Работа с ребенком по развитию речи

Альбина Тихонова
Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни

Тема доклада: «Работа воспитателя по развитию речи детей в

повседневной жизни»

Воспитатель: Тихонова А. В.

.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Но для того чтобы чему-то обучать детей, воспитателю надо поработать над собой. Ребёнок — дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль — способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная,растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства (мимика, пантомимические движения,которые выполняют важные функции:

• помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой., связанных с конкретными зрительными представлениями;

• помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,.);

• способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

• помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

• являются образцами поведения детей;

• выполняют социальную, воспитывающую функцию.

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Воспитатель должен стремиться развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку, подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её — нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

Повседневное общение даёт воспитателю возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита,а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т. д.

Например: дети, молча, одеваются на прогулку. Воспитатель рассказывает обо всём,что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Саши — зелёные, у Никиты — синие, у Маши — коричневые,. У Жени ботинки со шнурками, а у Ани — с ремешком, у Кати — сапоги,.»

Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, воспитатель даёт указания к работе и обязательно следит за правильностью их выполнения.

Когда дети умываются, можно говорить и о том, что они моют (лицо, руки, уши, тело, чем моют (водой, мылом, щеткой, какая вода (горячая, холодная, теплая, какое мыло (душистое, ароматное, белое и т. д., чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т. д.).

Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, рассказывает о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляет названия, демонстрирует форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, его свойства (бьётся, количество и место разных предметов посуды на столе.

С появлением активной речи задаёт вопросы детям по усвоенному материалу.

Чем младше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать словами свои действия. Воспитатель должен сам называть предметы и действия,но и задавать детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т. д.

Необходимо также закреплять навыки общего и речевого поведения. В средней группе к концу года дети должны научиться пользоваться активной речью, рассказывая о выполненном трудовом процессе или, отвечая на вопросы,называть предстоящую деятельность словосочетаниями: будем одеваться, кормить рыбок и т. д.

Очень полезен такой приём: воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребёнку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.

Важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке и экскурсиях, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.

Развитию речи способствуют и игры. Так,сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц.Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других — меньше. Поэтому воспитатель вводит в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.

В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятияи внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.

Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком — это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Воспитатель знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».

Например.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

«Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку,

«Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).

Игры на обогащение словаря ребёнка:

«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т. д. ,

«Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

Приготовим сок» Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из вишни. (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились?А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.

Хорошо предложить игровые упражнения на развитие мелкой моторики:

• Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

• Попробовать вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришить (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

По дороге из детского сада (в детский сад)

«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем — какие они. Вот почтовый ящик — он синий. Я заметил кошку — она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало,скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»

«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребёнка

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её.Например: ворона каркает, воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. .(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади. .(жеребёнок) и т. п.

«Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро.). «Я

надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т. п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения — ответах.

Подвижные игры

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будеш ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет таког» звука, то мяч ловить не надо. Итак,начинаем: жаба, стул, ёжик, книга.»

«Лягушка»Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». Также можно провести игру на согласные звуки.

Вот такая совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребёнка.

Также над речевым развитием ребёнка работает учитель-логопед. И решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе воспитателя логопедической группы под руководством логопеда.

Развитием речи в логопедической группе занимаются и логопед, и воспитатель, в том числе на занятиях как общеобразовательных, так и специальных логопедических. Занятия воспитателя строятся с учётом очередной темы, намеченной логопедом, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия.

Воспитатель помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким образом, создаётся благоприятная основа для эффективного развития ребёнка, что в итоге способствует овладению речью.

Воспитатель осуществляет контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием мелкой моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне них. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитательнаходится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, в спальне, в игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять и закреплять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.

Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку — это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.

А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к языку.

Источник

Елизавета Балданова
План индивидуальной работы по развитию речи в старшей разновозрастной группе

Индивидуальная работа по развитию речи в старшей группе.

Основная задача — развитие личностных функций, связанных с речевой деятельностью, памятью, восприятием, воображением, мышлением, эмоционально- волевой сферой ребенка. Раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка. При подборе материала нужно продумать не только новый материал, но и продумывать возможные переклички этого материала с личным опытом ребенка.

Цель:

развитие общих речевых навыков;

— формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи;

развитие мелкой моторики;

— коррекция звукопроизношения.

Гибкий план индивидуального развития.

Февраль 2 неделя.

Рассматривание картины «Юрта»

Цель: составление описательного рассказа по картине.

Словарная работа: сундук, юрта, национальный костюм, блюдо – позы.

Дидактическая игра «Помоги хозяйке собрать животных».

Упражнение: на определение нужного звука (в начале, в середине, в конце).

Пособие: Рабочая тетрадь «Амар Мэндэ» стр. 16-17, стр. 33.

Февраль 3 неделя.

Тема: Составление рассказа по картине «На границе», стихотворение С. Я. Маршака «Пограничники».

Цель:

— Уточнить представление детей о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов.

— Учить детей составлять рассказ по картине по плану, предложенному воспитателем.

развивать связную речь, внимание, образное мышление.

— воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.

1. Беседа «На границе»

2.Дидактическое упражнение: «Какие бывают машины?»,

3.Разрезная картина: «Собери военную машину»

Февраль 4 неделя

Тема: «Все профессии нужны – все профессии важны»

Цель: Закрепить знания детей о профессиях значимых, обогатить их знания, рассказывая о других нужных профессиях и их назначении.

1. Беседа «Все профессии нужны – все профессии важны

2.Дидактическое упражнение: «Кто, что делает? – подпор глаголов и существительных»

3. Упражнение на определение нужного звука в слове (в начале, в середине, в конце)

4.Игра: «Как назвать того, кто?»

Март 1 неделя

Тема:Составление рассказа на тему: «Моя мама»

Цель:

• Помочь детям понять, что самое дорогое в жизни каждого ребенка – мама

• Побеседовать о том, как беречь и жалеть маму. Учить составлять описательный рассказ о своей маме по плану

Развивать связную речь, внимание, память.

1.Беседа: «Моя мама»

2.Дидактическое упражнение: «Какой, какая, какое?»

3.Дидактическая игра: «Собери букет»

4. Скороговорка

Мама мыла мылом Милу.

Март 2 неделя

Тема:Пересказ русской народной сказки: «Лиса и козел»

Цель: Учить детей передавать содержание сказки, используя при пересказе выразительные средства.

1. Пересказ сказки «: Лиса и козел»

2.Дидактические упражнение: «назови одним словом (классификация животных)

3. Дидактическая игра «Посчитай сколько спряталось зверей?», книга «Амар мэндэ» стр. 31

Март 3 неделя

Тема: Рассматривание картины «Весна пришла»

Цель: Учить составлять рассказ по опорным словам.

1. Рассматривание картины «Весна пришла»

2. Отгадай задание «Когда это бывает?»

3.Дидактическая игра: «Кто где живет» Книга «Амар мэндэ» стр. 67

Март 4 неделя

Тема: Составь рассказ

Цель: Учить составлять конец рассказа к начатому воспитателем и самостоятельно завершить рассказ.

1. Составление рассказа

2. Придумай диалог по картине «Разыграй с другом» Книга «Амар мэндэ» стр. 28

3.Дидактическая упражение: «Найди различие в картинках». Книга «Амар мэндэ» стр. 69

Источник

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                   «Центр развития ребенка – детский сад №12»

                           Дальнереченского городского округа

методическое объединение

Индивидуальная работа с детьми по развитию речи

подготовила заместитель заведующего

 по воспитательной и методической работе

 Волобуева О.Л

2014

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном  формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая  и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

   В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и речевом.

   Учитывая ежегодный рост количества детей с различными речевыми нарушениями, сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Роль речи в становлении ребенка как личности переоценить невозможно.

   Овладение родным языком является важнейшим условием обеспечения готовности детей к обучению в школе, успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества.

   Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

   Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

   Необходимость проведения индивидуальной коррекционно-речевой работы  связана с тем, что более 50% воспитанников ДОУ имеют отклонения в речевом развитии и оказываются неподготовленными к школьному обучению.

   Выполнение социального заказа общества – всестороннего развития ребёнка в дошкольном возрасте и подготовке его к школьному обучению – ставит воспитателя перед необходимостью использовать адекватные коррекционные приёмы и методы для профилактической работы, наблюдения и анализа динамики изменений в речевом развитии ребёнка.

   Для того, чтобы наладить систематическую, планомерную индивидуальную работу с ребёнком, необходимо провести диагностику речевого развития. В ходе диагностики воспитатель

  • выясняет состояние речевого развития ребёнка,  
  • определяет динамику речевого развития,
  • определяет перспективы развития той или иной стороны речи,
  • определяет соответствие или несоответствие речевого развития норме,
  • определяет, на каком уровне проявляются отклонения в речевом развитии.

   Прежде всего,   воспитатель наблюдает за детьми в процессе их естественного общения, изучает речь ребёнка на занятиях, в играх, где может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный), недостатки речи (заикание, задержку речевого развития и др.). Затем проводит индивидуальное обследование, в процессе которого выявляет особенности речи ребёнка.

После подведения итогов по обследованию планируется индивидуальная работа.

Осуществляется индивидуальный подход на фронтальных занятиях, в игровых и режимных моментах. И организуется собственно индивидуальная работа по развитию речи, с использованием различных игр и игровых упражнений, в зависимости от характера речевой патологии.

Индивидуальная работа  планируется и проводится с учётом ведущей деятельности детей, вида речевого нарушения, психологических особенностей ребёнка и особенностей его эмоционально-волевой сферы.

   Педагогу целесообразно распределить весь учебный материал по трём направлениям:

  • воспитание произносительных навыков,
  • формирование словаря,
  • формирование грамматических умений и навыков.

Соответственно этим направлениям воспитатель оформляет три тетради. В первой даётся материал по развитию правильного звукопроизношения, во второй  — по накоплению, уточнению, активизации словаря и отработке слоговой структуры слова, в третьей – по развитию фразовой речи и её грамматическому оформлению.

   Не с каждым ребёнком следует вести работу по всем указанным направлениям. Это зависит от тяжести нарушения речи. Например, если ребёнок страдает дислалией, преимущественное внимание уделяется формированию звукопроизношения.

Если при систематической индивидуальной работе в течение двух-трёх месяцев нет положительной динамики, следует обратиться к логопеду. Итак, логопед работает с теми детьми, у которых на занятиях с воспитателем отклонения в речевом развитии не устраняются и мешают дальнейшему развитию.

 Из всех возможных нарушений речи у детей воспитателю в основном приходится встречаться с различными недостатками звукопроизношения. Это, как правило, возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определённых этапов речевого развития. При правильном воспитании они ликвидируются и не задерживают развития речи ребёнка. Но не всегда их удаётся исправить даже при систематической работе.

Воспитатель должен знать основные отличия работы по ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ от работы по ИСПРАВЛЕНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. 

 Формирование звукопроизношения – это систематическая работа, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.  

Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.

Как и при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуком состоит из трёх основных этапов:

-подготовительного,

-этапа появления звука,

-этапа усвоения звука в речи.

Рассмотрим по этапам эти отличия.

Воспитатель

1) Подготовительный этап.

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука.

2) Этап появления звука

Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

Воспитатель использует способность ребёнка к подражанию.

Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых звук есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые ещё его не произносят, фиксируя внимание ребёнка на звучании и артикуляции звука.  

3) Этап усвоения звука

Уточнение правильного произношения звука.

Звук уточняется в словах, фразах, стихотворениях, чистоговорках и скороговорках, рассказах. Материал даётся не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.

Логопед

Создание определённых положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата.

В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Постановка звука.

Постановка звука обычно более сложный процесс, чем вызывание звука. Отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путём повторений перед зеркалом логопед закрепляет её, а затем, применяя специальные приёмы, получает правильное произнесение изолированного звука.

Автоматизация звука.

Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ПОДХОД К ДЕТЯМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

     При общении с детьми в быту, в играх, на занятиях педагог непременно обнаруживает особенности их речевого развития; образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль, богатство или бедность словарного запаса; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход на специальных занятиях позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей.

     На занятиях по развитию речи педагог должен учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но их индивидуальные проявления, обусловленные особенностями   темперамента,   характера   и   отражающиеся   в   их  поведении. Очень важно выяснить отношение каждого ребенка к процессу познания и степень его активности в работе. Воспитатель сразу может выделить группу детей, активно участвующих в занятиях, проявляющих   живой   интерес   к   обучению,   хорошо   владеющих речью. Вместе с тем заметны дети, обнаруживающие безразличие занятиям, пассивность, нежелание думать. Обычно и речь у них плохо развита. Сложность вопроса заключается в том, что в причинах малой активности детей на занятиях иногда нелегко сразу разобраться.  Больше того,  при   внимательном  рассмотрении  активность   некоторых   оказывается   только   внешней,   ложной,   а  пассивность  других   далеко   не  такой,   как   кажется.   Некоторые  воспитатели, оказываясь «в плену» повышенной активности отдельных   детей,   уделяют  им  слишком   много  времени   в  ущерб остальным.    Другие,   наоборот,    все   внимание   направляют    на пасивных   детей,   считая,   что   активным   не  требуется   особый подход.  И те и другие неправы.

Безусловно, у активных детей нужно поддерживать и развивать их интерес к занятиям, инициативу, развивать их способности. Учитывая уровень их умственного развития и речи, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять речевые ошибки товарищей.

Иногда активность ребенка на занятиях бывает искусственной, если вызвана слишком легкими для него вопросами. В результате ребенок, неприученный думать, привыкает несерьезно относиться к занятиям, у него развивается ложная самоуверенность. Впоследствии в школе он может спасовать перед первыми же трудностями и попасть в разряд неуспевающих.

Педагог должен быть очень внимательным, чтобы не спутать подлинную  активность с  ложной.  Дети  с  ложной  активностью готовы отвечать на любой вопрос, даже не выслушав его до конца,   они   не  любят   размышлять   и   обосновывать   свои   ответы. С удовольствием слушая рассказы, сказки,  интересные истории, они обычно не вникают глубоко в их суть и не могут правильно пересказать прослушанное.  Всякий раз, когда требуется  напряжение   внимания   и   работа   мысли,   они   предпочитают   молчать. К таким детям обязательно нужен особый подход, иначе и школе они тоже легко могут попасть в число отстающих.

Приведем  пример.

Витя был всегда активен: он отвечал на любой вопрос, даже не дослушав его. Чтобы приучить мальчика к сдержанности, приучить его думать и терпеливо вслушиваться в ответы товарищей, воспитатель решил некоторое время его не спрашивать. Но Витя при любых ответах товарищей бросал иронические реплики: «Много ты знаешь!», «Не так сказал». Тогда воспитатель стал предлагать Вите поправить отвечавшего, дать более верный, по его мнению, ответ. Как и следовало ожидать, Витя часто говорил невпопад, проявляя полную беспомощность, неумение последовательно рассуждать. Это поколебало самоуверенность мальчика. Но еще долго пришлось вести с ним индивидуальную работу по развитию внимания, наблюдательности, преодолению самоуверенности.

Воспитание  активности  детей   на  занятиях  тесно связано с воспитанием их поведения. Легко возбудимым, невнимательным и   несдержанным детям можно предлагать повторить указания воспитателя, причем, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: «Таня, Витя, слушайте внимательно, потом повторите сказанное». Это очень простой  и  вместе с тем  эффективный  прием, так  как способствует; сосредоточенности внимания детей на указаниях педагога, а следовательно,   способствует  их  запоминанию,   предупреждает  поспешный    и непродуманный ответ.

На занятиях необходимо сдерживать эмоциональность и двигательную активность детей. Не следует разрешать им сильно тянуть руку, вскакивать, выкрикивать: «Я скажу», «Спросите меня». На такие действия воспитатель должен категорически заявить, что будет спрашивать только тех, кто сидит спокойно, руку поднимает правильно и не выкрикивает, требуя вызова. Эти правила должны обязательно выполняться. Очень полезно вместе со всеми детьми оценить ответы и обсудить поведение некоторых ребят. Как правило, дети отмечают в первую очередь недостатки. Это, конечно, необходимо, но прежде всего важно выделить хорошее в каждом, о ком идет разговор.

Пассивность детей на занятиях может объясняться самыми различными причинами: физической ослабленностью, застенчивостью, связанной нередко с речевыми недостатками, неправильным воспитанием в семье. Например, если ребенка слишком опекают дома, по первому требованию исполняют все его желания, ему нет необходимости самому думать, принимать самостоятельные решения. У таких детей чрезмерно развита подражательность, отсутствует инициатива.

Пассивных детей полезно чаще вызывать на занятиях. При этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучить их размышлять, обращаться к личному опыту. Вопрос «Почему ты так думаешь?» он может задать нескольким детям.

     Совершенно очевидно, что установление связей между личным опытом и новым материалом помогает ребенку лучше усвоить новое, причем для этого от него требуется припоминание событий, определенные волевые усилия. Такой прием, частые вызовы на занятиях, предупреждения, что их спросят, способствуют тому, что дети становятся более активными.

Бывают дети, которые внешне не проявляют активности, но, когда воспитатель спрашивает их, отвечают, и отвечают чаще всего правильно. Это застенчивые дети. Обычно они внимательны, не спускают с воспитателя глаз, всегда поворачиваются к тем, кто отвечает, шевелят беззвучно губами. Но есть дети, которые не отвечают, даже когда воспитатель спрашивает их. Это чрезмерно застенчивые дети и нерешительные. Они требуют особого внимания педагога, специального подхода.

     Постоянное доброжелательное отношение со стороны воспитателя и сверстников и поощрение за малейший успех, подбадривание — таким должен быть подход к пассивным и робким детям. Но внимание воспитателя должно быть ненавязчивым, так как некоторые ребята смущаются, когда к их ответам, к ним самим проявляют особое внимание. Поймав взгляд воспитателя, такие дети перестают участвовать в коллективной работе, начинают заниматься чем-нибудь другим: нервно теребят  какие-нибудь  предметы, мнут край одежды. Педагогу лучше сделать вид, что он не смотрит на них. Оценку действий нужно давать общую, всему коллективу. Когда же ребенок несколько освоится, его следует постепенно привлекать к самостоятельным действиям. Такой подход к чрезмерно застенчивым детям должен быть всегда, при любых видах их деятельности. Наблюдения показывают, что застенчивость детей очень часто бывает связана с их речевыми недостатками. Боясь насмешек, такие ребята предпочитают отмалчиваться. Проводя индивидуальные занятия по исправлению неправильного произношения звуков, воспитатель помогает ребенку приобрести уверенность в своих силах.

     Все дети, какими бы ни были их проявления, нуждаются в дифференцированном подходе к ним в процессе занятий по развитию речи. Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать, и индивидуальную  работу: например, наметить, кого из детей спросить, кому задать более простой вопрос, дать более легкое или более трудное задание. К определению очередности выступлений детей тоже следует исходить строго индивидуально от того, насколько правильно педагог заранее продумал этот вопрос, во многом зависит активность детей на занятии и соответственно результативность этого занятия.

     Заранее следует подумать и над формулировкой вопросов и заданий, что тоже очень важно для активизации воспитанников, Вопросы и задания должны возбуждать у детей уверенность, что они смогут на них ответить, выполнить их. Иногда неуместные добавления при постановке вопроса мешают этому. Например, если воспитатель после проведенной беседы о зиме обратится к детям так: «Вы учили стихотворение о зиме, кто помнит его?»,- то такая постановка вопроса приведет к тому, что поднимут руки только активные дети. Будет правильнее, если педагог скажет так: «Вы учили стихотворение о зиме, вы все его знаете, а сейчас, кого я вызову, тот и прочтет». Спокойный тон воспитателя, уверенность в том, что ответить смогут все, передается и робким, пассивным детям. Что же касается         излишне самоуверенных ребят, то для них будет полезно убедиться, что не только они все знают, но и другие могут хорошо ответить.

Конечно, не всегда все можно предусмотреть, иногда в ходе занятия воспитателю приходится быстро перестраиваться, заменять намеченные приемы, подыскивая более целесообразные для данного случая.

     Очень важно для планирования дальнейшей работы со всей группой и с отдельными детьми проанализировать зам