Рабочая программа развития ребенка 1 класс фгос

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

1 КЛАСС

(вариант 2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих воспитанников отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.

    Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие, дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени сформированности учебных навыков, уровню развития функций волевой регуляции. 
Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка.  
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие»  входит   в   часть формируемую участниками образовательных отношений —  коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ТМНР, которая рассматривается   как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей развития личности детей  и расширения границ их взаимодействия с окружающей средой. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

Программа курса коррекционных занятий

«Сенсорное развитие» имеет своей целью:

  • Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
  • Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

—  обогащение чувственного познавательного опыта;

— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;

— коррекция недостатков познавательной деятельности детей;

— формирование пространственно-временных ориентировок;

— развитие слухоголосовых координаций;

— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

     Общая характеристика учебного предмета:

     Сенсорное развитие любого человека направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей 1 б класса процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных действий происходит со значительной задержкой. Действия с предметами у них остаются на уровне неспецифических манипуляций. Поэтому детям необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. В процессе обучения ребенок овладевает сенсорными эталонами для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов и поисковыми способами ориентирования; у него появляется точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия, тем самым создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

Краткая характеристика учащихся класса:

  • Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью.

Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.

Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

     Сенсорное развитие у учащихся   с ТМНР  значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференциированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Отношения в развитии сказывается на динамике развития мыслительных процессов, формировании общих учебных навыков. На занятиях воздействуя на сенсорный уровень идет активизация и развитие  всех ВПФ. В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию сенсорных процессов дети должны научиться:

— ориентироваться на сенсорные эталоны;

— узнавать предметы по заданным признакам;

— сравнивать предметы по внешним признакам;

— элементарно (1 признак) классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

— составлять сериационные ряды предметов и их изображений (1-2 предмета);

— ориентироваться в знакомом пространстве;

— целенаправленно выполнять действия по короткой инструкции;

 Формы контроля

     При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Критерии оценивания

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

критерии

1.

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

2.

Активное участие – действие выполняется ребёнком:

— со значительной помощью взрослого

— с частичной помощью взрослого

— по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

дн

  • по подражанию или по образцу
  • самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

3.

Сформированность представлений

1.представление отсутствует

2.не выявить наличие представлений

?

3.представление на уровне:

  • использования по прямой подсказке
  • использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • самостоятельного использования

пп

п

+

Количество учебных часов

     В Федеральном компоненте государственного стандарта «Сенсорное развитие» обозначены как самостоятельный предмет. На его изучение отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

— определяет свои внешние данные (с помощью);

—  определяет состояние своего здоровья (хорошо-плохо, болит – не болит).

Гендерная идентичность

— определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

— проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

— осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

— понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

— проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).

«Социальные навыки»

— умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);

— пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

— участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);

Развитие мотивов учебной деятельности:

— проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

— осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Экологическая ответственность

— не мусорит на улице;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

— наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

— принимает участие в коллективных делах и играх;

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
  • следовать предложенному плану;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
  • выполнять простые инструкции;
  • выполнять действия рука-в-руке.

Планируемые результаты коррекционной предметно-практической деятельности:

  • достаёт различные по размеру и форме предметы;
  • выкладывает с помощью палочек простые изображения;
  • застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах (с помощью);
  • находит одинаковые по звуку предметы (с помощью);
  • собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке (отдельные учащиеся);
  • собирает и разбирает пирамидку;
  • строит из кубиков башню
  • умеет фиксировать взгляд на объекте;
  • умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
  • сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
  • скатывает из бумаги шарики;
  • играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
  • складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
  • складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
  • играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
  • наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование учебного материала коррекционных занятий на 2017/2018 учебный год.

Сенсорное развитие. 1 «б» класс (Вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1 модуль.

16

1

Обследование. ИОТ и ТБ.

1

01.09

2

Обследование.

1

04.09

3

Обследование.

1

05.09

4

Обследование.

1

08.09

5

Зрительное восприятие. «Посмотри на меня».

1

11.09

6

 «Посмотри на …».

1

12.09

7

 «Чего не стало?».

1

15.09

8

 «Чего не стало?».

1

18.09

9

 «Поставь игрушки на своё место».

1

19.09

10

 «Поставь игрушки на своё место».

1

22.09

11

 «Куда полетела бабочка?».

1

25.09

12

 «Куда полетел(а)…?».

1

26.09

13

 «Куда поехала машина?»

1

29.09

14

 «Куда поехал(а) …?»

1

02.10

15

 «Чья тень?».

1

03.10

16

 «Чья тень?».

1

06.10

2 модуль. ИОТ и ТБ.

15

17

 «Машинка».

1

16.10

18

 «Машинка».

1

17.10

19

 «Мишка».

1

20.10

20

 «Мишка».

1

23.10

21

«Кукла».

1

24.10

22

«Кукла».

1

27.10

23

«Бабочка».

1

30.10

24

«Бабочка».

1

31.10

25

 «Зелёная травка».

1

03.11

26

27

«Желтое солнышко».

1

07.11

Уплотнение за 06.11

28

Ориентировка в цвете на уровне сличения.

1

10.11

29

Ориентировка в цвете на уровне сличения.

1

13.11

30

«Посади  бабочку».

1

14.11

31

«Посади  бабочку на травку».

1

17.11

3 модуль.

15

32

 «Манипуляция больших и маленьких предметов». ИОТ и ТБ.

1

27.11

33

 «Манипуляция больших и маленьких предметов».

1

28.11

34

Слуховое восприятие. «Надевание колец на стержень». 

1

01.12

35

«Надевание колец на стержень».

1

04.12

36

«Собери колечки».

1

05.12

37

 «Разбери пирамидку».

1

08.12

38

 «Собери пирамидку».

1

11.12

39

«Чей звук?» (различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ»).

1

12.12

40

«Как говорят животные?».

1

15.12

41

«Как говорят животные?».

1

18.12

42

«На чем играет Петрушка?».

1

19.12

43

«Какой звучит инструмент?».

1

22.12

44

«Какой звучит инструмент?».

1

25.12

45

Кинестетическое восприятие. «Меховой мишка и бумажный мишка».

1

26.12

46

Тактильная панель.

1

29.12

4 модуль.

20

47

48

Тактильная панель. ИОТ и ТБ.

1

12.01

Уплотнение за коротк ую неделю

49

Предметно – практическая деятельность. «Рвём бумагу».

1

15.01

50

«Рвём бумагу и складываем в коробочку».

1

16.01

51

«Смешай краски».

1

19.01

52

«Мыльные пузыри».

1

22.01

53

Проведение  прямых линий фломастером.

1

23.01

54

Проведение  прямых линий карандашом.

1

26.01

55

Проведение  ломаных линий фломастером.

1

29.01

56

Проведение ломаных линий карандашом.

1

30.01

57

Застёгивание и расстёгивание липучек.

1

02.02

58

Дополни «рисунок» фигурами (на липучках).

1

05.02

59

«Пересыпь…».

1

06.02

60

«Открой баночку, заполни её…»

1

09.02

61

«Собери бусинки».

1

12.02

62

«Заведи машинку».

1

13.02

63

«Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку».

1

16.02

64

«Открой баночку, сложи бусины».

1

19.02

65

66

«Матрешка».

1

20.02

Уплотнение за 23.02

5 модуль.

18

67

Работа с пластилином. Разминание пластилина. ИОТ и ТБ.

1

05.03

68

Работа с пластилином. Отщипывание пластилина.

1

06.03

69

Работа с пластилином. Раскатывание пластилина.

1

09.03

70

Восприятие величин. Упражнения на умение собирать разбросанные крупные предметы.

1

12.03

71

Упражнения на умение собирать разбросанные мелкие предметы.

1

13.03

72

Игра «Кати большую машину».

1

16.03

73

Игра «Кати маленькую машину».

1

19.03

74

Восприятие геометрических фигур. Круг.

1

20.03

75

Игра «Добавь недостающее» (колёса машине, пуговицы кофте и т.п.)

1

23.03

76

Квадрат. Игра «Домики».

1

26.03

77

Соотнесение плоских форм (круг, квадрат). «Найди предметы в песочнице».

1

27.03

78

Упражнения в застёгивании и расстёгивании крупных круглых пуговиц.

1

30.03

79

Временные представления. День.

1

02.04

80

Игра «Дорисуй лучики у солнца».

1

03.04

81

Ночь. «Рисуем ночь» (закрашиваем тёмный фон).

1

06.04

82

Выполнение простых движений под бубен. Игра «День — ночь».

1

09.04

83

Восприятие температуры. Различение предметов по температуре (горячий).

1

10.04

84

Различение предметов по температуре (холодный).

1

13.04

6 модуль.

15

85

Предметно – практическая деятельность. Работа с бумагой. ИОТ и ТБ.

1

23.04

86

Работа с пластилином.

1

24.04

87

88

Застёгивание и расстёгивание молнии.

1

27.04

Уплотнение за 30.04

89

90

Застёгивание и расстёгивание кнопок.

1

04.05

Уплотнение за 01.05

91

Ориентация по слову в помещении классной комнаты.

1

07.05

92

Ориентация по слову в помещении школы.

1

08.05

93

Узнавание знакомых предметов.

1

11.05

94

Различение неречевых звуков.

1

14.05

95

Различение неречевых звуков.

1

15.05

96

Исполнение простых речевых инструкций.

1

18.05

97

Исполнение простых речевых инструкций.

1

21.05

98

 Интерес к самостоятельной деятельности.

1

22 .05

99

 Интерес к самостоятельной деятельности.

1

25.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

— Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

— адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

Материально-техническое обеспечение:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
  • мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
  • оборудованная сенсорная комната;
  •  сухой (шариковый) бассейн;
  • игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
  •  сенсорные панели;
  • наборы аромобаночек;
  • предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
  • звучащие предметы для встряхивания;
  • игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы — вкладыши.

Источник