Психосоциальные особенности развития ребенка дошкольного возраста

Психосоциальные особенности развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Елена Суркова
«Особенности социально-психического развития дошкольников»

Социальное развитие по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых лет жизни человека. По мнению С. А. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, человек — это система общественных отношений, развитие которого происходит в деятельности. Присвоение ребенком системы общественных отношений в деятельности — это и есть процесс социального развития. В социальном развитии человека можно выделить три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром посредством общения, который на каждом возрастном этапе имеет качественное своеобразие.

Раннее дошкольное детство — особый в этом отношении период. Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Многие дети в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Если двух-трехлетний малыш гордится наличием у себя ряда достоинств (умею зашнуровывать ботинки, умею застегивать пальто, то у четырехлетнего ребенка чувства радости и гордости вызывают качественные показатели достижений в разных видах деятельности (красиво и правильно нарисовал, быстро пробежал и т. п.). В этой же возрастной группе наблюдаются массовые реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личностными возможностями. Соотнося свои успехи и неудачи с результатами аналогичной деятельности других детей, ребенок обучается правильно оценивать собственные возможности. Чем гордится ребенок, чего он стыдится — решающую роль в этом играют окружающие, и в первую очередь, — родители, воспитатели, их отношение к ребенку, оценка его достижений.

В раннем возрасте начинает формироваться чувство, которое в дальнейшей личностной судьбе ребенка играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из стремления к признанию, как из общего корня при нормальном воспитании вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие качества.

На протяжении раннего возраста происходит изменение социальной ситуации развития. В раннем детстве (до 3-х лет) она представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок — предмет — взрослый (Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова). Содержание совместной деятельности составляет освоение ребенком социально выработанных способов употребления предметов, которыми владеет взрослый. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, который задает образец их использования в ходе взаимодействия с малышом. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная деятельность, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления.

На этапе ситуативно-делового общения речь носит ситуативный характер и сопровождает действие, речевые коммуникации развиты слабо. Это объясняется возрастными особенностями развития психических процессов и характером его деятельности.

Совместная деятельность со взрослым приводит к тому, что к концу 3-го года жизни у детей формируются следующие показатели социального развития:

• складывается предметная деятельность;

развивается общение со взрослыми;

• зарождается общение со сверстниками;

• возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности.

У детей среднего дошкольного возраста продолжают развиваться личностные качества, связанные с отношением к людям. Это, в первую очередь, внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям и т. д. Они уже способны проявить не только симпатию (антипатию, элементарное сочувствие, но и эмпатию, нежность, любовь к близким. Часто в этом возрасте чувство к близким и знакомым ребенок переносит на персонажи сказок. Он проявляет к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремится оказать помощь. В условиях неудачи ребенок обращается к взрослому, одобрение которого служит мотивацией детей.

К этому возрасту уровень построения игры становится достаточно высоким. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действий, а реальные и игровые отношения дифференцируются и осознаются детьми. Ребенок среднего возраста начинает принимать во внимание интересы партнера. Он уже может определять свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер, хотя отмечается незначительная тенденция к возрастанию числа «звезд» и «непринятых». Значимыми характеристиками «звезд» в этом возрасте выступают умения организовать игру, стремление к справедливости,

доброта, дружелюбие, внешняя привлекательность. «Непринятых» детей характеризуют дефекты нравственно-волевой сферы, замкнутость, внешняя непривлекательность. Симпатия и антипатия обусловлены тем, в какой степени ребенок соответствует социальному эталону, сформированному на основе оценок взрослых и собственных взаимоотношений.

Взаимоотношения дошкольников среднего возраста определяются, главным образом, наличием, или отсутствием у ребенка нравственных качеств, которые имеют важное значение для всей группы. В этом возрасте сюжетно-ролевая игра становится все более коллективной, и одному ребенку не справиться с драматизацией замысла, требуется деловое сотрудничество, которое обеспечивается актуально-деловым общением по типу «здесь» и «сейчас». Речь становится основной коммуникативной операцией. Идет активный процесс самоутверждения по отношению ко взрослым и сверстникам. Ребенок стремится привлечь к себе внимание. Он особенно чувствителен к разным «признакам» отношения к себе со стороны других детей. В общении возникает феномен «невидимого зеркала»: в сверстнике ребенок видит себя, и видит пристрастно положительно.

