Работа логопеда по развитию речи ребенка

ЕЛЕНА МАЛЯСОВА
Консультация: Система работы по развитию речи в логопедических группах

Опытным педагогам известно, что в группах для детей с ОНР, воспитанники в начале обучения не владеют навыками рассказывания, зачастую с трудом строят предложения, состоящие более чем из трех слов.

Все это говорит о том, что занятия по развитию речи необходимо проводить по особой системе.

Перечислим отличительные особенности занятий по развитию ре для детей с ОНР.

1. Проведение занятий в рамках определенных лексических тем.

2. Изменение задач и содержания занятий.

3. Максимальное обеспечение занятий наглядным материалом (схемами, опорными сигналами, картинками — символами и др. наглядным материалом).

4. Уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в общеобразовательных группах.

5. Использование определенной последовательности в видах высказывания.

Остановимся на них подробнее.

Занятия по развитию речи в течении одного месяца рекомендуется проводить в рамках двух-четырех лексических тем. К примеру, для сентября первого года обучения, это могут быть темы наиболее близкие и доступные ребенку с нарушениями речи: «Части тела и лица», «Умывальные принадлежности», » Игрушки»;в декабре естественны темы: » Зима», » Новогодний праздник»;в мае: «Лес «, » Цветы», «Насекомые» и др.

Такая концентрация внимания на двух-трех темах позволяет:

-детально проработать каждую тему, то есть дать детям большое количество новых для них знаний и представлений;

-значительно пополнить их бедный словарный запас;

— сформировать обобщающие понятия;

-активизировать фразовые высказывания различной степени сложности.

Каковы же задачи и содержание занятий в логопедических группах?

Первая (основная)задача: пополнение, уточнение и активизация словарного запаса. Эту задачу можно реализовать не только на фронтальных и индивидуальных занятиях, но и во время всех режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, прогулка).

Вторая задача: формирование и закрепление грамматических категорий, изученных на логопедических занятиях, а так же контроль за грамматической правильностью речи.

Работу по формированию грамматического строя речи проводит логопед группы, а вот игры на закрепление изученных грамматических категорий можно включать второй частью в занятия воспитателя по развитию речи.Примеры таких игр: «Назови ласково», » Большой, маленький», » Один много», «Какой сок? Какой суп?» и тд. Игры необходимо подбирать с учетом лексических тем, изучаемых в этом месяце.

Третья задача: активизация фразовых высказываний. Составная часть большинства занятий по развитию речи — это ответы детей на поставленные вопросы. Поэтому необходимо четко продумывать каждый вопрос.

Четвертая задача: совершенствование связной речи в различных ее видах. Очевидно, что пока связная речь детей не сформируется в достаточной степени, на занятиях следует использовать только «простые», не требующих развернутых смысловых высказываний; виды работ: чтение сказок, рассматривание объектов и сюжетных картин, пересказ коротких текстов.

Коллективное заучивание стихов на занятиях в логопедических группах целесообразно проводить, только тогда, когда большинство детей группы овладели правильным и четким произношением звуков. В противном случае, заучивание стихов с неправильно произносимыми звуками, может привести к стойкому закреплению дефектного произношения

Учитывая особенности внимания, мышления и восприятия детей с ОНР, а так же свойственные им речевые трудности на занятиях необходимо максимальное использование различных видов наглядности.Сюда относятся: предметы и объекты, игрушки, предметные и сюжетные картины, серии сюжетных картин, диафильмы, фотографии, иллюстрации, рисунки пр. так как наглядность является фактором облегчающим и направляющим процесс становления связной речи дошкольника. Однако кроме предметов, игрушек, картин,дети с ОНР нуждаются во вспомогательных наглядных средствах: схемах для составления рассказов, опорные картинки-сигналы, различные символы.

Уточнение и активизация значительно большего количества понятий и представлений связана с ограниченностью словарного запаса и знаний детей с ОНР. К примеру изучая тему «Дикие животные» с детьми массовых групп большинство понятий следует активизировать, а не уточнять, так как они знакомы дошкольникам уже в 4-5 лет. С детьми с ОНР, даже в 5-6 приходится уточнять,объяснять смысл слов: копыта, лапы,щетина, клыки, пятачок и пр.

В логопедических группах используется определенная последовательность во всех видах рассказывания, так как детям с ОНР доступны далеко не все виды рассказывания, используемые в массовых группах. Рассмотрим например, как в рамках одной лексической темы «Домашние животные» следует распределить материал в старшей группе, чтобы добиться большего обучающего эффекта.

В начале целесообразно рассмотреть несколько сюжетных картин с изображением на них домашних животных и их детенышей. Затем можно сравнить по картинкам, например свинью и собаку. Позднее можно провести пересказ коротких текстов.Далее детям будут уже доступны такие дидактические игры как: «Назови детеныша», «Кто чем питается?», » Кто какую пользу приносит?», » Кто где живет?.

После такой системы работы,детям не составит большого труда: отгадывание загадок и их самостоятельное составления с помощью логопеда и воспитателя. В конце дети смогут уже самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы о домашних животных, в которых отразятся все полученные знания и представления.

Таким образом, если в своей совместной работе логопед и воспитатели будут придерживаться этой системы в работе по развитию речи это поможет у детей с ОНР сформировать связную и грамматически правильную речь.

Литература:

1. Ткаченко Т. А. «Учим детей говорить правильно». М. ,»Издательство гном и Д», 2002г.

2. Ткаченко Т. А. «Дневник воспитателя логопедической группы«. М., «Издательство гном и Д»,2002г.

Источник

Логопедическая работа по развитию связной речи с детьми, имеющими речевые нарушения

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Потому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне ею речевого развития.

В посвященных развитию связной речи исследованиях М.М. Кониной, Л.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, П.И. Соловьевой, Н.И. Тихеевой, А.П. Усовой и др. отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.

Исходя из опыта работы с детьми, имеющими речевые нарушения, особую значимость приобретает проблема сложного дефекта при котором нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психических процессов, вторичными, природа которых разнообразна. Нарушения речи отрицательно сказываются на нервно — психическом состоянии детей, значительно снижая их познавательную активность влияют на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.

Ограничения  контроля за языковыми и невербальными средствами общения некоторая обеднелость чувственной стороны речи сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

Логопедическая работа в ДОУ по развитию речи детей опирается на общедидактические принципы построения коррекционной помощи детям с нарушением речи.

Задача учителя — логопеда состоит в обогащении словаря через введение новых лексических единиц, овладение навыками словоизменения и словообразования, активизации речевой деятельности, формирование специальных речевых умений и навыков, подготовке детей к практическому усвоению грамматических признаков слов.

Работа над обиходно — бытовым словарем и закреплением речевых умений и навыков на занятиях, во вне учебной, игровой деятельности, общении ведется воспитателем и родителями.

Руководство коррекционной работой по формированию инициативной речи осуществляется логопедом. Он обучает дошкольников правилам построения текстовых высказываний, формирует коммуникативные умения, знакомит с моделью описания единичных предметов, активизирует речевую деятельность детей по описанию наглядно воспринимаемого материала.

Коррекционно — воспитательная работа, включающая развитие связной речи, имеет два направления:

1.        Формирование базы речевой деятельности: коррекция и обогащение сенсорного опыта детей, специальная организация их практической и игровой деятельности, активизация общения, развитие и активизация познавательной деятельности, коррекция представлений о предмете и социальном окружении.

2.        Самостоятельная речевая деятельность: коррекция и обогащение словарного запаса, специальное формирование речевых умений и навыков, механизмов речи (мотива, замысла, выбора слов, построения высказывания, контроля за его продуцированием).

Реализация задач  второго  направления  предполагает определенную этапность в работе:

1.        Составление предложений разных конструкций.

2.        Упражнение в диалогической речи.

3.        Упражнение   в   инициативной   связной       описательно повествовательной речи.

Все занятия по обучению детей инициативной связной речи делятся на три группы:

—        рассказы детей по восприятию;

—        по памяти;

—        по воображению.

Обучению детей рассказыванию (пересказу, рассказу-описанию и др.) предшествует подготовительная работа, цель которой — достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.

Главная задача описания состоит в создании словесного образца объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. Занятия по обучению описанию предметов оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в последовательное связное сообщение.

Большие возможности для развития инициативной связной речи дошкольников с нарушениями речи дает сюжетная картина и серии сюжетных картинок. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у детей речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования иллюстративного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.

Описание — особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

По мере возрастания речевых возможностей детей, в систему формирования связной речи включаются задания по составлению небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта.

Такие задания целесообразно включать в занятия на основе проводимых в дошкольном учреждении мероприятий-утренников, экскурсий, «досуговых мероприятий», а также наблюдений во время прогулок, общественно-полезных дел, игр.

Рассказы- составляются с опорой на образец педагога и предваряющий вопросный план по заранее подготовленным модельным схемам. Используются коллективная форма составления рассказа, прием его дополнения другими детьми.

Составление рассказов но личному опыту предполагает научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, делать графические зарисовки, опираться на схему, отражающую ход событий. Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он может воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию.

Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

При формировании навыков творческого рассказывания дети с ОНР испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии сюжета и его языковой реализации. Такие трудности могут быть обусловлены недостатком знаний и представлений об окружающей действительности.

Все это определяет необходимость проведения систематической работы с детьми с ОНР, направленной на формирование у них навыков рассказывания с элементами творчества.

Учитель — логопед при составлении творческих рассказов учит детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, делать графические зарисовки, опираться на схему, отражающую ход событий. Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он может воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию.

Систематическое и последовательное проведение работы по обучению детей рассказыванию позволит преодолеть недостатки в развитии их речи и подготовить таких детей к обучению в школе.

Библиографический список:

   Глухов В.П. Методика формирования связной речи у дошкольников с ОНР.-М., 1996.

Лани Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения. -М, 2006.

Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения. -М., 2003.

Новичкова И.В., Крылова НА. Примерное содержание коррекционных занятий по логопедии в детском саду для детей с нарушением зрения.-М., 1992.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. -М, 1993.

Фомичева Л.В. Клинико — педантические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. -СПб., 2007.

Источник

Александра Макарова
Совместная работа логопеда и педагогических работников по развитию речи дошкольников

Цель: Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, способствующему достижению целевых ориентиров дошкольников, обеспечивающих их дальнейшую успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению.

Задачи:

Разработка алгоритма взаимодействия специалистов ОУ;

Разработка совместного тематического плана на основе единых лексических тем;

• Организация предметно – пространственной среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;

• Внедрение в образовательный процесс современных коррекционных и образовательных технологий;

• Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов;

Ход занятия:

I. Орг.момент:

Приветствие участников методического объединения, ознакомление с темой доклада учителя-логопеда.

II.Основная часть:

Выступление учителя-логопеда с докладом на тему: «Совместная работа логопеда и педагогических работников по развитию речи дошкольников».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает новые направления в организации речевого развития детей 3 – 7 лет. К семи годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. ФГОС ДО определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка, которые должны быть у них сформированы на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция,а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь, может выражать свои мысли и желания.

Также речь включается в качестве важного компонента в следующие целевые ориентиры:

• Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

• Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

• Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен к принятию собственных решений.

• Способен к волевым усилиям, может следовать социальным правилам поведения

У ребёнка должны быть сформированы те личностные качества, которые помогут ему в успешной социализации и адаптации к школьному обучению.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в ОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов. Совместная коррекционная работа в логопедическойгруппе предусматривает решение следующих задач:

логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;

– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Взаимодействие в работе учителя– логопеда и воспитателей в логопедической группе.

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. Одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда (они проводятся ежедневно во вторую половину дня). Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. А учитель-логопед на этом же материале отрабатывает правильное звукопроизношение, развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.

Занятия содержат:

1. Игры и упражнения на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики (пальчиковая гимнастика, игры на развитие координации движения с речью).

2. Задания для повторения и закрепления материала по изучаемой лексической теме, отработанного с детьми логопедом, например, по совершенствованию навыков грамматического строя речи:

— образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»,

— образование формы множественного числа существительных (упражнение «Один – много»)

— согласование числительных с существительным (игра «Посчитай») и т. д.

3. Материал,сложный для усвоения детьми:

— подбор антонимов (упражнение «Скажи наоборот»,

— подбор однокоренных слов (игра «Собери семейку»,

— подбор глаголов (упражнение «Что делает?»,

— образование прилагательных (упражнение «Какой? Какая? Какие?»);

— составление описательных рассказов по схеме и т. п.

4. Индивидуальная работа с детьми по автоматизации и дифференциации звуков, а также задания по всем разделам программы, с теми детьми, которым наиболее трудно дается усвоение нового материала. При необходимости, предварительная работа с ними.

Бывает, что в силу каких-либо обстоятельств, не получается выполнить весь объем занятия, в таких случаях, можно некоторые задания перенести на следующий день. Например, пальчиковую и подвижную игру провести на занятии в виде физминутки или на прогулке, как подвижную игру. В утренние часы организовать индивидуальную работу с теми детьми, которые по какой-то причине отсутствовали на вечернем занятии.

Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией.Для этого можно использовать: пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи, а также нетрадиционные формы художественно–графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами и т. д.

Для удобства работы нами были разработаны:

1. Перспективный план взаимодействия со специалистами

2. Тетради взаимосвязи с воспитателями логопедических групп для организации коррекционной работы во второй половине дня.

Логопед и другие специалисты ДОУ предъявляют единые требования к ребенку с речевыми отклонениями.При этом:

— учитывается структура нарушения;

— осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

— закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные на всех занятиях;

Взаимодействие между специалистами осуществляется и в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе всех сотрудников детского сада.

III.Заключительная часть:

Обсуждение прослушанного доклада и ответы на возникающие вопросы. Воспитателям раздаются папки-передвижки с методическими рекомендациями к проведению занятий по развитию речи.

Источник