Работа психолога с ребенком с проблемами развития

Наталия Швырева
Работа педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в развитии

Основной целью работы с проблемными детьми является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого.

Приоритетным направлением становится оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи.В структуре деятельности можно выделить следующие блоки:

• Диагностико-консультативный;

Коррекционно-развивающий;

• Воспитательно-образовательный;

Социально-педагогический.

Диагностическое обследование в условиях детского сада для детей с ЗПР отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК. На первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а так же исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющимся у ребенка. Диагностика выступает как необходимый структурный элемент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционные образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

Основными задачами обследования являются:

• Изучение качественных особенностей психического развития ребенка;

• Выявление «уровня обученности», то есть степени овладения знаниями, умениями и навыками, в соответствии с возрастными возможностями;

• Определение характера динамики развития и обучаемости;

• Дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Важным аспектом исследований является выявление качественных особенностей познавательной деятельности (мотивации, волевых усилий и произвольной регуляции, программирования).

Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы психологического и педагогического воздействия, определить задачи и содержание работы.

В течение года проводится обследование в три этапа.

Первый этап (сентябрь).Цель: выявить особенности психического развития каждого воспитанника. Помимо этого собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучается микросоциальные условия жизни и воспитания в семье. Результаты обобщаются и заносятся в специальную карту. С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий, выстраивается «уровневые» программы коррекционного обучения.

Второй этап (первые 2 недели января).Цель: выявление особенностей динамики развития.

Третий этап (последние недели апреля). Определить характер динамики, оценить результативность работы, составить прогноз относительно дальнейшего развития.

В условиях специального детского сада для детей с ЗПР психолог исследует особенности протекания психических процессов, изучает эмоционально-волевую и личностную сферу воспитанников. Особое внимание уделяется изучению особенностям адаптации, определению характера и особенностей межличностных отношений в группе сверстников. В сфере интересов психолога находится изучение влияния на развитие ребенка микросоциальной среды (используемые диагностические методики см. в Приложении).

Наблюдения, психологические исследования в начале года показали, что дети имеют потенциально-сохраненные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушение познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособности, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций (нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координации движения). Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задания, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного при выполнении последующих заданий. Результаты фиксируются в протоколах обследования, которые совместно с индивидуальными профилями прилагаются.

Коррекционно-развивающий блок.

Своей задачей в этом разделе психолог видит развитиепознавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:

Развитие сферы образов, представлений;

•Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, конкретно-понятийного (словестно-логического, в том числе элементарного, умозаключающего мышления;

• Совершенствование мнестической деятельности;

Развитие зрительно-моторной координации и формирование графомоторных навыков.

Для решения этих задач используются игры и упражнения (см. Тематические планы коррекционно-развивающих занятий). Так же используются следующие разработки:

1. «Игровые занятии по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников», И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова.

2. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста», Е. А. Алябьева.

3. «Интеллектуально-развивающие занятии со старшими дошкольниками», М. Р. Григорьева.

Что бы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитое мышление (способность к интеллектуальной децентрации) и эмоционально-волевые процессы. Специально-организованная игровая деятельность способствует совершенствованию эмоциональной и интеллектуальной сфер дошкольников. Развитиеи коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности предполагает:

Развитие и тренировку организма, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

• Профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутичных проявлений, других отклонений в поведении

Развитее социальных эмоций;

• Создание условий для развития самосознания и самооценки;

• Формирование способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

• Предупреждение, преодоление негативных черт личности и формирующего характера.

В режиме дня предусматриваются коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Разнообразные подвижные игры, психогимнастические этюды и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией, полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов.Каждое занятее включает:

1. Психогимнастические этюды и упражнения (развитие мимики, жестов, пантомимики, интонации).

2. Игру-сказку (разыгрывание придуманных сюжетов).

3. Беседу о сказке (анализ поступков героев, нахождение творческих решений).

4. Подвижную игру (развитие активности, общей моторики, умение действовать по правилам).

5. Релаксацию (успокоение и расслабление).

Продолжительность каждого занятия 30 минут. После каждого занятия психолог отмечает наиболее трудные для детей игры, упражнения, и на их основе стоит свою дальнейшую работу. Задания, с которыми дети справляются достаточно легко, впоследствии усложняются. Для работыв данном направлении используются следующие материалы:

1. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста», Е. А. Алябьева.

2. «В мире друзей», Е. В. Котова.

3. «Работа психолога с проблемными дошкольниками», И. С. Погудкина.

4. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет», Г. Н. Жучкова.

Тематические планы по развитию эмоций у детей, по адаптации, по общению, «Програма развития ребенка как субъекта общения» см. в Приложении.

Источник

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник

       Коррекционно-развивающая работа.

Цель:

содействовие личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям.  

Требования:  

• Обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.  

• Не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста.  

• Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка.  

В Стандарте учитываются:  

1) Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;  

2) Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации [Ст.1.3 ФГОС ДО].  

Развивающая работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с подгруппами детей, в русле общих мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.

Обязательно:

•        Выстраивание индивидуального маршрута развития ребенка в процессе консультирования.

•        Проведение развивающих занятий с детьми подготовительной группы с целью формирования учебно-важных качеств. (подгрупповая работа)

•        Проведение развивающих занятий с детьми  старшей группы (подгрупповая работа).

Таким образом, развивающая работа представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и психическое развитие детей.

Тематическое планирование по адаптации детей к условиям ДОУ, первая младшая группа(подгрупповая работа)  

   Основная цель тематических занятий — помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:

>  преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

>  обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

>  формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

>  снятие эмоционального и мышечного напряжения;

>  снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

>  развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

>  развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

>  развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

>  развитие игровых навыков, произвольного поведения.

             Тема занятий

        Время проведения

  1. «Божья коровка»
  2. «Листопад»

            Октябрь

3. «Мячик»

             Ноябрь

4. «Прогулка в осенний лес»

5. «Веселый петрушка»

            Декабрь

6. «Новый год»

7. «Мячики»

            Январь

8. «Зайка»

9. «Мыльные пузыри»

            Февраль

10. «Музыканты»

11. «Мамин день»

               Март

12. «Мишка»

13. «Непослушные мышата»

              Апрель

14. «Колобок»

15. «Котята»

                 Май

Тематическое планирование по социально-личностному развитию детей, вторая младшая группа(подгрупповая работа).  

Основная цель тематических занятий «Давай поиграем!» — ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей.

В соответствии с этой целью формулируются задачи:

1. Формировать чувство принадлежности к группе.

2. Формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.

3. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

4. Развивать навыки социального поведения.

5. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

6. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8. Развивать психические функции, мелкую моторику руки.

Раздел

             Тема занятий

        Время проведения

1. Я сам

1.1. Мое имя

             Октябрь

1.2. Кто такой «Я»

1.3. Мои умные помощники

1.4. Мои игрушки

1.5. Мои любимые сказки

             Ноябрь

1.6. Я хочу

1.7. Я могу

1.8. Мое настроение

2. Я и другие дети

2.1. Плохо быть одному

             Декабрь

2.2. Мы разные

2.3. Мы веселимся, смеемся играем

2.4. Говорим руками и телом

2.5. Помогаем друг другу

              Январь

2.6 Мальчики и девочки

3. Я и взрослые

3.1.Все начинается с мамы

             Февраль

3.2. Дружная семья

3.3. Маленький помощник

3.4. Я в детском саду

4. Я и культура общения

4.1. Секрет волшебных слов

4.2.  Мы поссоримся и помиримся

               Март

4.3. Давай поговорим

4.4. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Итоговые занятия

В гостях у сказки

Урок общения

               Апрель

Итого

                                                                 24 занятия

Тематическое планирование по эмоционально-личностному развитию детей, средняя группа (подгрупповая работа).  

Основная цель тематических занятий «Давай познакомимся!» — повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

В соответствии с этой целью формулируются задачи:

1. Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.

2. Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.

3. Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение.

4. Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.

5. Воспитывать заботливое отношение к животным.

6. Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.

7. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

    Раздел

        Тема занятий

 Время проведения

1. Я и Я

«Тайна моего имени»

         Сентябрь

         Октябрь

«Автопортрет»

Мой внутренний мир»

«Мой любимый сказочный герой»

2. Я и другие

«Мы так похожи»

           Ноябрь

          Декабрь

«Мы такие разные

«Язык жестов и движений»

«Давайте жить дружно»

«Мальчики и девочки»

3. Я и мои эмоции

«Радость»

           Январь

          Февраль

            Март

«Удивление»

«Страх»

«Гнев»

«Горе»

«Интерес»

«Наши эмоции» (итоговое занятие по разделу)

4. Я и животные

«Мой ласковый и нежный зверь»

            Апрель

«Общение с животными»

5. Я и моя семья

«С кем я живу»

              Май

«Правила домашнего этикета»

Итоговые годовые занятия

«Путешествие в сказку»

«Я знаю, я умею, я могу!»

Итого

                                    22 занятия

Тематическое планирование по подготовке детей к школьному обучению, страше-подготовительная группа (групповая работа).

Основная цель программы   «Психологический тренинг для будущих первоклассников» — подготовка дошкольника к успешному обучению в школе.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

• Формировать личность ребенка-дошкольника: изучать потребности и индивидуальные особенности поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

• Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.

• Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую культуру речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.

• Развивать мелкую моторику рук.

№ п/п

Наименование тем

Время проведения

1

                          Занятие №1

Ноябрь

2

                           Занятие №2

Ноябрь

3

                           Занятие №3

Ноябрь

4

                           Занятие №4

Ноябрь

5

                           Занятие №5

Декабрь

6

                           Занятие №6

Декабрь

7

                           Занятие №7

Декабрь

8

                           Занятие №8

Декабрь

9

                           Занятие №9

Январь

10

                           Занятие №10

Январь

11

                           Занятие №11

Январь

12

                           Занятие №12

Январь

13

                           Занятие №13

Февраль

14.

                           Занятие №14

Февраль

15.

                           Занятие №15

Февраль

16.

                           Занятие №16

Февраль

17.

                           Занятие №17

Март

18.

                           Занятие №18

Март

19.

                           Занятие №19

Март

20.

                           Занятие №20

Март

21.

                           Занятие №21

Апрель

22.

                          Занятие №22

Апрель

23.

                          Занятие №23

Апрель

24.

                          Занятие №24

Апрель

25.

                           Занятие №25

Май

26.

                         Занятие №26

Май

27.

                          Занятие №27

Май

Март

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды:

1. Собирание портфеля

Апрель

2. Белочкин сон

3. Госпожа Аккуратность

4. Волшебное яблоко (воровство)

5. Подарки в день рождения

Май

Сказки о школьных конфликтах:

1. Ябеда

2. Шапка-невидимка (демонстративное поведение)

3. Задача для Лисенка (ложь)

4. Спорщик

Источник