Психолого педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития

Психолого педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития thumbnail

1.1      Понятие «педагогическая поддержка» в психолого-педагогической литературе

Термин «педагогическая поддержка» является относительно новым. Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости последнего и ставящая целью поддержать его в процессах «само». В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений:

— придержав, не дать упасть;

— оказать помощь, содействие;

— выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь;

— не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь.

Понятие «педагогическая поддержка» в современной педагогике используется широко и многогранно. Его связывают, во-первых, с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку [7, с.234]. В целом, в большинстве исследований общим является подход к определению педагогической поддержки как к особому виду профессиональной деятельности взрослого, направленной на решение определенных специфических проблем личности ребенка. Эта деятельность по существу является педагогической, и некоторые авторы определяют ее как принцип гуманистического подхода к взаимодействию взрослых и детей (Ш.А. Амонашвили, В. Бедерханова, О.С. Газман, А.В. Мудрик, С.М. Юсфин и др.).

Выделение идеологами педагогики свободы (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), в педагогическом процессе, наряду с обучением и воспитанием, самостоятельной области – «педагогическая поддержка ребенка в образовании», направлено на гармонизацию сущностно различных и оппозиционных процессов: социализации и индивидуализации личности. Основными средствами педагогической поддержки являются «безусловное позитивное принятие» (формулировка К. Роджерса) ребёнка педагогом, эмпатия, коммуникативная, творческая насыщенность взаимодействия. Педагог, вооруженный такой целью, осознает себя в качестве субъекта личностно-развивающей ситуации, рефлексирует себя в роли специфического носителя личностного опыта саморегуляции, предлагает этот опыт ребенку в качестве средства поддержки и решения его личностных проблем [55, с.99].

В зарубежных исследованиях разных стран педагогическая поддержка рассматривается как школьное консультирование, психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования — в США; как коучинг – помощь и содействие личности в позитивных изменениях – в Австралии; как помощь в ситуации выбора, как опекунство, пасторская забота, как курс личностного и социального образования — в Англии; как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути — в Голландии.

В отечественной науке теория и практика педагогической поддержки детей разрабатывается в контексте гуманистической парадигмы.

Педагогическая поддержка выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как педагогическое сопровождение, процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология. Педагогическая поддержка рассматривается как сложная, высокотехнологичная, но одновременно «психологоемкая» система педагогического взаимодействия в условиях современного образовательного процесса, как многомерный процесс, сосредоточенный на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствующий восстановлению веры в себя и свои возможности, повышению резистентности личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам, создание оптимальных условий для личностного развития.

Психологическая поддержка выступает как составная часть педагогической поддержки, является ее неотъемлемым звеном. Сущность психологической поддержки заключается в преобразованиях, затрагивающих личность, она определяется уровнем осознания личностью собственных проблем и мерой помощи, которая может быть оказана взрослым в личностном становлении воспитанника, поэтому поддержка не может иметь неограниченный характер, она ограничена мерой понимания ситуации самим подростком, способами, адекватными пониманию создавшейся ситуации, уровнем развития субъектности воспитанника, нравственно-волевыми его качествами. Процесс поддержки обозначает, опредмечивает себя актами саморазвития, побуждаемыми не только системой внешних стимулов (требований, ожиданий, возможностей), но, прежде всего, системой внутренних побуждений — стремлениями, убеждениями, интересами, установками самой личности [1, с.314].

Эффективность педагогической поддержки обусловливается влиянием личности и деятельности учителя, проявляющего ценностное отношение к миру Детства и признающего приоритетность активности воспитанника. Парадигмальными и методологическими основаниями модели педагогической поддержки служат идеи личностно развивающего подхода, субъект-субъектного характера педагогического взаимодействия, нравственной сущности воспитания.

Основные механизмы, с помощью которых осуществляется педагогическая поддержка. Механизмами, задающими личностное развитие и саморазвитие являются обретенная рефлексия и субъектность личности.

Рефлексия как регулятивный механизм связан с внутренними преобразованиями — осмыслением и переосмыслением стереотипов мышления и их эвристическим преодолением, это механизм, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации:

во-первых, рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о содержании, способах и средствах своей деятельности;

во-вторых, позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем;

в-третьих, делает человека (социальную систему) субъектом своей активности [2, с.105].

Субъектность как непременное условие саморазвития личности и оказания педагогической поддержки ей в этом, подразумевает развитие субъектных свойств личности: способность к преобразовательной деятельности, осознание собственной значимости для других людей, ответственности за результаты деятельности, способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий, стремление определиться, обосновать выбор внутри своего «Я»; направленность на реализацию «САМО…» — самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, саморазвития, самоопределения, самоидентификации, самодетерминации и т.д. [4, с.447].

Теоретическая модель организации педагогической поддержки школьников учреждении. Она содержит следующие блоки:

— концептуальный блок, который задает методологию и идеологию существования системы педагогической поддержки в образовательном учреждении;

— организационно-структурный блок составляют все лица, целенаправленно или спонтанно участвующие в жизни системы педагогической поддержки, включает структурные подразделения и все типы функционально-деловых связей, на уровне данного блока создаются предпосылки существования системы как организации;

 — проблемно-содержательный блок образует реальные и специально сконструированные педагогами проблемы, задачи, ситуации, для решения которых в совместной деятельности объединяются субъекты системы педагогической поддержки;

— процессуально-событийный блок, объединяет все виды и формы совместной деятельности, все педагогические процессы, функционально обеспечивающие движение к достижению поставленных целей; блок отношений, возникающий из контекста взаимодействия людей в ходе совместной деятельности;

— координационно-управленческий блок, который формируется из совокупности действий и мер, обеспечивающих целенаправленность и непрерывность функционирования и развития системы педагогической поддержки как целостного организма, пространственно-временной блок представляется координатами расположения системы во времени и пространстве. Его содержание обусловлено средой с ее типовыми и специфическими характеристиками, а так же циклами жизнедеятельности системы [1, с.246].

Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный. эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии: развитие самости, самостоятельности человека.

Школьнику нужна педагогическая поддержка, чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности.

В проблемы, которые решает педагогическая поддержка, попадают вопросы из разных сфер жизнедеятельности школьника – это и здоровье, и учёба, и общение, и творчество, и досуг. В каждой сфере она приобретает свой неповторимый облик.

Таблица 1. Модель педагогической поддержки

Препятствия

Социальные

(средовые)

Субъективные

 (личностные)

Материальные

Источник препятствий

школьная и внешняя

среда (друзья, семья,

сверстники, работники

школы, социокультурная

атмосфера).

Источник препятствий

когнитивная, эмоционально-волевая, поведенческая, компоненты структуры личности.

Источник препятствий

степень материально-технического обеспечения образовательного процесса (учебники, оборудование, технические средства); материальное благосостояние ребенка в семье.

Направления педагогической поддержки:

1. Оказание помощи обучающимся в принятии решения и разрешения проблем;

2. Поддержка обучающихся в трудной жизненной ситуации;

3. Выявление и контроль тех обучающихся, которые находятся в ситуации риска или испытывают чье-либо давление;

4. Координация работы с детьми внутри и вне школы.

Таблица 2. Тактики педагогической поддержки

1. Тактика помощи

Разблокировать собственную активность ребенка.

2. Тактика защиты

Выстроить пространство взаимодействия с ребенком, где нет угрозы его достоинству.

3. Тактика содействия

Развитие способности ребенка совершать выбор и видеть диапазон возможностей, заложенных в каждой ситуации, содействие в преодолении страха перед неизвестным.

4. Тактика взаимодействия

Создание условий, в которых ребенок овладевает логикой поиска и установления границ своей свободы и ответственности.

Основные формы педагогической поддержки:

1.         Диагностическая работа;

2.         Составление и реализация индивидуального учебного плана;

3.         Индивидуальная консультативная и профилактическая работа с обучающимися;

4.         Педсоветы, методические семинары;

5.         Факультативные занятия;

6.         Психолого-педагогический консилиум;

7.         Родительский лекторий;

8.         Дискуссионный клуб старшеклассников;

В решении изучаемой проблемы мы исходим из понимания педагогической поддержки как особой деятельности по оказанию превентивной и оперативной помощи школьникам в решении их индивидуальных проблем, связанных с успешным саморазвитием. Педагогическая поддержка, наряду с обучением и воспитанием является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка [1, с.137].

Таким образом, под педагогической поддержкой мы понимаем систему педагогической деятельности, раскрывающую личностный потенциал человека, включающую помощь школьникам, преподавателям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей (проблем). Выделение проблемы ребенка в качестве стержня, на котором удерживается педагогическая поддержка как деятельность конкретного педагога с конкретным ребенком, является попыткой выделить специфику педагогической поддержки как особой деятельности, отличной от обучения и воспитания, требующей от педагога умения задавать направление и управлять, таким образом, динамикой развития ребенка.

Основным направлением педагогической поддержки является помощь (педагога, психолога, родителей) в личностном развитии учащегося, направленная на актуализацию собственных внутренних сил и резервов самореализации. О.С. Газман в качестве предмета психолого-педагогической поддержки рассматривал процесс совместного с ребенком определения его интересов и целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), способствующий сохранению и развитию нравственного потенциала личности и достижению желаемых результатов в учении, самовоспитании, общении. Этапами педагогической поддержки являются: диагностический – установление или сигнализация о наличии проблемы, поисковый — совместный с педагогом поиск причин проблемы, договорный – заключение договора между ребенком и взрослым о совместных действиях по разрешению проблемы, деятельностный – самостоятельная деятельность ребенка и стимулирование ее со стороны взрослых, рефлексивный – констатация факта разрешимости проблемы и осмысление ребенком и взрослым нового опыта жизнедеятельности.

Категория педагогической поддержки, как мы выяснили, непосредственно связана с такими понятиями, как педагогическая помощь, педагогическое сопровождение. А в оптимально организованной педагогической практике, как показывают последние исследования, педагогическая поддержка как система преобразуется в психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка.

Организация педагогической поддержки позволяет стимулированию и самоуправлению внешней и внутренней активности детей. Педагогическая поддержка развития способности к личностной саморегуляции дополняет, усиливает эффективность процессов воспитания, поскольку служит «мостиком» для возникновения самовоспитания, личностного саморазвития учащихся.

Об особенностях личностного саморазвития одаренных старшеклассников пойдет речь в следующем параграфе.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 113952
Количество таблиц: 11
Количество изображений: 0

… АЛ. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1983. 10.       Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 11.       Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. Педагогическая антропология: Хрестоматия. Н. Новгород, 2002. 12.       Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д., 1996. 13.       Психология человека от рождения до …

… это? Почему? Обоснованные доказательства с привлечением фактического материала Вопросы В чём его суть? Обоснованные доказательства сути неизвестного явления Формирование познавательной способности старшеклассников на уроках истории таджикского народа в школе не может осуществляться без постоянного управления со стороны педагогов. Это означает, что педагогический коллектив строго следит за …

… психолого-педагогического сопровождения могут способствовать решению проблем учащихся в профессиональном самоопределении. При внедрении предложенной нами модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в систему школьного образования мы полагаем, что образ современного выпускника должен несколько измениться. И в связи с этим предлагаем свою схему направленности …

… ХАРАКТЕРИСТИК РАННЕЙ ЮНОСТИ И ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ 3.1 Цели, задачи, гипотеза и методы исследования Целью исследования является исследование взаимосвязи личностных характеристик и представлений о времени в ранней юности. Объект исследования – личностные особенности в ранней юности. Предмет исследования – временные представления в ранней юности; интеллект и самооценка в ранней юности …

Источник

Библиографическое описание:

Рожкова О. А. Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в начальной школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 6-7. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4629/ (дата обращения: 25.03.2020).

В последнее десятилетие в системе образования складывается особая культура помощи младшему школьнику в начальной школе — это психолого-педагогическая поддержка.

Младший школьник, приходя в школу и погружаясь в новую среду, решает свои определенные задачи, реализует индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации в процессе психолого-педагогической поддержки со стороны учителя. Данная поддержка взрослых должна быть направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, воспитания и психологического развития.

В исследованиях Е. А. Александровой, М. Р. Битяновой, О. С. Газмана, В. В. Игнатовой, Е. А. Козыревой, И. П. Липского, А. В. Мудрика, М. И. Рожкова, Н. А. Сенченко, Г. Н. Серикова, Н. М. Филипповой и других показано, что педагогическая поддержка имеет общее проблемное поле с другими категориями гуманистической педагогики. Также как и взаимодействие, процесс поддержки предусматривает гуманистическую межличностную основу общения педагогов и учащихся. Психолого-педагогическая поддержка предусматривает пролонгированное присутствие педагога в жизни младших школьников, а не разовую помощь в затруднительных ситуациях. Психолого-педагогическая поддержка — это длительный процесс, ориентированный на целостное развитие личности школьника. Поддержка отличается от процесса сопровождения младших школьников уменьшением степени видимого участия взрослого в процессе индивидуального образования учащегося, а также увеличением способности детей самостоятельно разрешать свои учебные и личностные проблемы. То есть психолого-педагогическая поддержка означает создание условий, благоприятно влияющих на развитие младшего школьника. Это совокупность поддерживающих усилий длительного ненавязчивого содействия развитию, акцентирующих самостоятельность детей [5, с. 169].

Феномен психолого-педагогической поддержки объединил названные категории и включил их в виде тактик, различающихся по степени участия взрослого в жизни ребенка. Выбор тактик обусловлен готовностью детей к самостоятельному решению задач. Он варьируется от максимальной помощи взрослого при неготовности школьников самостоятельно справиться с затруднениями (опека, забота, защита), до менее выраженного участия, когда ребенок может проявлять самостоятельность (наставничество, партнерство) и до скрытого присутствия педагога, когда ребенок может самостоятельно справиться с затруднением (помощь, поддержка, собственно сопровождение).

Анализ педагогических источников позволил выделить три направления исследования процесса психолого-педагогической поддержки:

1)        поддержка как воспитание (В. П. Бондарев, И. А. Липский, М. И. Рожков): поддержка в создании условий, способствующих успешному развитию ребенка;

2)        поддержка как защита (С. В. Дудчик): поддержка обеспечивает безопасность, интересы и права в процессе личностного, жизненного самоопределения;

3)        поддержка как индивидуализация (Е. А. Александрова, М. Р. Битянова, Е. А. Козырева, И. Б. Левицкая, Н. Г. Осухова, С. К. Турчак): поддержка предполагает перманентную готовность взрослого адекватно отреагировать на запрос ребенка о взаимодействии, утверждение собственной его состоятельности.

Из анализа данных направлений исследования можно сделать вывод, что целью психолого-педагогической поддержки является создание условий для развития младших школьников, складываемых из атмосферы физической и психологической безопасности учащихся, обеспечения их интересов и условий индивидуально-личностного развития [4, с. 3].

За основу определения структуры психолого-педагогической поддержки взяты исследования Е. А. Александровой, М. Р. Битяновой, Н. Ю. Кунаковой, Н. Г. Осуховой, поскольку каждый из исследователей выделил ключевые моменты, которые в дальнейшем могут быть использованы при разработке алгоритма организации психолого-педагогической поддержки младших школьников в воспитательном процессе. Так, в исследовании Е. А. Александровой значимая идея зависимости характера процесса психолого-педагогической поддержки развития школьников во временном отношении. Отсюда следует, что на разных этапах формирования личности ребенка следует предусмотреть различные варианты поддержки — своевременное, завершающее и пролонгированное, единовременное и дискретное. В исследовании М. Р. Битяновой импонирует идея разного подхода к «психологически благополучным детям» и «детям с особыми психологическими потребностями». Применительно к исследованию она означает, что при проведении эксперимента диагностика нужна для определения возможного наличия учащихся с проблемами и, следовательно, требующими создания педагогами особых условий, а также для направленности должного внимания на психологически благополучных школьников, поскольку зачастую основная работа концентрируется на преодолении трудностей учащихся с особыми психологическими потребностями [1, с. 29]. Важным в исследованиях Н. Г. Осуховой является определение психолого-педагогической поддержки как оказания необходимой и достаточной помощи с целью самостоятельного решения личностью проблемных ситуаций. Это означает, что участие педагога в формировании личности младших школьников должно быть ограничено их потребностями, обусловленными возрастными особенностями [3, с. 117].

Проведенный анализ дает возможность, в контексте данного исследования, понимать процесс психолого-педагогической поддержки, как совокупность тактик педагогической деятельности, направленных на создание педагогом условий актуального и перспективного развития младшего школьника и заключающихся в содействии развитию его способностей в процессе воспитания. Логика поддержки состоит в последовательном создании педагогических условий, начиная с разработки программ диагностики и развития способностей, подготовки педагогов к реализации психолого-педагогической поддержки посредством вариативного выбора тактик опеки, заботы, защиты, наставничества, партнерства, помощи, поддержки, сопровождения, до контроля достижений и последующего обсуждения результатов.

Таким образом, поддержка младших школьников по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда младший школьник потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь [2, с. 54]. Не сам ребёнок, не его умудрённый опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребёнку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор пути — это право и обязанность каждой личности, но если на перекрёстках и развилках с ребёнком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным — это большая удача. Именно в таком процессе поддержки младшего школьника на всех этапах его развития в процессе воспитания и видится основная цель психолого-педагогического поддержки.           

Литература:

1.         Андреева А. Д. Психологическая поддержка ребенка // «Воспитание школьников». 2000. № 3. С. 27–30.

2.         Битянова, М.Р., Азарова, Т.В., Афанасьева, Е.И., Васильева, Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. — 76с.

3.         Баюкова, Н. О. Педагогическая поддержка как условие обучения младших школьников: учебное пособие для студентов направлений подготовки бакалавров / Н. О. Баюкова; М-во образования и науки, Северо-Восточный гос. ун-т. — Магадан: СВГУ, 2012. — 147 с.

4.         Кевля, Ф. И. Психолого-педагогический консилиум как средство прогнозирования личностного развития ребенка. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы 1996 — № 3 -7с.

5.         Остапенко Г. С. Психологическая диагностика и психолого-педагогическое сопровождение становления личностного опыта младших школьников / Остапенко Г. С., Самусева Г. В. // Мир психологии. — 2008. — № 2. — С. 167–172.

Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическая поддержка, младший школьник, процесс воспитания, процесс поддержки, создание условий, поддержка, развитие, школьник.

Источник