Психолого возрастные и физиологические особенности развития ребенка

Слайд 1
« Психолого-возрастные и физиологические особенности развития подростка»
Слайд 2
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Слайд 3
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.
Слайд 4
Каждый возраст хорош по-своему . И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности . Не исключением является и подростковый возраст: это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений . В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Слайд 5
Подростковый возраст — это тот период жизни , когда у человека формируются нормы и способы построения общения . И помогает этому общественно полезная деятельность в любых ее формах: производственно-трудовой, художественной, общественно-организационной, спортивной, учебной, — а главное, свободный переход от одной ее формы к другой.
Слайд 6
Поэтому в данном направлении необходимо совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Это тем более важно, поскольку основные психологические новообразования подростков — сознательная регуляция своих дел и поступков, умение учитывать чувства, интересы, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения — формируются в развитых формах общественно полезной деятельности.
Слайд 7
Становление психологического механизма, позволяющего учитывать интересы другого человека, происходит именно у подростков . Поэтому от характера и организации их общественно полезной деятельности на этом этапе жизни во многом зависит богатство форм и способов человеческого общения, их нравственного поведения в будущем.
Слайд 8
Становление психологического механизма, позволяющего учитывать интересы другого человека, происходит именно у подростков . Поэтому от характера и организации их общественно полезной деятельности на этом этапе жизни во многом зависит богатство форм и способов человеческого общения, их нравственного поведения в будущем.
Слайд 9
Подростковый возраст — пора жизни, когда особенно волнуют общечеловеческие проблемы и ценности, начинает складываться моральное сознание, намечаются общие контуры жизненной позиции . Но для окончательного ее определения у подростка нет еще необходимого гражданского опыта, четкой ориентации в социальных отношениях.
Слайд 10
У студентов колледжа уже есть для этого все предпосылки — их возраст внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути. Не случайно основным психологическим новообразованием студента-подростка является самосознание.
Слайд 11
У индивида, прошедшего все периоды становления личности, возникают и закрепляются качества, лежащие в основе его мировоззрения и нравственности и необходимые для последующей активной производственной и гражданской деятельности.
Слайд 12
Граница подросткового возраста в медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической литературе понимаются по-разному: то как 11 — 14 лет , то как 14—18 лет , то как 12-20 лет и т. д.
Слайд 13
С позиций подростковой психиатрии, к этому возрасту наиболее рационально относить весь период полового созревания — от его первых признаков до наступления полной зрелости. С последней в настоящее время в большинстве стран совпадает возраст юридической самостоятельности — 18 лет .
Слайд 14
С психологической точки зрения, период полового созревания делят на две части негативную и позитивную стадии: в первой из них (до 15 лет) подросток противопоставляет себя другим, особенно старшим, всюду противоречит, не подчиняется установленным правилам и порядкам;
Слайд 15
— в позитивной стадии (с 16 лет) выступает противоположная тенденция к социализации, приобщению к духовным ценностям своего времени, выработке жизненных правил.
Слайд 16
Половое созревание, как важнейший фактор развития подростка Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка . Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой . Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам . Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков.
Слайд 17
Так , ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать-пятнадцать лет, у девочек — в одиннадцать-тринадцать.
Слайд 18
Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их.
Слайд 19
Нарастание веса также имеет определенные закономерности : до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно одинаков, с одиннадцати до четырнадцати лет вес девочек превышает вес мальчиков , но к шестнадцати годам вес юношей значительно превосходит вес их сверстниц.
Слайд 20
Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы.
Слайд 21
У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или ускорении полового и физического развития. Эти особенности следует учитывать при построении учебных программ.
Слайд 22
У части подростков в начальный период полового созревания также возникают проблемы с запоминанием больших объемов информации . В этот период идет становление половой идентичности, сексуальной роли Это очень важное обстоятельство, т.к. половое созревание — это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка.
Слайд 23
Подросток начинает осознавать себя не ребенком, а в большей степени взрослым, как бы примеряет на себя взрослые роли, которые ему не дают сыграть. Поэтому подростку часто кажется, что его не понимают, что приводит к психологическим и социальным конфликтам, выходом из которых для подростка может стать поиск среды, в которой «понимают».
Слайд 24
Физические и социопсихологические особенности подросткового возраста Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства.
Слайд 25
Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так как он охватывает процесс полового созревания от его первых признаков до полного завершения.
Слайд 26
Переходным подростковый возраст является также в социопсихологическом отношении. Именно на этот период падает формирование характера, т. е. основы личности . В это же время выявляются и закладываются некоторые другие личностные компоненты — способности, наклонности, интересы, значительная часть социальных отношений. Этот возраст неслучайно называют «трудным» .
Слайд 27
Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности — все это обнажает и заостряет слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды.
Слайд 28
Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств , выступающих попеременно.
