Психолого педагогический прогноз развития ребенка

Психолого педагогический прогноз развития ребенка thumbnail

Психологический
диагноз имеет смысл не сам по себе, а
для психологического прогноза поведения
и почти всегда содержит в себе прогноз
в явном или неявном виде. (За исключением
диагностики текущего психического
состояния, что обслуживает прежде всего
задачу выбора оптимального метода
взаимодействия с человеком в этом
состоянии).

Психологический
прогноз
– предсказание на основе всех пройденных
до сих пор этапов исследования пути и
характера дальнейшего развития ребенка.
По структуре интеллекта мы можем
прогнозировать, к примеру, относительную
легкость и быстроту усвоения арифметики
и трудности в грамматике. Но при этом
всегда необходимо учитывать комплекс
параметров.

Возможность прогноза

Выготский
считал принципиально возможным
предсказать на основе всестороннего
исследования ребенка путь и характер
детского развития, но только в том
случае, если все условия
развития ребенка сохраняются в прежним
виде и с ним проводится длительное
динамическое
исследование.
Л. С. Выготский считает, что содержание
прогноза и диагноза совпадает, но прогноз
строится на умении настолько понять
внутреннюю логику самодвижения процесса
развития, что на основе прошлого и
настоящего намечает путь развития при
всех прочих условиях, сохранившихся в
прежнем виде. Условием проникновения
во внутреннюю логику самодвижения
процесса развития является разбивка
прогноза на отдельные периоды и длительные
повторные наблюдения.

Л.А.
Венгер подчеркивал, что если обучение
играет в умственном развитии ведущую
роль, то естественно, что существенное
изменение условий обучения может
решающим образом повлиять на дальнейшее
развитие, изменить его показатели, и,
следовательно, любые далекие прогнозы
развития неправомерны, а близкие
оправданы только в том случае, когда
основываются на действительно
содержательных и надежных методиках.

1.
Прогноз возможен при комплексном
лонгитюдном исследовании

2.
И знании, какое влияние окажет среда

Развитие
каждой личности таит самые непредсказуемые
возможности, велика опасность ложного
прогноза этого развития, основанного
на здравом смысле или тестах, используемых
для отбора детей по степени выраженности
ихспособностей.
Нередко интеллектуальные вундеркинды,
дети с ускоренным умственным развитием,
бурно стартовав в самом раннем возрасте,
угасают, достигнув совершеннолетия. О
таких детях Л. С. Выготский любил
повторять, что будущее
вундеркинда — в его прошлом.

В прошлом остаются дети, которым поспешили
выдать вексель будущих Моцартов,
Прокофьевых или Байронов, а тем самым
предопределили драматическую судьбу
личности с несбывшимися ожиданиями. В
истории культуры сохранились сведения
о многих детях, судьба которых передается
сказкой Г. X. Андерсена о гадком утенке.
Такими «гадкими утятами» были и Эдисон,
исключенный за бездарность из школы, и
Эйнштейн, поздно начавший говорить. Они
смогли состояться во многом вопреки, а
не благодаря общественному приговору,
судящему о ребенке не по его возможностям,
а по наличным способностям.

Одним
из самых больных вопросов психологического
тестирования является относительно
низкая прогностическая валидность
существующих тестов интеллекта. Так,
согласно современным исследованиям,
показатели IQ в среднем коррелируют со
школьной успеваемостью при величине r
= 0,40 — 0,50 (т. е. объясняют всего лишь около
16–25% вариаций учебных достижений
учащихся). При этом разброс значений
коэффициентов корреляции в разных
исследованиях колеблется от -0,03 до 0,61
(Дружинин, 1988). Значительно ниже
корреляционные связи показателей IQ с
успешностью профессиональной деятельности
(Трост, 1999; Стернберг, 2002). Например, по
данным У. Шнайдера, IQ «экспертов» (высоко
квалифицированных профессионалов), как
правило, не превышает 120 (1993). Таким
образом, показатели уровня психометрического
интеллекта в детском, подростковом или
юношеском возрасте далеко не всегда
являются гарантией достижений личности
в зрелости, поскольку другие аспекты
жизни ребенка или взрослого (в том числе
«фактор случайного события») могут
оказаться более значимыми с точки зрения
их влияния на рост индивидуальных
интеллектуальных ресурсов.

Успешность
работы

Обучение

Профессии
общего типа

Высокой
сложности

0,58

0,50

Средней
сложности

0,51

0,57

Низкой
сложности

0,40

0,54

Рабочие
профессии

Высокоточные

0,56

0,65

Вспомогательные

0,23

Предсказательная
валидность интеллекта в профессиях
разного уровня сложности. Дж. Хантер
провел метаанализ 515 исследований,
посвященных предсказательной валидности
Тестовой батареи общих способностей
(GATB) Службы трудоустройства США. Эти
исследования охватили в общей сложности
более 38 тысяч человек, занятых в 515 видах
профессиональной деятельности (1986).
Примечание. Цифры означают корреляцию
между показателями тестов интеллекта
и достигнутыми успехами в работе и
обучении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Модель
психолого-педагогического прогнозирования

В
Концепции развития психологического
обеспечения образования в РФ одной из
основных задач ставится создание
целостной системы психологического
обеспечения образования на всех уровнях
(от дошкольного до высшего профессионального
образования), включающей
социально-психологическое проектирование,
экспертизу и мониторинг условий и
результатов образовательной деятельности,
в том числе в части влияния образовательной
среды на здоровье, развитие и психологическую
безопасность обучающихся, воспитанников.
Кроме того — усиление профилактической
направленности в деятельности
психологической службы образования
как основы ее экономической эффективности,
обеспечивающей снижение затрат на
преодоление асоциальных явлений и их
негативных последствий в детской и
молодежной среде [Error: Reference source not found,
Error: Reference source not found].

Проектирование
в настоящее время рассматривается как
важнейшая составляющая педагогической
деятельности. Этот процесс охватывает
образовательные системы различного
уровня (федеральные, региональные,
муниципальные), содержание образования,
педагогические технологии, управление
педагогическим процессом, планирование
и контроль развития образовательного
учреждения и многое другое. Проектируя
образовательные системы и технологии
в современных условиях, разработчики
стараются учитывать интересы учащихся,
строить процесс обучения разнопрофильно,
на разную глубину усвоения изучаемого
материала, так, чтобы цели обучения
соответствовали возможностям и желаниям
обучаемых и социальному заказу общества.
Необходимой составной частью проектирования
инновационной деятельности является
моделирование. С помощью моделирования
в проектировании сравниваются и
оцениваются варианты проектных решений,
имитируются реальные процессы развития,
принимаются решения о выборе альтернатив.
Моделирование в проектировании позволяет
оперировать с объектами, относительно
которых не имеется полноты знаний.
Модели отражают самые существенные,
определяющие устойчивые свойства
объектов, относительно которых имеются
принципиально неполные знания [Error: Reference source not found].

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка овз в доу

Применение
в образовательной практике знаний о
законах и механизмах функционирования
психики в различные возрастные периоды,
использование в повседневной педагогической
работе достижений психологической
науки в сочетании с личностно-ориентированной
позицией и гуманистической направленностью
педагогических методик и технологий
обеспечивают бережное отношение к
личности ребенка, позволяют максимально
раскрыть его потенциал, что в полной
мере соответствует Концепции модернизации
российского образования [Error: Reference source not found].

Усиление
профилактической направленности
психологического обеспечения невозможно
без знания причин, приводящих к
«асоциальным явлениям и их негативным
последствиям в детской и молодежной
среде». Экспертиза и мониторинг условий
и результатов образовательной деятельности
включает в себя этап прогнозирования
влияния системы образования в целом и
ее элементов на развитие и, в конечном
итоге, здоровья обучающихся.

Таким
образом, прогнозирование является
актуальной психолого-педагогической
проблемой.

Прогноз
— предсказание будущего с помощью
научных методов или сам результат
предсказания. Прогноз — это научная
модель будущего события, явлений и т.
п. [Error: Reference source not found]

Прогнозирование
— от греч.Prognosis — предвидение, — опережающее
отражение будущего; вид познавательной
деятельности, направленный на определение
тенденций динамики конкретного объекта
или события на основе анализа его
состояния в прошлом и настоящем. [Error: Reference source not found,
Error: Reference source not found]

Прогнозирование,
разработка прогноза; в узком значении
— специальное научное исследование
конкретных перспектив развития
какого-либо процесса.

Прогнозы
делятся по срокам на краткосрочные,
среднесрочные, долгосрочные; по масштабу
на личные, на уровне предприятия
(организации), местные, региональные,
отраслевые, страновые, мировые
(глобальные). [Error: Reference source not found]

Прогнозирование
— в узком значении — специальное научное
исследование перспектив развития
какого-либо явления. Прогнозирование
в этом значении выступает в качестве
формы научного предвидения. По предмету
могут быть выделены прогнозирование
естествоведческое и обществоведческое.
Объекты естествоведческого прогнозирования
характеризуются неуправляемостью или
незначительной степенью управляемости;
предсказание в рамках естествоведческого
прогнозирование является безусловным
и ориентированным на приспособление
действий к ожидаемому состоянию объекта.
В рамках обществоведческого прогнозирования
может иметь место самоосуществление
либо саморазрушение прогноза как
результат его учета. Таким образом,
прогнозирование управляемых процессов
(главным образом, обществоведческое
прогнозирование) ориентируется на
оценку вероятного (при условии сохранения
наблюдаемых тенденций) и желательного
(при условии заранее заданных норм)
состояний объекта с целью оптимизации
принимаемых решений (поисковые и
нормативные прогнозы соответственно).

Источниками
информации о будущем, лежащими в основе
прогнозирования, являются: основанная
на опыте, аналогии оценка путей развития
и перспектив прогнозируемого явления;
экстраполяция известных тенденций;
модель состояния явления в будущем,
основанная на учете изменения (желательного
или ожидаемого) тех показателей,
перспективы развития которых достаточно
известны.

Соответственно
возможны три основных класса методов
прогнозирования в социальной сфере
(используемых как взаимодополняющие):
1) опрос населения (экспертов) с целью
упорядочения, объективизации субъективных
оценок прогнозного характера; 2)
экстраполирование и интерполирование
— построение динамических рядов развития
показателей прогнозируемого процесса;
3) моделирование — построение поисковых
и нормативных моделей с учетом вероятного
или желательного изменения прогнозируемого
явления на основе наличных данных о
масштабе и направлении изменений. В
прогнозировании используются методы
аналогии, индукции и дедукции,
статистические, экономические,
социологические и др. Типовая методика
прогнозирования включает следующие
этапы: 1) предпрогнозная ориентация
(определение объекта, предмета, проблемы,
цели, задач, времени упреждения, рабочих
гипотез, методов, структуры, организации
исследования); 2) сбор данных прогнозного
фона (т.е. влияющих на развитие объекта
по непрофильным, смежным отраслям
прогнозирования);3) построение исходной
(базовой) модели (т.е. системы показателей,
параметров, отображающая характер и
структуру объекта); 4) поисковый прогноз
(проекция в будущее исходной модели по
наблюдаемой тенденции с учетом факторов
прогнозного фона; цель — выявление
подлежащих решению перспективных
проблем); 5) нормативный прогноз (проекция
исходной модели в будущее в соответствии
с заданными целями и нормами по заданным
критериям); 6) оценка степени достоверности
и уточнение прогностических моделей;
7) выработка рекомендаций. [Error: Reference source not found]

Методы
прогнозирования — методы, обеспечивающие
научно обоснованные прогнозы будущего:


экспертные оценки;


экстраполирование;


моделирование;


применение аналогий. [Error: Reference source not found]

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Читайте также:  Нормы развития речи ребенка 7 лет

Источник

Как
видно из общих положений и названия
раздела, в ка­честве итоговой части
заключения выступает четко сформу­лированный
психологический
диагноз,
соответствующий
ему вероятностный
прогноз
дальнейшего
развития ребенка и вытекающие
из него рекомендации
специалистам
по особен­ностям обучения, сопровождения,
в том числе необходимой специализированной
помощи ребенку во внеучебной деятель­ности,
в домашних условиях.

Совершенно
естественно, что результатом целостного
пред­ставления
о состоянии ребенка, причинах и
механизмах, при­ведших
к данному варианту развития должно
стать некое результирующее
определение, или психологический
диагноз, которое
даст возможность использовать в работе
с ребенком одну
из имеющихся развивающих или коррекционных
тех­нологий,
позволит соответствующим образом
изменить саму образовательную
технологию, приспособить ее к конкретно­му
ребенку, организовав тем самым
личностно-ориентирован-ное обучение.

Психологический
диагноз должен строиться на:

  • анализе
    результатов углубленной психологической
    диагности­ки,
    в том числе обучаемости ребенка;

  • анализе
    анамнестических данных;

  • анализе
    поведения ребенка и специфики внешних
    особеннос­тей
    (характерных признаков) в целом, а не
    только в процессе об­следования;

135


критичности,
адекватности (в том числе по отношению
к самой процедуре
обследования) как наиболее важных
неспецифичес­ких
диагностических критериев.

Следует
отметить, что в действительности два
последних пункта
должны быть проанализированы в рамках
оценки результатов
самого обследования.

Исходя
их соображений, приведенных в предыдущем
па­раграфе,
психологический диагноз есть отнесение
данного конкретного
варианта развития (состояния ребенка)
к одной из
типологических групп. При этом постановка
психологи­ческого
диагноза предполагает понимание
механизмов и ве­роятных
причин, приведших к данному варианту
развития. Так,
например, парциальная несформированность
регулятор-ного компонента деятельности
как психологический диагноз предполагает
не только специфичное поведение ребенка,
обус­ловленное
той или иной степенью незрелости или
несформи-рованностью
системы регуляции, но и в большинстве
случаев наличие
тех или иных признаков неврологического
неблаго­получия
(по крайней мере, в раннем возрасте),
которые и являются
одной из основных причин подобной
регуляторной незрелости.
То есть причины будут находиться «на
уровне» особенностей
неврологического статуса. В связи с
этим стано­вятся
понятными и механизмы возникновения
синдрома ре­гуляторной
незрелости.

Помимо
соотнесения состояния ребенка с тем
или иным типологическим
вариантом в психологическом диагнозе,
как показывает практика образования,
должны быть представле­ны
и такие важные показатели состояния и
особенностей раз­вития
ребенка, как:

  • уровень
    общего психического тонуса, психической
    активности,включая
    особенности работоспособности и
    темповых характе­ристик
    деятельности;

  • характер
    (профиль) латеральных предпочтений
    (как отражениеособенностей
    межфункциональных взаимодействий).

Зафиксировать
эти показатели нам представляется
чрезвы­чайно важным непосредственно
для организации самого про­цесса
обучения, тем более в системе специального
образования, так
как они оказываются необходимыми для
организации всей дополнительной
специализированной помощи ребенку.

136

Кроме

того,
в итоговой части заключения желательно
при-

естй

особенности
социальной ситуации развития (если это
‘и1’лено
в ходе обследования или стало известно
при беседе ВЬ1Ядйтелями,
педагогами и т.п.). Такое описание, не
будучи С
следственно самим психологическим
диагнозом, являет-116
необходимым как для определения
вероятностного про-С
за так и для оптимального выбора тех
или иных коррек-пяонных
мероприятий.

Психологический
диагноз и социальный фон, на котором
происходит
развитие ребенка, могут и должны быть
сформу­лированы
в достаточно краткой форме — в виде
одного-двух предложений.

Например,
подобный диагноз может быть сформулирован
следующим
образом:

«…Таким
образом, в данном случае можно говорить
о парциаль­ной несформированности
регуляторного компонента деятельно­сти
у истощаемого ребенка с низким уровнем
психического тону­са
и психической активности, отягощенного
эмоциональной не­зрелостью
(вероятно, следствием незрелости
регуляторного плана
и невозможности регуляции собственных
эмоций) и нали­чием
большого количества левосторонних
латеральных предпоч­тений
на фоне неблагоприятной семейной
ситуации (неполная семья
— ребенка воспитывают две бабушки и
мать) и гиперопеки в
воспитании».

Вероятностный
прогноз развития
опирается
на пони­мание
места выявленного типа психического
дизонтогенеза в общей схеме отклоняющегося
развития. В данном случае мы подразумеваем
понимание не только места конкретного
вари­анта
развития, но и возможности и вероятности
девиации развития
в сторону той или иной группы отклоняющегося
развития
или девиации непосредственно внутри
самой груп­пы.
Безусловно, это представляет значительную
сложность без
знания и анализа социальных условий
жизни ребенка, понимаемых
в широком смысле этого слова: в семье,
в обра­зовательном
учреждении, в микросоциальной группе.
Веро­ятностный
прогноз следует привести независимо
от особенно­стей
социальных условий.

Ресурсные
компенсаторные возможности ребенка
всегда остаются
в большой степени не диагностируемыми.
На насто­ящий
момент практически нет таких методических
средств (в
том числе и аппаратурных), которые могли
бы в какой-

137

либо
определенной степени показать подобные
возможное? ребенка. Поэтому да*,е
в наиболее благоприятной ситуацц^ при
включении всех необходимых специалистов
и адекват’ ной
программе обучения, но при отсутствии
достаточного ре
сурса
динамика развития ребенка может
оказаться низкой, а
прогноз
— неблагоприятным. И, наоборот, в
неблагоприят­ной
обстановке, при отсутствии достаточной
помощи, но с
достаточными
ресурсными и компенсаторными
возможнос­тями
развитие ребенка вдруг пойдет более
динамично и не­благоприятный
прогноз не оправдается. Поэтому мы
можем говорить
только о вероятностном
прогнозе
развития в отли­чие
от условно-вариантного
прогноза,
как это предлагается Г.В.
Бурменской [19; 27].

Читайте также:  Программа индивидуального развития ребенка в доу по фгос

Понятно,
что при прогнозировании дальнейшего
развития ребенка
очень много зависит от его возраста на
момент обсле­дования.
Чем меньше возраст, тем благоприятнее
при прочих равных
будет прогноз. Так, если ребенку из
предыдущего примера
уже десять лет, то вероятностный прогноз
дальней­шего
развития может выглядеть следующим
образом:

«…
В данной ситуации в дальнейшем можно
предположить девиацию развития
в сторону дисгармонического пути
развития по интропу-нитивному
типу, усугубление трудностей взаимодействия
со свер­стниками.
Возможны варианты развития психосоматических
(сома-топсихических) нарушений».

Если
же ребенку в н&шем примере около семи
лет, то про­гноз
будет более мягким и будет звучать как:

«…В
данной ситуации можно предполагать
возникновение сомати­ческих заболеваний
в ситуации ужесточения требований к
ребенку или
резкого изменения всей социальной
ситуации развития. В даль­нейшем при
отсутствии адекватного сопровождения
и подбора адек­ватных
коррекционно-развивающих мероприятий
возможна девиа­ция
развития в сторону дисгармонического».

Рекомендации
составляют,
пожалуй, наиболее важный раздел
заключения. Оци
представляют обоснованную
пос­ледовательность
включения в работу с ребенком тех или
иных специалистов,
определение ведущего направления и
после-138

ательность
собственно психологической коррекционной
‘°боты
(использование тех или иных развивающих
или екционных
ПрОГрамм)
с
учетом не только типа отклоня-тпегося
развития, но и специфики формирования
базо-ыХ
составляющих, а также хотя бы примерное
определе­ние
длительности и формы коррекционно-развивающей
ра­боты-

Педагогу
должны быть даны предложения по
организа­ции
наиболее продуктивной работы с ребенком
с учетом его темповых
характеристик, особенностей процесса
утомления и
истощения при деятельности в режиме
фронтального уро­ка,
возможный (или необходимый) уровень
индивидуали­зации процесса обучения
с учетом особенностей развития, в
том числе развития отдельных психических
функций, ре-гуляторной
и мотивационной зрелости ребенка.
Должны быть обоснованы,
если это необходимо, изменения режима,
типа или
формы обучения (окончательное решение
подобных воп­росов
должно приниматься школьным консилиумом
или ПМПК).

