Работа с семьей имеющей ребенка с нарушениями развития
Появление
ребенка — большое, радостное событие в
каждой семье.
Ребенку с нарушением интеллектуального
развития, как и всем
детям, необходимы любовь, забота внимание.
Эти дети нуждаются
в постоянной помощи, руководстве в
обучении гораздо больше, чем их здоровые
сверстники. Воспитание ребенка с
проблемами в развитии требует от
родителей, педагогов многих качеств
— терпения, настойчивости, понимания
проблем ребенка и многого
другого. Установление взаимопонимания,
тесного контакта
специалиста с родителями является
необходимым условием успешной
психолого-педагогической работы с
ребенком.
Социальные
изменения, связанные с жизнью общества,
неизбежно
приводят к смещению взглядов на семью.
Детско-родительские
отношения в семье, воспитывающей ребенка
с интеллектуальной
недостаточностью, представляют собой
важную и сложную
проблему. Социальная адаптация ребенка
с аномальным развитием зависит от
правильного родительского поведения.
Недостатки познавательной деятельности
уже в раннем детстве препятствуют
установлению нормальных взаимоотношений
ребенка с
родителями, другими членами общества.
Это значительно затрудняет
усвоение социального опыта, формирование
способов межличностного
общения, тормозит эмоциональное развитие
ребенка с интеллектуальным нарушением.
Семья, где растет ребенок
с проблемами в развитии интеллекта,
сталкивается с большими
трудностями — финансовыми, социальными
и другими. От
успешности преодоления этого кризиса
зависит как будущее семьи,
так и будущее ребенка: он будет чувствовать
себя как любимый
и желанный член семьи и впоследствии —
общества либо как
ненужная обуза. Вопросами формирования
адекватных видов взаимоотношений
в рамках семьи занимаются различные
специалисты:
психологи, психотерапевты — и, конечно,
специалисты, которые работают с
ребенком, — олигофренопедагоги, логопеды
и др. Рассмотрим основные проблемы
отношений в
семье, воспитывающей ребенка с
интеллектуальными
нарушениями.
В
общей и специальной психологии
установлено, что развитие ребенка,
его социализация начинаются с общения
с близкими
ему
людьми. Эмоциональное общение ребенка
с матерью — это первый
вид его деятельности, в которой он
выступает в качестве субъекта
обучения. Успешное развитие ребенка с
ограниченными возможностями
в значительной степени зависит от
правильного подхода
к ребенку в семье. Установлено, что для
детей, растущих в
атмосфере отчуждения, характерны
повышенная аффективность, слабый
самоконтроль, эмоциональная незрелость,
антагонизм и более
высокая возбуждаемость.
Семьи,
отдельные члены семьи различаются в
своих реакциях на
появление ребенка с интеллектуальными
нарушениями. Это зависит
от многочисленных факторов: индивидуальных
особенностей
родителей, ожиданий по отношению к
ребенку, отношения к несчастьям
вообще, от наличия и особенностей других
детей
и т.д. Но, несмотря на индивидуальные
различия родителей, социальные,
экономические и культурные различия
между семьями, существуют проблемы,
общие для всех родителей. Как правило,
родители тяжело воспринимают диагноз,
который определяют
ребенку («умственная отсталость» или
«олигофрения»). Однако,
хотя невозможно избежать начальной
эмоциональной травмы, большинство
родителей постепенно привыкают к
ситуации, начинают
воспринимать ребенка как больного.
Процесс привыкания определяется
рядом взаимодействующих факторов, среди
которых
важнейшими являются личность родителей,
особенности ребенка и особенности
окружающей среды. В этот период семья
начинает
следовать советам специалистов, строить
собственные программы
помощи. Однако отношение родителей к
своему
ребенку остается деформированным,
специфичным.
Многими
исследователями (Н.М.Анисимова,
Т.Г.Богданова, Н.Б.Лурье,
С.Я.Рубинштейн, М.М.Семаго, В.В.Ткачева,
Л.М.
Шипицына и др.) проанализированы те
трудности и проблемы,
с которыми встречаются родители умственно
отсталого ребенка в своей жизни. Выявлено
много проблем, связанных с индивидуальной
адаптацией и брачными отношениями, а
также с
затруднениями в воспитании других
детей. Умственная отсталость
детей действует на родителей не только
в психологическом, но
и в экономическом и социальном плане.
Реакция родителей на диагноз
ребенка весьма индивидуальна как по
силе, так и по характеру,
но вместе с тем обнаруживаются и черты
сходства. Как первичная
реакция на диагноз обыкновенно возникает
чувство вины
и
обиды:
«Почему
именно у меня?»; «Почему я?»
Амбивалентность
(двойственность)
— второй вид реакции, который
часто наблюдается у родителей. При
возникновении стресса появляются как
позитивные, так и негативные реакции.
Гнев,
ярость, разочарование — нормальные
проявления любви и
заботы о ребенке. Амбивалентность
проявляется при всяком новом
кризисе и с трудом устраняется.
Разочарование, стыд и боль
— это реакции, типичные для 48 % родителей
детей данной
категории.
Многочисленные
этиологические факторы, разная степень
умственной
отсталости, специфические проявления
патологии, индивидуальные
различия и другие формы — все это усложняет
проявление
реакций.
Кризис
девиации (отсутствие
правил) — еще одна форма реакции,
появление которой зависит от идентификации
состояния (установление
диагноза) и стресса, который этим
вызывается. Родители
сталкиваются с неизвестным им явлением
и ищут помощи:
новой информации, новых знаний и контактов
с еще незнакомыми специалистами.
Патология
некоторых специфических состояний
ребенка вызывает
у родителей тяжелейший стресс. В некоторых
случаях бывает
повреждена не только центральная нервная
система ребенка, но
он имеет и физические недостатки. Все
это может оказать на родителей большее
влияние, чем на ребенка. Не так просто
принять
реальность создавшейся ситуации и
научиться новой роли — роли
«родителя ребенка с отклонениями в
развитии». Кризис
хронического
напряжения возникает
у родителей вследствие расхождения
между потребностями умственно отсталого
ребенка и стилем
их жизни. Ребенок с отклонениями в
развитии нуждается в более интенсивном
и постоянном внимании и, таким образом,
лишает родителей возможности следовать
обычному укладу жизни.
В
то время как кризис девиации требует
от родителей принятия
новой, неожиданной роли, кризис
хронического напряжения
ведет к дезорганизации, реорганизации
роли родителей в семье. Например,
отец принимает на себя обязанности
матери или старшие
дети — обязанности родителей. Члены
семьи должны понимать,
в какой мере и как появление такого
ребенка влияет на семейные
отношения. В этом обязательно нужен
совет специалиста. Нередко, хотя
родители и предполагают, что ребенок
«не в порядке» (он может выглядеть
по-другому, чем остальные дети, медленнее
развиваться, овладевать речью, с
отставанием начинать
ходить), они все равно боятся диагноза.
Сталкиваясь с истиной,
они утешают себя мыслями, что у ребенка
такое состояние пройдет
с возрастом, сердятся на специалистов,
которые выносят
такой диагноз. Эти реакции и поведение
понятны, остается нормальным
и то, что острота боли со временем
притупляется. Подобную ситуацию описывает
С.Ольшанский. Он утверждает, что
большинство родителей испытывают
хронические страдания («хроническую
боль»), чего специалисты, которые должны
им помочь,
не принимают во внимание. Такие родители
находятся в этом
состоянии постоянно, независимо от
того, живет ребенок в семье
или находится в специальном (коррекционном)
учреждении.
Некоторые родители уходят в себя,
прерывают все связи со знакомыми
и друзьями, другие, напротив, в поисках
помощи стремятся
к возможно более широким контактам.
Очень
большое значение имеет внутрисемейное
положение ребенка как члена семьи.
Он влияет на жизнь и деятельность
остальных
членов семьи и изменяет динамику
внутрисемейных отношений.
Чтобы включиться в жизнь семьи, у него
должны быть сформированы
хотя бы минимальные зачатки интеллектуального
и эмоционального
поведения. Отсутствие социального опыта
у ребенка приводит
к отрицательной форме поведения
окружающих людей, что может вызвать у
него фрустрацию. Если же семья его
принимает,
он может научиться многим простым вещам
и усвоить обычные
нормы поведения. Исходя из вышеприведенных
данных можно
выделить три наиболее важных свойства
родительской
позиции, особенно благоприятных для
развития
ребенка, которые должны сформировать
у родителей специалисты.
Адекватность
оценки психических
и характерологических особенностей
своего ребенка и построение на этой
основе процесса воспитания.
Динамичность
—
как способность изменять методы и формы
общения
и воздействия на ребенка применительно
к ситуации и условиям
жизни семьи.
Прогностичность
— как
направленность воспитательных усилий
в будущее.
В
специальных исследованиях (Е.А.Игнатьева)
установлено, что
практически все дошкольники с нарушением
интеллектуальной
деятельности владеют точными сведениями
о составе семьи. У многих детей выявлено
ощущение отверженности, отгороженности
в системе семейного функционирования.
Установлено,
что родительское отношение зависит от
степени тяжести интеллектуального
нарушения. Как правило, при более легкой
степени
интеллектуального нарушения отношение
к нему характеризуется
адекватным восприятием его особенностей,
конструктивными
формами поведения. При умеренных,
глубоких степенях
нарушений отношение взрослых принимает
дисфункциональный
характер, а взаимодействие отличается
деструктивными
формами контроля и поведения (жесткое
доминирование, попустительство).
В
настоящий период развития специальной
педагогики мысль о
влиянии семьи на возникновение позитивного
прогноза в развитии
ребенка с интеллектуальными нарушениями
стала очевидной,
а необходимость работы с семьей осознается
все острее. Осуществляя
комплексный подход к ребенку, имеющему
интеллектуальное нарушение, работает
междисциплинарная команда специалистов
— невролог, психиатр, олигофренопедагог,
логопед и другие.
В рамках собственной деятельности
каждый специалист проводит специфическую
работу с родителями. В специальной
педагогике
была разработана комплексная
коррекционно-развивающая
программа, направленная на оптимизацию
детско-родительских
отношений. При построении программы
как базовые выделены принципы
обязательной связи коррекционного
обучения с социальным воспитанием;
неразрывности процессов обучения и
воспитания; осуществления целенаправленного
обучения с ориентацией на особенности
сензитивного периода развития;
преемственности образовательных
программ; включения семьи в
коррекционно-педагогический
процесс. Реализация таких программ
взаимодействия
должна проходить комплексно. Это может
происходить
в специальном (коррекционном) учреждении,
в медико-психолого-педагогическом
социальном центре и т.д. Комплексность
обеспечивается взаимодействием
подсистем, включенных в отношения с
ребенком данной категории.
В
основное содержание деятельности
психолого-педагогического
консилиума
входят
анализ путей развития каждого ребенка,
обсуждение
направлений коррекционной работы
специалистов учреждения в рамках
программы оптимизации, разработка
оптимальных
форм взаимодействия с родителями по
вопросам обучения
и воспитания ребенка данной категории.
На
лекционных
занятиях в
родительской группе, которые проводят
специалисты образовательного учреждения,
осуществляется
просвещение близких взрослых в области
коррекционно-развивающей
деятельности, родители знакомятся с
приемами и методами работы в процессе
эффективного взаимодействия с ребенком.
Семинары и тренинги направлены на
формирование адекватного
восприятия ребенка родителями.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Эффективность работы с инвалидом вследствие поражения опорно-двигательного аппарата находится в тесной зависимости от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой помощи семья нуждается постоянно, независимо от возраста больного. Более того, по мере взросления ребенка возрастает значение психологической помощи, так как ситуация в семье непрерывно усложняется. По нашим наблюдениям, все семьи, имеющие детей-инвалидов с двигательными нарушениями, можно условно разделить на три группы:
-семьи, которые в течение определенного времени после постановки диагноза могут достигнуть внутрисемейной и социальной (внесемейной) адаптации;
-семьи, которые, несмотря на усилия и помощь, не достигают стабилизации поведения; в этих семьях не формируются правильные представления о положении ребенка, возможностях его лечения и развития;
-промежуточная категория семей, т. е. семьи с отклонениями во внутрисемейной и внесемейной адаптации.
Трудно выявить статистически значимую зависимость между особенностями семейной адаптации и клиническими характеристиками больного ребенка. Существуют предварительные данные, которые указывают на то, что наибольшие трудности испытывают семьи, имеющие детей с ДЦП и умственной отсталостью, а наиболее благоприятны семьи, воспитывающие ребенка с легкими проявлениями основного заболевания (В. В. Ткачева, 1999). В адаптации семьи большую роль играют личностные особенности родителей, особенно матери. Влияние этого фактора убедительно показано в работах В. А. Вишневского и В. В. Ткачевой, описавших различные типы реагирования на факт установленного у ребенка заболевания (паранойяльные тенденции, депрессия, реакция отказа, адекватное реагирование ит. д.). Огромна роль здорового психологического климата в семье, где растет инвалид с детства вследствие ДЦП. Отсюда важность психотерапевтической и психокоррекционной работы с семьей инвалида.
Психолог образовательного учреждения располагает уникальными возможностями для коррекционной работы с ребенком и его семьей. В отличие от психолога, работающего в клинике или реабилитационном центре, он может встречаться с ребенком в течение нескольких лет, наблюдать тончайшие изменения в его психологическом статусе. Эти изменения определяются не только работой психолога, но и семейной ситуацией, отношением к ребенку членов его семьи. Роль семьи в реабилитации детей с ограниченными возможностями трудно переоценить: родители и другие родственники ребенка могут стать союзниками профессионалов (врачей, педагогов, психологов), а могут сознательно или бессознательно препятствовать реабилитационному процессу. <…>
Рождение ребенка с отклонениями в развитии — большое потрясение для семьи. Условно можно выделить несколько стадий приспособления к этой ситуации (L. Miller, 1968; О. К. Агавелян, 1989; В. В. Юртайкин, О. Г. Комарова, 1996). Первая стадия — стадия шока, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного» в происшедшем, обвиняя друг друга или врачей. Иногда агрессия обращается и на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. В семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат. Можно встретиться с реакцией отрицания: родители не верят, что ребенок родился с отклонениями в развитии.
Вторую стадию некоторые авторы называют фазой скорби — скорби по желанному здоровому ребенку. Отношение к аномальному ребенку зачастую лишено непосредственности: родители начинают понимать, что они ответственны за него, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ребенком, ищут совета у специалистов.
Наконец, третья стадия — стадия адаптации. Родители «принимают» сложившуюся ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье есть аномальный ребенок. Показателями адаптации являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Спонтанная адаптация может пойти разными путями — от нахождения высшего смысла в происшедшем до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот, пособий и пр. Конечно, говорить об адаптации можно лишь с большой долей условности: подавляющее большинство родителей живет в условиях постоянного психологического стресса большей или меньшей степени выраженности, поскольку по мере взросления ребенка появляются новые проблемы, которые необходимо решать. Но даже эта условная адаптация происходит не всегда.
Родители часто испытывают чувство неполноценности, ущербности, усугубляемое, к сожалению, отношением окружающих к ним и ребенку, которое может быть неблагоприятным. Даже если семьи не распадаются, в них нередко возникают проблемы межличностных отношений, конфликты по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним. Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают.
Существуют различные классификации типов неправильного воспитания. Одна из классификаций выделяет следующие типы неправильного воспитания: 1) гипопротекция (безнадзорность); 2) доминирующая гиперпротекция (мелочный контроль); 3) потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи»); 4) эмоциональное отвержение; 5) гиперопека и симбиоз; 6) воспитание посредством нарочитого лишения любви; 7) воспитание посредством вызова чувства вины.
Все эти типы воспитания так или иначе деформируют личность ребенка, затрудняют его дальнейшую социальную адаптацию.
В работах И. И. Мамайчук с соавторами (1989) и В. В. Ткачевой (1988) показано, что в семьях, где воспитываются дети с ДЦП, наиболее частый тип отношений — гиперопека, тормозящая личностное развитие ребенка, лишающая его самостоятельности, способствующая закреплению тормозимых черт личности и формированию нереальных планов на будущее. В то же время в части семей наблюдается эмоциональное отвержение больного ребенка, что ведет к формированию у него чувства неполноценности, неуверенности в себе, а при неустойчивом типе характера вызывает реакции активного протеста. В исследовании В. С. Чавес (1993) показано, что в общении с подростком, больным ДЦП, родители используют стиль потворствующей протекции, который проявляется в удовлетворении любых потребностей без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания способствует развитию эгоцентризма, повышенной зависимости от родителей.
