Психосоциальное развитие ребенка в период подросткового возраста

Психосоциальное развитие детей-подростков.

(родительское собрание)

В подростковом возрасте социальная ситуация отличается от ситуации в детстве в основном по внутренним при­чинам. Подросток продолжает жить в семье, учиться в школе. Однако, в его сознании появляются со­вершенно новые ценностные ориентации — подросток начина­ет интенсивно рефлектировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверс­тники обретают новые значения и смыслы. Для подростка про­исходят сдвиги в шкале ценностей.

Набирая опыт жизни, под­росток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. Он начинает испытывать потребность расстаться с прежней идентификацией, растворяющей его в лоне семьи. Он испыты­вает потребность в более универсальной, более широкой иден­тичности, в укреплении своего собственного чувства личности. Отношение подростка к семейным традициям, ценностям становится критичным, сама же семья по отношению к нему занимает прежние позиции.

Как бы ни складывались условия жизни, ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайно важны.

У подростка меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Его в большой мере занимают взаимоотношения со сверстниками. Подросток, не игнорируя учебу, придает особое значение об­щению. Он расширяет границы своих знаний. Общаясь со сверстниками, подросток пости­гает разные формы взаимодействий человека с человеком, учиться рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступ­ка, высказывания, эмоционального проявления.

В отрочестве общение — это школа социальных отношений В этот период подросток учится осмысливать свои реакции на предлагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учит­ся подавлять импульсивные действия.

Кризисы подросткового возраста.

Подростковый период — сложное время как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. В период поло­вого созревания пробуждаются силы природы, которые нарушают внутреннее психичес­кое равновесие. Происходит разрушение эмоцио­нальных связей с родителями. Поиски объекта любви выходят за пределы семьи. Чтобы подросток смог в будущем полюбить другого че­ловека и создать семью, в его душе должно освободиться место, занимаемое родителями. Это объясняет свойствен­ные подросткам: обожание знаменитостей (кинозвезд и т. д.) как превращенная любовь к родителям, резкие перепады между крайностями в поведе­нии.

У ребенка появляется множество возможностей выбора для принятия новых социальных ролей, что часто приводит к воз­никновению у подростка сомнений и нерешительности. Роли для ребенка определяют взрослые, но по мере взросления возникает задача самостоятельного выбора, при этом непременно возникают ролевые конфликты.

Кризис подросткового возраста – это кризис формирования идентичности (ответа на вопрос «кто я в различных жизненных и социальных ситуациях» и сведения всех этих ролей во внутренне непротиво­речивый комплекс).

Формирование идентичности это процесс самоопределения, который обеспечивает преемст­венность, связь прошлого, настоящего и будущего. Это центральное образование, удерживает в единстве многие роли, в которых выступает человек. Человек, сфор­мировавший идентичность, остается самим собой независимо от ситуации, он адекватен ситуации, и не теряет при этом своего лица.

Кризис идентичности требует от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей. Особенно важен пересмотр отношений с родителями, поскольку взрослею­щий человек не может довольствоваться ролью опекаемо­го и управляемого.

Выделяют четыре основных варианта фор­мирования идентичности:

Предрешенность — принятие на себя обязательств, не прохо­дя через кризис идентичности. Люди в силу внеш­них обстоятельств рано принявшие на себя преждевре­менную взрослость.

Диффузия идентичности — состояние избегания решений, отказ от поиска собственной идентичности, своеобразное про­дление детства.

Мораторий — собственно период построения своей идентич­ности, состояние поиска ответов на вопросы «кто я, какой я?».

Достижение идентичности — благополучное завершение кри­зиса идентичности, возникновение новой самотождественности.

Ключом к пониманию психо­логии подростка является проблема интересов. Под­ростковый возраст распадается на две фазы — негативную и по­зитивную, фазу влечений и фазу интересов. Первая связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами вызревания и появле­ния первых органических влечений. Вторая характеризуется вы­зреванием нового ядра интересов. В этом возрасте формируется «чувство взрослости» — стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Если взрослые относятся к этому адекватно, то развитие происходит бесконфликтно и прогноз его более благоприя­тен. Если же подросток, испытывающий «чувство взрослости», сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возни­кает конфликт, взаимное непонимание.

Существуют два основных пути протекания данного кри­зиса:

Кризис независимости. Его симптомы — строптивость, уп­рямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, от­рицательное отношение к их ранее выполнявшимся требовани­ям, протест-бунт. Это некий рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил: «я уже не ребенок».

Кризис зависимости. Его симптомы — чрезмерное послуша­ние, зависимость от старших или сильных. Это возврат назад к позиции, которая гарантирова­ла эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защи­щенности: «я ребенок и хочу оставаться им».

Как правило, подросток занимает двойственную позицию, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция. Поэтому повышенное либеральное, «раз­решающее» отношение часто наталкивается на глухое раздра­жение подростка, а достаточно жесткий, но при этом аргу­ментированный запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.

К отдельным проявлениям подросткового кризиса относят также:

Негативизм, который проявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему. Иногда проявляется более мягко, иногда — в форме разрушительной активности.

Интеллектуализация с одной стороны выступает как средство психологической защиты (погружении в абстрактные, философские вопросы), что отражает личное, глубоко затаенное чувство беспокойства. С другой стороны, интеллектуализация несет в себе и положительный момент — подросток научается аб­страктно мыслить, формулировать и проверять гипотезы и т. д.

Склонность к анализу, к безжалостному анализу окружающих (родителей, учителей и т. д.) и самоанализу.

Эгоцентричность — еще одно проявление подросткового кризиса. Подростки искренне воображают, что произведут неизгладимое впечатление на окружающих. Подчас стано­вится истинной трагедией, когда молодые люди собираются вместе, а внимание каждого из них гораздо больше сосредоточено на самом себе, чем на тех, кто рядом.

Подростковая депрессия, которая бывает двух видов: 1) без­различие и чувство пустоты; ощущение, что детство уже кончи­лось, а взрослым он себя еще не чувствует. Возникает некото­рый вакуум, который воспринимается как скорбь по утраченно­му человеку — части самого себя. Она непродолжительна;2) результат полосы жизненных поражений (окру­жающие не понимают его, либо он ощутил ограничение своих потенциальных возможностей). В это время адаптивные меха­низмы взрослого человека еще отсутствуют, следовательно, выход они видят в самоубийстве, когда последней каплей становится потеря ощущения значимости связи с роди­телями или с другом.

Опробование различных социальных ролей проявляется в различных сферах. и это нормально.

Проблемы восприятия своего физического образа. Как извест­но. Низкая оцен­ка своего физического «Я» может стать причиной нарушений в поведении, плохой успевае­мости в школе и т. д.

Различные проявления кризиса идентичности. Проблема нашего времени — практически неисчерпаемый набор возможных идентификаций. Нередко случается, что подросток, достигший возраста, в котором выбор идентичности становится необходимым, оказывается к этому неспо­собен. Он «берет социаль­ный тайм-аут» (уходит в религиозные секты, как временное пристанище для молодых людей, ищущих свой образ жизни). Или же он вовсе минует кризис идентичности, безоговорочно принимая ценности своей семьи и их социально-ролевые ожидания. Развивается тенденция ухода от близких взаимоотношений. Размываются способности к продуктивной работе: либо человек ни на чем не может сосредо­точиться, либо с головой уходит в одну деятельность, пренебрегая всеми остальными. Может также быть идентичность, приводящая к различным социальным протестам (презрительное и враждебное отношение к той роли, которая считается нормальной в семье и ближайшем окружении). Эти явления должны быть преодолены, иначе они могут стать причиной правонарушений, неврозов и психозов. Нужно, чтобы у подростка в детстве было достаточно впечатлений соб­ственной успешности, положительных реакций на него; должно быть также в детстве сформировано убеждение, что его ждёт вполне доступное для него положительное будущее. Тогда в под­ростковом возрасте эти убеждения дадут только временный сбой, но не исчезнут навсегда.

Суицидальное поведение также относится к распространен­ному симптому подросткового кризиса. Именно на подростковый воз­раст приходится пик суицидов, пик экспериментов с нарушаю­щими сознание веществами и другой жизненно опасной актив­ности. Причем подростки отвергали мысли о его смер­тельном исходе, т. е. это показное поведение привлечь к себе внимание взрослых.

Статистически выявлено, что в 90% случаев суицидальное поведение в виде угроз, высказываний-, намерений — это «крик о помощи», адресованный, прежде всего, своим близким. Подросток испытывает высочайший дискомфорт, причины которого толком понять не может, а в форме, понят­ной родителям, высказать не умеет. Иногда носит просто демонстративный характер. Од­нако не надо понимать это так, будто все происходит «ни с чего» или «нарочно».

1 место — суицид вызван потерей родителей и близких, распадом семьи вследствие развода, семейной дезорганизацией с властной жестокой матерью и безвольным отцом.

2-е место – (особен­но у мальчиков не очень интеллектуально одаренных и робких). Длительный неуспех по предметам, отсутствие положительного контакта с учителями и детьми.

3-е место – (У девочек) суицид может быть спровоциро­ван неожиданной беременностью в сочетании со страхом нака­зания со стороны родителей; разрывом с объектом любви в сочетании с униженным чувством собственного достоинства.

Это происшествие должно всерьез заставить родите­лей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и пси­хологической обстановке в семье в целом.

ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПОДРОСТКОВ.

Выполнила :

Педагог-психолог

МОУСОШ№2 г. Ворсмы

г. Ворсма

2006г.

Источник

Психосоциальное развитие, теория — теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии Я индивида.

Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго. Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

Стадии теории психосоциального развития[править | править код]

Младенчество[править | править код]

От рождения до года — первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия. Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребёнка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преёмственности и узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает своё окружение как надёжное и предсказуемое. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от неё. Главный ритуал — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет окружающему миру, исходя из меры доверия к матери. Чувство недоверия, страха и подозрительности появляется, если мать ненадёжна, несостоятельна, отвергает ребёнка. Недоверие может усилиться, если ребёнок перестает быть для матери центром её жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребёнка).

Надежда, как оптимизм в отношении своего культурного пространства — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта доверие/недоверие.

Раннее детство[править | править код]

Вторая стадия продолжается от одного до трёх лет и соответствует анальной фазе в теории Зигмунда Фрейда. Биологическое созревание создаёт основу для появления самостоятельных действий ребёнка в целом ряде областей (передвигаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребёнка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребёнка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей.

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка. В случае постоянной чрезмерной опеки или завышенных ожиданий у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешённого и запрещённого, красивого и безобразного. Идентичность ребёнка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».[1]

При удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие.

Возраст игры, дошкольный возраст[править | править код]

Третий период — «возраст игры», от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребёнка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребёнок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. Ребёнок легко идентифицирует себя со значимыми людьми, с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Школьный возраст[править | править код]

Четвёртый период соответствует возрасту от 6 до 12 лет и хронологически сходен с латентным периодом в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено, происходит выход ребёнка за пределы семьи и приобщение к технологической стороне культуры. В это время ребёнок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребёнка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Школа помогает ребёнку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым подтверждая чувство личностной силы. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения.

Построив на ранних стадиях чувства доверия и надежды, автономности и «силы желания», инициативности и целеустремлённости, ребёнок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести — это аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.

Если ребёнка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, «умелости», уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребёнка одно баловство и помеху для «серьезных занятий», то появляется опасность выработки у него чувства неполноценности и некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников. На этой стадии у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, если ожидания взрослых завышены или занижены.

Вопрос, на который отвечают на этом этапе: Способен ли я?

Юность[править | править код]

Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона от 12 до 20 лет, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют об идеальной семье, религии, общественном устройстве мира. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: Кто он есть и кем он станет? Ребёнок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чём будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека? Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нём и что он сам должен думать о себе. Ритуализация становится импровизационной, в ней выделяется идеологический аспект. Идеология предоставляет молодым людям упрощённые, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.

Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, — с другой. Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность себе, способность сделать свой выбор, найти путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Резкие социальные изменения, неудовлетворённость общепринятыми ценностями Эриксон рассматривает как фактор, мешающий развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределённости и неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Отрицательный выход из кризиса выражается в плохой самоидентичности, чувстве своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Чрезмерная идентификация со стереотипными героями или представителями контркультуры подавляет и ограничивает развитие идентичности.

Молодость[править | править код]

Шестая психосоциальная стадия продолжается от 20 до 25 лет и обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. Интимность (достижение близости) — как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.

Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития:

  • человеку, который не доверяет другим, будет трудно довериться самому;
  • в случае сомнений и неуверенности, будет тяжело позволить другим пересечь свои границы;
  • человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно сближаться с другими и проявлять инициативу;
  • отсутствие трудолюбия приведёт к инертности в отношениях, а непонимание своего места в обществе — к душевному разладу.

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнёрские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов. Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, поиск компромиссов в общих целях — все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на стадии молодости.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность/изоляция» — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить вместе все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Опасность данной стадии — избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?

Зрелость[править | править код]

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни от 26 до 64 лет, её основная проблема — выбор между продуктивностью (генеративность) и инертностью (стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

«Зрелая взрослость» приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. «Я» проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.

Трудности в «производительности» могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребёнком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощённость.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой, когда основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чём, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление, как кризис среднего возраста выражается в чувстве безнадёжности и бессмысленности жизни.

Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

Старость[править | править код]

Восьмая стадия, старость, начинающаяся после 60-65 лет — это конфликт цельности и безнадёжности. В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь ещё раз. Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определённых целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадёжности и страх смерти.

Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни и судьбы. Мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи и называются у Эриксона одним термином — integrity (целостность, полнота, чистота).

Характерные черты стадий психосоциального развития Э.Эриксона[править | править код]

Приобретаемые черты вследствие разрешения конфликтов называются добродетелями («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.
Хотя Эриксон и привязал свою теорию к хронологическому возрасту, каждая стадия зависит не только от возрастных изменений человека, а также от социальных факторов: учёба в школе и институте, рождение детей, выход на пенсию и т.п.

Стадии Возраст Благоприятный выход из кризиса Добродетели Выход из кризиса в минусе Существенные патологии: базовые антипатии Радиус значимых взаимоотношений Вопросы
I. Младенчестводо 1Базисное довериеНадежда и энергияБазисное недовериеЗамкнутостьЛичность материНадежен ли мир?
II. Раннее детство1—3АвтономияВоляСтыд, сомненияПринуждениеРодителиЯ — о’kей?
III. Дошкольный возраст3—6Инициативность, предприимчивостьНамерениеЧувство виныТорможениеСемьяКак много я могу сделать?
IV. Школьный возраст6—12ТрудолюбиеКомпетентностьНеполноценностьИнерцияСоседи, школаСпособен ли я?
V. Юность12—20ИдентичностьВерностьРолевой беспорядокОтрицаниеГруппа сверстников и другие модели лидерстваКто я есть?
VI. Ранняя зрелость, молодость20—25ИнтимностьЛюбовьИзоляцияИсключительностьПартнёры в дружбе, сексе, конкуренция, сотрудничествоМогу ли я иметь интимные отношения?
VII. Зрелость26—64Генеративность (производительность)ЗаботаСтагнация (застой)Неприятие окружающей средыРазделение труда и ведения домашнего хозяйстваЧто значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?
VIII. Старостьпосле 65Целостность, интеграцияМудростьОтчаяние, безвыходностьПренебрежениеЧеловечество, «свой круг»Имела ли моя жизнь смысл?

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Возрастная периодизация
  • Психосексуальное развитие
  • Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
  • Нормативные кризисы развития

Источник