Работа с семьей при отклонении в развитии ребенка
Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии
Семья ребенка с отклонениями в развитии.
Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по — другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.
Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.
Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:
1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.
2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», — говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.
3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.
4. Приспособительно — адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.
5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.
6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.
7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.
8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.
Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.
Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.
Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:
Первая группа — родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.
Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.
Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.
Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.
Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.
В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.
Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.
При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно — агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.
Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.
Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.
Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:
– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);
– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.
Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.
Источник
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Наиболее распространенные формы:
1. Психологические консультации
2. Семинары, практикумы
3. Родительские собрания
4. Дни открытых дверей и т.д.
Их целью является получение объективной информации о возможностях ребенка и о воспитательных позициях родителей.
Уровни родительской мотивации по Волковской:
1. Родители с высоким уровнем мотивации
2. Родители со средним уровнем мотивации
3. Родители с низким уровнем мотивации.
Наибольшие трудности при организации сотрудничества вызывают родители с низким уровнем мотивации. Наиболее эффективными формами работы с ними являются индивидуальные (индивидуальные консультации и занятия)
Вместе с индивидуальными формами работы желательно использовать групповые формы работы.
Принципы выбора групповых форм взаимодействия:
1.учет степени готовности к сотрудничеству при определении сроков начала работы в родительской группе.
2.учет уровня родительской мотивации при выборе вариативных форм групповой работы.
3.возможность работы с родительскими группами разноуровневыми по развитию мотивации.
Формы работы по Волковской:
1. Тематические консультации .
2. Семинары, практикумы.
Тематика семинаров, практикумов взаимосвязана с тематикой групповых консультаций и способствуют овладению более широким кругом знаний по проблеме, а так же необходимыми навыками. 3.
3. Групповые собрания родителей.
Способствуют формированию у родителей адекватной оценки психологического развития их детей.
4. Родительские клубы
Клуб строит свои отношения с семьей на принципах добровольности, демократичности, личной заинтересованности. В клубе объединяет людей общая проблема и совместные поиски форм помощи детям и семье. Тематика встреч в клубе запрашивает родителями.
5. Родительская почта.
6. Телефон доверия
7. Библиотека игр ( Решает проблемы кор – развивающего обучения и приобретения навыков общения в не стандартной ситуации. Все игры требуют постоянного участи взрослого).
8. Игротека
9. Совместный с детьми театр
10. Организация совместных праздников, экскурсий
11. День открытых дверей
13. Коррекционно-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей раннего возраста с отклонениями в развитии.
Актуальность проблемы семейного воспитания детей раннего возраста с различными отклонениями связана с решением вопроса о том, по какому пути пойдет развитие детей данной категории и их дальнейшая социализация.
Задачи, стоящие перед службой ранней помощи: максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка; максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения; обязательное включение родителей в процесс раннего обучения и их подготовка.
Л. М. Кобрина (1997 г.) указывала, что при организации и проведении абилитационных мероприятий необходимо сочетание психолого-педагогических и лечебных воздействий, разработанных с учетом специфики аномального развития, возрастных особенностей ребенка, что требует привлечения к абилитационной работе различных специалистов и семьи.
Принципы семейной абилитационной работы (Л. М. Кобрина).
1. Принцип комплексного подхода в организации семейной абилитационной работы. Он предполагает совокупность мероприятий медико-психолого-педагогического комплекса в разном сочетании мер, направленных на оказание помощи профилактического, лечебного, коррекционного характера ребенку первого года жизни с отклонениями в развитии. Взаимосвязь этих мероприятий обеспечивает эффективность за счет сочетания действий, направленных на их осуществление (сотрудничество специалистов медицинских учреждений – неонатологов, неврологов, отоларингологов, участковых педиатров, психологов детских учреждений – с дефектологами, специальными педагогами специальных детских учреждений, с семьей ребенка).
2. Деятельностный принцип семейной абилитационной работы подразумевает комплексное развитие ребенка в процессе его совместной деятельности с окружающими взрослыми. Можно предположить, что использование деятельностного подхода в организации системы абилитации детей первого года жизни с отклонениями в развитии поможет осуществить социализацию ребенка и обеспечить его развитие. Деятельностный принцип осуществляет организацию работы родителей в семье, имеющей ребенка первого года жизни с отклонениями в развитии, совместно с детскими неврологами, врачами-неонатологами, участковыми педиатрами, оториноларингологами и специальными педагогами и психологами.
3. Принцип этапности абилитационной работы, суть которого заключается в выделении нескольких этапов семейной абилитационой работы с детьми, каждый из которых имеет свои задачи, принципы и содержание.
Этапы комплексной абилитационной работы:
1) предварительный этап – установление связей с родильными домами, женскими консультациями, детскими поликлиниками;
2) установление связей с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии;
3) организационный этап – выявление детей первого года жизни, имеющих отклонения в развитии;
4) изучение особенностей формирования психофизических функций детей первого года жизни с отклонениями в развитии;
5) организация ранней семейной абилитационной работы с детьми первого года жизни с отклонениями в развитии.
Первый организационный этап работы включает:
– установление постоянных связей с роддомами и детскими поликлиниками;
– установление связей с семьями;
– выявление детей, имеющих отклонения в развитии, детей группы риска первого года жизни и их обследование.
Выявление таких детей на начальном этапе происходит с помощью всех медицинских и специальных коррекционных учреждений, занимающихся детьми раннего возраста. Сочетание методов работы, используемых различными учреждениями, совокупность единства действий всех учреждений, вовлечение в систему мер помощи детям раннего возраста специалистов всех смежных учреждений способствует достижению одной цели – выявлению детей первых месяцев жизни, имеющих отклонения в развитии.
Второй этап: задачей Центра является создание службы семейной абилитационной помощи детям первого года жизни, имеющим отклонения в развитии. Направления работы:
– с детьми;
– с родителями.
Решение данной задачи осуществляется в процессе:
– изучения особенностей развития детей первого года жизни, имеющих отклонения в развитии;
– внедрения комплекса коррекционных мероприятий, направленных на всестороннее развитие младенца, имеющего отклонения в развитии;
– проведения комплексной коррекционный работы с использованием специальных упражнений, стимулирующих всестороннее развитие младенца, имеющего нарушения развития;
– осуществления комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей раннего возраста с нарушенным слухом до начала коррекционной работы и по окончании ее.
Значимым принципом, осуществляющим решение поставленных Центром задач, является принцип последовательного изменения форм и приемов работы с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка, возрастных изменений развития, индивидуальных особенностей семьи. Это означает создание специалистами индивидуальных коррекционных программ для каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей семьи, воспитывающей младенца с отклонениями в развитии.
Решение данной задачи обеспечивается в процессе:
– объединения специалистов медицинских и коррекционных учреждений (психологов, сурдопедагогов, воспитателей) для проведения мероприятий профилактического, консультационного и коррекционного направлений;
– создания специальных коррекционных кабинетов, в которых проводятся специальные мероприятия для детей раннего возраста, имеющих нарушения (коррекционные кабинеты имеют специальное оборудование, обеспечивающее проведение занятий);
– организации службы помощи семье, имеющей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии.
Третий этап организации коррекционной помощи семьям. Основной задачей данного этапа является работа с родителями младенца, имеющего отклонения в развитии, направленная на установление близкого контакта ребенка и взрослых в семье с целью создания атмосферы взаимопонимания младенца и взрослого.
Решение задач, поставленных Центром на данном периоде работы, осуществляется в процессе создания консультативных кабинетов для семей детей с отклонениями в развитии на базе детских медицинских и коррекционных учреждений. Консультации проводят специалисты разного профиля. Психологи, педиатры, психиатры и детские неврологи ведут просветительскую работу, знакомят родителей со спецификой и характером поражения, имеющегося у ребенка.
Консультирование по вопросам специфики и характера нарушения развития у ребенка помогает выбрать правильное направление коррекционной помощи младенцу. Родители объединяются в группы, посещают различных специалистов, выбирают направление коррекционной работы, активно участвуют в деятельности Центра. Служба помощи при Центре помогает получить информацию, необходимую для воспитания и обучения ребенка.
Кроме того, специалистами внедряется система «стиль сближения», обеспечивающая взаимопонимание младенца и родителей. Авторами системы являются английские медики Уильям и Марта Серз. Система «стиль сближения» подразумевает обучение родителей системе общения, позволяющей понимать ребенка, что обеспечивает взаимопонимание, близкий контакт, общение родителей и младенца на невербальном уровне.
Комплексы упражнений проводятся с матерью в семье в свободное от режимных моментов время под руководством специалистов. Занятия с родителями проводятся по двум направлениям:
– обучение родителей пониманию сигналов ребенка и умению отвечать на сигнал воздействием;
– обучение родителей проведению различных мероприятий коррекционного направления, обеспечивающих развитие ребенка.