В период среднего дошкольного возраста развивается третья форма коммуникативной деятельности — внеситуативно-познавательная. Внеситуативно-познавательный этап общения характеризуется постепенным отделением речи от непосредственного практического опыта ребенка. Речь уже становится доминирующим средством коммуникации, так как слово позволяет преодолеть детям рамки конкретной ситуации и выйти за ее пределы. Характерной чертой речи является ее яркая эмоциональная окрашенность. В связи со все возрастающими потребностями в общении, с одной стороны, и неимением достаточного словарного запаса, с другой стороны, эмоциональная окрашенность речи помогает ребенку выйти за пределы конкретно произносимых слов. При этом подлинный смысл раскрывается именно через такие выразительные моменты.

Между четырьмя и пятью годами речь уже предшествует деятельности и организовывает ее. Речевые коммуникации претерпевают серьезные качественные изменения. Если раньше общение строилось с опорой на зрительные, экспрессивно-мимические контакты и предметные действия, что объясняется преобладанием у ребенка наглядно-действенного, а затем наглядно-образного типов мышления, то в старшем дошкольном возрасте речь начинает приобретать автономный характер, становится внеситуативной, что свидетельствует о начальном этапе развития абстрактного, логического мышления. Удовлетворение познавательных интересов приводит к углублению их знакомства с окружающей действительностью и к вовлечению в сферу их внимания мира людей — взаимоотношений и взаимосвязей внутри этого мира и с ним.

К пяти — шести годам ребенок начинает накапливать собственный опыт жизни, во многом стихийный и неосознанный. Многие известные психологи обращали внимание на значимость детского опыта в жизни человека (3. Фрейд, А. Адлер, Л. С. Выготский, П. П. Блонский и др). Воспоминания детства дают человеку необходимый ресурс, поддерживают и помогают. Многочисленные автобиографии, дневники и воспоминания свидетельствуют о тонком проникновении ребенка в мир окружающей жизни, яркости восприятия и особой «детской» памяти.

Таким образом, в возрасте от 5 до 7 лет детям необходим взрослый, организующий опыт их жизни и помогающий его воспринять и осознать. В этот период происходит становление личности ребенка, и общение со взрослыми является одним важнейших условий ее развития. В период от 5 до 7 лет ребенок открыт по отношению к существующим в обществе нормативным социо-культурным представлениям. Усвоение этических норм и правил, стремление следовать культурным образцам позволяют ему легко, не проявляя критичности и сопротивления, «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Детей в этом возрасте отличает феномен «морального реализма» (Ж. Пиаже, проявляющийся в полном принятии моральных норм, существующих вне его.

Однако для социального развития, становления личности недостаточно одних лишь знаний и представлений. Ребенок довольно долго проявляет достаточно заметное расхождение между речевым и реальным поведением (Е. В. Субботский). Зная правила, не выполняет их, верно оценивая события и героев, ведет себя импульсивно, порой непредсказуемо. Развитие личности требует способности к анализу собственного поведения, сдерживания непосредственных импульсов, разрешения внутренних конфликтов. И поэтому психологи говорят лишь о создании предпосылок личностного развития в этот период жизни.

Для того, чтобы такие предпосылки сложились, необходимо овладение «общей произвольностью своего поведения» (Л. С. Выготский, соподчинение мотивов своих действий (А. Н. Леонтьев, а также переживание и эмоциональное принятие тех нравственных норм и правил, которые становятся регуляторами поведения. (Л. И. Божович, В. В. Зеньковский и др.).

К 5-7 годам под влиянием общения со взрослыми складывается особый тип взаимоотношений, названный М. И. Лисиной внеситуативноличностным. Ребенок и взрослый вступают в партнерские отношения не по поводу предметов и действий с ними, а по поводу личностных проявлений людей. Ребенка интересует широкий мир общечеловеческих ценностей, суждения, оценки, мнение взрослого. Дошкольник живо интересуется тем, что думает взрослый о героях детских сказок и книг, а также о нем самом, его ровесниках. Самоценность такого общения проявляется в особом отношении к взрослому, в том, что ребенок выделяет

его среди других людей, видит в нем учителя (Е. О. Смирнова). В этом возрасте у детей наблюдается проявление повышенного интереса к сверстнику как к партнеру по совместной разнообразной деятельности с позиции сотрудничества. Это обуславливает резкое возрастание потребности ребенка в речевых коммуникациях. К старшему дошкольному возрасту дети все более овладевают произвольной регуляцией речи. Речь становится самостоятельным (а не только обслуживающим и сопровождающим) видом деятельности. Ведущей потребностью в общении у ребенка данного возраста выступает потребность во взаимопонимании, сопереживании и сотрудничестве. Происходят серьезные изменения в характере взаимодействия ребенка-дошкольника со сверстниками. Если ранее у ребенка процесс общения с другими детьми преобладала потребность в признании и самоутверждении, и другой ребенок зачастую воспринимался как объект его наблюдения и воздействия, то в старшем дошкольном возрасте сверстник рассматривается уже в качестве субъекта взаимодействия и общения. Ребенок изучает своего сверстника, сравнивает себя с ним, согласовывает с ним свои желания и поступки, устанавливает партнерские отношения. У ребенка проявляется способность к дифференцированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения. Все это говорит о потенциальных возможностях старшего дошкольника быть субъектом полноценных межсубъектных взаимоотношений, в которых ребенок проявляет себя с позиции активного, свободного и творческого субъекта творческой жизнедеятельности, где общение, речевые коммуникации являются одним из способов осознания себя во внутреннем плане становления личности и позволяют понять другого человека, рассматриваемого полноправным субъектом взаимодействия.

Таким образом, социальное развитие дошкольника, как отмечает О. М. Дьяченко, характеризуется, прежде всего, уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. С одной стороны, это нормы и правила, существующие в человеческой культуре по отношению к предметному миру, правила обращения с различными предметами человеческой культуры. С другой стороны, это правила поведения с другими людьми. По мере освоения таких правил и норм дети начинают регулировать свое поведение. Освоение норм и правил на протяжении дошкольного возраста характеризуется как расширением и усложнением самих правил, так и повышением уровня их удержания. Ребенок уже не только знает, как надо себя вести, но и регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными правилами.

О. М. Дьяченко выделены основные показатели социального развития дошкольника.

Возраст 5-6 лет. Общение со сверстниками — ребенок избирательно и устойчиво

взаимодействует с детьми, может сотрудничать на занятиях.

Усвоение социальных норм и правил — ребенок может регулировать свое поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и Т. П.).

6-7 лет Общение со сверстниками- ребенок избирательно и устойчиво

взаимодействует с детьми;

участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

передает как можно более точно сообщение другому, внимателен к собеседнику. Усвоение социальных норм и правил- ребенок регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т. п.);

отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.

Источник

Стадия
«возраст игры» по Эриксону, соответствует
фаллической стадии по Фрейду.

Социальная
ситуация развития:
изменяется
место ребенка в системе отношений (уже
не является центром своей семьи),
развивается способность к идентификации
с людьми, образами героев художественных
произведений. Происходит усвоение норм
поведения, а также различных форм
общения. Ребенок начинает осознавать,
что он — индивидуальность, приобретает
интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая
деятельность – ролевая игра.

Формируется
главное психологическое новообразование
– произвольность психических процессов
и психологической готовности к школе.

3
стадия по Эриксону (3-6 лет)
.
Ребенок все больше начинает играть,
внося в стандартные действия элемент
творчества, используя воображение в
моделировании жизненных ситуаций. От
родителей требуется поддержка, позволяющая
расширить репертуар поведения (развитие
владения словом, умения петь, рисовать,
танцевать и пр.). При неблагоприятных
условиях растет тревога по поводу своей
ценности, стыд переходит в чувство вины,
увеличивается пассивность. Закладываются
основы успешной деятельности в будущем.
(См.подробнее
Конфликты развития Эриксона)

Особенности эмоционального
развития

Особенности
эмоционального развития в дошкольном
возрасте:

ребенок осваивает социальные формы
выражения чувств;

изменяется роль эмоций в деятельности
ребенка, формируется эмоциональное
предвосхищение;

чувства становятся более осознанными,
обобщенными, разумными, произвольными,
внеситуативными;

формируются высшие чувства — нравственные,
интеллектуальные, эстетические;

Эмоциональные процессы становятся
более уравновешенными.
(См.подробнее
ниже: Эмоциональное развитие)

Особенности
социального развития в дошкольном
возрасте


у ребенка складывается образ взрослого
в его социальной функции;
— развиваются
новые формы общения и основные виды
деятельности: игра, учение, труд;

интимно-эмоциональное и ситуативно-деловое
общение все еще важны для ребенка

появляются новые важные формы общения,
общение становится информативным,
познавательным;
— ребенок хочет
утвердиться в том, что он считает
правильным и часто жалуется;
— формируются
формы сотрудничества со сверстниками;

меняется форма подражания: ребенок
копируют внешние черты облика и поведения,
появляются идеальные образы для
подражания

(См.подробнее
ниже: Социальное развитие)

Психическое развитие


самосознание формируется к концу
дошкольного возраста благодаря
интенсивному интеллектуальному и
личностному развитию, оно обычно
считается центральным новообразованием
дошкольного детства.
— возникает
критическое отношение к оценке взрослого
и сверстника. Оценивание сверстника
помогает ребенку оценивать самого
себя.
— самооценка появляется во второй
половине периода на основе первоначальной
чисто эмоциональной самооценки («я
хороший») и рациональной оценки чужого
поведения.
— о моральных качествах
ребенок судит главным образом по своему
поведению, которое или согласуется с
нормами, принятыми в семье и коллективе
сверстников, или не вписывается в систему
этих отношений. Его самооценка поэтому
практически всегда совпадает с внешней
оценкой, прежде всего — оценкой близких
взрослых.
— к концу дошкольного возраста
складывается правильная дифференцированная
самооценка, самокритичность.

развивается способность мотивировать
самооценку.
— появляется осознание
себя во времени, личное сознание.

дошкольник осознает свои физические
возможности, умения, нравственные
качества, переживания и некоторые
психические процессы.

Усвоение
норм предполагает:

  • ребенок
    постепенно начинает понимать и
    осмысливать их значение;

  • у
    ребенка в практике общения с другими
    людьми вырабатываются привычки
    поведения;

  • ребенок
    проникается определенным эмоциональным
    отношением к этим нормам.

(См.подробнее
ниже: Развитие мотивационной сферы;
Развитие самосознания)

Конфликты
развития Эриксона

Эриксон
выдвинул постулат, что каждый возрастной
этап имеет свою точку напряжения —
кризис, порожденный конфликтом развития
«Я» личности. Человек сталкивается с
проблемой соответствия внутренних и
внешних условий существования. Когда
у человека вызревают те или иные качества
личности, он встречается с новыми
задачами, которые ставит жизнь перед
ним как человеком определенного возраста.

«Каждая
последующая стадия… есть потенциальный
кризис вследствие радикального изменения
перспективы. Слово «кризис»…
употребляется в контексте представлений
о развитии для того, чтобы выделить не
угрозу катастрофы, а момент изменения,
критический период повышенной уязвимости
и возросших потенций и, вследствие
этого, онтогенетический (т. е.
индивидуально-личностный. — М. И.)
источник возможного формирования
хорошей или плохой приспособляемости»
.

Суть
замысла Эриксона состояла в том, чтобы
показать, что на каждом возрастном этапе
происходит либо благоприятное преодоление
кризиса, либо неблагоприятное. В первом
случае личность крепнет и овладевает
средствами для решения новых жизненных
задач. Во втором случае личность
оказывается в следующей стадии, будучи
отягощена неизжитыми проблемами
прошлого.

Источник