Психолого педагогическое сопровождение ребенка в развитии личности

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса.
В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.
Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.
Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения.
На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками [1].
Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Поэтому актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны.
В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду.
Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в определенном возрасте.
Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:
— удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);
— обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;
— удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);
— превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;
— формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.
— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
— психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
— развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;
— организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов [2].
В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.
Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие направления работ:
— обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
— развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
— коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
— обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
— расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
— повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
— информационно-аналитическое обеспечение;
— оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса [3].
Психолого-педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуются следующими направлениями:
— профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);
— диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);
— консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);
— развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении);
— коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики).
— просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).
Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет следующую деятельность:
— организация работы ПМП (к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);
— систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;
— осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.
Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм:
— Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).
— Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).
— Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).
— Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).
— Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.
Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть:
— сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;
— разработка карт индивидуального развития дошкольников;
— разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;
— разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей;
— организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации [3].
Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением.
Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса.
Поэтому, целью психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится:
— установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей;
— психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных и потенциальных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них [4].
Федеральные государственные образовательные стандарты — это система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей. Введение стандарта вызвана главной миссией дошкольного образования — наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства! Поэтому, стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.
Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:
— использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
— раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;
— увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;
— уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;
— сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;
— постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;
— оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;
— снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;
— создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;
— сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях [3].
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.
Литература:
1. Михайлина, М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования Материалы III Всероссийского съезда психологов.- СПб., 2003.
2. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений /Е. О. Смирнова.- М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2003.
3. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.
4. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М.: Владос, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое сопровождение дошкольников, организация работы.
Источник
Динамичные
социокультурные условия сегодняшнего
дня побуждают к постановке комплексных
задач, направленных на адекватное
современной психолого-педагогической
ситуации развитие личности в процессе
образования.
Важнейшей задачей
модернизации образования является
обеспечение его качества, доступности,
индивидуализации и дифференциации,
что предполагает:
создание
психологически безопасной образовательной
средыосуществление
квалифицированной диагностики
возможностей и способностей ребенка,
начиная с раннего возраста, психологической
помощи семьям детей групп особого
внимания;помощь (содействие)
ребенку в решении актуальных задач
развития и в выборе для него образовательного
и профессионального маршрута;профилактику
нарушений эмоционально-волевой сферы;помощь в разрешении
проблем во взаимоотношениях со
сверстниками, учителями, родителями.
Особое значение
приобретают вышеназванные позиции в
контексте обозначенных направлений
развития образования, сформулированных
в рамках национальной образовательной
стратегии-инициативы «Наша новая школа».
В частности, в данной стратегии речь
идет о «создании таких условий обучения,
при которых уже в школе дети могли бы
раскрыть свои возможности, подготовиться
к жизни в высокотехнологичном конкурентном
мире». Более того, одной из первостепенных
задач в национальной стратегии определена
необходимость выстраивания «разветвленной
системы поиска и поддержки талантливых
детей, а также их сопровождения в течение
всего периода становления личности».
В последнее
десятилетие в системе образования
России усилиями ученых и практиков
складывается особая культура поддержки
и помощи ребенку в учебно-воспитательном
процессе — психолого-педагогическое
сопровождение. Разрабатываются
вариативные модели сопровождения,
формируется его инфраструктура
(психолого-педагогические и медико-социальные
центры, школьные службы сопровождения,
профориентационные центры, центры
психолого-педагогического консультирования,
психолого-медико-педагогические
комиссии, кабинеты доверия и др.).
Актуальной задачей
современного этапа является реализация
принципиально нового подхода к
деятельности существующих ППМС-центров,
которые сегодня зачастую играют роль
«скорой помощи», корректируя проблемные
ситуации, связанные с трудностями
поведения и обучения ребенка в
образовательном учреждении.
В условиях обновления
содержания образования в соответствии
с основными положениями ФГОС сфера
ответственности ППС (психолого-педагогического
сопровождения) не может быть ограничена
рамками задач преодоления трудностей
в обучении. Она должна включать в себя
задачи обеспечения социализации,
сохранения и укрепления здоровья, защиты
прав детей и подростков, формирования
установок на здоровый образ жизни,
развитие навыков саморегуляции и
управления стрессом, профилактики
поведенческих факторов риска. При этом
в поле зрения таких центров должны
находиться все категории детей, в том
числе, талантливые (одаренные), дети с
ограниченными возможностями здоровья,
дети-инвалиды, поддержка при социализации
которых требует особого внимания.
В связи с этим
перспективным направлением является
создание комплексной модели сопровождения
процессов развития ребенка, которая,
с одной стороны, интегрировала бы
зачастую несогласованные диагностику,
консультативную работу, тренинги и др.,
с другой стороны – объединила бы усилия
всех субъектов: учащихся, учителей,
родителей. Данная модель призвана
способствовать профессиональному
выбору и обеспечивать формирование
самой способности к сознательному
ответственному самоопределению.
Предметом внимания помимо способности
к планированию учебной и профессиональной
карьеры становится более фундаментальная
способность к проектированию собственного
жизненного пути.
Особое место в
деятельности такой модели отводится
психологической поддержке педагога в
процессе его профессиональной
деятельности. Психологическая комфортность
учащихся непосредственно зависит от
психологического здоровья педагога и
уровня его психолого-педагогической
компетентности, личностной регуляции,
которая дает возможность не только
управлять своим поведением, справляться
с жизненными вызовами, достигать
необходимого уровня успешности в
профессиональной деятельности, но и
развиваться, совершенствоваться в
личностной сфере. К сожалению, на
сегодняшний день эффективных моделей
поддержки педагогов, предупреждения
проблем их профессионального выгорания
и деформации разработано и реализуется
недостаточно.
Вместе с тем, не
менее значимыми для современной школы,
требующими профессионального решения
остаются вопросы психологической
безопасности образовательной среды,
принципами проектирования которой
являются:
защищенность
личности, через развитие и реализацию
ее индивидуального потенциала, и
устранение психологического насилия;опора на развивающее
образование, целью которого является
не обучение, а личностное развитие;помощь в становлении
социально-психологической умелости.
Необходимость
проектирования такого рода среды
делает актуальным поиск технологий,
способствующих расширению и углублению
компетентности педагога в области
знаний психологических особенностей
формирования личности, методического
и технологического обеспечения процессов
ее развития, диагностики качественных
изменений, интеграции воздействий на
личность ребенка в процессе обучения,
воспитания, развития и социализации.
Обозначенный
подход предполагает, что специалист
сферы психолого-педагогического
сопровождения, помимо владения методиками
диагностики, консультирования, коррекции,
обладает способностью к системному
анализу проблемных ситуаций,
программированию и планированию
деятельности, направленной на их
разрешение, обеспечению эффективного
взаимодействия в этих целях участников
образовательного процесса (ребенок,
сверстники, родители, педагоги,
администрация).
В связи с этим
актуальной и востребованной становится
разработка комплексной модели
психолого-педагогического сопровождения
процессов развития ребенка в условиях
образовательной среды как интеграции
педагогических, психологических,
управленческих и общественных составляющих
процесса обучения, воспитания и
социализации личности. Под развитием
при этом следует понимать именно
качественное изменение человека.
Целью
психолого-педагогического сопровождения
ребенка в современном образовательном
процессе является обеспечение оптимальных
условий для адаптации, обучения,
воспитания и развития ребенка исходя
из его индивидуальных особенностей,
реал изация которой предполагает
достижение комплекса задач:
предупреждение
возникновения проблем развития ребенка;помощь (содействие)
ребенку в решении актуальных задач
развития, обучения, социализации:
учебные трудности, проблемы с выбором
образовательного и профессионального
маршрута, нарушения эмоционально-волевой
сферы, проблемы взаимоотношений со
сверстниками, учителями, родителями;психологическое
обеспечение образовательных программ;развитие
психолого-педагогической компетентности
(психологической культуры) учащихся,
родителей, педагогов.
В контексте
обозначенных задач психолого-педагогическое
сопровождение реализует основные
направления:
профилактика;
диагностика
(индивидуальная и групповая (скрининг);консультирование
(индивидуальное и групповое);развивающая работа
(индивидуальная и групповая);коррекционная
работа (индивидуальная и групповая);психологическое
просвещение и образование: формирование
психологической культуры, развитие
психолого-педагогической компетентности
учащихся, администрации образовательных
учреждений, педагогов, родителей;экспертиза
(образовательных и учебных программ,
проектов, пособий, образовательной
среды, профессиональной деятельности
специалистов образовательных учреждений).
Главным итогом
деятельности по обеспечению
психолого-педагогического сопровождения,
согласующегося с социальными запросами
населения и требованиями федерального
государственного образовательного
стандарта, является адаптация детей
всех ступеней обучения к быстроменяющейся
жизни, обеспечение организации
образовательного процесса, способствующего,
прежде всего, становлению личности
ребенка.
Обозначенный
результат достигается посредством
создания условий для формирования не
только определенных личностных качеств
(активность, коммуникабельность,
ответственность, социально-психологическая
умелость), но и адекватных требованиям
общества и потребностям каждого
конкретного человека личностных
установок, способных обеспечить качество
жизни.
Таким образом,
эффективное психолого-педагогическое
сопровождение в современных социокульурных
условиях является не просто суммой
разнообразных методов коррекционно-развивающей
работы с детьми, но выступает как
комплексная технология, особая культура
поддержки и помощи ребенку в решении
задач развития, обучения, воспитания,
социализации.
Е.И.Казакова,
И.В.Серебрякова
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник