Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова thumbnail
 

Пожертвованные деньги пойдут на ежемесячную оплату сервера.
Проект существует только за счет рекламы и идеи сайту быть.



Для удаления авторских файлов, пишите по адреcу: abuse@elit-knigi.ru.
Чтобы ваше письмо не было проигнорировано и было обработано автоматической системой удаления авторских раздач, необходимо соблюдать правила оформления текста:
* Присылайте абсолютные адреса ссылок на торрент-раздачи (с табуляцией, с отступами)
* Ни pdf, ни doc файлы не читаются скриптом, за исключением rtf формата

Просьба это учесть при оформлении письма (ем).



:: Детали раздачи

Раздача является мультитрекерной — учтите, количество раздающих не будет совпадать с количеством участников на сайте (скачивание на клиентской стороне зависит от настроек µTorrent клиент программы, настройки -> Включить DHT, Обмен пирами и Поиск лок-х пиров).
Если висит надпись, пиры по нулям — не бойтесь, возможность скачать повторно раздачу — есть. Попробуйте, в случае отказа — прокоментируйте или нажмите на «Позвать скачавших».

СкачатьMagnet-ссылка (альтернативная ссылка для скачивания файла)
Теги нервные болезни, 1981
Описание

Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни
Год выпуска: 1981
Автор: Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова
Жанр: Нервные болезни
Издательство: «Медицина»
Формат: PDF
Качество: OCR без ошибок (несущественные ошибки имеются в таблице)
Количество страниц: 273
Язык: Русский, Английский(Только оглавление)
Сканирование, вычитка: Alex090
Описание: Л. Т. Журба — кандидат медицинских наук, старший
научный сотрудник кафедры нервных болезней II МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова.
Е. М. Мастюкова — доктор медицинских наук, старший научный сотрудник
Института дефектологии АПН СССР.
Монография посвящена особенностям нарушения психомоторного развития детей
первого года жизни. На основе большого клинического опыта описан оригинальный
подход к выявлению у них психических, речевых и двигательных расстройств.
Представлен впервые разработанный и примененный в клинике метод количественной
оценки возрастного психомоторного развития новорожденных и грудных детей,
позволяющий объективизировать уровень развития и определить, какие функции
страдают в первую очередь и в наибольшей степени. Описаны предложенная авторами
классификация задержки развития и основные неврологические и
психопатологические синдромы, которые могут сочетаться с этой задержкой и влиять
на ее качество. Намечены пути выяснения причины нарушения возрастного развития и
изложены общие принципы его коррекции.
Монография предназначена педиатрам и детским невропатологам.
В книге 7 рис., 26 табл., библиография содержит 62 источника.
Рецензент : профессор Б. В. Лебедев — руководитель клиники
психоневрологии Института педиатрии АМН СССР.
У меня серый IP и скорость не больше 50 кб/с. И та в хорошие дни бывает.
Раздача ведётся 7/24/365, ночью не раздаю(с 24:00 по 8:00 МСК).
Скан и вычитка сделаны мной.

Книги написанные Е.М. Мастюковой

В соавторстве:
Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Н.М. Всеволожская — Руководство по неврологии раннего
детского возраста [1980, DjVu]

Примеры страниц

Связанные раздачи

Загрузка / Обновление

КатегорияКниги / PDF/ Djvu
Добавлен2019-02-24 13:43:33 (1 год, 1 месяц назад)
Просмотров2 раз (a)
Взят0 раз (a)
Файлы0, 0.00 kB (0 байт)
РаздалViKa 

(Искать торренты)

Участники

Завершено: 0 (0)

Просматривают

:: Список Комментариев

Нет комментариев.





Источник

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Мастюкова Елена Михайловна — доктор медицинских наук, профессор, зав. лабораторией клинического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, Москва.

Книги (8)

Психомоторное развитие ребенка журба мастюковаЛечебная педагогика. Ранний дошкольный возраст

В книге обобщены многолетние данные автора, а также отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального нервно-психического развития детей.

Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.

Психомоторное развитие ребенка журба мастюковаНарушение психомоторного развития детей первого года жизни

Соавтор: Журба Л.Т.

Монография посвящена особенностям нарушения психомоторного развития детей первого года жизни.

На основе большого клинического опыта описан оригинальный подход к выявлению у них психических, речевых и двигательных расстройств. Представлен впервые разработанный и примененный в клинике метод количественной оценки возрастного психомоторного развития новорожденных и грудных детей, позволяющий объективизировать уровень развития и определить, какие функции страдают в первую очередь и в наибольшей степени.

Описаны предложенная авторами классификация задержки развития и основные неврологические и психопатологические синдромы, которые могут сочетаться с этой задержкой и влиять на ее качество. Намечены пути выяснения причины нарушения возрастного развития и изложены общие принципы его коррекции.

Психомоторное развитие ребенка журба мастюковаНарушение речи у детей с церебральным параличом

Соавтор: Ипполитова М.В.

В книге представлены неврологические данные о мозговых механизмах речевой деятельности и звукопроизносительной стороне речи у детей с церебральным параличом, а также рассматриваются методические приемы коррекционных занятий по исправлению нарушений речи у данной категории детей

Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме

Ранний детский аутизм — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте2-3лет в период первого возрастного криза.

Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения.

Психодиагностический комплекс методик

Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников.

Соавтор: Переслени Л.И., Чупров Л.Ф.

Учебно-методическое пособие содержит теоретический, методический и диагностический материал по использованию в практической работе психодиагностического комплекса методик, разработанного и апробированного авторами применительно к целям школьной психологической службы и практики работы медико-педагогических комиссий по отбору детей в специальные школы.

Психомоторное развитие ребенка журба мастюковаРебенок с отклонениями в развитии

Ранняя диагностика и коррекция.

В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста.

Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органического поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфере детей.

Психомоторное развитие ребенка журба мастюковаСемейное воспитание детей с отклонениями в развитии

Соавтор: Московкина А.Г.

Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.

Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обоснования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Психомоторное развитие ребенка журба мастюковаФизическое воспитание детей с церебральным параличом

Младенческий, ранний и дошкольный возраст.

В книге с учетом специфики двигательных нарушений обосновываются содержание и методы физического воспитания детей с церебральным параличом. Приводятся рекомендации по использованию конкретных приемов развития и коррекций движений при ДЦП.

Добавить отзыв

Источник

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Журба Л. Т. ; Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни

790.00 р.

Волгоград    договорная

Продавец: Docsurg (380) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

О развитии и воспитании ребенка первого года жизни

100.00 р.

Ставрополь    70.00 р

Продавец: Буклит (2464) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Родителям о ребенке первого года жизни 1992 Ред. Лукьяновой Е.М. Уход за ребенком Воспитание Лечение

400.00 р.  0 ставок

500.00 р.  блиц-цена

Симферополь    190.00 р

Окончание торгов: 29/04 17:06

Продавец: DEMIURG_007 (444) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Родителям о ребенке первого года жизни 1991 Ред. Лукьяновой Е.М. Уход за ребенком Воспитание Лечение

500.00 р.  0 ставок

600.00 р.  блиц-цена

Симферополь    190.00 р

Окончание торгов: 29/04 17:06

Продавец: DEMIURG_007 (444) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

В. В. Юрьев, Е. И. Алешина Практика вскармливания детей первого года жизни

200.00 р.

Москва    договорная

Продавец: Mr. Bukinist (641) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии М: Медицина, 1993.

1000.00 р.

Москва    договорная

Окончание торгов: 30/04 07:51

Продавец: Евилмеродах (288)

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Н.С. Жукова Е.М. Мастюкова Если ваш ребенок отстает в развитии.

90.00 р.

Пермь    115.00 р

Окончание торгов: 26/05 14:14

Продавец: roma5559 (1092) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Тихомирова Е. М. «Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: 4 класс: к учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е….

90.00 р.

Москва    135.00 р

Продавец: Izdatel52 (626) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

«Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия М.В.Ломоносов Портрет Петра 1

500.00 р.  0 ставок

2500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия Д.К.Мочальский дети знамена Пионеры Парад

500.00 р.  0 ставок

2500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия М.Греков Трубачи Первой Конной Армии

500.00 р.  0 ставок

2500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия К.Маковский Дети бегущие от грозы 1872г

300.00 р.  0 ставок

1500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия Ж.Шарден Молитва перед обедом дети женщина

300.00 р.  0 ставок

1500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия П.Хиллестрем Пораненный палец 1781г ребенок

300.00 р.  0 ставок

1500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия Репин Портрет Л.Н.Толстой 1887г