Таким образом, с учетом описанной социальной ситуации развития ребенка в семье, основные направления в работе специалистов представляются следующими:
-гармонизация семейных взаимоотношений;
-установление правильных детско-родительских отношений;
-помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических);
-помощь в решении личных проблем (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением аномального ребенка;
-обучение элементарным методам психологической коррекции (аутогенной тренировке, элементам игротерапии, сказкотерапии и т. п.);
-помощь в выборе профессии и места получения профессионального образования.
Приоритетность тех или иных направлений в работе определяется после исследования семьи, бесед с родителями и ребенком, психодиагностических исследований. Соответственно и сама работа может строиться в моделях психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии (хотя надо заметить, что такое разделение весьма условно). Конкретные формы работы зависят от задач, стоящих перед психологом, и его профессиональной подготовки. Это могут быть и родительские клубы, и систематические занятия, и индивидуальная работа с матерью или отцом. Поведенческий тренинг, групповые дискуссии, игры инсценировки, родительские сочинения — все это и многое другое может быть использовано для работы с семьей.
В ходе изучения удалось описать группу семей, особенно нуждающихся в помощи психолога. Исследование показало, что более 40% матерей испытывают глубокое чувство вины, вплоть до суицидальных мыслей. Родители испытывают страх перед будущим, чувство собственной неполноценности, ощущение беспомощности. Эта сложная гамма переживаний выбивает людей из привычных рамок поведения, что сказывается как на внутрисемейных, так и на внесемейных контактах. Из общего числа обследованных нами семей в 27% случаев родители были одиночками. Некоторая часть семей не выдерживает испытаний, связанных с рождением проблемного ребенка, и распадается, что оказывает неблагоприятное влияние на развитие самого ребенка.
Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве случаев носит традиционный характер. Проблемы, связанные с обеспечением жизнедеятельности семьи, воспитание и обучение больного ребенка ложатся в первую очередь на женщину. Отец больного ребенка в основном обеспечивает экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения такого ребенка и не исключается, как мать, из жизни социума. Отец ребенка меньше, чем мать, проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием своих семейных обязанностей. В связи с этим психика отца не подвергается патогенному воздействию стресса столь же интенсивно, как психика матери больного ребенка.
Общее состояние родителей можно охарактеризовать как «внутренний» (психологический) и «внешний» (социальный) тупик. В. В. Ткачева выделила три уровня качественных изменений, имеющих место в семьях данной категории: психологический, социальный, соматический. На психологическомуровне у матери ребенка наблюдается
Стресс, имеющий пролонгированный характер, который оказывает сильное деформирующее воздействие на психику других членов семьи и становится условием резкого, травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. На социальномуровне наблюдается утрата контактов, семья становится малообщительной, избирательной в связях; происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребенка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы. На соматическом уровне возникает патологическая цепочка: заболевание ребенка ведет к психогенному стрессу у матери, который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические заболевания.
Нами выделены следующие признаки, которыми характеризуются неблагополучные («деструктивные», «дисфункциональные») семьи:
-постоянные жалобы на ситуацию;
-саботаж реабилитационных мероприятий;
-гиперопека больного ребенка;
-наличие замкнутых систем «мать — ребенок»;
-большое число соматических жалоб со стороны членов семьи;
-социальная депривация, сознательное ограничение социальных контактов.
По мере взросления больного ребенка ситуация может измениться и появляются новые признаки:
-выраженная враждебность по отношению к ребенку-инвалиду;
-избегание его.
Два последних признака особенно часто появляются тогда, когда у ребенка имеет место выраженная двигательная патология и деформации лица, т. е. при наличии внешних, видимых окружающим дефектов.
В неблагополучных семьях выявляются такие особенности психологического климата, как конфликтность, отсутствие организованности, противоречивость, несогласованность требований, предъявляемых ребенку. У родителей формируется своеобразный защитный (компенсаторный) психологический механизм — необоснованная вера в возможность полного излечения ребенка. Они тратят огромные средства на лечение ребенка у знахарей, «целителей», часто меняют врачей и методы лечения. «Хождение по кругу» отнимает у них силы, отвлекает их от продуктивных социальных контактов и принятия необходимых мер. В этих семьях матери, теряя основную профессию, не стремятся к перепрофессионализации; семьи проявляют выраженные иждивенческие тенденции, неготовность к активной деятельности, склонность полагаться больше на внешние обстоятельства, чем на собственные усилия. Таким образом, основная масса семей, имеющих ребенка-инвалида вследствие ДЦП, характеризуется феноменом «социального иждивенчества».
Семье, в которой есть больной ребенок, прежде всего необходимо помочь овладеть ситуацией, раскрыть нравственные, психологические ресурсы, которые есть у каждого из ее членов. С этой целью психолог и другие специалисты могут пользоваться системой, апробированной нами в течение многих лет консультативной работы. На первом этапе необходимо помочь семье проанализировать, каковы возможные источники поддержки (материальные, нематериальные); существующие резервы (кто может помочь? как наиболее эффективно использовать помощь?); проблемы, требующие решения (материальные проблемы — деньги, питание, специальные приспособления, одежда, транспортные средства, медицинская помощь, лекарства и т. д.; нематериальные проблемы — дефицит общения, эмоциональные переживания, организация досуга и др.)-Далее важно помочь проанализировать, какой способ реагирования на ситуацию предпочитается в семье и насколько он эффективен. Мы сталкивались со следующими типами стратегии поведения в подобных ситуациях:
-игнорирование проблем — члены семьи не осознают, что проблемы, связанные с наличием в семье инвалида, будут постоянно; надеются на быстрое и полное выздоровление;
-сравнение с жизнью других семей и нахождение каких-либо преимуществ в своем положении;
-духовная поддержка друг друга, поиски и нахождение высшего смысла в сложившейся ситуации (характерно для религиозных семей);
-поиск помощи государственных и общественных организаций (встречается наиболее часто);
-переоценка проблемы, формулирование адекватной защитной психологической позиции, механизмов, направленных на уменьшение эмоционального стресса. <…>
Необходимо помочь семье выработать правильное отношение к реакции окружающих на внешние проявления двигательного и речевого дефекта у ребенка с ДЦП. Эти проявления вызывают иногда у окружающих любопытство или брезгливость, оскорбительные как для больного ребенка, так и для его родных. Члены семьи должны преодолеть болезненную реакцию на неблагоприятное отношение окружающих. Для этого необходимо следующее:
-члены семьи должны понять, что предрассудки в отношении физического уродства — результат невежества, а не негативного отношения к конкретному ребенку;
-членам семьи следует обсудить между собой (возможно, совместно с психологом или другим специалистом) те переживания, которые вызывает у них отношение окружающих к ребенку, и понять, что часто эти люди не испытывают негативного отношения к больному, и чувство стыда и ущербности, переживаемое родными, носит субъективный характер, отражает действие длительной психотравмирующей ситуации;
-необходимо помочь членам семьи определить приоритеты — важней ли для них избежать предубежденности окружающих или их собственная свобода удовлетворять свою потребность в социальных контактах, появляясь с ребенком в общественных местах.
Последняя задача является наиболее трудной. Всегда остается некоторая доля семей, скрывающих ребенка от окружающих. Как правило, это семьи, стремящиеся во что бы то ни стало сохранить свой престиж в глазах знакомых и болезненно переживающие любые неудачи.
В развитии взаимоотношений между членами семьи и больным ребенком, а также друг с другом выделяется несколько кризисных моментов, связанных с определенными возрастными этапами развития ребенка. Особую остроту эмоциональные переживания родителей приобретают в следующие периоды:
-рождение ребенка с признаками перинатального поражения ЦНС и установление диагноза ДЦП;
-решение вопроса о возможности, форме и программе школьного обучения;
-вступление ребенка в подростковый возраст и необходимость профессионального выбора.
Именно в эти периоды организация консультативной и коррекционной помощи особенно необходима. В системе специального образования следует развивать психологическую службу, задачей которой должно стать оказание помощи семьям, имеющим детей с проблемами в двигательном развитии. <…>
Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 4351; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10366 — | 7650 — или читать все…
Читайте также:
Источник