Пути развития творческой индивидуальности ребенка

МБОУ ДОД ДДТ
Условия развития творческой
индивидуальности ребенка
в процессе обучения
Подготовила:
педагог-психолог
Воронова И.А.
Новочеркасск,
2011г.
Мир изменчив. За последние 10 лет многие профессии ушли в прошлое, много профессий появилось.
В рамках одной профессии изменились условия труда. Именно поэтому важно чтобы у ребенка формировались не только ЗУН, но и способности, в т.ч. и творческие.
Существует 2 вида способностей – репродуктивные и творческие. Репродуктивные предполагают усвоение известных способов деятельности, способов усвоения информации, приобретения навыков. Творческие – являются инструментом создания нового качества, позволяют переосмыслить имеющиеся знания, расширить и углубить их. Человеку нужны и те и другие способности. Но первым учат везде, а вторым – редко где.
Голова хорошо устроенная стоит дороже, чем голова хорошо наполненная. Бытует мнение, что способности – преимущество одаренных людей. На самом деле способности, вернее задатки есть у всех людей. Но сочетание этих задатков и способностей уникально у каждого человека. И нам необходимо научиться уважать уникальность каждой личности, ее неповторимость. Лишь понимание личностной непохожести человека дает реальную возможность понять и развить его креативные способности. Способность к творчеству, творческому мышлению – это одно из качеств адаптированной личности. Именно благодаря творческому мышлению создаются произведения искусства, оно ведет науку вперед, ведет по пути развития человеческую цивилизацию.
Человек, наделенный развитыми способностями – другой, и по характеру и по восприятию мира. Он по другому строит отношения с окружающими, по другому трудиться.
Большую роль в формировании творческой индивидуальности ребенка играет и д/сад и семья , и школа и т.д. Но, несомненно, личность педагога является ведущим фактором развития творческих способностей. Именно педагог создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или разрушать его уверенность в себе, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности.
Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен демократичный стиль взаимодействия педагога с детьми. В опыте педагогов-новаторов и творчески работающих учителей наблюдается, в первую очередь, перестройка в стиле взаимодействия преподавателей с учащимися. Демократический стиль – это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.
В связи с этим психологи выделяют следующие качества, необходимые педагогу для работы с детьми:
чуткость – чувствительность к переживаниям и потребностям других;
способность к индивидуализации обучения;
позитивная Я-концепция;
интеллект выше среднего уровня;
настойчивость и целеустремленность;
творческое начало; профессиональная и эмоциональная зрелость;
эмоциональная стабильность;
широкий круг интересов и умений;
чувство юмора;
Владение учителем, воспитателем эффективными методами преподавания также может способствовать развитию детских творческих способностей. Так, среди наиболее упоминаемых «творческих методов в преподавании» П.Торренс приводит:
— уважение желания ребенка работать самостоятельно;
— индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников;
создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;
исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки;
подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;
уважение потенциальных возможностей отстающих; оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников;
терпимое отношение к возможному беспорядку;
поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.
Если перейти к конкретным приемам, то педагоги часто используют иллюстративно-объяснительный метод преподавания. Педагог показывает, как выполнять действия – ребенок повторяет. На один вопрос при таком методе всегда предполагается только один верный ответ. Именно этот метод формирует ограниченное мышление, безынициативность, пассивность у человека.
Существует и другой способ – проблемный (И.Я.Лернер), при котором ребенку не дают знания в готовом виде, а втягивают его в процессе активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. В таком случае ребенок становится в какой-то мере творцом и своего знания и своего умственного развития. Этим методом пользовался Сократ. Он не излагал ученикам готовые знания, а приводил их к постижению этих знаний при помощи эвристической беседы, т.е. системы наводящих вопросов, отвечая на которые ученики постигали новые знания.
Практическое задание:
Поставить неваляшку на голову так, чтобы она не переворачивалась и не падала без какой либо поддержки.
Сложить четыре треугольника из шести спичек.
Даны четыре точки (вершины квадрата). Проведите три прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги, так, чтобы карандаш вернулся в исходную точку.
Можно ли трижды наполнить ведро, не опорожняя его?
Сложность при решении этих задач создают внутренние баьеры – инертность мышления.
Негибкое инертное мышление не может правильно отражать внешний мир: в мире нет застывших, неподвижных явлений, все существующее меняется, развивается, несет в себе противоречия, переходит в свою противоположность.
Неумение отказаться от стереотипов – результат дефицита поисковой активности и страха перед поиском.
Инертность мышления в искусстве приводят к однообразию, в крайних проявлениях – к созданию штампов. Художник находит один прием или образ – и повторяет его без необходимости. В чем бы ни была причина инертности мышления – с ней можно бороться. Используйте разнообразные задания, разные способы (несколько способов) работы, развивайте умение анализировать условия, находить различия в сходном учебном материале. Хорошо использовать задания с подвохами – с такими условиями, при которых бездумное решение невозможно. Хорошо применять задания с избыточной или недостаточной информацией.
Обучая детей, используйте не только объяснительно-иллюстративный метод обучения, но и проблемный.
При решении проблемных задач можно использовать методы активизации творческого мышления.
Например такие, как морфологический ящик, метод фокальных объектов, идеальный конечный результат.
Перед коллективом педагогов стоит проблема – игры детей во время летнего лагеря (нет игровых материалов, игрушек).
Дети сами могут придумывать игры. Их надо научить этому. Используйте метод морфологического ящика. Исходные материалы: каштаны, камешки, бумажный шарик, мяч, воздушный шарик, пустые пластиковые бутылки, палки, веревка. Именно предметы, в которых нет четко заложенного способа действий развивают творчество детей.
Практическое задание: придумать игры для детей, используя исходные материалы. Еще одна проблема: во многих объединениях дети делают фигурки животных. Как разнообразить их, сделать процесс творческим? Применение метода фокальных объектов может сделать этот процесс творческим.
Практическое задание: усовершенствовать игрушку «Котик», используя метод фокальных объектов.
Эти два метода взяты из ТРИЗ.
В работе с детьми важно развивать их фантазию. Фундаментом творческих способностей человека являются развитое, хорошо управляемое воображение.
Приемы развития воображения подготовлены для педагогов в методическом кабинете ДДТ.
Используемая литература.
Падаяко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся, Москва. Педагогика, 1984г.
Симановская А.Э. Развитие творческого мышления детей, Ярославль, «Гринго», 1996г.
Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Москва, Педагогика-Пресс, 1993г.
Источник
Развитие творческой индивидуальности обучающихся в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной программе.
Доклад.
Происходящие в настоящее время изменения в социально-экономической жизни нашей страны и всего мирового сообщества требуют наличия не просто образованных специалистов, владеющих знаниями и технологиями в тех или иных областях, а людей с творческим отношением к делу, предприимчивостью, инициативностью, самостоятельностью, конкурентоспособностью, мобильностью. Нынешний информационный век вызывает необходимость переработки больших потоков информации, а условием успешной карьеры становится, прежде всего, умение работника ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, проблемных ситуациях, справляться с внезапными трудностями, принимать нестандартные решения.
Основы всего перечисленного закладываются еще в детстве, и наши дети (как и все мы) должны быть готовы к жизни в быстро меняющихся условиях, уметь эффективно и нестандартно решать возникающие проблемы, иначе говоря, проявлять творческий подход.
Поэтому одна из основных задач современного образования в целом и дополнительного образования в частности заключается в воспитании и развитии творческой личности и способностей учащихся, в формировании у них инициативности, самостоятельности, развитии фантазии, а также универсального умения ставить и решать задачи.
Цель доклада – раскрыть сущность проблемы развития творческой личности учащихся в дополнительном образовании и отразить возможные пути ее решения.
Понятие “личность” граничит с понятием “индивидуальность”, которую обычно разъясняют как особенную, непохожую на других личность с творческим преломлением в человеке социальных качеств, с его неповторимой системой отношений к миру, особенностями. Каждая личность и индивидуальность может быть охарактеризована определенными способностями, под которыми понимают индивидуально-психологические качества, позволяющие человеку сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности. Нельзя не согласиться с Р.С. Немовым, Б.М. Тепловым и др. считающими, что способности всегда связаны с деятельностью, и в то же время их формирование и развитие происходит в процессе деятельности.
На большинстве производств работников ценят не за знания, а за определенные качества, в частности умения добывать знания (в т.ч. и те, которые когда-то нами были получены, но затем “успешно” забыты за ненадобностью) и решать проблемы. Все это напрямую связано с развитием творческой личности учащихся, ведь творческая деятельность обладает важной особенностью – универсальностью своих методик, которые применимы практически везде.Но перед тем, как ребенок сможет начать активные творческие действия, он должен оказаться окруженным средой, которая поддерживает творчество, а не подавляет его. Для этого необходимо создать особую атмосферу доверия, свободного общения и взаимного сотрудничества для всех учащихся независимо от их индивидуальных и возрастных особенностей. Оказавшись в такой среде, ребенок почувствует свободу, что поможет ему без страха выражать свое мнение и творческие мысли, проявлять интерес.
Важное место в развитии творческих способностей учащихся занимает проектная исследовательская деятельность. Основой исследовательской работы является самостоятельная деятельность учащихся по постановке и решению различных проблемных вопросов. Задача наставника – направить ребенка в соответствии с его личными интересами, мотивировать его на проведение исследования, выполнение работы. Тогда ученик сам проявляет активность, ставит перед собой цели, задачи, находит ответы на возникающие вопросы, самостоятельно приобретает новые знания и умения, что способствует его интеллектуальному и творческому развитию.
Природные склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Наукой доказано, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность. Блочно-модульная структура предмета Технология дает возможность “погружения” в разные виды деятельности, знакомит с различными видами ремесел, что позволяет учащимся лучше узнать себя. На уроках активно использую метод проектов, причем, предоставляю возможность выбора темы в зависимости от желания учащихся. Придерживаюсь правила – в реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка
Основная педагогическая позиция при работе над проектом, на мой взгляд, должна состоять в том, чтобы не мешать ребёнку проявлять именно свои фантазии, не требовать от ребёнка стандартного решения проблем, позволять ему ошибаться, а потом давать ему возможность самостоятельно исправлять свои ошибки, не объяснять всего учебного материала – не лишать детей радости самостоятельного поиска.
Исходя из выше сказанного, можно выразить следующие идеи:
1) творчеству нужно и можно учить;
2) творческое начало не является природным качеством ума;
Педагог, обладающий высоким педагогическим мастерством, должен уметь заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учащихся. Тщательно подбирать наиболее целесообразные учебно-производственные задания, учитывать особенности восприятия учащихся, возможные затруднения и ошибки, намечать способы их предупреждения, заблаговременно готовят необходимое оборудование, материалы, приспособления, инструменты, документацию, рабочие места. Умелый педагог хорошо организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, сочетает различные формы обучения, учитывает индивидуальные возможности и способности своих учащихся.
Самое сложное и тонкое в педагогическом мастерстве — психологическая направленность его действий и педагогических приемов (почему их применять, что это дает, почему эти, а не другие и т.д.). Наиболее важным при этом является понимание тех трудностей, которые испытывают учащиеся, где они чаще всего ошибаются, и построение своих педагогических воздействий таким образом, чтобы по возможности предупредить эти трудности и ошибки.
У каждого свой педагогический стиль, от которого во многом зависит темп учебной деятельности учащихся, ее результативность, умение применять полученные знания и усвоенные способы действия в различных учебных и производственных ситуациях.
Для творчески активного педагога, владеющего педагогическим мастерством, характерны:
— высокий уровень организации занятий;
-бережное отношение к своему рабочему времени и времени учащихся;
-целесообразный подбор учебно-производственных работ;
-высокий интерес учащихся к работе, их активность, эмоциональный тонус, дух соревновательности;
— нацеленность на качество результатов труда;
-деловая атмосфера в сочетании с непринужденностью и естественностью;
-строгая требовательность к соблюдению правил техники безопасности труда.
Итак, можно сделать выводы, что творчество — это, прежде всего, процесс создания чего-то нового, основанный на способности человека порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности, создавать новые материальные и духовные ценности, а также усовершенствовать способы решения уже известных проблем.
Источник
Наташа ТАТЬЯНИНА
Проблемы и пути развития детского творчества
Содержание
Введение…. 3
§1. Творческая деятельность детей….…. …5
§1. Проблемы детского творчества…. 8
Заключение…. …. …. 11
Список использованной литературы…. 12
Введение
Одной из современных проблем дошкольной педагогики является воспитание творческой личности. Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте — индивидуальном и общественном». Творческая деятельность — это деятельность, порождающая нечто новое. Это ее существенный признак. Творчествоохватывает широкий спектр человеческой деятельности: наука, искусство, все изобретения человеческой цивилизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством.
Творческая деятельность — это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я».
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Проблема детского творчества — одна из актуальных проблем педагогики и психологии. Исследовали ее Л. С. Выготский, Л. И. Венгер, Т. С. Комарова, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Б. М. Теплов, А. И. Волков и др.
Истоки творчества восходят к тому периоду детства (2-2,5-3 года, когда идет импровизация, когда творческое появляется во многих непроизвольных видах деятельности (игры с песком, со снегом, детское словотворчество). Важную роль в развитии детского творчества играет сюжетно-ролевая игра.
К основным видам творческой деятельности относятся; художественная творческая деятельность (изобразительное творчество, музыка, танцы, песенное, литературное, декоративно-прикладное, архитектурное, техническое творчество и др.).
§1. Творческая деятельность детей
Детское творчество — это создание ребенком субъективно нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, игры) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).
Творческая личность – это личность, которая обладает творческим потенциалом в виде врожденных задатков и способностей, индивидуально-психологическим своеобразием, свободой выбора и творческой направленностью. Огромную роль в воспитании творческой личности играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы. Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание у учащихся мышления.
Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации учащихся. Мотив – это основа формирования необходимых качеств личности. При этом задачи воспитания не должны сводиться к организации творческой деятельности, а ставить во главу угла воспитание мотивации творчества. Достижение цели действия подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. Поэтому для действия механизма сдвига мотива на цель, нужно вообразить цель, осмыслить способы ее достижения, иметь определенное эмоциональное напряжение. Итак, для воспитания мотивов творчества надо использовать средства обучения, направленные на воспитание воображения, мышления, эмоций.
Таким образом, творческая активность подростков способствует их саморазвитию через развитие творческого потенциала и формирование устойчивых мотивов творческой деятельности.
В дошкольной педагогике выделяют условия развития детского творчества:
Раннее начало, раннее приобщение к творческой деятельности.
Создание взрослыми для ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
Формирование у ребенка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Поддержание эмоционального состояния в процессе творческой деятельности, демонстрируя ребёнку положительное отношение к нему и его деятельности: улыбаться, аплодировать, проявить мимическую заинтересованность.
Создание ситуации успеха для ребёнка.
Отсутствие внешнего принуждения или жесткой регламентации деятельности.
Обогащение предметно-пространственной среды для реализации творческой активности ребенка. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств (красок, карандашей, гуаши, восковых мелков, пластилина и т. п.) для обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.
Творческая личность самого педагога. Только личность творческая, нестандартно мыслящая может воспитать творческую личность.
Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что даёт основание рассматривать её как универсальный способ, обеспечивающий успешное развитие различных видов деятельности. В какой степени у ребенка будут сформированы творческие способности, во многом зависит от педагогов и родителей, их внимания к реализации обозначенных условий с целью развития детского творчества.
§2. Проблемы детского творчества
В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, которое пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.
Выделяют четыре стадии процессов творчества:
1. Подготовку,
2. Созревание (инкубация,
3. Озарение,
4. Проверка (верификация).
На стадии подготовки происходит сознательное изучение условий решаемой задачи, выдвигаются и проверяются различные версии относительно стратегии и решения. Все это, по мысли Уоллеса, проделывается на основе уже имеющихся знаний и с использованием знакомых приемов, успешно применявшихся ранее в похожих ситуациях. Если в результате этого находится требуемое решение, то такая задача, равно как и процесс ее решения, не считаются, по мнению Уоллеса, творческими, так как представляют собой модификацию уже известного материала и способов оперирования с ним. Если же желаемый результат не достигается, то процесс переходит на следующую стадию, на которой происходит не контролируемое сознанием вызревание нужного решения. Внешне это выглядит так, что исследователь откладывает в сторону неподдающуюся проблему и переключается на другие дела, в то время как в его бессознательном продолжается дальнейшее соединение и перегруппировка идей, т. е. неосознаваемый мыслительный процесс, приводящий, в конце концов, к озарению — допуску в сознание той комбинации, которая может оказаться полезной для решения задачи. И, наконец, сущность последней стадии – верификации – состоит в проверке соответствия найденного решения критериям логики и рациональности, а также в восстановлении (или конструировании) цепи возможных рассуждений, которые должны убедить других исследователей или людей в правомерности полученных выводов.
Однако говоря о проблемах воспитания творческой личности, важно отметить, что не все эти условия зачастую реализуются на практике, а значит, далеко не все дети получают возможность развивать свои творческий потенциал.
Особая роль в формировании творческой личности ребёнка отводится семье. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал,а задачи воспитателя и учителя: привлечь и умело использовать при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Именно семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка. Она играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья, имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами. Формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Однако не все семьи в нашей стране можно назвать благополучными, и эффективно развивающими творческую направленность своих детей. Это является еще одной из современных проблем развития творческой личности.
Заключение
В процессе рисования, лепки,аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняет и углубляет их представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится и осознанно их использовать.Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого — Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель — и многие отечественные исследователи.Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительные эмоций. Каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Воспитатель должен создать развивающую среду в группе и на участке детского сада, организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе, т. е. социальную среду.
Полноценное развитие,воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:
Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги;
Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.
Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальном развитии, но и в здоровье ребенка.
Список используемой литературы
1. Абрамова Г. С «Возрастная психология»: учебное пособие для вузов — М. Академический проект, 2000г.
2. Андреев В. И «Педагогика творческого саморазвития»:учебное пособие-Казань: КГУ, 1996г.
3. Бакушинский А. В «Художественное творчество и воспитание» М. 1999г.
4. Богоявленская Д. Б «Психология творческих способностей» М. Академия, 2002г.
5. Выготский Л. С «Воображение и творчество в детском возрасте» — М. 1991г.
6. Комарова Т. С «Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?» Дошкольное воспитание, — № 2, 2005г.
7. Крылова Г. А «Формирование творческой личности школьника в условиях общеобразовательной школы «нового» типа» — Москва, 1999г.
8. Меерович М. И «Технология развития творческого мышления»: М. 2000г.
Источник