Рабочая программа развития ребенка от 3 до 5 лет

Лика
Программа блока дополнительного образования в группе раннего развития для детей от 3-х до 5 лет

Актуальность данной программы.

Состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.

Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Педагогическая целесообразность.

Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к педагогам, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передать, а освоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Известный психолог Выготский Л. С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка осуществляется только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал. Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка — дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять. Один из выдающихся отечественных психологов – А. В. Запорожец считал дошкольные годы возрастом огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если целью дошкольного образования станет не ускорение, а обогащение детского развития. Обогащение в первую очередь предполагает развитие способностей детей, становление активной, творческой личности ребенка.

Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях интегрированные методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности дошкольников, открыть многогранный мир знаний, ощущений и эмоций.

Цель программы:

Содействовать разностороннему развитию целостной личности ребенка; формировать интеллектуальные и познавательные способности каждого ребенка. Данная цель конкретизирована рядом задач:

Развивающие:

• Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей.

• Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

• Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

• Развитие мышления, памяти, внимания.

• Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.

• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

• Гармоничное развитие психофизических качеств ребенка.

• Создание условий с использованием здоровье сберегающих технологий в учебном процессе для развития личности ребенка.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к предметному окружению.

• Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)

• Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

• Воспитывать нравственные качества личности.

• Содействие в формировании адекватной самооценки, способности сопереживания;

Обучающие:

• Формирование базисных математических представлений.

• Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирование.

• Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием.

• Способствовать умению детей называть свойства предметов.

• Активизировать речь детей. Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.

• Развитие зрительно-пространственной ориентации.

• Развивать коммуникативные навыки.

• Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.

• Развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.

Отличительные особенности.

В основе рабочей программы «Совята» лежит комплексный подход к разностороннему развитию личности ребенка. Решения этих задач осуществляется с помощью интегрированных образовательных блоков:

• Приветствие, круг Марии Монтессори.

• Нейропсихологическая гимнастика.

• ФЭМП с элементами развития ориентировки в пространстве.

• Двигательно-речевые игры (логоритмика).

• Развитие мелкой моторики. Сенсорное развитие.

• Подвижные игры.

• Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация).

• Прощание. Игры с песком, релаксация.

Сетка занятий.

Вторник 16-00 до 16-45ч

1. Приветствие, Круг Марии Монтессори.

2. Нейропсихологическая гимнастика:

• Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность.

• Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие).

• Упражнения на координацию тела (развивает межполушарное взаимодействие).

3. ФЭМП с элементами развития ориентировки в пространстве.

4. Двигательно-речевые игры. Логоритмика.

5. Развитие мелкой моторики. Сенсорное развитие.

6. Прощание. Волшебный песок.

Четверг 16-00 до 16-45ч

1. Приветствие, Круг Марии Монтессори.

2. Нейропсихологическая гимнастика:

• Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность.

• Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие).

• Упражнения на координацию тела (развивает межполушарное взаимодействие).

3. Продуктивная деятельность.

4. Двигательно-речевые игры. Логоритмика.

5. Развитие мелкой моторики. Сенсорное развитие.

6. Прощание. Волшебный песок.

Возрастные особенности психического развития детей.

(от трех до пяти лет).

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность) постепенно уходят, ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей. Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В 4-5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования усовершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. У детей четырёх-пяти лет активно развивается наглядно-образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Также ребёнок учится устанавливать простые логические закономерности, классифицировать предметы и подбирать к ним родовые понятия. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет. Ребёнок может одновременно говорить и выполнять движения. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу. В этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В этот период память уже более произвольна. К двигательной и эмоциональной памяти «подключается» зрительная и слуховая память. Объём памяти постепенно возрастает, и ребёнок пятого года жизни более чётко воспроизводит то, что запомнил. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15, изображенных на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, конструировании. Дети продолжают сотрудничать с взрослыми в практических делах (совместные игры, активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (Почему? Зачем? Для чего, в стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикции. Интерес детей вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: замысливание будущей конструкции и осуществление поиска способов ее исполнения.

Условия реализации программы.

