Психолого педагогический мониторинг развития ребенка
Педагогический мониторинг развития детей дошкольного возраста
Цель мониторинга – выявление и оценка уровня достижений ребёнком в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии, согласно заявленным результативным показателям Программы.
Задачи мониторинга:
На основе анализа диагностических данных выявить личностные достижения ребёнка в процессе освоения Программы.
Разработать индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения ребенка в соответствии с полученными данными.
Осуществить действенную обратную связь в системе «руководитель – педагог – родитель – ребенок» для принятия адекватных мер регулирования и прогнозирования развития, совершенствования образовательного процесса.
Основная задача мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить, при необходимости, индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Функции мониторинга: диагностическая, аналитическая, прогностическая, коррекционно-образовательная, проективная.
Периодичность мониторинга устанавливается календарным учебным графиком МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 183» и обеспечивает сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Периодичность мониторинга: 2 раза в год (сентябрь — октябрь, май, промежуточный – в середине года по необходимости).
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга, является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Объект мониторинга — образовательный процесс.
Предмет мониторинга — составляет индивидуальное развитие детей, характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми. Эти особенности могут быть обусловлены биологически (темпом созревания нервной системы, соотношением процессов возбуждения и торможения, типом темперамента, задатками); спецификой социальной микросреды, прежде всего детско-родительскими отношениями; индивидуальным опытом ребенка, опытом его деятельности и общения; условиями его образования.
Осуществление мониторинга позволяет реализовать следующие функции, раскрывающие характеристики образовательной деятельности:
- изучение состояния образовательной деятельности для получения оперативной информации. Тем самым, обеспечивается корректировка образовательной деятельности в направлении совершенствования.
- своевременное выявление изменений в образовательной деятельности, а также факторов, которые их вызвали.
- предупреждение негативных тенденций, рисков в образовательной деятельности.
- обеспечение полноты реализации и оценка эффективности методического обеспечения образовательной деятельности.
- получение информации об эффективности педагогических воздействий.
Принципами педагогической диагностики выступают:
- принцип последовательности и преемственности, который проявляется в изучении ребенка на разных этапах его развития, на основе чего создается представление о целостной картине его индивидуального развития в период получения дошкольного образования;
- принцип доступности диагностических методик и процедур для применения;
- принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих «зону ближайшего развития» ребенка.
Этапы педагогического мониторинга:
- Этап: Определение цели, задач, предмета мониторинга, выделение мониторинговых показателей, являющихся критериями изменений состояния объекта, подлежащего данному исследованию.
- Этап: Сбор мониторинговых данных с помощью методов, адекватных цели и задачам мониторинга. На данном этапе выявляются условия реализации образовательных технологий, определяются способности, интересы и другие индивидуальные особенности детей в отношении к этим условиям, создается основа для рефлексии педагогом собственной профессионально-педагогической деятельности.
- Этап: Анализ и обсуждение полученных данных, их интерпретация и описание.
- Этап: Принятие решений по регуляции образовательной деятельности.
Организация педагогического мониторинга
В качестве основного метода, наиболее органично вписывающегося в образовательную деятельность в условиях детского сада, является включенное наблюдение, которое может дополняться педагогом изучением продуктов деятельности детей, свободными беседами с детьми, анкетированием и интервьюированием родителей как экспертов в отношении и особенностей их ребенка.
Наблюдение осуществляется педагогом повседневно, во всех образовательных ситуациях, попутно с выполнением иных профессиональных функций. Подобное наблюдение за ребенком педагог осуществляет в естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является отсутствие противопоставления повседневного педагогического общения с ребенком и диагностического общения.
Педагогический мониторинг проводится во всех возрастных группах 2 раза в год — в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы, а также разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты по образовательным областям с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки. В середине учебного года педагогическая диагностика проводится только с детьми «групп риска» по необходимости. В конце учебного года организуется итоговая диагностика. Проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Данные обсуждаются и интерпретируются, выявляются причины недостатков, определяются ресурсы и пути для их минимизации.
