Работа с родителями ребенка имеющего проблемы в развитии

Работа с родителями ребенка имеющего проблемы в развитии thumbnail

Психологическая работа с родителями,
имеющими детей с интеллектуальными нарушениями.

Программа психологической помощи родителям детей с нарушением интеллекта имеет следующие основные цели:

  • изменение отношения родителей к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия;

  • оказание помощи родителям в выработке эффективного стиля общения с ребенком;

  • обучение родителей приемам бихевиоральной модификации поведения ребенка;

  • оказание эмоциональной поддержки родителям, снятие у них напряжения и тревоги;

  • привлечение родителей в процесс развития, обучения и воспитания детей.

      Для достижения этих целей использовались такие виды психологической помощи, как:

  • индивидуальное консультирование,

  • групповая работа,

  • просвещение,

  • активное взаимодействие специалистов и родителей,

  • активное вовлечение родителей в жизнь школы.

Индивидуальные консультации.

Первым и важным этапом в оказании психологической помощи родителям детей с нарушением интеллекта явилась индивидуальная консультативная работа.
      В процессе этой деятельности, во-первых, выявляются родители, остро нуждающиеся в психологической помощи, во-вторых, определяются общие проблемы семей, в которых воспитываются дети с интеллектуальной недостаточностью.
      Индивидуальные встречи позволяют понять, что волнует родителей, и в какой помощи они нуждаются.
      Немало матерей рождение умственно отсталого ребенка воспринимает трагически, что приводит к эмоциональному стрессу, усталости и, как следствие, агрессии.
Консультативные беседы показывают, как разнятся позиции родителей по отношению к ребенку и к особенностям его развития, как по-разному они реагируют на действия детей. 
      Одни — растеряны, жалуются, что им никто не помогает, им нужна, прежде всего, эмоциональная поддержка, сочувствие.
      Другие нуждаются в получении информации о психофизических особенностях и возможностях своего ребенка, они настроены на поиск путей решения проблем.
Исходя из потребностей матерей, совместно с ними разрабатывается план действий.
      Психологом ведется работа по формированию у родителей позитивного взгляда на ребенка, оказывается эмоциональная поддержка тем, кто по-прежнему испытывает чувство вины, проявляет тревожность. Постепенно сотрудничество с родителями становится все более плодотворным.
      Особое внимание на повторных консультациях уделяется обучению родителей умению общаться с ребенком. Родители описывают то поведение, которому они хотят научить ребенка. По желанию родителей составляется программа индивидуальной помощи ребенку. Мать или отец привлекается к работе по формированию у ребенка общей способности к учению, развитию познавательных процессов.

Родительский тренинг.

      Большую роль для оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания и развития детей играет групповая работа. С родителями проводится тренинг родительской компетентности.
Тренинг состоит из трех этапов:

I этап — установочный.
Его цели: 

  • создание группы;

  • установление отношений доверия;

  • снятие у родителей эмоционального напряжения.

II этап — коррекционный.
Его цели: 

  • обучение родителей способам коммуникации с ребенком через ролевые игры,

  • демонстрация эффективного общения с ребенком;

  • овладение родителями техникой бихевиоральной модификации поведения ребенка;

  • повышение чувствительности матерей к проблемам ребенка и эмоциональному состоянию детей;

  • информирование родителей о психологических особенностях умственно отсталых детей.

III этап — завершающий.
Его цели: 

  • закрепление полученных навыков;

  • создание положительного эмоционального настроя и желания использовать полученные знания и умения за пределами коррекционной группы.

      Рассмотрим основные проблемы родителей, которые могут обнаружиться в ходе тренинга:

  1. Преодоление трудностей в различных видах деятельности.

  2. Многих матерей волнуют трудности, испытываемые ребенком в учебе и поведении.

  3. Неумение ребенка общаться. Нарушение социальной адаптации.

  4. Большая часть матерей высказывает беспокойство по поводу неумения ребенка общаться с близкими и окружающими.

  5. Потенциальные возможности ребенка.

  6. Прогноз социального становления ребенка.

По мере проведения занятий обнаруживается, как меняется эмоциональное состояние родителей. Часть из них испытывают потребность в практических советах. У части появляется мотивация на дальнейшую работу. Для многих матерей важна получаемая поддержка и опора со стороны второй половины.
      По мере проведения тренинговых занятий высказывания родителей о ребенке становятся более обстоятельными, продуманными — все это говорит о том, что напряжение, чувство одиночества, безысходности постепенно уступает место уверенности в возможность помочь ребенку социально адаптироваться. На занятиях решаются задачи повышения психолого-педагогической грамотности родителей, повышение сензитивности к ребенку через моделирование типичных ситуаций внутрисемейного общения и взаимодействия с ребенком. Им предлагается обсудить бытовые ситуации и найти свой способ решения. После моделирования ситуаций родители обмениваются мнениями, рассказывают, что они чувствуют, они начинают лучше осознавать свое общение с ребенком, видеть свои ошибки.  

     В ходе тренинга можно использовать техники бихевиоральной модификации поведения ребенка.

На первом этапе    матерям предлагается составить список беспокоящих их форм поведения ребенка.
      Обсуждение представленных списков позволяет выделить простые и понятные поведенческие «мишени»:

«берет чужое без спроса»,

«бьет брата»,

«кричит в автобусе»,

«отказывается делать уроки» и т. п.

      Анализ проблем позволяет родителям критически их осмыслить и отказаться от значительной части претензий, обусловленных излишней тревожностью («не любит, когда ему делают замечание», «не всегда слушается старших»).

Первый этап заканчивается построением так называемой «лестницы проблем», на нижней ступеньке которой располагается самая простая, конкретная и наиболее реально достижимая поведенческая «мишень», а на каждой последующей — по одной мишени, которые отличаются друг от друга постепенно возрастающей степенью трудности.
Затем лестница графически изображается на бумаге, что облегчает соблюдение принципа последовательного решения сформулированных проблем.

Второй этап заключается в протоколировании ситуаций, связанных с возникновением той или иной поведенческой проблемы, составлением каталога подкреплений и наказаний в качестве положительных и отрицательных стимулов. 
      Моделируя различные поведенческие ситуации, матери учатся использовать как позитивные, так и негативные подкрепления.

Третий этап представляет собой практическое осуществление программы коррекции поведения ребенка, проводимой родителями.
      Родители анализируют свои реакции на «плохое» поведение ребенка, делятся опытом использования стимулов, подавляющих нежелательное поведение и формирующих желательное. Высказывания родителей показывают, что они более внимательно и критически оценивают причины отклоняющегося поведения детей и собственное реагирование на такое поведение.
      В конце групповых занятий ведущий просит родителей поделиться впечатлениями от тренинга.

Просвещение родителей.

Основными формами деятельности с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии, являются:

  • родительские конференции,

  • «круглые столы»,

      Лекции на следующие темы: Повышение знаний родителей об интеллектуальном дефекте и формирование у них практических навыков по преодолению и предупреждению у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности; Привлечение родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка.

Темы лекций и конференций охватывают широкий круг проблем:

  • Взаимодействие школы и семьи — важнейшее условие социального развития личности ребенка»,

  • Основа семейного воспитания — здоровый образ жизни»,

  • Как воспитывать культуру поведения аномального ребенка»,

  • Психофизиологические возможности детей и посильная трудовая деятельность» и другие.

На первой лекции предлагается список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны, а также дополнить вопросами, которые не представлены, но важны для них.

Взаимодействие специалистов и матерей.

Совместное обучение матерей и детей проводится разными специалистами в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

Цели занятий:

Развитие потенциальных возможностей ребенка с умственным дефектом.

Обучение матери психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком;

Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности аномального ребенка;

Формирование средств речевого общения и умений практического их использования.

      Логопед на совместных занятиях показывает речевые упражнения, обучая матерей проведению их в домашних условиях.
      Социальный педагог

  1. знакомит родителей с деятельностью организаций, занимающихся вопросами защиты материнства и детства, опекунством и попечительством, с законодательством по защите прав ребенка, с организацией учебно-воспитательного процесса в профессиональных училищах;

  2. проводит экскурсии на предприятия и профессиональные училища;

  3. обучает родителей и детей составлять деловые бумаги (адрес, заявление, автобиография и др.).

       На практических занятиях, проводимых педагогами, матери в процессе совместной деятельности осваивают специальные коррекционные приемы и навыки, направленные как на освоение определенной темы, так и на общее развитие ребенка.
      Параллельно с совместными групповыми занятиями проводятся индивидуальные практикумы, на которых закрепляются навыки и умения совместной деятельности родителей и детей.  

     Темы занятий определяются запросами матерей и наблюдениями специалистов за динамикой развития конкретного ребенка.

Источник

Особенности работы с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии.

Гончарук Л.В., Колосенко О.Ф.

Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, родительские трудности, родительская позиция, социальная адаптация.

Одной из основных задач общества в эпоху гуманизации является содействие реализации духовных и физических сил каждого человека, обеспечение гармоничного личностного развития каждого. Не всегда условия, в которых происходит развитие человека, являются оптимальными. Часто в силу различных вредоносных факторов, личностное развитие проходит под воздействием нарушающих его нормальный ход факторов. Личностное развитие детей с ОВЗ с необходимостью происходит в условиях того или иного вида депривации: сенсорной, моторной социальной или коммуникативной. Проблема полноценной интеграции в социум, повышения качества жизни инвалидов и их семей была и остается актуальной. С каждым годом в нашей стране число детей с ТМНР увеличивается. Причин тому много: ухудшение состояние экологии, снижение уровня жизни, алкоголизация населения, наркомания, прогресс медицины — снижение детской смертности и возможность выживания детей с ОВЗ.

В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев: «Пусть в силе будет тот закон,- писал Аристотель, — что ни одного калеки ребенка кормить не следует», до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям: — «Из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека», — утверждал Я. А. Коменский. В середине XIX в., данная проблема начинает рассматриваться уже как научная. Разработкой вопросов воспитания и обучения детей с аномалией развития занимались А. Бине, Т. Симон, Д. Бурневиль, Г. Даниэль, Ж. Филипп, Ж. Декроли и др. Первый отечественный опыт работы с аномальными детьми появился в начале XIX века. И уже в это время практиковалась возможность использования семейного окружения для оказания помощи при лечении больных (И.Ф. Рюль, П.П. Кащенко, С.С. Корсаков, Г.Г. Дикгоф, А.И. Скребицкий и др.) В начале XX века проблема помощи аномальному ребенку нашла в разработках многих ведущих психиатров, педагогов, психологов. Вопрос о роли семьи в оказании помощи ребенку с нарушениями в развитии был отражен и в трудах Л.С. Выготского. Он считал, что «решает судьбу личности, в конечном счете, не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально — психологическая реализация». Л.С. Выготский рассматривал дефект как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению успешной интеграции ребенка с нарушениями развития в общество. Современный этап характеризуется поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей с особенностями развития. В психолого-педагогических трудах появились работы, свидетельствующие о необходимости изучения всего спектра проблем семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития ( А. И. Захаров, И.В. Добряков, Р.В. Овчарова, О.В. Защиринская, А.К. Осипова, А.Я. Варга., Э.Г. Эйдемиллер, Т.Г. Горячева, Е.Е.Чепурных, И.И. Мамайчук, Е.Е. Алексеева, И.М. Никольская, Синягина Н.Ю., Ткачева В.В.,А.Я. Варга , Д. И. Исаев, А. А. Михеева, В. Н. Касаткин, В. А. Ковалевский и др.) Ученые указывают на то, что социализация, ребенка с ограниченными возможностями, его интеграция в общество, невозможна без приобщения к процессу родителей. Семья — это живой организм, в котором роли, действия членов семьи составляют ее жизненный баланс и являются условием жизнеспособности всех. Ребенок часть этого организма, и от благополучия каждого в семье зависят шансы на решение проблем ребенка. На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт точно определяет позицию семьи в образовательном пространстве — позицию активного участника, партнера.

Анализ опыта коррекционной работы с родителями пятиклассников ГБОУ ШИ 16, позволил выделить ряд родительских трудностей, которые зачастую являются серьезной проблемой в воспитании ребенка имеющего ограниченные возможности. Все родители ответили что, как правило, с появлением в семье ребенка с ОВЗ увеличиваются материально – технические, финансовые, жилищные проблемы. Многие родители переживают — их волнует страх ответственности, отрицание проблемы или ее гиперболизация, ожидание и вера в чудо, больной ребенок как наказание за что-либо, часть из них не воспринимает больного ребенка и т.п.. У 20 процентов семей произошел развод родителей, вторичное замужество. 3% детей проживают в детских домах. 2% родителей ответили — наличие ребенка – инвалида сказывается и на других детях в семье – меньше внимания, участия, заботы, редко ходят в театры, музеи, посещают выставки. 3% родителей испытывают недоброжелательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом

( нарушение спокойствия, тишины). С ними мало общаются здоровые сверстники. 10 % респондентов отметили, что испытывают недостаток знаний об особенностях нарушения у ребенка; отсутствие опыта у родителей; личностные особенности родителей (психосоматический тип, невротический тип, авторитарный тип.

Ряд исследователей проблему родительских трудностей личного характера ставят на первое место. Так Е.Е. Алексеева считает, что трудности взаимоотношения детей с родителями связаны с мерой ответственности, с нереализованными надеждами, ожиданиями, целями. Амбивалентность чувств родителей к ребенку и в свою очередь амбивалентность чувств ребенка к собственным родителям – усиливается при ошибочных позициях родителей. В результате родители не только не способствуют улучшению ситуации вокруг своего нездорового ребенка, но являются одним из причин его дезадаптации. Влияние личности родителей на ребенка с нарушениями развития изучал А.И. Захаров. Среди неблагоприятных черт родителей, негативно воздействующих на личность ребенка, он выделил:

— сензитивность — повышенная эмоциональная чувствительность;

— аффективность — эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения;

-тревожность — склонность к беспокойству;

— доминантность — стремление играть ведущую роль;

— эгоцентричность — фиксация на своей точке зрения;

— гиперсоциальность — утрированное чувство долга;

— противоречивость личности в целом (вытекающая из комплекса предыдущих личностных характеристик;

— агрессивность.

Проблема агрессивности подростков стоит особенно остро, подростковый возраст в психолого – педагогической литературе традиционно считается трудным, критическим. Для подростковой агрессии в целом характерны следующие особенности : высокая аффективная заряженность, импульсивная реакция, на фрустрирующую ситуацию, непродолжительность во времени, нередко критический выход реагирования ,достаточность слабой стимуляции, недифференцированная направленность реагирования, высокий уровень готовности к агрессиии .Выявлению влияния семейного воспитания на агрессивность детей посвящено множество исследований. Так Бандура и Уолтерс установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей, то дети становятся еще агрессивней. А. Бандура отмечает, что у ребенка непоследовательные наказания ассоциируются с агрессией. Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике, по сути дела учат игнорировать их самих. Несмотря на различные подходы к проблеме агрессивности большинство исследователей сходятся в одном: истоки агрессивности лежат в семье и она является фактором, обусловливающим и подкрепляющим агрессивное поведение детей. Наше исследование было направлено на выявление взаимосвязи между особенностями родительского воспитания и агрессивным поведением подростка с ОВЗ. Были обследованы 3 подростка в возрасте 12 — 13 лет. Использовались следующие методы: индивидуальная беседа и наблюдение, опросник Басса- Дарки, опросник АСВ, личностный опросник Кеттелла, опросник «Подростки о родителях». Все дети показали высокий результат по индексу агрессивных реакций. По индексу враждебный R—показатели выше нормы, опросник АСВ позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений, исследования показали, что у родителей агрессивных подростков наблюдается большое отклонение в воспитании: неустойчивый стиль воспитания, недостаточность требований обязанностей, воспитательная неуверенность, минимальность санкций, чрезмерность требований – запретов. Агрессивность вызывается не только дефицитом признания и любви, не только отсутствием контроля , но и активным стремлением подростка устранить конфликтную ситуацию любыми средствами. использование агрессивных действий для самоутверждения и самореализации встречаются и у детей и у взрослых. Причиной чаще всего является недостаток средств, используемых в собственной деятельности и во взаимодействии с другими людьми, и задача родителей научить детей выражать свою враждебность социально приемлемыми способами, наша задача — помочь родителям скорректировать недостатки семейного воспитания, оказать психолого – педагогическую поддержку этим родителям.

Опираясь на имеющийся опыт коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения развития и их семьями полагаем, что основным направлением в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья должна стать, прежде всего, помощь родителям:

 Помощь при переживании негативных эмоций (особенно важно для семей, чей ребенок имеет множественные нарушения), формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка;

 Формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний;

 Формирование эффективной родительской позиции;

 Обучение родителей коррекционно-развивающему и поддерживающему взаимодействию с ребенком;

 Стимулирование личностного развития родителей как мощного внутреннего ресурса. Практика показала, что далеко не каждая семья нуждается в терапевтической работе, или широкой разнонаправленной помощи специалистов. Семья нуждается в психологической помощи в тех случаях, когда возможности преодоления проблемы оказываются недостаточными в сопоставлении с имеющимися нагрузками. Исходя из этого, целью психологической поддержки становится высвобождение возможности развития в семье, активизация имеющихся ресурсов, как справедливо отмечает Ф. Маттеят. При разработке вариантов помощи необходим детальный анализ семейной ситуации и трудностей, испытываемых непосредственно родителем, необходимо очертить границы помощи и придерживаться этих границ в практической работе. Таким образом, в результате изучения научной литературы по проблеме и анализа практической работы специалистов сопровождения, мы предположили, что эффективность коррекционного воздействия на ребенка ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от позиции родителей. Она должна характеризоваться адекватностью, изменчивостью, прогностичностью, что будет способствовать его адекватному развитию продуктивной социализации и социальной адаптации ребенка. Для проверки гипотезы мы определили ряд широких задач, включающих спектр диагностических и коррекционных воздействий: — Изучить и детально проанализировать специфические трудности родителей больного ребенка;

— Разработать уровневую психолого-педагогическую программу преодоления трудностей воспитания для родителей детей с отклонениями в развитии, которая включала бы в себя различные формы психо-коррекционной работы, и с помощью которой могут быть преодолены личностные проблемы родителей;

— Провести апробацию программы, каждого ее уровня: 1-лекторий (консультация), 2-занятия с использованием АМО, 3-тренинг, 4-психотерапия.

Таким образом, приоритетом в сопровождении детей имеющих ограниченные возможности здоровья должна стать работа с семьей, как главное условие социальной адаптации ребенка. Критериями готовности родителей к коррекционно-направленному воспитанию особенного ребенка являются не только педагогическая грамотность, но и готовность к активному участию в воспитательном процессе. Инвалиды являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость ведут к духовной деградации всего общества. Гармонично организованная работа педагогов ОО с семьями, имеющими детей с ОВЗ гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса адаптации детей – инвалидов в коллективе сверстников.

Список литературы: Алексеева Е.Е., Что делать, если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет.- СПб.: Речь, 2008 -224с. . Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Хрестоматия.- СПб.: Речь, 2007.- 400 с. Психолого-педагогическая деятельность специалиста в сфере образования: Материалы международн. научно-практич. конф. (24-25 апреля 2010г.). СПб: Изд-во «Айсинг», 2010 -214 с. Нарушения психического развития у детей- междисциплинарная проблема: Материалы Всерос. научно-практич. конф. (1-2 декабря 2011г.).- Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2012.-164 с. 5. Зерницкий, О.Б., Родительство в семьях с детьми с ограниченными возможностями: проблемы, установки, поддержка. // Бандура А.Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО,2014 Скворцов В.Н., Кобрина Л.М., Логинова Е.Т., Мироненко И.А. Интеграция лиц с ОВ. Международный журнал экспериментального образования – 2015.№10 С.144-145

Источник