Психология развития ребенка в раннем и дошкольном детстве

Психология развития ребенка в раннем и дошкольном детстве thumbnail
  1. Младенческий
    возраст

С
первых дней жизни у младенца имеется
система безусловных рефлексов: пищевых,
защитных и ориентировочных. Однако их
недостаточно, чтобы обеспечить активное
взаимодействие ребенка с окружающей
средой. Без ухода взрослых новорожденный
не в состоянии удовлетворить ни одну
свою потребность. Основой его развития
является непосредственный контакт с
другими людьми, в процессе которого
начинают вырабатываться первые условные
рефлексы. Одним из первых образуется
условный рефлекс на положение при
кормлении.

Активное
функционирование зрительного и слухового
анализаторов — важный момент в психическом
развитии ребенка. На их основе происходит
развитие ориентировочного рефлекса
«что такое?». К началу второго месяца
жизни появляется способность сосредоточения
на зрительные и слуховые раздражители
с их фиксацией в течение 1—2 мин .
Наблюдения за новорожденными показали,
что первые проявления эмоций выражаются
криком, сопровождаются сморщиванием,
покраснением, некоординированными
движениями. На втором месяце он замирает
и сосредоточивается на лице человека,
наклонившегося над ним, улыбается,
вскидывает ручки, перебирает ножками,
появляются голосовые реакции. Эта
реакция получила название «комплекс
оживления». Реакция ребенка на взрослого
указывает на возникшую у него потребность
в общении, попытку установить со взрослым
контакт. Появление комплекса оживления
означает переход ребенка к следующему
этапу развития — младенчеству (до конца
первого года).

В
три месяца малыш уже выделяет близкого
ему человека, а в шесть месяцев отличает
своих от чужих. Далее о б щ е н и е ребенка
и взрослого начинает все чаще осуществляться
в процессе совместных действий. Взрослый
показывает ему способы действия с
предметами, помогает в их выполнении.
В связи с этим меняется и характер
эмоционального общения. Под влиянием
общения повышается общий жизненный
тонус малыша, усиливается его активность,
что в значительной степени создает
условия для речевого, двигательного и
сенсорного развития.

После
шести месяцев ребенок уже способен
устанавливать связь между словом,
обозначающим предмет, и самим предметом.
У него формируется ориентировочная
реакция на называемые ему пред¬меты. В
словаре малыша появляются первые слова.
В перестройке и совершенствовании
двигательной сферы особое место занимает
развитие движений рук. Вначале ребенок
тянется к предмету, не умея удержать
его, затем приобретает ряд навыков
хватания, а к пяти месяцам — элементы
захватывания предметов. Во втором по-

80

лугодии
у него начинают формироваться
целенаправленные дей¬ствия с предметами.
С седьмого по десятый месяц он активно
ма¬нипулирует с одним предметом, а с
одиннадцатого месяца — дву¬мя.
Манипулирование с предметами дает
возможность малышу знакомиться со всеми
их свойствами и помогает устанавливать
устойчивость этих свойств, а также
планировать свои действия.

По
мнению К.Н. Поливановой1 в своем развитии
в период первого года ребенок проходит
несколько этапов:

1) у
ребенка появляются устойчиво
привлекательные предме¬ты и ситуации;

2) новый
способ передвижения на короткое время
попадает в центр внимания ребенка,
становится особым опосредствующим
предметом потребности;

3) запрет
(или отсрочка) удовлетворения желания
приводит к гипобулической реакции (в
поведении) и к появлению стрем¬ления
(как характеристике психической жизни);

4) слово
означивает удерживаемый аффект.

Нормальное
разрешение кризиса первого года жизни
приво¬дит к расчленению предметной и
социальной среды к субъекти-вации
желания, т.е. для нас — к появлению
желания, стремления для самого ребенка;
к разрушению исходной общности со
взрос¬лым, становлению некоей первой
формы «Я» (Я-желающий) как основы для
развития предметной манипуляции, в
результате ко¬торой в дальнейшем
возникнет Я-действующий.