Участники образовательной программы детей второй младшей группы (3-4 года) и средней группы (4-5 лет).

Сроки реализации образовательной программы:

один учебный год.

Программа рассчитана на 48 часов, всего 64 занятий, кратность проведения 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут.

Численный состав группы не должен превышать 10 человек.

Ожидаемые результаты.

При работе с детьми по программе раннего развития «Совята» не предполагается, что каждый ребенок получит строго определенный объем знаний по общей для всех программе, т. к. при подаче материала учитывается уровень развития и возможности всей группы и каждого отдельного ребенка. Темп обучения разных детей одного возраста и одного ребенка по разным направлениям может быть неравномерным. Педагог постоянно отслеживает динамику развития каждого ребенка, при необходимости своевременно оказывая помощь. Но при этом не происходит постоянного сравнения уровня достижений ребенка с требованиями традиционной программы для этого возраста. Опыт показывает, что этого достаточно, т. к. обычно дети с благополучной психикой во многом перекрывают традиционные нормативы, и даже дети с задержками в развитии получают необходимые для их возраста знания, умения и навыки. Наполненность и верхняя граница получаемых при этом знаний зависят от индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка. Задача педагога – предоставить возможность оптимального для каждого ребенка объема информации, усвоения и закрепления полученных знаний в систематических самостоятельных упражнениях.

В процессе занятий, у детей, проходящих обучение, по программе раннего развития «Совята» формируются:

• психологическая защищенность;

• уверенность в своих силах;

• навыки самостоятельной деятельности;

• умение использовать полученные навыки на практике;

• коммуникативные умения и навыки;

• гибкость мыслительного процесса, смекалка, сообразительность, пространственные представления;

• представления об окружающем мире и о самом себе;

• сенсорное восприятие;

• мелкая моторика;

• развитая и активная речевая деятельность.

Учебно-методическое обеспечение.

Материалы:

• различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеящаяся и т. д);

• различные виды ткани;

• картон;

• соленое тесто (соль, мука);

• пластилин;

• природные материалы;

• вторичное сырье;

• фольга;

• клей ПВА;

• краски (гуашь, акварель, пальчиковые краски).

• Штамповка, формочки.

Оборудование:

• баночки для воды;

• сортиры;

• крупа мелкая и крупная; аква-гель; песок;

• счетные палочки;

• бусы;

• ленты;

• строительный материал;

• шаблоны;

• салфетки;

• образцы готовых изделий;

• массажные мячи

• нитки, пуговицы, шнурки, молнии и т. д

• пипетки, пинцеты, ложечки и т. д.

Наглядные пособия:

• иллюстрации;

• игрушки;

• мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);

• конструктор (палочки Кюизенера);

• набор геометрических тел (Блоки Дьенеша);

• коллекции бумаги, картона, ткани.

• Фигурки (сказочных героев, животных, птиц, морских обитателей и т. д.

Методическое обеспечение.

Помещение, где проводятся занятия по дополнительному образованию (группа раннего развития «Совята», оборудовано: шестью столами, четырнадцатью стульями, сухим бассейном, коррекционными дорожками, столом ромашка, смарт-доской, столом с подсветкой для игры с песком, мольбертом, тремя стеллажами, в котором хранится материал для работы с детьми (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, математические наборы, «чудесный мешочек», кубики Никитина, пуговицы, крупы, аква-гель и т. д).

Занятия проводятся в смежном с группой кратковременного пребывания помещении. Оснащение, площадь, освещение соответствуют СанПиНу 2.4.1.3049-13, «Санитарно — эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; требованиям пожарной безопасности; требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.

Источник

Колмыкова Елизавета Николаевна
Рабочая программа для детей 3–4 лет

Содержание.

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи по реализации основной общеобразовательной программы.

1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей младшего дошкольного возраста.

1.5. Планируемые результаты.

II. Содержательный раздел

2.1. Учебный план реализации ООП в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет.

2.2. Направления развития и образования детей.

2.3. Структура образовательного процесса.

