Психология аномального развития ребенка как отрасль клинической психологии

Психология аномального развития ребенка как отрасль клинической психологии thumbnail

Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дисонтогенеза . Дисонтогенез — любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .

Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .

Предмет– законы психического дисонтогенеза .

Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л,С Выготским , сформулировавшим принципы отражающие законы психического онтогенеза .

Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций.

Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ , в зависимости от характера повреждения функции , возможность формирования обходным путем .

Механизмы направления психической деятельности при дисонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме.

Психический дефект формирующийся в процессе дисонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни .

Задачи стоящие перед психологией аномального развития :

-Теоретические — Проблема нормы и патологии.

-Общепсихологические задачи — Выработка критериев для разграничения нормы и патологии.

Кроме того предпологается описание психологической структуры нормы. Изучая возможные дисциплины возможно описание психологической структуры нормы , это возможно через отрицание отклонений. Но это до сих пор актуальная задача .

Задача трансформации критериев , дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития .

Выделение специфических законов , механизмов формирования нарушений психики . Существуют единые законы развития для аномального и нормального развития , но есть специфичные закономерности для аномалий развития . Общие механизмы : нарушение функций общения , нарушение процесса социализации , нарушение усвоения универсальных социальных знаний . Общие закономерности действуют при всех типах дисонтогенеза . Есть специфические закономерности , характерные для определенного вида дисонтогенеза .

Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дисонтогенеза. В структуре дефекта выяснение соотношения первичных и вторичных составляющих .

Практические

4)Клинико-диагностическая — описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик .

Воздействие – коррекция отклонений в развитии.

Экспертная оценка , оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик .

Психология аномального развития и другие отрасли психологии, науки .

Место психологии аномального развития .

Дисциплина наиболее связана с другими отраслями клинической психологии , нейропсихологией , психосоматикой , патопсихологией детского возраста.Связь с возрастной психологией , психологической педагогикой – то есть другие области , изучающие онтогенез . Область междисциплинарного исследования – медицина , психиатрия , невро- и психопатология детского возраста . Педагогика , социология , этнология , дефектология ( сурдо и тифло- педагогика ).

Психология аномального развития тесно связана с другими науками изучающими аномальное развитие , это имеет историческую обусловленность и корнями уходит в психиатрию и дефектологию .

Источник

Источник

Психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения, а также вневрачебная помощь трудным детям является одной из важнейших задач современной практической психологии. Исследование ребенка, имеющего  отклонения в развитии предполагает психологическую квалификацию основных психических расстройств, их степени выраженности и структуры. При оценке нарушений развития у детей также учитывают и отклонения от той стадии возрастного развития, к которой относится ребенок (особенности дизонтогенеза, который вызван болезненным процессом,его последствиями).

У детей чувствительность определенных сторон психики к вредоносному воздействию определяется не столько его характером, сколько спецификой той возрастной стадии развития, на которой ребенок находится. Чем ребенок меньше, тем явнее выступают на первый план признаки нарушения развития — дизонтогенеза. Чем раньше произошли поражения мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляются компоненты психического недоразвития. Кроме общего недоразвития в условиях болезни в процессе онтогенеза проявляются явления неустойчивости, асинхронии, когда своевременно не возникают необходимые связи отдельных систем. В таком случае могут появляться признаки изоляции, патологической акселерации, регресс некоторых психических функций. Такие изменения могут задерживать формирование новых психических процессов, затрудняя прогрессивные перестройки, которые необходимы для нормального развития.

К основным направлениям деятельности психолога при работе с аномальными детьми относятся в первую очередь следующие:

  • Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.
  • Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни.
  • Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение или устранение.
  • Проведение восстановительного обучения детей с нарушениями высших психических функций, таких как речь, мышление, чтение, счет, письмо, конструктивная деятельность, имеющих место при локальных поражениях мозга.

Биологические факторы аномалий: пороки развития мозга, генетические, внутриутробные нарушения, патология родов, интоксикации, травмы и др.

—          Время повреждения (чем раньше, тем хуже).

—          Локализация мозгового процесса.

—          Интенсивность поражения мозга.

Социально обусловленные факторы: педагогическая, микросоциальная запущенность, патохарактерологическое  формирование личности из-за длительных неблагоприятных условий воспитания, депривация (эмоциональная, сенсорная, двигательная, когнитивная, социальная).

Симптомы болезни:

— Негативные («выпадения»): снижение мышления, памяти, эмоциональной активности.

— Продуктивные: невротические симптомы, судорожные состояния, страхи, галлюцинации, бред.

В отечественной клинической психологии принята типология нарушенного развития Лебединского.

1.        Недоразвитие. Причина-остановка развития. Модель – Олигофрения (умственная отсталость). Этиология – эндогенная (генетическая, врожденные нарушения обмена аминокислот, солей, металлов, углеводов и жиров, патология хромосомного набора) и экзогенная (поражение мозга инфекциями, травмами, интоксикациями до рождения и в родах ). Первичный дефект – необратимое недоразвитие мозга в целом с преимущественной незрелостью КБП.

Вторичный дефект – недоразвитие восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы,мышления, незрелость личности.

Степень дефекта – очень легкая, легкая, средняя, тяжелая степень У.О.

Специфика – тотальность нервно-психического недоразвития, иерархичность.

Прогноз неблагоприятен.

2.      Задержанное развитие .Причина-остановка развития. Модель – Задержанное психическое развитие (ЗПР).

Этиология – конституциональные факторы, органическая недостаточность нервной системы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания.

Первичный дефект – сочетание незрелости эмоциональной и когнитивной сферы.

Вторичный дефект – недоразвитие произвольной регуляции, программирования и контроля.

Специфика – парциальность и мозаичность нарушений.

Прогноз благоприятен при правильном обучении и воспитании.

3.        Поврежденное развитие. Причина- поломка развития. Модель – Органическая деменция.

Этиология – нейроинфекции, интоксикации, травмы ЦНС, перенесенные в 2-3 года.

Первичный дефект – связан с различной локализацией повреждения (лобные доли).

Вторичный дефект – обусловлен особенностями первичного поражения.

Специфика – парциальность расстройств, полиморфизм структуры дефекта.

Прогноз  неблагоприятен (сочетание явлений регресса со стойкой фиксацией функций на более ранних этапах развития).

4.      Дефицитарное развитие. Причина- поломка развития.Модель – Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.

Этиология – эндогенные и экзогенные факторы.

Первичный дефект – нарушение зрения и слуха.

Вторичный дефект – задержка формирования общения, предметных представлений, недоразвитие эмоциональной сферы, компенсаторные механизмы, которые возникают, как приспособление к требованиям среды, особое развитие личности.

Специфика – зависит от модальности, времени, тяжести возникновения дефекта.

Прогноз благоприятен при правильной коррекции.

5.      Искаженное развитие. Причина- асинхрония развития. Моделью является ранний детский аутизм.

Этиология включает: внутриутробное поражение ЦНС, наследсвенные факторы, хронические психотравмирующие ситуации раннего детства.

Первичный дефект – на подкорковом уровене (нарушение витального аффекта, дефицит психического тонуса, внимания, аутостимуляция через стереотипии, отрицательные эмоции – страхи, тревога), на корковом уровне страдают гностические, речевые, двигательные сферы.

Вторичный дефект имеет место в нарушении психомоторики,  предметных действий, предметного внимания, восприятия, специфичность мышления, речи, слабость координации между мышлением и речью.

Спецификой искаженного развития является асинхрония формирования функций.

Прогноз благоприятен при своевременной и адекватной коррекции.

6.      Дисгармоническое развитие.Причина-асинхрония развития. Модели –патологическое формирование личности, психопатия, отклонение темпа полового созревания,невропатия.

Этиология – конституциональные, социальные, органические  факторы.

Первичный дефект – дизонтогенез эмоционально-личностной сферы.

Вторичный дефект – образование патологических черт характера, патологической личности.

Специфика  проявляется в дисгармонии между интеллектуальной и эмоциональной сферами.

Прогноз благоприятен при адекватных коррекции и воспитании.

Источник