Работа с родителями по развитию коммуникативных качеств у ребенка

Ольга Елшина
Организация работы с детьми и родителями по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Целью данной работы является формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников, повышения у них уровня межличностного общения, а также повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей по вопросам коммуникативной компетенции их детей.

Перед нами стояли следующие задачи:

1. Развитие у детей навыков общения со сверстниками.

2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения, развитие групповой сплоченности и доброжелательной обстановки в коллективе.

4. Повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения.

данная работа включала два направления:

1) Работа с детьми

2) Работа с родителями

Работа с детьми началась с создания условий для комфортной, эмоционально-благоприятной среды в группе. Для этого мы совместно с детьми придумали «ковер мира», расположенный в игровой зоне. Это позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их осуждением проблем друг с другом. Так же был создан «уголок настроения» и «светофор настроения» для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Для отслеживания настроения у детей также проводилась игра «Расскажи свое настроение» с использованием пиктограмм с изображением различных эмоций.

Совместно с детьми, в форме беседы, мы обсудили правила общения между собой, что можно, а что нельзя. Беседа была проведена в легкой игровой форме, что способствовало хорошему настроению детей во время беседы и их положительного настроя на данную тему. Также с детьми были проведены беседы о дружбе и о ссорах. После этого мы создали коробочку «Мирилку» и разучили с детьми тексты «мирилок».

На развитие коммуникативных навыков были проведены игры «Где мы были мы не скажем, а что делали — покажем»,игра «Свободное место»,игра «Испорченный телефон», игра «Ручеек». Для закрепления умений невербального общения были проведены игры «Угадай-ка», «Скульпторы». Все эти игровые упражнения использовались с целью двигательного раскрепощения детей, преодоления их скованности.

Также проводились беседы с детьми по прочитанным ранее сказкам и рассказам: русским народным сказкам «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»; «Волшебное слово» В. Осеевой; «Как слон спас хозяина от тигра» Б. Житкова; «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен.

В качестве продуктивного вида деятельности использовали рисование на тему «Я и мое настроение».

Одним из важных условий эффективной работы по формированию коммуникативных навыков у детей является вовлечение родителей в образовательный процесс. Осуществляя работу с родителями, мы учитывали, что «субъект-субъектные» отношения в семье предполагают:

— гуманные отношения между супругами в процессе общения, косвенно

влияющие на взаимоотношения детей;

— гуманные отношения между детьми, являющиеся результатом

воспитательной деятельности родителей.

Принимая это во внимание, родителям мы предложили родителям два вида рекомендаций направленных на: совершенствования собственных умений межличностного общения; формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей.

По второму направлению мы организовали разные формы работы с родителями. Большое значение придавалось консультативно-просветительской работе с семьями:

• Проведение обучающих консультаций на тему «Особенности коммуникативных умений старших дошкольников», «Что такое культура общения», «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного развития коммуникативных навыков ребенка».

• Проведение родительских собраний «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам формирования речевой культуры»

• Оформление информационных буклетов «Средства развития навыков общения», «Роль родителей в формировании коммуникативных навыков»

Организация семейных выставок «Мастерим вместе с папой», «Моя дружная семья».

Активно практиковалась такая форма работы с семьями воспитанников, как включение родителей в непосредственное общение с детьми:

— приглашение родителей на открытые занятия

— привлечение их к участию в детских праздниках, досугах, театрализованных представлениях, сюжетно-ролевых играх;

— вовлечение родителей в детско- родительские проекты «Моя родословная»

В ходе работы можно было отметить, что родители активно вовлекались в проводимые в детском саду мероприятия. Дети, после выходных, с радостью рассказывали о совместном отдыхе с родителями, посещении музеев, парков, выставок или просто просмотре вместе какого-нибудь фильма. Замечалась заинтересованность родителей в данной теме, их стремление активно участвовать в развитие дружеских отношений между детьми. Многие проявляли значительный интерес к проблеме общения детей, спрашивали совета что подсказать ребенку в той или иной конфликтной ситуации. Дети в свою очередь, стали больше рассказывать родителям о жизни в детском саду, с кем дружат, с кем ссорятся, кто делится игрушками, а кто наоборот иногда обижает. Между родителями и детьми, и между самими сверстниками возникли более добрые, доверительные отношения.

Источник

Наталья Ефимова
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников»

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников«

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями, воспитателями и сверстниками. Общение – это важный фактор превращения ребенка в успешного человека.

Каким ребенок станет в будущем, когда вырастет, зависит от семьи.

Детская психология выделяет несколько широко распространенных ситуаций воспитания, приводящих к коммуникативным проблемам:

Звездный ребенок – любой поступок этого ребенка вызывает восхищение всех членов семьи, которые мгновенно выполняют каждую прихоть любимого чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными и остро воспринимают отсутствие поклонения со стороны других людей.

Паинька детка – в этом случае родители ожидают от ребенка в первую очередь соблюдение внешних приличий и мало интересуются внутренней жизнью малыша. Таким образом, с самого раннего возраста нормой поведение становится лицемерие.

Трудный ребенок – он создает хлопоты, за что и получает бесконечные наказания, которые деформируют неокрепшую психику.

Золушка – этот ребенок старается угодить, но поощрение получают другие дети или взрослые. В итоге ребенок вырастает неуверенным и завистливым.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие коммуникативных способностей ребенка является психофизиологические и наследственные заболевания. Если у родителей есть подозрения о наличии у ребенка каких-либо проблем в общении или поведении, то необходимо обратиться к специалисту.

Только детский психолог способен установить причину коммуникативных проблем и найти пути и способы их преодоления.

Рекомендации родителям по коммуникативному развитию дошкольников

1) Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;

2) Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного) общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому-либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать и т. д. ;

3) Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;

4) Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой деятельности);

5) Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);

6) Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);

7) Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через игры «Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т. п., выразительное чтение сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);

8) Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;

9) Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за старание);

10) Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе);

11) Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

12) Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице, правилам поведения со взрослыми.

Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у детей коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Формирование коммуникативных качеств — важное условие нормального психологического развития ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба.

Источник

Автор: Колесникова Евгения Александровна

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в Законе РФ, ст.18: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи».

В «Концепции дошкольного воспитания» и «Положении о дошкольном образовательном учреждении» говорится о том, что одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

О важности проведения психолого-педагогической работы с семьёй свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей время не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребёнком. В связи с этим и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно, на развитии ребёнка.

Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.

Значительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается у детей дошкольного возраста, однако при этом ярко выделяется несоответствие между стремлением и умением общаться. Именно коммуникативная компетенция дошкольника влияет на его положение в коллективе, на взаимоотношения с детьми и взрослыми. Эта компетенция должна формироваться в дошкольные годы, и её формирование будет происходить более эффективно в результате повышения воспитательной активности родителей и культуры их общения в семье.

Работа с родителями — это сложная и важная деятельность педагога, на этапе овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия дошкольников с окружающими людьми, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Сюда входит также помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий для успешного формирования коммуникативной компетенции их ребёнка.

Следует отметить, что в присутствии родных овладение коммуникативной компетенцией происходит эффективнее, поскольку ребёнок чувствует себя более комфортно и уверенно, а также на то, что коммуникативная компетенция формируется у детей под воздействием среды и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

В работе с семьёй я использую разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, направленные на привлечение родителей к совместной деятельности, создание особой «семейной» атмосферы в группе.

Блоки

Задачи

Формы

Педагогическое

просвещение

родителей

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у дошкольников

Семинары, практические занятия, конференции, круглые столы, беседы, родительские собрания, консультации.

Включение

родителей

в деятельность

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль деятельности по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников

Совместные мероприятия, конкурсы, викторины, соревнования, праздники, развлечения, проекты, создание семейных фотоальбомов, стенгазет. Оформление группы к  тематическим неделям и  календарным праздникам.

        Семинар-практикум для родителей — форма педагогического просвещения родителей с использованием интерактивных методов, позволяющих эффективно общаться с родителями.

        С целью знакомства родителей с коммуникативными техниками «активного слушания», «я — сообщений» и предупреждения конфликтных ситуаций, отработки навыков общения был проведен семинар-практикум для родителей «Общение с ребенком в семье как диалог».      

        Сначала родителей познакомили с техникой «активного слушания», смысл которой заключается в том, чтобы «возвращать» ребенку (взрослому) в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство, с правилами активного слушания и положительными результатами применения данной техники. В результате обсуждения данной техники было сделан вывод — очень важно уметь слушать собственные обращения к ребенку его ушами, смотреть на ситуацию его глазами, чувствовать его чувствами и переживаниями.

         Также родителей познакомили с техникой «Я-сообщения», главное правило которого — говорить о своих чувствах ребенку от первого лица, сообщать о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Завершая встречу, был сделан вывод о том, что используемые в практике семейного воспитания способы общения-диалога не относятся к способам быстрого достижения практического результата. Назначение их совсем другое — установить контакт с ребенком, улучшить взаимоотношения с ним, помочь ему в обретении самостоятельности и ответственности.

      Одна из нетрадиционных форм включения родителей в деятельность, развитие свободного общения дошкольника со взрослыми и сверстниками является создание семейных стенгазет.

        Газета может быть создана в рамках календарно-тематической недели или важного события группы. Дети вместе с родителями отбирают фото, где отображено значимое событие в жизни ребенка, которое вызвало сильные и положительные эмоции, обсуждают этот момент в жизни ребенка или его семьи. Вместе с воспитателем и сверстниками уже в группе оформляют газету, при этом также рассказывают об истории своей фотографии, но уже в другой ситуации и обстановке.

       Стенгазета обычно вывешивается в раздевалке доступном для детей месте, рассматривание и обсуждение может быть длительным: во время утреннего приема, сбора на прогулку, ухода домой. Причем родители являются активными участниками диалога.

      Ценность данной формы работы заключается в том, что дети учатся свободно общаться в непринужденной обстановке, возрастает речевая активность дошкольников. 

     Проектная деятельность – одна из форм сотрудничества с родителями. Участие детей и родителей в проектах дает возможность участникам проявить свое творчество в обстановке сотрудничества. В этой деятельности у ребенка есть мотив, он преследует цель, всегда немного превосходящую его наличные возможности, поиск возможных вариантов достижения цели проходит в тесном общении с окружающими людьми (родителями, педагогами, детьми и пр.)

     Общее дело сплачивает ее участников, учит пониманию и сотрудничеству, за ребенком признается право на собственный выбор и собственную позицию, дает возможность проявить себя как индивидуальность и как некую общность (мы-семья), а также получить новый опыт.

     Создание семейных альбомов – форма активного сотрудничества педагогов и родителей, которая является результатом календарно-тематических недель. Конечным итогом данной формы работы является развитие свободного общения и развития лексической стороны устной речи, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм.

Так, например, в рамках тематической недели «Хлеб всему голова» родителям было предложено испечь любое изделие из муки, при этом обсудить свойства муки, другие необходимые ингредиенты, этапы и последовательность их выполнения. И самое главное — результат выполненных работ, который обязательно должен быть подкреплен похвалой, так как она является одной из форм стимуляции потребности в речевом общении ребенка. Основные действия и результат труда был отражен в фотографиях. В группе ребенок, опираясь на фотографии, рассказывал о результатах своей трудовой деятельности, отвечал на вопросы детей и педагогов. Дети были очень горды своим результатом труда. В результате появился интересный альбом «Печём вместе с детьми».

Результатом тематической недели «Профессии» стало создание семейного альбома «Все профессии нужны, все профессии важны!».

Вот некоторый алгоритм создания альбома:

—   родителям раздали памятки о важности для дошкольников знаний о профессии родителей;

—   предложили выбрать фотографии;

—   рекомендовали провести беседу с ребенком о своей профессии;

—   вместе с ребенком сочинить стихотворение или рассказ;

—   самостоятельно презентовать страницы альбома перед детьми группы.

Каждую страницу о профессиях своих родителей из этого альбома ребенок презентовал самостоятельно: рассказывал стихотворение, называл основные действия и предметы труда, а главное – говорил о значимости труда мамы и папы. Дети узнали о редких профессиях, о необходимости труда взрослых. Некоторые стихи родители сочиняли сами или вместе с детьми В результате целенаправленной работы по формированию представлений старших дошкольников о труде взрослых расширились представления о профессиях родителей и других взрослых, появился интерес к познанию специфики труда своих родителей, дети чаще стали беседовать на тему будущей профессии. В работе с родителями удалось повысить их заинтересованность проблемой формирования знаний детей о профессиях, вовлечь в общую групповую деятельность, повысить уровень педагогической компетенции родителей в вопросах ознакомления детей с трудом взрослых.

Утренники, развлечения – это форма работы с родителями, с помощью которой создается особая эмоциональная комфортная обстановка, позволяющая сблизить всех участников педагогического процесса. Во время таких форм работы дети учатся слушать других – детей и взрослых, сопереживать друг другу, тем самым повышается уровень благополучия взаимоотношений детей в группе и развиваются их коммуникативные навыков; снижается враждебность у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

 Главными результатами работы с родителями является повышение коммуникативной компетенции дошкольников и улучшение детско-родительских отношений.

Во всех формах работы с родителями и детьми создаются условия для развития коммуникативной личности – ее компетентности (языковой способности), эмоциональности, общительности, инициативности, самостоятельности, свободы речевого поведения, а также развитие языковой способности (фонетической, лексической, грамматической стороны языка ребенка).

Повышая коммуникативную компетенцию дошкольника путем создания специально-организованных условий, мы влияем на улучшение реальных взаимоотношений, помогаем дошкольнику строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми.

И если работа с родителями будет проводиться в системе, то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так тем самым создастся атмосфера взаимоуважения.

А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

comments powered by HyperComments

Источник