Таким образом, определяется основа для конструирования образовательного процесса на новый учебный год, а также для организации методической работы с педагогами.
Педагогический мониторинг проводится по 5 образовательным областям, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Процедура педагогического мониторинга.
- й шаг. Педагоги изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направлениям их реализации. Данные показатели составят для педагога схемы наблюдения за детьми.
- й шаг. Педагоги, работающие в данной возрастной группе, соотносят свои наблюдения и определяют уровень эффективности педагогических воздействий по образовательным областям в отношении каждого ребенка. В ходе педагогической диагностики заполняются Карты педагогического мониторинга по образовательным областям, для проведения сравнительного анализа, где воспитатели и специалисты проставляют баллы, которые характеризуют развитие навыков и умений, соответствующих возрастным возможностям детей:
- балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить, (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для заполнения Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной программы.
Значение для Карты индивидуального развития определяется в соответствии со следующей таблицей:
Среднее значение по Карте педагогического мониторинга | Уровень формирования навыков и умений | Краткое обозначение результата | Значение для Карты индивидуального развития |
От 1 до 2,0 | не сформированы, не освоены | Н | 1 |
От 2,1 до 3,7 | находятся в стадии формирования, частично освоены | С | 2 |
От 3.8 до 5,0 | навыки освоены, умения сформированы | В | 3 |
Музыкальные руководители и инструкторы по физической культуре, педагог-психолог, учителя-дефектологи, учитель-логопед принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности. Результаты проведённой диагностики специалисты так же заносят в Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника.
Таким образом, для каждого ребенка определяется «зона ближайшего развития».
3-й шаг. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности с группой детей, а так же разрабатываются Индивидуальные образовательные маршруты для детей, имеющих затруднения в освоении Образовательной программы дошкольного образования.
В конце учебного года воспитатели знакомят родителей (законных представителей) воспитанников с результатами педагогической диагностики, занесёнными в Карту индивидуального развития ребёнка, о чём свидетельствует подпись.
Источник
Психологический мониторинг реализует следующие
задачи:
- получение
максимально полной психологической информации, характеризующей
образовательный процесс в ОУ; - предоставление
этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня; - структурирование
системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
Работа психологической службы ОУ в режиме психологического
мониторинга осуществляется по следующим направлениям:
психологическая
диагностика —> анализ
результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные
мероприятия —> психологическая диагностика —> анализ
результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные
мероприятия и т.д.
Психологический мониторинг – комплексная технология,
объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему
психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых
строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять
психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую
цель.
При помощи психологического мониторинга оценивается процессуальная
сторона обучения и, прежде всего, качественные характеристики восприятия и
усвоения знаний учащимися. Следовательно, в качестве показателя результативности
нами рассматривается динамика психологического развития ребенка (то есть
возникновение и развитие психических новообразований – познавательной
мотивации, расширения зоны ближайшего развития, субъективной позиции в
деятельности, произвольности и др.).
При помощи психологического мониторинга отслеживаются
следующие психологические критерии, показатели результативности
образовательного процесса в школе:
- познавательная
сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее
развития, сформированность учебной деятельности; - мотивационная сфера и динамика
ее развития; - эмоционально-волевая
сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние
эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными
сторонами образовательного процесса; - личностная
сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации,
ценностные ориентации) и динамика ее развития.
Периодичность проведения
психологической диагностики на различных ступенях обучения:
1. Диагностика познавательной сферы учащихся. В соответствии со спецификой
качественных изменений в умственном развитии школьников и закономерностей
становления учебной деятельности можно выделить особые “показательные” этапы
школьного образования. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах,
выявляет качественные изменения и определяет общие тенденции в умственном
развитии и формировании учебной деятельности у школьников, т.е. наиболее
достоверно представляет результаты образовательного процесса с точки зрения
общей образованности учащегося.
1 этап – поступление в школу. Задачи этапа: выявить фоновый уровень умственного развития
и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности.
2 этап – обучение в первом классе. Задачи этапа: обеспечение адаптации к
школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении,
поведении и самочувствии в школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи.
