Психоневрологическое развитие ребенка с учетом возраста

Психоневрологическое развитие ребенка с учетом возраста thumbnail

    К
    моменту рождения ребенка его нервная
    система(в том ,что касается количества
    нервных клеток и ее строения) в основном
    сформирована и готова к активному
    установлению связей с внешним миром.
    Дальнейшее развитие нервной системы
    выражается в росте веса мозга (в результате
    ко 2-му году жизни вес мозга ребенка
    составляет около 70% веса мозга взрослого
    человека).

    Психическое
    развитие человека происходит под
    влиянием двух групп факторов: биологических
    и социальных.

    Среди
    них наиболее важными являются
    наследственность (биологический фактор),
    среда, обучение, воспитание, активность
    человека (социальные факторы).

    Наследственность
    – это сохраняющаяся и закрепленная
    несколькими поколениями способность
    организма повторять в ряду поколений
    сходные типы обмена веществ и
    индивидуального развития в целом. По
    наследству человек получает тип строения
    тела и всех органов, некоторые частные
    особенности – черты лица, цвет глаз и
    др.

    От
    наследуемых следует отличать врожденные
    признаки, которые приобретаются во
    время внутриутробной жизни (например,
    индивидуальные особенности возбудимости
    нервной системы). От наследуемых и
    врожденных признаков зависят также
    важные предпосылки для физкультурных
    занятий, как общая двигательная
    активность, скорость процессов
    реагирования, выносливость, сила и т.п.

    Среда
    представляет собой единство природных
    и социальных условий.

    Природная
    среда влияет на развитие организма.
    Социальная среда формирует психический
    склад личности. Ее составляют несколько
    зон – семейная среда, среда сверстников,
    общественная среда.

    Развитие
    психики в онтогенезе под влиянием
    названных факторов характеризуется
    рядом закономерностей, которые
    определяются общими законами развития
    природы и общества.

    Первая
    особенность развития психики ребенка
    состоит в отсутствии четко определяемого
    скачка при появлении нового качества.
    Переходы в новое качество чаще всего
    растянуты по времени. Появление в
    характере ребенка, например,
    самостоятельности занимает месяцы, а
    иногда и годы. Возникновение нового
    качества психического процесса,
    психического свойства личности не
    всегда можно своевременно заметить,
    если не поставить специальной задачи
    изучения психики ребенка. Своеобразие
    качественных изменений в процессе
    психического развития – одна из причин
    трудностей, сложностей в работе педагога.

    Вторая
    особенность психического развития –
    его неравномерность. В возрасте от 0 до
    1 года – период младенчества – особенно
    интенсивно развиваются ощущения, т.к.
    именно они составляют необходимую
    чувственную основу познания окружающей
    действительности. Но мышление у младенца
    развивается менее интенсивно. В этот
    период создаются только предпосылки
    для его развития.

    От
    1 года до трех лет ощущения продолжают
    развиваться, но уже не так ускоренно,
    как другие более сложные процессы.
    Ребенок начинает самостоятельно ходить,
    что расширяет возможности его действий
    с вещами. Самостоятельное передвижение
    совершенствует восприятие вещей в
    пространстве. Происходит исключительно
    быстрое овладение речью. На основе
    овладения речью начинает развиваться
    чисто словесное мышление. Ребенок, хотя
    и в элементарной форме прибегает к
    мыслительному анализу, синтезу, сравнению,
    обобщению.

    Третьей
    особенностью и движущей силой развития
    психики ребенка является борьба
    внутренних противоречий.

    В
    этом процессе старые представления,
    привычки, интересы изменяются,
    перестраиваются под влиянием новых,
    приходящих им на смену представлений,
    понятий, интересов. Так наступает более
    высокая, качественно новая стадия
    психического развития.

    Следовательно,
    в каждом возрастном периоде одни
    психические процессы и свойства
    характеризуются ускоренным темпом
    развития, другие – более медленным.
    Периоды ускоренного развития тех или
    иных психических процессов или свойств
    называют сензитивными. В такие периоды
    дети исключительно чувствительны,
    восприимчивы к педагогическим
    воздействиям. Эту важную особенность
    необходимо учитывать в работе с детьми
    и создавать максимально благоприятные
    условия для развития психических
    процессов и свойств.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    ФУНКЦИИВОЗРАСТ РЕБЁНКАКРУПНАЯ МОТОРИКА Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны1-4 нед.Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону1 мес.Пытается поднимать голову, лежа на животе1 мес.Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее 10-20 сек., ноги при этом напряжены1,5 мес.В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты а локтевых суставах, активно двигает ногами2 мес.Удерживает голову, находясь в вертикальном положении(недолго)2 мес.Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут)2,5 мес.Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня3 мес.Появляется опора на ноги4 мес.Активно поднимает голову из положения на спине4,5 мес.Переворачивается на бок4,5 мес.Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову5 мес.Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой5,5 мес.Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку6 мес.Сидит при пассивно приданной позе6 мес.Переворачивается со спины на живот6,5 мес.Переворачивается с живота на спину7 мес.Ползание без включения тазового пояса7 мес.Синхронное ползание по-пластунски7,5 мес.Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок7,5 мес.Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие8 мес.Стоит в позе на коленях (на четвереньках)8 мес.Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно8,5 мес.Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно9 мес.Стоит у опоры, встает самостоятельно10 мес.Стоит самостоятельно11 мес.Ходит с поддержкой11,5 мес.Ходит самостоятельно12 мес.Ходит длительно, поворачивается1 г. 3 мес.Перешагивает через препятствия1 г. 6 мес.Пытается бегать1 г. 10 мес.Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила1 г. 11 мес.Бегает2 г.Самостоятельно приседает и встает2 г.Наклоняется и поднимает предметы с пола2 г.Стоит на одной ноге без поддержки2 г. 6 мес.Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой)2 г. 6 мес.Умеет ездить на трехколесном велосипеде2 г. 6 мес.Прыгает на двух ногах3 г.Умеет делать кувырок вперед4 г.Прыгает на одной ноге4 г.Выполняет одновременно два вида движений5 л.МЕЛКАЯ МОТОРИКА Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие «атетоидные» движения пальцами1 нед.Открывает кулачок2 мес.Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот2,5 мес.Иногда захватывает предмет кистью руки3 мес.Тянется к игрушке, хватает ее3,5 мес.Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает4,5 мес.Начинает захватывать мелкие предметы5 мес.Перекладывает игрушку из руки в руку5,5 мес.Активно манипулирует предметами7 мес.Для захвата использует большой палец8 мес.Стучит игрушкой об игрушку8 мес.Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает)8,5 мес.Пытается ставить кубик на кубик9 мес.Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы10 мес.Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки11 мес.Может перелистывать страницы у картонной книжки12 мес.Опускает мелкие предметы в узкое отверстие12 мес.Переворачивает одновременно 2-3 страницы1 г. 2 мес.Рисует каракули, росчерки1 г. 5 мес.Разрывает бумагу1 г. 6 мес.Переворачивает по одной странице1 г. 8 мес.Формируется предпочтение руки2 г.По показу повторяет вертикальные и круглые линии2 г.«Правильно» держит карандаш2 г. 6 мес.Копирует круг3 г.Расстегивает пуговицы3 г.Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами)4 г.Режет ножницами бумагу4 г.Копирует треугольник5 летВерно рисует квадрат5 летЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света1 нед.Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание1 мес.Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии1,5 мес.Длительное сосредоточение взора на предметах2 мес.Движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем3 мес.Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев3,5 мес.Тянется к игрушке3,5 мес.Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии4 мес.Игрушку подносит к глазам, рассматривает4,5 мес.Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах5 мес.Рассматривает крупные картинки6 мес.Активно захватывает игрушку из любых положений7 мес.Дифференцированное восприятие близких и знакомых8 мес.Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку9 мес.Узнает себя и близких в зеркале10 мес.Показывает отдельные предметы в быту1 г.Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии1 г. 2 мес.Узнает несколько простых картинок (около 5)1 г. 3 мес.Дифференцирует форму и величину объемной игрушки1 г. 8 мес.Дифференцирует количество предметов1 г. 8. мес.Подбирает парные игрушки и картинки1 г. 9 мес.Узнает знакомые предметы по ТВ2 г.Знает много картинок (10-15)2 г.Понимает смысл простых картинок с действием2 г. 6 мес.Узнает контурные, черно-белые изображения2 г. 6 мес.Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке2 г. 6 мес.Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета2 г. 6 мес.Узнает перечеркнутые изображения3 г.Узнает наложенные изображения3 г.Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы3 г. 6 мес.Может сам составить рассказ по сюжетной картинке4 г.Понимает смысл последовательных картинок4 г.Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом4 г. 6 мес.СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ Вздрагивает и мигает при громком звуке1 нед.Слуховое сосредоточение2 нед.Начало локализации звуков в пространстве1 мес.Улыбается, когда слышит голос взрослого1,5 мес.Замирает при появлении нового звука на фоне других2 мес.Узнает тембр голоса матери2,5 мес.После звуковой стимуляции издает гласные звуки3 мес.Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука4 мес.Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя6 мес.Начало аутоэхолалии6 мес.Начинает понимать команды с жестовым подкреплением6,5 мес.Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие7 мес.Плясовые движения под веселую музыку8,5 мес.Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом1 г.Повторяет услышанные короткие слова1 г. 3 мес.«Вставляет» слова в знакомые стихи1 г. 5 мес.Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук1 г. 8 мес.Может отстукивать простые ритмы по образцу3 г.– акцентированные ритмы5 лет– по устной инструкции6 летИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, ротовое внимание1 мес.Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций3 мес.Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации4 мес.В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность5 мес.Реагирует на свое имя6 мес.Понимает речевые команды с жестовым подкреплением7 мес.Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого7,5 мес.Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы8 мес.Понимает речевые команды без жестового подкрепления8,5 мес.По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте9 мес.Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого9,5 мес.Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках10 мес.По указанию взрослых выполняет действия с игрушками10,5 мес.Понимает команду «нельзя»11 мес.Выполняет много команд по просьбе1 г.Показывает несколько частей тела1 г. 3 мес.Показывает все части тела1 г. 6 мес.Показывает все объекты в быту1 г. 8 мес.Показывает много картинок2 г.Понимает содержательную речь, несложные рассказы2 г. 5 мес.Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке2 г. 5 мес.Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия2 г. 5 мес.Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте3 г. 5 мес.Может ответить на отвлеченные вопросы, например, «светит ли ночью солнце?»4 г.Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх»5-6 летЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним1 мес.Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит2 мес.Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление3 мес.Активное гуление4 мес.Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков5 мес.Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными)5,5 мес.Активный недифференцированный лепет6 мес.Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии6,5 мес.Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба»7,5 мес.Подражая взрослому, учит новые слоги9 мес.Называет людей и предметы слогами10 мес.Говорит около 5 слов (мама, дада)1 г.Соотносит слоги с определенным предметом1 г. 2 мес.Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)1 г. 4 мес.Говорит около 10 слов (в основном названия)1 г. 6 мес.«Телеграфная речь»: двухсловные предложения1 г. 8 мес.Составляет предложения и 3-4 слов2 г.Задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный)2 г. 6 мес.Легко повторяет фразы2 г. 6 мес.Пытается использовать множественное число, прошедшее время3 г.Использует отрицательные частицы «не», «ни»3 г.Использует прилагательные и местоимения3 г. 6 мес.Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?»3 г. 6 мес.Способен вести диалог со взрослым3 г. 6 мес.Использует сложные предложения3 г. 6 мес.Использует вежливые просьбы4 г.Использует будущее время4 г.Использует определение пространства: «на», «под», «за»4 г.Читает стихи4 г. 6 мес.Появляется соединение простых предложений в сложные5 летПоявление разделительных вопросов5 летМожет описать свои чувства5 летНачинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь»5-6 летИНТЕЛЛЕКТ Формируются простые ассоциации: если кричать, тебя возьмут на руки0-2 мес.Начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени0-2 мес.Начинает различать окружающих: может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей3 мес.Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу4 мес.Развитие функции активного внимания: поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным раздражителем4,5 мес.Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку – она загремит5 мес.Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка5 мес.Следит откуда и куда падает предмет5,5 мес.После зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой)6 мес.Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет6,5 мес.Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семьи7 мес.Может узнавать по часта целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть7 мес.Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки7,5 мес.Поиск наполовину спрятанной игрушки8 мес.Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой»9 мес.Пользуется «указательным жестами»10 мес.Деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия (складывает игрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке)11 мес.Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения11,5 мес.В состоянии определить высоту и края предметов11,5 мес.Узнает значение слов, коротких фраз1 г.Различает несколько предметов по названиям1 г.Ищет спрятанную игрушку1 г.Тянет в рот только съедобное1 г. 5 мес.Узнает простые картинки в книге1 г. 6 мес.Может выполнить поручение из 1 действия1 г. 7 мес.Различает «один» и «много»1 г. 11 мес.Различает «большой» и «маленький»1 г. 11 мес.Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок2 г.Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне)2 г. 6 мес.Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника2 г. 6 мес.Подбирает цвета по образцу (синий к синему)2 г. 6 мес.Классификация на 2 группы (по цвету, форме)3 г.Классификация на 3-4 группы:– по геометрической форме3 г. 6 мес.– по цвету3 г. 6 мес.Легко заполняет доску Сегена4 г.Выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп):– с помощью4 г.– самостоятельно4 г. 6 мес.Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые»5 летВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется5 летОтгадывает загадки, используя накопленный опыт5 летИсключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений6 летСпособность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»6-7 лет– с помощью6 лет– самостоятельно6 лет 6 мес.Способен разделять объекты на классы и подклассы7 летКОНСТРУИРОВАНИЕ Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки8,5 мес.Пытается ставить кубик на кубик9 мес.Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки11 мес.Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку1 г.Строит простые сооружения из кубиков1 г. 9 мес.Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок2 г.Строит по показу поезд, башенку2 г.Строит по показу мост3 г.Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человечку3 г. 6 мес.Самостоятельно рисует человека (примитивно)3 г. 6 мес.Строит сложные сюжетные конструкции3 г. 6 мес.Собирает кубики Линка по образцу3 г. 6 мес.Складывает картинки из кубиков4 г.Рисует человечка с туловищем4 г.Рисует человека в одежде5 летСюжетные рисунки5 летЭМОЦИИ, КОММУНИКАЦИЯ Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет1-2 нед.Появление ответной улыбки, «ротового внимания», через некоторое время после «заигрывания» исследователя1,5 мес.На эмоциональный контакт с исследователем ребенок отвечает активной улыбкой2 мес.Смеется в голос3 мес.В ответ на общение с исследователем проявляет выраженный «комплекс оживления»3 мес.«Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро4 мес.Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого4,5 мес.Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул5 мес.Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит5 мес.Различает мимику и жесты окружающих5 мес.Реагирует на строгие и ласковые интонации5,5 мес.Активно выражает отношение с «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы6 мес.Тянет руки, чтобы взяли на руки7,5 мес.Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери)7 мес.Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение8 мес.Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях9 мес.Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями10 мес.Машет рукой на прощание11 мес.По просьбе обнимает родителей12 мес.Появляется сопереживание, утешение1 г. 2 мес.Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие1 г. 3 мес.Использует «да» (слово, звук, жест)1 г. 3 мес.Помогает в простейших работах (по инструкции)1 г. 7 мес.Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами1 г. 8 мес.Активно пользуется жестами1 г. 10 мес.Острая реакция на отсутствие матери1 г. 10 мес.Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» – «мое», «ты» – «твое»3 г.Знает свой пол3 г.Развитие разного стиля общения с детьми и взрослыми4 г.Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы4 г. 6 мес.Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству5-6 летСАМООБСЛУЖИВАНИЕ Может есть с ложки5 мес.Держит бутылочку, из которой сосет6 мес.Пьет из чашки, которую держит взрослый7 мес.Помогает одевать себя (подает руку, ногу)8 мес.Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан)9 мес.Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье1 г.С помощью подносит ложку ко рту1 г. 2 мес.Пьет из чашки, не проливая1 г. 3 мес.Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку)1 г. 3 мес.Моет руки с небольшой помощью1 г. 4 мес.Зачерпывает пищу ложкой1 г. 6 мес.Полностью прожевывает пищу1 г. 6 мес.Снимает расстегнутое пальто, куртку1 г. 9 мес.Ест и пьет самостоятельно1 г. 10 мес.Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье)2 г.Просится на горшок в дневное время2 г.Самостоятельно моет и вытирает руки2 г.Застегивает и расстегивает молнию, с помощью2 г.Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно)2 г. 6 мес.Надевает простые предметы одежды (варежки, шапку)2 г. 6 мес.Наливает в чашку воду (не аккуратно)3 г.Расстегивает пуговицы3 г.Застегивает пуговицы, кнопки, молнию4 г.Одевается без посторонней помощи4 г.Отличает переднюю часть одежды от задней4 г.Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках5-6 летИГРА Рассматривает вложенную в руку игрушку3 мес.Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка3 мес.Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее4 мес.Занятия с игрушкой – доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности5 мес.Подолгу играет с подвешенными игрушками5 мес.Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает5,5 мес.Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям9 мес.Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает9,5 мес.Усвоение условных действий с игрушками и предметами10 мес.Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь11 мес.Играет с мячом1 г.Строит простые структуры из блоков1 г. 1 мес.Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками1 г. 2 мес.Наблюдает за игрой других детей1 г. 2 мес.Играет самостоятельно, если рядом взрослый1 г. 4 мес.Начало функциональной игры1 г. 6 мес.Любит катать, перетаскивать игрушки1 г. 9 мес.Толкает «поезд», сделанный и нескольких кубиков1 г. 9 мес.Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.)2 г.Делает куличики2 г.Собирает закручивающиеся игрушки2 г.Собирает пирамидку по порядку2 г. 6 мес.Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину; говорит по телефону)2 г. 6 мес.Совместная сюжетная игра с другим ребенком3 г.Игра с воображаемой действительностью3 г. 6 мес.Элементы ролевой игры (может назвать свою роль)3 г. 6 мес.Сопровождает игру речью (озвучивает куклу)4 г.В сюжете игры появляются разные типы отношений (управления, подчинения, равноправия)4 г. 6 мес.Длительная совместная игра 4-5 детей с поочередной сменой ролей4 г. 6 мес.«Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни4 г. 6 мес.Усвоение способов построения сюжета – опора на игрушки, в соответствии с которыми определяется тема игры: придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.)5-6 летОснова в игре – правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий6-7 лет

    Источник