Это еще и будет способствовать физическому развитию, ведь, чтобы добраться до самой интересной буковки, ему придется потянуться или попробовать проползти несколько сантиметров.
Игры с манкой
К этому занятию вообще не нужно готовиться. Достаточно посадить малыша на пол, перед ним положить поднос или постелить газеты и насыпать манку ровным слоем. Теперь можно рисовать на ней узоры, щупать ее, сыпать вокруг, пробовать на язык, писать пальчиком буквы и цифры.
Методика Глена Домана
Эта методика основана на сочетании физического и умственного развития ребенка. В случае с детьми одно неотделимо от другого, поэтому необходимо гармонично сочетать занятия, которые направлены на психомоторное развитие детей до года, а также раскрытие их интеллектуального потенциала.
Доман в своих исследованиях выяснил, что, чем больше ребенок двигается, тем более успешно он осваивает любые новые знания и навыки. Потенциал мозга и тела малыша огромен, нужно лишь помочь ему реализоваться.
Любое занятие по методике Домана должно длиться всего несколько минут, ребенок ни в коем случае не должен утомиться
Методика основана на демонстрации карточек, на которых нанесены различные изображения, буквы, цифры, фото. Карточки показываются по нескольку штук по очереди, названия изображенных на картинках предметов тщательно проговариваются. Такие занятия проводятся несколько раз в день, а все остальное время должны занимать активные подвижные игры, направленные на физическое развитие. Благодаря таким занятиям, дети легко изучают алфавит, счет, названия предметов обихода, мировые достопримечательности, иностранные слова.
Разумеется, начинать заниматься карточками с рождения не стоит. Это слишком рано. Занятия лучше начать с 9-ти –10-ти месячного возраста. Для начала на карточки можно поместить предметы быта (стул, стол, тарелку, стакан), животных (кошка, собака, заяц), игрушки (мяч, пирамидку, машинку). С возрастом можно расширять и усложнять сферы обучения, вводить алфавит и цифры, слова на русском и иностранном языках. Большое значение следует уделить физическому развитию ребенка, выбирая подвижные игры с мячом, больше гулять на улице, активно учить кроху ползать и ходить.
Методика рисования Марии Гмошинской
«Грудничковое рисование» – очень популярная методика, которая в европейских странах известна и практикуется не один десяток лет. По этой методе детки начинают рисовать с полугодовалого возраста или даже раньше, при условии, что ребенок хорошо сидит. Для этого используются пальчики, ладошки, ножки и яркие безопасные нетоксичные краски.
Такие занятия очень хорошо помогают развивать ребенка творчески, положительно влияют на психоэмоциональное становление личности, а также способствуют развитию мелкой моторики и сенсорики.
Развлекать и обучать ребенка с помощью «грудничкового рисования» можно 2-3 раза в неделю
Для занятия понадобятся нетоксичные качественные краски нескольких ярких оттенков, которые должны быть специальные, достаточно жидкие, чтобы рисовать без добавления воды (можно использовать фирмы SES, Stilla), а также:
- удобные емкости для красок (устойчивые баночки с широким горлом);
- большой лист ватмана (чем больше, тем лучше);
- клеенка, чтобы подстелить ее под «художника» и его творение.
До начала работы нужно расстелить на полу клеенку, разложить ватман таким образом, чтобы он не скручивался в трубочку, можно придавить концы чем-нибудь тяжелым. Рядом расставить баночки с краской. Затем нужно показать малышу, что делать. Для этого нужно обмакнуть палец в краску и нарисовать что-то на бумаге. Дальше ребенок будет действовать сам.
Не нужно пытаться учить его рисовать что-то определенное, нельзя подавлять порывы самовыражения. Пусть кроха рисует то, что хочет, любыми цветами, используя все части тела. Если хочется показать пример, то можно рисовать что-то рядом с ребенком, но не заставлять его делать то же самое.
Методика Сесиль Лупан
Методика Сесиль Лупан для деток первого года жизни основана на развитии основных чувств ребенка, становлении его физиологии и психоэмоционального фона. При этом она не настаивает на использовании каких-то специальных методических материалов и приспособлений.
Все занятия можно проводить в повседневной обстановке с привычными предметами. Начинать развивать ребенка по системе Лупан можно уже с первого месяца жизни
Физическое развитие ребенка основывается на ежедневной гимнастике, подвижном купании с кругом на шее, массаже, а также играх, стимулирующих двигательные навыки – ползание и ходьба.
- Слух нужно развивать, постоянно разговаривая с малышом, обращаясь к нему, также нужно активно использовать песенки, стихи, сказки.
- Зрение развивается с помощью ярких погремушек, подвесных игрушек для кроватки и коляски. Для малышей с полугода можно использовать карточки с различными предметами (изображения должны быть цветными и черно-белыми). Также в кроватке можно закрепить небольшое зеркальце, чтобы малыш мог видеть в нем себя.
- Осязание развивается с помощью предметов, разных по форме, текстуре, величине. Можно купить различные игрушки или сделать своими руками мешочки из разной ткани, наполнив их разнообразными наполнителями (сахар, мех, лоскутки, вата, горох и т.д).
- Обоняние можно развить, давая ребенку нюхать разные саше из натуральных трав (здесь надо быть осторожным, если малыш аллергик или астматик, то лучше такие занятия не проводить). Также можно просто приносить ребенка на кухню во время приготовления пищи или в ванной разрешать ему понюхать мыло или гель для душа.
- Вкус развивается по мере взросления с введением новой пищи. Нужно стараться кормить малыша как можно более разнообразно. Разумеется, не нужно фанатично пихать в ребенка все, что под руку попадет. Но разнообразить рацион новыми блюдами из разрешенных продуктов необходимо.
Заниматься или нет с ребенком ранним развитием, каждая мамочка решает сама, но обратить внимание на популярные, завоевавшие доверие методики определенно стоит. При разумном подходе они принесут малышу много пользы, а маме дают больше поводов гордиться своим малышом.
Источник