3 этап — обучение во втором – третьем классах начальной школы. Задачи
этапа: выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной
деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания
условий для развития школьника.
4 этап – переход из начальной школы в среднюю. Задачи: выявить изменения
в умственном развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития,
спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе;
выделить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития.
5 этап – обучение в среднем звене школы. Задачи: изучение и отслеживание уровня обученности
школьников и развития умственных способностей.
6 этап – интеллектуальное и познавательное самоопределение. Задачи: определить умственный
“профиль” и изучить качество и уровень усвоения базовых учебных предметов
учащимися; выявить уровень развития теоретического и практического интеллекта;
определить приоритетное развитие гуманитарных, математических и технических
способностей; измерить развитие различных функций интеллекта.
7 этап – итоговый. Задачи: изучить общий уровень умственного развития и
сформированности учебной деятельности у выпускников средней школы, проанализировать
качество овладения понятиями и логическими операциями на материале основных
учебных дисциплин, оценить способность к наглядному и образному мышлению, а
также получить характеристику общей образованности учащихся.
2. Диагностика мотивационной сферы учащихся. Учебная мотивация у различных
возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику
мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями
каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный
возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или
подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или
возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация
будет иметь для этих возрастов свои особенности.
Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо
провести изучение ее в следующих “контрольных” точках возрастов:
- перед поступлением в 1-й класс;
- по окончании 1-го класса;
- по окончании начальной школы или
в период поступления в 5-й класс; - в период обучения в 7-м классе;
- по окончании 9-го класса;
- по окончании 11-го класса.
3. Диагностика эмоционально-волевая и личностной
сферы. Так как
особенности эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка в достаточно высокой
степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе, поэтому
особенно целесообразно ее изучение в “критические” возрастные адаптационные
периоды:
- поступление в первый класс и
период обучения в первом классе; - период перехода из начального
звена в среднее и обучение в 5-ом классе; - период обучения в 10-м классе.
Для реализации поставленных задач пользуемся специально
подобранным инструментарием, который подбирается по следующим основным критериям:
- валидность по отношению к
измеряемым показателям; психодиагностические методики должны быть
направлены именно на измерения заданных параметров; - стандартизированность
исследовательских процедур; подобранные психодиагностические методики
должны предусматривать в своем содержании унифицированные процедуры
проведения, обработки и интерпретации полученных данных, так как возникает
необходимость сравнения результатов; - сопоставимость тестовых
показателей методик, используемых на различных этапах возрастного
становления учащегося; необходимо использовать психодиагностические
методики, дающие сопоставимые показатели, но с учетом возрастного аспекта; - экономичность; в связи с
загруженностью психологов необходим пакет методик, требующий минимальных
временных, организационных и материальных затрат, но в то же время дающих
возможно полную информацию о всех сторонах диагностируемых процессов.
Например, при проведении психологической скрининговой
диагностики (в рамках проведения психологического мониторинга) с учащимися в
адаптационные периоды школьного обучения (1, 5 и 10 классы) используется следующий
психодиагностический инструментарий:
№ | Диагностируемые | Диагностический |
Учащиеся первого года обучения | ||
1. | Уровень развития произвольной сферы | Методика Д. Б. Эльконина “Графический диктант” |
2. | Уровень сформированности предпосылок учебной деятельности | Методика Д. Б. Эльконина “Графический диктант” |
3. | Степень самостоятельности в учебной деятельности | Методика Д.Б. |
4. | Уровень развития визуального восприятия и памяти | Методика “Клоун”, Методика “Домик” |
5. | Уровень развития аудиального восприятия и памяти | Методика “Домик Пяточка”, Методика “Погодные картинки” |
6. | Уровень умственной работоспособности, темп психической | Методика “Корректурная проба” |
7. | Уровень сформированности учебной мотивации | Анкета Н.Г. Лускановой, Проективная методика “Что мне |
8. | Уровень школьной тревожности | Проективная методика для диагностики школьной тревожности Проективная методика “Школа зверей” |
9. | Характер дезадаптационных нарушений | Опросник по дезадаптации Л.М. Коваленко, Н.Н. Тарасенко |
Учащиеся 5-ых классов | ||
1. | Уровень умственного развития | Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) |
2. | Уровень сформированности учебной деятельности | Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) |
3. | Уровень и характер школьной тревожности | Тест школьной тревожности Филлипса |
4. | Уровень сформированности учебной мотивации | Методика изучения мотивации обучения у учащихся 5-ых |
Учащиеся 10-ых классов | ||
1. | Уровень тревожности (школьной, самооценочной, | Шкала тревожности Прихожан |
2. | Уровень агрессивности | Опросник Басса-Дарки |
3. | Уровень сформированности адекватной самооценки | Методика Дембо-Рубинштейна |
4. | Уровень сформированности учебной мотивации | Методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И. |
5. | Особенности акцентуации характера | Опросник Шмишека |
Комплексное, всестороннее психолого-педагогическое изучение
процесса личностного развития учащихся (детей) посредством психологической диагностики
(психодиагностических обследований) включающее в себя
- познавательную сферу;
- эмоционально-волевую сферу;
- мотивационную сферу;
- поведенческую сферу;
- личностные особенности и черты
характера;
проводится вместе с планомерным изучением личностного
развития ученика (ребенка) методом экспертного наблюдения (учителя, родители).
В результате параллельного использования двух направлений
деятельности (психолога–психодиагностическое обследование, педагога–метод
экспертного наблюдения) получаем два ряда данных, отражающих одни и те же явления,
что значительно расширяет возможности интерпретации результатов. Так, если по
оценкам учителя ребенок недостаточно успешен в обучении, но при этом хорошо
справляется с заданиями интеллектуальных тестов, это свидетельствует о том, что
потенциальные возможности ребенка используются не полностью. Диагностика
личностной сферы позволяет уточнить причины создавшейся ситуации и верно
определить направление коррекции.
Психологическое сопровождение учащегося в режиме
психологического мониторинга дает возможность:
- определить относительное место
учащегося в классе и параллели; - провести ранжирование учащихся
(классов) по заданному параметру; - выделить группы учащихся с
высокими и низкими показателями; - отследить динамику изменений
результатов от года к году; - провести сравнение групп
(классов, параллелей) по заданным параметрам; - получить сравнительную оценку
качества работы учителей.
Итоговый результат психологической
диагностики предоставляется на различных уровнях:
1 уровень – информация для ученика. Интерпретация выдержана в
положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания,
памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования
рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может
начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником.
2 уровень – информация для учителя. Здесь информация
представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей
образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном
ученике, целом классе или параллели. Результат предоставляется в таблицах, в
виде графиков, гистограмм. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить
возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся
нарушения.
3
уровень – информация для управленческого звена (администрации школы, районных и
городских управлений образования). Информация представлена в наиболее
обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное
представление о качестве образовательного процесса.
Систематическое отслеживание результатов из года в год
позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика
(ребенка), проанализировать соответствие достижений запланированным
результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития,
позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательной системы, помогает
оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.
В рамках психологического мониторинга также осуществляется
психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения, одаренных
детей и детей с высоким уровнем интеллектуального развития, учащихся,
обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения.
Работа с данными классами в режиме психологического
мониторинга позволяет осуществлять:
- систематическую диагностику
развития детей в данных классах; - отслеживать эффективность
обучения детей по программам классов КРО; - разрабатывать специальные
индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы,
индивидуальные образовательные маршруты.
Работа
с одаренными детьми в режиме психологического мониторинга позволяет решить
такие задачи, как:
- разработка индивидуальных
образовательных маршрутов; - формирование адекватной
самооценки; - охрана и укрепление физического
и психологического здоровья; - профилактика неврозов;
- предупреждение изоляции
одаренных детей в группе сверстников; - развитие
психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных
детей.
В 5-11 классах проводится
компьютерная диагностика обучающихся по
двум направлениям: интеллект и личность.
Тест «Интеллект» состоит из шести
субтестов, которые были направлены на:
ü Выявление реакции
ü Выявления уровня внимания:
ü Выявление уровня памяти (вербальной,
невербальной);
ü Выявления умения устанавливать
аналогии;
ü Выявления сформированности такой
операциональной стороны мышления, как логические классификации;
ü Нахождение правила построения
числового ряда
Анализ результатов позволяет дать
характеристику обучающихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий,
об уровне развития психических процессов в динамике. Тест «Личность» направлен на выявление:
ü Наличия и характера учебной мотивации;
ü Устойчивого эмоционального состояния
(уровня тревожности);
ü Уровня самооценки;
ü Отношению к себе (Позитивная
«Я-концепция»)
ü Отношению со сверстниками
(социометрия)
ü Отношения с педагогами
Результаты диагностики позволяют
классным руководителям, педагогам-предметникам
проводить индивидуальную и групповую работу с обучающимися.
Продолжается диагностическая работа
по формированию компонентов учебной деятельности детей, обучающихся по
системе РО Д.Б.Эльконина –В.В Давыдова: начальные классы, 5-е
классы, 6-е классы, 8 класс. В целом уровень формирования учебной
деятельности у большинства учащихся находится
в норме.
Показатели:
·
Тип
мотивации учебной деятельности (преобладают
внутренние мотивы учения – 53%);
·
Наблюдается
высокий уровень развития познавательного интереса, учебной активности (74%)
·
Особенности
целеполагания: высокая степень совпадения фактической цели учащихся с целью,
заданной учителем (48%)
·
Недостаточный
уровень оценки действий контроля (32%)
·
Недостаточный
уровень способностей учащихся содержательно оценивать свои возможности,
самостоятельно решать новые учебные задачи (31%)
Продолжается диагностика
интеллектуального развития учащихся:
·
Средний
уровень эмпирического обобщения;
·
Высокий
уровень содержательного обобщения грамматического материала;
·
Достаточно
высокий уровень содержательного обобщения математического материала;
·
Высокий
уровень интеллектуальной рефлексии;
·
Достаточно
высокий уровень вербального и невербального интеллекта.
Диагностировались особенности
развития ученических коллективов:
·
Высокий
уровень сплоченности коллективов;
·
Непосредственная
роль совместной учебной деятельности в межличностных отношениях;
·
Индивидуально-
психологические особенности учащихся (уверенность в себе, достаточно высокая
эмоциональная устойчивость, низкий уровень агрессивности в отношениях со
сверстниками и взрослыми, отсутствие демонстративности в поведении, отсутствие
трудностей в общении).
Диагностировался уровень умений и
навыков учащихся:
·
Орфографический
навык;
·
Грамматические
умения;
·
Уровень
математических умений:
·
Вычислительный
навык
В 5 – 10 – ых классах
изучаются мотивы обучения, их взаимосвязь с уровнем притязаний, выявляются
уровни ведущих мотивов, уровни учебной мотивации, уровни личностной и
ситуативной тревожности.
Проводится диагностика
потребностно-эмоциональной сферы учащихся для выявления эмоционального
состояния учащихся в школе, нарушений в аффективно- эмоциональной сфере детей.
Используется
социометрический метод для изучения структуры эмоциональных отношений в
группах, для получения адекватных представлений членов группы о своем положении
в эмоциональной структуре класса, для выявления референтных лиц класса, обладающих
ценностной привлекательностью психологическим влиянием в классе.
Исследуется самооценка и уровень
притязаний школьников в учебной деятельности, ценностный потенциал учащихся,
жизненные и моральные установки школьников.
У учащихся в рамках предпрофильного
обучения (8-е, 9-е классов) исследуется
интеллектуальная сфера, определяются способности, склонности учеников к
определенному типу профессии, изучаются
творческие способности ребят. На учащихся 9-х классов составляются
полные психолого-педагогические характеристики («портфолио» ученика), что
позволяет учащимся делать осознанный выбор профиля.
также рекомендуется почитать:СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Источник