Птицы в эстетическом развитии ребенка

Птицы в эстетическом развитии ребенка thumbnail

Наталья Голенок
Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Зимующие птицы»

Муниципальное бюджетное дошкольное бразовательное учреждение

«Бакчарский детский сад № 2 общеразвивающего вида»

Конспект открытой образовательной деятельности по художественно –эстетическому развитию

с использованием нетрадиционной техники рисования

«Зимующие птицы»

Разработала и провела:

воспитатель средней группы

Голенок Наталья Александровна

Бакчар 2018

Конспектоткрытой образовательной деятельности по рисованию в средней группе на тему: «Зимующие птицы».

Интеграция образовательных областей:

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

• Физическое развитие

Форма проведения: организованная образовательная деятельность.

Форма организации: групповая.

Цель: Формировать обобщённые представление детей о зимующих и перелётных птицах.

Задачи:

Образовательные. Учить детей располагать изображение по центру бумаги и дорисовывать кисточкой голову и клюв. Формировать умение различать птиц по существенным признакам и классифицировать их на зимующих и перелётных.

Развивающие. Развивать эстетический вкус, воображение, логическое мышление, зрительную память.

Воспитательные. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – оттиском ладошки.

Материалы и оборудование:

Краска гуашь, фон для изображения птицы (А4 формата, кисточки, подставки для кисточек, тряпочки, влажные салфетки, стаканы с водой, презентация.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами, чтение произведений, заучивание стихов, беседы о зимующих птицах, дидактические игры, отгадывание загадок.

Словарная работа :

Зимующие, перелётные, снегирь, воробей, синица, ворона.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Сюрпизный момент.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром возле двери, я нашла письмо. Это письмо от лесного

гнома, послушайте,что он пишет:

«Здравствуйте, детишки! Решил написать вам письмо, а то мне в лесу зимой так скучно. Не слышно птичьих голосов, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму. Может вы знаете, в чём дело?».

2. Введение в тему занятия.

Воспитатель. Когда начинают морозы, куда исчезают многие птицы?

Дети. Улетают в тёплые края.

Воспитатель. А как называются птицы, которые улетают на юг?

Дети. Перелётные.

Воспитатель. Правильно, а те которые остаются у нас зимовать?

Дети. Зимующие.

Воспитатель. Молодцы.

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Дети. Да.

Воспитатель. Это хорошо, потому что лесной гномик не только написал нам письмо, но и приготовил для вас интересные загадки.

Загадки о птицах.

При ответе детей, на экране появляется картинка с изображением названной птицы.

• Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка, полоска шарфика. (Синица)

Воспитатель. А чем питаются синицы?

Дети. Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое лакомство-сало.

• Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. {Дятел)

Воспитатель. А чем питается дятел?

Дети. Дятел питается, в основном насекомыми. Зимой- семенами сосны и ели.

Воспитатель. А как его называют?

Дети. Санитаром леса.

• Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Воспитатель. Чем питается снегирь?

Дети. Питается снегирь семенами, почками и ягодами рябины.

Воспитатель. Правильно, кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть.

• Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует —

Коноплю ворует. (Воробей)

Воспитатель. А что мы знаем о воробьях. Чем они питаются?

Дети. Воробьи питаются зёрнышками, крошками хлеба.

Воспитатель. Воробьи –всеядные птицы, они питаются не только зёрнышками и крошками хлеба,они с большим удовольствием склюют кусочек сыра или варёной колбасы, готовую кашу.

• Всю ночь летает —

Мышей добывает.

А станет светло —

Спать летит в дупло. (Сова)

Воспитатель. А чем питаются зимой совы?

Дети. Зимой они питаются мышами и мелкими птицами.

Воспитатель. Все совы – хищники.

• Она под крышами живёт,

Гнездо своё из глины вьёт,

Целый день суетится,

На землю не садится,

Высоко в облаках летает,

Мошек на лету поедает,

В чёрном фраке лапочка,

А зовётся …. (Ласточка)

Воспитатель. Молодцы, все загадки отгадали. Посмотрите внимательно, какая птичка лишняя и почему?

Дети. Лишняя -ласточка, потому что она перелётная птица.

Дыхательная гимнастика.

Руки-крылья поднимаем

Через носик мы вдыхаем

Руки-крылья опускаем

Через клювик выдыхаем.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Перед детьми картинки с изображением птиц: синица, дятел воробей, ласточка, сова, снегирь. Даётся сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирается одна картинка или меняются местами. Открыв глаза, дети должны угадать, с изображением какой птицы не стало картинки.

Пальчиковая игра «Воробьи»

Воробьи – воробушки,

Серенькие пёрышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.

Шевелят выпрямленными пальцами рук.

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.

Подуть на раскрытые ладони.

Погладить тыльные стороны рук поочерёдно.

Хлопки в ладоши.

Потереть ладоши друг о друга

Методика выполнения работы.

А сейчас и мы с вами будем рисовать необычным способом зимующих птичек, а именно – ладошкой.

(Сначала показывает воспитатель, а потом выполняют дети.)

Воспитатель. Для того чтобы нарисовать снегиря, нам понадобиться краска…

Дети. Красного и чёрного.

Воспитатель. И так, чтобы нарисовать снегиря.

Берем кисточку в руки и намазываем все пальцы и половину ладошки чёрной краской, остальную половину – красной. А теперь посадите свою птичку в самый центр листа. Для этого вы должны раскрыть широко свои пальчики и приложить ладошку к листу бумаги. Прижали крепко-крепко и резко подняли вверх. Вот и получились птички (вытерли руки влажными салфетками). Дорисуем голову и клюв. Голова какой формы?

Дети. Круглая.

Воспитатель. Правильно. Мы возьмём кисточку и обмакнём её в чёрную краску. Нарисуем круг. Закрасим его, оставив небольшое белое круглое пятно для глаза. И клювик. Вот какой красивый снегирь получился. Кто захочет нарисовать синичку, то наносят на все пальцы и половину ладошки зелёную краску, остальную половину-жёлтой. Дорисовываете голову круглой формы и клювик.

Самостоятельная деятельность детей.

3. Рефлексия.

Что мы делали на занятии? (Рисовали птиц).

Каким способом вы рисовали своих птиц? (Ладошкой) .

Каких птиц вы нарисовали? (Снегирей).

Источник

Юлия Жестерова
Открытое занятие в старшей группе по художественно эстетическому развитию «Перелетные птицы»

Подготовила и провела занятие

воспитатель группы : Жестерова Ю. В

Цель: Закрепление и обобщение знаний полученных детьми в ходе реализации проекта «Перелетные птицы». Продолжать знакомство детей с нетрадиционной техникой изобразительного творчества — пластилинография.

Задачи:

Виды детской деятельности: двигательная, изобразительная, коммуникативная, игровая.

Форма организации: подгрупповая.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинография, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета, закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином — раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей; развивать художественный вкус.

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью лепки картин с изображением полуобъемных предметов.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.

Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Расширить представление детей о перелетных птицах. Научить изображать скворцов, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Упражнения в счете (нахождении указанного количества предметов) в пределах 5

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать бережное отношение к природе, птицам. Продолжать учить детей работать в коллективе, воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи. Воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности, умение доводить дело до конца, добиваясь поставленной цели.

Речевое развитие: продолжать пополнять словарный запас детей, вести диалог, отвечать на поставленные вопросы. Закреплять умение – отгадывать загадки, согласование сущ. с порядком числительным, уметь образовывать формы множественного числа имен существительных.

Физическое развитие: развивать общую моторику, мелкую моторику рук, продолжать развивать умение координировать речь с движением, развивать глазомер.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Активизация словаря: перелетные, пернатые, скворцы, туловище, клюв, крылья.

Предварительная работа:

наблюдение за птицами на участке во время прогулки;

отгадывание загадок о птицах и весне;

чтение художественной литературы о весне и птицах;

разучивание стихов данной тематики;

прослушивание аудиозаписи голосов птиц; музыка Чайковский «Времена года»

рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;

проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.

Материал для работы: Интерактивная доска, ноутбук, презентация — картинки и фотографии перелетных птиц в презентации; фонограмма пения птиц в лесу, на экране картина с признаками весны, письмо, корзинка с заданием, картина с изображением птиц, дерева, места их обитания, мяч,

Раздаточный материал: заготовки птицы из картона, пластилин, доски для лепки, стеки, влажная салфетка для рук, бросовый и природный материал.

Ход занятия: (звучит капель)

Воспитатель: Ребята, а что это за волшебные звуки? В какое время года мы можем услышать эти звуки?

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там,

Ручей шумит,как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает? (весна)

На экране картина с признаками весны музыка Чайковский «Времена года»

Воспитатель: Да, ребята, к нам пришла красавица Весна. А какие приметы весны вы знаете? Давайте поиграем. Кто знает приметы весны, поднимает руку, помните правила и отвечает, тот садится на коврик.

— Как светит солнце?— Солнце весной светит ярче, дольше и теплее греет.

— Что происходит со снегом? —Тает снег. Проявляются первые проталины. Бегут ручьи.

— Начинается весёлая, звонкая капель

Кто возвращается к нам из теплых стран?—Прилетают птицы из тёплых краёв. (подвести к птицам)

Правильно, в это время года к нам возвращаются птицы.

А как называют этих птиц? —перелетными.

А почему их называют перелетными? —Когда наступают холода, птицы улетают в теплые страны, а как только приходит к нам весна возвращаются обратно.

На экране появляется картина с перелетными птицами.

Воспитатель: Как вы думаете, почему их называют – наши пернатые друзья?

Дети: Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, которые вредят растениям. И птицы очень хорошо поют песни и радуют нас.

Воспитатель: Правильно, ребята, птицы – наши пернатые друзья. Птицы охраняют наши леса, сады. А как вы думаете, как люди должны относиться к птицам, своим друзьям?

Дети: Их надо беречь, заботиться о них, кормить, особенно зимой.

Воспитатель: Да, ребята, друзей надо беречь. Ребята, а какой праздник в честь наших друзей придумали и когда. Правильно Всемирный праздник — День птиц 1 апреля.

На экране картина 1 апреля.

Крик птицы.

Ребята, вы слышите этот встревоженный птичий крик, что же случилось? группе появляется птичка Карлуша).

Воспитатель: (обращается к Карлуше) Карлуша, что случилось, почему ты такая встревоженная?

Карлуша: Ребята, в весеннем лесу случилась беда. Дело в том, что в лес стали возвращаться перелётные птицы, но злая колдунья заколдовала их, все птицы в лесу замолчали, а без птичьего пения лес и все его обитатели погибнут. Помогите мне.

Воспитатель: А как нам тебе помочь?

Карлуша: Чтобы злые чары рассеялись, нужно вернуть птицам их голоса и лес снова оживет.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что мы с вами обязательно должны помочь нашим пернатым друзьям. Вы согласны? Карлуша, ты не беспокойся, мы непременно поможем. (Карлуша прощается и улетает).Тогда отправляемся в путь. Вы готовы?

Звучит мелодия для физ. мин

Дети поворачиваются друг за другом и идут по кругу, выполняя движения.

Собирайся, детвора, Хлопают в ладоши

Весна зовёт: «гулять пора!»

Будем по лесу гулять Шагают

Чистым воздухом дышать Вдох-выдох

На носочках по тропинке,

Друг за другом мы пойдём Ходьба на носочках

В маленькие лужицы Ходьба с высоким

Не наступим, обойдём поднятием колен

Встали ели на пути,

Нам их нужно обойти Ходьба змейкой

Идите, дети, осторожно

О ели уколоться можно.

Вот сороки пролетели

Им сорокам не до сна! Взмахи руками,

Трещат сороки-белобоки: имитация полёта птицы

— Идёт весна! Идёт весна!

За весною мы пошли,

В лес волшебный мы пришли! Ходьба

На экране весенний лес.

Воспитатель: Ребята, вот мы и в лесу. Как здесь тихо, птицы не поют. Присаживайтесь на пенёчки, чуть-чуть отдохнём и подумаем, что же нам делать дальше. (Дети присаживаются на стульчики.)

Воспитатель: Вы знаете ребята, Во время перелетов выдерживают только сильные и крепкие птицы, которые хорошо питались. Поэтому давайте угадаем, какие птицы и сколько их вернулось уже к нам из теплых стран.

Игра «Угадай и сосчитай-ка» (согласование сущ. с порядком числит-м).

Слушайте загадку. Каких птиц вы узнали?

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(грач — пашня)

Хорошо смотрим на экран. Сколько грачей? (два грача). Молодцы.

2. Кто прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(ласточка – гнездо под крышей дома)

Смотрим правильно ли….Сколько ласточек? (пять ласточек).Слушаем загадку.

Есть на дереве дворец.

Во дворце живёт певец.

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет.

(скворец — скворечник)

Сколько скворцов? Правильно ребята идем те дальше.

Воспитатель: А хорошо ли вы знаете своих пернатых друзей. В ы знаете, что в одиночестве птицы не живут. А как? (стайками) правильно. Давайте поиграем. Я называю вам одну птицу, а вы ловите мяч и отвечайте когда их много.

На экране стаи перелетных птиц

Игра с мячом «Игра «Один — много»:

Ласточка – ласточки – много ласточек

Соловей –соловьи-много соловьев

Кукушка –много кукушек

Скворец –скворцов

Грач – грачей

Синица – синиц

Аист- аистов

Цапля- цапель.

Воспитатель: После длительного перелёта, птицы находят себе пару, начинают строить гнездо, откладывают яйца и выводят птенцов. Птицы очень заботливые родители. А давайте мы с вами попробуем представить, что мы птенцы, которые появились только что на свет. Давайте не расскажем, а покажем как они себя ведут.

На экране птенцы

Мимическая гимнастика «Птенцы»

Вылупившись из яйца, птенец удивлённо посмотрел вокруг (ребёнок открывает рот). И увидел, как вокруг светло и радостно улыбнулся (улыбается, но он не увидел рядом маму поэтому рассердился (нахмурился) и испугался зажмурившись от страха. Птенец стал искать и звать своих родителей (губы трубочкой). Как только он увидел папу с добычей в клюве, он обрадовался (открываем ротик).

Вот так ведут себя птенцы.

Воспитатель: Молодцы

А теперь отгадайте загадку:

На шесте — весёлый дом

С круглым маленьким окном

Чтоб уснули дети

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец –

Он и летчик и певец.

(скворец).

На экране скворец.

Воспитатель: Посмотрите ребята кокой он грустный, ему одиноко он ждет своих братьев скворцов.

Воспитатель: «А давайте сделаем друзей для нашего скворца. И как только скворцы дружно запоют, лес оживет и запоют все птицы. Вы согласны?»

Дети: «Давайте».

На экране скворец.

Дети проходят на свои места. Обратить внимание на их посадку, осанку.

Воспитатель: «Ребята для начала посмотрите, из каких частей тело скворца»

Дети: «голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, лапки»

На своей заготовке каждый пальцем показывает часть тела скворца, и обводит ее.

Воспитатель: «Посмотрите, чем бы будем рисовать скворцов?»

Дети: «Пластилином».

Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем и растирается на поверхности. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.

Воспитатель: Рисовать мы начнем с головы, покажите мне пальцем, где голова у скворца. Каким цветом будем рисовать наших пернатых друзей? Давайте я вам напомню, как мы будем рисовать.

Воспитатель: Взяли все чёрный пластилин. Погрели его в ручках, чтобы он стал мягким. Отрываем маленький кусочек, скатываем его, и полученный шарик кладем на основу и размазываем. Делаем это аккуратно, не выходя за контур. Приступаем…

Работа детей. Включить фоном тихую, спокойную музыку.

Ребята вы не устали, давайте отдохнем.

Воспитатель: Что означает для людей прилет скворцов наступление весны. Правильно в народе их называли вестниками весны.

Воспитатель: поиграем пальчиками «Весна пришла»:

Весна пришла по снежному, (Дети пальчиками идут

По влажному ковру. по другой ладошке)

Рассыпала подснежники, (Растопыривают пальцы)

Посеяла траву. (Соединяют пальцы)

Теперь зовёт со всех концов: (Руки согнуты в локтях)

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов (Загибают пальцы)

Работа детей.

Воспитатель: «Мы с вами нарисовали скворца. А чего ещё не хватает у наших скворцов?»Дети: «Глазок».

Воспитатель: «У вас на столах стоят маленькие разносы. В них лежат семечки, и бусинки. Из чего мы можем сделать глаза?».Дети: «пластилин, бусинка».Воспитатель: «А как еще мы можем украсить крылья наших птичек, что бы они стали пернатыми? Я предлагаю использовать семечки»

Воспитатель: «Какие у нас с вами замечательные скворцы получились. Все такие разные».

Воспитатель: Посадим наших скворцов на дерево?

Воспитатель: «Посмотрите у нас целая стайка – скворцов получилась. И все они такие разные, очень интересные и красивые».

Звучит фонограмма пения птиц в лесу. На экране лес

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Это весёлый птичий перезвон. У нас получилось, мы помогли нашим пернатым друзьям. Скворцы запели и рассеяли чары злой колдуньи. Молодцы. Лес снова ожил.

Ой, посмотрите ребята, лесные птицы передали нам угощение, это награда за наши добрые дела. Давайте скажем им спасибо. Ну что нам пора возврасщаться домой.

На экране тропинка в лесу.

Физ. мин. «Прощай лес»

Прощай лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны

Полный сказок и чудес! (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох)

Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)

За природой наблюдали, (Повороты головой влево-право)

Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)

И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх.)

Чудеса у нас на свете (Присесть, руки сложить.)

Птицам помогают дети.

Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)

Ногами топаем. (Притопы на месте.)

Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)

И немножечко устали. (И слушают пение птиц.)

А теперь мы отдохнем,

В детский сад к себе пойдем.

Воспитатель: Ну вот мы и дома. Ребята Вам понравилось наше путешествие в лесу? Чем оно вам запомнилось?

Ребята делятся впечатлениями.

Открытое занятие в старшей группе по художественно эстетическому развитию «Перелетные птицы»Птицы в эстетическом развитии ребенкаПтицы в эстетическом развитии ребенкаПтицы в эстетическом развитии ребенка

Источник