В условиях совместной работы службы помощи Центра и семьи обеспечивается близкий контакт и взаимопонимание родителей и младенца, возникает возможность планирования распорядка дня, обеспечивается спокойствие ребенка и взрослых, улучшается моральный климат в семье.
С целью внедрения системы «стиль сближения» проводится комплекс упражнений по дифференциации воздействия и воспитанию реакции на воздействие.
Обеспечение стабильного проведения упражнений по внедрению системы «стиль общения» взрослых и ребенка первого года с отклонениями в развитии возможно при выполнении семьей следующих условий:
– иccледование поведения ребенка с целью сближения его со взрослыми, установления близкого контакта и взаимопонимания;
– установление связи ребенка и матери на основе цепочки «сигнал – ответ, сигнал – реакция», которая обеспечивает ранний контакт, взаимопонимание матери и ребенка, подразумевает постоянную близость матери, в том числе ночью (кормление на руках, общение с ребеноком, находящимся на руках, в течение всего дня, разговор «лицо в лицо»);
– создание комфортной среды, способствующей развитию и контакту;
– выбор кодовой системы, удобной для младенца, с учетом его индивидуальных особенностей;
– реализация всех условий всеми членами семьи.
Четвертый этап. Главной задачей организации абилитационной работы с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии является создание комплекса развивающих коррекционных мероприятий для детей раннего возраста.
Коррекционные мероприятия включают в себя системы упражнений, используемых в разном сочетании и направленных на психомоторное развитие и развитие общения младенцев, имеющих нарушения развития.
Вопрос
Умственная отсталость — нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер
Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.
Первое, что характеризует семью как фактор воспитания –это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребенка, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.
Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль «фобия потери ребенка» либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.
Наиболее эффективными формами работы при нарушениях стилей воспитания являются: семейная психотерапия, групповая психотерапия с матерями, работа с несколькими родительскими парами, индивидуальная психотерапия
У родителей наибольшую озабоченность вызывают нарушения поведения, речи и динамики психических процессов. Характерный внешний вид «особых» детей гораздо меньше тревожит социальные группы, знакомые с проблемой, а именно родителей и студентов-дефектологов старших курсов.
Для создания в семье климата, способствующего развитию ребенка, специалисту прежде всего следует проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребенку с ограниченными возможностями его родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику общения с ними.
Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребенка.
Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.
Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии.
Большинство родителей маленьких детей с умственной отсталостью в первую очередь обеспокоены, сможет ли он обучаться в массовой школе. Они начинают обучать ребенка чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия с педагогом, стремятся дать ребенку такое количество информации, которое он не в состоянии осмыслить. При этом формированию социально-бытовых навыков уделяется значительно меньше внимания
Основные направления в работе специалистов с семьей
По В.В. Ткачевой это следующие направления:
1. Гармонизация семейных взаимоотношений.
2. Коррекция психологического состояния матери.
3. Коррекция детско-родительских отношений.
4. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических).
5. Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.
6. Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.
Ориентируясь на эти направления, педагог-дефектолог решает следующие задачи: оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой.
Формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно:
постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем (» Он у меня такой же, как все «), и позиции противопоставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия («А как его научить? Я не умею»).
Постепенное исключение проблем гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка («Нет, из него никогда ничего не получится»).
Повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.
Коррекция внутреннего психологического состояния матери: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребенка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребенка, в радость от его маленьких успехов.
Осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за недуг ребенка в позицию творческого поиска реализации его возможностей.
Трансформация воспитательно-образовательного процесса, реализуемая матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой; созидательная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воздействия психологического стресса.
1. Формы индивидуальной работы с родителями: Демонстрация матери приемов работы с ребенком.
2. Конспектирование матерью уроков, проводимых педагогом.
3. Выполнение домашних заданий со своим ребенком.
4. Чтение матерью специальной литературы, рекомендуемой педагогом.
5. Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.
1. Этапы психолого-педагогической работы с матерью: Первый этап направлен на привлечение матери к учебному процессу. Педагог должен убедить мать больного ребенка в том, что именно в ней очень нуждается ее малыш, что кроме нее, этим процессом заняться некому.
2. Второй этап. Формирование увлечения матери процессом развития ребенка. Педагог показывает матери возможность существования маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Мать обучается отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает психолог.
3. Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.
Источник