Психосексуальное развитие ребенка фрейд эриксон
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 ноября 2017;
проверки требуют 9 правок.
Психосексуальное развитие (англ. psychosexual development) — процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций[1].
В психоанализе, разработанном Зигмундом Фрейдом, психосексуальное развитие объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Опыт человека на каждом этапе оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретённых в соответствующей фазе.
Фазы — этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к формированию характера. В случае сильных потрясений могут вызывать неврозы. Названия фаз определяют основную телесную (эрогенную) зону, в которой концентрируется энергия либидо и с которой связано ощущение удовольствия в данном возрасте.
Фазы[править | править код]
Оральная фаза[править | править код]
От момента рождения до 1,5 лет — первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения основной органической потребности, что выражается в процессах сосания, кусания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта.
В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять.
Первым объектом орального компонента является материнская грудь, удовлетворяющая потребность младенца в пище. В акте сосания эротический компонент становится самостоятельным и заменяется органом собственного тела. Последующее развитие имеет две цели: отказ от аутоэротизма и объединение объектов отдельных влечений.[2]
Во время кормления, ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие — недоверие, зависимость — независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.
В первые 6 месяцев чрезмерная или недостаточная стимуляция может привести к дальнейшей пассивности человека и впоследствии проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения.
Во второй половине фазы акцент смещается на действие кусания и жевания. В зависимости от прохождения может выражаться в любви к спорам, циничности и пессимизму. Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей. Человек с оральным типом характера (оральной фиксацией) обычно неспособен копить деньги, инфантилен и аморфен, это «содержанки» и «маменькины сынки».
Анальная фаза[править | править код]
(1,5 — 3,5 года) — второй этап детской сексуальности, на которой ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Формируется Эго как инструмент реализации потребностей Ид.
Способ приучения к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребёнка.
В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста — «удерживание» (запоры) или «выталкивания» (плохое пищеварение, поносы). Эти реакции в последующем трансформируются в формы характера: анально-удерживающий (упрямый, скупой, жадный, педантичный, перфекционистичный) и анально-выталкивающий (беспокойный, импульсивный, склонный к разрушению).
Фаллическая фаза[править | править код]
(3.5 — 6 лет) — третий этап детской сексуальности, на которой ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы. Возникает интерес к отношениям полов, появлению детей. Появляется интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.
Повышение интереса к гениталиям может выражается в начале мастурбации именно в этом возрасте. Главный символ этого периода — мужской половой орган, фаллос, основная задача — половая самоидентификация.
У мальчика начинает проявляться Эдипов комплекс — желание обладать своей матерью. Препятствием желанию является более сильный мужчина — его отец. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх кастрации как результата проигрыша борьбы. В возрасте около 5-6 лет амбивалентные чувства (любовь к матери/ненависть к отцу) преодолеваются, и мальчик подавляет свои сексуальные желания к матери. Одновременно начинается идентификация себя с отцом: подражание интонациям, высказываниям*, перенимание привычек, установок и норм поведения.
Люди с фаллическим типом характера (фаллической фиксацией) обычно ведут себя вызывающе, ярко, буквально «втыкают» себя в реальность. Такая хара́ктерная ориентация может граничить с истерической психопатией из-за схожести в поведении.
У девочки проявляется любовь к отцу — комплекс Электры.
Латентная фаза[править | править код]
(6 — 12 лет) — четвёртый этап детской сексуальности, характеризующийся снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на несексуальные цели: учёбу, освоение культурного опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
Генитальная фаза[править | править код]
(12 лет) — пятый этап, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период и завершением психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.
Критика психоанализа[править | править код]
Психоанализ З. Фрейда, включающий и концепцию психосексуального развития, дал самый значимый импульс развитию сексологии за всю её историю. Однако современные достижения науки не позволяют рассматривать его положения, как универсальные[неавторитетный источник?].
Генитальный характер[править | править код]
Генитальный характер — это совокупность черт человека, определяющих его мышление, поведение, образ действий, связанных с сексуальной жизнью. На уровне зрелой личности — это способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелой личности присущи активность в решении жизненных проблем и умение трудиться, откладывать удовлетворение на потом, ответственность в сексуальных и социальных отношениях, забота о других людях.
Вильгельм Райх противопоставлял понятие генитальный характер характеру невротическому. В первом случае индивид может управлять сексуальной энергией и нормами морали сообразно ситуации. При невротическом характере гармония нарушается и происходит застой либидо из-за ограничений рамок морали Супер-Эго. Образуется такой панцирь, который стесняет, контролирует каждое действие и функционирует автоматически, не сообразуясь с внешней ситуацией. При генитальном характере тоже образуется панцирь, но мышление и действия предопределяются самим человеком.
См. также[править | править код]
- Пубертат
- Сексуальность
- Психосоциальное развитие
- Возрастная периодизация
Примечания[править | править код]
- ↑ Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. — М.: Медицина, 1990. — 576 с. — ISBN 5-225-01179-9.
- ↑ З.Фрейд. Введение в психоанализ. — 2009. — 416 с. — ISBN 978-5-9985-0453-2.
Литература[править | править код]
- Фрейд З. Психоаналитические этюды/Составление Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского; Послесл. В. Т. Кондрашенко; Худ. обл. М. В. Драко. — Мн.: ООО «Попурри»,1999., — 608с. ISBN 985-438-121-8.
Источник
Предмет этого
подхода — человеческие эмоции и
межличностные отношения. Наиболее
известны теории Фрейда и Эриксона.
Фрейд объяснил
развитие личности действием биологических
факторов и опытом семейного общения.
Он полагал, что дети проходят 5 стадий
психосексуального развития, на каждой
из которых интересы ребенка сосредоточены
вокруг определенной части тела, служащей
источником удовольствия.
Оральная (0-2),
Анальная(2-З), фаллическая (4-5),
латентная(б-12), генитальная (12-18)
Он предложил модель
человеческой личности: она состоит из
трех основных компонентов: ОНО — наиболее
примитивный компонент, носитель
инстинктов; будучи иррациональным и
бессознательным, подчиняется принципу
удовольствия;
Я следует принципу
реальности и учитывает особенности
внешнего мира, его свойства и отношения;
СВЕРХ-Я — служит
носителем моральных норм, эта часть
личности выполняет роль критика и
цензора.
Если Я примет
решение или совершит действие в угоду
ОНО, но в противовес СВЕРХ-Я, то оно
испытает наказание в виде чувства вины,
укоров совести. Личность по Фрейду — это
взаимодействие взаимопобуждающих и
сдерживающих сил.
Динамика личности
определяется действием инстинктов. Они
состоят из 4-х компонентов: побуждение;
цель (т.е. достигнутое удовлетворение);
объект (с его помощью цель может быть
достигнута); источник (в нем побуждение
порождается). Одно из основных положений
психоаналитического учения о развитии
личности заключается в том, что
сексуальность и есть основной человеческий
мотив.
1.
Переживания раннего детства играют
критическую роль в формировании взрослой
личности. Фрейд был убежден в том, что
основной фундамент личности индивидуума
закладывается в очень раннем возрасте,
до 5 лет. 2.
Человек рождается с определенным
количеством сексуальной энергии
(либидо), которая затем проходит в своем
развитии через несколько психосексуальных
стадий, коренящихся в инстинктивных
процессах организма.
4 стадии развития:
оральная, анальная, фаллическая,
генитальная.
В общую схему развития Фрейд включил
и латентный период, приходящийся в норме
на промежуток между 6-7-м годами жизни и
началом половой зрелости. Но, строго
говоря, латентный период — это не стадия.
Первые три стадии развития охватывают
возраст от рождения до пяти лет и
называются прегенитальными стадиями,
поскольку зона половых органов не
приобрела еще главенствующей роли в
становлении личности.
Четвертая стадия
совпадает с началом пубертата. Наименования
стадий основаны на названиях областей
тела, стимуляция которых приводит к
разрядке энергии либидо.
Так как Фрейд делал
основной акцент на биологических
факторах, вce стадии теснo связаны с
эрогенными зонами.
В термине
«психосексуальный» подчеркивается,
что главным фактором, определяющим
развитие человека, является сексуальный
инстинкт, прогрессирующий от одной
эрогенной зоны к другой на протяжении
всей жизни человека.
На каждой стадии
развития определенный участок тела
стремится к определенному объекту или
действиям, чтобы вызвать приятное
напряжение. Психосексуальное развитие
_ это биологически детерминированная
последовательность, присущая всем
людям. Социальный опыт индивидуума, как
правило, привносит в каждую стадию
определенный долговременный вклад в
виде приобретенных установок, черт и
ценностей.
Стадии
психосексуального развития по Фрейду
стадия | возраст | Зона сосредоточения | Задачи. Опыт |
Оральная | 0 – 1,5 года | Рот | Отвыкание |
Анальная | 1,5 – 3 года | Анус | Приучение |
Фаллическая | 3 – 6 лет | Половые | Идентификация |
Латентная | 6 – 12 лет | Отсутствует | Расширение |
Генитальная | Пубертат | Половые | Установление |
Отличия теорий
Фрейда и Эриксона
1.
У Эр. сдвиг от Ид к Эго, именно эго
составляет основу поведения и
функционирования человека.
Эриксон пытается
преодолеть биологизм Фрейда и делает
акцент на значении социокультурных
условий в возникновении неврозов,
объяснении мотивационных сил и конфликтов
личности. Он выделял 8 стадий психосоциального
развития, в которых человек испытывает
специфический кризис, суть которого
составляет конфликт м/у противоположными
состояниями сознания.
+ параллельно
идет развитие ид и инстинктов.
Подобный взгляд
на природу чел, названный эго-псuхологuей,
радикально отличается от раннего
психодинамического мышления тем,
что эго-Ψ описывает людей как более
рациональных и поэтому принимающих
осознанные решения и сознательно
решающих жизненные проблемы. В то
время как Фрейд считал, что эго борется,
пытаясь разрешить конфликт между
инстинктивными побуждениями и моральными
ограничениями, Эриксон доказывал, что
эго — это
автономная система, взаимодействующая
с реальностью при помощи восприятия,
мышления, внимания и памяти.
Эриксон
считал, что человек, взаимодействуя с
окружением в процессе своего развития,
становится все более и более компетентным.
2.
Эриксон развивает новый взгляд
относительно индивидуального
взаимоотношения с родителями и культурным
контекстом, в котором существует семья.
Если Фрейда интересовало влияние
родителей на становление личности
ребенка, то Эриксон подчеркивает
исторические
условия, в которых формируется эго у
ребенка. Он
основывается на результатах наблюдений
за людьми, принадлежащими к различным
культурам, чтобы показать: развитие эго
неизбежно и тесно связано с меняющимися
особенностями социальных предписаний
и системой ценностей.
3.
Теория
развития эго охватывает все жизненное
пространство индивидуума (то есть
от младенчества до зрелости и старости).
Фрейд, напротив, ограничился влиянием
ранних детских переживании и не уделял
внимания вопросам развития за пределами
генитальной стадии.
4.У
Фрейда и Эриксона различные взгляды на
природу и разрешение психосексуальных
конфликтов.. Целью Фрейда было раскрытие
сущности и особенностей влияния на
личность неосознаваемой психической
жизни, а также объяснение того, как
ранняя травма может привести к
психопатологиив зрелости. Эриксон,
наоборот, видел свою задачу в том, чтобы
привлечь внимание к способности
человека преодолевать жизненные
трудности психосоциального характера.
Его теория
ставит во главу угла качества эго, то
есть его достоинства, раскрывающиеся
в различные периоды развития.
Возможно, это последнее различие
является ключевым для понимания концепции
Эриксона об организации и развитии
личности.. Знание того, как человек
справлялся с каждой из значимых жизненных
проблем или как неадекватное разрешение
ранних проблем лишило его возможности
справляться с дальнейшими проблемами,
составляет, по мнению Эриксона,
единственный ключ к пониманию его
жизни.
ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЙ
ПРИНЦИП (Эриксон)
Центральным для
созданной Эриксоном теории развития
эго является положение о том, что
человек в течение жизни проходит через
несколько универсальных для всего
человечества стадий. Процесс развертывания
этих стадий регулируется в соответствии
с эпигенетическим принципом созревания.
Под этим Э. понимает следующее:
1) личность
развивается ступенчато, переход от
одной ступени к другой предрешен
готовностью личности двигаться в
направлении дальнейшего роста, расширения
осознаваемого социального кругозора
и радиуса социального взаимодействия;
2) общество, в
принципе, устроено так, что развитие
социальных возможностей человека
-принимается
одобрительно, общество пытается
способствовать сохранению этой
тенденции, а также поддерживать как
надлежащий темп, так и правильную
последовательность развития
. Эпигенетическая
концепция развития (по-гречески «эпи»
означает «после», после рождения,
происхождения) базируется на представлении
о том, что каждая стадия жизненного
цикла наступает в определенное для нее
время «критический период_), а также о
том, что полноценно функционирующая
личность формируется только путем
прохождения в своем развитии
последовательно всех стадий. Кроме
того, согласно Эриксону, каждая
психосоциальная стадия сопровождается
кризисом — поворотным моментом в жизни
индивидуумa, который возникает как
следствие достижения определенного
уровня Ψческой зрелости и социальных
требований, предъявляемых к индивидуму
на этой стадии. Иначе говоря, каждая из
восьми фаз жизненного цикла человека
характеризуется специфичной именно
для данной фазы задачей — проблемой в
социальном развитии, которая в свое
время предъявляется индивидууму, но не
обязательно находит свое разрешение.
Характерные для индивидуума модели
поведения обусловлены тем, каким
образом в конце концов разрешается
каждая из этих задач или как преодолевается
кризис. Конфликты
играют жизненно важную роль в теории
Эриксона,
потому что рост и расширение сферы
межличностных отношений связаны с
растущей уязвимостью функций эго на
каждой стадии. В то же время он отмечает,
что кризис
означает «не уrрозу катастрофы, а
поворотный пункт,
и тем самым онтогенетический источник
как силы, так и недостаточной адаптации.
Каждый психосоциальный
кризис, если рассматривать его с точки
зрения оценки, содержит и позитивный,
и негативный компоненты. Если конфликт
разрешен удовлетворительно (то есть на
предыдущей стадии эго обогатилось
новыми положительными качествами), то
теперь эго вбирает в себя новый позитивный
компонент (например, базальное доверие
и автономию), и это гарантирует здоровое
развитие личности в дальнейшем. Напротив,
если конфликт остается неразрешенным
или получает неудовлетворительное
разрешение, развивающемуся эго тем
самым наносится вред,. и в него встраивается
негативный компонент (например, базальное
недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути
развития личности возникают теоретически
предсказуемые и вполне определенные
конфликты, из этого не следует, что на
предшествующих стадиях успехи и неудачи
обязательно одни и те же. Качества,
которые эго приобретает на каждой
стадии, не снижаютего восприимчивости
к новым внутренним кон фликтам или
меняющимся условиям. Задача состоит в
том, чтобы человек адекватно разрешал
каждый кризис, и тогда у него будет
возможность подойти к следующей стадии
развития более адаптивной и зрелой
личностью.
Все восемь стадии
развития в Ψческой теории Эриксона
представлены в табл. Каждая стадия
основывается на разрешении и интеграции
предшествовавших психосоциальных
конфликтов. Эриксон выдвинул предположение,
согласно которому все кризисы в той
или иной степени имеют место с самого
начала. постнатального периода жизни
человека и для каждого из них есть
приоритетное время наступления в
генетически обусловленной последовательности
развития.
Полагая, что
перечисленные восемь стадий представляют
собой универсальную особенность
человеческого развития, Эриксон указывает
при этом на культурные различия в
способах разрешения проблем, присvщих
каждой стадии.
Стадия | Возраст | Психосоциапьный | Сильная |
1.Орально-сенсорная | Рождение- 1 | Базальное | Надежда |
2.Мышечно-анальная | 1-3 | Автономия | Сила |
3.Локомоторно-генитальная | 3-6 | Инициативность | Цель |
4. | 6-12лет | Трудолюбие | Компетентность |
5. | 12-19 | Эго-идентичность | Верность |
6.Ранняя | 20-25 | Интимность | Любовь |
7.Средняя | 26-64 | Продуктивность | Забота |
8.Поздняя | 65 | Эго-интеграция | Мудрость |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник