Психология по раннему развитию ребенка

Психология по раннему развитию ребенка thumbnail

Мода на раннее развитие, к сожалению, не покидает умы родителей, считающих себя прогрессивной частью человечества. Однако вред, наносимый таким «развитием», часто намного больше предполагаемой пользы.

Развитие ребенка складывается из естественного созревания мозговых структур в условиях взаимодействия с другими людьми и овладения новым опытом и действиями.

Различные участки мозга созревают неравномерно. Это происходит поэтапно, аналогично тому, как младенец рос в материнской утробе. И идея «перескочить» в этом процессе на следующий этап, минуя предыдущие, базируется на незнании психофизиологии.

Нужно понимать, что в развитии мозга есть периоды, наиболее благоприятные для развития различных психических процессов: речи, восприятия, произвольной памяти и внимания, понятийного мышления и самосознания. Зная это, можно максимально воспользоваться такими периодами.

Помимо физиологии, следует учитывать необходимые этапы социализации — встраивания в общество. Важно не упустить моменты формирования у ребенка самостоятельности и тяги к общению, чтобы вовремя привить навыки эмпатии, адаптивности и управления ситуацией.

Психология по раннему развитию ребенка

Чем мешает раннее развитие?

Теперь давайте более предметно разберем, как вклиниваются в систему «физиология — социализация» попытки раннего развития.

Начнем с того, что у ребенка в любом случае в сутках есть всего 24 часа. Энергия, получаемая во время отдыха, сна и пищеварения, расходуется на рост и формирование всех систем организма, на движения, на естественную познавательную активность и на общение.

Обратная связь, получаемая нервной системой от всей этой активности, стимулирует формирование новых нейронных связей. То есть происходят обработка «входящих» сигналов и преобразование внешнего опыта во внутренний. В этом и состоит развитие.

Что же происходит, когда у малыша отнимают время для слишком раннего обучения чтению, географии, заучиванию каких-то фактов и т.п.?

Психология по раннему развитию ребенка

Ребенок, конечно, будет усваивать то, что предназначено для изучения в более старшем возрасте. Но ценой чрезмерных энергозатрат. Становление психических функций и коммуникативных навыков окажется, образно выражаясь, обворовано. Потому что силы и время будут потрачены не туда и не на то.

Иными словами, дошкольник, у которого часы сюжетно-ролевой игры украдены в пользу раннего развития, недополучает необходимое ему в этом возрасте развитие через деятельность и творчество. Навыки прогнозирования, планирования ролей, умение общаться и договариваться тоже остаются за бортом.  

Потом это закономерно повлияет уже на взрослую жизнь, в которой по факту больше всего выигрывают люди с развитыми коммуникативными и лидерскими навыками. Те, кто умеет работать в команде и обладает хорошим эмоциональным интеллектом.

Психология по раннему развитию ребенка

Но «вундеркинду поневоле» это совершенно не грозит, потому что в то время, когда другие дети в играх учились общаться, сотрудничать и отстаивать свои границы, беднягу заставляли заучивать малоинтересные факты или заниматься чтением какой-нибудь наукообразной ерунды.

В итоге ребенок становится неуспешным в социуме. Из-за неумения общаться его будут отвергать окружающие, и в итоге он рискует вырасти не крупным руководителем или крутым предпринимателем, а в каком-то смысле изгоем. Плюс к этому вероятны семейные проблемы, так как в нужном возрасте нужный опыт он не получил.

Родителям всегда следует задавать себе вопрос: вместо чего я заставляю ребенка изучать этот предмет сейчас?

Вредно и для матери

Стоит учесть еще один важный фактор. Если мать увлекается ранним развитием сама, не используя услуги нянь и педагогов, она делает это вместо собственной профессиональной реализации.

А когда ребенок становится школьником, подростком и мать ему, по сути, уже не нужна, он начинает ее презирать. Потому что видит, что сама-то она толком ничего и не добилась в жизни. Нет у нее никаких значимых социальных или профессиональных достижений, за которые ею можно гордиться. Не исключено, что подросток начнет ее даже стыдиться.

Психология по раннему развитию ребенка

Поэтому вторая часть негативных последствий раннего развития состоит в том, что по факту мать деградирует. И из-за попыток самоутвердиться через достижения ребенка она вредит не только его успешному будущему, но и своему положению в социуме. У нас очень много таких нереализовавшихся женщин за сорок, брошенных мужьями и выживающих на грани нищеты, работая за стыдную зарплату, — только потому, что в декрете она вдалбливала в ребенка карточки Гленна Домана вместо чтения литературы по своей профессии.

Попытки опередить сверстников лишат вашего ребенка возможности своевременного развития важных навыков, и с возрастом это достаточно редко кому-то удается компенсировать.

При обучении любому навыку следует учитывать два параметра: количество часов при правильно вложенных усилиях и степень готовности мозга все это воспринимать.

Проиллюстрирую эту мысль на своем примере.

Старшую дочь я учила плавать с полутора лет, и обучение заняло полтора года. Среднюю стала обучать плаванию в три года, и результат был достигнут через месяц. А младший сын в четыре года научился плавать за две недели. В итоге все трое плавают как рыбы. Однако не было никакого смысла убивать в течение полутора лет столько времени и усилий на обучение старшей — нужно было просто немного подождать.

В опыте хоумскулеров есть примеры, когда детей вообще не отдавали в начальную школу. А в конце четвертого класса ребенок приходил сдавать экзамены за все четыре года сразу. При этом дома его ни писать, ни читать не заставляли. Перед экзаменами в течение буквально пары месяцев он очень быстро освоил все нужные навыки и четырехлетнюю школьную программу. Просто потому, что структуры мозга стали более зрелыми, все необходимые навыки десятилетнему ребенку дались в разы легче и быстрее, чем обычному первоклашке.

Так что меньшее количество часов предмета при грамотном преподавании в более старшем возрасте, скорее всего, принесет лучший результат, чем стандартная схема школьного обучения.

Психология по раннему развитию ребенка

Что касается детей, обучавшихся по различным системам раннего развития, например карточкам Гленна Домана, то в результате длительного исследовательского наблюдения за их школьными успехами выяснились следующие моменты.

Во-первых, детям было неинтересно на обычных уроках и они теряли мотивацию к обучению уже в младших классах.

Во-вторых, к подростковому возрасту их интеллектуальное превосходство сглаживалось и они ничем не выделялись среди ровесников. Кроме того, в старших классах эти дети испытывали трудности в обучении и общении со сверстниками, что негативно сказывалось на их самооценке.

В-третьих, их результаты во взрослом возрасте, такие как карьерный рост и уровень зарплаты, оказались хуже, чем у многих обычных детей.

Таким образом, ничего, кроме вреда для ребенка и мамы, в раннем развитии я не усматриваю. Нет никакого смысла в детские годы часами зубрить то, что элементарно находится поисковиком и практически никогда не пригождается в реальной жизни.

Психология по раннему развитию ребенка

Для формирования высших психических функций в раннем детстве и дошкольном возрасте прежде всего необходимы необедненная сенсорная среда, общение с родителями и новый опыт, приобретаемый через деятельность и эмоциональные впечатления.

Созревание мозга заканчивается примерно к 20 годам. Весь этот период благоприятен для развития разнообразных адаптационных навыков и научения преобразованию окружающего мира.

Раннее развитие не ускоряет развитие мозговых структур. Не влияет позитивно на адаптацию в социуме. Не дает ровным счетом ничего, кроме бессмысленной траты сил и времени.

Намного больше пользы ребенку принесут полноценный сон, разнообразные игры, новые впечатления и любящие родители рядом.

Статья опубликована в июньском номере «Психологии эффективной жизни».

Ольга Юрковская на Фейсбук:
https://www.facebook.com/olgayurkovskaya

Психология по раннему развитию ребенка

От редакции

Порой уверенность в необходимости раннего развития накладывает на и без того уставшую в декрете маму дополнительные обязанности. Менеджер в ИТ и дважды мама Ксения Лещенко предлагает отнестись к декрету как к перспективному стартапу. Как применить бизнес-мышление к материнству, читайте в статье: https://psy.systems/post/mama-kak-startaper-rebenok-kak-startap.

Многие родители, одержимые идей раннего развития, мечтают о том, что их чадо будет с первых лет жизни совершенно свободно болтать хотя бы на двух языках — родном и каком-нибудь иностранном. Как учить язык с удовольствием, без лишних энергозатрат и не в ущерб развитию других навыков, знает преподаватель Тата Кононова: https://psy.systems/post/deti-i-inostrannyj-yazyk-kak-uchit-s-udovolstviem.

«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Некоторые матери так боятся вырастить своего ребенка капризным, что готовы бежать к нему по первому писку. Почему такой способ воспитания чаще имеет обратный эффект, рассуждает консультант асс.ЕАС, аналитический психолог Анна Болсуновская: https://psy.systems/post/ona-vyrastet-kapriznoj-ili-kak-borotsya-s-isterikami.

Психология по раннему развитию ребенка

Источник

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы  - слайд

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Методика Монтессори

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Методика Зайцева

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Методика Домана

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Вальдорфская методика

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Система Никитиных

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник