Психология и сексуальное развитие ребенка
Советы дает наш эксперт – врач-психотерапевт Борис Суворов.
После шести уже поздно?
Сексуальность – это то, что присуще каждому человеку с рождения. Она есть даже у новорожденных младенцев. Разумеется, детская сексуальность отличается от взрослой и вовсе не означает готовности вступать в сексуальные отношения. Речь идет о врожденных проявлениях тела и души, связанных с эротическим влечением, присущим человеческому организму так же, как дыхание или пищеварение.
Сексуальное развитие ребенка неотделимо от психического развития, и то, как оно происходит, непосредственно влияет на его сексуальность и психику во взрослом возрасте. Любые сексуальные наклонности, в том числе и сексуальная ориентация, формируются в возрасте до 6 лет. Все серьезные нарушения, которые могут быть в этой сфере, возникают обычно задолго до вступления в подростковый возраст. Вот почему важно вовремя обратить внимание на сексуальное развитие ребенка.
Шаг за шагом
В своем психосексуальном развитии ребенок проходит несколько стадий.
От рождения до 1 года и 2 месяцев или до полутора лет (граница колеблется)
Совсем маленький ребенок, как известно, познает мир через рот – это для него главный источник ощущений. Когда младенец сосет материнскую грудь, он не только ест, но и получает эротическое удовольствие.
Возможные нарушения. Если младенец получает грудь не по потребности – то есть недостаточно или не вовремя, это формирует у него зависимый сексуальный характер. Повзрослев, в любви такой человек сможет быть только «ребенком», постоянно нуждающимся в заботе. Если же грудь дают насильно, у ребенка зарождается склонность к садо-мазохистским отношениям.
Как правильно? Важно, чтобы кормление происходило по потребности ребенка, в атмосфере спокойствия и любви. Если младенец, находясь у груди, проявляет агрессию, ее можно останавливать, но нельзя отвечать ему тем же.
От 1,2 (1,5) до 3 лет
В этом возрасте ребенок начинает активно познавать собственное тело, и то, как происходит отправление его естественных надобностей, вызывает у него закономерный интерес. Сексуальное развитие ребенка на этом этапе зависит от того, как происходит приучение к горшку.
Возможные нарушения. Если приучение к горшку происходит слишком жестко и за «оплошность» малыша всякий раз наказывают или стыдят (что еще хуже), в его характере могут появиться или усилиться мазохистские черты. Если же ребенка вообще не знакомят с горшком и никак не направляют – из-за отсутствия ограничений формируется, наоборот, склонность к агрессивному, деструктивному поведению или даже к садизму.
Как правильно? Приучать к горшку ребенка нужно, но ненавязчиво, без спешки, спокойно и доброжелательно.
От 3 до 6 лет
Ребенок продолжает исследовать собственное тело. Он осознает свой пол и начинает обращать внимание на противоположный. Первый предмет влюбленности возникает в семье. Для мальчиков таким объектом становится мама, для девочек – папа. Родитель своего пола временно воспринимается ребенком, как соперник. В это время от мальчиков нередко можно услышать слова о том, что они хотят «жениться на маме», а от девочек – фантазии о союзе с папой.
Возможные нарушения. Некоторые родители пугаются эротических проявлений ребенка или начинают всерьез ревновать к нему супруга, забыв, что, проявляя свое детское влечение к папе или маме, малыш ничего «такого» в виду не имеет. Другие, наоборот, легкомысленно смеются над ребенком, не понимая, что он испытывает настоящие и довольно сложные чувства. Если ребенка подвергать насмешкам или осуждению, в будущем это сильно осложнит ему сексуальную жизнь.
Как правильно? На этом этапе чрезвычайно важно постоянное присутствие в жизни ребенка обоих родителей. К чувствам ребенка необходимо отнестись внимательно и серьезно. При этом важно сразу ему объяснить, что папа и мама его любят, но дети на родителях не женятся и замуж за них не выходят. Ребенок должен понять, что папа будет с мамой, а мама – с папой, а сам он, когда вырастет, будет с кем-нибудь другим. Сторонникам совместного сна следует учесть, что ребенку старше 3 лет уже не стоит спать под одним одеялом с родителем противоположного пола.
От 6 лет до начала полового созревания
Жизнь ребенка выходит за пределы семьи, он больше общается со сверстниками. Если раньше преобладал интерес к собственному телу, то теперь возникает интерес к телу других и самопознание продолжается путем сравнения себя с другими. Случаются влюбленности в сверстников и учителей. Ребенок начинает интересоваться мужскими и женскими ролями, а также тем, как устроены сексуальные отношения.
Возможные нарушения. Главный вред ребенку на этом этапе может принести отсутствие доверительных отношений с родителями, особенно с родителем своего пола. Насмешки, осуждение или невнимание вынуждают маленького человека замкнуться в себе и остаться наедине со своими вопросами, что в дальнейшем, безусловно, осложнит ему жизнь.
Как правильно? В этом возрасте ребенок утверждается в ощущении себя мальчиком или девочкой, поэтому тут для него в первую очередь важен надежный и эмоционально теплый контакт с родителем (или другим старшим родственником) своего пола, которому можно довериться и принести все свои вопросы и проблемы.
Разговаривать с детьми о сексе можно и нужно уже лет с 6–7. Существуют специальные издания, рассчитанные на разный детский возраст. Но важно понять, что это не литература для детей, а учебные пособия для родителей. Они созданы не для того, чтобы родитель мог, избежав неудобного разговора, молча подсунуть ребенку книжку, но чтобы он просмотрел ее сам, а потом поговорил с ребенком на основании прочитанного.
Половое созревание
С ним развитие детской сексуальности заканчивается. Все сексуальные особенности человека к этому моменту уже сформировались. В это время родители опасаются, что их большой ребенок начнет искать сексуальные приключения. Если подобное случается, то это говорит не о сексуальности, проснувшейся раньше времени (как мы знаем, она свойственна человеку с рождения), а о психологическом неблагополучии, которое было заложено раньше. Это значит, что ребенок чувствует себя одиноким в семье, ему не хватает понимания и любви, которые он и пытается таким радикальным способом найти «на стороне».
Самое главное. Главное условие того, что ребенок будет развиваться нормально и в будущем сможет создать счастливую семью, – присутствие в его жизни любящих и понимающих взрослых.
Читайте в соцсетях!
Источник
Автор статьи:
Назарьев Николай Васильевич
, нарколог, психиатр, сексолог, физиотерапевт
Сексуальность присуща каждому человеку с рождения. Она есть даже у новорожденных младенцев. Разумеется, детская сексуальность отличается от взрослой и вовсе не означает готовности вступать в сексуальные отношения. Речь идет о врожденных проявлениях тела и души, связанных с эротическим влечением, свойственным человеку так же, как дыхание или пищеварение.
Сексуальное развитие ребенка неотделимо от психического развития. То, как оно проходит, непосредственно влияет на сексуальность и психику во взрослом возрасте. Любые сексуальные наклонности, в том числе и сексуальная ориентация, формируются в возрасте до 6 лет. Все серьезные нарушения возникают обычно задолго до вступления в подростковый возраст, поэтому столь важно вовремя обратить внимание на сексуальное развитие ребенка.
Психосексуальное развитие ребенка включает несколько стадий.
От 0 до 1,2 (1,5) лет
Совсем маленький ребенок познает мир через рот. Именно рот — главный источник ощущений младенца. Когда малыш сосет материнскую грудь, он не только ест, но и получает эротическое удовольствие.
Возможные нарушения
Зависимый сексуальный характер формируется, если младенец получает грудь не по потребности (недостаточно или не вовремя). Повзрослев, в любви такой человек сможет быть только «ребенком», который постоянно нуждается в заботе. Склонность к садо-мазохистским отношениям зарождается, если грудь дают насильно.
Как правильно?
Важно, чтобы кормление происходило в атмосфере спокойствия и любви и по потребности ребенка. Если младенец, находясь у груди, проявляет агрессию, ее можно останавливать, но нельзя отвечать ему тем же.
От 1,2 (1,5) до 3 лет
В этом возрасте ребенок начинает активно познавать собственное тело. Процесс отправления его естественных надобностей вызывает у него закономерный интерес. Сексуальное развитие ребенка на этом этапе зависит от того, как происходит приучение к горшку.
Возможные нарушения
Если приучение к горшку происходит слишком жестко и за «оплошность» малыша всякий раз наказывают или стыдят (что еще хуже), в его характере могут появиться или усилиться мазохистские черты. Если же ребенка вообще не знакомят с горшком и никак не направляют, из-за отсутствия ограничений формируется наоборот склонность к агрессивному, деструктивному поведению или даже к садизму.
Как правильно?
Приучать к горшку ребенка нужно, но ненавязчиво, без спешки, спокойно и доброжелательно.
От 3 до 6 лет
Ребенок продолжает исследовать собственное тело. Он осознает свой пол и начинает обращать внимание на противоположный. Первый предмет влюбленности возникает в семье. Для мальчиков таким объектом становится мама, для девочек – папа. Родитель своего пола временно воспринимается ребенком, как соперник. В это время от мальчиков нередко можно услышать слова о том, что они хотят «жениться на маме», а от девочек – фантазии о союзе с папой.
Возможные нарушения
Некоторые родители пугаются эротических проявлений ребенка или начинают всерьез ревновать к нему супруга, забыв, что, проявляя свое детское влечение к папе или маме, малыш ничего «такого» в виду не имеет. Другие, наоборот, легкомысленно смеются над ребенком, не понимая, что он испытывает настоящие и довольно сложные чувства. Если ребенка подвергать насмешкам или осуждению, в будущем это сильно осложнит его сексуальную жизнь.
Как правильно?
На этом этапе чрезвычайно важно постоянное присутствие в жизни ребенка обоих родителей. К чувствам ребенка необходимо отнестись внимательно и серьезно. При этом важно сразу ему объяснить, что папа и мама его любят, но дети на родителях не женятся и замуж за них не выходят. Ребенок должен понять, что папа будет с мамой, а мама – с папой, а сам он, когда вырастет, будет с кем-нибудь другим. Сторонникам совместного сна следует учесть, что ребенку старше трех лет уже не стоит спать под одним одеялом с родителем противоположного пола.
От 6 лет до начала полового созревания
Жизнь ребенка выходит за пределы семьи. Он больше общается со сверстниками. Если раньше преобладал интерес к собственному телу, то теперь возникает интерес к телам других. Самопознание продолжается путем сравнения себя с другими. Случаются влюбленности в сверстников и учителей. Ребенок начинает интересоваться мужскими и женскими ролями, а также тем, как устроены сексуальные отношения.
Возможные нарушения
Главный вред ребенку на этом этапе может принести отсутствие доверительных отношений с родителями, особенно с родителем своего пола. Насмешки, осуждение или невнимание вынуждают маленького человека замкнуться в себе и остаться наедине со своими вопросами, что в дальнейшем, безусловно, осложнит ему жизнь.
Как правильно?
В этом возрасте ребенок утверждается в ощущении себя мальчиком или девочкой. В первую очередь становится важен надежный и эмоционально теплый контакт с родителем (или другим старшим родственником) своего пола, которому можно довериться, задать все личные вопросы, с кем можно обсудить любые проблемы.
Разговаривать с детьми о сексе можно и нужно уже лет с 6–7. Существуют специальные издания, рассчитанные на разный детский возраст. Но важно понять, что это не литература для детей, а учебные пособия для родителей. Они созданы не для того, чтобы родитель мог, избежав неудобного разговора, молча подсунуть ребенку книжку, но чтобы он просмотрел ее сам, а потом поговорил с ребенком на основании прочитанного.
Половое созревание
С ним развитие детской сексуальности заканчивается. Все сексуальные особенности человека к этому моменту уже сформировались. В это время родители опасаются, что их большой ребенок начнет искать сексуальные приключения. Если подобное случается, то это говорит не о сексуальности, проснувшейся раньше времени (она свойственна человеку с рождения), а о психологическом неблагополучии, которое было заложено раньше. Это значит, что ребенок чувствует себя одиноким в семье, ему не хватает понимания и любви, недостаток которых он и пытается таким радикальным способом найти на стороне.
Самое главное
Главное условие того, что ребенок будет развиваться нормально и в будущем сможет создать счастливую семью, присутствие в его жизни любящих и понимающих взрослых.
Запись на прием к врачу-сексологу
Для уточнения подробностей, пройдите консультацию квалифицированного специалиста в клинике «Семейная».
Чтобы уточнить цены на прием врача-сексолога или другие вопросы пройдите по ссылке ниже:
Источник
На психосексуальное развитие влияют наследственные, биологические, психологические, социальные факторы и микросреда (ближайшее окружение человека). На психическое и сексуальное развитие оказывают влияние критические периоды, во время которых повышается чувствительность к различным воздействующим факторам.
Процесс развития ребенка проходит от удовлетворения биологических потребностей и примитивных эмоций к социальному сознанию и критичности к своим действиям. Это же характерно и для психосексуального развития, в процессе становления сексуальности на биологическую детерминированность половой роли накладывает влияние социальных факторов. Нарушение темпов психосексуального развития сказываются на всей дальнейшей жизни человека.
Половая дифференцировка начинается во внутриутробном развитии с 6 по 32 недели, когда развиваются половые железы и половые органы, а также структуры мозга, ответственные за половое поведение. Воздействие тератогенов в этот период может вызвать нарушение половой дифференцировки мозга с разной степенью выраженности.
В тяжелой степени нарушения половой дифференцировки мозга рождается девочка с женскими половыми органами, и внешне она выглядит как девочка, но с самого детства, уже с 3-4-летнего возраста она начинает вести себя как мальчик. Они часто испытывают сексуальное влечение к женщинам, где они играют мужскую роль.
Средняя степень нарушения характеризуется у женщин желанием носить мужскую одежду и проявляют мужские черты в поведении. При легкой степени нарушения женщина одевается подчеркнуто строго, носит строгие прически, не любит косметики, украшений и она не старается выглядеть более привлекательной для мужчин.
С первых месяцев жизни…
Психосексуальное развитие начинается с первых месяцев жизни. В процессе развития ребенок начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу и осознает необратимость своей половой принадлежности.
Ребенок определяет пол окружающих его людей по всем признакам половой принадлежности — внешнему виду, одежде и её аксессуарам, строению тела и половых органов и подражает взрослому своего пола. Становление понятия «я» идет и через формирование полового самосознания, с отождествлением себя по полу.
Они внимательно рассматривают свои половые органы и органы других детей, это исследовательская деятельность помогает им психосексуально развиваться. Важно, чтобы это произошло в возрасте 3-4 года, когда это исследование еще не носит сексуального возбуждения, как в подростковом возрасте.
В норме к пяти — семи годам ребенок уже знает все признаки половой принадлежности — внешний вид, одежда, строение тела, в том числе и половых органов. В возрасте 5-7 лет ребенок начинает испытывать сексуальную привязанность к взрослым, вначале к родителям.
Сексуальное напряжение тянет ребенка к желанию лечь в постель вместе с родителями; ревностному отношению к тому вниманию, которое родители оказывает друг другу. В этот период у детей развивается Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек.
Последние десятилетие родители поддерживают нахождение детей в совместной кровати вплоть до подросткового возраста, что неизбежно приводит к нарушениям полового поведения и развития таких детей.
С 7-13 лет происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка. По мере поступления информации, нарастания половой осведомленности начинаются сексуальные игры, чаще всего составляющие фрагмент игр в семье, где более осведомленные могут имитировать любую форму половой активности.
Важно, чтобы мальчики и девочки в этом возрасте имели интересы и увлечения, относящиеся к их полу. Трансформация ролевого поведения, где девочки ведут себя как мальчики, а мальчики тихие, заласканные и нежные, как девочки — приводит к формированию различных отклонений в последующем сексуальном поведении, и снижения сексуальности вплоть до формирования гомосексуальных влечений.
В общении со сверстниками, апробируется и закрепляется выбранная половая роль, отражающая аспекты человеческих отношений, в том числе и сексуальные. С 5 лет у детей начинает формироваться интимность и интимный стыд, с 7 лет это уже сформировано.
Родителям важно относиться с уважением к интимности детей. Нежелательным является, нахождение в ванной ребенка и родителя разного пола, совместный сон, хождение голыми или в нижнем белье перед ребенком.
В подростковом возрасте…
В подростковом возрасте происходит половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо. Платоническая стадия либидо характеризуется наличием выраженного эмоционального компонента, имеющего возвышенный, романтический характер, с самоотречением и жертвенностью.
Именно платонический компонент возвышает физиологический инстинкт до истинно человеческой любви. С отдельными элементами эротического фантазирования желание остаться наедине, стремление к прикосновениям и ласкам. Эротическая стадия либидо характеризуется возникновением интереса к интимной стороне взаимоотношения полов, эротической литературе, она возбуждают подростка, толкают к эротическому фантазированию.
На эротической стадии реализация влечения чаще бывает без оргазма. Это в плане биологического развития является прогрессивным, так как толкает к дальнейшим действиям, форсирует переход к сексуальной стадии.
Сексуальная стадия протекает на фоне либидо, поддержанное продуктами внешней секреции и первыми опытами половых отношений. Это определяет последующий выбор объекта сексуального влечения, его индивидуальные особенности, половая принадлежность (мужская или женская), поведение, внешний вид, телосложение.
Все этапы психосексуального развития взаимосвязаны и имеют преемственность. Если выпадает какой-либо этап, то это искажает течение последующих стадий, а в целом это влияет на всю сексуальность человека.
Автор Шеметкова Е.В.
Источник