Большим
достижением в развитии ребенка второго
года жиз¬ни является ходьба. Это делает
его более самостоятельным и со¬здает
условия дальнейшего освоения пространства.
К концу вто¬рого года жизни у детей
улучшается координация движений, они
осваивают все более сложные комплексы
действий. Ребенок этого возраста умеет
умываться, влезать на стул, чтобы достать
игруш¬ку, любит лазить, прыгать,
преодолевать препятствия. Он хорошо
чувствует ритм движений. Общение малышей
со взрослыми в ран¬нем возрасте —
непременное условие развития предметной
дея-тельности, ведущей деятельности
детей этого возраста (подроб¬нее см.
[4, 16, 37 и др.]).

Существенное
значение в развитии ребенка данного
возраста имеет знакомство с разнообразными
предметами и овладение спе¬цифическими
способами их использования. С одними
предметами


См.: Поливанова К.П. Психологический
анализ возрастных кризисов // Вопросы
психологии. 1994. № 1. С. 61—69.

§ 1. Психология ребенка раннего возраста

81

(например,
игрушкой-зайцем) можно обращаться
свободно, взять за уши, лапку, хвостик,
а за другими закреплены иные и одно¬значные
способы действия. Жесткая закрепленность
действий за предметами-орудиями, способы
действия с ними устанавливают¬ся малышом
под воздействием взрослого и переносятся
на другие предметы.

Ребенок
второго года жизни активно усваивает
действия с такими предметами-орудиями,
как чашка, ложка, совочек и т.д. На первом
этапе овладения орудийным действием
он использует орудия как продолжение
руки, и поэтому это действие было на¬звано
ручным (например, малыш использует
лопатку, чтобы до¬стать шарик, закатившийся
под шкаф). На следующем этапе ребе¬нок
учится соотносить орудия с тем предметом,
на которое на¬правлено действие (лопаткой
набирают песочек, снег, землю, ведром —
воду). Таким образом, он приспосабливается
к свой¬ствам орудия. Овладение
предметами-орудиями приводит к усвое¬нию
малышом общественного способа употребления
вещей и ока-зывает решающее влияние на
развитие начальных форм мышле¬ния.

Развитие
мышления ребенка в раннем возрасте
происходит в процессе его предметной
деятельности и носит наглядно-действен¬ный
характер. Он учится выделять предмет
как объект деятельнос¬ти, перемещать
его в пространстве, действовать
несколькими пред¬метами по отношению
друг к другу. Все это создает условия
для знакомства со скрытыми свойствами
предметной деятельности и позволяет
действовать с предметами не только
непосредственно, но и с помощью других
предметов или действий (например,
сту¬чать, вращать).

Практическая
предметная деятельность детей — важный
этап перехода от практического
опосредования к умственному, она создает
условия для последующего развития
понятийного, рече¬вого мышления. В
процессе выполнения действий с предметами
и обозначения действий словами формируются
мыслительные про¬цессы ребенка.
Наибольшее значение среди них в раннем
возрасте имеет обобщение. Но так как
его опыт невелик и он не умеет еще
выделить существенный признак в группе
предметов, то и обоб¬щения часто бывают
неправильными. Например, словом «шар»
малыш обозначает все предметы, которые
имеют круглую форму. Дети этого возраста
могут делать обобщения по функциональному
признаку: шапа (шапка) — это шляпа,
косынка, кепка и др. Со¬вершенствование
предметной деятельности способствует
интен-

82

Источник

чению
в школе, где ему придется слушать
взрослого, чутко впи¬тывая все то, что
будет говорить учитель.

Существенную
роль в формировании личности ребенка
игра¬ет потребность в общении со
сверстниками, в кругу которых он находится
с первых лет жизни. Между детьми могут
возникать са¬мые разные формы
взаимоотношений. Поэтому очень важно,
что¬бы малыш с самого начала пребывания
в дошкольном учрежде¬нии приобретал
положительный опыт сотрудничества,
взаимопо¬нимания. На третьем году жизни
взаимоотношения между детьми возникают
в основном на основе их действий с
предметами, иг¬рушками. Эти действия
приобретают совместный, взаимозависи¬мый
характер. К старшему дошкольному возрасту
в совместной деятельности дети уже
осваивают следующие формы сотрудниче¬ства:
чередуют и согласовывают действия;
совместно выполняют одну операцию;
контролируют действия партнера,
исправляют его ошибки; помогают партнеру,
выполняют часть его работы; при¬нимают
замечания партнера, исправляют свои
ошибки. В процессе совместной деятельности
ребята приобретают опыт руководства
другими детьми, опыт подчинения.
Стремление к руководству у дошкольника
определяется эмоциональным отношением
к самой деятельности, а не к позиции
руководителя. У дошкольников нет еще
осознанной борьбы за руководство. В
дошкольном возрасте продолжают
развиваться способы общения. Генетически
наиболее ранней формой общения является
подражание. А.В. Запорожец от¬мечает,
что произвольное подражание малыша —
один из путей овладения общественным
опытом [14,20].

На
протяжении дошкольного возраста у
ребенка меняется ха¬рактер подражания.
Если в младшем дошкольном возрасте он
под¬ражает отдельным формам поведения
взрослых и сверстников, то в среднем
дошкольном возрасте ребенок уже не
слепо подражает, а сознательно усваивает
образцы норм поведения. Деятельность
дошкольника разнообразна: игра, рисование,
конструирование, элементы труда и
учения, в чем и проявляется активность
ребенка.

Ведущим
видом деятельности дошкольника является
ролевая игра. Сущность игры как ведущей
деятельности состоит в том, что дети
отражают в игре различные стороны жизни,
особенности деятельности и взаимоотношений
взрослых, приобретают и уточ¬няют свои
знания об окружающей действительности,
осваивают позицию субъекта деятельности,
от которого она зависит. В игро¬вом
коллективе у них появляется потребность
регулировать взаи¬моотношения со
сверстниками, складываются нормы
нравствен-

§ 2. Психологическое развитие в дошкольном возрасте

85

ного
поведения, проявляются нравственные
чувства. В игре дети активны, творчески
преобразуют то, что ими было воспринято
ранее, свободнее и лучше управляют своим
поведением. У них формируется поведение,
опосредованное образом другого чело¬века.
В результате постоянного сравнения
своего поведения с по¬ведением другого
человека у ребенка появляется возможность
луч¬шего осознания самого себя, своего
«Я». Таким образом, ролевая игра оказывает
большое влияние на формирование его
личности. Сознание «Я», «Я сам», появление
личных действий продви¬гают ребенка
на новый уровень развития и свидетельствуют
о на-чале переходного периода, именуемого
«кризисом трех лет». Это один из наиболее
трудных моментов в его жизни: разрушается
прежняя система отношений, складывается
новая система соци¬альных отношений,
с учетом «отделения» ребенка от взрослых.
Изменение позиции ребенка, возросшая
самостоятельность и ак¬тивность требуют
от близких взрослых своевременной
перестрой¬ки. Если же новые отношения
с ребенком не складываются, его инициатива
не поощряется, самостоятельность
постоянно огра¬ничивается, то возникают
собственно кризисные явления в сис¬теме
«ребенок—взрослый» (со сверстниками
этого не происходит). Наиболее типичными
характеристиками «кризиса трех лет»
явля¬ются следующие: негативизм,
упрямство, строптивость, протест-бунт,
своеволие, ревность (в случаях, когда в
семье несколько детей). Интересной
характеристикой «кризиса трех лет»
является обесценивание (эта особенность
присуща всем последующим пе¬реходным
периодам). Что же обесценивается у
трехлетнего ма¬лыша? То, что было
привычно, интересно, дорого прежде.
Ребе¬нок может даже ругаться (обесценивание
правил поведения), от¬швырнуть или
сломать любимую ранее игрушку, если она
предло¬жена «не вовремя» (обесценивание
старых привязанностей к ве¬щам) и т.п.
Все эти явления свидетельствуют о том,
что у ребенка изменяется отношение к
другим людям и к самому себе, происхо¬дящее
отделение от близких взрослых («Я сам!»)
свидетельствует о своего рода эмансипации
малыша.

