| ФУНКЦИИ | ВОЗРАСТ РЕБЁНКА | 
| КРУПНАЯ МОТОРИКА |  | 
| Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны | 1-4 нед. | 
| Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону | 1 мес. | 
| Пытается поднимать голову, лежа на животе | 1 мес. | 
| Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее 10-20 сек., ноги при этом напряжены | 1,5 мес. | 
| В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты а локтевых суставах, активно двигает ногами | 2 мес. | 
| Удерживает голову, находясь в вертикальном положении(недолго) | 2 мес. | 
| Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут) | 2,5 мес. | 
| Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня | 3 мес. | 
| Появляется опора на ноги | 4 мес. | 
| Активно поднимает голову из положения на спине | 4,5 мес. | 
| Переворачивается на бок | 4,5 мес. | 
| Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову | 5 мес. | 
| Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой | 5,5 мес. | 
| Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку | 6 мес. | 
| Сидит при пассивно приданной позе | 6 мес. | 
| Переворачивается со спины на живот | 6,5 мес. | 
| Переворачивается с живота на спину | 7 мес. | 
| Ползание без включения тазового пояса | 7 мес. | 
| Синхронное ползание по-пластунски | 7,5 мес. | 
| Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок | 7,5 мес. | 
| Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие | 8 мес. | 
| Стоит в позе на коленях (на четвереньках) | 8 мес. | 
| Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно | 8,5 мес. | 
| Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно | 9 мес. | 
| Стоит у опоры, встает самостоятельно | 10 мес. | 
| Стоит самостоятельно | 11 мес. | 
| Ходит с поддержкой | 11,5 мес. | 
| Ходит самостоятельно | 12 мес. | 
| Ходит длительно, поворачивается | 1 г. 3 мес. | 
| Перешагивает через препятствия | 1 г. 6 мес. | 
| Пытается бегать | 1 г. 10 мес. | 
| Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила | 1 г. 11 мес. | 
| Бегает | 2 г. | 
| Самостоятельно приседает и встает | 2 г. | 
| Наклоняется и поднимает предметы с пола | 2 г. | 
| Стоит на одной ноге без поддержки | 2 г. 6 мес. | 
| Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой) | 2 г. 6 мес. | 
| Умеет ездить на трехколесном велосипеде | 2 г. 6 мес. | 
| Прыгает на двух ногах | 3 г. | 
| Умеет делать кувырок вперед | 4 г. | 
| Прыгает на одной ноге | 4 г. | 
| Выполняет одновременно два вида движений | 5 л. | 
| МЕЛКАЯ МОТОРИКА |  | 
| Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие «атетоидные» движения пальцами | 1 нед. | 
| Открывает кулачок | 2 мес. | 
| Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот | 2,5 мес. | 
| Иногда захватывает предмет кистью руки | 3 мес. | 
| Тянется к игрушке, хватает ее | 3,5 мес. | 
| Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает | 4,5 мес. | 
| Начинает захватывать мелкие предметы | 5 мес. | 
| Перекладывает игрушку из руки в руку | 5,5 мес. | 
| Активно манипулирует предметами | 7 мес. | 
| Для захвата использует большой палец | 8 мес. | 
| Стучит игрушкой об игрушку | 8 мес. | 
| Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает) | 8,5 мес. | 
| Пытается ставить кубик на кубик | 9 мес. | 
| Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы | 10 мес. | 
| Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки | 11 мес. | 
| Может перелистывать страницы у картонной книжки | 12 мес. | 
| Опускает мелкие предметы в узкое отверстие | 12 мес. | 
| Переворачивает одновременно 2-3 страницы | 1 г. 2 мес. | 
| Рисует каракули, росчерки | 1 г. 5 мес. | 
| Разрывает бумагу | 1 г. 6 мес. | 
| Переворачивает по одной странице | 1 г. 8 мес. | 
| Формируется предпочтение руки | 2 г. | 
| По показу повторяет вертикальные и круглые линии | 2 г. | 
| «Правильно» держит карандаш | 2 г. 6 мес. | 
| Копирует круг | 3 г. | 
| Расстегивает пуговицы | 3 г. | 
| Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами) | 4 г. | 
| Режет ножницами бумагу | 4 г. | 
| Копирует треугольник | 5 лет | 
| Верно рисует квадрат | 5 лет | 
| ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ |  | 
| Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света | 1 нед. | 
| Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание | 1 мес. | 
| Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии | 1,5 мес. | 
| Длительное сосредоточение взора на предметах | 2 мес. | 
| Движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем | 3 мес. | 
| Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев | 3,5 мес. | 
| Тянется к игрушке | 3,5 мес. | 
| Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии | 4 мес. | 
| Игрушку подносит к глазам, рассматривает | 4,5 мес. | 
| Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах | 5 мес. | 
| Рассматривает крупные картинки | 6 мес. | 
| Активно захватывает игрушку из любых положений | 7 мес. | 
| Дифференцированное восприятие близких и знакомых | 8 мес. | 
| Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку | 9 мес. | 
| Узнает себя и близких в зеркале | 10 мес. | 
| Показывает отдельные предметы в быту | 1 г. | 
| Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии | 1 г. 2 мес. | 
| Узнает несколько простых картинок (около 5) | 1 г. 3 мес. | 
| Дифференцирует форму и величину объемной игрушки | 1 г. 8 мес. | 
| Дифференцирует количество предметов | 1 г. 8. мес. | 
| Подбирает парные игрушки и картинки | 1 г. 9 мес. | 
| Узнает знакомые предметы по ТВ | 2 г. | 
| Знает много картинок (10-15) | 2 г. | 
| Понимает смысл простых картинок с действием | 2 г. 6 мес. | 
| Узнает контурные, черно-белые изображения | 2 г. 6 мес. | 
| Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке | 2 г. 6 мес. | 
| Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета | 2 г. 6 мес. | 
| Узнает перечеркнутые изображения | 3 г. | 
| Узнает наложенные изображения | 3 г. | 
| Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы | 3 г. 6 мес. | 
| Может сам составить рассказ по сюжетной картинке | 4 г. | 
| Понимает смысл последовательных картинок | 4 г. | 
| Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом | 4 г. 6 мес. | 
| СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ |  | 
| Вздрагивает и мигает при громком звуке | 1 нед. | 
| Слуховое сосредоточение | 2 нед. | 
| Начало локализации звуков в пространстве | 1 мес. | 
| Улыбается, когда слышит голос взрослого | 1,5 мес. | 
| Замирает при появлении нового звука на фоне других | 2 мес. | 
| Узнает тембр голоса матери | 2,5 мес. | 
| После звуковой стимуляции издает гласные звуки | 3 мес. | 
| Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука | 4 мес. | 
| Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя | 6 мес. | 
| Начало аутоэхолалии | 6 мес. | 
| Начинает понимать команды с жестовым подкреплением | 6,5 мес. | 
| Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие | 7 мес. | 
| Плясовые движения под веселую музыку | 8,5 мес. | 
| Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом | 1 г. | 
| Повторяет услышанные короткие слова | 1 г. 3 мес. | 
| «Вставляет» слова в знакомые стихи | 1 г. 5 мес. | 
| Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук | 1 г. 8 мес. | 
| Может отстукивать простые ритмы по образцу | 3 г. | 
| – акцентированные ритмы | 5 лет | 
| – по устной инструкции | 6 лет | 
| ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ |  | 
| Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, ротовое внимание | 1 мес. | 
| Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций | 3 мес. | 
| Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации | 4 мес. | 
| В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность | 5 мес. | 
| Реагирует на свое имя | 6 мес. | 
| Понимает речевые команды с жестовым подкреплением | 7 мес. | 
| Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого | 7,5 мес. | 
| Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы | 8 мес. | 
| Понимает речевые команды без жестового подкрепления | 8,5 мес. | 
| По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте | 9 мес. | 
| Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого | 9,5 мес. | 
| Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках | 10 мес. | 
| По указанию взрослых выполняет действия с игрушками | 10,5 мес. | 
| Понимает команду «нельзя» | 11 мес. | 
| Выполняет много команд по просьбе | 1 г. | 
| Показывает несколько частей тела | 1 г. 3 мес. | 
| Показывает все части тела | 1 г. 6 мес. | 
| Показывает все объекты в быту | 1 г. 8 мес. | 
| Показывает много картинок | 2 г. | 
| Понимает содержательную речь, несложные рассказы | 2 г. 5 мес. | 
| Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке | 2 г. 5 мес. | 
| Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия | 2 г. 5 мес. | 
| Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте | 3 г. 5 мес. | 
| Может ответить на отвлеченные вопросы, например, «светит ли ночью солнце?» | 4 г. | 
| Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх» | 5-6 лет | 
| ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ |  | 
| Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним | 1 мес. | 
| Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит | 2 мес. | 
| Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление | 3 мес. | 
| Активное гуление | 4 мес. | 
| Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков | 5 мес. | 
| Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) | 5,5 мес. | 
| Активный недифференцированный лепет | 6 мес. | 
| Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии | 6,5 мес. | 
| Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба» | 7,5 мес. | 
| Подражая взрослому, учит новые слоги | 9 мес. | 
| Называет людей и предметы слогами | 10 мес. | 
| Говорит около 5 слов (мама, дада) | 1 г. | 
| Соотносит слоги с определенным предметом | 1 г. 2 мес. | 
| Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) | 1 г. 4 мес. | 
| Говорит около 10 слов (в основном названия) | 1 г. 6 мес. | 
| «Телеграфная речь»: двухсловные предложения | 1 г. 8 мес. | 
| Составляет предложения и 3-4 слов | 2 г. | 
| Задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный) | 2 г. 6 мес. | 
| Легко повторяет фразы | 2 г. 6 мес. | 
| Пытается использовать множественное число, прошедшее время | 3 г. | 
| Использует отрицательные частицы «не», «ни» | 3 г. | 
| Использует прилагательные и местоимения | 3 г. 6 мес. | 
| Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?» | 3 г. 6 мес. | 
| Способен вести диалог со взрослым | 3 г. 6 мес. | 
| Использует сложные предложения | 3 г. 6 мес. | 
| Использует вежливые просьбы | 4 г. | 
| Использует будущее время | 4 г. | 
| Использует определение пространства: «на», «под», «за» | 4 г. | 
| Читает стихи | 4 г. 6 мес. | 
| Появляется соединение простых предложений в сложные | 5 лет | 
| Появление разделительных вопросов | 5 лет | 
| Может описать свои чувства | 5 лет | 
| Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь» | 5-6 лет | 
| ИНТЕЛЛЕКТ |  | 
| Формируются простые ассоциации: если кричать, тебя возьмут на руки | 0-2 мес. | 
| Начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени | 0-2 мес. | 
| Начинает различать окружающих: может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей | 3 мес. | 
| Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу | 4 мес. | 
| Развитие функции активного внимания: поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным раздражителем | 4,5 мес. | 
| Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку – она загремит | 5 мес. | 
| Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка | 5 мес. | 
| Следит откуда и куда падает предмет | 5,5 мес. | 
| После зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой) | 6 мес. | 
| Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет | 6,5 мес. | 
| Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семьи | 7 мес. | 
| Может узнавать по часта целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть | 7 мес. | 
| Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки | 7,5 мес. | 
| Поиск наполовину спрятанной игрушки | 8 мес. | 
| Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой» | 9 мес. | 
| Пользуется «указательным жестами» | 10 мес. | 
| Деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия (складывает игрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке) | 11 мес. | 
| Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения | 11,5 мес. | 
| В состоянии определить высоту и края предметов | 11,5 мес. | 
| Узнает значение слов, коротких фраз | 1 г. | 
| Различает несколько предметов по названиям | 1 г. | 
| Ищет спрятанную игрушку | 1 г. | 
| Тянет в рот только съедобное | 1 г. 5 мес. | 
| Узнает простые картинки в книге | 1 г. 6 мес. | 
| Может выполнить поручение из 1 действия | 1 г. 7 мес. | 
| Различает «один» и «много» | 1 г. 11 мес. | 
| Различает «большой» и «маленький» | 1 г. 11 мес. | 
| Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок | 2 г. | 
| Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне) | 2 г. 6 мес. | 
| Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника | 2 г. 6 мес. | 
| Подбирает цвета по образцу (синий к синему) | 2 г. 6 мес. | 
| Классификация на 2 группы (по цвету, форме) | 3 г. | 
| Классификация на 3-4 группы: | 
| – по геометрической форме | 3 г. 6 мес. | 
| – по цвету | 3 г. 6 мес. | 
| Легко заполняет доску Сегена | 4 г. | 
| Выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп): | 
| – с помощью | 4 г. | 
| – самостоятельно | 4 г. 6 мес. | 
| Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые» | 5 лет | 
| ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ |  | 
| Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется | 5 лет | 
| Отгадывает загадки, используя накопленный опыт | 5 лет | 
| Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений | 6 лет | 
| Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?» | 6-7 лет | 
| – с помощью | 6 лет | 
| – самостоятельно | 6 лет 6 мес. | 
| Способен разделять объекты на классы и подклассы | 7 лет | 
| КОНСТРУИРОВАНИЕ |  | 
| Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки | 8,5 мес. | 
| Пытается ставить кубик на кубик | 9 мес. | 
| Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки | 11 мес. | 
| Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку | 1 г. | 
| Строит простые сооружения из кубиков | 1 г. 9 мес. | 
| Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок | 2 г. | 
| Строит по показу поезд, башенку | 2 г. | 
| Строит по показу мост | 3 г. | 
| Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человечку | 3 г. 6 мес. | 
| Самостоятельно рисует человека (примитивно) | 3 г. 6 мес. | 
| Строит сложные сюжетные конструкции | 3 г. 6 мес. | 
| Собирает кубики Линка по образцу | 3 г. 6 мес. | 
| Складывает картинки из кубиков | 4 г. | 
| Рисует человечка с туловищем | 4 г. | 
| Рисует человека в одежде | 5 лет | 
| Сюжетные рисунки | 5 лет | 
| ЭМОЦИИ, КОММУНИКАЦИЯ |  | 
| Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет | 1-2 нед. | 
| Появление ответной улыбки, «ротового внимания», через некоторое время после «заигрывания» исследователя | 1,5 мес. | 
| На эмоциональный контакт с исследователем ребенок отвечает активной улыбкой | 2 мес. | 
| Смеется в голос | 3 мес. | 
| В ответ на общение с исследователем проявляет выраженный «комплекс оживления» | 3 мес. | 
| «Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро | 4 мес. | 
| Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого | 4,5 мес. | 
| Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул | 5 мес. | 
| Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит | 5 мес. | 
| Различает мимику и жесты окружающих | 5 мес. | 
| Реагирует на строгие и ласковые интонации | 5,5 мес. | 
| Активно выражает отношение с «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы | 6 мес. | 
| Тянет руки, чтобы взяли на руки | 7,5 мес. | 
| Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери) | 7 мес. | 
| Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение | 8 мес. | 
| Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях | 9 мес. | 
| Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями | 10 мес. | 
| Машет рукой на прощание | 11 мес. | 
| По просьбе обнимает родителей | 12 мес. | 
| Появляется сопереживание, утешение | 1 г. 2 мес. | 
| Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие | 1 г. 3 мес. | 
| Использует «да» (слово, звук, жест) | 1 г. 3 мес. | 
| Помогает в простейших работах (по инструкции) | 1 г. 7 мес. | 
| Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами | 1 г. 8 мес. | 
| Активно пользуется жестами | 1 г. 10 мес. | 
| Острая реакция на отсутствие матери | 1 г. 10 мес. | 
| Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» – «мое», «ты» – «твое» | 3 г. | 
| Знает свой пол | 3 г. | 
| Развитие разного стиля общения с детьми и взрослыми | 4 г. | 
| Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы | 4 г. 6 мес. | 
| Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству | 5-6 лет | 
| САМООБСЛУЖИВАНИЕ |  | 
| Может есть с ложки | 5 мес. | 
| Держит бутылочку, из которой сосет | 6 мес. | 
| Пьет из чашки, которую держит взрослый | 7 мес. | 
| Помогает одевать себя (подает руку, ногу) | 8 мес. | 
| Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан) | 9 мес. | 
| Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье | 1 г. | 
| С помощью подносит ложку ко рту | 1 г. 2 мес. | 
| Пьет из чашки, не проливая | 1 г. 3 мес. | 
| Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку) | 1 г. 3 мес. | 
| Моет руки с небольшой помощью | 1 г. 4 мес. | 
| Зачерпывает пищу ложкой | 1 г. 6 мес. | 
| Полностью прожевывает пищу | 1 г. 6 мес. | 
| Снимает расстегнутое пальто, куртку | 1 г. 9 мес. | 
| Ест и пьет самостоятельно | 1 г. 10 мес. | 
| Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье) | 2 г. | 
| Просится на горшок в дневное время | 2 г. | 
| Самостоятельно моет и вытирает руки | 2 г. | 
| Застегивает и расстегивает молнию, с помощью | 2 г. | 
| Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно) | 2 г. 6 мес. | 
| Надевает простые предметы одежды (варежки, шапку) | 2 г. 6 мес. | 
| Наливает в чашку воду (не аккуратно) | 3 г. | 
| Расстегивает пуговицы | 3 г. | 
| Застегивает пуговицы, кнопки, молнию | 4 г. | 
| Одевается без посторонней помощи | 4 г. | 
| Отличает переднюю часть одежды от задней | 4 г. | 
| Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках | 5-6 лет | 
| ИГРА |  | 
| Рассматривает вложенную в руку игрушку | 3 мес. | 
| Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка | 3 мес. | 
| Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее | 4 мес. | 
| Занятия с игрушкой – доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности | 5 мес. | 
| Подолгу играет с подвешенными игрушками | 5 мес. | 
| Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает | 5,5 мес. | 
| Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям | 9 мес. | 
| Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает | 9,5 мес. | 
| Усвоение условных действий с игрушками и предметами | 10 мес. | 
| Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь | 11 мес. | 
| Играет с мячом | 1 г. | 
| Строит простые структуры из блоков | 1 г. 1 мес. | 
| Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками | 1 г. 2 мес. | 
| Наблюдает за игрой других детей | 1 г. 2 мес. | 
| Играет самостоятельно, если рядом взрослый | 1 г. 4 мес. | 
| Начало функциональной игры | 1 г. 6 мес. | 
| Любит катать, перетаскивать игрушки | 1 г. 9 мес. | 
| Толкает «поезд», сделанный и нескольких кубиков | 1 г. 9 мес. | 
| Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.) | 2 г. | 
| Делает куличики | 2 г. | 
| Собирает закручивающиеся игрушки | 2 г. | 
| Собирает пирамидку по порядку | 2 г. 6 мес. | 
| Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину; говорит по телефону) | 2 г. 6 мес. | 
| Совместная сюжетная игра с другим ребенком | 3 г. | 
| Игра с воображаемой действительностью | 3 г. 6 мес. | 
| Элементы ролевой игры (может назвать свою роль) | 3 г. 6 мес. | 
| Сопровождает игру речью (озвучивает куклу) | 4 г. | 
| В сюжете игры появляются разные типы отношений (управления, подчинения, равноправия) | 4 г. 6 мес. | 
| Длительная совместная игра 4-5 детей с поочередной сменой ролей | 4 г. 6 мес. | 
| «Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни | 4 г. 6 мес. | 
| Усвоение способов построения сюжета – опора на игрушки, в соответствии с которыми определяется тема игры: придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.) | 5-6 лет | 
| Основа в игре – правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий | 6-7 лет |