Слайд 29
Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих.
Слайд 30
Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием.
Слайд 31
Суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся: — реакции эмансипации, — группирования со сверстниками, — реакция увлечения (хобби-реакция), — реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением
Слайд 32
Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте Эти реакции у детей были описаны рядом французских психиатров — G. Heuyer , J. Dublineau , H. Joli , L. Michaux . В нашей стране Г.Е.Сухарева (1959), О.В.Кербиков (1961) и В.В.Ковалев (1973) использовали их для понимания нарушений поведения в детском возрасте. В определенной мере эти детские реакции сохраняют свою роль у подростков. К этим реакциям относятся следующие: — реакция отказа, — реакция оппозиции, — реакция имитации, — отрицательная имитация, — реакция компенсации, — реакция гиперкомпенсаци и .
Слайд 33
Внешний вид подростка, душевное состояние подростка Внешний вид подростка — еще один источник конфликта.
Слайд 34
Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения.
Слайд 35
Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами , которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
Слайд 36
Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников.
Слайд 37
Внутренне происходит следующее: У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются.
Слайд 38
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная . Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.
Слайд 39
Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что!
Слайд 40
В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг — является аналогом психотерапевта.
Слайд 41
Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам).
Слайд 42
Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вместе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны — потребность в единственно-преданном друге, с другой — частая смена друзей.
Слайд 43
Учебная деятельность и образовательное учреждение перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
Слайд 44
Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники). В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя. Подростковый период — это настолько интенсивный этап изменений в жизни подростка, что он поглощает его целиком.
Слайд 45
Нужно дать возможность подростку почувствовать непрерывность жизни и непрерывность изменений и саморазвития, а данный этап лишь как ещё одну , возможно, самую сложную и реальную, ступеньку к взрослой жизни.
Слайд 46
Индивидуальный подход – первая заповедь воспитателя! Когда речь идет о подростке — она особенно важна
Источник
Как уже говорилось выше, творческая деятельность хореографического коллектива, в том числе и создание репертуара должно осуществляться с учетом возрастных особенностей его участников и их ведущей возрастной деятельности.
Именно всестороннее изучение участников коллектива, их возрастных, психолого-педагогических и физиологических особенностей, является основной составляющей успеха. Каждый возраст определяет выбор форм деятельности коллектива, требует создания особых обстоятельств и средств, оказывающих влияние на формирование личности [Саликов Д.Л. Методика учебно-творческой работы в самодеятельном хореографическом коллективе.- М., Искусство, 1988.с.11].
Возрастным особенностям присущи характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов и интересов, социальные проявления, а вместе с тем свои возможности и ограничения в развитии.
В истории возрастной психологии было много попыток построить периодизацию психологического развития человека.
Первое обоснование онтогенеза на отдельные возрасты дал П.П. Блонский, отметив наличие особых, так называемых «переходных возрастов».
Л.С Выготский называет возрастом целостное динамическое образование, структуру, определяющую роль и удельный вес каждой частичной линии развития.
В теории деятельности А.Н. Леонтьева возраст определяется через ведущую деятельность и место человека в системе общественных отношений.
Сравнивая определение возраста, данное в культурно-исторической теории и теории деятельности, заметим, что в первом случае возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями, а во втором — отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.
В настоящее время в качестве эталона возрастной периодизации жизни индивида остается, возрастная периодизация. В качестве предпосылки для построения данной периодизации взяты биологические изменения человека, что не может в полной мере отразить содержание возраста человека.
Общество интенсивно развивается, меняется его социальная структура, набор социальных институтов, в которых, в частности происходит взросление. Соответственно меняется и представление о ребенке, о взрослом, относящемся к какой-либо социальной структуре. Эти перемены приводят к размыванию возрастных ориентиров, в результате чего приходится преодолевать множество преград, решая задачи развития и воспитания ребенка.
Рассмотрим подробно возрастные особенности развития детей.
Младший школьный возраст:
Этот возраст является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка.
Кардинально изменяется его социальный статус — он становится учеником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. Поведенческие особенности ребенка определяются переменой образа жизни в связи с поступлением в школу, кружки, секции. Ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности.
Если в предшествующие годы возрастного развития основным видом деятельности была игра, то теперь на первое место, в его жизни выходит целенаправленная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.
Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развить у ребёнка в этом возрасте, диктуют педагогам строгую целенаправленность деятельности.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью «созерцательной любознательностью».Характерной особенностью младшего школьника является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.
В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка данного возраста представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного обучения.
В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Среди социальных мотивов можно выделить такие мотивы, как статусный мотив, мотив хорошей отметки, мотив утверждения себя в коллективе, стремление к превосходству и признанию сверстниками,
возраст характеризуется бурным развитием потребности в двигательной активности и в исследовании запретных зон.
