Психосексуальное развитие ребенка 6 лет
На психосексуальное развитие влияют наследственные, биологические, психологические, социальные факторы и микросреда (ближайшее окружение человека). На психическое и сексуальное развитие оказывают влияние критические периоды, во время которых повышается чувствительность к различным воздействующим факторам.
Процесс развития ребенка проходит от удовлетворения биологических потребностей и примитивных эмоций к социальному сознанию и критичности к своим действиям. Это же характерно и для психосексуального развития, в процессе становления сексуальности на биологическую детерминированность половой роли накладывает влияние социальных факторов. Нарушение темпов психосексуального развития сказываются на всей дальнейшей жизни человека.
Половая дифференцировка начинается во внутриутробном развитии с 6 по 32 недели, когда развиваются половые железы и половые органы, а также структуры мозга, ответственные за половое поведение. Воздействие тератогенов в этот период может вызвать нарушение половой дифференцировки мозга с разной степенью выраженности.
В тяжелой степени нарушения половой дифференцировки мозга рождается девочка с женскими половыми органами, и внешне она выглядит как девочка, но с самого детства, уже с 3-4-летнего возраста она начинает вести себя как мальчик. Они часто испытывают сексуальное влечение к женщинам, где они играют мужскую роль.
Средняя степень нарушения характеризуется у женщин желанием носить мужскую одежду и проявляют мужские черты в поведении. При легкой степени нарушения женщина одевается подчеркнуто строго, носит строгие прически, не любит косметики, украшений и она не старается выглядеть более привлекательной для мужчин.
С первых месяцев жизни…
Психосексуальное развитие начинается с первых месяцев жизни. В процессе развития ребенок начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу и осознает необратимость своей половой принадлежности.
Ребенок определяет пол окружающих его людей по всем признакам половой принадлежности — внешнему виду, одежде и её аксессуарам, строению тела и половых органов и подражает взрослому своего пола. Становление понятия «я» идет и через формирование полового самосознания, с отождествлением себя по полу.
Они внимательно рассматривают свои половые органы и органы других детей, это исследовательская деятельность помогает им психосексуально развиваться. Важно, чтобы это произошло в возрасте 3-4 года, когда это исследование еще не носит сексуального возбуждения, как в подростковом возрасте.
В норме к пяти — семи годам ребенок уже знает все признаки половой принадлежности — внешний вид, одежда, строение тела, в том числе и половых органов. В возрасте 5-7 лет ребенок начинает испытывать сексуальную привязанность к взрослым, вначале к родителям.
Сексуальное напряжение тянет ребенка к желанию лечь в постель вместе с родителями; ревностному отношению к тому вниманию, которое родители оказывает друг другу. В этот период у детей развивается Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек.
Последние десятилетие родители поддерживают нахождение детей в совместной кровати вплоть до подросткового возраста, что неизбежно приводит к нарушениям полового поведения и развития таких детей.
С 7-13 лет происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка. По мере поступления информации, нарастания половой осведомленности начинаются сексуальные игры, чаще всего составляющие фрагмент игр в семье, где более осведомленные могут имитировать любую форму половой активности.
Важно, чтобы мальчики и девочки в этом возрасте имели интересы и увлечения, относящиеся к их полу. Трансформация ролевого поведения, где девочки ведут себя как мальчики, а мальчики тихие, заласканные и нежные, как девочки — приводит к формированию различных отклонений в последующем сексуальном поведении, и снижения сексуальности вплоть до формирования гомосексуальных влечений.
В общении со сверстниками, апробируется и закрепляется выбранная половая роль, отражающая аспекты человеческих отношений, в том числе и сексуальные. С 5 лет у детей начинает формироваться интимность и интимный стыд, с 7 лет это уже сформировано.
Родителям важно относиться с уважением к интимности детей. Нежелательным является, нахождение в ванной ребенка и родителя разного пола, совместный сон, хождение голыми или в нижнем белье перед ребенком.
В подростковом возрасте…
В подростковом возрасте происходит половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо. Платоническая стадия либидо характеризуется наличием выраженного эмоционального компонента, имеющего возвышенный, романтический характер, с самоотречением и жертвенностью.
Именно платонический компонент возвышает физиологический инстинкт до истинно человеческой любви. С отдельными элементами эротического фантазирования желание остаться наедине, стремление к прикосновениям и ласкам. Эротическая стадия либидо характеризуется возникновением интереса к интимной стороне взаимоотношения полов, эротической литературе, она возбуждают подростка, толкают к эротическому фантазированию.
На эротической стадии реализация влечения чаще бывает без оргазма. Это в плане биологического развития является прогрессивным, так как толкает к дальнейшим действиям, форсирует переход к сексуальной стадии.
Сексуальная стадия протекает на фоне либидо, поддержанное продуктами внешней секреции и первыми опытами половых отношений. Это определяет последующий выбор объекта сексуального влечения, его индивидуальные особенности, половая принадлежность (мужская или женская), поведение, внешний вид, телосложение.
Все этапы психосексуального развития взаимосвязаны и имеют преемственность. Если выпадает какой-либо этап, то это искажает течение последующих стадий, а в целом это влияет на всю сексуальность человека.
Автор Шеметкова Е.В.
Источник
Стадии психосексуального развития
Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком? Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче.
Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.
С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.
Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:
- оральная стадия — от рождения до полутора лет;
- анальная стадия — от полутора до трех лет;
- фаллическая стадия — с трех до 6-7 лет;
- латентная стадия — с 6 до 12-13 лет;
- генитальная стадия — с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.
Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти «застревание», иначе говоря — фиксация.
Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.
А детские травмы — это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.
Оральная стадия развития
Названа так потому, что главным органом чувств малыша в этот период является рот. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Это начальный этап развития сексуальности. Малыш еще не способен отделить себя от мамы. Симбиотическая связь, которая существовала на протяжении всей беременности, продолжается и теперь. Малыш воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь — как продолжение себя самого. В этот период ребенок находится в состоянии аутоэротизма, когда сексуальная энергия направлена на самого себя. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.
Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Ведь для крохи просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на ручки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, кроха должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло мамы.
В этом возрасте карапузы часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку. Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:
- излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;
- чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.
Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих «материнского» отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.
Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.
Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.
Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии.
Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.
Анальная стадия развития
Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет.
В этот период и малыш, и его родители сосредоточивают свое внимание на… детской попке.
Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать кроху к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку — это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.
Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии — это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению — отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. В свете этого попытки карапуза измазаться какашками или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок.
Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один их двух типов характера:
- анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;
- анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.
Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.
Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.
В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким. Существует мнение, что правильный тип поведения родителей способствует развитию у ребенка творческих способностей.
Но даже при положительном течении этапа приучения к горшку остается элемент конфликта этой стадии, поскольку с одной стороны фекалии воспринимаются родителями как подарок, а с другой — к ним не разрешается притрагиваться, от них стремятся как можно быстрее избавиться. Это противоречие придает анальной стадии развития драматичный, амбивалентный характер.
Фаллическая стадия
Начинается примерно с трех лет. Ребенок активно интересуется собственными половыми органами. Он узнает, что мальчики и девочки непохожи друг на друга. Кроху занимают вопросы отношений между полами. Именно в этот период дети задают сакраментальный вопрос: «Откуда берутся дети?» Не нужно воспринимать повышенный интерес ребенка к «запретной» теме, многочисленные «неприличные» вопросы и желание лишний раз потрогать собственные гениталии как ужасающее подтверждение того, что в семье растет маленький извращенец. Это нормальная ситуация развития, и лучше всего отнестись к ней с пониманием. Строгие запреты, ругань и запугивания лишь нанесут малышу вред. Ребенок все равно не перестанет интересоваться темой полов, а страх быть наказанным может превратить его в невротика и в будущем сказаться на интимной жизни.
Самые разные школы психологии, говоря о развитии психики ребенка, называют 3-летний возраст критическим. Психосексуальная теория Фрейда не исключение. По его мнению, в этот период ребенок переживает так называемый Эдипов комплекс — для мальчиков; или комплекс Электры — для девочек.
