Психология аномального развития ребенка как отрасль клинической психологии
Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дисонтогенеза . Дисонтогенез — любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .
Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .
Предмет– законы психического дисонтогенеза .
Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л,С Выготским , сформулировавшим принципы отражающие законы психического онтогенеза .
Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций.
Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ , в зависимости от характера повреждения функции , возможность формирования обходным путем .
Механизмы направления психической деятельности при дисонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме.
Психический дефект формирующийся в процессе дисонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни .
Задачи стоящие перед психологией аномального развития :
-Теоретические — Проблема нормы и патологии.
-Общепсихологические задачи — Выработка критериев для разграничения нормы и патологии.
Кроме того предпологается описание психологической структуры нормы. Изучая возможные дисциплины возможно описание психологической структуры нормы , это возможно через отрицание отклонений. Но это до сих пор актуальная задача .
Задача трансформации критериев , дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития .
Выделение специфических законов , механизмов формирования нарушений психики . Существуют единые законы развития для аномального и нормального развития , но есть специфичные закономерности для аномалий развития . Общие механизмы : нарушение функций общения , нарушение процесса социализации , нарушение усвоения универсальных социальных знаний . Общие закономерности действуют при всех типах дисонтогенеза . Есть специфические закономерности , характерные для определенного вида дисонтогенеза .
Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дисонтогенеза. В структуре дефекта выяснение соотношения первичных и вторичных составляющих .
Практические –
4)Клинико-диагностическая — описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик .
Воздействие – коррекция отклонений в развитии.
Экспертная оценка , оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик .
Психология аномального развития и другие отрасли психологии, науки .
Место психологии аномального развития .
Дисциплина наиболее связана с другими отраслями клинической психологии , нейропсихологией , психосоматикой , патопсихологией детского возраста.Связь с возрастной психологией , психологической педагогикой – то есть другие области , изучающие онтогенез . Область междисциплинарного исследования – медицина , психиатрия , невро- и психопатология детского возраста . Педагогика , социология , этнология , дефектология ( сурдо и тифло- педагогика ).
Психология аномального развития тесно связана с другими науками изучающими аномальное развитие , это имеет историческую обусловленность и корнями уходит в психиатрию и дефектологию .
Источник
1
Психология аномального развития как отрасль клинической психологии
2
Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дизонтогенеза Дизонтогенез — любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития. Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка. Предмет – законы психического дизонтогенеза
3
Методологические основы психологии аномального развития (Л.С. Выготский) Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций. Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ, в зависимости от характера повреждения функции, возможность формирования обходным путем. Механизмы направления психической деятельности при дизонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме. Психический дефект, формирующийся в процессе дизонтогенеза, имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни.
4
Задачи стоящие перед психологией аномального развития : Теоретические — Выработка критериев для разграничения нормы и патологии. Задача трансформации критериев, дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития. Выделение специфических законов, механизмов формирования нарушений психики. Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дизонтогенеза. В структуре дефекта выяснение соотношения первичных и вторичных составляющих. Практические – Клинико- диагностическая — описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик. Воздействие – коррекция отклонений в развитии. Экспертная оценка, оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик.
5
ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА 1. биологические Эндогенные, изначально существующие внутри нервной системы. Генетические аномалии и наследственные заболевания 2. социальные Экзогенные внешние по отношению к нервной системе
6
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА Ведущими являются генетически обусловленные нарушения: –возникновение вследствие генных мутаций, хромосомных аберраций и наследование гена определенного заболевания (гемофилия, дальтонизм, предрасположенность к соматическим заболеваниям, к невротическим расстройствам, к психическим заболеваниям, маниакально- депрессивному психозу, шизофрении). –существует наследственная предрасположенность к алкоголизму, гипертонической болезни, сахарному диабету, бронхиальной астме.
7
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ ПРИВОДЯЩИЕ К ОТСТАВАНИЮ В РАЗВИТИИ Патология хромосомного набора. Поломка одного из генов может привести к обменным заболеваниям приводящих к умственной отсталости. Недоразвитие головного мозга. До пятисот вариантов олигофрении связаны с генетическими заболеваниями. Внутриутробные нарушения: токсикоз беременности, острые и хронические вирусные заболевания матери (краснуха), паразитарные инфекции (мононуклеоз, токсоплазмоз, эхинококкоз), сифилис. Обострение хронических заболеваний матери, особенно эндокринные, патология сердечно-сосудистой и мочевыделительных систем. Интоксикация матери в период беременности: алкогольное, наркотическое отравление, медикаментозное воздействие неправильно употребляемых препаратов, воздействие токсических веществ. Радиационное и рентгеновское излучение. Механическое и травматическое повреждение плода, отслойка плаценты. Несовместимость крови плода и матери.
8
ФАКТОР НАТАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ отклонение от нормального течения родов: стремительные роды, задержанные роды, родовая травма (гематома, сдавливание мягких хрящей, кривошея) неблагоприятное течение родовой деятельности недоношенность, переношенность. неправильное предлежание плода. обвитие пуповиной (асфиксия) наложение щипцов, вакуум, выдавливание, кесарево сечение. преждевременное излитие околоплодных вод неоправданное применение медикаментозных препаратов стимулирующих, тормозящих родовую деятельность.
9
ПОСТНАТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ Инфекция матери может привести к нейроинфекции ребенка (корь, скарлатина, краснуха, дифтерия), постпрививочные нейроинфекции. Интоксикация. Черепно-мозговая травма. Опухоли головного мозга. Хронические соматические заболевания (врожденный порок сердца, патология желудочно–кишечного тракта, дыхательной системы, эндокринной системы).
10
Три варианта развития в соответствии с динамикой болезненного процесса дизонтогенез связан с относительно стабильным патологическим состоянием нервной системы дизонтогенез разворачивается на фоне прогрессирующего заболевания, динамика заболевания носит прогредиентный характер период после перенесенного острого заболевания, воздействия вредности. Купирование болезненных проявлений ведет к улучшению состояния.
11
Три параметра, фактора, определяющих тяжесть состояния (Лебединский) ЧЕМ РАНЬШЕ ПРОИЗОШЛО ВЛИЯНИЕ ВРЕДНОСТИ, ТЕМ ТЯЖЕЛЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
12
Проявление этого закона: Одно и тоже нарушение развития может возникать в результате разных причин, действующих в один и тот же период развития. Одна и та же причина может привести к разным последствиям, действуя на разных этапах онтогенеза. Мозговая локализация процесса и его распространенность. Последствия различны от повреждения структур разных блоков. Интенсивность повреждения организующего поражение головного мозга, в детском возрасте ведут к повреждению одних и недоразвитию других систем, функционально связанных с поврежденной структурой.
13
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРА ДИЗОНТОГЕНЕЗА депривация — длительное лишение возможности удовлетворения какой либо потребности сенсорная депривация — лишение возможности получения информации. двигательная депривация – лишение возможности оптимального двигательного развития эмоциональная депривация – лишение возможности установления оптимального эмоционального контакта с окружающими когнитивная депривация – лишение возможности получать знания, усваивать опыт, приобретать навыки социальная депривация
14
Депривационные условия 1. Внешние причины: Ситуация крайней изоляции ребенка Госпитализм Депривация развивается при условии нахождения в семье, но когда близкие не могут обеспечить нормальное развитие ребенка Наличие сенсорных дефектов у ребенка 2. Внутренние причины: Индивидуально типологические особенности и свойства Возраст ребенка, чем раньше происходит депривация, тем тяжелее последствия.
15
Четыре уровня нервно-психического реагирования у детей и подростков (Ковалев) 1) Уровень соматовегетативных проявлений от 0 – до 3 х лет. 2) уровень психомоторного реагирования от 4 х – до 7 и лет. 3) уровень аффективного реагирования от 8 – до 12 лет. 4) уровень эмоционально –идеаторного реагирования от 13 – до 16 лет.
16
Первый уровень характеризуется: Нарушения цикла сон-бодрствование, персеверации сна, изменение питания. Неврологическая рвота, понос, запор. Проявления незрелости вегетативной нервной системы, на фоне повышения температуры могут быть судороги и галлюцинации.
17
Второй уровень характеризуется: Симптоматика в моторной сфере: тики, заикание, гиперкинезы, повышенная психомоторная возбудимость, негативизм.
18
Третий уровень характеризуется: Эмоциональной лабильностью, агрессивностью, негативизмом. Появлением страхов. Проявления эмоционального реагирования характеризуется половым различием.
19
Патологические реакции пубертатного возраста: Сверх-ценные идеи, интересы, метафизическая, философская интоксикация. Иппохондрические идеи, выискивание у себя проявлений нездоровья, идеи мнимого уродства – дисморфофобия. Патологические реакции: протеста, аппозиции, эмансипации. Аффект неустойчив, агрессивность.
20
Профиль психического развития аномального ребенка Характеризуется взаимодействием между первичным и вторичным дефектом. Первичный дефект напрямую связаны с биологическим характером болезни; вторичные дефекты возникают в процессе аномального социального развития. Механизмы формирования вторичного дефекта: 1) вторично не до развиваются те функции, которые непосредственно связанны с поврежденной. 2) характерен для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сенситивном периоде. Чем дальше функция от первично поврежденной, тем она сохраннее. Чем сложнее психическая функция, чем больше звеньев она в себя включает, тем больше проявлений вторичного нарушения.
Источник
Психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения, а также вневрачебная помощь трудным детям является одной из важнейших задач современной практической психологии. Исследование ребенка, имеющего отклонения в развитии предполагает психологическую квалификацию основных психических расстройств, их степени выраженности и структуры. При оценке нарушений развития у детей также учитывают и отклонения от той стадии возрастного развития, к которой относится ребенок (особенности дизонтогенеза, который вызван болезненным процессом,его последствиями).
У детей чувствительность определенных сторон психики к вредоносному воздействию определяется не столько его характером, сколько спецификой той возрастной стадии развития, на которой ребенок находится. Чем ребенок меньше, тем явнее выступают на первый план признаки нарушения развития — дизонтогенеза. Чем раньше произошли поражения мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляются компоненты психического недоразвития. Кроме общего недоразвития в условиях болезни в процессе онтогенеза проявляются явления неустойчивости, асинхронии, когда своевременно не возникают необходимые связи отдельных систем. В таком случае могут появляться признаки изоляции, патологической акселерации, регресс некоторых психических функций. Такие изменения могут задерживать формирование новых психических процессов, затрудняя прогрессивные перестройки, которые необходимы для нормального развития.
К основным направлениям деятельности психолога при работе с аномальными детьми относятся в первую очередь следующие:
- Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.
- Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни.
- Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение или устранение.
- Проведение восстановительного обучения детей с нарушениями высших психических функций, таких как речь, мышление, чтение, счет, письмо, конструктивная деятельность, имеющих место при локальных поражениях мозга.
Биологические факторы аномалий: пороки развития мозга, генетические, внутриутробные нарушения, патология родов, интоксикации, травмы и др.
— Время повреждения (чем раньше, тем хуже).
— Локализация мозгового процесса.
— Интенсивность поражения мозга.
Социально обусловленные факторы: педагогическая, микросоциальная запущенность, патохарактерологическое формирование личности из-за длительных неблагоприятных условий воспитания, депривация (эмоциональная, сенсорная, двигательная, когнитивная, социальная).
Симптомы болезни:
— Негативные («выпадения»): снижение мышления, памяти, эмоциональной активности.
— Продуктивные: невротические симптомы, судорожные состояния, страхи, галлюцинации, бред.
В отечественной клинической психологии принята типология нарушенного развития Лебединского.
1. Недоразвитие. Причина-остановка развития. Модель – Олигофрения (умственная отсталость). Этиология – эндогенная (генетическая, врожденные нарушения обмена аминокислот, солей, металлов, углеводов и жиров, патология хромосомного набора) и экзогенная (поражение мозга инфекциями, травмами, интоксикациями до рождения и в родах ). Первичный дефект – необратимое недоразвитие мозга в целом с преимущественной незрелостью КБП.
Вторичный дефект – недоразвитие восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы,мышления, незрелость личности.
Степень дефекта – очень легкая, легкая, средняя, тяжелая степень У.О.
Специфика – тотальность нервно-психического недоразвития, иерархичность.
Прогноз неблагоприятен.
2. Задержанное развитие .Причина-остановка развития. Модель – Задержанное психическое развитие (ЗПР).
Этиология – конституциональные факторы, органическая недостаточность нервной системы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания.
Первичный дефект – сочетание незрелости эмоциональной и когнитивной сферы.
Вторичный дефект – недоразвитие произвольной регуляции, программирования и контроля.
Специфика – парциальность и мозаичность нарушений.
Прогноз благоприятен при правильном обучении и воспитании.
3. Поврежденное развитие. Причина- поломка развития. Модель – Органическая деменция.
Этиология – нейроинфекции, интоксикации, травмы ЦНС, перенесенные в 2-3 года.
Первичный дефект – связан с различной локализацией повреждения (лобные доли).
Вторичный дефект – обусловлен особенностями первичного поражения.
Специфика – парциальность расстройств, полиморфизм структуры дефекта.
Прогноз неблагоприятен (сочетание явлений регресса со стойкой фиксацией функций на более ранних этапах развития).
4. Дефицитарное развитие. Причина- поломка развития.Модель – Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.
Этиология – эндогенные и экзогенные факторы.
Первичный дефект – нарушение зрения и слуха.
Вторичный дефект – задержка формирования общения, предметных представлений, недоразвитие эмоциональной сферы, компенсаторные механизмы, которые возникают, как приспособление к требованиям среды, особое развитие личности.
Специфика – зависит от модальности, времени, тяжести возникновения дефекта.
Прогноз благоприятен при правильной коррекции.
5. Искаженное развитие. Причина- асинхрония развития. Моделью является ранний детский аутизм.
Этиология включает: внутриутробное поражение ЦНС, наследсвенные факторы, хронические психотравмирующие ситуации раннего детства.
Первичный дефект – на подкорковом уровене (нарушение витального аффекта, дефицит психического тонуса, внимания, аутостимуляция через стереотипии, отрицательные эмоции – страхи, тревога), на корковом уровне страдают гностические, речевые, двигательные сферы.
Вторичный дефект имеет место в нарушении психомоторики, предметных действий, предметного внимания, восприятия, специфичность мышления, речи, слабость координации между мышлением и речью.
Спецификой искаженного развития является асинхрония формирования функций.
Прогноз благоприятен при своевременной и адекватной коррекции.
6. Дисгармоническое развитие.Причина-асинхрония развития. Модели –патологическое формирование личности, психопатия, отклонение темпа полового созревания,невропатия.
Этиология – конституциональные, социальные, органические факторы.
Первичный дефект – дизонтогенез эмоционально-личностной сферы.
Вторичный дефект – образование патологических черт характера, патологической личности.
Специфика проявляется в дисгармонии между интеллектуальной и эмоциональной сферами.
Прогноз благоприятен при адекватных коррекции и воспитании.
Источник