Ранимость мозга ребенка в критические периоды развития

Ранимость мозга ребенка в критические периоды развития thumbnail

Моменты,
во время которых происходит оформление
функциональных ансамблей, нередко
называют критическими периодами
развития. Для эволюционной неврологии
очень важны выявление и изучение таких
периодов, ибо на данном отрезке времени
еще не сформированная функция наиболее
ранима, но как раз в этовремя
имеются и наибольшие шансы предотвратить
угрозу дефекта.

Наглядной
моделью для изучения критических
периодов развития является процесс
формирования речи. Известно, что споность
к усвоению речи ограничена во времени.
Процессы oneрежающего обеспечения речевой
функции, разворачивающиеся на первом
году жизни, в дальнейшем постепенно
угасают при отсутствии подкрепления.
Например, в случае не распознанной
вовремя врожденной тугоухости
интенсивность предречевых действий
(гуление, лепет) снижается уже к концу
первого года жизни. В дальнейшем такой
ребенок может переключаться на язык
жестов и очень трудно усваивает
разговорные навыки. Если речевая функция
не оформилась к 4 —5 годам, дальнейшее
речевое развитие ставится под большую
угрозу.

Нет
сомнения, что и в процессе формирования
других функциональных ансамблей
существуют аналогичные критические
периоды максимальной готовности,
открытости для установления межсистемных
связей. Детальное изучение этих периодов
входит в число актуальнейших задач
эволюционной неврологии.

Анализ
критических периодов позволяет лучше
понять сущность многих отклонений, с
которыми встречается клиническая
практика. Эволюционно-динамический
подход к разнообразным поражениям
нервной системы показывает, что часто
такие поражения представляют собой не
поломку уже готового механизма, а
задержку или искажение развития, словно
из первичной заготовки вытачивается
лишь первое приближение к желаемому
образцу. При этом под образцом не следует
понимать некий идеал нормы, под который
необходимо подгонять все варианты
развития. Человечество как раз и сильно
именно разнообразием индивидуальностей,
стандартизация здесь недопустима.
Скорее под желаемым образцом можно
понимать такой индивидуальный вариант,
который удовлетворяет хотя бы минимуму
требований, основанных на среднестатистических
показателях. Однако и в таком случае
важно не только оценить уровень развития,
но и определить дальнейший прогноз. В
отсутствии прогноза, кстати, заключается
методологическая несостоятельность
многих тестов, оценивающих интеллектуальное
развитие. Большинство таких тестов
подобно фотографиям, фиксирующим
множество различных деталей, но только
на данный момент. Между тем прогноз
динамики развития не менее важен, чем
состояние на момент обследования.

Наблюдения
показывают, что наряду со среднестатистической
планомерно восходящей кривой нормального
развития существуют варианты временного
отставания с последующим резким “рывком”
вверх и, наоборот, первоначальное
заметное превышение средних нормативов
сменяется почти полной остановкой или
явной тенденцией к замедлению темпов.
Многофакторный анализ “профилей
развития” и их возможной динамики
относится к числу актуальных задач
неврологии, особенно при обследовании
детей школьного возраста.

Школа
является учреждением, предъявляющим
стандартные требования к явно нестандартной
массе учеников. Наибольшее внимание
привлекают неуспевающие школьники.
Специальные неврологические исследования
показывают, что среди неуспевающих
школьников весьма часто встречаются
дети с так называемой минимальной
мозговой дисфункцией, суть которой
заключается недоразвитии отдельных
функциональных систем мозга или в
недостаточной организованности
межсистемных связей. Например, недоразвитие
центров письменной речи обусловливает
трудности при обучении правописанию
слов. Встречаются также изолированные
дефекты чтения, счета, моторная неловкость,
не позволяющая аккуратно писать, хорошо
рисовать. К сожалению, нередко подобные
ученики огульно зачисляются в разряд
неспособных, и иногда даже ставится
вопрос о переводе их во вспомогательную
школу. На самом же деле здесь имеются
вполне конкретные неврологические
расстройства, поддающиеся коррекции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В развитии ребенка выделяют несколько
периодов, имеющих специфические
особенности. Эти периоды на­зывают
критическими или возрастными кризами
из-за чрезвычайной ранимости нервной
системы и повышенно­го риска
возникновения нарушения ее функции.

Наиболее ответственным является первый
возраст­ной криз. Этот период охватывает
первые два-три года жизни. Однако
своеобразным критическим периодом
яв­ляются роды. Они являются мощным
стрессом, отра­жающимся на функциях
всего организма и нервной системы в
первую очередь. Роды – ответственный
мо­мент для всего последующего
развития, в период новорожденности
происходит приспособление организма
новорожденного к новым условиям
существования. На первом году закладываются
основы психической дея­тельности,
идет подготовка к самостоятельному
хожде­нию и овладению речью. Восприятие
различных раздра­жителей, контакт с
окружающим миром имеют для грудного
ребенка огромное значение. Существует
мне­ние, что в этот период происходит
так называемое пер­вичное обучение.
В это время формируются «нейронные
ансамбли», которые служат фундаментом
для более сложных форм обучения. Период
первичного обучения является в известном
смысле критическим. Если ребе­нок не
получает на этом этапе достаточного
количества информации, заметно
затрудняется дальнейшее усвое­ние
навыков. Однако это не означает, что
нужно форси­ровать психическое
развитие ребенка.

К концу первого года или несколько
позже, когда ре­бенок начинает делать
первые самостоятельные шаги, наступает
очень важный этап познания окружающей
среды. В процессе передвижения ребенок
знакомится со многими предметами. В
результате существенно обога­щаются
его зрительные, осязательные и другие
ощуще­ния и восприятия. Во время
передвижения он овладева­ет чувством
терхмерности пространства. На этом
этапе моторное развитие нередко связано
с интеллектуальным: чем увереннее
передвигается ребенок, тем у него лучше
развиваются психические функции, хотя
возможны и отклонения в виде диссоциации
развития психических и речевых функций.

Непосредственный контакт с окружающими
предме­тами способствует также и
формированию чувства «Я», т. е. выделению
себя из окружающего мира. До двух – двух
с половиной лет ребенок, как правило,
общителен, дружелюбен, легко вступает
в контакт с незнакомыми, редко испытывает
чувство страха. В промежутке от двух до
четырех лет поведение ребенка может
заметно из­мениться. В это время
наблюдается значительное уве­личение
роста, сопровождающееся некоторым
рассогла­сованием нейроэндокринной
и сосудистой регуляции. В психологическом
плане в этот период наблюдается достаточно
выраженное чувство «Я». У ребенка, уже
овладевшего фразовой речью и имеющего
хотя бы не­большой собственный
жизненный опыт, отмечается вы­раженное
тяготение к самостоятельности. Одним
из по­следствий такого стремления
является не всегда понят­ное родителям
упрямство. На данном этапе развития
ребенка упрямство часто бывает реакцией
на неверное, с точки зрения ребенка,
поведение взрослых. Речь идет о тех
случаях, когда взрослые пытаются
препятствовать проявлению вполне
допустимой самостоятельности.

В возрасте пяти–семи лет ребенок
вступает в но­вый ответственный
период, условно называемый до­школьным
критическим периодом. В этом возрасте
у ре­бенка хорошо развиты моторика и
речь, он тонко умеет анализировать
ситуацию, у него развито чувство
«психологической дистанции» в отношениях
со взрослыми. В то же время у него нет
достаточной самокритики и до­статочного
самоконтроля, не выработана способность
к зрительному сосредоточению. В
деятельности преобла­дают игровые
элементы.

При поступлении в школу у ребенка могут
возник­нуть различные отклонения,
связанные с недостаточной психологической
готовностью его к систематическим
за­нятиям. Некоторые дети не могут
спокойно сидеть в те­чение урока и
сосредоточивать внимание на выполне­нии
предложенного задания или на объясняемом
учите­лем материале. На первых порах
все это может напо­минать картину
умственной недостаточности, слабой
сообразительности, сниженной памяти.
Для определе­ния характера подобных
проявлений необходимо про­вести
тщательное психоневрологическое
обследование. В том случае, если к ребенку
предъявляются чрезмерно повышенные
требования, могут происходить «срывы»
нервной деятельности. Результатом таких
«срывов» мо­жет быть развитие неврозов.
В раннем дошкольном воз­расте впервые
могут проявляться психопатологические
состояния, корни которых уходят в период
раннего дет­ства.

В возрасте двенадцати–шестнадцати лет
подросток вступает в так называемый
пубертатный критический период. В этом
возрасте происходит бурный рост
подро­стка. Моторика становится
неловкой, резкой, порывис­той. Возникают
изменения, связанные с половым
созре­ванием. Так, у девочек начинаются
менструации. У маль­чиков наблюдаются
прочные поллюции (семяизвержения),
связанные, как правило, со сновидениями
эротического характера. Особенно большие
изменения наблю­даются в поведении
подростков. Они становятся непо­седливыми,
беспокойными, непослушными,
раздражи­тельными. Нередкое
злоупотребление старших ссылка­ми
на свой авторитет вызывает у подростков
бурное противодействие, они становятся
заносчивыми и само­уверенными,
проявляют стремление быть или казаться;

взрослыми. Такое стремление иногда
выражается в не­желательных формах,
например неподчинение разум­ным
требованиям со стороны взрослых. Дети
начинают курить, проявляют интерес к
алкоголю, думая, что вы­глядят взрослыми.
Иногда стремление казаться взрослыми
выражается в том, что мимика и жесты
подрост­ков приобретают напыщенный,
манерный и несколько театральный
характер. У здоровых подростков к
шест­надцати годам обычно наступает
«фаза успокоения». Поведение подростка
становится вполне адекватным.
Взаимоотношения с окружающими вступают
во вполне нормальное русло. Нежелательные
проявления оказы­ваются особенно
ярко выраженными у тех подростков,
которые имеют те или иные нарушения
нервной сис­темы.

Возрастные кризы сопровождаются сложными
нейроэндокринными изменениями. В том
случае, если у ре­бенка имеет место
заболевание нервной системы, эти
изменения могут приводить к нарушениям
психического развития. Кроме того, под
влиянием нейроэндокринных изменений
у больных детей могут возникать асинхронии
(задержанное или опережающее развитие
тех или иных функциональных систем).
Такие асинхронии часто на­иболее
ощутимо проявляются именно в периоды
возра­стных кризов.

Педагог должен хорошо знать возрастные
особенно­сти детей и учитывать их в
своей повседневной работе. Вместе с
врачом ему необходимо принимать меры
с целью предупреждения нежелательных
явлений, кото­рые возникают во время
критических периодов разви­тия. Если
во время таких кризов у ребенка обостряется
или выявляется то или иное отклонение
в развитии, на­до осуществить систему
определенных медицинских и
коррекционно-воспитательных воздействий.

Есть основание полагать, что к восемнадцати–
двадцати годам формирование нервной
системы в об­щих чертах завершается.
Так, например, картина элек­трической
активности коры головного мозга у
восемнадцатилетних и более старшего
возраста примерно одна и та же. Анализ
критических периодов позволяет лучше
понять сущность многих отклонений, с
которыми встре­чается клиническая
практика. Эволюционно-динамический
подход к разнообразным поражениям
нервной си­стемы показывает, что часто
такие поражения представляют собой не
поломку уже готового механизма, а
задержку или искажение развития, словно
из первичной заготовки вытачивается
лишь первое приближение к желаемому
образцу. При этом под образцом не следует
понимать некий идеалнормы, под
который необходимо подгонять все
возможные варианты развития. Стандар­тизация
здесь недопустима. Скорее, под желаемым
об­разцом можно понимать такой
индивидуальный вари­ант, который
удовлетворяет хотя бы минимуму
требо­ваний, основанных на
среднестатистических показате­лях.
Однако и в таком случае важно не только
оценить уровень развития, но и определить
дальнейший прогноз. В отсутствии
прогноза, кстати, заключается
методоло­гическая несостоятельность
многих тестов, оцениваю­щих
интеллектуальное развитие. Большинство
таких тестов подобны фотографиям,
фиксирующим множество различных деталей,
но только на данный момент. Меж­ду тем
прогноз динамики развития не менее
важен, чем состояние на момент обследования.

Наблюдения показывают, что наряду со
среднеста­тистической планомерно
восходящей кривой нормаль­ного
развития существуют варианты временного
отста­вания с последующим резким
«рывком» вверх, и наобо­рот, первоначальное
заметное превышение средних нор­мативов
сменяется почти полной остановкой или
явной тенденцией к замедлению темпов.
Многофакторный ана­лиз «профилей
развития» и их возможной динамики
от­носится к числу актуальных задач
неврологии, особенно при обследовании
детей школьного возраста.

Школа является учреждением, предъявляющим
стан­дартные требования к явно
нестандартной массе уче­ников. Понятно,
что наибольшее внимание привлекают
неуспевающие школьники. Специальные
неврологиче­ские исследования
показывают, что среди неуспеваю­щих
школьников весьма часто встречаются
дети с так •называемой минимальной
мозговой дисфункцией, суть которой
заключается в недоразвитии отдельных
функ­циональных систем мозга или в
недостаточной органи­зованности
межсистемных связей. Например,
недораз­витие центров письменной
речи обусловливает трудно­сти при
обучении правописанию. Встречаются
также изолированные дефекты чтения,
счета, моторная нелов­кость, не
позволяющая аккуратно писать, хорошо
рисо­вать. К сожалению, нередко подобные
ученики огульно зачисляются в разряд
неспособных и иногда даже ста­вится
вопрос о переводе их во вспомогательную
школу. На самом же деле здесь имеются
вполне конкретные неврологические
расстройства, хорошо поддающиеся
коррекции.

Соседние файлы в папке Учебники

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В развитии ребенка выделяют несколько периодов, имеющих специфические особенности. Эти периоды называют критическими или возрастными кризами из-за чрезвычайной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушения ее функции.

Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые два-три года жизни. Однако своеобразным критическим периодом являются роды. Они являются мощным стрессом, отражающимся на функциях всего организма и нервной системы в первую очередь. Роды — ответственный момент для всего последующего развития, в период новорожденности происходит приспособление организма новорожденного к новым условиям существования. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в этот период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются «нейронные ансамбли», которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если ребенок не получает на этом этапе достаточного количества информации, заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.

К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное развитие нередко связано с интеллектуальным: чем увереннее передвигается ребенок, тем у него лучше развиваются психические функции, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития психических и речевых функций.

Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства «Я», т. е. выделению себя из окружающего мира. До 2-2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от двух до четырех лет поведение ребенка может заметно измениться. В это время наблюдается значительное увеличение роста, сопровождающееся некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается достаточно выраженное чувство «Я». У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженное тяготение к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является не всегда понятное родителям упрямство. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное, с точки зрения ребенка, поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.

В возрасте пяти-семи лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый дошкольным критическим периодом. В этом возрасте у ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время у него нет достаточной самокритики и достаточного самоконтроля, не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.

При поступлении в школу у ребенка могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью его к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточивать внимание на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, если к ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить «срывы» нервной деятельности. Результатом таких «срывов» может быть развитие неврозов. В раннем дошкольном возрасте впервые могут проявляться психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства.

В возрасте 12-16 лет подросток вступает в так называемый пубертатный критический период. В этом возрасте происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым созреванием. Так, у девочек начинаются менструации. У мальчиков наблюдаются ночные поллюции (семяизвержения), связанные, как правило, со сновидениями эротического характера. Особенно большие изменения наблюдаются в поведении подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков бурное противодействие, они становятся заносчивыми и самоуверенными, проявляют стремление быть или казаться взрослыми. Такое стремление иногда выражается в нежелательных формах, например неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Дети начинают курить, проявляют интерес к алкоголю, думая, что выглядят взрослыми. Иногда стремление казаться взрослыми выражается в том, что мимика и жесты подростков приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер. У здоровых подростков к 16 годам обычно наступает «фаза успокоения». Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло. Нежелательные проявления оказываются особенно ярко выраженными у тех подростков, которые имеют те или иные нарушения нервной системы.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. В том случае, если у ребенка имеет место заболевание нервной системы, эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем). Такие асинхронии часто наиболее ощутимо проявляются именно в периоды возрастных кризов.

Педагог должен хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры с целью предупреждения нежелательных явлений, которые возникают во время критических периодов развития. Если во время таких кризов у ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, надо осуществить систему определенных медицинских и коррекционно-воспитательных воздействий.

Есть основание полагать, что к 18-20 годам формирование нервной системы в общих чертах завершается. Так, например, картина электрической активности коры головного мозга у 18-летних и более старшего возраста примерно одна и та же. Анализ критических периодов позволяет лучше понять сущность многих отклонений, с которыми встречается клиническая практика. Эволюционно-динамический подход к разнообразным поражениям нервной системы показывает, что часто такие поражения представляют собой не поломку уже готового механизма, а задержку или искажение развития, словно из первичной заготовки вытачивается лишь первое приближение к желаемому образцу. При этом под образцом не следует понимать некий идеал нормы, под который необходимо подгонять все возможные варианты развития. Стандартизация здесь недопустима. Скорее, под желаемым образцом можно понимать такой индивидуальный вариант, который удовлетворяет хотя бы минимуму требований, основанных на среднестатистических показателях. Однако и в таком случае важно не только оценить уровень развития, но и определить дальнейший прогноз. В отсутствии прогноза, кстати, заключается методологическая несостоятельность многих тестов, оценивающих интеллектуальное развитие. Большинство таких тестов подобны фотографиям, фиксирующим множество различных деталей, но только на данный момент. Между тем прогноз динамики развития не менее важен, чем состояние на момент обследования.

Наблюдения показывают, что наряду со среднестатистической планомерно восходящей кривой нормального развития существуют варианты временного отставания с последующим резким «рывком» вверх, и наоборот, первоначальное заметное превышение средних нормативов сменяется почти полной остановкой или явной тенденцией к замедлению темпов. Многофакторный анализ «профилей развития» и их возможной динамики относится к числу актуальных задач неврологии, особенно при обследовании детей школьного возраста.

Школа является учреждением, предъявляющим стандартные требования к явно нестандартной массе учеников. Понятно, что наибольшее внимание привлекают неуспевающие школьники. Специальные неврологические исследования показывают, что среди неуспевающих школьников весьма часто встречаются дети с так называемой минимальной мозговой дисфункцией, суть которой заключается в недоразвитии отдельных функциональных систем мозга или в недостаточной организованности межсистемных связей. Например, недоразвитие центров письменной речи обусловливает трудности при обучении правописанию. Встречаются также изолированные дефекты чтения, счета, моторная неловкость, не позволяющая аккуратно писать, хорошо рисовать. К сожалению, нередко подобные ученики огульно зачисляются в разряд неспособных и иногда даже ставится вопрос о переводе их во вспомогательную школу. На самом же деле здесь имеются вполне конкретные, неврологические расстройства, хорошо поддающиеся коррекции.

Источник: 

Л. О. Бадалян. Развивающийся мозг

Источник