Эдипов комплекс — это бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола. Для мальчика это желание занять место отца рядом с матерью, стремление ею обладать. В этот период мальчик воспринимает мать как идеал женщины, положение отца в семье вызывает у ребенка зависть и желание соперничать. «Мама, я хочу на тебе жениться!» — вот фраза, говорящая сама за себя. Ощущение превосходства отца и страх быть наказанным рождают у мальчика так называемый страх кастрации, который заставляет его отказаться от матери. В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание соперничества сменяется стремлением походить на отца, стать таким же, как он. «Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он». Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития супер-эго ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса.
Комплекс Электры — вариант Эдипова комплекса для девочек — протекает несколько иначе. Первым объектом любви для дочери, так же, как и для сына, является мать. Фрейд считал, что женщины уже в детстве испытывают зависть по отношению к мужчинам оттого, что последние обладают пенисом — олицетворяющим силу, власть, превосходство. Девочка обвиняет мать в собственной ущербности и бессознательно стремится обладать отцом, завидуя тому, что у него есть пенис и что он имеет любовь матери. Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца.
Фрейд считал, что травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации.
Женщинам с фиксацией на этой стадии свойственна склонность к беспорядочным половым связям, постоянное желание флиртовать и обольщать.
Латентная стадия
С 6 до 12 лет сексуальные бури на время затихают, и энергия либидо направляется в более мирное русло. В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества.
Формируются новые элементы структуры личности ребенка — эго и супер-эго.
Когда малыш появляется на свет, все его существование подчинено единственному компоненту личности, которое Фрейд назвал «Оно» (Id). Оно — это наши неосознаваемые желания и инстинкты, которые подчиняются принципу удовольствия. Когда стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью, из Оно постепенно начинает появляться следующий элемент личности «Я» (Ego). Я — это наши представления о себе, осознаваемая часть личность, которая подчиняется принципу реальности.
Как только социальное окружение начинает требовать от ребенка соблюдения определенных правил и норм поведения, это приводит к возникновению последнего, третьего элемента личности — «Сверх-Я» (Super-ego). Сверх-Я — это наш внутренний цензор, строгий судья нашего поведения, наша совесть. На латентной стадии развития все три компонента личности сформированы. Таким образом, на протяжении всего этого периода идет активная подготовка к завершающему этапу психосексуального развития — генитальной стадии.
Генитальная стадия
Начинается с момента полового созревания, когда происходят соответствующие гормональные и физиологические изменения в организме подростка, и развивается примерно до 18 лет. Символизирует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остается с человеком до конца жизни. В этот момент происходит объединение сразу всех предыдущих сексуальных стремлений и эрогенных зон. Теперь целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Подросток как бы регрессирует к более раннему детству. Фрейд считал, что все подростки в начале генитального развития проходят гомосексуальный этап, который, однако, не обязательно носит ярко выраженный характер, а может проявляться в простом стремлении общаться с представителями своего пола.
Для успешного прохождения генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным.
В заключение необходимо добавить, что психоаналитическое учение практически исключает благополучное прохождение всех стадий психосексуального развития. Каждый из рассмотренных этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всем нашем желании оградить ребенка от травм детства на практике это не представляется возможным. Потому правильнее было бы сказать, что у любого человека существуют фиксации на каждой из перечисленных стадий развития, однако у одного в большей степени преобладает и читается оральный тип личности, у другого — анальный, у третьего — фаллический.
При этом одно не подлежит сомнению: имея представление об особенностях протекания психосексуального развития, мы можем значительно снизить риск получения серьезных травм на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности малыша с минимальным для него ущербом, а значит, сделать его немножко счастливее.
25.06.2007
Шишковская Анна психолог,
преподаватель программы о детской психологии https://www.rubstein.ru/education/guvernjanja.htm
https://www.psycliniconline.com/
https://www.ourbaby.ru/articles/
[https://www.ourbaby.ru/age.aspx?from=0&to=36]
Источник