Психология семьи воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии

 Рождение
 ребенка с нарушенным развитием –
 тяжелейший стресс для его родителей.
 На психику родителей оказывает разрушающее
 воздействие динамика отклонений в
 развитии у ребенка, так как родители
 находятся в длительной психотравмирующей
 ситуации. В результате, развиваются
 личностные нарушения, которые проявляются
 в эмоциональной нестабильности и
 различных эмоциональных состояниях
 родителей. Необходимо сохранить и
 поддержать психическое и психологическое
 здоровье членов семьи, имеющих такого
 ребенка, поскольку именно семья является
 основой личностного развития ребенка
 [Варнакова
 Ю.В.]
 Семьи,
 которые имеют детей с нарушенным
 развитием, относятся к наиболее уязвимым
 и специфическим категориям населения.
 Вследствие проблем воспитания и ухода,
 а также невозможности самореализации
 возникает затруднительное полноценное
 функционирование, что приводит к
 натянутости и напряженности внутрисемейных
 отношений.
 По
 данным психолого-педагогических
 исследований (Н.Л. Белопольской (1984),
 Н.Г. Корельской (2003), В.В. Ткачевой (1998) и
 др.) семьи, воспитывающие детей с
 нарушенным развитием, имеют ряд
 психологических проблем:
 —
 родители из-за отсутствия перспектив
 в отношении своего ребенка испытывают
 нервное напряжение, беспокойство,
 тревогу, изнеможение, отчаяние,
 неуверенность, психологическую нагрузку,
 стресс;
 —
 ожидания родителей не соотносятся с
 личностными особенностями своего
 ребенка, а, следовательно, это вызывает
 негодование, огорчение, раздражение и
 неудовлетворенность;
 —
 проблемы самоактуализации и самореализации;
 —
 происходит нарушение и искажение
 семейных взаимоотношений;
 —
 родители чувствуют вину перед своим
 ребенком;
 —
 родители ограничивают контакты с
 внесемейным окружением, происходит
 изоляция семьи от социума;
 —
 в связи с экономическими затратами,
 социальными проблемами и эмоциональными
 переживаниями в семье создаются частые
 психотравмирующие ситуации;
 —
 происходит формирование агрессивных
 форм поведения и взаимодействия семьи
 к окружающим людям.
 Таким
 образом, родителям, воспитывающих детей
 с отклоняющимся развитием, необходима
 квалификационная психотерапевтическая
 помощь, без которой они не в состоянии
 целесообразно и адекватно взаимодействовать
 со своим ребенком.
 Члены
 семьи, воспитывающие ребенка с нарушенным
 развитием, по мнению В.В. Ткачевой (1998),
 имеют личностные нарушения, и, как
 следствие, они нуждаются в особой работе,
 направленной на всю семью в целом [С.О.
 Ларионова].
 Феномен
 экспектаций является психологической
 основой стрессовых и шоковых реакций
 родителей. Экспектации – это система
 ожиданий родителей в отношении ребенка
 и своего собственного поведения. То
 есть, на уровне бытового сознания они
 являются смутными представлениями о
 том, каким будет ребенок, каким будет
 его поведение, и как будут вести себя
 родители в новых для себя ролях матери
 и отца [Сорокин
 В.М.]
 Многие
 родители воспринимают диагноз больного
 ребенка как приговор и как личную
 катастрофу, что представляет особую
 психологическую трудность. Причем чем
 меньше они знают о диагностируемом
 заболевании, тем острее может быть
 реакция. Родители не принимают диагноз
 и многократно прибегают к его перепроверке,
 используют различные формы лечения, от
 нетрадиционной медицины до магии, тратят
 много времени на выяснение причин
 болезни у ребенка.
 Если
 экспектации отсутствуют, то это может
 привести к тому, что процесс воспитания
 больного ребенка заменяется просто
 физическим уходом, так как родители не
 имеют представления какие воспитательные
 методы к нему применять. Это, кроме
 заболевания, дополнительно может
 осложнить процесс формирования ребенка,
 время непродуктивных попыток лечения
 в ряде случаев продолжается до 5 лет. К
 этому времени родители много узнают о
 причине болезни, течении, осложнениях,
 но не об особенностях его воспитания и
 как в этих условиях развивается ребенок.
 Процесс воспитания как бы откладывается,
 что еще больше затрудняет процесс
 развития больного ребенка.
 Шоковые
 реакции у родителей различные авторы
 оценивают по-разному, в зависимости от
 критериев купирования признаков
 состояния шока (Спок Б., 1990; Мастюкова
 Е.М., Московкина А.Г., 2004). Это состояние
 может длиться до полугода. От того
 насколько был желанным ребенок, от
 индивидуально-психологических
 особенностей матери и отца зависит то,
 насколько быстро родители смогут выйти
 из состояния шока. Степень эмоциональной
 сплоченности родителей способствует
 их быстрой мобилизации. Из-за длительного
 переживания стресса от факта рождения
 больного ребенка у многих матерей
 появляются многочисленные соматические
 жалобы на боли в сердце, желудке, тошноту,
 сонливость, головокружение, потеря
 аппетита, озноб и пр. Отцы не так много
 времени проводят с ребенком, поэтому в
 меньшей степени демонстрируют признаки
 астенизации. Окружающие люди избегают
 разговоров на болезненную для матери
 тему, тем самым оставляя ее в состоянии
 психологического одиночества.
 Более
 чем у 70% матерей, воспитывающих умственно
 отсталых детей, в процессе семейного
 консультирования было выявлено
 двойственное отношение к собственному
 ребенку. Отмечалось чувство постоянной
 тревоги за него, непокидающее ощущение
 какой-то опасности того, что должно
 произойти что-то неприятное. Отмечали,
 что до рождения не испытывали такой
 мнительности и тревожности, а теперь у
 них присутствует чувство собственной
 незащищенности и слабости. Чувство
 собственной слабости и невозможности
 уберечь собственного ребенка от чего-то
 непоправимого лишний раз только
 увеличивает чувство вины перед ним
 [Шипицина
 Л.М.,
 с.194].
 Амбивалентность
 отношения к своему ребенку наблюдается
 в том, что он в одно время может
 рассматриваться и как объект безграничной
 любви, и как источник душевных терзаний.
 Последнее, как отмечает большинство
 матерей, является причиной частых
 приступов раздражения к ребенку. Через
 какой-то промежуток времени появляется
 чувство вины.
 Больше
 трети матерей с умственно отсталыми
 детьми отмечают, что на втором году
 жизни ребенка они начинают его стесняться,
 из-за недоброжелательности и праздного
 любопытства людей на улице, в транспорте
 и общественных местах. Опасаясь агрессии
 со стороны здоровых детей, многие
 родители стараются избегать общественного
 транспорта и выходят на прогулку с
 ребенком вечером. Родители, воспитывающие
 умственно отсталого ребенка, испытывают
 антипатию к здоровым детям, страх, что
 они обидят их сына или дочь. Многие
 матери отмечают, что вид здоровых детей
 вызывает у них чувство несправедливости
 [Шипицина
 Л.М].
 Родителей
 с детьми у которых интеллектуальные
 нарушения окружающие воспринимают как
 людей, имеющих вредные привычки (наркоманы
 или алкоголики) или как психически
 больных. Это выстраивает стену между
 родителями и окружающими людьми. Поэтому
 родители делают все, чтобы сменить
 диагноз ребенка, к примеру, на ранний
 детский аутизм или на детский церебральный
 паралич. Родители сознают, что их ребенок
 с нарушениями интеллектуального развития
 не сможет в будущем стать самостоятельной
 и полноценной личностью, какие бы
 титанические усилия они к этому не
 прилагали. Дефект ребенка травмирует
 психику родителей и притормаживает их
 социальную активность. Можно выделить
 несколько особенностей в общении
 родителей и ребенка с нарушениями:
 родители не умеют создавать общую
 деятельность, выбирают неправильную
 модель воспитания, не желают общаться
 с ребенком [И. Ю. Левченко,
 В. В. Ткачева].
 Семейное
 благополучие, участие родителей в его
 физическом и духовном становлении,
 правильность воспитательных действий
 положительно сказывается на развитии
 умственно отсталого ребенка. Поэтому
 проведение целенаправленной работы с
 родителями, в первую очередь, с матерями
 больных детей, очень важная необходимость.
 В эту работу входит: исследование
 внутреннего состояния матери, обнаружение
 более сложных психологических моментов
 в жизни семьи, оказание психологической
 консультативной помощи. Поэтому нужно
 не оставлять родителей один на один со
 своей бедой, иначе это станет их личной
 трагедией. Родителям детей с
 интеллектуальными нарушениями необходимо
 поверить в собственные силы и возможности
 своего ребенка. Семьи с детьми с умственной
 отсталостью нуждаются в психологической
 поддержке (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,
 Нисневич Л.А., 2000; Мастюкова Е.М., Московкина
 А.Г., 2003; Краузе М.П., 2006) [Шипицина
 Л.М].
 Для
 родителей детей с ДЦП наиболее травмирующим
 фактором являются двигательные нарушения
 ребенка. Двигательные расстройства
 дополняются внешней уродливостью,
 обезображенной фигурой ребенка, гримасой,
 характерными нарушениями речи, модуляцией
 голоса, постоянной саливацией. К этим
 внешним недостаткам постоянно привлечено
 внимание окружающих людей, что еще
 сильнее травмирует психику родителей
 (В. В. Ткачева, 1999)[В.С.
 Иванова].
 Также
 дети с ДЦП испытывают трудности при
 передвижении и им необходима физическая
 помощь, постоянный уход со стороны
 близких. Переживания усиливаются поиском
 и покупкой специальных транспортных
 средств, а это дополнительные материальные
 затраты для родителей. У таких детей
 темп передвижения медленный, неустойчивая
 походка, а спуск или подъем по лестнице
 требует дополнительных приспособлений.
 Из-за всего этого родители испытывают
 глубокие эмоциональные переживания
 [И. Ю. Левченко,
 В. В. Ткачева].
 По
 данным Института коррекционной
 педагогики, частота детского аутизма
 составляет 15–20 случаев на 10 тыс. детского
 населения. Наблюдается, что частота
 аутизма растет и не зависит от нации,
 расы или географического фактора
 [А.С.
 Злобина].
 Исследуя аутичных детей, опыт показывает,
 что им необходимо специализированное
 образовательное учреждение. Для родителей
 отсутствие такого учреждения является
 особой психотравмирующей проблемой.
 Специализированную реабилитационную
 помощь в основном дети могут получить
 в столице или крупных городах, в связи
 с этим дети вынуждены обучаться в обычной
 массовой школе [Кожанова
 Т.М].
 Так
 как у ребенка нарушена способность
 устанавливать адекватный контакт с
 окружающим обществом и родителями в
 том числе, это является травмирующим
 фактором психоэмоционального статуса
 родителей. Нарушение социальной адаптации
 и неприспособленность в социально-бытовом
 плане мешают аутичному ребенку
 адаптироваться в социуме. Поскольку у
 ребенка отсутствует потребность в
 адекватном контакте, а именно, обнять,
 приласкать, поговорить с родителями,
 поцеловать их, то родителям тяжело
 принять этот факт (Е. Р. Баенская,
 M. M. Либлинг, 2004) Из-за ранимости и
 эмоциональной хрупкости своих детей,
 родителям приходится держать себя в
 определенных рамках (не делать резких
 замечаний, движений, не повышать голос).
 Родители сами становятся ранимыми и
 превращаются в эмоционального донора
 для своего ребенка [И. Ю. Левченко,
 В. В. Ткачева].
 Дети
 с задержкой психического развития имеют
 более радужное будущее, чем дети с
 другими нарушениями в развитии, потому
 что при проведении соответствующей
 коррекционной реабилитации их отклонения
 не постоянны во времени и эффективно
 лечатся. Дети с ЗПР в сознании родителей
 более перспективны, из-за временного
 характера и обратимости их нарушений.
 Разнообразные формы нарушения поведения
 детей с ЗПР (бессмысленное упрямство,
 немотивированная грубость, злобность
 и агрессивность, ярко выраженный эгоизм,
 желание постоянно быть в центре
 внимания) негативно воздействуют на
 родителей этой группы. Постоянные
 конфликты, социальная неадекватность
 и социально неприемлемые формы поведения
 детей, то есть аномальное развитие
 ребенка, зарождает у родителей чувство
 безнадежности и приводит к потере связи
 с ребенком [И. Ю. Левченко,
 В. В. Ткачева].
 К
 особой категории относятся дети с
 синдромом дефицита внимания и
 гиперактивности легко возбудимы и
 чрезмерно активны, что вызывает у
 родителей повышенное внимание и
 напряжение. Это приводит к истощению
 психического состояния и энергетического
 потенциала родителей.
 У
 родителей с детьми с недостатками
 речевого развития возникает коммуникативный
 барьер, отгороженность и отчужденность
 в детско-родительских взаимоотношениях.
 Специфика развития детей с нарушениями
 речи (к ним относятся: алалия, афазия,
 дизартрия, заикание и другие тяжелые
 речевые нарушения) негативно отражается
 на психике родителей. Такие дети
 рассматриваются родителями как наименее
 перспективные в будущем в отличие от
 своих сверстников [Кожанова
 Т.М].
 Родители
 детей с нарушениями слуха делятся на
 две группы: родители, у которых нарушена
 слуховая функция и родители с нормальным
 слухом. Родители, которые относятся к
 первой группе не испытывают особых
 трудностей в силу схожести болезни.
 Родители другой группы испытывают
 сложности во взаимоотношениях и
 воспитании своих детей. Родительские
 (в первую очередь отцовские) позиции и
 внутрисемейные отношения искажаются,
 провоцируется отрицательное отношение
 детей с нарушениями слуха к своим
 родителям, что приводит к разрушению
 ребенка как личности [Кожанова
 Т.М].
 Немалые
 трудности испытывают родители детей с
 нарушениями зрения, а именно – ориентировка
 детей в пространстве. Одной из важнейших
 проблем является транспортная проблема.
 Родителей беспокоит то, как их дети
 самостоятельно будут преодолевать эту
 проблему. В таких семьях нарушаются
 детско-родительские взаимоотношения,
 потому что ребенок растет инфантильным,
 эгоистичным, личностно незрелым [Кожанова
 Т.М].
 Дети
 со сложным дефектом должны обучаться
 в специализированных учреждениях
 интернатного типа, но родителям зачастую
 сложно  принять решение  и отдать ребенка
 в руки специалистов, поэтому дети подолгу
 остаются в домашних условиях без должного
 профессионального, педагогического
 внимания и обучения.
 Психические,
 сенсорные, речевые, двигательные и
 эмоционально-личностные расстройства,
 характеризующие ту или иную аномальность
 детского развития, выступают основным
 психотравмирующим фактором, который
 определяет личные потрясения родителей
 с детьми с нарушениями развития. На
 переживания родителей больных детей
 оказывают влияние выраженный характер
 нарушений, их устойчивость, продолжительность
 и необратимость. Родители, которые
 психически здоровы и не имеющие
 психофизических нарушений  более остро
 реагируют на рождение ребенка с
 нарушениями в развитии и это негативно
 влияет на их  психику. Родители, имеющие
 нарушения сенсорного, двигательного и
 интеллектуального характера, легче
 приспосабливаются к нарушениям ребенка.
 Отклонение в его развитии не является
 психотравмирующим фактором для родителей.
 Родители связывают болезнь ребенка со
 своей собственной и воспринимают это
 как норму [И. Ю. Левченко,
 В. В. Ткачева].
 С
 появлением больного ребенка нарушаются
 внутрисемейные взаимоотношения, характер
 отношения членов семьи с окружающим
 обществом, своеобразность мировоззрения
 каждого из родителей. Все надежды на
 счастливое будущее ребенка рушатся в
 одно мгновенье, а для того чтобы обрести
 новые жизненные ценности и ориентации
 требуется продолжительный период
 времени. Это обуславливается рядом
 причин: психологическими особенностями
 характера родителей, их способностью
 принятия или непринятия аномального
 ребенка; наличием совокупности
 расстройств, которые характеризуют то
 или иное отклонение; отсутствие какой-либо
 поддержки семьи с больным ребенком со
 стороны общества.
 Обязанности
 в семье обычно распределяются традиционно,
 то есть ложатся на женщину и включают
 в себя воспитание и обучение ребенка,
 в том числе с нарушениями в развитии.
 Мужчина является основным добытчиком
 в семье, не меняет свой привычный образ
 жизни, профиль работы, а значит, остается
 в привычных для него социальных
 отношениях. В силу своей занятости отец
 меньше чем мать уделяет внимание больному
 ребенку. Поэтому он меньше подвержен
 нервным стрессам и патогенным воздействиям
 на его психику, в отличие от матери
 аномального ребенка. В большинстве
 случаев все происходит именно так, но
 существуют и исключения из правил
 [И. Ю. Левченко,
 В. В. Ткачева].
 Женщина,
 родившая больного ребенка, испытывает
 более высокий эмоциональный стресс.
 То, что именно она родила больного
 ребенка, вместо ожидаемого здорового,
 приносит ей невыносимое страдание,
 поэтому она испытывает частые депрессии
 и истеричные состояния. Переживая за
 будущее ребенка, она ощущает страх,
 панику, чувство одиночества, не видит
 смысла в жизни. Так как мать постоянно
 находится в тесном контакте с ребенком,
 она испытывает повышенную физическую
 и эмоциональную нагрузку, что плохо
 сказывается на ее собственном здоровье.
 Зачастую у матерей таких детей снижен
 психический тонус, занижена самооценка,
 что выражается в утрате интереса к
 жизни, перспектив профессионального
 роста, несбыточности реализации
 запланированных ранее творческих идей,
 утрате заинтересованности в себе как
 в личности и женщине.
 Еще
 до рождения ребенка у матери появляется
 чувство любви и привязанности. Эта
 любовь подкрепляется эмоциональной
 взаимностью ребенка: его улыбкой,
 оживлением при появлении матери и др.
 Но поскольку эти социально-психологические
 проявления у ребенка слабо выражены,
 то у матери проявляется депривация
 материнских чувств. В связи с появлением
 больного ребенка, его воспитанием,
 обучением и общением в целом, личность
 матери претерпевает существенные
 изменения, так как этот процесс занимает
 длительный период времени (В. А. Вишневский,
 1987). Депрессивные состояния и переживания
 трансформируются в невротическое
 развитие личности и влияют на нарушение
 социальной адаптации матери.
 Необратимые
 психические расстройства у ребенка
 вызывают у его матери стресс и различные
 заболевания соматического и психического
 характера. То есть болезнь ребенка, его
 психическое состояние влияют на состояние
 здоровья родителей, а в большей степени
 на здоровье матери [И. Ю. Левченко,
 В. В. Ткачева].
Таким
 образом, семьи, воспитывающие детей
 с нарушениями развития, нуждаются в
 психологической помощи и поддержке,
 из-за огромного числа различных проблем,
 с которыми эти семьи ежедневно
 сталкиваются.
 Психокоррекционная
 работа позволяет также выявить важнейшую
 помощь семьям с  детьми с нарушениями
 в развитии. Родители испытывают
 личностные переживания, связанные с
 дефектом ребенка, поэтому им необходима
 специальная помощь для устранения этих
 психологических проблем.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
 
  
 