Психолого педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка

Психолого педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка»

Областной круглый стол

«Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся в образовательных организациях – проблемы, пути их решения»

Педагог-психолог

Макарова Юлия Анатольевна

п. Тюльган, 2017 год

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад «Аленка» (из опыта работы).

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Цель сопровождения в нашем ДОО — создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

— охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В нашем детском саду обучается  282 ребенка, из них 113 человек, нуждаются в коррекционно-развивающей работе.  На сегоднешний день детский сад посещают  4 ребенка-инвалида.

Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:

• дети;        

• воспитатели, педагоги;

• родители (законные представители).

Работа построена по 5 направлениям:

  1. Психологическая диагностика
  2. Коррекционно-развивающая работа
  3. Консультативная работа
  4. Просвещение и профилактика
  5. Организационно-методическая работа

Процесс сопровождения начинается с бережного и конфиденциального сбора информации о различных сторонах жизни и развития ребенка. Для получения и анализа используются различные методы и методики: наблюдение, интервью и беседы с родителями.

Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.

В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации. На детей заполняются адаптационные листы.

По запросу воспитателей и с согласия родителей(законных представителей) проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников.

Получаемые данные психологических исследований являются основанием для осуществления как групповой, так и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.  

Технологии, используемые в коррекционно-развивающей работе:

  • Психогимнастика
  • Релаксационные упражнения
  • Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов
  • Коммуникативные тренинги
  • Телесно-ориентированные упражнения
  • Игровые тренинги
  • Сказкотерапия
  • Арт-терапия

На базе нашего детского сада работает консультативный пункт для родителей (законных предстпавителей), периодически сменяется стендовая информация, работает сайт педагога-психолога, организованы личные встречи. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий, гиперактивности и т.д.

Для теоретико-практической подготовки коллектива к восприятию, принятию, и освоению способов использования психологической информации об индивидуальных особенностях воспитанников в практике педагогической деятельности, организованы:

  • Всеобучи для родителей
  • Методические объединения
  • Совещания
  • Тренинги
  • Выступления на педагогических советах по проблемам интеллектуального и личностного развития детей
  • Ведение для педагогов семинаров, практикумов и тренингов по взаимодействию с детьми
  • Оказание помощи педагогам в подготовке и проведении родительских собраний.

Организационно-методические мероприятия включают в себя :

  • Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам психологического сопровождения воспитанников ДОО
  • Подбор методик для психодиагностических исследований, подготовка стимульного и расходного материала
  • Проведение организационных совещаний педагогов по вопросам диагностических исследований
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства
  • Участие в общественной жизни детского сада.

Для решения поставленных задач на данном этапе я использую следующие коррекционно – развивающие программы:

А.С. Роньжиной «Адаптация» – занятия с детьми 2-4 лет 

Л.М.Шипициной «Азбука общения» -занятия с детьми 4-6 лет

М.Н.Ильиной, Л.Г.Парамоновой, Н.Я. Головневой, Т.Г.Сырицо «Подготовка к школе» — занятия с детьми 6-7 лет

С.В.Крючкова, Н.П.Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» — тренинговая программа эмоционального развития дошкольников.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»

Для  работы с детьми-инвалидами разработаны адаптированные образовательные программы дошкольного образования с учетом рекомендаций ПМПК и индивидуальных потребностей и возможностей воспитанников. Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Сейчас я хотела-бы представить вашему вниманию не большой отрывок коррекционно-развивающего занятия по программе : «Азбука общения».

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Спасибо за внимание!

Источник

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса.

В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения.

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками [1].

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Поэтому актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны.

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду.

Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в определенном возрасте.

Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

—          удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);

—          обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;

—          удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);

—          превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

—          формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

—          предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

—          психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;

—          развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;

—          организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов [2].

В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие направления работ:

—          обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;

—          развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;

—          коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);

—          обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;

—          расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;

—          повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;

—          информационно-аналитическое обеспечение;

—          оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса [3].

Психолого-педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуются следующими направлениями:

—          профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);

—          диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);

—          консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);

—          развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении);

—          коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики).

—          просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет следующую деятельность:

—          организация работы ПМП (к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);

—          систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;

—          осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм:

—          Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).

—          Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).

—          Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).

—          Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).

—          Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть:

—          сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;

—          разработка карт индивидуального развития дошкольников;

—          разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;

—          разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей;

—          организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации [3].

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением.

Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса.

Поэтому, целью психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится:

—          установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей;

—          психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных и потенциальных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них [4].

Федеральные государственные образовательные стандарты — это система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей. Введение стандарта вызвана главной миссией дошкольного образования — наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства! Поэтому, стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:

—          использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

—          раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;

—          увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;

—          уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;

—          сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;

—          постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;

—          оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;

—          снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;

—          создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;

—          сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях [3].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Литература:

1.         Михайлина, М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования Материалы III Всероссийского съезда психологов.- СПб., 2003.

2.         Смирнова, Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений /Е. О. Смирнова.- М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2003.

3.         Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.

4.         Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М.: Владос, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое сопровождение дошкольников, организация работы.

Источник