2.4. Формы непосредственно образовательной деятельности

2.5. Планирование работы с детьми

2.6. Коррекционная работа для детей с ОВЗ

2.7. Взаимодействие с семьей, социумом.

III. Организационный раздел

3.1. Режим дня.

3.2. Двигательный режим.

3.3. Расписание.

3.4. Традиционные события праздники мероприятия.

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

3.6. Учебно-методическое обеспечение

IV. Приложение к программе.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» (от 01.09. 2015 г. № 85) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Рабочая программа рассчитана на 2016 – 2017 учебный год.

Данная Программа разработанана основе следующих нормативных документов:

• Конвенцией о правах ребенка.

• Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)

• Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

1.2.Цель:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Используются парциальные программы:

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». И. А. Лыкова.

Программа «Математические ступеньки» «Я начинаю считать» для детей 3-4 лет Е. В. Колесникова.

При организации образовательного процесса в группе следующие особенности:

1)Климатические особенности:

При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Тамбовская область –средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето.

2)Демографические особенности:

Анализ социального статуса семей выявил, что в группе воспитываются дети из полных (15, из неполных (3) и многодетных (2) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (13) и средним профессиональным (22) образованием.

3) Национально –культурные особенности:

Этнический состав воспитанников группы: русские, обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Основной контингент воспитанников проживает в условиях города (лишь трое детей в сельской местности). Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями города Кирсанова. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

1.3.Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

1.4. Возрастные особенности развития детей 3-4 лет

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться.

Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов

• Чтение

• Обсуждение

• Рассказ

• Игра

Познавательное развитие • Рассматривание

• Наблюдение

• Игра-экспериментирование.

• Исследовательская

• деятельность

• Конструирование.

• Развивающая игра

• Экскурсия

• Ситуативный разговор

• Рассказ

• Интегративная деятельность

• Беседа

• Проблемная ситуация

Художественно-эстетическое

Развитие • Рассматривание эстетически привлекательных предметов

• Игра

• Организация выставок

• Изготовление украшений

• Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки

• Экспериментирование со звуками

• Музыкально-дидактическая игра

• Разучивание музыкальных игр и танцев

• Совместное пение

2.5. Планирование работы с детьми.

Комплексно-тематический план работы с детьми 3-4 лет

Интегрирующая тема периода Педагогические задачи Варианты итоговых мероприятий

До свидания, лето, здравствуй, детский сад! (4-я неделя августа — 1-я неделя сентября)

(24.08 — 04.09) Вызывать у детей радость от возвращения в детский сад.Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Продолжать знакомство с окружающей средой группы, помещениями детского сада. Предлагать рассматривать игрушки, называть их форму, цвет, строение.

Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, следует помочь им вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры). Развлечение для детей, организованное сотрудниками детского сада с участием родителей. Дети в подготовке не участвуют, но принимают активное участие в развлечении (в подвижных играх, викторинах).

Осень (2-я–4-я недели сентября)

(07.09 — 25.09) Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада, о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Знакомить с сельскохозяйственными профессиями (тракторист, доярка и др.). Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. На прогулке предлагать детям собирать и рассматривать осеннюю листву. Разучивать стихотворения об осени. Развивать умение замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.

Побуждать рисовать, лепить, выполнять аппликацию на осенние темы Праздник «Осень».

Выставка детского творчества.

Я и моя семья (1-я–2-я недели октября)

(28.09 — 09.10) Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни.

Формировать образ Я.

Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления.

Побуждать называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Обогащать представления о своей семье. Открытый день здоровья.

Спортивное развлечение.

Мой дом, мой город (3я неделя октября — 2я неделя ноября)

(12.10 -13.11) Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами.

Знакомить с родным городом (поселком, его названием, основными достопримечательностями. Знакомить с видами транспорта, в том числе с городским, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения, светофором, надземным и подземным переходами (взаимодействие с родителями). Знакомить с «городскими» профессиями (милиционер, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса). Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения.

Новогодний праздник (3-я неделя ноября — 4-я неделя декабря)

(16.11 — 31.12_ Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей. Новогодний утренник.

Зима (1-я – 4я недели января

11.01 — 29.01) Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Расширять п