Психомоторное развитие ребенка от года до 2 лет

Психомоторное развитие ребенка от года до 2 лет thumbnail

Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

Что умеет делать годовалый малыш

Психомоторное развитие ребенка от года до 2 лет

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками. 

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Психомоторное развитие ребенка от года до 2 лет

Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

Физические навыки

Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Психомоторное развитие ребенка от года до 2 лет

Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.Физические навыки

  • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
  • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
  • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
  • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.
Читайте также:  Баенская особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка

Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь. 

Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

Психоэмоциональное развитие

Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

  • Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
  • При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
  • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
  • Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
  • Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
  • К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.

Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

Психомоторное развитие ребенка от года до 2 лет

В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

  • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
  • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
  • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
  • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
  • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
  • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
  • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие

В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

  • Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
  • В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
  • Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.

Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно. 

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

Психомоторное развитие ребенка от года до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Читайте также:  Доу роль семьи в речевом развитии ребенка

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

  • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
  • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
  • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
  • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
  • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Источник

Календарь психомоторного развития ребенка (от одного года до двух лет)

На втором году жизни продолжается интенсивное развитие психомоторных функций ребенка. В этот период происходит социализация маленького человека – ребенок учится связно выражать свои мысли, следовать общепринятым нормам поведения. Сравнив показатели интеллектуального развития и социального поведения малыша с нормами, приведенными в календаре развития ребенка, можно заблаговременно выявить отставание в том или ином аспекте психомоторного развития ребенка.

Календарь психомоторного развития ребенка: каким образом он составлен?

Календарь развития ребенка всегда индивидуален. Впрочем, можно выделить некие среднестатистические показатели психомоторного развития ребенка, которым соответствует большинство детей одного возраста. Именно эти усредненные показатели психомоторного развития ребенка и отражены в нижеприведенном календаре развития ребенка.

Календари уровней психомоторного развития ребенка для различных возрастов составляют эксперты ВОЗ путем сравнения индивидуальных календарей развития ребенка из большой статистической выборки детей из благополучных семей в разных странах мира. Однако при составлении календаря развития ребенка обязательно принимаются во внимание национальные особенности. Так, в части, отражающей нормативы разговорных навыков, приведенный ниже календарь психомоторного развития ребенка ориентирован на лингвистические особенности носителей русского языка. Развитие коммуникационных навыков для носителей других языков может отличаться.

Календарь психомоторного развития ребенка: насколько велики индивидуальные отличия?

Впрочем, используя календарь развития ребенка для определения соответствия психомоторных навыков ребенка его возрасту, всегда следует помнить об индивидуальных отличиях в календаре развития каждого ребенка.

Читайте также:  Развитие ответственности у ребенка 6 лет

Так, у большинства малышей часть навыков, приведенных в календаре развития ребенка, может опережать среднестатистические нормы, а часть – несколько отставать от них.

Кроме того, показатели психофизического ребенка зависят от таких факторов, как настроение ребенка, его окружение, время суток и т.д.

Календарь психомоторного развития ребенка: отставание от нормы

Отставание одного из психомоторных навыков ребенка от тех, что приведены в календаре развития ребенка на срок менее трех месяцев, не является симптомом заболевания.

Однако при длительном отсутствии динамики развития психомоторных функций ребенка в течение трех месяцев и более, стоит показать ребенка соответствующему специалисту (неврологу – при отставании в развитии моторных функций или логопеду при отставании в речевом развитии от календаря развития ребенка и т.д.).

Кроме того, не стоит забывать, что интеллектуальное и моторное развитие ребенка зависит не столько от генов, сколько от усилий родителей. Поэтому не стоит пренебрегать развивающими упражнениями, к примеру, такими, как упражнения с мячом для дошкольников.

Календарь психомоторного развития ребенка (от одного года до двух лет)

Календарь психомоторного развития ребенка: возрастной интервалКалендарь психомоторного развития ребенка: понимание речиКалендарь психомоторного развития ребенка: активность речиКалендарь психомоторного развития ребенка: сенсорное развитиеКалендарь психомоторного развития ребенка: играКалендарь психомоторного развития ребенка: движенияКалендарь психомоторного развития ребенка: бытовые навыкиКалендарь психомоторного развития ребенка: эмоции и социальное поведение
1 год – 1 год 3 месяцаРеагирует на одобрение или запрет. Ищет по просьбе взрослого предмет, которым только что играл.Осмысленно произносит слова, состоящие из нескольких слогов с разными гласными.Умеет противопоставлять противоположные качества предметов: «большое и маленькое», «черное и белое». Соотносит между собой и сравнивает свойства предметов. По подсказке взрослого, из нескольких разноцветных фигур способен выбрать предмет нужного цвета.Воспроизводит в игре ранее заученные действия с предметами: кормит куклу, нанизывает кольца на стержень и т.д.Ходит, свободно изменяет положение тела: наклоняется, нагибается и т.д.Самостоятельно ест густую пищу ложкой.Появляется эмоциональное сопереживание. Первые самостоятельные решения. В этом возрасте ребенок начинает проявлять свое несогласие с действиями взрослых.
1 год 4 месяца — 1 год 6 месяцевВыбирает предметы по словесному описанию.Называет предметы и действия в момент заинтересованности ими.Дифференцирует предметы по двум и более признакам (цвет, форма, размер и т.д.) К примеру, способен найти красный кубик среди игрушек.Отображает в игре элементарные цепочки повторяющихся действий (Возит за веревку машинку вокруг стола, строит домик из кубиков).Переступает через палочку, которая лежит на полу без поддержки. Переступает приставным или поочередным шагом 3 палки при поддержке за руку.Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.Использует «да» и «нет» для выражения своего согласия (несогласия) с чем-либо. Начинает различать вещи по принадлежности разным членам семьи «бабушкины очки», «мамина сумка». Начинает внимательно всматриваться в свое отражение в зеркале, идентифицирует его с собой.
1 год 7 месяцев — 1 год 9 месяцевПонимает вопросы взрослого о событиях, которые изображены на картинке и способен описать их.Во время игры словами и двухсловными предложения-ми указывает свои действияДифференцирует 3-4 формы предметов, ориентируется в количествен-ных характеристи-ках «много», «мало». К примеру, способен найти красный маленький кубик среди игрушек.Отображает в игре несложные архитектур-ные формы: «ворота», «хатки», «лавочки».Перешагивает через палку или препятствие высотой до 5 см.Частично снимает одежду при помощи взрослого (ботинки, шапку).Помогает в простой работе (по инструкции). Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами.
1 год 10 месяцев- 2 годаСлушая рассказы взрослого, понимает повествование о событиях, ранее известных ребенку.При общении с взрослыми пользуется предложениями из трех и более слов, при этом умеет заменять существительные местоимениями.Подбирает по образцу 3-4 контрастных цвета, совмещает предметы и их части по форме, размеру, цвету и т.д.В игре воспроизводит ряд последовательных действий.Перешагивает через палку или препятствие высотой 10 см.Частично одевается при помощи взрослого: (ботинки, шапку, носки).Активно использует жесты. Острая реакция на отсутствие матери. Ребенок начинает описывать свои действия: «я сажусь», «я играю» и приглашает взрослых присоединиться к его играм.

Cтатьи по теме:

Метеоризм у грудничка

Функциональные расстройства пищеварения, часто встречаются у грудничков. Метеоризм – одна из таких проблем, которая заключается в повышенном газообразовании в кишечнике, при котором отмечается чувство распирания, урчание в животе…

Читать далее

Ребенку полгода

6 месяцев — первый серьезный рубеж, который проходит ребенок. В этом возрасте малыш начинает по-другому смотреть на мир вокруг себя, делает новые открытия.

Читать далее

Массаж грудничкам

Новорожденные дети нуждаются не только в правильном уходе и своевременном кормлении; для правильного развития им необходимо движение и стимуляция мышц.

Читать далее

Источник