Далее
должны быть четко и ясно сформулированы
опти­мальные
для адекватного развития ребенка
изменения соци­альной
ситуации (в том числе желаемые,
психологически оп­равданные
и возможные изменения внутрисемейных
отноше­ний),
обоснованы требования к режиму, нагрузкам
во внеучебное
время.

В
тех случаях, когда ребенку не может
быть оказана необ­ходимая
психологическая помощь (как по содержанию,
так и
по объему), должны быть даны рекомендации
по обраще­нию
в соответствующее образовательное
учреждение (напри­мер,
в ППМС-центр, учреждение дополнительного
образова­ния),
где также может быть оказана необходимая
помощь в виде
соответствующей кружковой работы и
т.п.

Здесь
же приводится перечень специалистов,
которые, по мнению психолога, могут
участвовать в дополнительной по­мощи
ребенку, в том числе перечень рекомендуемых
консуль­таций,
определяются сроки повторного
(динамического) об­следования
психологом.

Родителям
(лицам, их заменяющим) даются рекомендации
в
устной форме в соответствии с уровнем
их социокультурно­го
развития и пониманием проблем ребенка.

Укажем
возможные рекомендации для вышеприведенного
случая.
Рекомендации будут значительно
различаться в за-

139

чтобы,
с одной стороны, представить информацию
Т
кев
адекватном виде, с другой — не ущемлять
прав

висимости
от возраста ребенка. Так, если ребенку
около лет,
они могут выглядеть следующим образом:

«…Рекомендованы
групповые занятия по формированию perv
ляторного
компонента деятельности (цикл,
ориентированный на 24-32
занятия, 2 раза в неделю), занятия по
психомоторной кор­рекции
(в рамках занятий физической культурой),
разумное дози

•;
рование учебных и внеучеэных нагрузок.
По возможности (с уче­том
дозирования нагрузок) групповая игровая
терапия с целью

•;
•: формирования адекватны* эмоциональных
реакций и коммуника-

-•■.«>
тивных навыков.

Рекомендована
консультация невролога для решения
вопроса о необходимости
медикаментозного лечения, консультация
(для ро­дителей)
психотерапевта по вопросам воспитания
и нормализации внутрисемейных
отношений».

Если
ребенок с тем же диагнозом уже достиг
десятилетне­го возраста, то собственно
коррекционные занятия по форми­рованию
регуляторного компонента деятельности
уже не бу­дут
адекватными возрасту ребенка и в
соответствии с этим в качестве
методов, способствующих формированию
регуляции, можно
рекомендовать занятия неконтактными
видами вос­точных
единоборств (внутренние стили ушу,
айкидо) для маль­чиков.
Для девочек этого возраста можно
рекомендовать за­нятия
ритмикой, танцами (несложными), простыми
видами аэробики.
В случаях грубой регуляторной незрелости
и для мальчиков,
и для девочек должны предшествовать
занятия лечебной
физкультурой и общей физической
подготовкой с теми
же целями.

Помимо
этого в данном возрасте чрезвычайно
полезными для
формирования эмоциональной сферы
окажутся уже раз­личного рода тренинги
(личностного роста, тренинг комму­никативных
навыков и т.п.). Но даже в этом возрасте
необхо­дима
консультация как невролога, так и
психотерапевта для помощи
ребенку и семье в целом.

Рекомендации
родителям приводятся, как правило, в
рамках
консультации в развернутой устной
форме. В слу­чае несогласия родителей
с предлагаемыми мероприятия­ми
отказ родителей должен быть зафиксирован.
При необ­ходимости
(по желанию родителей) дубликат заключения
может
быть выдан им в письменном виде. В этом
случае оно
должно быть переструктурировано и
написано таким

140

ебенка.

оРе

Р1

Соседние файлы в папке Архив WinRAR

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник