Психология развития ребенка м 2006

Психология развития ребенка м 2006 thumbnail

Учебник соответствует программе курса «Детская психология. Его основой явилось учебное пособие «Психология дошкольника», вышедшее в 1975 году, по сравнению с которым учебник дополнен новыми материалами (о генезе личности ребенка, взаимоотношениях мальчиков и девочек к др.)

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

МЕТОДЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭЛЕМЕНТЫ ТРУДА И УЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

РАЗВИТИЕ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВ

РАЗВИТИЕ ВОЛИ

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

  1. Т.В. Дуткевич. Дитяча психологія — 2012 год
  2. А. С. Фомиченко. Причины проявления агрессии в детском возрасте — 2010 год
  3. А.Н. Яшкова, Н.Ф. Сухарева. Возрастная психология — 2009 год
  4. Учебно-методическое пособие. Психология развития и возрастная психология — 2006 год
  5. Урунтаева Г.А.. Детская психология — 2006 год
  6. Венгер А.Л. (ред.). Психологический лексикон — 2005 год
  7. Л.С.Выготский. Психология развития человека — 2005 год
  8. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей — 2004 год
  9. И.В. Носко. Психология развития и возрастная психология — 2003 год
  10. Под ред. В.Е. Клочко. Возрастная психология — 2003 год
  11. Ермолаева М. В.. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения — 2003 год
  12. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. Возрастная психология — 2002 год
  13. Хухлаева О. В.. Психология развития: молодость, зрелость, старость — 2002 год
  14. О.В.Скрипченко, Л.В. Долинська, З.В. Огороднійчук. Вікова та педагогічна психологія — 2001 год
  15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека — 2001 год
  16. Мухина В. С.. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество — 1999 год
  17. Кулагина И,Ю.. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) — 1999 год
  18. Абрамова Г. С.. Возрастная психология — 1999 год
  19. Абдурахманов Р.А.. Онтогенез психических процессов и личности человека — 1999 год
  20. Аверин В.А.. Психология детей и подростков — 1998 год

Источник

Курс выживания для подростков26Снайдер ДиКак воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок20Леви ВладимирВозрастная психология14Шаповаленко И.В.Переходный возраст11Авдеенко Е.А.Возрастная психология10Кулагина И.Ю.Психология ранней юности9Кон И.С.Психология. Учебник для учащихся педагогических училищ9Крутецкий В.А.Король Матиуш Первый8Корчак ЯнушПсихология развития8Крайг Г., Бокум Д.Виды обобщения в обучении8Давыдов В.В.Возрастная психология7Мухина В.С.Шпаргалка по возрастной психологии7Солодилова О.П.Основы дефектологии6Выготский Л.С.Психологическая защита у детей6Грановская Р.М.Дошкольная психология. Учебное пособие6Урунтаева Г.А.Учение с увлечением5Соловейчик С.ЛСистема Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков5Касвинов С.Г.Ваш беспокойный подросток4Байярды Джин и БобПсихология игры4Эльконин Д.Б.Откровенный разговор, или беседы о жизни с сыном-старшеклассником на пределе возможной откровенности4Андреев Ю.А.Психологический тренинг с подростками4Анн Л.Ф.Основы возрастной педагогики4Белкин А.С.Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека4Кулагина И.Ю.На что жалуетесь?4Венгер А.Л.Детская психология4Мухина В.С.Мы и наши дети3Никитины Л.А. и Б.П.Развивающие игры3Никитины Л.А. и Б.П.История детской психологии3Марцинковская Т.Д.Возрастные кризисы3Шихи ГейлВозрастная и дифференциальная психология3Рыбалко Е.Ф.Непоседливый ребенок3Брязгунов И.П.Помоги мне сделать это самому3Монтессори МарияТренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения3Макартычева Г.И.Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность3Юркевич В.С.Руководство практического психолога3Дубровина И.В.Возрастная психология. Феноменология развития3Мухина В.С.Психологическая готовность к школе3Гуткина Н.И.Как преодолеть трудности в обучении детей2Ануфриев А.Ф.Король Матиуш на необитаемом острове2Корчак ЯнушДетская психология. Методические указания2Ефимкина Р.П.Ребенок от трех до семи лет2НеизвестныйОсновы превентивной психологии2Беличева С.А.Поймите своего ребёнка2Вроно Е.М.Ребенок мудрости2Думанский А.М.Хрестоматия по возрастной психологии2Фельдштейн Д.И.Я — целый мир2Одинцова М.А.Дети2Антонов ВладимирДетская психология: от рождения до школы2Волков Б.С.Формирование личности ребенка в общении2Лисина М.И.Практическая психология в начальной школе2Овчарова Р.В.Как спасти детей от наркотиков2Данилин А.Г.20 великих открытий в детской психологии2Диксон УоллесПсихология развития и возрастная психология2Палагина Н.Н.Возрастная и педагогическая психология2Дубровина И.В.Личность и ее формирование в детском возрасте2Божович Л.И.На стороне ребенка2Дольто ФрансуазаПсихологическое консультирование детей и подростков. Фрагмент2Монина Г.Б.Психология подростка2Хухлаева О.В.Правила жизни1Корчак ЯнушРебенок от года до трех1НеизвестныйРезервы здоровья наших детей1Никитины Л.А. и Б.П.Осторожно: Дети! или пособие для родителей способных удивляться1Перельштейн ЛюдмилаОрудие и знак в развитии ребенка1Выготский Л.С.Счастливый ребенок1Гаррисон СтивенНеврозы у детей и подростков1Захаров А.И.Одаренные дети в детском саду и школе1Савенков А.И.Детская практическая психология1Марцинковская Т.Д.Гениальность и вырождение1Гирш В.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков1Бурменская Г.В.Дом ребенка1Монтессори МарияИгра как способ преодоления неврозов у детей1Захаров А.И.Что хранится в карманах детства1Бабушкина Т.В.Психология юности и молодости1Волков Б.С.Психология детства1Реан А.А.Практикум по игровой психотерапии1Кэдьюсон Хайди, Шефер ЧарлзСправочная книга школьного психолога1Овчарова Р.В.Проблемы психического развития и их предупреждение1Регуш Л.А.Практические вопросы детской психологии1Волков Б.С.Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте1Глозман Ж.М.На стороне подростка1Дольто ФрансуазаДетская психология в вопросах и ответа1Волков Б.С.Практикум по детской психологии1Урунтаева Г.А.Возрастная психология. Конспект лекций1Карабанова О.А.Узнай себя1Грецов А.Г.Подготовка к взрослению1Добсон ДжеймсПсихология детства в художественной литературе XIX — XX1Урунтаева Г.А.Агрессия в младшем школьном возрасте1Долгова А.Г.Школьная тревожность. Диагностика, коррекция, развитие1Микляева Н.В.Возрастная психология1Киреева Е.Д.Учителю о психологии детей шестилетнего возраста1Коломинский Я.Л.Психология развития1Ермолаева М.В.Развитие человека от 0 до 201Якович Ирина, Винокур ИльяПсихическое развитие младенца1Бауэр Т.Практическая психология старости1Ермолаева М.В.Генезис элементарных логических структур1Пиаже ЖанЛюбим ли я… Диалог с матерью1Беттельхейм БруноМаленькие игры в большое счастье1Хухлаева О.В.Лесенка радости1Хухлаева О.В.Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты1Визель Т.Г.Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников1Эльконин Д.Б.Дневник хулиганки1Ципоркина И.В.Вопросы психологии способностей1Крутецкий В.А.Конспект лекций по возрастной психологии1Умнова Т.А.Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы1Мандель Б.Р.Справочник дошкольного психолога1Широкова Г.А.Работа психолога в начальной школе1Битянова М.Р.Либидо – это просто1Можгинский Ю.Б.Ноль друзей: Как помочь ребенку справиться с одиночеством1Юнттила НийнаПсихическое развитие ребенка—Валлон АнриДети—Лето в Михалувке—Корчак ЯнушДневник—Корчак ЯнушСлава—Корчак ЯнушНаедине с Богом—Корчак ЯнушТренинг эффективного родителя—Гордон Т.Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением—Вахромов Е.Е.Побег подростков из дома. Психологическая коррекция аномального поведения—Вахромов Е.Е.Большой мир маленьких детей—Степанов С.С.Возрастная и педагогическая психология—Шуаре М.О.Психология развития—Болотова А.К.Жить с агрессивными детьми—Бютнер КристианВозрастная психология—Туревская Е.И.Психология старости и старения—Краснова О.В.Застенчивый ребенок—Зимбардо ФилиппМама, папа — я у вас есть—Князев А.М.Путь к независимости—Бейкер Брюс20 шагов к тому, чтобы ваши дети вас слушали—Фийоза ИзабельРожденный первым…—Исааксон КлиффЧтобы ребенок рос счастливым—Паркер ДженПоздний возраст и стратегии его освоения—Глуханюк Н.С.Проблема культурного развития ребенка—Выготский Л.С.Практический психолог в школе—Самоукина Н.В.Психологические особенности социализации детей—Тригер Р.Д.Психотерапия и психокоррекция детей и подростков—Игумнов С.А.Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка—Миллс ДжойсВозрастная и педагогическая психология—Гамезо М.В.Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников—Вачков И.В.Подросток. Трудности взросления—Казанская В.Г.Кризисы пожилого возраста—Малкина-Пых И.Г.Избранные психологические труды—Эльконин Д.Б.Родительство как психологический феномен—Овчарова Р.В.Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации—Зиновьева Н.О.«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта—Шипицына Л.М.Агрессивность детей и подростков—Можгинский Ю.Б.Зловещее очарование насилия—Гуггенбюль АлланНейропсихология детского возраста—Глозман Ж.М.Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст—Прихожан А.М.Воспитай себя сам—Чарный Б.М.Речь и мышление ребенка—Пиаже ЖанГотовим ребенка к школе—Волков Б.С.Приключения во Внутреннем Мире. Психология для старшеклассников—Вачков И.В.Психология симпатий—Гозман Л.Я.Педагогика для всех—Соловейчик С.ЛВендетта по-русски—Еникеева Д.Д.Субъектный подход в психологии развития взрослого человека—Ермолаева М.В.Детская психология—Шаграева О.А.Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой—Кравцова М.М.Взрослые дети, или Инструкция для родителей—Ципоркина И.В.Возрастная психология. Конспект лекций—Ткачева М.С.Психология как учебный предмет в школе—Попова М.В.Психоаналитическая педагогика—Фигдор ГельмутПсихология трудных школьников—Степанов В.Г.Советы детского психолога. Подсказки для родителей—Чернова Т.Л.Помощь трудным детям—Раттер МайклПсихология детства—Зеньковский В.В.Детская психология—Урунтаева Г.А.Детская психология. Учебник для вузов—Смирнова Е.О.Психология подростка—Крутецкий В.А.Психология проблемного детства—Алмазов Б.Н.Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости—Солдатова Е.Л.Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми—Лисина М.И.Психология игры—Миллер СюзаннаВозрастная психология. Курс лекций—Кураев Г.А.Психология детей и подростков—Аверин В.А.Возрастная психология—Абдурахманов Р.А.Возрастная психология—Абдурахманов Р.А.Рабочая книга школьного психолога—Дубровина И.В.Формирование личности старшеклассника—Дубровина И.В.Младший школьник. Развитие познавательных способностей—Дубровина И.В.Возрастная психология—Кагермазова Л.Ц.Возрастная психология—Дарвиш О.Б.Личность школьника—Кулагина И.Ю.Возрастная психология—Александрова Ю.В.Новая педагогическая психология—Ольшанский Д.В.Тревожность у детей и подростков—Прихожан А.М.На приеме у психолога — подросток—Кулаков С.А.Психология развития—Марцинковская Т.Д.Психология эффективного родительства—Коллектив авторовГенезис сенсорных способностей—Венгер Л.А.Познай самого себя—Коломинский Я.Л.Психология игры: современный подход—Авдулова Т.П.Психология математических способностей школьников—Крутецкий В.А.Социально-психологические закономерности развития воли у дошкольников—Цыркун Н.А.Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка—Божович Л.И.Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей—Бурменская Г.В.Психологическая карта дошкольника—Ермолаева М.В.Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте—Зайцев Ю.А.Психическое здоровье детей и подростков—Дубровина И.В.Нарушение психического развития в детском возрасте—Лебединский В.В.Ребенок из неблагополучной семьи—Буянов М.И.Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. В 2-х томах—Лебединский В.В.Стать педагогическим гением для своего ребенка. Книга 6—Тюленев П.В.Семейные секреты одаренности и талантов. Книга 5—Тюленев П.В.Как перейти в новую историческую общность. Книга 7—Тюленев П.В.Психологическая коррекция агрессивного поведения детей—Смирнова Т.П.Лекции по педологии—Выготский Л.С.Умственное развитие детей в процессе обучения—Выготский Л.С.Психология и школа—Нечаев А.П.Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекции—Смирнова Е.О.Психология для малышей—Вачков И.В.Психологическая теория учебной деятельности—Давыдов В.В.На старте психического развития. Статья—Палагина Н.Н.Возрастная педагогика и психология—Склярова Т.В.Нарушения поведения учеников вспомогательной школы—Шипицына Л.М.Психическое развитие в детских возрастах. Избранные труды—Эльконин Д.Б.Коррекция девиантного поведения—Макартычева Г.И.Коррекция познавательных процессов в младшем подростковом возрасте—Крюков С.Н.Работа учителя с трудными подростками—Гонеев А.Д., Годовникова Л.В.Психология старения—Стюарт-Гамильтон ЯнПсихология развития. Молодость, зрелость, старость—Хухлаева О.В.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка—Шипицына Л.М.Проблемные дети—Семаго М.М., Семаго Н.Я.Мыслительная деятельность детей—Дональдсон МаргаретЭтапы развития детского мышления—Обухова Л.Ф.Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития—Микадзе Ю.В.Ребенок и знак—Сапогова Е.Е.Организация психологической работы в школе—Битянова М.Р.Старшее поколение: гендерный аспект—Краснова О.В.Общение, личность и психика ребенка—Лисина М.И.Возрастная и педагогическая психология—Петровский А.В.Организация психологического сопровождения одаренных подростков—Юркевич В.С.Материалы конференции по проблеме способностей—Крутецкий В.А.Введение в детскую психологию—Баранова Э.А.Психология возрастных кризисов—Поливанова К.Н.Формы и функции подражания в детском возрасте—Шаповаленко И.В.Кризисы взрослой жизни. Моменты роста—Бызова В.М.Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника—Авдулова Т.П.Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений—Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н.Агрессия у детей и подростков—Платонова Н.М.Сборник статей о детском развитии—Касвинов С.Г.Символ. Обучение. Деятельность—Цветков А.В.Известия АПН РСФСР. Вып. 17: Вопросы детской психологии. Часть I—Ананьев Б.Г.Известия АПН РСФСР. Вып. 18: Вопросы детской психологии. Часть II—Ананьев Б.Г.Известия АПН РСФСР. Вып. 26: Вопросы психологии обучения и воспитания—Ананьев Б.Г.Психологические особенности развития личности подростка—Божович Е.Д.Психология детей дошкольного возраста—Запорожец А.В.Философия возраста. Циклы в жизни человека—Сикирич ЕленаПсихологическая готовность ребенка к обучению в основной школе—Князева Т.Н.Я учусь учиться—Князева Т.Н.Тревожность у детей—Астапов В.М.Психология трудного детства—Овчарова Р.В.Страх разделения. От детского возраста до взрослого—Сизикова И.В.Практикум для детского психолога—Широкова Г.А.Как измерить отношения в классе. Социометрический метод в школьной практике—Битянова М.Р.Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития—Битянова М.Р.Проблемы онтогенеза общения—Лисина М.И.Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь—Бойко В.В.Психология взрослости—Ильин Е.П.Развитие детей с повышенными творческими способностями—Лебедева С.А.Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция—Дозорцева Е.Г.Половозрастные особенности ответственности личности—Прядеин В.П.Близнецы от рождения до трех лет—Коллектив авторовЗарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника—Веракса А.Н.Методы психологического тренинга в школе—Вачков И.В.Детский страх. Алгоритм преобразования—Глушко С.А.Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах—Волкова Н.В.Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах—Волкова Н.В.Как стать взрослым—Рогов Е.И.Совладание с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников к обучению в школе—Гагай В.В.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей—Коллектив авторовПсихологический тренинг с подростками—Лидерс А.Г.Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития—Ильина М.Н.Растущий мозг—Сигел ДэниелО воспитании привычек у детей—Рубинштейн С.Я.Психология подростка—Волков Б.С.Психология подростка. Тренинг личностного роста—Кроповницкий О.В.Компьютерная зависимость подростков как социально-психологическая проблема современности—Гагай В.В.Горизонты зрелости. Сборник научных статей—Шаповаленко И.В.Психологическая культура детства—Коломинский Я.Л.Психология юношеского возраста—Кон И.С.Психология детского воровства—Шипицына Л.М.

Источник

Сегодня у специалистов нет какой-либо единой версии и теории, способных дать всеобъемлющее и бесспорное представление о том, как происходит психическое развитие ребенка.

Детская психология – это раздел психологии, исследующий  духовное и психическое развитие детей, закономерности происходящих процессов, изучающий инстинктивные и произвольные поступки и особенности развития, начинающиеся с рождения ребенка и до наступления зрелости в 12-14 лет.

Психологи делят детство на периоды, в основе периодизации психического развития детей лежит понятие ведущей деятельности, характеризующейся тремя основными  признаками:

Во-первых, она должна быть обязательно смыслообразующей, нести смысловую нагрузку для ребенка, например, непонятные и  бессмысленные ранее вещи, приобретают для трехлетнего ребенка определенный смысл только в контексте игры. Следовательно, игра  — это есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.

Во-вторых, базовые отношения со сверстниками и взрослыми складываются в контексте этой деятельности.

И, в-третьих, в связи с освоением этой ведущей деятельности появляются и развиваются основные новообразования возраста, тот круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь или другие навыки.

Ведущая деятельность имеет решающее значение на каждом определенном этапе детского психического развития, при этом не исчезают другие виды деятельности. Они могут становиться не основными.

Стабильные периоды и кризисы

Каждый ребенок развивается неравномерно, проходя относительно спокойные, стабильные периоды, сменяющиеся критическими, кризисными. Во время периодов стабильности ребенок накапливает количественные изменения. Это происходит медленно и не очень заметно для окружающих.

Критические периоды или кризисы в психологическом развитии детей открыты эмпирическим путем, причем, в случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет, затем трех, потом 13 лет, и лишь потом первого года и кризис рождения.

Во время кризисов ребенок за короткий срок быстро меняется, изменяются  основные черты его личности. Эти изменения в детской психологии можно назвать  революционными, настолько они стремительны по течению и значительны по смыслу и значимости совершающихся перемен. Критические периоды характеризуются следующими особенностями:

  • возрастные кризисы у детей возникают незаметно и очень  трудно определить моменты их  наступления и окончания. Границы между периодами неотчетливы, в середине кризиса наблюдается резкое обострение;
  • во время кризиса ребенок трудно поддается воспитанию, часто конфликтует с окружающими, внимательные родители чувствуют его переживание, несмотря на то, что он в это время строптив и неуступчив. Падает успеваемость в школе, работоспособность и, наоборот, возрастает утомляемость;
  • внешне кажущийся негативный характер развития кризиса, происходит разрушительная работа.

Ребенок не приобретает, а только теряет из того, что приобретал прежде. В это время взрослым следует понять, что  возникновение нового в развитии, практически всегда означает отмирание старого. Приглядевшись внимательно к эмоциональному состоянию ребенка, можно даже в критические периоды наблюдать и конструктивные процессы развития.

Последовательность любого периода определяется чередованием критических и стабильных периодов.
Взаимодействие ребенка с окружающей социальной средой является источником его развития. Все, чему учится ребенок, дают ему окружающие его люди.  При этом в детской психологии необходимо, чтобы обучение шло с опережением.

Возрастные особенности детей

В каждом возрасте ребенка существуют свои характерные особенности, не учитывать которые нельзя.

Кризис новорожденности  (0-2 месяца)

Это первый кризис в жизни ребенка, симптомы кризиса у ребенка – потеря веса в первые дни жизни. В таком возрасте ребенок – максимально социальное существо, он не в состоянии удовлетворить свои потребности и полностью зависим и, в то же время, лишен средств общения, вернее, не умеет общаться. Его жизнь начала становится индивидуальной, отдельной от организма  матери. По мере приспособления к окружающим, у ребенка появляется новообразование в виде комплекса оживления, включающего в себя реакции: моторное возбуждение при виде приближающихся знакомых взрослых; использование плача для привлечения внимания к себе, т. е. попытки общения; улыбки, увлеченные «воркования» с матерью.

Комплекс оживления служит своеобразной границей критического периода новорожденности.  Срок его появления служит основным показателем нормальности психического развития ребенка и появляется раньше у тех деток, матери которых не только просто удовлетворяют потребности ребенка, но и общаются с ним, разговаривают, играют.

Младенческий возраст(2 месяца – 1 год)

В этом возрасте ведущим типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение с взрослыми.

Развитие детей первого года жизни закладывает основу его дальнейшего формирования как личности.

Зависимость от них носит еще всеобъемлющий характер, все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью.

К первому году жизни ребенок произносит первые слова,  т.е. зарождается структура речевого действия. Осваиваются  произвольные действия с предметами окружающего мира.

До года речь ребенка – пассивная. Он научился понимать интонацию, часто повторяющиеся обороты, но сам  говорить еще не умеет.  В детской психологии именно в этот период закладываются все основы речевых навыков, дети сами пытаются установить контакты  с взрослыми при  помощи плача, воркования, лепета, жестов, первых слов.

После года формируется активная речь. Запас слов  малыша к 1 году достигает 30, почти все они имеют характер действий, глаголов: дай, возьми, пить, есть, спать и т.д.

В это время взрослым следует разговаривать с детьми четко и отчетливо, чтобы передать навыки правильной речи. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если  родители показывают и называют предметы, рассказывают сказки.

С развитием движений связана предметная деятельность ребенка.

В последовательности развития движений есть общая закономерность:

  • движущийся глаз, ребенок учится сосредотачиваться на предмете;
  • выразительные движения  — комплекс оживления;
  • перемещение в пространстве – ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться.  Каждое движение  открывает ребенку новые границы пространства.
  • ползание – эта стадия некоторыми детьми пропускается;
  • хватание, к 6 месяцам это движение из случайных захватываний превращается в целенаправленное;
  • манипулирование предметом;
  • указательный жест, вполне осмысленный способ выразить желание.

Как только ребенок начинает ходить, стремительно расширяются границы доступного ему мира. Ребенок учится у взрослых и постепенно начинает овладевать человеческими действиями: назначение предмета, способы действий с  данным предметом, техника выполнения этих действий. Большое значение в усваивании этих действий  имеют игрушки.

В этом возрасте закладывается умственное развитие, формируется чувство привязанности.

Кризис  первого года

Кризисы в психологическом развитии детей одного года связаны с противоречием между биологической системой и вербальной ситуацией. Ребенок не умеет управлять своим поведением, начинают проявляться нарушения сна, потеря аппетита, угрюмость, обидчивость, плаксивость, Тем не менее, кризис не считается острым.

Раннее детство (1-3 года)

Кризис первого годаВ этом возрасте разделяются  линии психического развития мальчиков и девочек. У детей появляется более полная самоидентификация, понимание принадлежности к полу. Возникает  самосознание,  развиваются притязания на признание со стороны взрослых, желание заслужить похвалу, положительную оценку.

Происходит дальнейшее развитие речи, к трем годам словарный запас достигает 1000 слов.

Происходит дальнейшее умственное развитие, появляются первые страхи, которые могут усугубляться раздражительностью родителей, гневом и могут способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Не помогает и чрезмерная опека со стороны взрослых. Более эффективным является способ, когда взрослые учат ребенка обращению с предметом, вызывающим страх на наглядных примерах.

В этом возрасте базовой потребностью является тактильный контакт, ребенок осваивает ощущения.

Кризис трех лет

Кризис острый, симптомы кризиса у ребенка: негативизм  на предложения взрослых, упрямство, безличная строптивость, своеволие, протест-бунт против окружающих, деспотизм. Симптом обесценивания, проявляется в том, что ребенок начинает обзывать родителей, дразнить, ругаться.

Смысл кризиса в том, что ребенок пытается научиться делать выбор, перестает нуждаться в полной опеке родителей. Вяло текущий кризис говорит о задержке в развитии воли.

Следует определить для подрастающего ребенка какую-то сферу деятельности, где бы он мог действовать самостоятельно, например, в игре можно опробовать свою независимость.

Дошкольное детство (3-7лет)

В этом возрасте ребенок в игре переходит от простого манипулирования предметами к сюжетной игре – во врача, продавца, космонавта. Детская психология отмечает, что на данном этапе начинает появляться ролевая идентификация, разделение ролей. Ближе к 6-7 годам появляются игры по правилам. Игры имеют большое значение в психическом и эмоциональном развитии ребенка, помогают справиться со страхами, учат брать на себя ведущую роль, формир