Психология любви мать подавляет развитие ребенка

raisa agranat

17

28.02.2014

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Выглядит круто!

Супер топ

18 763

17.02.2020

Нравится23Нравится23 людям

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Волшебная скульптура

Супер топ

9 273

17.02.2020

Нравится10Нравится10 людям

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Магия мороза

Супер топ

4 423

17.02.2020

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Папы с детьми

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Удивительные фонарики

Супер топ

3 251

17.02.2020

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Парные занятия спортом (ожидание-реальность)

Супер топ

4 429

17.02.2020

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Кот воспитатель

Супер топ

2 248

17.02.2020

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Уложила спать собачку)

Супер топ

13 854

17.02.2020

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Зажигай! Танец от мальчика

Супер топ

2 191

17.02.2020

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Супер кавер!!! Егор Крид — Сердцеедка

Супер топ

2 400

17.02.2020

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Реалистичная картина

Супер топ

3 268

17.02.2020

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Хорошо идут

Супер топ

2 648

17.02.2020

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Мир в бутылке

Супер топ

1 855

17.02.2020

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Милые поцелуи

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Искусство! Работа из бумажек

Супер топ

1 873

17.02.2020

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Друзья на всю жизнь!

Супер топ

1 823

17.02.2020

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Декор тортика

Супер топ

1 229

17.02.2020

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Нереально крутой самодельный трайк

Супер топ

1 103

17.02.2020

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Армянский танец жениха и невесты

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Трюки на роликах

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Скоро по всей стране

Супер топ

1 661

17.02.2020

Нравится11Нравится11 людям

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Прыжки в воду со скалы

Супер топ

1 251

17.02.2020

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Почистил

Супер топ

1 409

17.02.2020

Нравится1Нравится1 человеку

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Кот требует обед

Супер топ

1 189

17.02.2020

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Источник

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

ВЛАСТНАЯ  МАТЬ  КАК  АНОМАЛЬНЫЙ  ВИД  РОДИТЕЛЬСКОЙ  ЛЮБВИ

Россова  Юлия  Ивановна

канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  общей  педагогики  Арзамасского  филиала  Нижегородского  государственного  университета  им.  Н.И.  Лобачевского,  г.  Арзамас

E-mail

DOMINEERING  MOTHER  AS  AN  ABNORMAL  TYPE  OF  PARENTAL  LOVE

Yuliya  Rossova

phD,  associate  professor  of  the  general  pedagogics  department  Nizhny  Novgorod  State  University  named  after  N.  ILobachevskyArzamas  branchArzamas

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматривается  психотип  властной  и  доминантной  женщины,  подчеркивается  связь  особенностей  ее  характера  и  нарушения  супружеских  отношений,  показываются  последствия  ее  деструктивной  любви  для  детей.  Анализируется  негативное  влияние  такой  матери  на  формирование  личности  ребенка,  на  его  жизненные  выборы  и  нравственное  становление.

ABSTRACT

The  article  presents  the  psychotype  of  the  domineering  and  authoritative  woman.  It  emphasizes  the  connection  between  her  features  of  character  and  violation  of  the  matrimonial  relations  as  well  as  some  consequences  of  her  destructive  love  for  children.  It  analyses  the  negative  influence  of  such  mother  on  the  formation  of  the  child’s  identity,  on  his  life  choices  and  moral  formation.

Ключевые  слова:  родительская  любовь;  властная  мама;  жена.

Кеуwords:  parental  love;  domineering  mother;  wife.

Родительская  любовь  —  жизненно  важная  необходимость  для  растущего  человека,  без  которой  он  не  может  состояться  как  личность.  Это  источник  эмоционального,  душевного,  телесного  здоровья  и  благополучия  человека.  Но  любовь  матери  и  отца  может  принимать  извращенные  формы,  что  будет  препятствовать  полноценному  духовно-нравственному  становлению  ребенка.  В  психолого-педагогической  и  православной  литературе  приводятся  различные  классификации  уродливых,  нездоровых,  аномальных  видов  родительской  любви:  любовь  умиления,  любовь  деспотическая,  любовь  откупа  (В.А.  Сухомлинский);  отстраненная  любовь,  снисходительное  отстранение,  отвержение,  презрение,  преследование,  отказ  (А.С.  Спиваковская);  собственническая  любовь,  соблазняющая  любовь,  амбициозная  любовь,  «обмен  ролями»  (игумен  Евмений)  и  многие  другие.

Страшное  явление  представляет  собой  собственническая,  деспотическая  любовь  властной  мамы.  Такая  женщина-мать  —  глава  семьи,  нечуткая,  неласковая,  авторитарная,  отчужденная,  вспыльчивая,  раздражительная.  Часто  у  нее  командный  голос,  тяжелый,  оценивающий  взгляд,  подавляющее  доминирующее  поведение.  Такая  жена  и  мать  убивает  в  своих  домочадцах  чувство  собственного  достоинства,  не  замечает  их  положительных  качеств. 

В  такой  семье  плохо  всем  —  ее  мужу,  ее  детям  и  ей  самой.  Власть  над  мужчиной  убивает  любовь,  нарушаются  супружеские  отношения.  Мужчина  оказывается  морально,  эмоционально  задавленным  своей  женой;  он  становится  ее  тенью,  теряет  свое  «Я»,  утрачивает  индивидуальность,  занимает  в  жизни  пассивную  позицию  —  позицию  объекта,  которым  можно  управлять  и  манипулировать.  Большую  часть  своего  времени  такой  муж  проводит  вне  дома  (сад,  рыбалка,  гараж,  чтение  газет,  телевизор  и  т.  д.).  Парадокс  в  том,  что  властная  жена  не  может  любить  такого  мужчину,  и  он  в  свою  очередь  не  может  пробудить  в  ней  любовь,  без  которой  нельзя  стать  женственной,  спокойной,  умиротворенной  и  счастливой. 

У  замечательного  российского  поэта  Эдуарда  Асадова  есть  строки  о  такой  женщине.  Стихотворение  так  и  называется  —  «Властной  женщине»  (1991  г.).

С  годами  вы  так  придавили  мужа,

Что  он  и  невиден  под  каблуком.                  

Пусть  доля  его  —  не  придумать  хуже,                          

Но  вам-то  какая  же  радость  в  том?

Ведь  вам  же  самой  надоест  тюфяк,              

И  тут  вы  начнете  тайком  тянуться                         

К  таким,  что  не  только  нигде  не  гнутся,

Но  сами  вас  после  зажмут  в  кулак.

Так,  право,  не  лучше  ли  вам  самой

Вдруг  стать,  извините,  добрейшей  бабой,

Сердечною,  ласковой,  даже  слабой,

Короче  —  прекраснейшею  женой?!

Своего  ребенка  властолюбивая  мать  рассматривает  как  собственность,  как  вещь,  поэтому  сама  определяет  жизненный  путь,  по  которому  должно  пойти  ее  чадо  («Я  четко  знала,  каким  должно  быть  будущее  моей  единствен­ной  дочери.  Я  видела  ее  счастливой  и  преуспевающей…»).  В  детстве  такая  мать  выбирает  ребенку  друзей,  кружки  и  секции,  куда  он  должен  ходить.  В  юности  решает,  когда  и  на  ком  жениться,  какую  выбрать  профессию  (достаточно  часты  случаи,  когда  мама  настаивает  на  поступлении  в  нужный  вуз,  чтобы  продолжить  династию  врачей,  учителей,  юристов,  не  учитывая  при  этом  индивидуальных  склонностей  и  желаний  самого  ребенка).  Положение  может  сильно  усугубиться,  если  мама  является  еще  и  школьным  учителем,  так  как  эта  работа  предполагает  властное  поведение.  Тогда  от  растущего  человека  требуют  только  положительных  оценок,  примерного  поведения,  участия  в  общественной  работе,  быть  образцом  во  всем  и  для  всех,  тем  самым  лишая  ребенка  полноценного  детства  со  свойственными  ему  забавами,  подвижными  играми;  отказывают  в  праве  быть  самим  собой,  проявлять  свою  неповторимость  и  непосредственность.  Властная  мать  подавляет  независимость  и  инициативу  ребенка,  требует  послушания  и  дисциплины.  Она  поощряет  ощущение  сильной  зависимости  от  нее,  необходимой,  конечно  в  раннем  детстве,  но  по  мере  взросления  человека  только  препятствующей  его  духовному  и  душевному  развитию.  Такая  мать  пролонгирует  свое  довлеющее  влияние  в  бесконечность,  а  должна  формировать  независимость.  Ведь  важнейшая,  данная  Богом  обязанность  воспитателя  —  помочь  развиться  самостоятельной  личности  ребенка.

Ребенок  властной  матери  не  чувствует  себя  любимым,  так  как  не  видит  конструктивных  проявлений  истинной  родительской  любви.  А  искусству  настоящей,  действенной  любви  нужно  учиться.  В  основном  такая  мама  некритична  к  себе,  уверена  в  своей  правоте  и  не  готова  воспринимать  новый  опыт  воспитания  детей.  Мама  может  предъявлять  высокие  требования  к  ребенку  в  плане  социальных  достижений,  не  считаясь  с  его  силами,  возможностями.  Если  дочь  или  сын  не  оправдают  ее  надежд,  то  репутацию  своего  дома  родительница  считает  испорченной.  При  этом  может  заявлять  «лучше  бы  мне  надо  было  сделать  аборт  в  свое  время»,  «лучше  бы  я  умерла,  когда  его  рожала».

Часто,  чтобы  удержать  внимание,  любовь  сына  (дочери),  такая  мама  прибегает  к  манипуляциям  и  моральному  шантажу:  «Я  ночей  из-за  тебя  не  спала,  а  ты…»,  «Я  тебе  последний  кусок  отдавала…»,  «Я  тебя  поила-одевала,  а  ты  такой  (такая)  неблагодарный  (неблагодарная).  Широко  известны  медицинской  практике  случаи,  когда  мать-ментор  «уходит  в  болезнь»  или  явно  преувеличивает  свое  физическое  недомогание,  чтобы  удержать  при  себе  сына  или  дочь,  требуя  от  них  постоянного  присутствия  и  тщательного  ухода. 

Последствия  такой  деспотичной  любви  матери  губительны  для  ее  детей. 

Властная  мать  неспособна  воспитать  в  своем  ребенке  психологическую  зрелость,  которая  проявляется  в  умении  принять  человеком  ответственность  за  свои  мысли  и  поступки.  Очень  часто  встречаются  40—50-летние  дяди,  которые  не  отвечают  даже  сами  за  себя  и  тем  более  не  решают  возникающие  проблемы  в  семейной,  профессиональной  жизни  («сами  решайте,  идти  мне  в  больницу  или  нет»,  после  появления  в  доме  маленькой  внучки  50-летний  дедушка  заметил  «ну  вот  теперь  я  здесь  лишний»). 

Зависимость  от  авторитарной  матери  парализует  волю  к  самостоятельной  жизни,  не  учит  делать  жизненный  выбор.  Покорный,  безвольный  человек  может  стать  легкой  добычей  криминальной  или  сектантской  группы.  Если  человек  не  научился  говорить  «нет»  в  семье,  то  почему  он  должен  сказать  «нет»  другу,  который  предложил  попробовать  героин?  Очень  часто  ребенок,  воспитанный  в  такой  семье,  вступает  на  путь  девиантного  поведения.

Семейная  жизнь  детей  властолюбивой  матери  часто  не  складывается,  поскольку  в  родительской  семье  они  не  увидели  образцов  мужественного  и  женственного  поведения,  необходимых  для  гармоничного  брака,  основанного  на  принципе  «совет  да  любовь».  Дочь  часто  в  собственной  семье  демонстрирует  зависимое,  угодническое  поведение  («Лишь  бы  им  (мужу  и  детям)  было  хорошо,  а  я  уж  как-нибудь»),  может  стремиться  при  выборе  будущего  супруга  к  тому,  кто  способен  обижать.  Сын  властной  мамы  может  не  создать  собственной  семьи,  поскольку  для  мамы  выше  ее  сил  отпустить  принадлежащую  ей  любимую  игрушку  (сына),  да  и  нет  достойной  жены  ее  сыночку.  При  этом  она  нарушает  христианский  принцип  «…  оставит  человек  отца  и  мать  и  прилепится  к  жене  своей,  и  будут  два  одною  плотью…».  Если  своя  семья  у  сына  образовывается,  то  нередки  случаи,  когда  свекровь  ее  разрушает  и  возвращает  свою  собственность-сына.

Одной  из  проблем,  которая  все  более  настойчиво  заявляет  о  себе  в  современное  время,  является  проблема  гомосексуальности.  Выдвигаются  различные  гипотезы  ее  возникновения,  хотя  однозначного  ответа  о  причине  формирования  этого  заболевания  нет.  Но  многие  психологические  школы  выявили  интересную  закономерность:  в  анамнезе  больных  гомосексуализмом  часто  фигурирует  властная  мать  и  инфантильный  отец-неудачник.

Больно  слышать  слова  детей,  которых  воспитывала  авторитарная,  властная  мать:  «Все,  что  я  чувствовала,  все,  что  я  думала,  абсолютно  ничего  не  зна­чило  для  моих  родителей.  Мое  мнение  не  имело  никакого  значе­ния.  Все  должно  было  идти  так,  как  мама  решила.  А  папа  молчал»;  «Я  и  уехала  в  другой  город  учиться,  чтобы  сбежать  от  нее»;  «Я  выскочила  замуж  рано  за  нелюбимого,  чтобы  уйти  из  материнского  дома»;  «Мне  у  свекрови  больше  нравится  жить,  чем  у  мамы».  И  таких  отзывов  масса,  а  за  ними  —  искалеченная  душа,  несложившаяся  личная  семейная  жизнь.  А  также  психическое  нездоровье,  психосоматические  заболевания  как  следствия  недостатка  истинной  материнской  любви,  тепла,  понимания.

Полноценное  физическое,  душевное  и  духовное  развитие  ребенку  может  дать  мама,  обладающая  качествами  «вечной  женственности»,  —  добрая,  мягкая,  нежная,  деликатная,  терпеливая,  сочувствующая.  Мама,  которая  эмоционально  принимает  своего  ребенка  и  поощряет  его  автономность.  Мама,  которая  готова  менять  стиль  общения  по  мере  взросления  растущего  человека.  «Истинная  любовь,  —  пишет  игумен  Евмений,  —  готовит  ребенка  как  отдельную,  как  самостоятельную,  а  значит  живущую  собственным  образом,  имеющую  свой  жизненный  путь,  личность»  [1,  с.  85].

Список  литературы:

1.Игумен  Евмений.  Аномалии  родительской  любви.  2-е  изд.  Редакция  «Свет  Православия»,  2005.  —  335  с.

2.Флоренская  Т.А.  Диалог  в  практической  психологии:  Наука  о  душе.  М.:  Владос,  2001.  —  208  с.

Источник

«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый! Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны», — писал Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Военный летчик». Писатель был прав: события, которые переживает человек, будучи ребенком, в результате продолжают оказывать на него влияние даже тогда, когда он давно вырос. И если действие одних переживаний является очевидным, то следствие других бывает непросто распознать.

Нам в AdMe.ru захотелось больше узнать о том, какие детские переживания могут сказаться на отношениях с другими людьми, на здоровье и даже умении решать финансовые вопросы.

1. Насилие и отсутствие опеки в детстве — расстройства пищевого поведения во взрослом возрасте

У людей, переживших в детстве насилие в семье (по отношению к себе или другим родственникам) или невыполнение родителями своих обязанностей, выше риск заболеть ожирением в среднем возрасте. Кроме того, подростки и молодые люди, детьми прошедшие через подобное, в 5 раз более склонны к расстройствам пищевого поведения по сравнению с теми, кому не приходилось сталкиваться с жестоким обращением.

2. Родители с зависимостями в детстве — гиперответственность во взрослом возрасте

Если ребенок воспитывался в семье, где один или оба родителя злоупотребляли алкоголем или наркотиками, то он может вырасти слишком ответственным. Также таким людям бывает трудно расслабиться, и они не умеют веселиться. Это происходит в том случае, если ребенку приходилось быть «родителем» собственным маме или папе и быть втянутым в решение недетских проблем. В итоге такие дети лишаются радостей дважды: не только в юном возрасте, но и во взрослом.

3. Эмоциональный абьюз в детстве — желание скрывать свое настоящее мнение во взрослом возрасте

Эмоциональный абьюз, пережитый в детстве, также приводит к негативным последствиям. Люди, которые прошли через это, будучи детьми, часто не переносят любых конфликтов и боятся говорить то, с чем другие могут не согласиться. Кроме того, им может быть сложно постоять за себя, и они не спешат высказывать свое настоящее мнение.

4. Много времени за просмотром ТВ в детстве — проблемы в общении во взрослом возрасте

Родители часто переживают о вреде телевидения для детей, и эти опасения действительно могут быть оправданны, однако не по самой очевидной причине. Оказывается, время, проведенное перед ТВ-экраном, может сказаться на коммуникативных навыках ребенка. Причем дело даже не в содержании программ, которые смотрят дети.

Исследователи наблюдали за 3 группами мам и их детей (дошкольников): в первой группе читали книги, во второй смотрели передачу, а в третьей — играли. Просмотр ТВ негативно сказывался и на времени, и на качестве общения мам и детей. Тем временем для здорового развития ребенка важно общение с родителями. Его недостаток может навредить коммуникативным навыкам человека уже во взрослом возрасте.

5. Жестокое обращение в детстве — неумение устанавливать личные границы

Люди, которые пережили жестокое обращение в детстве, могут легко поддаваться манипуляциям и не умеют устанавливать личные границы с близкими (иногда даже с собственными детьми). Они часто становятся «опекунами» для друзей и родственников, заботясь о всех вокруг в ущерб себе.

6. Бедность в детстве — плохая кратковременная память во взрослом возрасте

В ходе исследования Орегонского университета было установлено, что у людей, выросших в бедных семьях, хуже кратковременная память. Это может объясняться тем, что стрессовая среда негативно влияет на развивающиеся исполнительные функции ребенка, то есть навыки, которые помогают думать, учиться, планировать, фокусироваться, развивать словарный запас. Таким образом, бедность лишает не только материальных благ в детстве, но и сказывается на уже взрослом человеке, даже если он больше не живет в стесненных условиях.

7. Отсутствие выбора в детстве — созависимые отношения во взрослом возрасте

Некоторые родители стараются следовать четкому плану в воспитании детей и всегда сами выбирают им игрушки, одежду, еду, а иногда даже друзей. «Я ведь хочу как лучше!» Однако, не предоставляя ребенку выбора, мама и папа дают ему понять, что тот не ответственен за свои решения, власть над ними находится у других людей. В итоге это может привести к тому, что во взрослом возрасте человек рискует оказаться в созависимых отношениях. Он будет выбирать партнеров, которые будут полностью контролировать отношения, и эмоционально зависеть от них. А это уже совсем не тот сценарий, которого родители хотели бы для своего ребенка.

В какой-то степени во всех отношениях люди эмоционально зависят друг от друга, но в созависимых люди жертвуют своими желаниями и ценностями из страха быть отвергнутыми или разозлить партнера.

8. Развод родителей в детстве — высокие требования к отношениям во взрослом возрасте

То, что дети видят и переживают во время неудачного брака родителей, становится частью их представления о себе и обществе. Это происходит потому, что конфликт мамы и папы и последующий развод приходится на период становления личности ребенка. Неудивительно, что во взрослом возрасте люди, чьи мама и папа развелись, могут придавать высокое значение поддержанию отношений, любви, верности и состраданию. И это хорошо, пока требования не становятся завышенными — тогда человеку может быть сложно найти свою пару.

9. Психологическая травма в детстве — аутоиммунные заболевания и хронические боли во взрослом возрасте

События, происходящие в детстве, влияют не только на характер человека и его общение с другими, но и на его здоровье. Так, люди, получившие психологическую травму в юном возрасте, могут быть подвержены более высокому риску аутоиммунных заболеваний, например ревматоидному артриту, а также бессоннице, депрессии и тревожности, хроническим болям. Более того, воздействие травмирующего стресса может вызвать изменения в иммунной системе.

10. Табу на вопросы о деньгах в детстве — неумение обращаться с финансами во взрослом возрасте

Дети не очень понимают, что такое деньги, но они многому учатся на эмоциях и отношениях родителей. Если в семье запрещено поднимать денежные вопросы или же эта тема всегда вызывает споры и беспокойство, то ребенок, выросший в таких условиях, может бояться иметь какое-либо дело с деньгами во взрослом возрасте. Отсюда неразумные траты, неумение планировать бюджет, долги или желание передать решение финансовых проблем другим людям.

11. Травма, полученная от родителей в детстве, — влечение к деструктивным отношениям во взрослом возрасте

Люди, травмированные родителями в детстве, во взрослом возрасте могут оказаться в отношениях, которые им вредят. Причем это могут быть как дружеские и романтические, так и рабочие отношения. Даже когда такие люди хотят избежать подобного опыта, они часто выбирают тех, кто соответствует их травматической идентичности. Это могут быть друзья-манипуляторы, партнеры-абьюзеры и деспотичные начальники. В итоге такой опыт приводит к повторным травмам через повторение прошлого.

Что делать

Если вы подозреваете, что ваши проблемы берут свое начало в детстве, то не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу. Да, на то, чтобы разобраться с последствиями детской травмы, может уйти больше времени, чем хотелось бы. Но забота о себе стоит того. Каждый из нас заслуживает гармоничных отношений и возможности принимать решения, будучи свободным от груза психологических проблем.

Если же пока вы не готовы обратиться к специалисту, советуем почитать, почему стоит оставить обиды на родителей в детстве. Маленький шаг в направлении к изменениям — лучше, чем ничего.

Как вы считаете, какие другие события в детстве могут сказаться на человеке спустя много лет?

Иллюстратор Natalia Okuneva-Rarakina специально для AdMe.ru

Источник