В
дошкольном возрасте в деятельности
ребенка появляются элементы труда. В
труде формируются его нравственные
качества, чувство коллективизма, уважения
к людям. При этом очень важ¬но, чтобы он
испытывал положительные чувства, которые
сти¬мулируют развитие интереса к труду.
Через непосредственное уча¬стие в нем
и в процессе наблюдения за трудом
взрослых дошколь¬ник знакомится с
операциями, орудиями, видами труда,
приоб-

86 Глава
III. Психология раннего и дошкольного
детства

ретает
умения и навыки. Вместе с тем у него
развиваются произ¬вольность и
целенаправленность действий, растут
волевые уси¬лия, формируются
любознательность, наблюдательность.
Вовле¬чение дошкольника в трудовую
деятельность, постоянное руко¬водство
им со стороны взрослого — непременное
условие всесто¬роннего развития психики
ребенка. Большое влияние на умствен-ное
развитие оказывает обучение. К началу
дошкольного возраста психическое
развитие ребенка достигает такого
уровня, при кото¬ром можно формировать
двигательные, речевые, сенсорные и ряд
интеллектуальных навыков, появляется
возможность вводить эле¬менты учебной
деятельности. Важным моментом, определяющим
характер учения дошкольника, является
его отношение к требо¬ваниям взрослого.
На протяжении дошкольного возраста
ребенок учится усваивать эти требования
и превращать их в свои цели и задачи.
Успех учения дошкольника в значительной
мере зависит от распределения функций
между участниками этого процесса и
на¬личия конкретных условий. Специальные
исследования дали воз¬можность определить
эти функции. Функция взрослого заключает¬ся
в том, что он ставит перед ребенком
познавательные задачи и предлагает для
их решения определенные средства и
способы. Фун¬кция ребенка состоит в
принятии этих задач, средств, способов
и активном их использовании в своей
деятельности. При этом, как правило, к
концу дошкольного возраста ребенок
осознает учеб¬ную задачу, овладевает
некоторыми средствами и способами
вы¬полнения деятельности и может
осуществлять самоконтроль.

В
исследовании Е.Е. Кравцовой1 показано,
что новообразова¬нием дошкольного
периода развития является воображение.
Автор считает, что в дошкольном возрасте
можно выделить три стадии и одновременно
три основных компонента этой функции:
опора на наглядность, использование
прошлого опыта и особая внутрен¬няя
позиция. Основное свойство воображения
— способность ви¬деть целое раньше
частей — обеспечивается целостным
контек¬стом или смысловым полем предмета
или явления. Оказалось, что применяемая
на практике система ознакомления детей
с различ¬ными эталонами, происходящая
на ранних возрастных этапах и предшествующая
развитию воображения, противоречит
логике развития центрального
новообразования дошкольного возраста.
Она построена в расчете на усвоение
ребенком системы значений, в

1
См.: Кравцова Е.Е. Психологические
новообразования дошкольного возраста
/ Вопросы психологии. 1996. № 6.

Источник

^

§ 1. Развитие ребенка в раннем и преддошкольном возрасте

Психическое развитие ребенка до трех лет. Ребенок появляется на свет слабым и беспомощным существом. Костно-мышечная система его очень плохо развита, сердечная деятельность недостаточно регулируется со стороны нервной системы: сердце бьется часто и неритмично, дыхание поверхностно. Несовершенна и нервная система — большие полушария мозга развиты еще плохо, основную роль в жизнедеятельности играют низшие отделы центральной нервной системы — подкорковые центры, ведающие основными жизненными функциями.

Вначале ребенок имеет лишь органические потребности (в воздухе, пище, тепле, сне). Они удовлетворяются с помощью механизма безусловных рефлексов (главный из них — пищевой), на основе которых происходит первоначальное приспособление ребенка к внешней среде. В процессе взаимодействия с окружающим миром у ребенка постепенно возникают новые потребности — потребность в общении, потребность в движениях, потребность в манипулировании предметами, интерес к окружающему. Врожденные безусловные рефлексы на этом этапе развития не могут удовлетворить указанные потребности. Возникает противоречие, которое разрешается путем образования условных рефлексов — гибких нервных связей как механизма приобретения и закрепления ребенком жизненного опыта.

Постепенно усложняющаяся ориентировка в окружающем мире ведет к развитию ощущений и восприятий, в первую очередь зрительных, которые начинают играть ведущую роль в развитии ребенка и становятся основным средством познания. Примерно к середине первого года жизни заметно развиваются руки. Ощупывающие, хватающие движения рук и манипулирование предметами расширяют возможности познания ребенком окружающего мира.

По мере развития ребенка расширяются и обогащаются формы его общения со взрослыми. От форм эмоциональной реакции на взрослого (улыбка, оживленные движения при виде матери или при ласковых звуках ее голоса) ребенок постепенно переходит к реагированию на слова определенного значения, начинает понимать их.

В конце первого года жизни ребенок сам произносит первые слова.

В возрасте 1 года — 3 лет у ребенка формируется потребность более основательного и активного знакомства с окружающим миром, возникает потребность более глубокого и содержательного общения со взрослым. Что же нужно для удовлетворения этих потребностей? По-видимому, два обстоятельства должны играть здесь основную роль — овладение возможностью передвижения (ходьбой) и овладение речью. Это и есть основные направления развития ребенка, вступающего во второй год жизни.

Способность к передвижению расширяет контакты ребенка с Окружающим миром. Примерно с полутора лет заметен большой прогресс в речи — значительно увеличивается словарь, речь активизируется, усложняются ее формы. Речевое общение со взрослыми имеет исключительно важное значение в психическом развитии ребенка. Резкий недостаток (дефицит) общения со взрослыми приводит к заметному отставанию в психическом развитии ребенка. Игра становится ведущей деятельностью, через игру ребенок овладевает действиями, отображает окружающую жизнь, совершенствует способность к точным движениям.

Развитие ребенка в преддошкольном возрасте. Развитие ребенка в этом возрасте определяется расширением и усложнением его связей с окружающим миром, все повышающимся уровнем требований к ребенку. Ребенок физически крепнет, укрепляются его мышцы, заметно идет процесс окостенения скелета. Кора больших полушарий мозга начинает контролировать действия подкорковых центров.

У ребенка уже в начале этого возраста появляется потребность участвовать в жизни взрослых, семьи: выполнять простейшие поручения, иметь несложные обязанности (сначала по самообслуживанию). С каждым днем нарастает интерес к окружающему.

Возраст 3 года — 5 лет недаром называют возрастом «почемучки» — по некоторым данным ребенок в возрасте 3—4 лет задает ежедневно в среднем 427 вопросов, и три четверти из них начинаются словом «почему».

Игры становятся все более сложными. Появляются сюжетные, а потом и ролевые игры. В них ребенок в игровой сюжетной форме, принимая на себя определенную роль, воспроизводит жизнь взрослых, познает мир, вследствие этого игра способствует всестороннему развитию ребенка — развитию его восприятия, воображения, мышления. В игре формируется и личность ребенка: развивается возможность тормозного контроля за своим поведением, умение подчиняться правилам, умение преодолевать трудности. В игре же формируются у детей начатки коллективизма и товарищества, приобретается первый опыт взаимопомощи,

Речь становится все более содержательной, усложняются ее грамматические формы. Дети преддошкольного возраста особенно склонны к словотворчеству и обнаруживают определенное чувство языка (умение на практике обобщать языковой материал).

Большую роль в развитии ребенка играют рисование, лепка, элементарное конструирование, в процессе которых ребенок познает окружающий мир, развиваются его эстетические чувства и способности.
^

В этом возрасте на развитии ребенка сказывается ближайшая перспектива поступления в школу. Все большие требования и дома, и в детском саду предъявляют к его психическим процессам: памяти, мышлению, вниманию, личностным проявлениям. И под влияниемсоответствующих упражнений, деятельности наличный уровень психического развития неуклонно повышается.

У детей укрепляется костно-мышечная система, улучшается координация движений. Заметно усиливается регулирующая функция коры — дошкольники ужене столь импульсивны и несдержанны,как в раннем детстве, могут тормозить свои непосредственные побуждения. К 7 годам вес мозга достигает в среднем 1350 г.

В процессе игры, элементарных форм трудовой деятельности и под влиянием специальных занятий лепкой, рисованием, конструированием расширяется и углубляется восприятие окружающего мира, психические процессы (наблюдение, запоминание) становятся более произвольными (хотя непроизвольность и в этом возрасте является их основной характеристикой). Внимание становится более устойчивым идлительным, у детей развивается способность в известных пределах планировать свою деятельность, организовывать ее.

Характерна тяга детей ксловесному общению со взрослыми и сверстниками. Их словарный запас достигает в конце возраста 4000 слов. В процессе общения дети овладевают грамматическим строем языка, учатся связно излагать мысли, использовать выразительные средства языка. Очень заметно совершенствуется мышление, оно конкретно, наглядно. Но можно наблюдать и элементарные проявления абстрактного, рассуждающего мышления. Ребенок уже мыслит и о вещах, непосредственно не воспринимаемых, пытается делать общие умозаключения и выводы (часто, впрочем, неправомерные—по аналогии), оперирует отдельными несложнымиотвлеченными понятиями.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Распространенный вид игры — коллективные сюжетно-ролевые игры, которые воспитывают чувство коллективизма и ответственности, вырабатывают умение подчиняться определенным правилам, сдерживать свои желания, тормозить импульсивные реакции.

Очень большое значение для формирования личности имеет посильный, но систематический и повседневный труд ребенка. Важно, что это труд не только для себя, не только по самообслуживанию, но и труд для других, на общую пользу (дома — уход за комнатными растениями, помощь в уборке помещений; в детском саду — работа в живом уголке, уборка детской площадки, уход за зелеными насаждениями и т. д.). Ребенок эмоциональнопереживает оценку своей деятельности и своих поступковсо стороны взрослых, под этим влиянием у него развивается способность к самооценке, критическое отношение к собственным действиям и их результатам.

Немалую роль в психическом развитии дошкольников, в развитии их познавательных способностей приобретают элементы учения, осуществляемые в старших группах детского сада в форме дидактических игр и специальных занятий. Сюда относится усвоение простых природоведческих знаний, связанных с наблюдением за природой и ее разнообразными явлениями, занятия по родной речи, имеющие целью обогатить словарный запас дошкольников, совершенствовать их устную речь (слушание и пересказывание сказок, рассказов, стихотворений, ответы на вопросы и т. д.). Проводятся специальные занятия по развитию фонематического слуха у детей, их учат анализировать звуковой состав слова. На занятиях дошкольники овладевают счетом ипростейшими операциями на сложение ивычитание в пределах десятка, учатся решать простейшие примеры и задачи. Старшие дошкольники учатся сравнивать величины, устанавливать их отношения, части, производя, например, измерение твердых, жидких и сыпучих тел с помощью условных мерок, деление целого на части. Дети правильно отвечают, например, на такой вопрос: «Ты свой песочек весь без остатка поместил в 6 стаканчиков или 3 кружечки. Почему песку одинаково, а числа получились разные?»Имеется положительный опыт обучения дошкольников рисованию, музыке, иностранному языку. Подобного рода занятия, конечно, чрезвычайно расширяют познавательные возможности детей дошкольного возраста, способствуют их интеллектуальному развитию.

^

Ковремени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к систематическому обучению в школе, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет школа. Психологическая готовность рассматривается и с объективной, и с субъективной стороны. Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. кэтому времени он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Его отличают любознательность, яркость воображения. Внимание ребенка уже относительно длительно и устойчиво, он уже имеет некоторый опыт управления вниманием, самостоятельной его организации. Память дошкольника также достаточно развита. Уже не только с помощью взрослых, но и он сам способен ставить перед собой мнемическую задачу — запомнить что-либо; легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Он уже знает из опыта: чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у семилетнего ребенка наглядно-образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти.

Речь ребенка ко времени поступления в школу уже достаточно развита, чтобы начинать его систематически и планомерно обучать. Речь в известной степени грамматически правильна, выразительна, относительно богата по содержанию. Дошкольник уже может в довольно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли. Словарь ребенка 7 лет также довольно обширен, причем в нем заметное место занимают отвлеченные понятия. Ребенок этого возраста способен к элементарным умственным операциям: сравнению, обобщению, умозаключению.

Сформированы и элементарные личностные проявления — дети ко времени поступления в школу уже могут проявлять известную настойчивость, ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дело до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости. Детям свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Семилетний ребенок уже имеет опыт (пусть небольшой) управления своими чувствами, опыт самооценки отдельных действий и поступков («Я плохо поступил»; «Это я не так сделал»; «Бот теперь у меня получилось лучше»).

Все это важное условие готовности к школьному обучению. Итак, уровень психического развития семилетнего ребенка есть тот уровень психического развития, который является необходимой предпосылкой начала систематического, планомерного и целенаправленного обучения. Однако в пределах этого уровня наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия, определяемые состоянием здоровья детей, индивидуальными условиями их жизни и деятельности, в частности тем, как часто и много занимались с ними, готовили их специально к будущему школьному обучению и т. д.

Все сказанное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению. Но следует подчеркнуть и другую сторону — субъективную психологическую готовность. Семилетнему ребенку, как правило, свойственно желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Сомнений в том, нужно ли учиться, у него нет. Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия. Одни дети так и рвутся в школу, считают дни до начала занятий, задолго до 1 сентября начинают систематически осаждать родителей просьбами заранее подготовить учебные пособия и школьную форму. Другие идут в школу сдержанно и настороженно. А бывают случаи и нежелания идти в школу. Здесь нередко сказываются опасения, вызванные непродуманными угрозами и предупреждениями старших («Вот погоди — пойдешь в школу, там за тебя возьмутся!»; «Там ты еще наплачешься!»). Немалое значение имеет и «передача опыта» от более старших младшим (как известно, первоклассники и второклассники иногда очень любят произвести впечатление на младших братьев и сестер, рассказывая им о трудностях школьной жизни), а также некоторые наглядные впечатления (например, когда родители буквально оттаскивают школьника от телевизора и усаживают его, ревущего, учить уроки).

Отрицательное отношение к предстоящему школьному обучению, которое сложилось до школы, крайне затрудняет включение семилетнего ребенка в учебно-воспитательный процесс, препятствует формированию у него положительных мотивов учения. Такие дети должны быть предметом особого внимания со стороны учителя, который настойчиво и тактично сумеет раскрыть перед ними привлекательные стороны учения, рассеять их тревоги и опасения.

В заключение следует упомянуть о том, что в настоящее время исследуется возможность и рациональность начинать обучение детей в школе с шестилетнего возраста. Необходимость такого рода исследований диктуется соображениями о том, что научно-технический и социальный прогресс предъявляют новые требования к обучению и воспитанию молодого поколения, а акселерация физического и психического развития детей позволяет поставить вопрос о более раннем начале обучения в школе. Экспериментальное обучение шестилеток по программам начальной школы (с дополнительным введением в учебный план I класса ритмики плавания, что очень важно для правильного физического развития детей, природоведения и иностранного языка) показало, что при специальной методике обучения и соответствующем режиме дня (например, продолжительность уроков 35 мин, с динамическими паузами) учащиеся, начавшие учиться в школе с шестилетнего возраста, практически ничем не отличаются (по успешности обучения и состоянию физического и умственного развития) от учащихся, поступивших в школу с 7 лет. Конечно, эти данные нуждаются в тщательной и длительной проверке.
Вопросы для повторения
1. Укажите основное направление развития детей от 1 года до 5 лет.

2. На конкретных примерах покажите роль игры в психическом развитии ребенка.

3. Каковы основные особенности развития мышления и речи в дошкольном возрасте?

4. Какова роль труда в формировании познавательных способностей и личности в дошкольном возрасте?

5. Что характеризует готовность семилетнего ребенка к учению в школе?
Практические задания
1. Понаблюдайте за игрой дошкольников и проследите, как она влияет на эмоционально-волевые и характерологические проявления детей.

2. Попытайтесь выявить некоторые особенности восприятия, памяти и воображения дошкольников в процессе рисования, лепки, игры и других занятий.

3. Попробуйте изучить 1 —2 самых старших дошкольников и решить, насколько они объективно и субъективно готовы к предстоящему учению в школе.

Источник