Наилучшие результаты педагогической деятельности в этом возрасте приносит сочетание труда с игрой, в которых максимально проявляется инициативность, самодеятельность, соревновательность детей. Стремление к яркому, необычному, желание познать мир, двигательная активность — всё это должно удовлетворяться с разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движении, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.
Средний школьный возраст (10-15 лет):
По многим сторонам развития и поведения подростка педагогическая практика считает этот возраст трудным. Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание, которое вносит серьёзные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие.
В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности Восприятие подростка более целенаправленно и организовано, чем восприятие младшего школьника. Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдается в интеллектуальной сфере.В этот период происходит формирование навыков логического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.
Следует отметить, что в старших классах развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей.
Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков.
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.
Коренные преобразования происходят в строении мотивационной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.
В структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками.
Ведущим мотивом деятельности является стремление подростка завоевать определенное положение, добиться признания сверстников. В старших классах учебно-познавательная деятельность подростков начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений.
Старший школьный возраст (15-18 лет):
В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, появляется способность выдерживать большие двигательные нагрузки.
Юношеский возраст — период формирования мировоззрений, убеждений, характера, самоутверждения, самосознания. Усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус личности в коллективе, характер коллективных взаимоотношений. Коллектив шлифует и корректирует качества личности [Подласый И.П Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высш.учеб.заведений: том 2. — М., Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2002. с.15].
Педагогическая эффективность творческой деятельности находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности участников коллектива, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов. Знание возрастных физиологических особенностей необходимо для определения эффективных методов обучения двигательным действиям, для разработки двигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержания работы коллектива, для постановочной работы в коллективе.
Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 — 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.
Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.
Примерно к 12 годам форма грудной клетки приближается к взрослым. Окостенение кисти завершается к 11 — 12 годам. Этот факт необходимо учитывать в педагогической практике, так как кисть у детей утомляется значительно быстрее.
В целом, костная система детей характеризуется более высокой эластичностью, подвижностью и ростом, что предполагает более высокую податливость при воздействии внешних факторов, в том числе — физических нагрузок.
Формирование двигательных навыков прямо зависит от развития двигательных качеств. Формирование двигательных качеств, как и других органов и систем, в онтогенезе происходит неравномерно и гетерохронно. Например, установление выносливости в значительной мере определяется слаженной работой дыхательной, сердечно — сосудистой, двигательной и нервной систем, а развитие силы мышц наиболее тесно связано с ростом костной и мышечной систем, а также с двигательными центрами. Каждому возрасту свойственен определенный уровень развития двигательных качеств. Наивысшие достижения в силе, быстроте и выносливости достигаются в разные сроки.
Наиболее высокий темп развития относительной силы наблюдается от 6 до 11 лет.
Наибольшая эффективность развития скорости одиночных движений установлена в 9 — 13 лет. Значительное увеличение продолжительности работы характерно для возраста от 10 до 14 лет.
Способность к пространственной дифференцировке движений заметно возрастает у детей 5 — 6 лет. Наибольший рост этого двигательного качества наблюдается в 7 — 10 лет, в 10 — 12 лет она стабилизируется.
Под влиянием физических нагрузок все показатели двигательных качеств значительно улучшаются, развиваются раньше и превышают соответствующие показатели в своих возрастных группах.
В упражнениях на выносливость у детей несколько раньше стабилизируются некоторые показатели работоспособности, показатели дыхательной и сердечно — сосудистой систем.
От возраста также зависит утомление. В период утомления двигательные качества у детей угнетаются в большей степени, чем у взрослых. Дети вынуждены прекращать физическую работу при меньших сдвигах гомеостаза. При умеренной аэробной работе в период развивающегося утомления у детей и подростков более выражена дискоординация вегетативных функций.
Возраст влияет и на характер восстановительных процессов после физической нагрузки. После непродолжительных физических нагрузок восстановление работоспособности и вегетативных функций у детей происходит в более короткие сроки. Но при продолжительных, утомительных и продолжающихся нагрузках восстановительные процессы у детей протекают медленнее.
В ходе физической активности у детей физиологические сдвиги, как правило, более выражены. Таким образом, в зависимости от конкретных условий среды процесс развития может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды наступать раньше или позже и иметь разную продолжительность.
Таким образом, возрастным особенностям присущи такие характеристики личности, как характер деятельности, особенности мышления, круг запросов и интересов, социальные проявления, а вместе с тем возможности и ограничения в развитии. Каждый возраст определяет выбор форм педагогической деятельности, требует создания особых обстоятельств и средств, оказывающих влияние на формирование личности. Творческая деятельность должна осуществляться с учетом всех возрастных особенностей участников коллектива и их ведущей возрастной деятельности — это является основной составляющей успеха всей творческой деятельности.
Источник