Психосексуальное развитие ребенка фрейд эриксон

Психосексуальное развитие ребенка фрейд эриксон thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 ноября 2017;
проверки требуют 9 правок.

Психосексуальное развитие (англ. psychosexual development) — процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций[1].

В психоанализе, разработанном Зигмундом Фрейдом, психосексуальное развитие объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Опыт человека на каждом этапе оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретённых в соответствующей фазе.

Фазы — этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к формированию характера. В случае сильных потрясений могут вызывать неврозы. Названия фаз определяют основную телесную (эрогенную) зону, в которой концентрируется энергия либидо и с которой связано ощущение удовольствия в данном возрасте.

Фазы[править | править код]

Оральная фаза[править | править код]

От момента рождения до 1,5 лет — первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения основной органической потребности, что выражается в процессах сосания, кусания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта.

В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять.

Первым объектом орального компонента является материнская грудь, удовлетворяющая потребность младенца в пище. В акте сосания эротический компонент становится самостоятельным и заменяется органом собственного тела. Последующее развитие имеет две цели: отказ от аутоэротизма и объединение объектов отдельных влечений.[2]

Во время кормления, ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие — недоверие, зависимость — независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.

В первые 6 месяцев чрезмерная или недостаточная стимуляция может привести к дальнейшей пассивности человека и впоследствии проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения.

Во второй половине фазы акцент смещается на действие кусания и жевания. В зависимости от прохождения может выражаться в любви к спорам, циничности и пессимизму. Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей. Человек с оральным типом характера (оральной фиксацией) обычно неспособен копить деньги, инфантилен и аморфен, это «содержанки» и «маменькины сынки».

Анальная фаза[править | править код]

(1,5 — 3,5 года) — второй этап детской сексуальности, на которой ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Формируется Эго как инструмент реализации потребностей Ид.

Способ приучения к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребёнка.

В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста — «удерживание» (запоры) или «выталкивания» (плохое пищеварение, поносы). Эти реакции в последующем трансформируются в формы характера: анально-удерживающий (упрямый, скупой, жадный, педантичный, перфекционистичный) и анально-выталкивающий (беспокойный, импульсивный, склонный к разрушению).

Фаллическая фаза[править | править код]

(3.5 — 6 лет) — третий этап детской сексуальности, на которой ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы. Возникает интерес к отношениям полов, появлению детей. Появляется интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.

Повышение интереса к гениталиям может выражается в начале мастурбации именно в этом возрасте. Главный символ этого периода — мужской половой орган, фаллос, основная задача — половая самоидентификация.

У мальчика начинает проявляться Эдипов комплекс — желание обладать своей матерью. Препятствием желанию является более сильный мужчина — его отец. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх кастрации как результата проигрыша борьбы. В возрасте около 5-6 лет амбивалентные чувства (любовь к матери/ненависть к отцу) преодолеваются, и мальчик подавляет свои сексуальные желания к матери. Одновременно начинается идентификация себя с отцом: подражание интонациям, высказываниям*, перенимание привычек, установок и норм поведения.

Люди с фаллическим типом характера (фаллической фиксацией) обычно ведут себя вызывающе, ярко, буквально «втыкают» себя в реальность. Такая хара́ктерная ориентация может граничить с истерической психопатией из-за схожести в поведении.

У девочки проявляется любовь к отцу — комплекс Электры.

Латентная фаза[править | править код]

(6 — 12 лет) — четвёртый этап детской сексуальности, характеризующийся снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на несексуальные цели: учёбу, освоение культурного опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная фаза[править | править код]

(12 лет) — пятый этап, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период и завершением психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.

Критика психоанализа[править | править код]

Психоанализ З. Фрейда, включающий и концепцию психосексуального развития, дал самый значимый импульс развитию сексологии за всю её историю. Однако современные достижения науки не позволяют рассматривать его положения, как универсальные[неавторитетный источник?].

Генитальный характер[править | править код]

Генитальный характер — это совокупность черт человека, определяющих его мышление, поведение, образ действий, связанных с сексуальной жизнью. На уровне зрелой личности — это способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелой личности присущи активность в решении жизненных проблем и умение трудиться, откладывать удовлетворение на потом, ответственность в сексуальных и социальных отношениях, забота о других людях.

Вильгельм Райх противопоставлял понятие генитальный характер характеру невротическому. В первом случае индивид может управлять сексуальной энергией и нормами морали сообразно ситуации. При невротическом характере гармония нарушается и происходит застой либидо из-за ограничений рамок морали Супер-Эго. Образуется такой панцирь, который стесняет, контролирует каждое действие и функционирует автоматически, не сообразуясь с внешней ситуацией. При генитальном характере тоже образуется панцирь, но мышление и действия предопределяются самим человеком.

См. также[править | править код]

  • Пубертат
  • Сексуальность
  • Психосоциальное развитие
  • Возрастная периодизация

Примечания[править | править код]

  1. Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. — М.: Медицина, 1990. — 576 с. — ISBN 5-225-01179-9.
  2. З.Фрейд. Введение в психоанализ. — 2009. — 416 с. — ISBN 978-5-9985-0453-2.

Литература[править | править код]

  • Фрейд З. Психоаналитические этюды/Составление Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского; Послесл. В. Т. Кондрашенко; Худ. обл. М. В. Драко. — Мн.: ООО «Попурри»,1999., — 608с. ISBN 985-438-121-8.

Источник

Предмет этого
подхода — человеческие эмоции и
межличностные отношения. Наиболее
известны теории Фрейда и Эриксона.

Фрейд объяснил
развитие личности действием биологических
факторов и опытом семейного общения.
Он полагал, что дети проходят 5 стадий
психосексуального развития, на каждой
из которых интересы ребенка сосредоточены
вокруг определенной части тела, служащей
источником удовольствия.

Оральная (0-2),
Анальная(2-З), фаллическая (4-5),
латентная(б-12), генитальная (12-18)

Он предложил модель
человеческой личности: она состоит из
трех основных компонентов: ОНО — наиболее
примитивный компонент, носитель
инстинктов; будучи иррациональным и
бессознательным, подчиняется принципу
удовольствия;

Я следует принципу
реальности и учитывает особенности
внешнего мира, его свойства и отношения;

СВЕРХ-Я — служит
носителем моральных норм, эта часть
личности выполняет роль критика и
цензора.

Если Я примет
решение или совершит действие в угоду
ОНО, но в противовес СВЕРХ-Я, то оно
испытает наказание в виде чувства вины,
укоров совести. Личность по Фрейду — это
взаимодействие взаимопобуждающих и
сдерживающих сил.

Динамика личности
определяется действием инстинктов. Они
состоят из 4-х компонентов: побуждение;
цель (т.е. достигнутое удовлетворение);
объект (с его помощью цель может быть
достигнута); источник (в нем побуждение
порождается). Одно из основных положений
психоаналитического учения о развитии
личности заключается в том, что
сексуальность и есть основной человеческий
мотив.

1.
Переживания раннего детства играют
критическую роль в формировании взрослой
личности. Фрейд был убежден в том, что
основной фундамент личности индивидуума
закладывается в очень раннем возрасте,
до 5 лет. 2.
Человек рождается с определенным
количеством сексуальной энергии
(либидо), которая затем проходит в своем
развитии через несколько психосексуальных
стадий, коренящихся в инстинктивных
процессах организма.

4 стадии развития:
оральная, анальная, фаллическая,
генитальная
.
В общую схему раз­вития Фрейд включил
и латентный период, приходящийся в норме
на промежуток между 6-7-м годами жизни и
началом половой зрелости. Но, строго
говоря, латентный период — это не стадия.
Первые три стадии развития охватывают
возраст от рождения до пяти лет и
называются прегенитальными стадиями,
поскольку зона половых органов не
приобрела еще главенствующей роли в
становлении личности.

Четвертая стадия
совпадает с началом пубертата. Наименования
стадий ос­нованы на названиях областей
тела, стимуляция которых приводит к
разрядке энергии либидо.

Так как Фрейд делал
основной акцент на биологических
факторах, вce стадии теснo связаны с
эрогенными зонами.

В термине
«психосексуальный» подчеркивается,
что главным фактором, определяющим
развитие человека, является сексуальный
инстинкт, прогрессирующий от одной
эрогенной зоны к другой на протяжении
всей жизни человека.

На каждой стадии
развития определенный участок тела
стремится к определенному объекту или
действиям, чтобы вызвать приятное
напряжение. Психосексуальное развитие
_ это биологически детерминированная
последовательность, присущая всем
людям. Социальный опыт индивидуума, как
правило, привносит в каждую стадию
определенный долговременный вклад в
виде приобретенных установок, черт и
ценностей.

Стадии
психосексуального развития по Фрейду

стадия

возраст

Зона сосредоточения
либидо

Задачи. Опыт
данного периода

Оральная

0 – 1,5 года

Рот
(сосание, кусание, жевание)

Отвыкание
(от груди или рожка). Отделение себя
от материнского тела

Анальная

1,5 – 3 года

Анус
(удержание или выталкивание фекалий)

Приучение
к туалету (самоконтроль)

Фаллическая

3 – 6 лет

Половые
органы (мастурбация)

Идентификация
со взрослыми того же пола, выступающими
в роли образца для подражания

Латентная

6 – 12 лет

Отсутствует
(сексуальное бездействие)

Расширение
социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Пубертат

Половые
органы (способность к гетеросексуальным
отношениям)

Установление
интимных отношений или влюбленность;
внесение своего трудового вклада в
общество

Отличия теорий
Фрейда и Эриксона

1.
У Эр. сдвиг от Ид к Эго, именно эго
составляет основу поведения и
функционирования человека.

Эриксон пытается
преодолеть биологизм Фрейда и делает
акцент на значении социокультурных
условий в возникновении неврозов,
объяснении мотивационных сил и конфликтов
личности. Он выделял 8 стадий психосоциального
развития, в которых человек испытывает
специфический кризис, суть которого
составляет конфликт м/у противоположными
состояниями сознания.

+ параллельно
идет развитие ид и инстинктов
.

Подобный взгляд
на природу чел, названный эго-псuхологuей,
радикально отличается от раннего
психодина­мического мышления тем,
что эго-Ψ описывает людей как более
рацио­нальных и поэтому принимающих
осознанные решения и сознательно
решаю­щих жизненные проблемы. В то
время как Фрейд считал, что эго борется,
пытаясь разрешить конфликт между
инстинктивными побуждениями и мораль­ными
ограничениями, Эриксон доказывал, что
эго — это
автономная система, взаимодействующая
с реальностью при помощи восприятия,
мышления, внима­ния и памяти.

Эриксон
считал, что человек, взаимодействуя с
окружением в процессе своего развития,
становится все более и более компетентным.

2.
Эриксон развивает новый взгляд
относительно индивидуального
взаимоотношения с родителями и культурным
контекстом, в котором существует семья.
Если Фрейда интересовало влияние
родителей на становление личности
ребенка, то Эриксон подчеркивает
исторические
условия, в которых формируется эго у
ребенка
. Он
основывается на результатах наблюдений
за людьми, принадле­жащими к различным
культурам, чтобы показать: развитие эго
неизбежно и тесно связано с меняющимися
особенностями социальных предписаний
и системой цен­ностей.

3.
Теория
развития эго охватывает все жизненное
пространство инди­видуума (то есть
от младенчества до зрелости и старости).

Фрейд, напротив, огра­ничился влиянием
ранних детских переживании и не уделял
внимания вопросам развития за пределами
генитальной стадии.

4
Фрейда и Эриксона различные взгляды на
природу и разрешение психосексуальных
конфликтов.. Целью Фрейда было раскрытие
сущности и особенностей влияния на
личность неосознаваемой психической
жиз­ни, а также объяснение того, как
ранняя травма может привести к
психопатологиив зрелости. Эриксон,
наоборот, видел свою задачу в том, чтобы
привлечь внима­ние к способности
человека преодолевать жизненные
трудности психосоциального характера.
Его теория
ставит во главу угла качества эго, то
есть его достоинства, раскрывающиеся
в различные периоды развития.

Возможно, это последнее разли­чие
является ключевым для понимания концепции
Эриксона об организации и развитии
личности.. Зна­ние того, как человек
справлялся с каждой из значимых жизненных
проблем или как неадекватное разрешение
ранних проблем лишило его возможности
справ­ляться с дальнейшими проблемами,
составляет, по мнению Эриксона,
единствен­ный ключ к пониманию его
жизни.

ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЙ
ПРИНЦИП (Эриксон)

Центральным для
созданной Эриксоном теории развития
эго является положе­ние о том, что
человек в течение жизни проходит через
несколько универсальных для всего
человечества стадий. Процесс развертывания
этих стадий регулируется в соответствии
с эпигенетическим принципом созревания.
Под этим Э. по­нимает следующее: ­

1) личность
развивается ступенчато, переход от
одной ступени к другой предрешен
готовностью личности двигаться в
направлении дальнейшего роста, рас­ширения
осознаваемого социального кругозора
и радиуса социального взаимодей­ствия;

2) общество, в
принципе, устроено так, что развитие
социальных возможностей человека

-принимается
одобрительно, общество пытается
способствовать сохранению этой
тен­денции, а также поддерживать как
надлежащий темп, так и правильную
последователь­ность развития

. Эпигенетическая
концепция развития (по-гречески «эпи»
означает «после», после рождения,
происхождения) базируется на представлении
о том, что каждая стадия жизненного
цикла наступает в определенное для нее
время «критический период_), а также о
том, что полноценно функционирую­щая
личность формируется только путем
прохождения в своем развитии
после­довательно всех стадий. Кроме
того, согласно Эриксону, каждая
психосоциальная стадия сопровождается
кризисом — поворотным моментом в жизни
индиви­дуумa, который возникает как
следствие достижения определенного
уровня Ψческой зрелости и социальных
требований, предъявляемых к индиви­думу
на этой стадии. Иначе говоря, каждая из
восьми фаз жизненного цикла человека
характеризуется специфичной именно
для данной фазы задачей — проблемой в
социальном развитии, ко­торая в свое
время предъявляется индивидууму, но не
обязательно находит свое разрешение.
Характерные для индивидуума модели
поведения обусловле­ны тем, каким
образом в конце концов разрешается
каждая из этих задач или как преодолевается
кризис. Конфликты
играют жизненно важную роль в теории
Эриксона
,
потому что рост и расширение сферы
межличностных отношений связаны с
растущей уязвимостью функций эго на
каждой стадии. В то же время он отмечает,
что кризис
означает «не уrрозу катастрофы, а
поворотный пункт
,
и тем самым онтогенетический источник
как силы, так и недостаточной адаптации.­

Каждый психосоциальный
кризис, если рассматривать его с точки
зрения оценки, содержит и позитивный,
и негативный компоненты. Если конфликт
разрешен удовлетворительно (то есть на
предыдущей стадии эго обогатилось
новыми положительными качествами), то
теперь эго вбирает в себя новый ­позитивный
компонент (например, базальное доверие
и автономию), и это гарантирует здоровое
развитие личности в дальнейшем. Напротив,
если конфликт остается неразрешенным
или получает неудовлетворительное
разрешение, развивающему­ся эго тем
самым наносится вред,. и в него встраивается
негативный компонент (например, базальное
недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути
развития личности возникают теоретически
предсказуемые и вполне определенные
конфликты, из этого не следует, что на
предшествующих стадиях успехи и неудачи
обязатель­но одни и те же. Качества,
которые эго приобретает на каждой
стадии, не снижаютего восприимчивости
к новым внутренним кон фликтам или
меняющимся условиям. Задача состоит в
том, чтобы человек адекватно разрешал
каждый кризис, и тогда у него будет
возможность подойти к следующей стадии
развития более адаптивной и зрелой
личностью.

Все восемь стадии
развития в Ψческой теории Эриксона
представлены в табл. Каждая стадия
основывается на разрешении и интеграции
предшествовавших психосоциальных
конфликтов. Эриксон выдвинул предположение,
согласно ко­торому все кризисы в той
или иной степени имеют место с самого
начала. постнатального периода жизни
человека и для каждого из них есть
приоритетное время наступления в
генетически обусловленной последовательности
развития.

Полагая, что
перечисленные восемь стадий представляют
собой универсальную особенность
человеческого развития, Эриксон указывает
при этом на культурные различия в
способах разрешения проблем, присvщих
каждой стадии.

Стадия

Возраст

Психосоциапьный
кризис

Сильная
сторона

1.Орально-сенсорная

Рождение-

1
год

Базальное
доверие — базальное недоверие

Надежда

2.Мышечно-анальная

1-3
года

Автономия
— стыд и сомнение

Сила
воли

3.Локомоторно-генитальная

3-6
лет

Инициативность
— вина

Цель

4.
Латентная

6-12лет

Трудолюбие
— неполноценность

Компетентность

5.
Подростковая

12-19
лет

Эго-идентичность
— ролевое смешение

Верность

6.Ранняя
зрелость

20-25
пет

Интимность
— изоляция

Любовь

7.Средняя
зрелость

26-64
года

Продуктивность
— застой

Забота

8.Поздняя
зрелость

65
лет-смерть

Эго-интеграция
— отчаяние

Мудрость

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник