Психопатия и психопатическое развитие личности ребенка
РЕФЕРАТ
по теме:
«Особенности развития ребенка с психопатией»
Введение
Психопатия – нарушение поведения у детей, которое часто имеет врожденный характер. Психиатры описывают разные виды психопатий, но одно остается неизменным при всех видах: трудный характер и плохо управляемое поведение.
Как правило, только небольшая часть родителей обращается самостоятельно к психиатрам по поводу нарушения поведения у своих детей. Большинство же родителей либо обвиняют себя в плохом воспитании своих трудных детей и пытаются сами найти выход, либо не обращают на них особого внимания, пока не произойдет что-то плохое, либо смиряются как с данностью. Только такие крайние поступки, как воровство, поджоги, взрывы и пр., заставляют родителей обращаться к специалистам. Дети-психопаты часто расторможены, неуправляемы, взрывчаты, агрессивны. Достаточно рано они могут обратить на себя внимание тем, что им приятно сказать какую-то гадость, не испытывая при этом чувства вины. Такие дети становятся источников постоянных неприятностей как для собственной семьи, так и для окружающих. В крайних они могут стать даже опасными.
Вот почему изучение психопатических состояний имеет особо важное значение для психологии. Ведь самое важное здесь – вовремя заметить отклонения в поведении и развитии ребенка, правильно диагностировать их и провести педагогическую работу. Этим и определяется актуальность нашей работы.
Изучением детской психопатии много занимались ведущие отечественные и зарубежные психологии. Это подтверждает наличие различных точек зрения на причины возникновения и развития психопатии. Взгляды на этот вопрос претерпели изменения, так например, сначала преимущественное внимание уделялось наследственности (Крепелин, Е. Кречмер, Кан, К. Шнейдер, М.О. Гуревич, Е.К. Краснушкин, Н.И. Озерецкий, Т.П. Симсон, Г.Е. Сухарева и др.). Затем причину психопатий начали искать и в экзогенных вредностях: ранних инфекциях, интоксикациях, травмах нервной системы (Биндер, Кох, Циген, С.С. Корсаков, В. X. Кандинский, Т.А. Гейер, В.А. Гиляровский, О.В. Кербиков и др.). Много данных об этом представили в своих статьях детские психиатры (Нобили, Трамер, Слейтер, А.И. Винокурова, В.П. Кудрявцева, С.С. Мнухин, Т.П. Симсон, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Л.С. Юсевич и др.).
Наконец, ряд исследователей (О.В. Кербиков, В.В. Ковалев, В.А. Гурьева и др.) причину возникновения психопатий, наряду с наследственными и экзогенными вредностями, видят в ранней и длительной психической травматизации, неправильных условиях воспитания.
В целом же, на данный момент у ученых нет единого мнения по данному вопросу, что еще раз говорит о его актуальности и несомненной важности.
Следовательно, цель нашей работы можно определить следующим образом: изучить особенности развития детей с психопатией.
Объектом изучения в нашей работе является процесс развития у ребенка психической патологии, сопровождающий процесс целостного развития и формирования личности.
Предмет: ребенок-психопат.
Цель, объект и предмет определяют задачи исследования в нашей работе:
– определить границы понятия «патология» и ее проявления у детей;
– рассмотреть особенности протекания психопатических состояний в развитии ребенка;
– сделать вывод об особенностях развития таких детей.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован при изучении психопатологических состояний у детей и подростков, а также для изучения соответствующих разделов в курсе дефектологи и педагогической психологии.
1. Понятие о психопатии и нарушениях развития у детей
Психопатия – это патологический склад характера, выражающийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к изменчивым условиям внешней среды, неумении подчиняться требованиям, исходящим извне, в повышенной реактивности.[1]
Психопатии возникают в результате различных неблагоприятных факторов: нарушений внутриутробного развития, родовых травм, инфекций и интоксикаций на ранних этапах развития ребенка, наследственного предрасположения, неправильного воспитания, дурных влияний и пр., а также неблагоприятных условий внешней среды, воздействующей на ребенка в процессе его роста и развития.
Причины формирования психопатической личности могут быть правильно поняты только при учете тесного взаимодействия биологических и социальных факторов.
В детском возрасте выделяют четыре основные группы психопатических состояний[2].
1. Органическая психопатия, в основе которой лежит внутриутробное или раннее постнатальное (возникшее после рождения) поражение центральной нервной системы (в этих случаях чаще всего бывает поражена подкорковая область). При органической психопатии резко выявляются общее недоразвитие личности и характера, повышенные влечения (прожорливость, сексуальность, импульсивность, склонность к бродяжничеству и пр.), снижение критики в оценке ситуации и собственного поведения даже при относительно сохранном интеллекте.
Общий фон настроения – с выраженным эйфорическим оттенком (чрезмерная приподнятость); эмоциональные проявления характеризуются чрезвычайной поверхностностью и неустойчивостью.
Характерной чертой поведения детей и подростков при органической психопатии является быстрая реакция на любые внешние впечатления и реализация каждого возникшего желания без учета последствий. Такие дети трудно приспосабливаются к условиям школы вследствие повышенной возбудимости, эмоциональной лабильности, двигательного беспокойства и неумения подчинять свое поведение школьным правилам.
2. Врожденная недостаточность отдельных мозговых систем проявляется в ряде особенностей личности и поведения детей. Для детей этой категории характерны: замкнутость, повышенная впечатлительность, вялость, нерешительность, боязнь нового, затруднения в общении с детьми, предпочтение общества взрослых. Движения таких детей неловки, медлительны. Эмоциональные проявления различны: пассивность, раздражительность, упрямство.
Среди психопатов этой группы встречаются дети с рано пробуждающимся интересом к отвлеченному, значительным интеллектуальным развитием, но плохо приспосабливающиеся к школьной обстановке, беспомощные в самообслуживании, не умеющие себя защитить.
3. Психопатоподобные состояния в детском возрасте могут возникнуть в результате травматических и инфекционных заболеваний центральной нервной системы на более поздних этапах развития ребенка. При этих формах не отмечается грубого изменения всей структуры личности. Психопатоподобные состояния обычно характеризуются повышенной раздражительностью, возбудимостью, общим двигательным беспокойством в сочетании с утомляемостью, снижением работоспособности. Нередко отмечаются головные боли и головокружение. Сочетание сниженной работоспособности с трудностями поведения требует особых приемов лечебно-педагогической работы.
4. Патология развития личности, выражающаяся в патологическом поведении ребенка и изменениях в характере, является следствием психогенных причин (неправильное воспитание ребенка в семье, тяжелые конфликтные переживания в семье и школе и пр.). При патологическом развитии личности наблюдаются повышенная раздражительность, резкие колебания настроения, упрямство, недисциплинированность, без изменения структуры всей личности и снижения критики.
Лекарства при психопатиипрактически никогда не назначают. Это заболевание не лечится медикаментами, можно лишь смягчить или снять его проявления. В ряде случаев на первый план выходит лечение сопутствующих заболеваний: детский алкоголизма, наркомании. Следует учитывать, что эти заболевания значительно усугубляют психопатологический дефект личности ребенка.
По ряду характеристик психопатия располагается в центре оси «норма – аномальное поведение – психическая болезнь»[3].
Психопатия, как аномалия, представляет собой стойкое состояние, свойство психики ребенка. Динамика психопатии ограничивается возрастными изменениями, колебаниями, обусловленными внутренними биологическими причинами, компенсацией и декомпенсацией под влиянием внешних (биологических и социальных) воздействий. В отличие от психического заболевания, психопатия, как правило, не имеет очерченного рубежа своего происхождения; симптоматика ее развивается постепенно, по мере формирования систем, обнаруживающих те или иные аномальные признаки, их взаимодействия со средой.
2. Особенности развития детей психопатов
На развитие психопатического ребенка влияние оказывает, прежде всего, причина возникновения аномалии. Как нами уже отмечалось выше, эти причины могут быть как органического, так и социального характера. Вопрос о роли социального фактора в формировании психопатии в последние годы приобрел значительную остроту.
Как известно, социальная среда оказывает доминирующее влияние на формирование как здоровой, так и аномальной личности.
В исследованиях В.А. Гиляровского, В.Н. Мясникова; В.П. Осипова, Г.Е. Сухаревой, Е.А. Осиповой, В.В. Ковалева и др. указывается на сложные причинно-следственные связи, диалектическое единство социального и биологического факторов в формировании психопатии[4]. Развитие психопатической структуры не может быть объяснено только биологической аномалией. Характер биологической недостаточности мозга определяет лишь основной тип аномального структурного фонда, реализация которого будет зависеть от условий социальной среды, стимулирующей либо тормозящей имеющееся предрасположение.
Взаимоотношения среды и аномальной личности будут значительно более сложными, чем в норме. С одной стороны, аномальный ребенок в силу пониженной способности к самоуправлению сама будет являться источником конфликтной ситуации, в свою очередь вновь усиливающей дезадаптацию психопатического субъекта; с другой – трудности приспособления к социальной среде формируют у него ряд компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований[5].
Источник
Психопатии это некая граница между психическими заболеваниями и чрезмерно выраженными чертами характера. В современной классификации болезней (МКБ-10) для них выделили отдельный раздел – расстройства личности. Термин «психопатии» предложено не использовать как устаревший и принявший негативный характер. Поэтому в официальных медицинских документах диагноза «психопатия» вы не найдёте.
Выраженная дисгармоничность личности, которая доставляет неудобства окружающим и мешает социальной адаптации больного – это психопатия. Тест на акцентуации характера в этом случае покажет крайнюю выраженность одного вида акцентуации.
Критерии психопатии
В данный момент для подтверждения диагноза психопатии у нас используют критерии, предложенные П.Б. Ганнушкиным ещё в 1933г. Классические признаки психопатии это:
- Нарушение социальных взаимоотношений из-за крайней выраженности психопатологических черт. От психопатии может страдать как сам больной, так и окружающие его люди, друзья и родственники, а чаще страдают все стороны. Если черты характера, даже совсем уж чрезмерные, не мешают отношениям с окружающими – это не психопатия.
- Стабильности изменений личности – психопатия появляется у человека с рождением и остаётся до последних дней. Это постоянство – обязательный симптом психопатии.
- Влияние психопатических изменений на все стороны личности. Они проявляются всегда и везде: во всех сферах жизни, во всех кругах общения человек одинаково реагирует на раздражители, ведёт себя. В случае, если поведение или манера общения зависят от окружения и ситуации – это особенности характера.
Причины психопатий
Единого мнения о причинах психопатий не существует. Убедительно доказано влияние наследственных факторов. Разрабатывается гипотеза о воздействии окружения в ранние годы, психотравмирующих ситуаций, неправильного воспитания и воздействия асоциального окружения. Также имеются данные о роли внутриутробных нарушений развития мозга. Одной из причин психопатий считаются минимальные нарушения работы мозга в раннем возрасте, которые могут быть проявлением как пороков развития, так и травм, и модифицироваться впоследствии в разные виды психопатий.
Классификация психопатий
Принятое в мировом врачебном сообществе разделение на типы психопатий закреплено в международной классификации болезней (МКБ-10). Каждый тип имеет свои характерные особенности.
- Тревожный
- Шизоидный
- Зависимый
- Истерический (демонстративный)
- Диссоциальный
- Параноидный
- Эмоционально нестойкий
- Ананкастный (обсессивно-компульсивный, психастенический).
Тревожная психопатия
Как и следует из названия, тревожные психопаты болезненно относятся к общественному мнению, вследствие чего часто смущаются, осторожны в общении и опасаются всего нового. Они стремятся к социальным взаимодействиям, при этом из-за постоянной тревоги не могут в них полноценно участвовать.
Шизоидная психопатия
Ранее рассматривалась как предшественник заболевания шизофренией. Однако в большинстве случаев у шизоидных психопатов отсутствуют больные среди родственников, то есть вероятность развития клинической шизофрении крайне мала. Есть данные, что шизоидное расстройство личности развивается под воздействием неблагоприятного окружения.Самый характерный симптом психопатии этого типа – крайняя интровертированность. Малая потребность в социальных связях сочетается у них с неумением их налаживать. Ими часто овладевают противоположные чувства и стремления, холодность сочетается с чувствительностью. Шизоиды живут в собственном мире, окруженные мечтами и фантазиями. Некоторые из них увлекаются рисованием или лепкой, собирают коллекции. Они слабо приспособлены к жизни в обществе, их взгляды часто воспринимаются окружающими как причудливые, не совсем адекватные.
Зависимая психопатия
Все психологические процессы у этой группы отличаются крайней подвижностью. Их внимание неустойчиво, эмоции неглубоки и изменчивы, им присущи перепады настроения. Они неуверенны в себе, безответственны, предпочитают «плыть по течению», из-за чего могут попадать под дурное влияние.
Истерическая психопатия
Также называется демонстративной. Люди этого типа драматизируют все свои эмоции, всё у них престаёт в театрально преувеличенном виде. Слова «вся жизнь – игра» отлично описывают поведение людей с истерической психопатией. Они картинно разыгрывают все житейские события, не испытывая на самом деле столь глубоких эмоций. В личных отношениях истероиды с пренебрежением относятся к партнёру, ставя превыше всего свои желания. При этом они не способны к систематической работе, их мышление разорвано.
Диссоциальная психопатия
Является сравнительно новым типом психопатий, впервые это расстройство выделено в МКБ-10 в 1999 году. Оно характеризуется отсутствием высших эмоций – преданности и любви. Диссоциальные психопаты часто совершают необдуманные поступки, при этом не извлекают уроков из негативного опыта и не испытывают вины в случае нанесения ущерба окружающим. Преобладающим мотивом их поступков является желание удовольствий. Отсутствие высших положительных эмоций приводит к выраженному эгоизму и даже жестокости, садизму.
Они часто совершают необдуманные поступки, а в сочетании с неспособностью делать выводы это приводит к правонарушениям, алкоголизму и наркомании.
Параноидная психопатия
Люди с таким расстройством личности отличаются ограниченностью интересов, сложностью восприятия нового, инертностью мышления. Они с трудом переключают внимание, меняют свои взгляды. Эгоизм и повышенное самомнение – ещё одна отличительная черта параноидной психопатии. Симптомы её развиваются позже, чем других психопатий, и захватывают все области психики. Параноидные психопаты часто гиперактивны, ведут назойливые поиски правды, а потом навязывают эту правду окружающим. При этом они не терпят никакого постороннего вмешательства в их жизнь, агрессивно отстаивают свои взгляды и интересы, скупы и не терпят изменения привычного порядка вещей.
Эмоционально неустойчивая психопатия
В более ранних классификациях этот вид назывался эпилептоидная психопатия. Люди такого типа не контролируют свои эмоции, для них характерны вспышки неконтролируемого гнева. Их интенсивность может быть крайне велика, приводя к физическому насилию.
Выделяют смежный и импульсивный типы эпилептоидной психопатии. Люди со смежным типом раздражительны, злы, злопамятны, эгоистичны и мстительны. Импульсивный тип характеризуется неспособностью контролировать любые свои эмоции – как положительные, так и отрицательные.
Ананкастная психопатия
Ананкасты – это консерваторы в квадрате. Они отрицают всё новое, их взгляды никогда не меняются, а необходимость даже мелких перемен лишает их покоя. Они неспособны на риск, необходимость принять решение вызывает у них длительные тяжкие размышления. Даже решив что-то, они не прекращают обдумывать ситуацию, доводя себя до полного психического изнеможения. Ананкастные психопаты очень болезненно воспринимают критику и долго помнят о нелестных отзывах.
Психопатии у детей
Патогенез психопатий предполагает их появление в раннем возрасте. Детские психопатии отличаются меньшим разнообразием. В основном у них встречаются истроидный, шизоидный, ананкастный типы. Чаще у детей вследствие слабости нервной системы развиваются функциональные нарушения её работы – невропатии. Такие дети отличаются непоседливостью, капризностью, неустойчивыми эмоциями. При своевременной коррекции возможна значительная положительная динамика.
Лечение психопатий
Длительное и комплексное. Оно обязательно подразумевает устранение влияющих на проявления психопатии факторов среды, изменение условий и режима труда.
Психотерапия является основным методом коррекции психопатии. Лечение включает повышение уверенности в себе, формирование навыка управления эмоциями, повышение мотивации для успешной работы и реализации себя в жизни.
Во время обострений используется также физиотерапия и медикаментозное лечение. Используют в основном нейролептики и анксиолитики коротким курсом. Дозировка и выбор препаратов зависит от типа психопатии, подбирается индивидуально.
Видео — «Психопатии (Личностные расстройства)»
Источник
Психопатия, типы, симптомы, лечение психопатии у детей, подростков
Понятие психопатии, болезнь психопатия
Психопатии – это аномалии личности, которые характеризуются тотальностью психопатических особенностей, их относительной стабильностью, малой обратимостью, приводят к социальной дезадаптации. Психопатиями чаще болеют лица мужского пола (мальчики, мужчины). Современная патопсихология и нейропсихология может помочь вылечить расстройство личности, нормализует активность и направленность личности.
Причины психопатии, этиологий психопатии
Ведущая роль в развитии психопатии принадлежит наследственным факторам, конституциональным факторам. Большое значение имеют негрубые экзогенно-органические повреждения головного мозга плода, внутриутробная гипоксия, перинатальная энцефалопатия у ребенка. На становление краевых психопатий, патологическое развитие личности большое влияние оказывают неблагоприятные факторы социальной и психологической среды.
Патогенез психопатии личности
При психопатии личности имеет место дизонтогенез нервной системы в виде задержанного, искаженного, диспропорционального, поврежденного ее развития. При развитии психопатии наблюдается преобладание второй сигнальной системы. У людей с истерической психопатией преобладает первая сигнальная система над второй и подкорковые структуры над корой головного мозга.
Виды психопатии, типы психопатий
Врачи выделяют определенные виды типы психопатий.
1. Тормозные психопатии (психастеники, астеники).
2. Патологически замкнутые психопатии.
3. Возбудимые психопатии.
4. Истерические психопатии.
5. Неустойчивые психопатии.
6. Мозаичные психопатии.
7. Сексуальные психопатии, половые психопатии.
Среди пациентов с задержкой психического развития выделяют истероидные и неустойчивые личности. В группе искаженного диспропорционального психического развития выделяют гипертимные, аутичные, психастеничные формы. В результате поврежденного развития могут возникать импульсивные и бестормозные формы.
Также можно выделить истинные психопатии, или генуинные психопатии, психопатическое развитие личности, или приобретенные психопатии. Органические психопатии.
Классификация психопатий
Основными видами психопатии являются астенические, ананкастические, шизоидные, параноидные (паранояльные, параноидальная), возбудимые, аффективные, истерические, неустойчивые, эмоционально тупые, мозаичные, ядерные, эксплозивные, краевые, алкогольные, сенсетивная, приобретенные, асоциальная.
Психопатия симптомы, характеристика психопатии
В связи с несформированностью личности диагноз психопатия желательно ставить после 12 летнего возраста. От психопатии нужно отличать патохарактерологические формирования личности и акцентуации характера. Рассмотрим основные симптомы психопатии.
Возбудимый тип психопатии (эксплозивная психопатия)
Возбудимый, или эксплозивный тип психопатии встречается преимущественно у мальчиков и впервые проявляется чаще всего во время первого биологического криза в возрасте от 2 до 5 лет. У детей отмечаются следующие симптомы: чрезмерная возбудимость, повышенная двигательная активность, агрессивность, злобность, капризность. Двигательные и аффективные разрядки сопровождаются выраженным вегетативным проявлением. Фон настроения неустойчивый: повышенное настроение сменяется часто дистимическим настроением со слезами и капризами. В дошкольном возрасте такие дети трудно адаптируются в детских садах, бьют детей, реагируют протестом на замечания. В школе, гимназии, лицее и семье постоянно нарушают режим, конфликтуют с окружающими, уходят с занятий и из дома. Отмечаются также дисфории, нарушения влечений, астенические симптомы. В развитии возбудимого типа психопатии имеют значения перинатальная энцефалопатия, резидуально-органическая патология, конституционально-наследственные факторы.
Эпилептоидный тип психопатии (эпилептоидная психопатия)
Становление эпилептоидной психопатии обычно происходит в препубертатном возрасте. Однако иногда даже у дошкольников уже отмечается педантизм, чрезмерная аккуратность, обстоятельность, вязкость. Любой дискомфорт или ущемление прав вызывает бурные аффективно-двигательные реакции. Злобное настроение в отличие от возбудимых психопатий длится долго. Дети обычно злопамятны. В школьном возрасте у детей появляется более выраженный эгоцентризм, стремление к борьбе за порядок, недоброжелательное враждебное отношение к окружающим людям.
Неустойчивый тип психопатии (неустойчивая психопатия)
Неустойчивый тип психопатии чаще всего проявляется в препубертатном возрасте. У таких детей наблюдаются слабость воли, волевых задержек, повышенная внушаемость, неустойчивость интересов, поверхностные суждения, легкомысленность, повышенное стремление к удовольствиям, жажда новых впечатлений. Дети плохо учатся в школе, быстро попадают под влияние специфических асоциальных компаний, уходят из дома и школы, бродяжничают, курят, пьют алкогольные напитки, употребляют наркотики. В компаниях всегда играют подчиненную роль. В основе неустойчивой психопатии часто лежит психофизиологический инфантилизм.
Истерический тип психопатии (истерическая психопатия)
Истерическая психопатия отчетливо проявляется в пубертатном возрасте. Истерический тип часто характеризуется стремлением любыми путями добиваться признания, быть на виду и в центре внимания. Встречается истерический тип чаще у девочек. Отдельные истерические черты могут проявляться еще в дошкольном возрасте. Девочки стремятся выделяться одеждой, командовать другими детьми, выступать на утренниках и школьных мероприятиях, выслушивать похвалу. В школьном возрасте стремление быть первыми обостряется, появляется выраженный эгоизм, игнорирование интересов других детей, ревность к успехам одноклассников. Эмоциональные реакции бывают очень яркими, а поведение — демонстративно театральным. Для завоевания признания дети могут использовать интриги, наговоры, фантазии, выдумки и каких-нибудь необычных своих приключениях или тайнах. В подростковом возрасте могут отмечаться демонстративные суицидальные попытки, участие в экстравагантных группировках (эмо, рокеры, байкеры, металлисты и др.). В происхождении истерической психопатии имеют значение воспитание по типу кумира семьи, наследственные и конституциональные факторы.
Психастеническая психопатия (тревожно-мнительная психопатия)
Для детей с психастеническим типом психопатии характерны тревожность, неуверенность, мнительность. У таких детей часто возникают страхи, навязчивые состояния. Они плохо переносят большие психоэмоциональные и стрессовые нагрузки, разлуку с родителями, родственниками и родными, плохо адаптируются в новом коллективе. В школе они обычно учатся ниже своих возможностей, так как из-за неуверенности не проявляют активности, не успевают вовремя сделать самостоятельную или контрольную работу.
Шизоидная психопатия (аустическая психопатия)
У детей с шизоидной психопатией уже в раннем возрасте проявляется диссоциация развития, которая заключается в опережении речевых, умственных и интеллектуальных функций на фоне задержки развития психомоторных навыков. Дети обычно рано начинают читать, считать, интересуются недетскими и отвлеченными проблемами. Впоследствии их увлечения могут иметь сверхценный и узкоспециальный характер. В то же время у них заторможена моторика, дети поздно овладевают навыками самообслуживания, плохо успевают на уроках труда и физической культуры. Дети с шизоидной психопатией не участвуют в шумных играх, не испытывают потребности в общении со сверстниками. Эмоциональная холодность у таких детей сочетается с сенситивностью. В отличие от шизофрении у них нет прогредиентности и психических расстройств.
Лечение психопатии
Комплексное лечение психопатии позволяет нормализовать развитие личности ребенка. Лечение зависит от вида психопатии и возраста пациента.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Фото: Poznyakov | Dreamstime.com Dreamstock.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Источник