Работа психолога с ребенком с проблемами развития
Наталия Швырева
Работа педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в развитии
Основной целью работы с проблемными детьми является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого.
Приоритетным направлением становится оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи.В структуре деятельности можно выделить следующие блоки:
• Диагностико-консультативный;
• Коррекционно-развивающий;
• Воспитательно-образовательный;
• Социально-педагогический.
Диагностическое обследование в условиях детского сада для детей с ЗПР отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК. На первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а так же исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющимся у ребенка. Диагностика выступает как необходимый структурный элемент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционные образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.
Основными задачами обследования являются:
• Изучение качественных особенностей психического развития ребенка;
• Выявление «уровня обученности», то есть степени овладения знаниями, умениями и навыками, в соответствии с возрастными возможностями;
• Определение характера динамики развития и обучаемости;
• Дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Важным аспектом исследований является выявление качественных особенностей познавательной деятельности (мотивации, волевых усилий и произвольной регуляции, программирования).
Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы психологического и педагогического воздействия, определить задачи и содержание работы.
В течение года проводится обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь).Цель: выявить особенности психического развития каждого воспитанника. Помимо этого собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучается микросоциальные условия жизни и воспитания в семье. Результаты обобщаются и заносятся в специальную карту. С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий, выстраивается «уровневые» программы коррекционного обучения.
Второй этап (первые 2 недели января).Цель: выявление особенностей динамики развития.
Третий этап (последние недели апреля). Определить характер динамики, оценить результативность работы, составить прогноз относительно дальнейшего развития.
В условиях специального детского сада для детей с ЗПР психолог исследует особенности протекания психических процессов, изучает эмоционально-волевую и личностную сферу воспитанников. Особое внимание уделяется изучению особенностям адаптации, определению характера и особенностей межличностных отношений в группе сверстников. В сфере интересов психолога находится изучение влияния на развитие ребенка микросоциальной среды (используемые диагностические методики см. в Приложении).
Наблюдения, психологические исследования в начале года показали, что дети имеют потенциально-сохраненные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушение познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособности, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций (нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координации движения). Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задания, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного при выполнении последующих заданий. Результаты фиксируются в протоколах обследования, которые совместно с индивидуальными профилями прилагаются.
Коррекционно-развивающий блок.
Своей задачей в этом разделе психолог видит развитиепознавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:
• Развитие сферы образов, представлений;
•Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, конкретно-понятийного (словестно-логического, в том числе элементарного, умозаключающего мышления;
• Совершенствование мнестической деятельности;
• Развитие зрительно-моторной координации и формирование графомоторных навыков.
Для решения этих задач используются игры и упражнения (см. Тематические планы коррекционно-развивающих занятий). Так же используются следующие разработки:
1. «Игровые занятии по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников», И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова.
2. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста», Е. А. Алябьева.
3. «Интеллектуально-развивающие занятии со старшими дошкольниками», М. Р. Григорьева.
Что бы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитое мышление (способность к интеллектуальной децентрации) и эмоционально-волевые процессы. Специально-организованная игровая деятельность способствует совершенствованию эмоциональной и интеллектуальной сфер дошкольников. Развитиеи коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности предполагает:
• Развитие и тренировку организма, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
• Профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутичных проявлений, других отклонений в поведении
• Развитее социальных эмоций;
• Создание условий для развития самосознания и самооценки;
• Формирование способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
• Предупреждение, преодоление негативных черт личности и формирующего характера.
В режиме дня предусматриваются коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Разнообразные подвижные игры, психогимнастические этюды и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией, полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов.Каждое занятее включает:
1. Психогимнастические этюды и упражнения (развитие мимики, жестов, пантомимики, интонации).
2. Игру-сказку (разыгрывание придуманных сюжетов).
3. Беседу о сказке (анализ поступков героев, нахождение творческих решений).
4. Подвижную игру (развитие активности, общей моторики, умение действовать по правилам).
5. Релаксацию (успокоение и расслабление).
Продолжительность каждого занятия 30 минут. После каждого занятия психолог отмечает наиболее трудные для детей игры, упражнения, и на их основе стоит свою дальнейшую работу. Задания, с которыми дети справляются достаточно легко, впоследствии усложняются. Для работыв данном направлении используются следующие материалы:
1. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста», Е. А. Алябьева.
2. «В мире друзей», Е. В. Котова.
3. «Работа психолога с проблемными дошкольниками», И. С. Погудкина.
4. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет», Г. Н. Жучкова.
Тематические планы по развитию эмоций у детей, по адаптации, по общению, «Програма развития ребенка как субъекта общения» см. в Приложении.
Источник
Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей
Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:
• Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);
• Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);
• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);
• Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);
• Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).
Агрессивные дети.
Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:
1. Что такое агрессия / агрессивность
2. Каковы возможные причины её выявления;
3. Как её корректировать
Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.
Факторы влияющие на поведение ребёнка:
1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);
2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;
3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;
4. Индивидуальные особенности человека;
5. Социально – культурный статус семьи.
Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.
Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.
Задачи в работе с агрессивными детьми:
Развитие умения понимать состояние другого человека;
Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
Обучение ауторелаксации;
Обучение способам снятия напряжения;
Развитие навыков общения;
Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.
С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.
Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
Источник
Коррекционно-развивающая работа.
Цель:
содействовие личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям.
Требования:
• Обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.
• Не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста.
• Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка.
В Стандарте учитываются:
1) Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации [Ст.1.3 ФГОС ДО].
Развивающая работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с подгруппами детей, в русле общих мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Обязательно:
• Выстраивание индивидуального маршрута развития ребенка в процессе консультирования.
• Проведение развивающих занятий с детьми подготовительной группы с целью формирования учебно-важных качеств. (подгрупповая работа)
• Проведение развивающих занятий с детьми старшей группы (подгрупповая работа).
Таким образом, развивающая работа представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и психическое развитие детей.
Тематическое планирование по адаптации детей к условиям ДОУ, первая младшая группа(подгрупповая работа)
Основная цель тематических занятий — помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:
> преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
> обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
> формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
> снятие эмоционального и мышечного напряжения;
> снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
> развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
> развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
> развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
> развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Тема занятий | Время проведения |
| Октябрь |
3. «Мячик» | Ноябрь |
4. «Прогулка в осенний лес» | |
5. «Веселый петрушка» | Декабрь |
6. «Новый год» | |
7. «Мячики» | Январь |
8. «Зайка» | |
9. «Мыльные пузыри» | Февраль |
10. «Музыканты» | |
11. «Мамин день» | Март |
12. «Мишка» | |
13. «Непослушные мышата» | Апрель |
14. «Колобок» | |
15. «Котята» | Май |
Тематическое планирование по социально-личностному развитию детей, вторая младшая группа(подгрупповая работа).
Основная цель тематических занятий «Давай поиграем!» — ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей.
В соответствии с этой целью формулируются задачи:
1. Формировать чувство принадлежности к группе.
2. Формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.
3. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
4. Развивать навыки социального поведения.
5. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
6. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Развивать психические функции, мелкую моторику руки.
Раздел | Тема занятий | Время проведения |
1. Я сам | 1.1. Мое имя | Октябрь |
1.2. Кто такой «Я» | ||
1.3. Мои умные помощники | ||
1.4. Мои игрушки | ||
1.5. Мои любимые сказки | Ноябрь | |
1.6. Я хочу | ||
1.7. Я могу | ||
1.8. Мое настроение | ||
2. Я и другие дети | 2.1. Плохо быть одному | Декабрь |
2.2. Мы разные | ||
2.3. Мы веселимся, смеемся играем | ||
2.4. Говорим руками и телом | ||
2.5. Помогаем друг другу | Январь | |
2.6 Мальчики и девочки | ||
3. Я и взрослые | 3.1.Все начинается с мамы | Февраль |
3.2. Дружная семья | ||
3.3. Маленький помощник | ||
3.4. Я в детском саду | ||
4. Я и культура общения | 4.1. Секрет волшебных слов | |
4.2. Мы поссоримся и помиримся | Март | |
4.3. Давай поговорим | ||
4.4. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | ||
Итоговые занятия | В гостях у сказки Урок общения | Апрель |
Итого | 24 занятия |
Тематическое планирование по эмоционально-личностному развитию детей, средняя группа (подгрупповая работа).
Основная цель тематических занятий «Давай познакомимся!» — повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
В соответствии с этой целью формулируются задачи:
1. Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.
2. Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.
3. Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение.
4. Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.
5. Воспитывать заботливое отношение к животным.
6. Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.
7. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Раздел | Тема занятий | Время проведения |
1. Я и Я | «Тайна моего имени» | Сентябрь Октябрь |
«Автопортрет» | ||
Мой внутренний мир» | ||
«Мой любимый сказочный герой» | ||
2. Я и другие | «Мы так похожи» | Ноябрь Декабрь |
«Мы такие разные | ||
«Язык жестов и движений» | ||
«Давайте жить дружно» | ||
«Мальчики и девочки» | ||
3. Я и мои эмоции | «Радость» | Январь Февраль Март |
«Удивление» | ||
«Страх» | ||
«Гнев» | ||
«Горе» | ||
«Интерес» | ||
«Наши эмоции» (итоговое занятие по разделу) | ||
4. Я и животные | «Мой ласковый и нежный зверь» | Апрель |
«Общение с животными» | ||
5. Я и моя семья | «С кем я живу» | Май |
«Правила домашнего этикета» | ||
Итоговые годовые занятия | «Путешествие в сказку» «Я знаю, я умею, я могу!» | |
Итого | 22 занятия |
Тематическое планирование по подготовке детей к школьному обучению, страше-подготовительная группа (групповая работа).
Основная цель программы «Психологический тренинг для будущих первоклассников» — подготовка дошкольника к успешному обучению в школе.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
• Формировать личность ребенка-дошкольника: изучать потребности и индивидуальные особенности поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
• Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.
• Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую культуру речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
• Развивать мелкую моторику рук.
№ п/п | Наименование тем | Время проведения |
1 | Занятие №1 | Ноябрь |
2 | Занятие №2 | Ноябрь |
3 | Занятие №3 | Ноябрь |
4 | Занятие №4 | Ноябрь |
5 | Занятие №5 | Декабрь |
6 | Занятие №6 | Декабрь |
7 | Занятие №7 | Декабрь |
8 | Занятие №8 | Декабрь |
9 | Занятие №9 | Январь |
10 | Занятие №10 | Январь |
11 | Занятие №11 | Январь |
12 | Занятие №12 | Январь |
13 | Занятие №13 | Февраль |
14. | Занятие №14 | Февраль |
15. | Занятие №15 | Февраль |
16. | Занятие №16 | Февраль |
17. | Занятие №17 | Март |
18. | Занятие №18 | Март |
19. | Занятие №19 | Март |
20. | Занятие №20 | Март |
21. | Занятие №21 | Апрель |
22. | Занятие №22 | Апрель |
23. | Занятие №23 | Апрель |
24. | Занятие №24 | Апрель |
25. | Занятие №25 | Май |
26. | Занятие №26 | Май |
27. | Занятие №27 | Май |
Март | Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды: 1. Собирание портфеля |
Апрель | 2. Белочкин сон 3. Госпожа Аккуратность 4. Волшебное яблоко (воровство) 5. Подарки в день рождения |
Май | Сказки о школьных конфликтах: 1. Ябеда 2. Шапка-невидимка (демонстративное поведение) 3. Задача для Лисенка (ложь) 4. Спорщик |
Источник