Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова
Пожертвованные деньги пойдут на ежемесячную оплату сервера.
Проект существует только за счет рекламы и идеи сайту быть.
Для удаления авторских файлов, пишите по адреcу: abuse@elit-knigi.ru.
Чтобы ваше письмо не было проигнорировано и было обработано автоматической системой удаления авторских раздач, необходимо соблюдать правила оформления текста:
* Присылайте абсолютные адреса ссылок на торрент-раздачи (с табуляцией, с отступами)
* Ни pdf, ни doc файлы не читаются скриптом, за исключением rtf формата
Просьба это учесть при оформлении письма (ем).
:: Детали раздачи | |
Раздача является мультитрекерной — учтите, количество раздающих не будет совпадать с количеством участников на сайте (скачивание на клиентской стороне зависит от настроек µTorrent клиент программы, настройки -> Включить DHT, Обмен пирами и Поиск лок-х пиров). | |
Скачать | Magnet-ссылка (альтернативная ссылка для скачивания файла) |
Теги | нервные болезни, 1981 |
Описание | Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни Книги написанные Е.М. Мастюковой В соавторстве: Примеры страниц |
Связанные раздачи | Загрузка / Обновление |
Категория | Книги / PDF/ Djvu |
Добавлен | 2019-02-24 13:43:33 (1 год, 1 месяц назад) |
Просмотров | 2 раз (a) |
Взят | 0 раз (a) |
Файлы | 0, 0.00 kB (0 байт) |
Раздал | ViKa (Искать торренты) |
Участники | Завершено: 0 (0) |
Просматривают |
:: Список Комментариев | |
Нет комментариев. |
Источник
Мастюкова Елена Михайловна — доктор медицинских наук, профессор, зав. лабораторией клинического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, Москва. Книги (8)Лечебная педагогика. Ранний дошкольный возраст В книге обобщены многолетние данные автора, а также отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального нервно-психического развития детей. Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни Соавтор: Журба Л.Т. Монография посвящена особенностям нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. На основе большого клинического опыта описан оригинальный подход к выявлению у них психических, речевых и двигательных расстройств. Представлен впервые разработанный и примененный в клинике метод количественной оценки возрастного психомоторного развития новорожденных и грудных детей, позволяющий объективизировать уровень развития и определить, какие функции страдают в первую очередь и в наибольшей степени. Описаны предложенная авторами классификация задержки развития и основные неврологические и психопатологические синдромы, которые могут сочетаться с этой задержкой и влиять на ее качество. Намечены пути выяснения причины нарушения возрастного развития и изложены общие принципы его коррекции. Нарушение речи у детей с церебральным параличом Соавтор: Ипполитова М.В. В книге представлены неврологические данные о мозговых механизмах речевой деятельности и звукопроизносительной стороне речи у детей с церебральным параличом, а также рассматриваются методические приемы коррекционных занятий по исправлению нарушений речи у данной категории детей Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме Ранний детский аутизм — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте2-3лет в период первого возрастного криза. Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения. Психодиагностический комплекс методик Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников. Соавтор: Переслени Л.И., Чупров Л.Ф. Учебно-методическое пособие содержит теоретический, методический и диагностический материал по использованию в практической работе психодиагностического комплекса методик, разработанного и апробированного авторами применительно к целям школьной психологической службы и практики работы медико-педагогических комиссий по отбору детей в специальные школы. Ребенок с отклонениями в развитии Ранняя диагностика и коррекция. В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста. Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органического поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфере детей. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Соавтор: Московкина А.Г. Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации. Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обоснования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии. Физическое воспитание детей с церебральным параличом Младенческий, ранний и дошкольный возраст. В книге с учетом специфики двигательных нарушений обосновываются содержание и методы физического воспитания детей с церебральным параличом. Приводятся рекомендации по использованию конкретных приемов развития и коррекций движений при ДЦП. Добавить отзыв |
Источник
Журба Л. Т. ; Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни
790.00 р.
Волгоград договорная
Продавец: Docsurg (380)
О развитии и воспитании ребенка первого года жизни
100.00 р.
Ставрополь 70.00 р
Продавец: Буклит (2464)
Родителям о ребенке первого года жизни 1992 Ред. Лукьяновой Е.М. Уход за ребенком Воспитание Лечение
400.00 р. 0 ставок
500.00 р. блиц-цена
Симферополь 190.00 р
Окончание торгов: 29/04 17:06
Продавец: DEMIURG_007 (444)
Родителям о ребенке первого года жизни 1991 Ред. Лукьяновой Е.М. Уход за ребенком Воспитание Лечение
500.00 р. 0 ставок
600.00 р. блиц-цена
Симферополь 190.00 р
Окончание торгов: 29/04 17:06
Продавец: DEMIURG_007 (444)
В. В. Юрьев, Е. И. Алешина Практика вскармливания детей первого года жизни
200.00 р.
Москва договорная
Продавец: Mr. Bukinist (641)
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии М: Медицина, 1993.
1000.00 р.
Москва договорная
Окончание торгов: 30/04 07:51
Продавец: Евилмеродах (288)
Н.С. Жукова Е.М. Мастюкова Если ваш ребенок отстает в развитии.
90.00 р.
Пермь 115.00 р
Окончание торгов: 26/05 14:14
Продавец: roma5559 (1092)
Тихомирова Е. М. «Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: 4 класс: к учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е….
90.00 р.
Москва 135.00 р
Продавец: Izdatel52 (626)
«Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия М.В.Ломоносов Портрет Петра 1
500.00 р. 0 ставок
2500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия Д.К.Мочальский дети знамена Пионеры Парад
500.00 р. 0 ставок
2500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия М.Греков Трубачи Первой Конной Армии
500.00 р. 0 ставок
2500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия К.Маковский Дети бегущие от грозы 1872г
300.00 р. 0 ставок
1500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия Ж.Шарден Молитва перед обедом дети женщина
300.00 р. 0 ставок
1500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия П.Хиллестрем Пораненный палец 1781г ребенок
300.00 р. 0 ставок
1500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия Репин Портрет Л.Н.Толстой 1887г
300.00 р. 0 ставок
1500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия И.В.Сталин В,И.Ленин М.И.Калинин на 8 сьезд
500.00 р. 0 ставок
2500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия М.Г.Гусаров Сталевар завода Серп и Молот
500.00 р. 0 ставок
2500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия М.Греков На Кубань 1934г наступление лошади
500.00 р. 0 ставок
2500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия Портрет С.М.Буденный полководец награды фор
300.00 р. 0 ставок
1500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия А.Антропов Портрет А.М.Измайловой 1754г
300.00 р. 0 ставок
1500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия М.Караваждо Девушка с лютней 1595г
300.00 р. 0 ставок
1500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия В.Боровиковский Портрет М.И.Лопухиной
300.00 р. 0 ставок
1500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия П.Васильев В.И.Ленин И.В.Сталин В.М.Молотов
300.00 р. 0 ставок
1500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия В.Серов 1905г Портрет М.Н. Ермолова
300.00 р. 0 ставок
1500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия М.К.Клодт На пашне 1872г лошадь соха
300.00 р. 0 ставок
1500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия А.М.Грицай В Жигулях. Бурный день 1950г река
300.00 р. 0 ставок
1500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия М.Сарьян Долина Арарата 1952г деревья склоны
300.00 р. 0 ставок
1500.00 р. блиц-цена
Ростов-на-Дону 100.00 р
Окончание торгов: 9 часов
Продавец: Люда-Леди (880)
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык 1 класс
150.00 р.
Сафоново договорная
Окончание торгов: 01/06 19:54
Продавец: denis.l (899)
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. 2 класс 1,2.
260.00 р.
Москва 175.00 р
Продавец: Izdatel52 (626)
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. 1 класс
120.00 р.
Москва 165.00 р
Продавец: Izdatel52 (626)
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях 1,2.
100.00 р.
Москва 145.00 р
Продавец: Izdatel52 (626)
Источник
Первый год жизни имеет важнейшее значение
в психическом развитии ребенка. Мозг
развивается в наиболее высоком темпе.
Ребенок, вначале беспомощный, к концу
первого года жизни овладевает
прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной
деятельностью, начальным пониманием
обращенной речи. Именно в этот период
начинается становление речи как средства
общения, т. е. формируется сугубо
человеческая функция, на развитие
которой в эволюции ушли миллионы лет.
В психомоторном развитии ребенка первого
года жизни выделяют несколько периодов,
на каждом из которых происходит
поступательное усложнение довербальных
форм общения, составляющих основу для
становления речи и мышления (Л. Т.
Журба, Е. М. Мастюкова, 1981).
Уже в первый период – период
новорожденности (О–1 мес.)наряду с
набором врожденных приспособительных
реакций, играющих основную роль в
жизнедеятельности организма, можно
с 3–4-й недели жизни выявить начальные
предпосылки так называемого
коммуникативного поведения: в ответ
на обращенный к ребенку ласковый
голос или улыбку начинает возникать
ротовое внимание–ребенок замирает,
его губы слегка вытягиваются вперед,
он как бы «слушает» губами. Вслед за
этой реакцией появляется улыбка. Уже в
период новорожденности можно отметить,
что ребенок быстрее реагирует на
голос, чем на звучащую игрушку.
Во втором периоде (1–3 мес.)у ребенка
наряду с интенсивным развитием реакций
на зрительные и слуховые раздражители
более отчетливо проявляются эмоциональные
реакции на общение со взрослым:
стабилизируется» улыбка, а к концу
периода появляется смех. К 3 месяцам у
ребенка начинает развиваться выраженная
эмоциональная реакция на появление
взрослого– «комплекс оживления».
Попытка вступить в контакт с ребенком
10–12 недель вызывает у него радостное
оживление, повизгивание, вскидывание
ручек, перебирание ножками, голосовые
реакции. На этом возрастном этапе
комплекс оживления возникает при виде
как знакомого, так и незнакомого лица.
Своевременное появление и хорошая
выраженность комплекса оживления
свидетельствуют о нормальном психическом
развитии ребенка.
У детей, которые в дальнейшем демонстрируют
выраженные отклонения в психическом
развитии, комплекс оживления и другие
эмоционально-мимические и голосовые
реакции на все окружающие стимулы
отсутствуют. Недоразвитие отдельных
компонентов комплекса оживления,
например движений рук или ног (двустороннее
или одностороннее), может указывать на
поражение двигательной сферы; слабость
или отсутствие голосовых реакций
или носовой оттенок голоса характерны
для поражения речедвигательной
мускулатуры, что в дальнейшем может
привести к речевым расстройствам.
Отсутствие комплекса оживления или его
парадоксальность, например появление
страха, крика и других отрицательных
эмоций, характерны для детей с
эмоциональными нарушениями–ранним
детским аутизмом, ранней детской
нервностью и другими расстройствами.
Поскольку комплекс оживления формируется
в тесной взаимосвязи с развитием
зрения и слуха, то при дефектах этих
анализаторов он может отсутствовать
или проявляться в рудиментарной форме.
При врожденной слепоте или глухоте и
особенно при сочетании этих дефектов
комплекс оживления на данном возрастном
этапе отсутствует.
При нерезко выраженном поражении
центральной нервной системы у детей,
перенесших родовую травму, асфиксию,
желтуху новорожденных, а также у
недоношенных и незрелых комплекс
оживления проявляется в более поздние
сроки. Он также может отсутствовать у
детей, воспитывающихся в условиях
эмоциональной депривации.
В третьем периоде (3–6 мес.) реакции,
входящие в комплекс оживления, все более
дифференцируются. Ребенок старше 4
месяцев при приближении к нему взрослого
и при попытке вступить с ним в контакт
внимательно всматривается в лицо
взрослого, широко открывает глаза и
рот, притормаживает общие движения.
Таким образом у него проявляется
ориентировочная реакция, которая в
одних случаях переходит в радостное
оживление, а в других сменяется страхом
и криком. Следует отметить, что реакция
страха на этом возрастном этапе
появляется не у всех детей. Это зависит
от индивидуальных особенностей ребенка,
а также от условий его воспитания и
окружения. Чрезмерная же выраженность
реакции страха на этом возрастном этапе
характерна для детей с повышенной
нервной возбудимостью, ранним детским
аутизмом. Она может быть первым
признаком врожденной детской нервности,
легкой мозговой дисфункции, повышения
внутричерепного давления при
гидроцефалии. Она также характерна для
детей с детским церебральным параличом.
Отсутствие дифференциации комплекса
оживления. на этом возрастном этапе
характерно для задержки психомоторного
развития, в том числе вследствие
недостаточного общения взрослых с
ребенком. Дифференциация комплекса
оживления раньше происходит у детей,
воспитывающихся дома, чем у детей,
находящихся в детских учреждениях.
К концу этого возрастного этапа ребенок
начинает узнавать мать. Правда, эта
реакция еще очень непостоянна и ее
появление зависит от многих условий,
поэтому ее отсутствие не имеет
самостоятельного диагностического
значения. Однако если ребенок узнает
мать, то это говорит о хорошем психическом
развитии ребенка.
Для оценки психического развития на
этом возрастном этапе важно проследить,
как ребенок реагирует на игрушку. Ведущей
формой деятельности в этом возрасте
становится манипулирование игрушкой.
Ребенок не только длительно фиксирует
взор на игрушках и прослеживает за
их перемещением, но направляет к ним:
руки, схватывает их, тянет в рот. Это
сопровождается выразительными
эмоциональными реакциями: он то
улыбается, то хмурится.
К концу периода видоизменяется характер
зрительного прослеживания. Если
ранее дети следили за предметом не
отрывая взгляда, а выпустив предмет из
поля зрения, больше к нему не возвращались,
то после 5 месяцев ребенок, следя за
предметом, как бы «ощупывает» его
взглядом; если при этом его внимание
переключить на другой предмет (лицо
взрослого), то через секунду он может
вернуться к активному рассматриванию
игрушки. Проявление этой функции–очень
важный показатель нормального
нервно-психического развития.
В этот период интенсивно развиваются
голосовые реакции, которые начинают
приобретать некоторую самостоятельность.
Наряду с певучим гулением к концу
периода появляются лепет, а также
избирательность и дифференцированность
реакций на звук и способность локализовать
звук в пространстве.
В развитии движений рук ведущую роль
начинает играть зрительный анализатор:
к концу периода ребенок быстро и
точно направляет руку к игрушке,
расположенной в поле его зрения.
На следующем этапе развития (6–9 мес.)при общении ребенка со взрослым у
него отчетливо проявляется
ориентировочная реакция, которая
сменяется реакцией радостного
оживления на знакомые лица и реакцией
страха на незнакомые. В некоторых случаях
можно наблюдать, как ориентировочная
реакция переходит в познавательный
интерес, минуя реакцию страха.
Отличительной особенностью психического
развития ребенка на этом возрастном
этапе является его готовность к
совместному со взрослым манипулированию
игрушкой. Кроме того, к концу этого
этапа у ребенка появляются начальные
элементы общения со взрослым с помощью
жестов. Он протягивает к взрослому руки,
показывая, что хочет на руки, либо тянется
руками к далекому предмету, если хочет
его получить.
Отклонениями от нормального возрастного
развития на этом этапе являются: полное
безразличие к общению со взрослым
(умственная отсталость, выраженная
задержка психического развития, аутизм);
общий комплекс оживления и подражательная
улыбка вместо ориентировочной реакции
и игрового манипулирования (задержка
психического развития); чрезмерная
выраженность и длительность реакции
страха, переходящая в реакцию протеста
и препятствующая общению (врожденная
детская нервность, аутизм, гипервозбудимость).
Для диагностики отклонений развития
на данном возрастном этапе важное
значение имеет оценка реакции ребенка
на обращенную речь. При нормальном
развитии к концу этого этапа ребенок
должен проявлять начальное ситуационное
понимание обращенной речи, отвечая
действием на словесную инструкцию.
Например, он поднимает голову и глаза
к лампе на вопрос: «Где огонек?»,
прижимается щекой к матери на просьбу
«Поцелуй маму» и т. п. К концу периода
он также обучается игре в «ладушки»,
ищет спрятанную у него на глазах игрушку.
Закономерным в этом возрасте является
появление лепета. При общении со взрослым
после того, как преодолена ориентировочная
реакция и страх, ребенок начинает
произносить цепочки слогов ба-ба-ба,
ма-ма-ма. Если взрослый начнет отвечать
ему тем же, голосовая активность ребенка
возрастает, появляется радостное
оживление и ребенок будет стараться
подражать взрослому и самому себе.
К 9 месяцам наблюдается расцвет лепета,
он обогащается новыми звуками, интонациями
и становится постоянным ответом на
голосовое обращение взрослого.
При отставании в психическом развитии,
при детском церебральном параличе,
аутизме, глухоте, выявляемых в дальнейшем
тяжелых нарушениях речи лепет отсутствует
или проявляется в рудиментарной форме.
Пятыйпериод возрастного развития
ребенка первого года жизни (9–12 мес.)
характеризуется прежде всего появлением
нового типа общения со взрослым, а именно
предметно-действенного. Контакт с
ребенком устанавливается и
поддерживается с помощью ярких предметов
и игрушек, которыми ребенок активно
манипулирует. При этом он начинает
проявлять избирательное отношение к
различным предметам, но у него всегда
отчетливо выражена реакция на новизну.
Характерной особенностью этого этапа
развития является то, что активная
ориентировочно-исследовательская
деятельность ребенка начинает подавлять
реакцию страха на новые раздражители.
Комплекс оживления в этом возрасте при
нормальном психическом развитии
закономерно угасает. Поэтому его
выраженность, даже у недоношенного и
ослабленного ребенка, является одним
из признаков задержки психического
развития.
Для диагностики психического развития
ребенка на этом возрастном этапе важное
значение имеет комплексная оценка
эмоциональных реакций. При отставании
в психическом развитии у ребенка
отсутствует адекватная реакция на
незнакомого человека, нет интереса к
игрушкам, не выражена реакция на новизну,
нет познавательных и дифференцированных
эмоций. Мимика таких детей однообразна,
улыбка носит подражательный характер
и возникает в ответ на любое улыбающееся
лицо взрослого, у них может наблюдаться
недифференцированный комплекс
оживления и автоматическое зрительное
прослеживание.
У детей с аутизмом предметно-действенное
общение со взрослым не развивается. При
церебральном параличе обычно
отсутствуют выразительные мимические
и голосовые реакции, из-за двигательных
нарушений ребенок затрудняется в
захвате игрушки, и взаимодействии со
взрослым, но при сохранном интеллекте
всегда наблюдается адекватность и
избирательность эмоциональных
реакций.
Важное значение для диагноза и прогноза
отклонений в развитии имеет также
выявление реакции ребенка на речевое
общение. Начиная с 9 месяцев дети с
нормальным слухом и интеллектом адекватно
реагируют на обращение, речь, ее
интонацию, откликаются на свое имя,
отвечают действием на некоторые знакомые
словосочетания типа: «открой рот», «дай
ручку» и др. К концу этого периода при
слове «нельзя» большинство детей
перестает тянуться к какому-либо
предмету, т. е. действия ребенка начинают
более отчетливо подчиняться словесным
командам, что свидетельствует о начале
развития регулирующей функции речи. К
году ребенок понимает и простую обиходную
речь. Однако необходимо отметить,
что указанные функции развиваются у
ребенка не спонтанно, а лишь в процессе
специальных занятий. Поэтому они могут
отсутствовать при педагогической
запущенности.
Наряду с оценкой понимания речи следует
обратить внимание и на произносимые
ребенком звуки. Для начала этого
этапа развития характерен активный
лепет, состоящий из 5–6 слогов. Ребенок
эхолалично повторяет слоги, хорошо
копирует интонацию, воспроизводит
мелодическую схему знакомых фраз, с
удовольствием произносит различные
звукосочетания с губными звуками,
восклицания, междометия. Все эти звуки
он сопровождает выразительной мимикой
и жестами.
К концу периода ребенок чаще, чем раньше,
обращает внимание на лицо говорящего,
кивает головой в знак утверждения и
качает головой в знак отрицания. Его
голосовое общение со взрослым расширяется,
он выражает эмоции удовольствия и
неудовольствия. Большинство детей
сигнализирует о биологических
потребностях и интонационно выражает
просьбу.
Качественной особенностью этого периода
является начало общения ребенка со
взрослым при помощи звукосочетаний.
В норме на этом этапе у большинства
детей кончается доречевой период и
начинается развитие речи. Одновременно
появляется и новый интерес–рассматривание
книг с картинками. В результате специальных
занятий ребенок научается узнавать
на картинках знакомые предметы,
показывать их по инструкции и затем
обозначать лепетными словами. Развивается
также интерес к ритмам простых песен.
Развитие речевого общения в указанном
объеме является показателем хорошего
психического развития. При отставании
психического развития ребенок на этом
возрастном этапе не понимает обращенной
речи и не начинает говорить сам. Он также
не стремится к предметно-действенному
общению со взрослым. Следует отметить,
что если у ребенка все позитивные
компоненты этого возрастного этапа
хорошо выражены, но он не начинает
произносить собственные лепетные слова,
то это не имеет прямого диагностического
значения, так как появление активной
речи отличается большими индивидуальными
вариациями.
При нормальном психическом развитии к
концу этого этапа наблюдается выраженная
дифференцированность
сенсорных реакций, которые можно оценить,
наблюдая за игровыми действиями ребенка.
Он радостно играет в прятки, звонит в
колокольчик, привлекая внимание
окружающих, играет со своим изображением
в зеркале, ищет спрятанный предмет,
предпочитает пользоваться
звучащими игрушками, начинает применять
предметы по их назначению–пить из
чашки, есть ложкой и т. п.
Формирование психических функций у
ребенка раннего возраста в значительной
степени зависит от условий среды и
воспитания (в широком смысле). При этом
ведущая роль принадлежит общению с
матерью. Наши наблюдения показывают,
что развитие этой «взаиморегулирующей»
системы «мать–ребенок» составляет
основу для формирования всех
психомоторных функций у
здорового ребенка и особенно у детей с
отклонениями в развитии.
Роль упражнений анализаторных систем
в созревании коры г?