Работа психолога с родителями по проблемам развития ребенка

ольга сивкова
Консультация «Семейный клуб, как эффективная работа психолога с родителями ДОУ»

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

Работа педагога- психолога дошкольного учреждения невозможна без сотрудничества с семьей, поскольку каждый детский психолог знает, что дети практически не имеют собственных психологических проблем, их проблемы — отражение проблем родителей. Поэтому работая с личностью родителей, меняя их поведение как по отношению к ребёнку, так и по отношению друг к другу, можно разрешить психологические проблемы ребенка.

Пытаться что-то изменить в ребёнке, не затрагивая его взаимодействия с родителями невозможно. Ведь самыми главными людьми на свете, на слова и поведение которых ориентируется ребёнок, являются его родители. Психолог может затратить огромные усилия на то, чтобы обучить ребёнка чему-то. Но возвратившись из детского сада домой, он сверит полученные знания с теми, которые ему предлагает родитель, а эти знания для ребёнка важнее, и будет воспроизводить старые закрепленные образцы поведения.

Ребёнок, имеющий внутренние проблемы, которые формируются именно семьей, не может с ними справиться самостоятельно без помощи психологов, педагогов и, естественно, родителей.

Отсюда вырастает значимость работы психолога с семьей. Однако привлечь родителей к сотрудничеству, часто бывает не простой задачей. Взрослые люди, если они не готовы к взаимодействию, всегда найдут массу причин для того, чтобы избежать его. И тогда встает вопрос: «Как привлекать родителей к эффективному взаимодействию? Как показать им важность сотрудничества с ДОУ?»

Семья является древнейшим общественным институтом. В ней сочетаются личностные и общественные интересы. Именно в семье закладываются основы взаимоотношений, дети получают первые знания, в процессе деятельности формируются практические навыки. Семья является тем самым «маленьким миром», в котором закладываются и развиваются личностные качества ребенка. Каждая семья по-своему уникальна и неповторима. Вместе с тем, не всегда родители могут правильно на практике применить имеющиеся в багаже знания.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.

Основными целями работы семейного клуба являются:

• объединение усилий детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

• повышение психолого-педагогической компетенции родителей;

• обмен опытом семейного воспитания;

• укрепление детско-родительских отношений;

• предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

В процессе деятельности клуба решаются следующие задачи:

1. обеспечение эффективного взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития потенциальных возможностей детей в условиях ДОУ и семьи;

2. оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста в целях обеспечения всестороннего гармоничного развития ребенка;

3. психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей; проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, речевом, психическом, социальном развитии детей дошкольного возраста.

Формы работы семейного клуба варьируются от темы, состава участников и задач: круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, обмен опытом семейного воспитания, видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении, организация совместной деятельности детей и родителей и др. Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями на занятиях семейного клуба даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся психолого-педагогические знания, развивать креативные способности.

Все формы работы с детьми и родителями могут быть при этом разделены:

• на индивидуальную работу с родителем и ребёнком;

работу в мини-группах;

• групповую работу с родителями;

• групповую работу с родителями и их детьми.

Правила проведения семейного клуба:

• Добровольная основа – через красочное, яркое объявление за неделю до начала мероприятия.

• Вместе с ребёнком занятие посещает кто-то из родителей.

• Количественный состав – до 8-10 пар.

• Занятия проводятся 1 раз в месяц в различных специальных помещениях детского сада.

• Каждое занятие рассчитано на 35-60 минут.

• Каждое занятие включает в себя игровую деятельность.

• В конце каждого занятия – подведение итогов, вручение небольших сюрпризов детям (конфеты, яблоки и т. д.).

Семейный клуб в дошкольном учреждении – структура динамичная: встречи могут сливаться в один цикл или дробиться. Всё это направлено на максимальную результативность встреч для всех участников. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клуба может корректироваться. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ДОУ в выработке единства педагогических требований к ребёнку и расширении познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей.

В деятельности клуба придерживаемся следующих принципов:

1. В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители.

2. Мы учимся любить и принимать детей такими, какие они у нас есть.

3. Каждый независимо от возраста имеет свою точку зрения.

4. Важно и ценно для ребёнка чувствовать поддержку родителей. Вместе мы преодолеем все трудности.

5. Учимся слушать и слышать друг друга в клубе, дома, на улице.

Семейный клуб позволяет поделиться собственным опытом общения с детьми, их воспитания, расширить социальные контакты семьи в совместных играх и чаепитиях детей и взрослых, детско-родительских занятиях, «издании» семейных газет, разновозрастных творческих мастерских, конкурсах, семейных викторинах и т. п.

Организация работы семейного клуба в детском саду проводится в три этапа.

Первый этап: организационный.

Цель: подготовка к работе по данному направлению.

Задачи:

• Определить с помощью анкетирования начальный уровень психолого-педагогической и социокультурной компетентности членов семьи по проблеме.

• Изучить литературу по данной теме.

• Подобрать практический материал.

Результат: разработка перспективного плана работы семейного клуба.

Планирование работы семейного клуба осуществляется на основе анализа запросов родителей, данных мониторинга посредством метода наблюдения за детьми.

Второй этап: внедрение.

Основным содержанием на данном этапе является реализация перспективного (тематического) плана семейного клуба в детском саду по следующим направлениям:

Цель третьего этапа: определение эффективности проделанной работы, сопоставление начального и конечного уровней психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей и их взаимодействия с детьми.

Содержанием работы на данном этапе является анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности родителей, педагогов и детей; разработка планов работы семейного клуба на следующий год, обсуждение удачных и неудачных форм работы, моделирование различных вариантов организации работы семейного клуба с целью повышения эффективности деятельности.

Таким образом, опыт работы семейного клуба в детском саду показывает, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребёнку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребёнку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.

Кроме того, работа семейного клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду, переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что «слова учат, а пример заставляет подражать».

Литература:

1. Андреева А. Д. Семья как основной институт в раннем дошкольном детстве // Вестник практической психологии и образования. — 2008. -№ 2.

2. Зубова О. М., Лукьянова Н. А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя. 2010. №11.

3. Каракозова Н. Ю., Мязина А. И., Кудрина А. А. Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребенка: учебно-методическое пособие. 2012.

4. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. / Под редакцией Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2008.

Источник

Анастасия Водопьянова
Взаимодействие педагога-психолога с родителями дошкольников в детском саду

Солнечногорский муниципальный район Московской области

Управление образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 43»

Юридический адрес: 141500, Московская область, тел/факс 8(496)26-4-49-31

Г. Солнечногорск, Микрорайон Рекинцо E-mail: sadik _43@mail.ru

Разработал: педагог — психолог

МБДОУ № 43 ВодопьяноваА. С.

Работа педагога-психолога с родителями в детском саду

Взаимодействие педагога-психолога с родителями дошкольников в детском саду.

Взаимодействие с родителями дошкольников — одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, специалист планирует разнообразные формы работы с родителями; при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть в его личном профессиональном опыте и в опыте его коллег.

И как этот опыт показывает, взаимодействие педагога с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом; в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением как со сверстниками, так и со взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).

Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад. И именно в этот момент, то есть с самого начала, важно правильно организовать контакт психолога с родителями, прежде всего, наметить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия.

При этом личный профессиональный опыт позволяет сделать вывод, что для наибольшей эффективности работу с родителями следует проводить поэтапно. При этом целесообразно будет выделить следующие этапы взаимодействия с семьей воспитанника:

1. Этап подготовительный. Задачи данного этапа: установление контакта с родителями, формирование у них положительной установки на детский сад, уверенности в пользе для ребёнка посещения данного дошкольного учреждения; осознания ими важности специальных усилий семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями.

На этом этапе:

Педагог-психолог организует родительское собрание, на котором он знакомит родителей с основными задачами, направлениями и формами своей деятельности в детском саду, обозначает круг проблем и вопросов, находящихся в пределах его профессиональной компетенции.

• Проводит мини-анкетирование родителей по теме: «Каким я вижу взаимодействие с психологом».

• Подготавливает цикл встреч «Психологическая гостиная», где обсуждает с родителями вопросы, связанные с адаптацией малыша к детскому саду; раскрывает значимость для ребенка поддержки со стороны семьи, особенно — в период привыкания малыша к условиям детского сада; здесь родители получают рекомендации по вопросам подготовки и адаптации детей к новым социальным условиям. Важной темой обсуждения на этих встречах становится психологическая готовность родителей к посещению ребенком детского сада.

• Осуществляет анкетирование по теме: «Готовность ребенка к поступлению в детский сад», где определяется готовность его к детскому саду и прогнозируется специфика и темпы его социальной адаптации.

• Встречается с родителями в индивидуальном порядке, организует беседу на тему: «Как подготовить ребенка к детскому саду», в ходе которой помогает родителям определиться в последовательности их действий в этот важный для малыша период.

• Разрабатывает и вручает каждой из семей воспитанников детского сада раз в две недели памятки о развитии и воспитании детей.

2. Этап сотрудничества. Задачи данного этапа: изучение взаимоотношений родителей и детей, анализ затруднений, возникающих у родителей в ходе развития и воспитания ребенка. В связи с этим педагог-психолог на весь учебный год составляет план мероприятий с участием родителей, имеющих детей в каждой из возрастных групп. Их тематика определяется с учетом результатов анкетирования родителей и запросов педагогов.

На этом этапе:

• Оформляются информационные стенды.

• Организуются индивидуальные беседы.

• Вручаются памятки с практическими советами психолога и с различными играми, например, направленные на формирование социальной компетенции у детей, развитие познавательных процессов и др.

• Проводятся групповые консультации, семинары-практикумы, тренинги.

Тематика встреч самая разнообразная:

«Особенности поведения детей 5-6 лет»

«Гиперактивный ребенок. Что делать?»

• «Причины конфликтов, возникающих в отношениях с ребенком, и пути их разрешения»

• «Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Как их развивать?»

«Психологическая готовность дошкольника к школе»

«Семья на пороге школьной жизни»

«Закономерности и особенности развития детей раннего возраста»

«Как справиться с кризисом 3-х лет?»

На этих встречах используются необычные приемы, например, такие как:

• моделирование и анализ тех ситуаций, в которых может оказаться ребенок; основная задача такого моделирования — научить родителей формировать навыки поведения у малыша;

• обсуждение на групповых встречах с родителями сходных проблемных ситуаций и поиск путей выхода их них;

• проведение ролевых игр, в ходе которых родители берут на себя роль ребенка, пытаясь понять, что чувствует ребенок в разных ситуациях и как он реагирует на взаимодействие со взрослыми;

• совместный анализ детских рисунков и адаптационных листов;

• проведение бесед в вопросно–ответной форме

Тематика памяток и информационных уголков тоже весьма интересна и разнообразна.

Информационные стенды:

«Возрастные особенности детей 6-7 лет»

«Психологическая готовность к школе, ее компоненты»

«Скоро в школу. Как развивать познавательные процессы у детей 6-7 лет?»

«Развиваем внимание»

«Развиваем мышление»

Памятки:

«Развитие зрительно-моторной координации. Игры»

«Как правильно сформировать самооценку у детей 6-7 лет?»

«Кризис 7 лет»

«Как помочь тревожному ребенку?»

«Готовим руку к письму»

«Развитие пространственной ориентации у детей 6-7 лет»

• «Тест для родителей «А я к школе готов?»

3. Этап. Наблюдение за ребенком в период посещения им детского сада. Задачи данного этапа: оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих проблем у них проблем. С учетом этого строится дальнейшая работа педагога-психолога с ребенком и с его семьей.

На этом этапе так же оформляются информационные стенды; проводятся индивидуальные беседы, родители совместно с психологом анализируют результаты диагностики, пытаются осмыслить итоги наблюдений за ребенком. А так же составляются для родителей памятки с индивидуальными рекомендациями.

4. Рефлексивно-аналитический этап. Задача данного этапа — подведение итогов взаимодействия. На этом этапе, как итог взаимодействия педагога – психолога с родителями, проводится родительское собрание в группе детей 6 – 7 лет по теме: «К школе я готов», на котором родители изучают результаты психологической готовности своих детей к школе, оценивают свою роль в процессе взаимодействия на протяжении всего периода посещения ребенком дошкольного учреждения.

Итак, в процессе моей профессиональной практики сформировались некоторые убеждения, которые определяют особенности моей работы как специалиста в этом направлении.

1. Я убеждена, что необходим индивидуальный подход к каждой семье, так как все семьи и дети разные.

2. Большое значение в работе приобретает взаимное доверие между педагогом-психологом и родителями и эмоциональный контакт между ними. Именно доверительные тёплые отношения, сложившиеся на этапе первого взаимодействия, в последствии во многом определяют характер взаимоотношений родителей с детским садом в целом.

3. Практика показала, что интересными и эффективными приемами в работе с родителями являются: моделирование ситуаций, анализ детских работ, а так же участие родителей в деловых и ролевых играх.

Источник

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»

«Утверждено»                                                                      «Согласовано»

Методическим Советом                                                       Директор  

 ГБОУ ЦПМСС                                                                     ГБОУ  ЦПМСС

 «Ново-Переделкино»                                                           «Ново-Переделкино»

_________________                                                               ___________________

Протокол № _________                                                         «__»__________20__г.

от «__»__________20__г.

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С  РОДИТЕЛЯМИ

ПО ОБУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 (ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ)

В основе лежит программа:

Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»

Разработчики программы:

педагоги-психологи Сафонова Т.В., Свешникова Г.Б.

 Москва

2013г.

Пояснительная записка

   Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель — ребенок», обратившиеся к психологу родители, как правило, неэффективны во взаимодействии с детьми: используют дисфункциональные методы воспитания и установления дисциплины, не умеют устанавливать и поддерживать контакт с ребенком, не могут выразить свои чувства и принять чувства ребенка, имеют большое количество страхов и тревог, которые переносят в воспитание..

   По опыту работы причинами неэффективного родительского отношения являются:

  • педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
  • дисфункциональные методы и стереотипы воспитания;
  • личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
  • влияние особенностей семейных отношений между супругами на отношения родителя с ребенком.

   Все эти трудности родительского отношения могут быть сглажены с помощью психологической групповой коррекционной работы. В этих целях была создана такая форма работы с семьей как «Родительский клуб».

   Коррекция детско-родительских отношений ведется параллельно как с детьми, так и с родителями.  Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы в родительском клубе является повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация средств общения с ребенком.

Методологические основы программы

   Во-первых, это Адлеровская модель (А. Адлер). Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребенка.

   Во-вторых, это модель чувственной коммуникации (Томас Гордон), которая базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиент-центрированной терапии, целью которой является создание условий для самовыражения личности. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между представлением о том, как к нему относятся другие («Я-идеальное») и действительным уровнем любви («Я-реальным»). Изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость искренность. Во время встреч родители усваивают три основных умения:

  1. Активного слушания;
  2. Доступно для ребенка выражения собственных чувств;
  3. Практического использования принципа «оба правы» в семейном общении.

   Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

   В-третьих, это модель, основанная на трансактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории трансактного анализа Э. Бёрна личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действительности, анализа получаемой информации и реагирования индивидуума на действительность. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.

   Основная задача воспитания родителей – научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией трансактного анализа при рассмотрении своего поведения и взаимоотношений в семье, научиться определять характер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с ними адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком.

   Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них по-своему пытается передать родителям идею действия, необходимого для выполнения ими воспитательных функций, выдвигает основную мысль, на базе которой родители могут строить свою методику воспитания. 

   Цели и методы групповой работы ограничены родительской темой. Группа, прежде всего, обращается к проблемам воспитания детей и общения с ними. Личностные проблемы участников обсуждаются лишь в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.

Методы, используемые в работе группы.

     В родительских группах практикуются разнообразные методы психокоррекции: дискуссия, элементы психодрамы, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем (по типу работы «балинтовской группы», метод расстановок по Хелингеру, выявление истинных первоначальных потребностей участников ситуации и т.д.), а также специальные упражнения на развитие навыков общения. На занятиях используются арт-терапевтические методы, когнитивно-поведенческие ролевые игры.  

     В группе участвуют 8-12 родителей (семейные пары или один из родителей). Занятия проводятся один раз в неделю в течение двух часов. Весь курс (36 занятий) составляет 72 часа. Параллельно ведется индивидуальная или групповая работа с детьми (в зависимости от проблемы и их возраста). Возраст детей, с родителями которых ведется работа каждого курса, может быть разным, в зависимости от запроса родителей. В течение года проводятся 3-4 совместных занятия родителей с детьми, которые разрабатываются под проблему детско-родительских отношений.

Групповая программа для родителей

по обучению эффективным способам взаимодействия с детьми и коррекции детско-родительских отношений

Цель: Создание условий для благоприятного психологического климата в семье, повышение психологической грамотности родителей, коррекция детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. Эмоциональная поддержка родителей. Расширение возможностей понимания своего ребенка.
  2. Знакомство с возрастными особенностями детей и задачами развития.
  3. Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми.
  4. Знакомство с формами полноценного контакта с ребенком.
  5. Снижение эмоционального напряжения.
  6. Гармонизация детско-родительских отношений.
  7. Расширение границ мышления родителей.
  8. А активизация коммуникаций в семье.

 Первичная диагностика:

    Итоговая диагностика: Наблюдение, обратная связь от родителей.

    Тематическое планирование занятий (1 раз в неделю)

    п/п

    Блок

    Тема

    На год

    Кол-во занятий

    Кол-во часов

    I

    «Возрастные особенности детей»

    1. «Знакомство»

    1

    2

    1. «Возрастные особенности детей. Задачи ребенка и родителя на разных возрастных этапах»

    1

    2

    1. «Дети от 1-го года до 3-х лет»

    1

    2

    1. «Дети от 3-х до 6-ти лет. Дошкольное образование и воспитание»

    1

    2

    1. «Дети 6-ти -7-ми лет. Подготовка к школьному обучению»

    1

    2

    1. «Дети младшего школьного возраста. Начальное школьное образование»

    1

    2

    1. «Дети среднего школьного возраста, их особенности и проблемы»

    1

    2

    1. «Подростки и взаимодействие с ними»

    1

    2

    II

    «Способы установления контакта с ребенком»

    1. «Принятие, непринятие, способы выражения любви»

    1

    2

    1. «Активное слушание»

    1

    2

    1. «Я-сообщение»

    1

    2

    1. «Негативные родительские реакции и их последствия: приказ, команда, угроза, нотация, критика, насмешки, сравнения»

    1

    2

    1. «Позитивные родительские реакции и их последствия: похвала, поддержка, обратная связь»

    1

    2

    1. «Формирование позитивной самооценки у ребенка»

    1

    2

    III

    «Управление поведением ребенка»

    1. «Правила помощи»

    1

    2

    1. «Позитивная дисциплина и способы ее установления»

    1

    2

    1. «Капризы, скандалы, истерики»

    1

    2

    1. «Агрессия и аутоагрессия»

    1

    2

    1. «Гиперактивность и ее преодоление»

    1

    2

    1. «Развитие самоконтроля и произвольной регуляции»

    1

    2

    1. «Уверенность, неуверенность, агрессивность»

    1

    2

    1. «Детское воровство»

    1

    2

    1. «Конфликты и их разрешение»

    1

    2

    IV

    «Стили воспитания в семье»

    1. «Дисфункциональное воспитание»

    1

    2

    1. «Гармоничное воспитание»

    1

    2

    1. «Воспитание нескольких детей, братья и сестры»

    1

    2

    1. «Развод и преодоление последствий развода»

    1

    2

    1. «Половое воспитание»

    1

    2

    V

    «От родительского волнения к спокойствию и уверенности»

    1. «Детская застенчивость»

    1

    2

    1. «Страхи и их профилактика»

    1

    2

    1. «Демонстративность у детей»

    1

    2

    1. «Ложь и фантазии»

    1

    2

    1. «Дети и деньги»

    1

    2

    1. «Интернет и компьютер»

    1

    2

    1. «Зависимое поведение: табакокурение, алкоголизм, наркомания»

    1

    2

    1. Подведение итогов, обратная связь от членов группы

    1

    2

    ИТОГО:

    36

    72

    Источник