Психология воспитания и обучения ребенка с нарушением развития
Процесс формирования личности в дошкольном возрасте только начинается, и поведенческие нарушения еще не являются стойкими. Они вариативны и в значительной степени обратимы. Поэтому применительно к дошкольному возрасту обычно не употребляются понятия девиантное (отклоняющееся) поведение, психопатия, акцентуация характера. Однако именно в дошкольном детстве складываются предпосылки всех этих отклонений и именно в этот период жизни ребенка наиболее эффективны профилактические и коррекционные меры.
Социальная дезориентация
Психологический синдром проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, ребенок может ломать ценные вещи, не понимает запретов. При социальной дезориентации причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение.
Пониженная чувствительность к социальным нормам — это основная особенность психологического профиля ребенка с синдромом социальной дезориентации. Она проявляется не только в поведении, но и в недоразвитии разных видов детской деятельности (особенности деятельности).
Предпосылками социальной дезориентации могут являться различные виды патологии. Она может возникать вследствие УО, аутизма, ЗПР. Иногда исходной причиной этого психологического синдрома становится нераспознанный взрослыми сенсорный дефект (в частности, снижение слуха). Благодатной почвой для этого варианта развития становятся импульсивность и гиперактивность (двигательная расторможенность), резко повышающие частоту столкновений ребенка с социальными нормами и запретами.
Яркие формы дезориентации складываются у детей, с раннего возраста воспитывавшихся в условиях социальной депривации, т. е. недостаточного общения со взрослыми.
В дошкольном возрасте социальная дезориентация вполне поддается коррекции. Для этого взрослые, воспитывающие ребенка, должны предельно четко продумать и сформулировать предъявляемые к нему требования. Они должны быть простыми, однозначными и понятными ребенку.
Запретов должно быть немного. На первом этапе коррекции следует запретить только наиболее грубые негативные проявления. Каждое нарушение этих запретов нужно наказывать, однако наказание не должно быть чересчур строгим. Задача не в том, чтобы вызвать у ребенка страх или чувство вины, а лишь в том, чтобы показать ему, что его поведение неправильно. Поэтому в большинстве случаев достаточно замечания, сделанного строгим тоном. Наказания (в том числе, строгие замечания) не должны быть слишком частыми,
чтобы ребенку не казалось, что им недовольны все время, независимо от того, как он себя ведет. Именно поэтому важно свести запреты к минимуму.
Негативное самопредъявление
Этот психологический синдром складывается в дошкольном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе (т.е. с ярко выраженной демонстративностью). Нарушения общепринятых правил поведения носят сознательный характер. Грубость и другие отрицательные проявления не являются следствием чисто случайного, непреднамеренного нарушения социальных норм: дети с этим психологическим синдромом к ним достаточно чувствительны. Эти формы поведения являются для ребенка средством привлечения к себе внимания окружающих. Основная причина повышенной демонстративности состоит в том, что у ребенка в раннем возрасте оказываются недостаточно сформированы содержательные формы делового общения с взрослыми.
Центральной чертой психологического профиля при негативном самопредъявлении является яркая демонстративность в сочетании с представлением о том, что единственный способ быть замеченным окружающими — это вызвать их раздражение и возмущение. Позиция ребенка с этим синдромом — это позиция «ужасного ребенка», «хулигана».
Основной особенностью деятельности ребенка становится постоянное нарушение правил поведения.
Взрослые своим поведением поддерживают представление ребенка о том, что нарушение правил — это наиболее эффективный способ привлечь к себе внимание. Эта реакция социального окружения, замыкающая положительную обратную связь, приводит к высокой устойчивости данного психологического синдрома.
Семейная изоляция
Психологические особенности, характерные для ребенка с синдромом семейной изоляции, — это повышенная зависимость, низкий уровень самостоятельности, инфантильность. Реакция социального окружения на инфантильность и несамостоятельность ребенка представлена, в первую очередь, гиперопекой со стороны родителей, которая поддерживает и закрепляет его психологические особенности.
Прогноз дальнейшего развития ребенка с семейной изоляцией относительно благоприятен. Коррекционный подход при этом психологическом синдроме основан, в первую очередь, на работе с семьей ребенка. Необходимо постепенно снизить уровень опеки, повышая уровень самостоятельности ребенка и расширяя его контакты с социальной действительностью.
Хроническая неуспешность.
Межличностная ситуация развития при этом психологическом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями
ребенка. Риск его возникновения появляется тогда, когда с ребенком начинаются систематические занятия, результаты которых не устраивают родителей и/или педагога. Дети же, нуждающиеся в коррекционной помощи (в связи с сенсорным дефектом или задержкой психического развития), нередко оказываются в аналогичной ситуации уже в трехлетнем возрасте.
Основная особенность психологического профиля при этом синдроме — резко повышенная тревожность, приводящая к дезорганизации действий и низкой результативности как основным особенностям деятельности ребенка. Позиция ребенка с хронической неуспешностью — это представление о себе как о безнадежно плохом ученике.
Главное, что необходимо сделать для коррекции хронической неуспешности, — это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого, прежде всего, нужно подобрать дошкольное учреждение и программу обучения, соответствующие его реальным возможностям. При оценке его деятельности надо руководствоваться несколькими несложными правилами. Главное из них — ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями программы детского сада, образцами взрослых, достижениями более успешных сверстников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.
Уход от деятельности
Этот синдром складывается у детей, которым не удается реализовать присущую им демонстративность. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется тем, что ребенок не получает достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться неблагополучием в семье или (чаще) занятостью родителей, не замечающих высокой потребности ребенка во внимании к себе. Уход от деятельности не предполагает наличия какой-либо органической основы.
Прогноз развития ребенка при этом синдроме в целом благоприятен. Привычка к постоянному фантазированию способствует общему умственному развитию.
Вместе с тем, загнанная внутрь, нереализуемая потребность во внимании к себе может привести к истероидному развитию личности. Поэтому при сильно выраженном уходе от деятельности этот синдром требует педагогической коррекции.
Вербализм
Этот психологический синдром обычно складывается в младшем дошкольном или в раннем возрасте. Преобладание вербального развития (речи и словесной памяти) над развитием других познавательных процессов (восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения, произвольного внимания).
Распространенные предпосылки возникновения вербализма — это УО, ЗПР, детский аутизм. Однако вербализм нередко встречается и у детей с сохранным интеллектом (в частности, в тех случаях, когда родители пытаются
воспитать «вундеркинда»).
При вербализме нередко наблюдаются неадекватные поведенческие проявления, связанные как с завышенной самооценкой ребенка, так и с несформированностью полноценной ориентировки в социальной действительности (вследствие недоразвития ведущих видов деятельности). Вербализм нередко становится основой возникновения других психологических синдромов. Вербализм требует серьезного коррекционного вмешательства.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1713; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10945 — | 8180 — или читать все…
Читайте также:
- D) Память, обучение, понимание, невербальное мышление
- F1х.71х Расстройство личности и поведения.
- F1х.82х Другие непсихотические расстройства и расстройства поведения.
- F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами.
- F53.1 Тяжелые психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках.
- F54 Психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках.
- F68 Другие расстройства зрелой личности и поведения у взрослых
- F69 Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте неуточненное.
- F70.01 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
- F70.18 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная другими уточненными причинами
- F70.99 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, обусловленная неуточненными причинами
- F71.01 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
Источник
Аномальный
ребенок—
это
дети у которых физич. или психич.
отклонения приводят к нарушению общего
развития, т.е дети которые нуждаются в
специальном обучении и воспитании.
Дефект
развития—
это физический или психологический
недостаток, вызывающий нарушение
нормального развития ребенка)
Коррекционная педагогика: Основы
обучения и воспитания детей с отклонениями
в развитии: Учебное пособие для студентов
средних педагогических учебных заведений
/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская,
Ю.А.Костенкова
Виды
спец. школ
вид
– школа для детей с нарушениями речи.
Специальная
педагогика –это
теория и практика специального образования
лиц с отклонениями в физич. И психич.
развитии, для которых затруднительно
или невозможно обучаться в обычных
педагогических условиях.
Объект
соц. пед-ки – спец. Образование лиц с
особыми образоват. потребностями.
Реабилитация–
применение комплекса мер, медицинского,
социального, образовательного и
прфессин-го хар-ра с целью подготовки
или переподготовки индивида до наивысшего
уровня его функцион-х способностей.
Аббилитация
– первоначальное
формированиеутраченной
способности к чему-либо.
Коррекция
– система
псих-пед. и лечебных мероприятий,
направленных на преодоление или
ослабление недостатков психо-физич.
развития и отклонений в поведении
детей.
Компенсация
– (возмещение)сложный
процесс включающий восстановление и
возмещение утраченных и нарушенных
функций.
Основной
задачей специального обучения и
воспитания является обеспечение
максимально возможного уровня физического,
умственного и нравственного развития,
подготовка к обучению в специальной
школе. Эта работа должна проводиться с
учетом индивидуальных возможностей
каждого ребенка. Обучение и воспитание
по определенным коррекционным программам.
Необходимо
наличие вариативных учебных планов,
программ, пособий для воспитания и
обучения ребенка с отклонениями в
развитии.
Характеристика
нарушения
Технически-материальная
хар-ка среды
Сопровождение
специалистами
Псих-пед
сопровождение
Нарушение
слуха
полное
(глухота) или частичное (тугоухость)
снижение способности обнаруживать и
понимать звуки. Нарушение коммуникативных
функций, нарушение памяти, внимания,
воображения; неадекватная самооценка,
высокий уровень притязаний, эмоц.
незрелые.
Слуховой
имплантат, аппарат.
Учитель-дефектолог(сурдопедагог),
педагог-психолог, логопед, соц. педагог.
В
обучении должны применятся особые
приемы, методы, и средства развития
ребенка. Коррекция – диагностика –
реабилитация.
Акцент делается на моторику и зрение;
формируется наглядно – действенное
мышление.
Нарушение
зрения
снижение
способности видеть. Отмечается
ограниченность знаний и представлений
об окружающем, недостаточность
абстрактного мышления, неточная
предметная соотнесенность слов.
Нарушение зрения тормозит развитие
двигательных навыков, у детей невысокая
моторная активность, оптико-пространственное
недоразвитие, общая медлительность,
повышенная утомляемость и истощаемость.
Линзы,
очки, специальная доска (прибор брайля),
использование специальных наглядных
приборов.
Тифлопедагог,
офтальмолог, социальный педагог.
Лечение, коррекция.
Необходимость
использования спец. приемов и средств
обучения. Индивидуальное обучение.
Разработка индивидуально-коррекционных
программ обучения. Необходимо научить
владеть своими чувствами, обладать
крепкой волей. Психич. подготовка
детей с глубокой патологией зрения к
ЭС.
Акцент делается на слух и моторику;
формируется образное мышление.
Нарушение
речи
различные
расстройства речевой деятельности,
препятствующие полноценному речевому
общению и социальному взаимодействию.
Органическое
поражения головного мозга, тех его
участков, которые отвечают за речевую
зону, происходит искаженное произношение
звуков. Заикания. Не проговаривание
звуков, букв, слогов.
Алалия – грубое недоразвитие или
полное отсутствие речи, Афазия –
расстройство ранее сформированной
речевой деятельности
Дизартрия
– расстройство произносительной
организации речи
логопедический
массажлекарственной терапией,массажем,физиотерапией,лечебной
физкультурой, при необходимости –
хирургическим вмешательством.
Логопед,
соц. педагог, психолог, невролог,
отоларинголог,
Нарушения
речи носят стойкий характер и, возникнув
под влиянием того или иного фактора,
не исчезают самостоятельно, без
специально организованной
логопедической помощи. Кроме этого,
нарушения речи отрицательно сказываются
на развитии интеллектуальной сферы,
поведения и личности в целом. Вместе
с тем, в большинстве случаев нарушения
речи обратимы, и целенаправленная и
своевременно предпринятая коррекция
позволяет вернуть человеку радость
общения и предупредить развитие
вторичных психических наслоений.
Курс
логопедических занятий проводится
по специальной программе в соответствии
со спецификой нарушения речи. На
занятиях по коррекции нарушений речи
используются речевые упражнения,
артикуляционная и дыхательная
гимнастика, , логоритмика.
ДЦП
Нарушение
двигательной сферы человека, координации
движения. Осложнения на слух, зрение,
речевую деят-ть. Нарушение умственного
и психического развития, нарушение
восприятия и ощущений. Проблемы в
процессе еды, самообслуживания,
формирование пролежней. ДЦП не
прогрессирует. Эмоц. сфера нарушена.
Спец.
устройства предназначенные для
поддержки головы, рук туловища, ног.
Коляски,
ортопедическая мебель, обувь.
Лифты,
пандусы.
Спец.
педагоги, логопеды, методисты ЛФК,
невропатолог, психоневролог, дефектолог,
воспитатель психологи, педагоги,
массажисты.
Индивидуальный
подход. Комплексное восстановительное
лечение. Обучают говорить, выполнять
простые действия, навыки самообслуживания,
способности взаимодействия со
сверстниками.
Использование
игровой деятельности.
Аутизм
Отклонение
в психическом развитии ребенка, главным
проявлением которого являнтся нарушение
общения ребенка с окруж. Миром. Мозговые
дисфункции. Нарушен эмоциональный
фон, нет зрительного контакта, замкнутые
в общении.
Диагностика:
Опросники,
тесты; наблюдение в различных ситуациях;
лаборат-е анамнезы.
Дефектолог,
воспитатель, педагог, логопед,
соц.работник, психолог.
Коррекционная,
индивидуальная работа: не говорить
громко, не делать резких движений, не
смотреть в глаза, не обращаться резко
по имени.
Необходимо
комментировать все действия, помощь
во влечении реб в разл. деят-ть.
Предотвращать агрессивные действия,
относитсяя доброжелательно. Обучать
правильному способу взаимод-я со
сверстниками. Привлекать родителей.
ЗПР
временное
отставание в развитии психики в целом
или отдельных ее функций(моторика,
речь….)
Характер-ки:
отставание в психическом развитии,
несоответствие интел. возможностей
реб. его возр-ту, низкая работоспособность,
неустойчивое внимание, недост-я
продуктивность произвольной памяти,
отставание в развитии всех форм
мышления, нет познават. активности,
недостат-е речевое развитие, слабость
учебной мотивации.
К.
С. Лебединской была предложена
классификация:
ЗПР
конституционального происхождения
— гармонический инфантилизм
при
котором эмоционально-волевая сфера
находится как бы на более ранней
ступени развития, во многом напоминая
нормальную структуру эмоционального
склада детей более младшего возраста». Для
таких детей характерны яркие, но
поверхностные и нестойкие эмоции,
преобладание игровой мотивации,
повышенный фон настроения,
непосредственность.
ЗПР
соматогенного происхождения —
соматогенный инфантилизм, обусловленный
рядом невротических наслоений —
неуверенностью, боязливостью,
капризностью, связанными с ощущением
своей физической неполноценности»
ЗПР
психогенного происхождения —
неблагоприятные
условия воспитания (опека, гиперопека,
безнадзорность) формируются невротические
состояния.
ЗПР
церебрально-органического происхождения. —
психической неустойчивости (шумные
и подвижные) и психической тормозивности
(несамостоятельность, нерешительность,
робость, медлительность.
медикаментозную
терапию
педиатров,
детских неврологов, детских психологов,
психиатров, логопедов, дефектологов,
воспитатели.
В
воспитании и обучении детей с ЗПР
имеет обратимый характер: если поменять
условия, то ребенок может изменится.
Прогноз
и профилактика: С
помощью педагогов они способны усвоить
знания, умения и навыки, которые их
нормально развивающиеся сверстники
осваивают самостоятельно. После
окончания школы они могут продолжить
свое обучение в ПТУ, колледжах и даже
ВУЗах.
Коррекция
задержки психического развития должна
начинаться с дошкольного возраста и
проводиться длительно.
К
особенностям обучения детей с ЗПР
относятся дозированность учебного
материала, опора на наглядность,
многократное повторение, частая смена
видов деятельности, использование
здоровьесберегающих технологий.
Особое
внимание при работе с такими детьми
уделяется развитию познавательных
процессов (восприятия, внимания,
памяти, мышления); эмоциональной,
сенсорной и моторной сферы с помощью
игровой терапии, сказкотерапии,
арттерапии.
Умственно
отсталые
стойко
выраженное снижение познават-ой
деят-ти реб, возникшее на основе
поражения ЦНС. (олигофренический хар-р
– форма умственного и психического
недоразвития, в следствии поражения
ЦНС до 3 лет.; неолигофрен. хар-р –
распад психич. функций после 3 лет.)
По
глубине деффекта выделяют степени:
Легкая
степень – дебильность – нарушение
познават. процессов, низкий слов.
Запас, нет логич. Мышления. Можно
обучать.
Средняя
степень – имбецильность – не
обучаемы.(дауны)
Тяжелая
степень — идиотия -. двигат. нарушения,
лежачий образ жизни, недоступно
осмысление окружающего. Не обучаемы
Словесно-логическое
мышление недост-е,
Отсутствуют
и предпосылки развития речи, навыков
труда нет, не рисует, и не занимается
конструктивной деят-ю.
Специальные
ясли и психоневрологические санатории
Логопед,
психолог, педагог, воспитатели,
Дефектолог,
При
правильной организации жизни умственно
отсталого ребенка, требующей возможно
более раннего включения специального
обучения и воспитания, многие дефекты
развития могут быть скорректированы
и предупреждены.
Если
нарушения не столь глубоки, то дети
овладевают программой общего, массового
детского сада при условии учета
педагогом их состояния и при обеспечении
им индивидуального подхода и специальной
помощи. Важной задачей педагогов
дошкольных учреждений является в
связи с этим овладение ими определенной
системой сведений, знаний по специальной
психологии и коррекционной педагогике,
формирование навыков педагогической
диагностики отклонений в развитии и
проведения работы при слабо выраженных
отклонениях в развитии детей.
Индивид-коррекц.
работа по развитию навыков
самообслуживания, общения, игровой и
трудовой деят-ти.
Обычное
обучение детей с тяжелыми, выраженными
отклонениями в развитии затруднено,
а в ряде случаев и просто невозможно.
Такие дети занимаются в специализированных
дошкольных учреждениях по особым
программам, с использованием системы
специальных методов и приемов.
Источник