Психология нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Психология нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

В дошкольном периоде появляются формы поведения, связанные не только с выделением собственного «Я», но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру – преимущественной ориентации ребенка на социальное окружение. Об этом свидетельствует, в частности, преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника. Это создает благоприятную основу для формирования первичных форм социально значимых ценностей и нравственных критериев.

Согласно Ж. Пиаже моральное чувство у детей возникает из взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом. Развитие морального чувства осуществляется в две стадии (табл. 10.3):

  • • стадия нравственного реализма – дети судят о нравственности поступка или поведения по его результату, не будучи способными оценить и учесть намерения;
  • • стадия нравственного релятивизма – дети понимают, что правила создаются самими людьми и в ряде ситуаций люди бывают вынуждены от них отступать или изменять их. Это приводит их к осознанию относительности нравственности поступка. При его оценке они начинают исходить из намерений, мотивов человека, а не из результатов и последствий этих поступков.

Таблица 10.3

Уровни нравственного самосознания детей по Ж. Пиаже

Уровень нравственного самосознания

Психологическая характеристика

Нравственные

реалисты

Ориентировка на результат, следствие поступка без учета его мотивов

Нравственные релятивисты

Ориентировка на мотивы поступков, понимание относительности нравственных оценок

Теория двух стадий развития нравственного сознания Ж. Пиаже была развита Л. Кольбергом. На основе обсуждения детьми, подростками и взрослыми серии коротких рассказов нравственного содержания он пришел к выводу о трех уровнях формирования нравственного самосознания у людей (табл. 10.4).

Таблица 10.4

Уровни нравственного самосознания детей по Л. Кольбергу

Уровень нравственного самосознания

Психологическая характеристика

Доконвенциональный уровень

Ориентация на избежание наказаний и послушание: правила поведения не нарушаются в присутствии взрослых

Конвенциональный уровень

Правила поведения не нарушаются и в отсутствие взрослых из-за страха наказания

Постконвенциональный уровень

Правила поведения не нарушаются в соответствии с собственными моральными позициями

Согласно Л. Кольбергу, нравственный выбор делается не в вакууме, на него оказывает влияние возможная оценка другими людьми. Ребенок как бы заключает некое нравственное соглашение (конвенцию) с миром, обязуясь вести себя определенным образом. Возможность принятия подобной конвенции появляется в определенном возрасте. Нравственное самосознание до «принятия конвенции» характеризует доконвенциональный уровень, на этапе ее принятия – конвенциональный уровень, и соответственно, у более зрелых людей – постконвенциональный уровень. Указанные уровни могут быть проиллюстрированы следующими примерами: незрелый ребенок не ест конфеты из праздничного набора только потому, что рядом находится мама, не позволяющая ему этого; ребенок, находящийся на конвенциональном уровне не ест эти конфеты уже потому, что обещал этого не делать; а вот уже на постконвенциональном уровне ребенок мотивирован тем, что не хочет испортить праздничный стол, хочет угостить других и т.п.

Сказанное означает, что ребенок-дошкольник в силу своего возраста может быть либо нравственным реалистом, либо может иметь доконвенциональный уровень нравственного сознания. Нравственный релятивизм и конвенциональная мораль – привилегия более зрелого возраста.

Развитие нравственной сферы личности дошкольника обусловлено эмоциями и чувствами ребенка и связано с его стремлением сохранить положительный образ «Я». Развитие нравственной сферы личности в дошкольном возрасте можно представить как становление интегрального единства и формирование взаимосвязей нравственного сознания, поведения, отношений, эмоций и чувств ребенка. Его нравственное поведение основано на пока еще недостаточном понимании и принятии нравственных норм и правил. Они выполняются ребенком при наличии и одобрении со стороны взрослых.

Дошкольник понимает правила адекватного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может совершать действия, ориентируясь на эти правила. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в одобрении окружающих приводит к пониманию необходимости соответствовать положительному эталону поведения. Когда эта потребность приобретает личностный смысл, у дошкольников возникает ответственность как личностная особенность, складываются основы ответственного отношения к результатам своего поведения. В процессе становления ответственности у ребенка развивается способность давать оценку своим отдельным поступкам и поведению в целом как хорошему или плохому, если доминирующими мотивами поведения являются общественные мотивы. Овладевая рефлексией, ребенок пытается анализировать собственное поведение, проецировать свои действия на возможные реакции со стороны других людей. Несмотря на то что потребность поступать в соответствии с правилами приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности лучше проявляется в присутствии взрослого. Развитие нравственного сознания дошкольников происходит в следующих направлениях:

  • • уточнение знаний и представлений о хорошем и плохом поведении;
  • • осознание последствий нарушения нравственных норм;
  • • освоение главных этических понятий: их осознание, переживание и использование для оценивания характера нравственных действий и поступков;
  • • конкордация нравственных знаний и представлений, эмоциональных отношений и поступков.

Нравственному развитию способствует усиление с возрастом значимости нравственных норм и правил, повышение адекватности оценки своих поступков и поступков других людей на основе нравственных знаний. При этом дошкольник остается очень зависим от оценок взрослых. Основными этическими понятиями, обусловливающими развитие нравственной сферы личности дошкольников, являются: хорошо – плохо, правда – ложь, можно – нельзя, вежливость – грубость, добро – зло и др.

Общими факторами нравственного развития в дошкольном возрасте являются: нравственные чувства и переживания ребенка, осознание нравственных норм и отношение к ним, адекватность эмоциональных отношений и поведения в их выполнении, нравственное сознание и чувство нравственного долга, нравственная оценка и самооценка. Общий психологический механизм заключается в интериоризации-экстериоризации нравственных норм, содержащихся в основных этических понятиях. Частными психологическими механизмами нравственного развития личности дошкольника являются: идентификация с носителями моральных норм, подражание нравственным образцам, рассогласование между внешней оценкой взрослыми нравственного поведения и отношений и внутренней моральной самооценкой ребенка. Критериями эффективности развития нравственной сферы личности дошкольника являются:

  • – критерий нравственного знания (что ребенок знает);
  • – критерий нравственного отношения (как он к этому относится);
  • – критерий нравственного поведения (как он себя ведет);
  • – критерий нравственных чувств и морального переживания (что он при этом чувствует);
  • – общий критерий – как единство сознания, поведения, чувств, отношений и переживаний.

Формирование нравственных понятий в дошкольном возрасте осуществляется разными способами. Процесс формирования нравственных понятий идет в дошкольном возрасте не только по направлению от конкретного к обобщенному пониманию нравственной сущности ситуаций. Под влиянием общения со взрослыми дошкольники усваивают содержание моральных понятий первоначально в категориальной форме. Содержание данных понятий на протяжении дошкольного возраста постоянно уточняется и дополняется, что способствует интенсификации их формирования. В то же время это создает возможность их формального усвоения. Формирование элементарных нравственных понятий и представлений обеспечивает более осознанное вхождение в мир взрослых и стимулирует переход дошкольника на новый уровень нравственного развития. Поведение, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками постепенно перестают носить непосредственный эмоциональный характер, а начинают определяться нравственными нормами. Старший дошкольник может сам использовать определенные нравственные оценки и применять общие критерии «хорошо – плохо», в соответствии с которыми он дифференцирует социально полезные и отрицательные свои поступки и действия других людей.

Практический пример

В экспериментальном исследовании Н. В. Мельниковой выявлено, что девочки дошкольного возраста имеют более высокий уровень развития нравственных чувств и нравственного сознания, регулирующих поведение, поэтому их общий уровень нравственного развития выше. Они, в отличие от мальчиков, способны испытывать переживания, связанные с выполнением или нарушением нравственных норм, независимо от одобрения или неодобрения окружающих. Нравственные чувства и переживания мальчиков-дошкольников в большей степени связаны с оценками и контролем окружающих взрослых.

Направленность дошкольников на выполнение положительно оцениваемых поступков, выступая в качестве регулятора их деятельности, является основой для формирования у них нравственных свойств. Большую роль в качестве эталона поведения для детей дошкольного возраста выполняют сказочные персонажи, у которых в образной и доступной им форме выделяются положительные и отрицательные особенности характера. Формирование личности посредством моральных критериев и оценок регулируется взрослыми, которые осуществляют отбор и поощрение социально значимых качеств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в тех ситуациях, когда он соотносит с собой и другие моральные оценки и на этой основе осуществляет регуляцию своей деятельности.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит интенсивное нравственное развитие ребенка: становление этических инстанций, которое предполагает развитие морального сознания, моральной саморегуляции поведения и социальных, нравственных чувств; формирование нравственно-прагматического поведения, которое основано на усилении внешнего контроля, разветвлении его форм, иерархизации и переиерархизации прагматических мотивов нормативного поведения и возникновение предпосылок к бескорыстному нравственному поведению, представляющему собой результат взаимодействия сознательно усвоенных норм и переживания альтруистического воздействия со стороны близких взрослых.

Источник

Ирина Неделькина
Нравственное развитие детей дошкольного возраста

В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.

Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания. Однако в конце 1980 -1990 –х гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план было выдвинуто приобщение детей к национальному искусству, народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Прошло несколько десятилетий, и социокультурная атмосфера, в которой живет и развивается современный ребенок, уже не та.

Разберемся во всем по порядку. Сначала рассмотрим понятие «нравственное воспитание».

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе целенаправленного нравственного воспитания, которое осуществляется прежде всего в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др. И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Каковы же приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно – нравственной базы.

Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов, народное творчество. Стоит его души чуть – чуть приоткрыться – и она уже отзывается рисунками, стихами, сказками.

Всем известно, что детям нравятся сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, прочувствовать и представить себе на месте этих героев. Беседа по содержанию сказки должна строиться так, чтобы ребенок не концентрировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя в том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный замысел.

Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития — это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель – обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития чувств внимания к окружающим людям.

Хорошо, когда ребенок умеет вести себя в обществе и навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку.

Больше всего возможностей в упражнениях имеется в проблемно – игровых ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетно – ролевых играх на бытовые темы. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.

Игра – наилучшая средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства педагогов дошкольного образования. Дело в том, что дети стали хуже и меньше играть. Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное время провождение. Нередко воспитатели недооценивают воспитательную функцию игры, подменяют обучением. Игра используется не в качестве средства для проявления заботы и доброты, направления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала. Одна из важнейших причин неумения современных детей играть – значительное сокращение круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих взаимоотношений, который ребенок должен отразить в игре.

Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных поступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.

Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой, выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника,необходимо учесть следующие условия:

— знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;

— не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно – игровых ситуациях;

— использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;

— взрослым необходимо передать детям игровой опыт.

Средствами нравственного воспитания могут быть не только игра. Сказка, но и поэзия, живопись, музыка, театр, и др. Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств.

Важно помнить всегда о том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств рядом с ними быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к решению данной проблемы.

Источник

дошкольном возрасте дети усваивают правила, связанные с культурно-гигиеническими навыками, с соблюдением режима, правилами обращения с игрушками.

Усваивая нравственные нормы, принятые в обществе, дошкольники учатся:

  • ? оценивать поступки с точки зрения нравственных норм;
  • ? подчинять свое поведение этим нормам;
  • ? испытывать этические переживания.

Стремясь овладеть этими правилами, дети обращаются к воспитателю с заявлениями и жалобами по поводу нарушения правил их сверстниками. Это своего рода просьбы подтвердить то или иное правило, указать на его обязательность для всех.

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети усваивают правила взаимоотношений с другими детьми. Это задача нелегкая. Первоначально овладение правилами взаимоотношений происходит формально. И только под руководством взрослого, в результате опыта, получаемого детьми на практике, эти правила усваиваются.

Сначала ребенок оценивает только чужие поступки: других детей, литературных героев (из книг четко видно, кто хороший, а кто плохой), исходя из эмоционального отношения глобально как хорошим или плохим.

Постепенно эмоциональное отношение и нравственная оценка начинают разделяться. Уже в среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, основываясь на взаимоотношениях персонажей сказки. Старший дошкольник судит о поступках не только по их результатам, но и по мотивам. Затем приобретается возможность оценивать и свое поведение. В простых ситуациях проявляется чувство долга, которое вырастает из чувства:

  • ? удивления, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок;
  • ? неловкости после неодобрения действий окружающими.

Усвоение норм и правил, умение соотносить свои поступки с этими

нормами является первым задатком произвольного поведения.

Усвоение нравственных норм происходит в виде моральных представлений и оценок. У дошкольников появляется активное отношение к собственной жизни и формируется сочувствие, заботливость. Ребенок может помогать сверстникам, которым симпатизирует, проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

Усвоение нравственных норм происходит быстрее и легче:

  • ? при соответствующих условиях в семье. Дети охотно подражают заботливым родителям, часто с ними общающимися;
  • ? объяснении, почему одни действия считаются хорошими, а другие — плохими. Это приводит к более раннему осознанию нравственного поведения.

На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у дошкольника развивается притязание на признание. Оно основано на стремлении получить высокую оценку своих достижений.

Потребность в признании переносится и на отношения со сверстниками. Возникают сложные отношения: для взрослого ребенок должен быть лучшим, а для сверстников — «как все». Например, в игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет быть «как все», а с другой — «лучше, чем все». С одной стороны, дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников, а с другой — хотят «быть лучше», претендуя на статусную роль в игре.

Воспитателю нужно всегда иметь в виду две составляющие поведения ребенка: притязания его на значимую роль и умение осознать возможность реализации этого притязания.

Во взаимоотношениях нередко проявляется детская ложь.

? как стремление к самоутверждению среди людей. Ребенок фантазирует, выдумывает то, чего ему не хватает, хочет быть, как все, и даже лучше, чем все: «Мне подарили железную дорогу с поездом…» При несформированности у ребенка потребности в правдивом отношении к людям, при несформированности честности как качества личности у него может развиваться лживость.

Приоритет должен быть отдан формированию положительных качеств личности, а не борьбе с недостатками.

?? Ситуация. Мама заметила, что в коробке печенья стало меньше. Она обратилась к сыну (5 лет) с вопросом: «Ты не знаешь кто брал из коробки печенье?».

> Дайте психологический анализ ситуации.

Решение. Во-первых, не нужно на видном месте выставлять коробки с печеньем. Это провоцирует ребенка. Во-вторых, не следует задавать ребенку провокационных вопросов, устраивать допросы и ставить ловушки. В-третьих, доктор X. Дж. Джайнет пишет: «Если мы заранее знаем ответ, то не нужно задавать вопросов. Лучше сказать прямо: „Ты съел печенье. Я просила тебя его не трогать. Ты очень меня огорчил, и я недовольна»».

3. Привычки нравственного поведения, которые формируются и закрепляются в общении с другими людьми. Привычка является эмоционально-побудительной силой, нарушение которой ведет к ощущению дискомфорта.

Привычки нравственного поведения формируются с помощью упражнений. При этом нужно иметь в виду, что упражнение это не простое повторение действия. Воспитатель должен помочь ребенку после осуществления им действия осознать и скорректировать его для последующего выполнения.

4. Эмоциональное отношение к правилам поведения, т.е. следует обращать внимание на переживание успеха и неуспеха ребенка, связанное с его поведением и деятельностью.

В нравственном развитии личности ребенка важна его совместная деятельность со взрослым. При этом ребенок и взрослый являются соучастниками: вместе переживают, радуются, печалятся, сочувствуют и т.д. В совместной деятельности взрослый лучше узнает ребенка, что позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к нему.

Источник