300.00 р.  0 ставок

1500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия И.В.Сталин В,И.Ленин М.И.Калинин на 8 сьезд

500.00 р.  0 ставок

2500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия М.Г.Гусаров Сталевар завода Серп и Молот

500.00 р.  0 ставок

2500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия М.Греков На Кубань 1934г наступление лошади

500.00 р.  0 ставок

2500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия Портрет С.М.Буденный полководец награды фор

300.00 р.  0 ставок

1500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия А.Антропов Портрет А.М.Измайловой 1754г

300.00 р.  0 ставок

1500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Уточните поиск:  букинистика

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия М.Караваждо Девушка с лютней 1595г

300.00 р.  0 ставок

1500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия В.Боровиковский Портрет М.И.Лопухиной

300.00 р.  0 ставок

1500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия П.Васильев В.И.Ленин И.В.Сталин В.М.Молотов

300.00 р.  0 ставок

1500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия В.Серов 1905г Портрет М.Н. Ермолова

300.00 р.  0 ставок

1500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия М.К.Клодт На пашне 1872г лошадь соха

300.00 р.  0 ставок

1500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия А.М.Грицай В Жигулях. Бурный день 1950г река

300.00 р.  0 ставок

1500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Т1 Литография 50-е года Большая Советская энциклопедия М.Сарьян Долина Арарата 1952г деревья склоны

300.00 р.  0 ставок

1500.00 р.  блиц-цена

Ростов-на-Дону    100.00 р

Окончание торгов: 9 часов

Продавец: Люда-Леди (880) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык 1 класс

150.00 р.

Сафоново    договорная

Окончание торгов: 01/06 19:54

Продавец: denis.l (899) 

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. 2 класс 1,2.

260.00 р.

Москва    175.00 р

Продавец: Izdatel52 (626) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. 1 класс

120.00 р.

Москва    165.00 р

Продавец: Izdatel52 (626) 

Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях 1,2.

100.00 р.

Москва    145.00 р

Продавец: Izdatel52 (626) 

Источник

Первый год жизни имеет важнейшее значение
в пси­хическом развитии ребенка. Мозг
развивается в наибо­лее высоком темпе.
Ребенок, вначале беспомощный, к концу
первого года жизни овладевает
прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной
деятельностью, на­чальным пониманием
обращенной речи. Именно в этот период
начинается становление речи как средства
обще­ния, т. е. формируется сугубо
человеческая функция, на развитие
которой в эволюции ушли миллионы лет.

В психомоторном развитии ребенка первого
года жизни выделяют несколько периодов,
на каждом из ко­торых происходит
поступательное усложнение довербальных
форм общения, составляющих основу для
ста­новления речи и мышления (Л. Т.
Журба, Е. М. Мастюкова, 1981).

Уже в первый период – период
новорожденности (О–1 мес.)
наряду с
набором врожденных приспособительных
реакций, играющих основную роль в
жизнедея­тельности организма, можно
с 3–4-й недели жизни вы­явить начальные
предпосылки так называемого
комму­никативного поведения: в ответ
на обращенный к ре­бенку ласковый
голос или улыбку начинает возникать
ротовое внимание–ребенок замирает,
его губы слегка вытягиваются вперед,
он как бы «слушает» губами. Вслед за
этой реакцией появляется улыбка. Уже в
пе­риод новорожденности можно отметить,
что ребенок бы­стрее реагирует на
голос, чем на звучащую игрушку.

Во втором периоде (1–3 мес.)у ребенка
наряду с интенсивным развитием реакций
на зрительные и слу­ховые раздражители
более отчетливо проявляются эмо­циональные
реакции на общение со взрослым:
стабили­зируется» улыбка, а к концу
периода появляется смех. К 3 месяцам у
ребенка начинает развиваться выражен­ная
эмоциональная реакция на появление
взрослого– «комплекс оживления».
Попытка вступить в контакт с ребенком
10–12 недель вызывает у него радостное
оживление, повизгивание, вскидывание
ручек, перебирание ножками, голосовые
реакции. На этом возраст­ном этапе
комплекс оживления возникает при виде
как знакомого, так и незнакомого лица.

Своевременное появление и хорошая
выраженность комплекса оживления
свидетельствуют о нормальном психическом
развитии ребенка.

У детей, которые в дальнейшем демонстрируют
вы­раженные отклонения в психическом
развитии, комплекс оживления и другие
эмоционально-мимические и голо­совые
реакции на все окружающие стимулы
отсутству­ют. Недоразвитие отдельных
компонентов комплекса оживления,
например движений рук или ног (двусто­роннее
или одностороннее), может указывать на
пора­жение двигательной сферы; слабость
или отсутствие го­лосовых реакций
или носовой оттенок голоса характер­ны
для поражения речедвигательной
мускулатуры, что в дальнейшем может
привести к речевым расстройствам.

Отсутствие комплекса оживления или его
парадок­сальность, например появление
страха, крика и других отрицательных
эмоций, характерны для детей с
эмоци­ональными нарушениями–ранним
детским аутизмом, ранней детской
нервностью и другими расстройствами.
Поскольку комплекс оживления формируется
в тес­ной взаимосвязи с развитием
зрения и слуха, то при де­фектах этих
анализаторов он может отсутствовать
или проявляться в рудиментарной форме.
При врожденной слепоте или глухоте и
особенно при сочетании этих де­фектов
комплекс оживления на данном возрастном
эта­пе отсутствует.

При нерезко выраженном поражении
центральной нервной системы у детей,
перенесших родовую травму, асфиксию,
желтуху новорожденных, а также у
недоно­шенных и незрелых комплекс
оживления проявляется в более поздние
сроки. Он также может отсутствовать у
детей, воспитывающихся в условиях
эмоциональной депривации.

В третьем периоде (3–6 мес.) реакции,
входящие в комплекс оживления, все более
дифференцируются. Ре­бенок старше 4
месяцев при приближении к нему взрос­лого
и при попытке вступить с ним в контакт
внима­тельно всматривается в лицо
взрослого, широко откры­вает глаза и
рот, притормаживает общие движения.
Та­ким образом у него проявляется
ориентировочная реак­ция, которая в
одних случаях переходит в радостное
оживление, а в других сменяется страхом
и криком. Следует отметить, что реакция
страха на этом возраст­ном этапе
появляется не у всех детей. Это зависит
от индивидуальных особенностей ребенка,
а также от ус­ловий его воспитания и
окружения. Чрезмерная же выраженность
реакции страха на этом возрастном этапе
характерна для детей с повышенной
нервной возбуди­мостью, ранним детским
аутизмом. Она может быть пер­вым
признаком врожденной детской нервности,
легкой мозговой дисфункции, повышения
внутричерепного дав­ления при
гидроцефалии. Она также характерна для
детей с детским церебральным параличом.

Отсутствие дифференциации комплекса
оживления. на этом возрастном этапе
характерно для задержки пси­хомоторного
развития, в том числе вследствие
недоста­точного общения взрослых с
ребенком. Дифференциа­ция комплекса
оживления раньше происходит у детей,
воспитывающихся дома, чем у детей,
находящихся в детских учреждениях.

К концу этого возрастного этапа ребенок
начинает узнавать мать. Правда, эта
реакция еще очень непосто­янна и ее
появление зависит от многих условий,
поэто­му ее отсутствие не имеет
самостоятельного диагности­ческого
значения. Однако если ребенок узнает
мать, то это говорит о хорошем психическом
развитии ребенка.

Для оценки психического развития на
этом возраст­ном этапе важно проследить,
как ребенок реагирует на игрушку. Ведущей
формой деятельности в этом возра­сте
становится манипулирование игрушкой.
Ребенок не только длительно фиксирует
взор на игрушках и про­слеживает за
их перемещением, но направляет к ним:
руки, схватывает их, тянет в рот. Это
сопровождается выразительными
эмоциональными реакциями: он то
улы­бается, то хмурится.

К концу периода видоизменяется характер
зритель­ного прослеживания. Если
ранее дети следили за пред­метом не
отрывая взгляда, а выпустив предмет из
поля зрения, больше к нему не возвращались,
то после 5 ме­сяцев ребенок, следя за
предметом, как бы «ощупыва­ет» его
взглядом; если при этом его внимание
переклю­чить на другой предмет (лицо
взрослого), то через се­кунду он может
вернуться к активному рассматриванию
игрушки. Проявление этой функции–очень
важный по­казатель нормального
нервно-психического развития.

В этот период интенсивно развиваются
голосовые ре­акции, которые начинают
приобретать некоторую само­стоятельность.
Наряду с певучим гулением к концу
пе­риода появляются лепет, а также
избирательность и дифференцированность
реакций на звук и способность локализовать
звук в пространстве.

В развитии движений рук ведущую роль
начинает играть зрительный анализатор:
к концу периода ребе­нок быстро и
точно направляет руку к игрушке,
распо­ложенной в поле его зрения.

На следующем этапе развития (6–9 мес.)при об­щении ребенка со взрослым у
него отчетливо проявля­ется
ориентировочная реакция, которая
сменяется ре­акцией радостного
оживления на знакомые лица и реак­цией
страха на незнакомые. В некоторых случаях
мож­но наблюдать, как ориентировочная
реакция переходит в познавательный
интерес, минуя реакцию страха.

Отличительной особенностью психического
развития ребенка на этом возрастном
этапе является его готов­ность к
совместному со взрослым манипулированию
иг­рушкой. Кроме того, к концу этого
этапа у ребенка по­являются начальные
элементы общения со взрослым с помощью
жестов. Он протягивает к взрослому руки,
показывая, что хочет на руки, либо тянется
руками к далекому предмету, если хочет
его получить.

Отклонениями от нормального возрастного
развития на этом этапе являются: полное
безразличие к обще­нию со взрослым
(умственная отсталость, выраженная
задержка психического развития, аутизм);
общий комп­лекс оживления и подражательная
улыбка вместо ори­ентировочной реакции
и игрового манипулирования (за­держка
психического развития); чрезмерная
выраженность и длительность реакции
страха, переходящая в реакцию протеста
и препятствующая общению (врож­денная
детская нервность, аутизм, гипервозбудимость).

Для диагностики отклонений развития
на данном возрастном этапе важное
значение имеет оценка реак­ции ребенка
на обращенную речь. При нормальном
раз­витии к концу этого этапа ребенок
должен проявлять начальное ситуационное
понимание обращенной речи, отвечая
действием на словесную инструкцию.
Например, он поднимает голову и глаза
к лампе на вопрос: «Где огонек?»,
прижимается щекой к матери на просьбу
«Поцелуй маму» и т. п. К концу периода
он также обу­чается игре в «ладушки»,
ищет спрятанную у него на глазах игрушку.

Закономерным в этом возрасте является
появление лепета. При общении со взрослым
после того, как пре­одолена ориентировочная
реакция и страх, ребенок на­чинает
произносить цепочки слогов ба-ба-ба,
ма-ма-ма.
Если взрослый начнет отвечать
ему тем же, голосовая активность ребенка
возрастает, появляется радостное
оживление и ребенок будет стараться
подражать взрос­лому и самому себе.
К 9 месяцам наблюдается расцвет лепета,
он обогащается новыми звуками, интонациями
и становится постоянным ответом на
голосовое обраще­ние взрослого.

При отставании в психическом развитии,
при детском церебральном параличе,
аутизме, глухоте, выявляемых в дальнейшем
тяжелых нарушениях речи лепет отсут­ствует
или проявляется в рудиментарной форме.

Пятыйпериод возрастного развития
ребенка первого года жизни (9–12 мес.)
характеризуется прежде всего появлением
нового типа общения со взрослым, а именно
предметно-действенного. Контакт с
ребенком уста­навливается и
поддерживается с помощью ярких пред­метов
и игрушек, которыми ребенок активно
манипули­рует. При этом он начинает
проявлять избирательное отношение к
различным предметам, но у него всегда
от­четливо выражена реакция на новизну.
Характерной особенностью этого этапа
развития является то, что ак­тивная
ориентировочно-исследовательская
деятельность ребенка начинает подавлять
реакцию страха на новые раздражители.

Комплекс оживления в этом возрасте при
нормаль­ном психическом развитии
закономерно угасает. Поэто­му его
выраженность, даже у недоношенного и
ослаб­ленного ребенка, является одним
из признаков задерж­ки психического
развития.

Для диагностики психического развития
ребенка на этом возрастном этапе важное
значение имеет ком­плексная оценка
эмоциональных реакций. При отстава­нии
в психическом развитии у ребенка
отсутствует адек­ватная реакция на
незнакомого человека, нет интереса к
игрушкам, не выражена реакция на новизну,
нет познавательных и дифференцированных
эмоций. Мими­ка таких детей однообразна,
улыбка носит подража­тельный характер
и возникает в ответ на любое улыба­ющееся
лицо взрослого, у них может наблюдаться
не­дифференцированный комплекс
оживления и автомати­ческое зрительное
прослеживание.

У детей с аутизмом предметно-действенное
общение со взрослым не развивается. При
церебральном парали­че обычно
отсутствуют выразительные мимические
и голосовые реакции, из-за двигательных
нарушений ре­бенок затрудняется в
захвате игрушки, и взаимодействии со
взрослым, но при сохранном интеллекте
всегда наблюдается адекватность и
избирательность эмоцио­нальных
реакций.

Важное значение для диагноза и прогноза
отклоне­ний в развитии имеет также
выявление реакции ребен­ка на речевое
общение. Начиная с 9 месяцев дети с
нормальным слухом и интеллектом адекватно
реагиру­ют на обращение, речь, ее
интонацию, откликаются на свое имя,
отвечают действием на некоторые знакомые
словосочетания типа: «открой рот», «дай
ручку» и др. К концу этого периода при
слове «нельзя» большинство детей
перестает тянуться к какому-либо
предмету, т. е. действия ребенка начинают
более отчетливо подчинять­ся словесным
командам, что свидетельствует о начале
развития регулирующей функции речи. К
году ребенок понимает и простую обиходную
речь. Однако необхо­димо отметить,
что указанные функции развиваются у
ребенка не спонтанно, а лишь в процессе
специальных занятий. Поэтому они могут
отсутствовать при педаго­гической
запущенности.

Наряду с оценкой понимания речи следует
обратить внимание и на произносимые
ребенком звуки. Для на­чала этого
этапа развития характерен активный
лепет, состоящий из 5–6 слогов. Ребенок
эхолалично повторя­ет слоги, хорошо
копирует интонацию, воспроизводит
мелодическую схему знакомых фраз, с
удовольствием произносит различные
звукосочетания с губными звука­ми,
восклицания, междометия. Все эти звуки
он сопро­вождает выразительной мимикой
и жестами.

К концу периода ребенок чаще, чем раньше,
обра­щает внимание на лицо говорящего,
кивает головой в знак утверждения и
качает головой в знак отрицания. Его
голосовое общение со взрослым расширяется,
он выражает эмоции удовольствия и
неудовольствия. Боль­шинство детей
сигнализирует о биологических
потреб­ностях и интонационно выражает
просьбу.

Качественной особенностью этого периода
является начало общения ребенка со
взрослым при помощи зву­косочетаний.

В норме на этом этапе у большинства
детей конча­ется доречевой период и
начинается развитие речи. Од­новременно
появляется и новый интерес–рассматрива­ние
книг с картинками. В результате специальных
за­нятий ребенок научается узнавать
на картинках знако­мые предметы,
показывать их по инструкции и затем
обозначать лепетными словами. Развивается
также ин­терес к ритмам простых песен.

Развитие речевого общения в указанном
объеме яв­ляется показателем хорошего
психического развития. При отставании
психического развития ребенок на этом
возрастном этапе не понимает обращенной
речи и не начинает говорить сам. Он также
не стремится к пред­метно-действенному
общению со взрослым. Следует отметить,
что если у ребенка все позитивные
компоненты этого возрастного этапа
хорошо выражены, но он не на­чинает
произносить собственные лепетные слова,
то это не имеет прямого диагностического
значения, так как появление активной
речи отличается большими индиви­дуальными
вариациями.

При нормальном психическом развитии к
концу этого этапа наблюдается выраженная
дифференцированность

сенсорных реакций, которые можно оценить,
наблюдая за игровыми действиями ребенка.
Он радостно играет в прятки, звонит в
колокольчик, привлекая внимание
окружающих, играет со своим изображением
в зеркале, ищет спрятанный предмет,
предпочитает пользоваться

звучащими игрушками, начинает применять
предметы по их назначению–пить из
чашки, есть ложкой и т. п.

Формирование психических функций у
ребенка ран­него возраста в значительной
степени зависит от усло­вий среды и
воспитания (в широком смысле). При этом
ведущая роль принадлежит общению с
матерью. Наши наблюдения показывают,
что развитие этой «взаиморе­гулирующей»
системы «мать–ребенок» составляет
ос­нову для формирования всех
психомоторных функций у

здорового ребенка и особенно у детей с
отклонениями в развитии.

Роль упражнений анализаторных систем
в созрева­нии коры г?