Психология ребенка умственное развитие ребенка
Главных факторов, определяющих ум и интеллект ребенка, всего два. Первый из них — это наследственность. А второй — окружение, в котором растет и развивается малыш. И если наследственные факторы — это неуправляемый и непредсказуемый процесс, то создание развивающей среды под силу любой заботливой семье. Важно понимать, что ребенку можно навредить как отсутствием родительского воспитания, так и круглосуточной интеллектуальной нагрузкой до психического срыва. Поэтому давайте разберемся, в чем есть тонкости умственного и интеллектуального развития и как правильно на них влиять.
Содержание:
- Ум и интеллект — это одно и то же?
- Типы умственного развития ребенка
- Стадии интеллектуального развития
- Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста
Ум и интеллект — это одно и то же?
Вообще, эти понятия достаточно близки и их часто путают. Но это не одно и то же.
Начальные умственные способности у ребенка определяются его наследственными факторами.
Они проявляются в способности малыша адекватно реагировать на окружающую среду. Например, после двух месяцев он проявляет “комплекс оживления”, когда видит маму. Далее, взрослея, ребенок понимает, что у бабушки конфеты выпросить проще, чем у папы; а когда у мамы плохое настроение, то лучше не попадаться ей на глаза. Это значит, что ребенок становится “умнее”.
Выраженная склонность ребенка к чтению или игре на музыкальных инструментах, или решению сложных задач — это тоже врожденные способности.
По мере взросления ребенка его умственное развитие замедляется и, по мнению многих научных школ, прекращается в районе 20-25 лет на моменте окончательного формирования мозга.
Но! Зато с возрастом усиливается значение интеллектуального развития детей. Основой интеллектуального развития ребенка является семейное, дошкольное, школьное образование.
Нельзя рассчитывать на то, что развитие интеллекта и воспитание ребенка — это задача только для воспитателей и учителей. Ни в коем случае! В семьях, где родители заботятся о развитии малыша: разговаривают с крохой с самого момента рождения, читают ему книжки, отвечают на миллион «почему», выбирают ему подходящие занятия и кружки — в таких семьях дети успешно реализуют потенциал своих умственных способностей.
Типы умственного развития ребенка
С момента рождения все дети отличаются друг от друга. Развитие каждого ребенка идет по индивидуальной схеме и во многом зависит от генетического фактора. Начальные задатки ребенка будут в немалой степени определяться способностями и увлечениями родителей. Очень рано у ребенка начнет проявляться определенный тип умственного развития.
Лингвистический тип
Дети этого типа легко и безболезненно научаются читать и писать. Отличные рассказчики, обладают богатым словарным запасом. Легко запоминают большие объемы информации. Могут бесконечно рассматривать, читать и перечитывать любимые книги.
В будущем для них привлекательны такие профессии, как журналист, педагог, политик, писатель.
Логико-математический тип
Будущие математики, физики, изобретатели с раннего возраста любят наблюдать, перекладывать, сортировать. Им нравится считать в голове, легко даются шашки, шахматы.
Во многом они воспринимают окружающий мир через цифры и формулы. Цифровой мир — это их мир. ”Не от мира сего”- это часто про них.
Пространственный тип
Дети такого типа мыслят объемно, пространственно. Любят делать перестановки в комнате, видят вещи в их взаимосвязи, обладают вкусом. Они с малого детства любят рисовать, конструировать, изобретать.
В будущем плодами их воображения становятся различные изобретения, красивые здания, дизайнерские решения. Наиболее часто встречается у художников, архитекторов, дизайнеров, конструкторов.
Музыкальный тип
Большую часть окружающего мира дети с таким типом развития воспринимают через музыкальное сопровождение. Они быстро запоминают мелодии, имеют музыкальный слух, хорошо двигаются под музыку, тоньше чувствуют голосовые интонации. Любят думать, двигаться и даже засыпать под музыку.
Это будущие артисты, музыканты, художники.
Двигательный тип
Им наделены дети, которым легче обучаться в движении. Не усидчивы, очень активны. Они хорошо развиты физически, отлично проявляют себя на уроках труда. При этом хорошо выражают свои чувства, артистичны. Не заметить их просто невозможно.
В них хорошо просматривается актерская или спортивная жилка.
Межличностный тип
Ребенок быстро находит общий язык и легко общается с другими людьми, даже незнакомыми. Про таких говорят: “Язык до Киева доведет”.
Часто встречается у политиков, актеров, ораторов, торговцев, .
В различных сочетаниях у каждого ребенка встречаются все типы умственного развития. Задача родителей заключается в своевременном определении ведущих способностей ребенка, которые необходимо системно развивать и поддерживать.
Врожденные умственные способности — это важная составляющая успешного обучения, но не главная. Не всегда из одаренного ребенка вырастает глубокая творческая личность. И наоборот, средние способности при большом усердии в обучении, посещении дополнительных занятий, кружков могут стать основой для развития высокоинтеллектуальной личности.
Пора разобраться, что такое интеллектуальное развитие и как “накопить” интеллект.
Стадии интеллектуального развития
Интеллектуальное развитие базируется на развитии основных психических процессов — памяти, мышления, восприятия, воображения. В процессе развития интеллекта выделяются несколько стадий.
1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2-х лет)
Интеллектуальное развитие в этом возрасте – это стихийный процесс, возникающий из предметно-житейского опыта ребенка.
Сначала между ребенком и окружающей средой возникают предметные действия. Ребенок познает окружающий мир с помощью органов чувств путем воздействия на предметы. Для этого ему необходимо их рассмотреть, потрогать, стукнуть, бросить, попробовать “на зуб”.
К примеру, крепко сжатые кулачки младенца к 2-м месяцам начинают расслабляться. Он берет игрушку, она «тренирует» руку. Рука «тренирует» глаз, так как зрительное отражение движений рук усиливает процесс самосознания. Глаз «тренирует» руку за счет развития глазомера и точности.
Понятно, что родителям необходимо подбирать яркие, привлекательные игрушки с разными свойствами и размерами.
2. Дооперационная стадия (с 2 до 7 лет)
Начало этой стадии – усвоение речевых звуков родного языка и способность ребенка к символическим действиям, например, помахать ручкой при прощании или покормить куклу. Наиболее ярко символическое мышление проявляется в детских играх.
По мере расширения и усложнения опыта ребенка происходит превращение предметных действий в умственные операции, то есть действия, выполняемые во внутреннем, мысленном плане. Это, например, устный счет до 10, различение понятий “справа и слева”, определение времени года по словесному описанию (в какое время года идет снег, и детишки катаются на санках?). Разнообразие взаимодействия ребенка с миром все в большей степени приобретает интеллектуальное содержание.
В этом возрасте ребенок становится «почемучкой». Задача родителей давать развернутые вопросы на различные вопросы ребенка. На многие “почему” не всегда есть однозначный ответ, поэтому будет очень полезно порассуждать вместе с малышом о различных вариантах решения вопроса.
Ребенку важно научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отвергая и не избегая ситуаций, которые его вызывают.
3. Стадия конкретных операций ( с 7 до 11 лет)
В 6-7 лет ребенок идет в школу, получение знаний приобретает системный характер. Но обучение в этом возрасте методически построено на ярких, понятных примерах, особенно в 1-2 классе начальной школы. Ребенок осваивает чтение, письмо, счет. С помощью практических опытов постигает все больше и больше абстрактных понятий.
Например, убеждается в неизменности количественных, размерных, весовых показателей предметов при их перемещениях, перекладываниях. Если три конфеты, зеленый мячик или тяжелый брусок переложить из маленькой коробки в большую, то, к сожалению, конфет от этого больше не станет, да и мячик не изменит свой цвет, и брусок точно не станет легче. Ничего не изменится: свойства предметов останутся прежними. Так на практике постигается принцип сохранения.
Родителям очень важно поддерживать новые познавательные и творческие начинания своего юного испытателя, даже если они неудачны. Надо относиться к ним с уважением и теплотой: ребенок старается не только для себя, но и для тех, кого любит.
4. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет )
В этом возрасте формируются начальные научные представления об окружающем мире без взаимосвязи с конкретной реальностью. Это значит, что ребенку уже не обязательно, да часто и просто невозможно, увидеть, потрогать, измерить объект изучения, чтобы понять его. Ведь на уроках он уже знакомится с химическими элементами, строением молекулы, законами физики.
Кроме того, он становится способен к саморазвитию, самообучению. Он может сам сформулировать интересующий его вопрос, найти подходящий источник знаний, изучить ответ и применить полученные знания.
В этом возрасте у ребенка должна быть возможность побыть одному, самому позаниматься своими делами. Избыток опеки может затормозить саморазвитие и творчество.
Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста
Существует много методов диагностики умственных возможностей и интеллектуального развития ребенка. Для примера и понимания приведем несколько тестов, которые проходит дошкольник у психолога перед поступлением в в 1-ый класс.
Исследования развития памяти
Уровень развития памяти у ребенка можно оценить по следующим заданиям:
- Слуховая память
Три раза равномерно, с перерывами произносится ряд двузначных чисел (до 20) в произвольном порядке. Например, 15, 12, 10, 18, 16, 19, 17, 11 (общим количеством 8 штук).
Каждое правильно воспроизведенное число — 10%. Норма — 60%.
- Зрительная память
Предлагается ребенку в течение минуты посмотреть на 10 предметов, лежащих на столе. Далее, уже несмотря на стол, по памяти, он называет предметы, которые запомнил
Норма — не менее 60%.
- Логическая память
Подбирается 8 пар слов по принципу: часть — целое. Например: колесо — машина; листья — дерево; капля — дождь и т.д. Произносятся пары с интервалом в 2 — 3 секунды. После короткого перерыва (15 сек) вторично произносятся только первые слова, второе слово ребенок должен вспомнить сам.
Норма — не менее 60%.
Исследование развития мышления
Развитие мышления взаимосвязано с развитием памяти, внимания, двигательной активностью. У дошкольников этот процесс дополняется ростом его самопознания. Ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на мнение близких людей.
Тест для изучения самооценки у дошкольников (по Т.Д. Марциновской)
Предлагается рисунок лестницы из 7 ступенек. Посредине ее нужно расположить фигурку человека. Ребенку объясняют задание: видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших хороших детей; чем выше, тем лучше дети, на самой вершинке — самые хорошие. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?”
Оценка. Считается нормой, если дети предшкольного возраста ставят себя на ступеньку “очень хорошие” и даже “самые хорошие дети“. Положение любой из низших ступенек (тем более на самой низшей) говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
Исследования развития восприятия
При достаточно развитом восприятии дошкольник знает основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат ) ,оценивает положение предметов в пространстве (выше — ниже, вправо — влево), мысленно находит часть целого и достраивает из фрагментов целые образы.
Тест. Выделить части из целого по какому-либо признаку.Например, кошка: голова, лапы,туловище, хвост. Проще, если перед ребенком находится реальный предмет анализа. Сложнее разложение мысленного образа объекта.
Определение более 60% частей предмета считается достаточным.
Исследования креативности
Творческие способности у детей могут проявляться по-разному. Предлагаемый тест (по А.Р. Лурия) оценивает степень владения обобщающими понятиями и оригинальность предлагаемых решений.
Ребенку предлагается запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам рисует лаконичный эскиз, который потом помогает ему это слово воспроизвести (рисунок как средство для запоминания слова).
Дается 10 слов (словосочетаний). Например, солнце, снег, веселый мальчик, грустная лошадка, вкусная сосиска и т.д. После прослушивания ряда слов и создания соответствующих рисунков ребенок по своим эскизам воспроизводит заданные слова
Норма — 60% воспроизведенных слов.
Самое главное, что хотелось бы донести по родителей — это то, что врожденные умственные способности не гарантируют ребенку отличных знаний и успешной карьеры в будущем. Очень важно не допустить появления у одаренного ребенка звездной болезни, которая не даст ему успешно и системно развиваться.
Ребенка со средними и слабыми способностями нужно поддерживать, вселять уверенность в своих силах. Для этого следует много и доброжелательно общаться с ребенком, давать знания, развивать все стороны детской личности.
И помним: востребованными и высококлассными специалистами не рождаются, а становятся!
Источник
Ранний возраст является важным периодом в развитии таких познавательных психических процессов, как восприятие и мышление.
Мы уже знаем, что к концу младенческого возраста восприятие ребенка становится предметным и обладает константностью. В то же время точность, осмысленность восприятия еще только начинают формироваться. Это означает, что малыш не всегда может выделить в том предмете, который он воспринимает, все стороны и свойства (части предмета, величину, цвет, форму). В период раннего детства ребенок только учится отнесению того или иного предмета к определенному классу объектов окружающего мира, что и характеризует осмысленность восприятия.
Однако в пределах раннего возраста значительно расширяется содержание восприятия. Мы упоминали о значении в этом процессе прямохождения, предметной деятельности. Ребенок знакомится все с большим числом объектов окружающего его мира, его непосредственные действия с предметами дают возможность все более адекватно отражать свойства предметов. Движения собственного тела, некоторые виды действий, позволяющих приводить в определенное пространственное отношение несколько предметов (конструирование, например), учат малыша более точно отражать связи между объектами.
Одним из главных условий усложнения содержания восприятия является развитие в раннем детстве способов восприятия, перцептивных действий.
Первые перцептивные действия формируются в результате овладения ребенком предметной деятельностью, при этом вначале он может делать серьезные ошибки в обследовании предметов, выделении признаков. Наблюдается так называемый синкретизм восприятия, т. е. ориентация лишь на некоторые, иногда несущественные признаки предметов: мальчик назвал изображенный на картинке шкаф «дымом», показывая пальчиком на затемненную часть; увидев колесо на станке, ребенок отнес его к автомобилям. При узнавании предметов в качестве главных признаков для детей выступают форма и величина; цвет, несмотря на всю привлекательность для ребенка, не стал еще признаком, характеризующим предмет.
В начальный период овладения предметными действиями ориентировка их в свойствах предметов, сравнение этих свойств носят внешний, практический характер. Именно так, методом практических проб, ребенок решает задачу с пирамидкой, вкладышами. Овладевая орудийными действиями, воздействуя одним предметом на другой, малыш начинает предвосхищать результаты этих воздействий (например, предвидеть возможность протащить данный предмет через определенное отверстие, переместить один предмет при помощи другого). Для ребенка «начинает выделяться общая конфигурация контура, которая, во-первых, отграничивает один предмет от другого, а во-вторых, определяет некоторые возможности их пространственного взаимодействия (сближения, наложения, захватывания одного предмета другим)» .
Следовательно, на первый план выдвигается значение свойств для установления взаимодействия самих предметов, а не только взаимодействия ребенка с предметами. У малыша постепенно формируется зрительная ориентировка в предметной ситуации. Например, подбирая необходимые вкладыши в вырезы определенной формы и величины, он сопоставляет зрительно возможные варианты решения, уже не прикладывая вкладыши к вырезам. «Сенсорные процессы, перестроившись под влиянием практической деятельности, сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые осуществляются с помощью движений рецепторных аппаратов и предвосхищают последующие практические действия».
Основные обследовательские действия на данном этапе — внешние движения взора, ощупывание рукой и т. д. В процессе развития восприятия формируются так называемые сенсорные эталоны, которые позволяют опознавать объекты, сравнивать их, относить к определенному классу явлений.
Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д.
На первом году жизни ребенок ориентируется на собственные ощущения, движения руки, тела, различая предметы, окружающие его, и их расположение. Этот период называется периодом сенсомо- торных эталонов. Ребенок раннего возраста начинает постепенно использовать в качестве эталона знакомые ему по предыдущему опыту предметы: развивается этап предметных эталонов. Такими образами могут служить не только реальные предметы, но и представления о них, закрепленные в памяти. Определяя предметы треугольной формы, он говорит: «Как домик», «Как крыша». Определяя круглые предметы — «Как мячик», о предметах красного цвета говорит: «Как вишенка», «Как ягодка». Ребенок третьего года жизни может усвоить представление о пяти-шести формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный), но назвать все эти формы и цвета он пока не умеет.
Ориентируясь в окружающем его мире, малыш воспринимает не только предметы этого мира, но начинает улавливать связи и отношения между предметами, поэтому простейшие задачки (собрать пирамидку, достать закатившийся под кровать мячик или находящуюся на полке шкатулку, построить устойчивый домик) требуют от ребенка не только активного восприятия, но и мышления. В конце младенческого возраста ребенок уже сталкивался с проблемными ситуациями, используя готовые связи между объектами для решения этих ситуаций. Овладев ходьбой, увереннее чувствуя себя в предметном мире, ребенок в раннем возрасте пытается отыскать все больше связей между объектами, которые помогают ему в решении практических задач.
Рассмотрим пример из наблюдений В. С. Мухиной. «Дети играют с водой (Андрей и Кирилл — 1, 6). Черпают воду в корыте и носят ее в песочницу. У Андрюши в руках кружка, у Кирюши — дырявая банка. Андрюша носит и выливает много воды, Кирилка успевает донести несколько капель. Кирилл недоумевает. В следующий раз случайно взялся второй рукой за банку, зажав отверстие. Вода перестала течь. Остановился. Смотрит на банку. Отнял от банки руку. Потекла вода. Схватил банку — течь прекратилась. Проделывает это действие несколько раз. Вернувшись к корыту и набрав в банку воды, мальчик обхватил банку так, чтобы закрыть дырочки. Принес в песочницу много воды». Задачка решена. Основной способ решения подобных мыслительных задач в раннем возрасте — это практические пробы. Непосредственно действуя с предметами, малыш открывает для себя связи между ними, поэтому иногда его мышление и называют «ручным». Ребенок постепенно переносит усвоенное действие на другие предметы: он как бы обобщает определенные свойства предмета действием, отвлекаясь, абстрагируясь от других свойств. Например, укачивая куклу, вначале он повторяет действие, которое показал ему взрослый именно с куклой, а затем начинает «укачивать» игрушечных мишку, зайку, другую куклу. Научившись доставать закатившуюся под диван игрушку палкой, ребенок может использовать для этого любой предмет удлиненной формы. Обобщение и абстрагирование — это основные мыслительные операции. На практическом уровне ребенок овладевает ими уже в раннем возрасте. Интенсивное речевое развитие в период раннего детства приводит к тому, что практические обобщения начинают заменяться словами: «тарелка» — и большая, из которой ест папа, и маленькая, из которой ест сам малыш, «игрушка» — и машина, и мячик, и самолетик. Ребенок в этом возрасте улавливает связи и отношения только между теми объектами действительности, которые ему непосредственно, наглядно представлены. Рассмотрим пример. «Дима (1, 8) возит по комнате машинку за веревочку, которая привязана к игрушке. Вдруг машинка зацепилась за ножку стула. Он несколько раз дергает за веревочку, пытаясь сдвинуть машину с места. Ничего не получается. Тогда он подбегает к стулу, наклоняется и с силой толкает машинку в направлении, противоположном ходу.
Увидев, что она отъехала от ножки стула, смотрит на нее. Затем возвращается к тому месту, где был раньше, и медленно дергает за веревочку. Машинка беспрепятственно преодолевает «аварийное» место. После этого мальчик еще долго возит игрушку неподалеку от стула, пытаясь, по-видимому, повторить ситуацию» (из набл. В. Н. Белкиной).
Таким образом, мышление ребенка раннего возраста носит наглядно-действенный характер и возникает в рамках восприятия окружающего мира, однако уже в наглядно-действенном мышлении начинают зарождаться образы — представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Вместо того чтобы осуществлять практические пробы, решая задачу, ребенок проделывает их в уме, опережая результат. Пронаблюдаем, что будут делать годовалый и полуторагодовалый малыши, когда мяч закатится под стол. Годовалый опускается на четвереньки и ползет за мячом. Полуторагодовалый немножко постоит, подумает, а затем обойдет стол в поисках мяча. Такие действия возможны лишь при условии, что ребенок мысленно видит, как мяч катится под стол и появляется с другой стороны. Если бы он этого не представлял, ему пришлось бы следовать за мячом, чтобы найти его. Образная картина дает возможность все более сознательно и разнопланово применять в настоящем прошлый опыт и даже проецировать его в будущее в форме представлений и планов. Но в раннем детстве образное мышление еще весьма ограничено в своих возможностях, только самые простые задачи ему под силу. Усложняются условия — приходится прибегать к внешним пробам. В конце раннего детства в умственном развитии ребенка происходит еще одно очень важное явление — в его сознание входят знаки, которые замещают реальные вещи, явления, свойства и отношения, обозначают их. Это чертежи, математические символы, различные виды искусств и т. д. Наиболее развитая система знаков — язык. Далеко не сразу слово отрывается от предмета в сознании ребенка и начинает его замещать. Оно вначале «привязано» к предмету, действию, является его атрибутом.
Сначала действие, которым овладел ребенок, может быть перенесено им на другой предмет, затем он начинает замещать один предмет другим. Особенно это заметно в имитационных играх, которые зарождаются уже в раннем возрасте: девочка вместо ложки использует палочку, размешивая в игрушечной кастрюльке несуществующую кашу, кубик может заменить чашку, карандаш — градусник. Подражая действиям взрослых, дети овладевают замещением, т. е. пока простейшей знаковостью.
Постепенно и слово становится для ребенка знаком. В игровой ситуации ребенок может называть себя именем того человека, которого он изображает: «Теперь я — мама, а ты — мой сын».
Знаковая функция развивается у ребенка раннего возраста и в рисовании. Но это тоже происходит не сразу: вначале он не осознает, что с помощью карандаша можно изобразить на бумаге то, что существует в реальной действительности, и только благодаря взрослому ребенок начинает сначала «читать» каракули, а затем целенаправленно рисовать маму, мячик, дерево, себя. То же самое можно сказать и о конструировании, позволяющем отображать в детских постройках реальные сооружения, предметы.
В развитии восприятия, мышления, интереса ребенка к познанию окружающего его мира ничем не заменимую роль играют взрослые. В чем она состоит?
Во-первых, в создании предметной среды, позволяющей ребенку самостоятельно открывать многие свойства объектов, пробуждать стремление к самостоятельности, интерес к процессу познания.
Во-вторых, в обучении наблюдению за природой, поведением других людей, собственными действиями.
В-третьих, в обучении обследованию объектов, выделению в них различных признаков, свойств, сторон.
В-четвертых, в сотрудничестве, помощи ребенку, в овладении им предметным миром; в побуждении к самостоятельности, поощрении этой самостоятельности.
В-пятых, в развитии любознательности малыша.
Источник